Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании с членами Правительства

5 марта 2007 года, Москва, Кремль

В.Путин: Германа Оскаровича [Грефа] нет. Александр Дмитриевич, тогда Вы несколько слов скажите по макроэкономике.

А.Жуков: Владимир Владимирович, сегодня получили данные по росту потребительских цен за февраль. За февраль в целом рост составил 101,1 процента. По сравнению с февралем прошлого года: было 101,7. За два месяца 2007 года у нас накопленная инфляция составила 102,8 процента. За тот же период прошлого года было 104,1, то есть инфляция была выше где‑то на 1,3 процента. А если посмотреть по различным товарам и услугам, то можно отметить, что наибольшее снижение темпов роста заметно по продовольственным товарам. В этом году у нас за два месяца на продовольственные товары цены выросли на 1,8 процента. В прошлом году было 5 процентов. Но в то же время платные услуги населению, в основном коммунальные платежи, в этом году выросли на 7,4 процента. Это примерно на том же уровне, что было в прошлом году.

В.Путин: В целом, Вы удовлетворены?

А.Жуков: В целом, да. Если вот эта тенденция, что мы наблюдаем за два месяца, сохранится, то по итогам года мы рассчитываем выйти на те показатели, которые прогнозируются – порядка 7,5–8 процентов.

В.Путин: Хорошо.

Михаил Юрьевич, по поводу внешней трудовой миграции, пожалуйста.

М.Зурабов: Владимир Владимирович, на очередном заседании Правительства предполагается рассмотреть вопрос о мерах, направленных на совершенствование внешней трудовой миграции, в том числе и в сфере розничной торговли. Этот вопрос рассматривается и как контрольный, имея в виду те поручения, которые Вами были сформулированы в IV квартале прошлого года, в части, касающейся улучшения государственного регулирования привлечения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию, в том числе в целях их трудоустройства в сфере розничной торговли.

Этот же вопрос является одним из вопросов, в комплексе рассматриваемых Правительством в последнее время. Три недели назад на Правительстве был рассмотрен вопрос о концепции действий Правительства на рынке труда, где одним из элементов, конечно же, является, в том числе и внешняя трудовая миграция, имея в виду целый ряд и Ваших, в том числе, поручений касательно обеспечения лучшей занятости и женщин, имеющих детей, и подростков. И вообще тема безработицы в молодежной среде была одной из тем, которая рассматривалась в рамках рассмотрения этой концепции.

Также был рассмотрен вопрос и сейчас Правительство внесло на рассмотрение в Администрацию Президента концепцию миграционной политики. Кстати сказать, эта концепция миграционной политики в том числе докладывалась и рассматривалась на последнем заседании российской трехсторонней комиссии и она была одобрена. Это комплекс мер. И рассматривая на ближайшем заседании те вопросы, о которых я сказал, мы в основном сосредоточим внимание на трех основных направлениях.

Первое направление – это, прежде всего, вопросы, связанные с мониторингом ситуации и улучшением регистрации иностранных граждан, которые находятся в Российской Федерации с целью занятия трудовой деятельностью. Хочу доложить Вам, что за эти несколько месяцев имел место серьезный сдвиг с начала реализации вновь принятых законов – это поправок к закону о правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации.

Кратно в разы увеличилось количество иностранцев, которые прибывают в Российскую Федерацию, легализуют свое положение, регистрируются официально. Таких цифр никогда в предшествующие годы не было. На сегодняшний день это уже более миллиона 400 тысяч зарегистрированных иностранных граждан. Приняты важные правительственные решения, которые определяют размеры квот по субъектам на привлечение иностранной рабочей силы.

Принято очень важное, с моей точки зрения, постановление Правительства, которое определяет порядок привлечения рабочей силы в дальнейшем, на будущий год. Впервые в ближайшие несколько месяцев будет завершена работа по определению реальной потребности в привлекаемой рабочей силе, в том числе в разрезе основных профессиональных квалификационных требований, стран исхода, то есть стран, из которых граждане будут приезжать.

Таким образом, мы в будущем выходим на уровень абсолютно принятый во всех европейских странах по урегулированию внешней трудовой миграции, по планированию занятости, в том числе российских граждан.

Что очень важно, с моей точки зрения, что мы начали системно проводить медицинское обследование иностранных граждан, которые приезжают в Российскую Федерацию в целях занятия трудовой деятельностью. К сожалению, должен Вам сказать, что результаты не очень хорошие, потому что есть значительный процент, – я думаю, что пока предварительно не имеет смысла говорить о конкретных цифрах, – значительный процент иностранных граждан, которые страдают серьезными инфекционными заболеваниями. Это и СПИД, и гепатиты, и ряд социально-значимых заболеваний. Поэтому эта работа, которую мы сейчас реализуем в комплексе (это рынок труда, это управление миграцией, это оценка состояния здоровья тех, кого мы привлекаем), я думаю, что создаст для нас неплохие перспективы по внесению нового качества в эту работу.

