Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

15 января 2007 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу прежде всего поблагодарить Правительство за результаты переговоров с нашими белорусскими коллегами. Достигнуты приемлемые компромиссы для обеих сторон.

Хочу отметить, что главным итогом этих переговоров является переход к рыночным отношениям с нашими белорусскими партнерами, прежде всего в энергетической сфере. И, думаю, для экспертов это понятно: это мягкий, приемлемый для наших партнеров переход, который будет происходить постепенно в течение нескольких лет. Но переход на новые принципы в строительстве этих отношений зафиксирован в документах, и это является самым главным.

Что касается цифр, напомню, что прямая либо скрытая поддержка белорусской экономики будет продолжаться Россией на протяжении длительного времени, хотя, конечно, она начиная с этого года значительно сократится.

Итак, что касается цифр, напомню: по газу эта поддержка будет измеряться цифрой примерно 3,3 млрд долларов, а по нефти и нефтепродуктам эта цифра составит 2,5 млрд долларов, причем вторая цифра посчитана точно и согласована с белорусской стороной.

Итак, 5,8 млрд долларов только на энергоносителях – это поддержка белорусской экономики в 2007 году.

Если мы вспомним, что, по данным нашего Минфина, весь бюджет Белоруссии в 2007 году в долларовом эквиваленте составляет около 14 млрд долларов, то наша поддержка выражается в цифре примерно 41 процент от этой цифры. Согласимся, что это много, но это, еще раз повторю, плата России за спокойный, мягкий союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа.

И хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этой непростой работе. Давайте будем относиться к этому по‑серьезному, по‑взрослому, без суеты и эмоций. Так, как происходили переговоры, так нужно и добиваться осуществления достигнутых договоренностей.

Теперь по некоторым другим текущим вопросам.

(Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович, на этой неделе Вы докладываете Правительству о рекреационных зонах. Расскажите, пожалуйста, о подготовленных решениях.

Г.Греф: Владимир Владимирович, мы в конце прошлого года во исполнение поправок в федеральный закон об особых экономических зонах объявили конкурс среди субъектов Российской Федерации на создание туристическо-рекреационных зон в Российской Федерации, и в конечном итоге на второй стадии конкурса участвовало 28 субъектов Федерации, из которых в результате работы экспертов было отобрано семь территорий, на которых предполагается создание зон туристическо-рекреационного типа. Это Калининградская область, побережье Балтийского моря, это Краснодарский край, Черноморское побережье, это Ставропольский край, Кавминводы, там предполагается практически в районе каждого из курортных городов развивать новые территории для создания международного уровня туристических объектов, этнографических музеев, спортивных объектов, оздоровительных объектов и так далее.

В.Путин: Каких музеев? Этнографических?

Г.Греф: Да, этнографических. Там очень богатая история, территория. К сожалению, очень мало пока проведено научных исследований и создано исторических объектов, там проходил и Великий шелковый путь. Предполагается, что доля такого этнографического и научного туризма будет там очень высока.

В.Путин: Объекты показа, конечно, очень важны для развития туризма, но все‑таки главное богатство – это минеральная вода.

Г.Греф: Конечно, это минеральные воды, оздоровление. Предполагается, конечно, в первую очередь задействование и развитие новых источников минеральных вод и возможность создания полноценной инфраструктуры для того, чтобы можно было и российским туристам, и туристам из‑за рубежа получить там полноценный сервис.

Две особые экономические зоны на Алтае – это Алтайский край и Республика Алтай. Мы предполагаем, что инфраструктура будет создана общая, это в первую очередь и развитие аэропорта «Барнаул», и развитие аэропорта «Горно-Алтайск», и строительство дорог, и воссоздание очень важной транзитной магистрали Чуйский тракт, и развитие двух территорий (мы также поможем развить инфраструктуру), развитие концептуального подхода и затем привлечение частных инвестиций в строительство самих туристических, культурных и оздоровительных объектов.

И третья точка – это озеро Байкал. Также предполагаются в районе озера Байкал особые зоны.

