Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

11 декабря 2006 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете, что на днях я встречался с руководителями политических партий, основных политических партий, в том числе даже тех, которые не представлены сегодня в парламенте, тем не менее присутствующих на политической сцене страны. И обсуждали мы проблемы, связанные с борьбой с экстремизмом.

В этой связи я попросил сегодня коллег из Правительства подойти в более широком составе, чем обычно. Хотел бы с вами поделиться результатами нашей встречи и наметить конкретные действия по реализации тех договоренностей, которые были достигнуты в ходе консультаций с представителями политических партий России.

Первое. Считаю необходимым поручить Минздраву, Министерству образования и науки, Минрегиону, МВД разработать программу поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.

Я уже об этом говорил совсем недавно в Кремле на встрече с представителями правоохранительных органов. Считаю, что мы должны создать специальную государственную программу. Прошу больше не затягивать. Уже несколько раз мы возвращаемся к этому вопросу. И все названные мною ведомства – если нужно, Михаил Ефимович (обращаясь к М.Фрадкову), подключите, пожалуйста, и других наших коллег, должны принять самое активное участие в разработке этой программы. Разумеется, нужно включать в совместную работу и региональные власти.

Не менее важно подумать и о таких направлениях, как молодежная политика в целом, – это, конечно, темы связанные, но все‑таки отдельные. Здесь очень важна позиция ведомств, которые занимаются организацией спорта, опять же образования и так далее. В этой связи прошу и экономический блок не забывать о необходимости финансирования всех проектов, которые разработаны и которые должны осуществляться. И если вы посчитаете возможным – а думаю, что это лишним бы не было – можно было бы подумать и на тему дополнительной поддержки этого направления деятельности.

Герман Оскарович [Греф] расскажет чуть позднее о создании рекреационных зон. Это в целом действия в том же направлении.

Второе. На встрече с политическими партиями звучало от наших коллег предложение об ужесточении ответственности за преступления, совершаемые на национальной почве, и за преступления, которые мы относим к категории экстремистских. Просил бы Правительство подумать над этими предложениями и сформулировать вашу позицию. Это касается не только МВД, но и Минюста, и правительственных экспертов.

Вновь и вновь поднимаются вопросы о необходимости более эффективно использовать наши возможности по линии министерства культуры, по линии творческих объединений, творческой интеллигенции, средств массовой информации. И это перечисление не по важности: средства массовой информации по важности, может быть, на первом месте. Поэтому нужно разработать соответствующие программы. Это не значит, что нужно что‑то запрещать. Нужно самим более активно действовать в средствах массовой информации, продвигать необходимые программы, идеи, инициировать мероприятия и соответствующим образом освещать их в средствах массовой информации.

Работа с национальными диаспорами. Это касается сразу нескольких ведомств, прежде всего, конечно, миграционной службы Министерства внутренних дел, но не только. Без поддержки других ведомств Министерство внутренних дел одно вряд ли наладит эту работу эффективным образом. Рашид Гумарович (обращаясь к Р.Нургалиеву), попрошу Вас подготовить отдельную программу по работе с диаспорами и согласовать это с коллегами, включив их в совместную работу.

Р.Нургалиев: Есть, Владимир Владимирович.

В.Путин: Я назвал только самое главное, о чем мы говорили с представителями политических партий. Надеюсь на вашу активную позицию и уверен, что предложения, которые вы сформулируете, затронут более широкий круг проблем и вопросов, непосредственно связанных с решением задач по борьбе с экстремизмом в стране.

Теперь давайте перейдем к текущей работе.

Я уже упомянул об особых экономических зонах по развитию туризма. Герман Оскарович, пожалуйста, скажите несколько слов.

Г.Греф: В соответствии с принятыми Государственной Думой поправками к закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» мы объявили конкурс на отбор зон туристско-рекреационного типа. И на прошлой неделе были подведены итоги этого конкурса. Всего на конкурс было подано свыше 50 заявок на создание особых экономических зон, отобрано 28 заявок, которые соответствовали всем критериям. И на втором этапе оценивались уже наиболее перспективные зоны и наиболее подготовленные, в которых есть проработанные концепции.

