Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Встреча со студентами Иркутского государственного университета (выдержки)

18 февраля 2000 года, Иркутск

В.Путин: Добрый день!

Я не ожидал, что здесь такое собрание. Мне рассказали интересные вещи о том здании, где мы находимся. Оказывается, университет был создан указом Ленина, а непосредственно создан при Колчаке. В Сибири мы имеем первый пример консолидации всех сил, которые могут влиять на судьбы страны. Очень надеюсь на то, что здесь, у вас, эта консолидация будет иметь широкую базу и вы сможете оказывать позитивное воздействие на будущее страны.

Мы только что посмотрели выставку ребятишек с их представлениями о том, как должно строиться будущее. Среди нас находится Герман Оскарович Греф, который возглавляет Центр стратегических исследований. Думаю, что ему будет полезно посмотреть повнимательнее.

Но если у вас есть вопросы, мне будет интереснее послушать вас. Есть какие‑то вопросы, идеи, предложения?

Вопрос: Старение души ведет к консерватизму. Что Вы об этом думаете?

В.Путин: Хочу Вас успокоить: чувствую себя достаточно молодым. Во всяком случае, возраста не чувствую.

Реплика: Тогда пожелание Вам: оставайтесь молодым.

В.Путин: Спасибо большое.

Вопрос: Важна ли для политика политическая воля, политическая сила?

В.Путин: Абсолютно убежден, что главное качество человека, который занимается политикой, – именно воля. Люди, которые волей не обладают, – это просто эксперты. Могут быть хорошие эксперты, могут быть плохие эксперты. Но эта категория специалистов, которые могут только советовать. Без воли невозможно принимать решения.

Вопрос: Сейчас очень активно обсуждается новая образовательная концепция. Какие, на Ваш взгляд, ее основные недостатки?

В.Путин: Вы знаете, мне бы сейчас не хотелось ее критиковать, потому что, если я сейчас сделаю хотя бы несколько конкретных замечаний критического характера, сразу же нарушу баланс среди тех групп, которые борются по поводу концепции.

Скажу только, что некоторые вещи там носят декларативный характер. И это, видимо, все‑таки главный недостаток. Концепция должна быть более предметной и, может быть, более конкретной при выработке целей и механизмов их достижения.

Без всякого преувеличения хочу выразить мнение, что наука и образование должны быть основным вектором развития страны на ближайшее время. Я говорю это не потому, что я здесь, в университете, среди студентов. Просто для такой страны, как Россия, в ее нынешнем положении невозможно позитивное развитие с опережающими темпами, а именно в таком развитии нуждается Россия, без достаточно развитой науки и образования. Образование – это начало всему. Вы знаете, что чем более развитая с точки зрения экономики страна, тем меньше там вкладывается в образование, потому что там уже есть база. Мы не можем сейчас констатировать, что мы являемся сейчас достаточно развитой в экономическом плане страной. Конечно, приоритетом являются образование и наука.

У нас сохранилось много полезного в области ВПК. Десятки лет государство вкладывало туда огромные ресурсы. Там хорошо развита отраслевая наука, но она всегда не была востребована в гражданском секторе. Там никогда не было условий для развития рыночных отношений. Все, что там изобреталось, все, что там было вынесено на-гора, никогда не находило широкого сбыта. Там всегда была штучная, даже не серийная, а штучная продукция. Но потенциал огромный, и его нам нужно сохранить. Его будет невозможно сохранить, если мы не будем подпитывать то, что там создавалось годами, кадрами и свежими идеями.

Так что совершенно очевидно, что образование и наука – это одни из основных направлений развития страны.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к оттоку интеллектуальных ресурсов из России за рубеж? И что надо сделать, чтобы изменить такую ситуацию?

В.Путин: Как можно относиться? Конечно, отрицательно. Что можно сделать? Необходимо создавать условия, чтобы люди могли комфортно себя чувствовать у себя на Родине, не административными, а организационно-экономическими методами. Это повышение заработной платы и создание условий для научной и творческой деятельности особенно в таких сферах, где требуется достаточно хорошая экспериментальная база, техника для исследований.

У меня много друзей, работающих в этой сфере. И очень многие говорят, что никто бы не уехал ни за какие деньги, если бы имели возможность заниматься исследовательской работой у себя на Родине. Поэтому в это мы должны вкладывать прежде всего. И, конечно, нужно подумать о том, чтобы повысить уровень заработной платы молодых специалистов. Пусть они получают меньше, чем на Западе, но больше, чем в среднем по стране. Единственная проблема – это общественное сознание. Общество должно созреть и понять, что вкладывать в человека, вкладывать в конкретного молодого специалиста гораздо эффективнее, чем усреднять и уравнивать. В конечном итоге общество в этом заинтересовано.

Вопрос: Как Вы думаете, останется ли Россия суперпрезидентской республикой? И планируются какие‑либо изменения в связи с этим?

В.Путин: Что Вы понимаете под суперпрезидентской республикой?

Реплика: Я имею в виду статус Президента, который закреплен в Конституции с 1993 года, с неограниченными полномочиями, имею в виду статус главы государства как арбитра между различными ветвями власти.

В.Путин: Дело в том, что в отношении Президента разработана система импичмента. Общество, государство имеют право и возможность поставить и реализовать вопрос об отзыве Президента. А вот для отзыва губернатора такого механизма практически не разработано. Поэтому говорить о том, что Россия является суперпрезидентской республикой, я бы не стал. Необходим баланс между федеральной, региональной и муниципальной властями. Все это нужно проанализировать, переосмыслить и распределить доминанты.

Что касается степени централизации власти в России, думаю, что не только Вы, но и все другие согласятся со мной в том, что Россия – это страна, которая развивалась своеобразным образом. Сейчас нам только что показывали памятник, поставленный в честь 100-летия прибытия первого поезда. Там на барельефе изображен Ермак. Он погиб, когда его преследовали татары. Он утонул в кольчуге, подаренной царем. И Сибирь приросла к России в результате борьбы. Россия создавалась как централизованное государство и существовала именно так. Поэтому у нас был царизм, потом коммунизм. Сейчас появился институт Президента. И в связи с этим я хочу сказать, что, конечно, нужно создавать такие формы управления, чтобы они не душили главное – демократию, потому что без внутренних демократических процессов не может быть полноценного развития государства и общества. Но при всем при этом должен быть внятный институт, который гарантировал бы права и свободы граждан вне зависимости от их социального, экономического положения и так далее, и так далее. Вот таким институтом может быть только институт Президента.

Реплика: Согласна. Но тогда, если можно, уточните, пожалуйста, такой момент. Импичмент у нас, получается, виртуальный?

В.Путин: Почему же виртуальный? Вы же знаете, что, когда был поставлен вопрос об импичменте первому президенту России, не хватило 7 голосов, а могло и хватить. Это значит, что механизм импичмента действует. Поэтому такая постановка вопроса некорректна.

18 февраля 2000 года, Иркутск