В.Путин: Где, в каком месте?

Г.Греф: С одной стороны, со стороны Республики Бурятия – это как раз наиболее значимый с точки зрения сохранения природного потенциала район и, к сожалению, на сей момент очень плохо развитый. Там практически нет инфраструктуры. Сегодня дорога в 250 километров до этого места занимает примерно 3,5 часа езды на автомобиле, и мы в бюджете 2006 года и сейчас закладываем средства в строительство инфраструктуры, создание электроэнергетических мощностей и строительство дороги.

И предполагается создание там полноценной зоны отдыха, оздоровительной зоны со строительством горнолыжного курорта по эту сторону Байкала. И на другой стороне Байкала, со стороны Иркутской области, также предполагается создание полноценной инфраструктуры. Уже на сегодняшний день сделано достаточно много, думаю, что мы сумеем просто во многом помочь уже в развитии существующих двух городов и создать полноценную инфраструктуру, создать концепцию дальнейшего развития до 2020 года полноценной туристической инфраструктуры. Также предполагается создание горнолыжного курорта и строительство оздоровительных объектов на источниках, которые там обнаружены.

Мы в качестве задачи, если Правительство одобрит и примет соответствующее решение, предполагаем, что 2007 год мы потратим на то, чтобы совместно с субъектами Федерации окончательно сформировать концепцию и программу совместных действий со стороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по созданию полноценных курортных и туристических объектов там. И начиная с 2008 года мы будем помогать субъектам Федерации в инвестировании и создании инфраструктуры там.

В.Путин: Хорошо. Сколько Вы не удовлетворили заявок, много?

Г.Греф: Да, Владимир Владимирович. Но мы считаем, что те заявки, которые вошли во второй этап, 28 заявок, они все заслуживали серьезного внимания и оценки, и субъекты Федерации, надо сказать, к этому конкурсу на туристические зоны подошли очень ответственно. Это был тяжелейший выбор. Была создана экспертная комиссия. Мы привлекли независимых экспертов. В конкурсной комиссии участвовали представители парламента, Совета Федерации, Государственной Думы, и был очень тяжелый выбор. Мы вообще предполагали создать три или четыре зоны, но из семи зон мы не смогли сделать выбор, отобрать три территории, поэтому я обратился с просьбой к Председателю Правительства оценить нашу возможность принять решение по семи зонам. Мы сделали максимально детальные для этого этапа расчеты по денежным вложениям. В конечном итоге Михаил Ефимович [Фрадков] одобрил семь зон. Мы на первом этапе создадим эти семь зон. Мы предполагаем, что в течение двух-трех лет закончим работу по формированию облика этих зон, и дальше можно будет провести еще один конкурс.

В.Путин: Хорошо.

(Обращаясь к Д.Медведеву.) Дмитрий Анатольевич, Вы в Ростов собираетесь, да? Насколько проработан вопрос по Ростовскому университету?

Д.Медведев: Да, Владимир Владимирович, в рамках национальных проектов было принято решение об образовании двух новых вузов: один из них – Сибирский федеральный университет, второй – Южный федеральный университет. В Сибирском округе в прошлом году проверка состояния дел показала, что университет готов к работе и приступил к реальной деятельности уже как новая организация. Теперь такая же командировка предполагается в Ростов-на-Дону для того, чтобы посмотреть готовность к работе нового университета. Решение о его создании уже принято. Посмотреть на состояние укомплектованности профессорско-преподавательскими кадрами этого нового учебного заведения и поговорить о вопросах финансирования, потому что, помимо бюджетных источников, мы полагаем, что новые университеты должны активно использовать возможности привлечения внебюджетных средств в рамках так называемого целевого капитала, закон о котором был принят в конце прошлого года. Вот это тот перечень вопросов, который необходимо будет посмотреть во время командировки в Ростов-на-Дону.

Кроме того, мне бы хотелось посмотреть еще и организацию работы по выплатам в рамках демографического проекта, потому что такие выплаты должны начаться с февраля, и надо посмотреть, как регионы к этому готовы.