И последнее. Очень важным было не допустить, в частности начав работу по контролю за деятельностью иностранных граждан в сфере розничной торговли, на рынках, увеличения цен на товары первой необходимости. Около 20 процентов граждан, в некоторых регионах даже больше, все‑таки приобретают товары в сфере рознично-рыночной торговли – это было бы недопустимо. Во‑вторых, это заполнение рабочих мест, которые высвобождаются в связи с введением определенных ограничений на занятость иностранных граждан, российскими гражданами. И третье – это ассортимент товаров, которые реализуются на рынках.

Помимо форм статотчетности, которые мы ввели, они уже начали заполняться, то есть это не просто панельное наблюдение или оценки экспертов, – это комплекс мер, которые сегодня дают нам возможность объективно оценивать ситуацию. Какой‑то негативной динамики, роста цен, и вот то, что Александр Дмитриевич [Жуков] говорит, это отчасти подтверждает, не зарегистрировано. Работа эта в еженедельном режиме контролируется на совещаниях у Председателя Правительства. Во всех регионах созданы региональные штабы. И есть еще отдельно Правительственная комиссия и Межведомственная рабочая группа, которые также еженедельно заслушивают отчеты субъектов Российской Федерации и мониторят ситуацию.

В.Путин: Замещение нашими гражданами на рынке труда происходит?

М.Зурабов: Началось. Это, конечно, более дорогая рабочая сила. Мы сейчас в целом отмечаем, что если иностранный гражданин, который нелегально, в частности, работал, потому что с очень многими легальные трудовые отношения не были оформлены, в среднем имел заработную плату порядка 200 рублей в день, то, конечно, если речь идет о российской рабочей силе, то это существенный рост заработной платы. Тем не менее, те, кто занимается рознично-рыночной торговлей, идут на это и трудоустраивают российских граждан.

В.Путин: Хорошо.

У нас проведен конкурс на инновационные вузы. Кто там выиграл?

Д.Медведев: 28 февраля, Владимир Владимирович, прошел конкурс программ инновационных вузов (мы уже второй раз его проводим). Подвели итоги: в этом году 40 победителей, которые в течение 2007 и 2008 годов должны будут получить из бюджета на свои инновационные программы 20 млрд.рублей. В прошлом году было таких вузов 17. И что может быть особенно отрадно, то, что две трети этих высших учебных заведений – это вузы не московские и не питерские, – это вузы из других регионов Российской Федерации. То есть там тоже есть хорошие силы для подготовки инновационных программ.

В.Путин: Михаил Юрьевич [Зурабов], я давал Вам поручение и просил Дмитрия Анатольевича проконтролировать ситуацию, связанную с обеспечением лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, прежде всего, конечно, речь идет о льготниками. Какие меры предполагаются?

Д.Медведев: Были выпущены необходимые документы – это постановление о программе по работе с ДЛО в текущем году, и закон, который шел через Государственную Думу и Совет Федерации, тоже сейчас принят. Это позволило в целом разблокировать ситуацию с финансированием.

Во‑вторых, была проведена работа, в которой принимали участие Минздрав, Минфин, Фонд обязательного медицинского страхования, а также регионы, и подготовлен план и механизм работы по финансированию на текущий год, а также определены подходы к тому, как работать в ближайшей перспективе.

Кроме того, в ближайшее время будет завершена совместная с ассоциациями больных работа по подготовке списка в отношении специального контингента заболеваний, расходы на лечение которых носят длительный и устойчиво высокий характер для того, чтобы впоследствии с этим списком работать.

В.Путин: Работать в каком смысле?

Д.Медведев: Имея в виду обеспечение бесперебойного финансирования по этим категориям.

В.Путин: Уже по отдельно выработанным принципам и правилам?

Д.Медведев: По отдельно выработанным принципам, потому что это высокие затраты.

Кроме того, была проведена работа с производителями жизненно важных препаратов для организации бесперебойных поставок. Об этом, может быть, чуть подробнее доложит Министр здравоохранения. Создана аналитическая система контроля за системой ДЛО. Проведены консультации с субъектами для подготовки и подписания необходимых соглашений по работе на этот год.

С учетом сказанного и с учетом того прогноза, который сегодня подготовлен, окончательная нормализация снабжения должна быть достигнута в ближайшее время.

В.Путин: Михаил Ефимович, этих мер достаточно?