В основу отбора были положены туристический потенциал, потенциал территории, раскрученность соответствующих брендов, которые имеют место на этих территориях, и подготовленность предложений субъектов Федерации. В том числе мы учитывали, что эти зоны дают самый большой мультипликативный эффект с точки зрения создания новых рабочих мест, потому что туризм – это единственная отрасль экономики, которая дает такое количество рабочих мест. Это попытка связать, с одной стороны, наиболее посещаемые, наиболее массовые места с приданием этого статуса. С другой стороны – это попытка развить новые места для посещения, которые еще на сегодняшний день не имеют такой развитой туристической инфраструктуры.

По результатам было отобрано семь территорий: две – в районе озера Байкал, это с одной стороны Байкала – Иркутская область, и с другой стороны – Бурятия; две территории на Алтае – Алтайский край и Республика Горный Алтай; две территории на юге Российской Федерации – это Ставропольский край, Кавказские Минеральные Воды; одна территория – Краснодарский край (Черноморское побережье). И седьмая территория – это город Калининград, Калининградская область (несколько территорий вдоль Балтийского моря).

Сейчас идет оформление документов. Мы в конце прошлой недели представили эти документы на утверждение в Правительство Российской Федерации. Предварительно мы этот вопрос, конечно, прорабатывали в Правительстве и получили согласие на такое количество особых зон. Мы хотели изначально сделать в порядке эксперимента только несколько территорий, но в конечном итоге пришли к выводу, что, наверное, уже на первом этапе нужно остановиться на всех этих территориях. И в течение следующего года в качестве главной задачи – и деньги на это предусмотрены в федеральном бюджете – предусмотреть создание очень ясных, инвестиционно привлекательных концепций по развитию этих территорий, а начиная с 2008 года – уже финансировать соответствующую инфраструктуру.

Закон о статусе особых рекреационных зон не предусматривает налоговых и иных льгот на федеральном уровне. Их могут предоставлять только субъекты Федерации. Но мы видим в качестве главной задачи – концептуальную разработку и помощь в развитии соответствующей инфраструктуры: портов, аэропортов, дорог, инженерной инфраструктуры. В течение этого года по каждой зоне должны быть приняты планы и программы развития, утверждена концепция, а с 2008 года мы начнем работу.

В.ПУТИН В.В.: Сколько предполагалось сначала этих зон?

Г.Греф: Мы предполагали сделать две-три зоны.

В.Путин: А получается?

Г.Греф: Получается семь.

В.Путин: Алексей Леонидович (обращаясь к А.Кудрину), согласовано по финансированию?

А.Кудрин: Объем финансирования, который предполагается, пока еще не учтен в трехлетнем плане, но это в рамках общих объемов, планируемых на инвестиции, должно быть, конечно, учтено впоследствии.

В.Путин: У нас есть программа по борьбе с беспризорностью, с безнадзорностью, да, Михаил Юрьевич (обращаясь к М.Зурабову)? Как финансируется это направление?

М.Зурабов: За последние несколько лет определенных успехов в этой сфере удалось добиться. Это, конечно, не означает, что задача, которую Вы сейчас поставили, открывая это совещание, простая и проблем по разработке и согласованию этой программы у нас не возникнет. Предполагаю, что такие проблемы, скорее всего, появятся. И то, что за последние годы у нас количество семей и детей, находящихся в социально опасном положении, сократилось приблизительно на треть, это в целом результат того, что экономическая ситуация в стране неплохо развивалась, и результат того, что доходы населения росли.

На сегодняшний день у федерального Правительства имеются в этой сфере такие инструменты, как: прежде всего, программа «Дети России» со специальной подпрограммой, связанной с мерами поддержки семьи, детей, находящихся в социально опасном положении, и программа борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. Финансирование по этой программе составляет на будущий год порядка 600 миллионов рублей, и приблизительно такая же сумма у нас предусмотрена на расходы, связанные с трудоустройством подростков в течение летних каникул и в другие периоды, в течение года.

Но основная ключевая проблема и, может быть, даже три проблемы, которые мы сегодня видим, – это прежде всего высокий масштаб безработицы среди молодежи и женщин, имеющих детей. В общем количестве зарегистрированных безработных эти две категории составляют более 89 процентов. И поэтому, наверное, нам три задачи надо решать в ближайшее время. Первое – разрабатывать комплекс действий в сфере занятости, особенно в контексте тех поручений, которые Вы дали в сфере трудовой миграции. Второй комплекс вопросов – это дальнейшее развитие системы государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде пособий, что мы уже и сейчас делаем, и на будущий год. Напомню, более 8 миллиардов рублей на эти цели направляется. И третье направление – это дальнейшее развитие сети социально-реабилитационных учреждений, которые занимаются проблемой профилактики и реабилитации соответствующих семей.