В.Путин: Как будет формироваться этот целевой капитал? Здесь Вы не видите никаких проблем?

Д.Медведев: Владимир Владимирович, в соответствии с этим законом целевой капитал создается при университетах, при образовательных учреждениях, при организациях культуры за счет средств пожертвований, и, по сути, это особая форма дара, которая может использоваться социальными организациями для того, чтобы получать дополнительные источники финансирования.

Мы считаем, что такого рода использование средств должно направляться на основные цели деятельности соответствующего учебного заведения и в этом смысле расходоваться по его уставным задачам. Практика покажет, насколько эффективно будет работать этот институт. В других странах он работает неплохо.

В.Путин: Посмотрим.

(Обращаясь к А.Жукову.) Александр Дмитриевич, готовится постановление Правительства, в уже достаточно высокой степени проработки находятся документы по поводу переселения соотечественников, в 2007 году расходы федерального бюджета предусмотрены уже в законе о бюджете. Несколько слов, пожалуйста, по этому поводу.

А.Жуков: Да, Владимир Владимирович, действительно, нам во исполнение утвержденной Вашим указом государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, которые проживают за рубежом, сейчас Правительством подготовлены, я думаю, сегодня уже будут приняты два решения.

Первое касается утверждения правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам госпрограммы. И, в частности, этим проектом постановления предусмотрено, что это единовременное пособие будет выплачиваться собственно лицу переселяющемуся в размере 60 тыс. рублей и по 20 тыс. рублей на каждого члена семьи. Это касается людей, наших соотечественников, которые будут переселяться на территории вселения категории «А». Это территории стратегически важных для России приграничных наших территорий. Для категории «Б», это территория, которая нуждается в дополнительной рабочей силе, и там, где будут реализовываться крупные инвестиционные объекты, размер этого пособия составляет 40 тыс. рублей на участника и 15 тысяч на каждого члена семьи.

Второе постановление касается выплаты участникам госпрограммы ежемесячного пособия при отсутствии у них дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, то есть те, кто только что приехал, еще не успел устроиться на работу. Им предполагается в течение шести месяцев выплачивать пособие в размере 50 процентов от прожиточного минимума, установленного на данной территории, то есть в данном субъекте Федерации. В данном случае эти выплаты касаются только территории вселения категории «А», то есть в стратегически важных приграничных территориях. На наш взгляд, два этих решения помогут нам существенно продвинуться в реализации государственной программы по переселению наших соотечественников.

В.Путин: Неплохо. Я хочу напомнить принципы, которыми мы должны руководствоваться при осуществлении этой работы. Они заключаются в том, чтобы не заставлять людей, не «перетаскивать» их на территорию Российской Федерации любой ценой, не стимулировать отток русскоязычного населения из стран Содружества Независимых Государств, а создать условия для тех, кто хочет вернуться в Россию. Дать людям возможность сделать осознанный выбор при решении этого вопроса и вопроса о том, где жить им и их детям. Вместе с тем надо настойчиво продолжать усилия по развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В этой связи первостепенное значение для нас, конечно, имеет и экономическая интеграция на рыночных принципах, и укрепление такого института, как ЕврАзЭС, Таможенного союза. И в новых условиях, при новых подходах это мы сможем сделать наиболее эффективно.

Мы все уже с вами прекрасно поняли, что, когда мы даже не можем сосчитать объем скрытой поддержки тех или иных государств, это не стимулирует к интеграционным процессам, а, наоборот, разрушает интеграционное пространство, интегрированное пространство. И только тогда, когда отношения становятся ясными, положенными на бумагу, просчитываемыми легко, тогда становится понятно, что мы можем добиться ситуации, при которой отношения будут справедливыми и равноправными, что очень важно. Прошу экономический блок Правительства не забывать и про это направление деятельности. Очень много здесь должны, конечно, сделать специалисты Министерства экономического развития и торговли, которые, по сути, и ведут эти переговоры.