М.Фрадков: Вообще ситуация, откровенно говоря, не очень. Те меры, которые мы сейчас предпринимаем, носят экстренный характер. Тут не более чем за несколько недель мы должны существенно исправить ситуацию. Просто другого пути здесь у нас нет. И сколько бы мы денег ни давали – а сейчас мы дополняем финансирование – если это не будет подкреплено какими‑то организационными мерами, повышением ответственности кадров, которые этим занимаются, усилением контроля, то это в очередной раз может закончиться просто растратой денег. И даже трейдеры не поймут, собственно говоря, что от них требуется. Поэтому по результатам анализа ситуации, по итогам рассмотрения этого вопроса в Правительстве мною принято решение освободить руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от занимаемой должности. И я просил бы Михаила Юрьевича и мы с ним сегодня утром говорили на эту тему, в два-три дня буквально подготовить достойную замену. И, более того, Владимир Владимирович, нужно, чтобы этот сигнал прошел по всей вертикали, и надо посмотреть в облздравах, кстати сказать, в ряде регионов, как дела обстоят тоже на предмет персональной ответственности руководителей областных управлений этой надзорной службы в здравоохранении. Попросить губернаторов уделять больше внимания этому вопросу, потому что финансирование осуществляется не только на федеральном уровне, но и на региональном, и насколько эффективно будут предприняты совместные усилия, по сути, от этого будет зависеть результат.

В.Путин: Правильно. Я хочу обратить ваше внимание еще на одно обстоятельство. Из всего объема поступающих по этой программе лекарственных препаратов, по программе лекарственного льготного обеспечения, примерно 93 процента, по разным подсчетам, – это препараты иностранного производства. Поэтому кадровые вопросы – это правильно, но без решения вопросов производственного характера мы эту проблему тоже не решим.

М.Зурабов: Да, Владимир Владимирович, цифры, которые Вы сейчас привели, точно отражают складывающуюся на рынке фармацевтической продукции ситуацию. Надо сказать, что если в натуральном выражении оценивать объем потребления, то в натуральном выражении цифры выглядят чуть более предпочтительно. Но импортные препараты являются в своей основе инновационными и чрезвычайно дорогостоящими. И, конечно, в ближайшие годы в Российской Федерации одной из ключевых задач является перенос производства таких препаратов из‑за рубежа, в том случае, если в России аналоги этих препаратов не могут быть разработаны и внедрены в производство собственными силами.

Данные за последние два года показывают, что у нас, Владимир Владимирович, есть в этом смысле очень хорошая перспектива. Что я имею в виду? В предшествующие годы были сделаны очень многие разработки, они не были доведены до конца и не были внедрены в производство. В последнее время такого рода работа серьезно активизировалась. Во‑первых, должен Вам сказать, что мы впервые произвели приблизительно одну пятую часть потребности в генно-инженерном инсулине на собственных производственных мощностях. Это собственная разработка наших ученых. Хотя должен признаться в том, что очень сложно зайти на рынок. У них сейчас существует проблема именно с выходом на рынок.

Во‑вторых, у нас произведен спектр чрезвычайно эффективных препаратов, которые относятся к линейке биотехнологических препаратов. В частности, это гамма-интерферон. Интереферон альфа, бета и гамма, которые используются сейчас как иммуномодуляторы, в том числе и для лечения серьезных онкологических заболеваний.

У нас сейчас проходят клинические испытания – финишная черта – по факторам некроза опухоли. И, что очень важно, Вы приняли это решение, я хочу подтвердить, что это решение будет выполнено – это решение было принято около года назад – о строительстве в России крупнейшего завода по переработке плазмы крови. Это крупнейший в Европе завод на 600 тонн плазмы. Осенью уже был заложен камень в фундамент, и он будет введен, как мы ожидаем, во второй половине 2008 года: это 600 тонн плазмы. Этот завод позволит обеспечить Российскую Федерацию, и не только Российскую Федерацию, всеми необходимыми препаратами: это факторы крови 8, 9 для лечения онкогематологии, гемофилии, это то, что как раз тянет за собой очень серьезные финансовые расходы, это полная гамма препаратов крови, в частности альбумины, где мы закроем всю потребность Российской Федерации. И уже в этом году будет создаваться система плазма-центров, потому что безопасность крови в России – это сейчас одна из ключевых задач.

Но это далеко не все, поэтому я сегодня Председателю Правительства докладывал о наших предложениях, в том числе и по укреплению соответствующих служб представителями бизнеса, которые работали в этой сфере и которые могли бы нам сейчас дать дополнительный толчок по продвижению на этом направлении.

В.Путин: По судостроению – когда будем заслушивать ситуацию?

ИВАНОВ С.Б.: Владимир Владимирович, мы встречались уже с Сергеем Семеновичем [Собяниным], Министром промышленности и энергетики Виктором Борисовичем Христенко, и готовы на этой неделе представить Вам окончательные предложения.

5 марта 2007 года, Москва, Кремль