Вот в этом контексте мы будем работать, но финансирование в последние годы и на будущий год, конечно, у нас существенно увеличилось по сравнению с уровнем, который был достигнут в предшествующие годы буквально по всем направлениям. Прежде всего, это семейная политика, которую мы начали впервые разрабатывать системно впервые после того, как Вы соответствующее поручение дали в своем Послании.

В.Путин: То, что делается, это, может быть, и заметно для специалистов, да и на улице уже, наверное, можно заметить. Но, как мы с вами понимаем, совершенно недостаточно. Поэтому еще раз возвращаюсь к тому, с чего начал: нужна общенациональная государственная программа по работе с детьми, которые остались без попечения родителей. Здесь, вы знаете, проблема многогранная. Нужно работать и в центре, и на местах. И прошу самым серьезным образом к этому подойти, конечно, вместе с экономическим блоком, да и с другими коллегами, с тем чтобы усилия были объединены.

Алексей Леонидович, закончилась работа над бюджетом, так я понимаю?

А.Кудрин: Да, Владимир Владимирович. Бюджет окончательно принят парламентом. Он прошел верхнюю палату в пятницу. Конечно, по самому характеру Совета Федерации основные вопросы были связаны с межбюджетными отношениями, со сбалансированностью бюджетов субъектов, насколько те меры поддержки (как общие трансферты, так и какие‑то субвенции и субсидии) решают проблемы субъектов. Произошел заинтересованный разговор. Совет Федерации подавляющим большинством голосов утвердил. Кроме ключевых вопросов сбалансированности бюджетов субъектов я проинформировал, что только в конце этого года мы ожидаем незапланированные доходы в бюджетах субъектов, которые не планировались первоначально бюджетом, – больше 530 миллиардов рублей, включая муниципалитеты (больше 100 миллиардов рублей). Это, по сути, отвечает на многие вопросы в связи с тем, что требовалась дополнительная финансовая поддержка в муниципалитетах при их создании в этом году в рамках муниципальной реформы, и сейчас, по сути, возможности экономики позволили получить дополнительные доходы. Конечно, это связано и с тем, что мы также помогли из федерального бюджета: больше 60 миллиардов рублей в рамках поправок этого года направлено именно в субъекты Российской Федерации. И самая главная статья прироста следующего года – 251 миллиард – это поддержка субъектов.

Таким образом, мы сегодня ожидаем, что бюджеты следующего года субъектов Российской Федерации будут сбалансированными, причем большая сумма остатков останется на 1 января 2007 года. Дополнительные доходы, которые в этом году получены, не все будут использованы. В настоящий момент у субъектов Российской Федерации остатков на счетах больше 400 миллиардов рублей. Часть из них, конечно, потрачена будет в декабре, часть – останется и будет заделом для бюджетов следующего года. Таким образом, мы ожидаем позитивного развития событий в субъектах Российской Федерации.

В.Путин: Замечательно. Когда вы планируете закончить работу над следующим бюджетом?

А.Кудрин: Мы представили в Правительство график подготовки бюджета на 2008–2010 годы, на трехлетку. Этот график достаточно жесткий, поскольку он ускоряет и необходимость подготовки прогноза социально-экономического развития, всех основных предложений по налоговой политике с 2008 года, по долговой политике, по всем ФЦП [федеральным целевым программам]. Такой график сейчас находится на согласовании, мы ожидаем все‑таки завершения работы над бюджетом и его внесения до 30 апреля следующего года. Тогда мы успеем за два месяца – конечно, желательно с учетом изменения Бюджетного кодекса и перехода к рассмотрению бюджета не в четырех чтениях, а в трех чтениях. Тогда это нам также дает определенный резерв, и в первых числах июля следующего года такой бюджет может быть принят.

Сейчас у нас задача – рассмотреть в Правительстве вопросы Бюджетного кодекса и внести Бюджетный кодекс в Государственную Думу, чтобы он также до апреля или в первых числах апреля был принят. Тогда мы новую трехлетку сможем осуществлять уже на базе нового Бюджетного кодекса.