(Обращаясь к С.Иванову.) У нас закончился последний осенний призыв, когда мы призываем граждан на службу в Вооруженные Силы на два года. С этого года это уже будет полтора и со следующего, с 2008-го, это будет один год. Как Вы оцениваете результаты призыва? Первое.

Второе. Что делается для осуществления имеющихся у нас планов по возрождению допризывной подготовки, имея в виду прежде всего РОСТО (ДОСААФ)? Мы говорили о необходимости возрождения этой системы.

И как идет работа по общественному контролю за Вооруженными Силами?

С.Иванов: Да, Владимир Владимирович, у нас успешно завершен осенний призыв. Мы призвали на службу в Вооруженные Силы 123310 граждан, из них 99 тысяч в собственно Вооруженные Силы, а остальных – в другие силовые структуры: в погранвойска, во внутренние войска и так далее.

Призыв прошел организованно. Хотел бы отметить, что впервые за многие годы среди призывников возросло количество лиц с высшим образованием, на сегодняшний день их 16,7 процента. Это уже по крайней мере намного выше, чем было несколько лет назад. И сократилось число лиц, призванных на военную службу, с погашенной судимостью и с криминальным прошлым, прямо скажем.

Этот призыв на два года последний, как Вы отметили. 2007 год – этот год у нас будет переходный, два призыва – весенний и осенний – на полтора года, а с 2008 года – уже на год.

Впервые у нас службу по призыву в течение двух лет начали проходить в Вооруженных Силах Советского Союза в 1967 году. То есть 40 лет мы призывали на два года, и с этим фактически уже закончено.

Все это стало возможным благодаря комплексной программе по переводу ряда частей и соединений Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования, то есть сокращение срока службы по призыву не повлияет на боеготовность, боеспособность Вооруженных Сил. На этот шаг мы идем осознанно, понимая, что это позволит, с одной стороны, укрепить боеспособность наших Вооруженных Сил, а с другой стороны, не отрывать молодых граждан России на два года, это достаточно долго, для службы в армии.

Что касается подготовки молодежи в целом, то в пятницу состоится очередной шестой съезд общественной организации РОСТО (ДОСААФ). Я планирую принять участие в работе этого съезда. На нем будет рассмотрено два основных вопроса. Первый, может быть, частный – это подготовка по заданию Министерства обороны, других силовых структур, молодых людей для службы в Вооруженных Силах. И более широкий вопрос – это вообще военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к тому, чтобы они были просто физически и морально здоровы.

И вторая задача, мне кажется, даже более важная, чем первая, – необходимо укреплять РОСТО (ДОСААФ). Сейчас на стадии финального согласования с Министерством финансов, с Министерством экономического развития и торговли мы рассматриваем программу по укреплению РОСТО (ДОСААФ) для того, чтобы просто молодые люди, не обязательно призывного возраста, даже не мужского пола [то есть не только те. – Ред.], кого обязательно призовут в армию, – на это есть у нас специальная договорная база с РОСТО (ДОСААФ), я имею в виду Министерство обороны, – могли бы просто заниматься в кружках, секциях, заниматься делом. Уводить ребят и девчонок с улицы. Я считаю, это тоже большая социальная задача, которую может играть эта общественная организация и должна играть активноую роль.

В.Путин: А деньги‑то?

С.Иванов: По поводу денег мы окончательно, я думаю, в течение месяца Вам доложим.

В.Путин: Я хочу обратить внимание и Председателя Правительства, и всех коллег – это важное направление нашей деятельности. И если действующее законодательство не позволяет нам существенным образом поддержать это направление работы, значит, нужно обратиться в Государственную Думу. Уверен, просто уверен: подавляющее число депутатов поддержит эти инициативы. Нам нужно заниматься допризывной подготовкой. Нужно организовать эту работу системно, потому что за год службы в Вооруженных Силах при растущей сложности военной техники совершенно точно возникнут проблемы с ее освоением, и без предварительной подготовки, допризывной подготовки, мы с этой задачей в армии не справимся. Нужно, чтобы люди приходили и здоровыми, и подготовленными к тому, чтобы работать на этой все более и более сложной технике. Обязательно нужно уделить этому внимание. Я уже не говорю про ту составляющую, о которой Министр упомянул, а именно о воспитательной, о том, чтобы занять молодых людей, просто с улицы их утащить.

