Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Государственная Дума Федерального Собрания России только что приняла решение о ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, известного больше как Договор СНВ-2, а также пакета договоренностей 1997 года по вопросам противоракетной обороны. Это мудрое и важное решение. Важное как с точки зрения национальных интересов нашего государства, так и интересов международного мира и безопасности в целом.
Для России заключение Договора СНВ-2 открывает возможность обеспечивать свою безопасность на паритетных с США началах. При более низком, чем прежде, уровне стратегических наступательных вооружений. В два раза меньшем, чем при действующем сейчас Договоре СНВ-1, и, понятно, при меньших расходах.
Ратификация Договора СНВ-2 открывает путь к началу официальных переговоров о дальнейших сокращениях стратегических арсеналов России и США в рамках Договора СНВ-3. При этом мы готовы сократить наши стратегические наступательные вооружения, разумеется, на взаимной с США основе, до более низкого уровня, чем это было предусмотрено российско-американской договоренностью 1997 года в Хельсинки. До 1500 боезарядов вместо 2000–2500.
Решение Государственной Думы – хороший, позитивный сигнал мировому сообществу. Как великая ядерная держава, Россия демонстрирует свою ответственность, последовательно продвигаясь по пути сокращения вооружений и разоружения. Мы показываем пример практического выполнения обязательств, взятых в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, укрепляя тем самым режим, созданный этим Договором.
Есть и еще один принципиально важный аспект в принятом Государственной Думой решении.
В последнее время в мире большое внимание уделяется проблеме распространения ракет и ракетных технологий, говорят о растущей так называемой ракетной угрозе, о необходимости принятия экстренных мер по защите от нее. В Соединенных Штатах в качестве такой меры выдвинута идея создания национальной системы противоракетной обороны, что вступает в противоречие с Договором по ПРО 1972 года.
Мы за то, чтобы совместно с другими государствами принимать меры по противодействию распространению ракет и ракетных технологий. Однако делать это, с нашей точки зрения, нужно не путем ломки существующих соглашений в области разоружения, прежде всего Договора по ПРО. Мы за иной путь – путь укрепления существующих режимов нераспространения и выработки новых договоров по сокращению вооружений. Ратификация Россией Договора СНВ-2 – ее конкретный вклад в эти усилия.
Мы рассчитываем на то, что такой же конструктивный выбор сделают и Соединенные Штаты, которым еще необходимо завершить ратификационные процедуры для того, чтобы Договор СНВ-2 мог вступить в силу, одобрить также пакет договоренностей по вопросам ПРО, укрепляющих Договор 1972 года. Ведь от действий прежде всего наших двух стран зависит успех дела разоружения и формирование политического климата в мире.
14 апреля 2000 года, Опубликовано в российских СМИ