В.Путин: Очень рассчитываю на то, что эти планы будут реализованы.

А.Кудрин: Спасибо. Мы постараемся.

В.Путин: Сергей Викторович (обращаясь к С.Лаврову), Вы собираетесь в Латинскую Америку, расскажите, пожалуйста.

С.Лавров: Владимир Владимирович, как Вы и договаривались с президентами Лулой и Киршнером, на этой неделе планируется визит в Бразилию и Аргентину. Основное внимание будет уделено рассмотрению того, что еще необходимо сделать, чтобы ваши договоренности выполнялись в полном объеме, в том числе с точки зрения развития договорно-правовой базы с упором на создание условий для наращивания сотрудничества в сфере высоких технологий, в частности в космической сфере, с бразильцами. В обеих странах помимо встреч с руководством, с министрами иностранных дел будут контакты с предпринимателями по их просьбе. Мы расскажем о том, что у нас делается, какие возможности есть. Со всеми коллегами мы подготовили документы. В Бразилии планируется отдельная встреча с министрами иностранных дел стран, входящих в так называемое сообщество Южного конуса МЕРКОСУР, одно из перспективных интеграционных объединений, с которым у нас планируется подписание документа о развитии политического диалога и создании специального механизма в этих целях. Это отвечает нашей линии на то, чтобы с региональными группировками в Латинской Америке, как и в других частях света, развивать устойчивые партнерские отношения. Так что по возвращении доложу о результатах.

В.Путин: Хорошо.

Дмитрий Анатольевич (обращаясь к Д.Медведеву), приняты поправки к Градостроительному кодексу. Мы давно об этом говорили, имея в виду создание более благоприятных условий для решения жилищной проблемы. Прокомментируйте, пожалуйста.

Д.Медведев: Да, Владимир Владимирович, в соответствии с Вашими поручениями и ранее принятыми решениями Федеральное Собрание рассмотрело закон о внесении изменений в Градостроительный кодекс и иные законодательные акты для того, чтобы устранить существующие административные барьеры на пути жилищного строительства и способствовать увеличению жилищного строительства. Там пять основных позиций.

Первая – это создание единой государственной экспертизы документации объектов капитального строительства.

Вторая – это регулирование вопросов комплексной застройки уже застроенных территорий в тех случаях, когда в этом возникает необходимость.

В‑третьих, это очень важная мера: появляется возможность ипотеки муниципальных земельных участков под кредиты для осуществления инфраструктурных проектов. Это как раз тот инструмент, который может способствовать просто вовлечению денег банковских денег именно в эту сферу.

В‑четвертых, вовлекаются в оборот такие земельные участки, которые ранее были предоставлены по отдельным процедурам, так называемым предварительным согласованиям. Иными словами, собственнику придется принимать решения: или эти участки все‑таки использовать, или от них отказаться, чтобы они не лежали мертвым грузом.

И, наконец, пятое. Системная позиция касается земель сельхозназначения. Разграничиваться они должны будут по своей ценности, и те земли, которые не представляют особой ценности, должны быть переданы субъектам Федерации для того, чтобы они принимали оперативные решения по ведению жилищного строительства. Вот такие решения из этого закона вытекают.

В.Путин: Владимир Анатольевич (обращаясь к В.Яковлеву), Ваше ведомство удовлетворено этими поправками?

В.Яковлев: Я думаю, что на этом этапе – да, а в процессе работы могут возникать и другие вопросы. Сталкиваясь в этом году с [различными вопросами] по самой федеральной программе, мы поняли, что по части вопросов необходимо принимать решения в процессе. То же самое и с законом. В принципе на сегодняшний день мы удовлетворены.

В.Путин: Хорошо, спасибо.

Сергей Борисович (обращаясь к С.Иванову), у Вас должно состояться заседание Военно-промышленной комиссии.

С.Иванов: Сегодня во второй половине дня я провожу очередное заседание Военно-промышленной комиссии, где мы рассмотрим два основных вопроса, и оба связаны с космической деятельностью.

