Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета Безопасности

20 декабря 2006 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассмотрим комплекс вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа.

К этой теме Совбез уже обращался в 2002 году. И тогда были приняты решения, позволившие снять наиболее острые проблемы. Наметился прирост валового регионального продукта, доходов населения. Есть позитивная динамика в развитии внешней торговли и привлечении иностранных инвестиций.

Между тем качественного изменения ситуации на Дальнем Востоке пока не произошло. Не удается переломить тенденции, ставшие для региона хроническими. Прежде всего это убыль населения, глубокие диспропорции в структуре производства и внешнеэкономических связей.

Дальний Восток слабо привязан к общероссийскому экономическому, информационному, транспортному пространству. Естественные конкурентные преимущества округа, включая транзитные коридоры, используются крайне неэффективно.

Сохраняется серьезное несоответствие между потенциальными возможностями округа и текущим состоянием его экономики и социальной сферы. И все это представляет серьезную угрозу для наших политических и экономических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для национальной безопасности – без всякого преувеличения, для национальной безопасности России в целом.

Во многом такое положение – результат отсутствия системного, комплексного взгляда на стратегическое планирование развития территорий. И в целом несовершенства нашей региональной политики.

Несомненно, нужно грамотно распорядиться нашими растущими политическими, организационными, прежде всего, экономическими ресурсами для развития регионов страны.

В этой связи совместной задачей и федеральной, и региональных властей остается выработка четкой, реалистичной линии действий. Речь должна идти о комплексной стратегии обустройства Дальнего Востока.

Думаю, что опыт подготовки и реализации такого, по сути «пилотного», проекта можно позднее использовать и при планировании программ для развития других территорий Российской Федерации.

Подчеркну: ключевая цель наших усилий – это не решение отдельных, пусть и очень важных экономических задач, а создание достойных условий для жизни и труда граждан.

Существенные усилия надо направить и на снятие инфраструктурных ограничений для социально-экономического подъема Дальнего Востока. Имею в виду развитие энергетики, коммунальной и приграничной инфраструктуры. И, конечно, транспортного комплекса, современных логистических и телекоммуникационных узлов.

Для реализации столь масштабных, капиталоемких проектов наряду с бюджетными средствами необходимо активно использовать механизмы частно-государственного партнерства, концессий, особых экономических зон. Важно дать толчок крупным инвестиционным проектам. Ими способны стать ТЭК, предприятия, экспортирующие природные ресурсы с высокой степенью переработки, а также модернизированный оборонно-промышленный комплекс, центры инноваций и высоких технологий.

В целом необходимо серьезно работать над созданием в округе благоприятной деловой среды. Возможно, следует подумать также о совершенствовании тарифной и налоговой политики.

Экономическое пространство Дальнего Востока нужно надежно защитить от давления организованной преступности и коррупции. Надо оперативно принять меры по повышению результативности работы правоохранительных сил в округе. Рассчитываю здесь на заинтересованное сотрудничество федеральных и региональных властей. Примеры эффективной региональной работы у нас есть, в частности, в Сибири. Там, вы знаете, уже достаточно долго проводится так называемая операция «Энергия», огромное количество средств возвращено государству, большое число людей, нарушивших закон, привлечены к ответственности. Ничего не мешает так же комплексно работать и на Дальнем Востоке.

Прошу также обратить особое внимание на разработку комплексных мер по охране окружающей среды, мониторингу использования природных ресурсов.

В конечном счете все наши планы должны быть ориентированы на то, чтобы Дальний Восток стал удобным, привлекательным местом для жизни людей. И потому здесь важно все: и решение проблемы жилья, и газификация, и развитие сферы медицинских, культурных, спортивных услуг.

При этом хочу подчеркнуть особо: задача привлечения и закрепления на Дальнем Востоке трудоспособного населения должна решаться прежде всего на основе реализации крупных экономических проектов и создания в регионе новых рабочих мест.

Безусловно, масштаб предстоящей работы по развитию Дальнего Востока предполагает четкое определение ресурсов для решения поставленных задач. Думаю, сегодня есть смысл обсудить эти вопросы. Прежде всего с точки зрения повышения эффективности использования выделяемых средств и масштабного привлечения внебюджетных источников для развития Дальнего Востока.

И, наконец, все наши шаги по подъему Дальнего Востока нуждаются в сильном внешнеполитическом сопровождении. Здесь следует ориентироваться на эффективное участие в региональных интеграционных процессах, на углубление двусторонних связей и приграничного сотрудничества с соседними государствами.

В заключение еще раз подчеркну: одним из решающих факторов успешного развития Дальнего Востока считаю повышение координации усилий всех уровней власти, местного самоуправления, федеральных органов власти, региональных.

В этих целях считаю необходимым создание государственной Комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Об этом поговорим в ходе нашей сегодняшней встречи.

20 декабря 2006 года, Москва, Кремль