С.Иванов: И по гражданскому контролю и взаимодействию с общественными организациями Вы спросили, Владимир Владимирович. Завтра мы проводим первое заседание общественного совета, образованного при Министерстве обороны, в соответствии с Вашим указом. Вообще, в каждой силовой структуре согласно этому указу должны быть образованы общественные советы. Министерство обороны первым начинает работу такого совета. В него войдут несколько десятков известных в стране людей в различных сферах гражданской деятельности, и мы планируем тем самым улучшить наше взаимодействие и в плане гражданского контроля, общественной экспертизы различных законопроектов, повышения статуса, престижности военной службы. Завтра нам предстоит утвердить регламент совета, избрать председателя совета, образовать шесть комиссий, которые будут регулярно работать в составе этого общественного совета. Работа будет вестись по разным направлениям: как экспертиза законопроектов, разрабатываемых Министерством обороны, так и по мерам социально-правовой защиты всех военнослужащих Министерства обороны, гражданского персонала Министерства обороны, у нас их немало, 800 тысяч гражданского персонала в Вооруженных Силах, а также ветеранов военной службы.

Кроме того, будет создана отдельная комиссия по работе со средствами массовой информации, комиссия по повышению безопасности военной службы, укреплению правопорядка, дисциплины в войсках и отдельная комиссия по повышению престижа военной службы.

Руководство Минобороны настроено на тесное взаимодействие с общественным советом. И члены общественного совета, с кем я уже встречался, тоже приветствуют создание такого органа, поскольку он позволит и гражданский контроль усилить и укрепить, и усилить просто взаимодействие вообще с различными общественными организациями.

В.Путин: Вы знаете, что я несколько дней назад встречался с представителями общественных организаций, неправительственных организаций, правозащитных организаций, и мы обсуждали много вопросов. Применительно к той теме, которую мы сейчас затронули, была заявлена инициатива создания молодежных центров по медицинскому обслуживанию призывников.

(Обращаясь к М.Зурабову.) Михаил Юрьевич, я бы хотел, чтобы Министерство проработало эту идею вместе с Минобороны и представило свои предложения. У Вас навскидку какие соображения по этому вопросу?

М.Зурабов: Владимир Владимирович, действительно, на сегодняшний день Министерством обороны уделяется внимание проблеме диспансеризации, оценке состояния здоровья допризывников, и на эти цели выделяется приблизительно около 1 млрд рублей ежегодно.

Но вместе с тем следует признать, что, конечно же, в этом направлении есть возможность улучшить работу. Поэтому, имея в виду то поручение, которое Вы сейчас сформулировали, мы предполагаем изучить возможность увеличения объемов диспансеризации, увеличения объемов обследования молодежи в допризывной период начиная с 14-летнего возраста, выделение дополнительных средств на эти цели. И, возможно, если такое предложение будет поддержано, поискать место для того, чтобы данная компонента появилась как компонента в том числе и в той работе, которую мы ведем по национальному проекту.

С.Иванов: Министерство обороны само в этом заинтересовано. Вы знаете, что мы не первый год бьем тревогу по поводу понижения уровня здоровья наших призывников, сами это отмечаем и ежегодно констатируем. И мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы призывники к нам приходили максимально здоровыми, а для этого нужны средства на качественное наблюдение за ними, возможное лечение, чего нам действительно не хватает, хотя мы пытаемся своими силами это делать. Вы знаете, вплоть до выявления лиц, склонных к употреблению наркотиков, у нас уже есть специальные тесты на это, это мы все делаем. Здесь хуже явно не будет, и мы в этом заинтересованы.

В.Путин: Надо проработать, а потом доложите мне свои предложения.

15 января 2007 года, Москва, Кремль