Первый вопрос – о стратегии развития ракетно-космической промышленности до 2015 года. В последнее время мы приняли много федеральных целевых программ, сразу несколько, направленных на развитие космической деятельности. И главная из них – на Правительстве уже рассмотрена – концепция развития ракетно-космической промышленности. Сегодня мы будем уже верстать конкретный план реализации этой концепции по годам, по срокам, конкретным исполнителям, ответственным. Общим планом, который мы сегодня хотим утвердить, будут заложены такие критерии: повышение объема производства в России ракетно-космической отрасли к 2010 году в 1,6 раза, а к 2015 году – в 2,2 раза.

Основная проблема, с которой я сталкиваюсь не только в этой сфере, а уже во всех областях ВПК и промышленности, – это, конечно, подготовка кадров. Все директора предприятий, крупных холдингов обращают на это внимание. Подготовка молодежи в ПТУ, в техникумах, подотовка на новой основе – поскольку ракетно-космическая отрасль это высокотехнологичная сфера – требует специальных знаний, инноваций. На этом мы рассчитываем сосредоточить свои усилия и помочь промышленности и в этом вопросе, а не только в плане финансирования, о чем обычно просят Правительство.

И второй вопрос – о ходе создания космического ракетного комплекса «Ангара». Это более специфический вопрос, на этот счет тоже существует отдельная федеральная целевая программа. Саму ракетную технику и космические аппараты изготавливает НПО Хруничева здесь, в Москве, а космодром и всю транспортную инфраструктуру мы строим на Плесецке (я Вам до этого уже докладывал). К концу 2009 года мы планируем полностью перевести на российскую территорию запуски космических аппаратов военного и двойного назначения, поскольку их будет становиться все больше и больше, я имею в виду – двойного назначения. Одновременно мы решим очень серьезную экологическую проблему, потому что все топливные ресурсы «Ангары» будут – вернее, уже заложены – на экологически чистом топливе.

В.Путин: Плесецк газифицировали?

С.Иванов: Я думаю, на этой неделе работы будут завершены. Причем это будет сделано на 3,5 года раньше того срока, который был утвержден в федеральной целевой программе. Здесь я хочу поблагодарить руководство «Газпрома», поскольку такими темпами нитки газопровода в российскую бытность не строились, это точно. Около 600 километров было пройдено за два года. И сейчас уже осуществляется разводка сети не только по городу Мирному, где живут военнослужащие, члены их семей, гражданские люди, но и по территории космодрома, в том числе на стартовой позиции «Ангары», которая сейчас строится.

В.Путин: Поскольку бюджетные средства были предусмотрены на больший срок, компания профинансировала это пока самостоятельно. Нужно будет своевременно компенсировать им затраты.

С.Иванов: И завтра, Владимир Владимирович, хотел бы доложить, я провожу первое заседание совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации – то, о чем мы Вам уже докладывали: она создана. И на повестке дня будет рассмотрение целого ряда важных первоочередных вопросов, по которым требуются оперативные решения. Это прежде всего выборы руководства корпорации, формирование и организация работы всех основных корпоративных органов управления. Кроме того, мы определим порядок финансирования самой корпорации и ее первоочередную деятельность. И завтра будет первое заседание совета директоров.

В.Путин: Хорошо. Потом расскажете, как прошло.

С.Иванов: Ответственные лица там будут назначены, структуры утверждены.

В.Путин: Рашид Гумарович (обращаясь к Р.Нургалиеву), Вы мне обещали, что к концу этого года в Чеченской Республике не останется ни одного военнослужащего, проходящего службу по призыву во внутренних войсках.

Р.Нургалиев: Военнослужащие внутренних войск МВД России, проходящие службу на территории Чеченской Республики, с 1 декабря полностью переведены на контрактную основу. Вчера лично выезжал в Чеченскую Республику, проверил наши новые формирования, в частности два полка оперативного назначения, дислоцированные в Гудермесе и в Урус-Мартане. Могу сказать, что в течение 11 месяцев этого года мы из Чеченской Республики вывели более шести тысяч военнослужащих, которые были там на временной основе. Сегодня группировка состоит из более чем 22 тысяч военнослужащих внутренних войск, и она, как правило, распределена таким образом: 46-я отдельная бригада оперативного назначения, военные комендатуры и отряды специального назначения. Владимир Владимирович, Ваше поручение выполнено. Сегодня все военнослужащие Чеченской Республики выполняют служебные и боевые задачи непосредственно на контрактной основе.

11 декабря 2006 года, Москва, Кремль