Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало рабочей встречи с мэром Москвы Юрием Лужковым

12 апреля 2007 года, Ново-Огарево

В.Путин: Здравствуйте, Юрий Михайлович! Что нового принесли?

Ю.Лужков: Много вопросов, Владимир Владимирович. Но вначале – ситуация в городе. Она стабильная, идет развитие. Реальный сектор экономики у нас в прошлом году добавил 22,3 процента, и мы не собираемся останавливаться. И потенциал реального сектора экономики позволяет нам решать социальные проблемы.

Вы знаете, что у нас 2007 год назван Годом ребенка, и мы готовились к этому и в прошлом году, и в прошлые годы. Целый набор социальных приоритетов – и он дает свои результаты. В первом квартале у нас появилось 23 тысячи 659 юных москвичей. Это самое большое количество за все предыдущие годы начиная с конца 80-х. И в этом году мы, наверное, преодолеем планку в сто тысяч рождений. Это уже намного больше, чем потери, чем уходы из жизни. Таким образом, у нас прибавляется чисто московское население через появление юных москвичей. По сути, это результат и тех мер, которые мы принимаем по программе «Жилье для молодых семей», по увеличению количества квартир и строительству жилья в Москве. Но и, конечно, по решению социальных вопросов. Бюджет складывался в прошлые годы с профицитом, и половину бюджетного потенциала мы направляем на социально значимые цели.

Если говорить о ситуации в целом за несколько лет в экономике города, то мы сегодня уже уверенно можем говорить, что Вашу задачу, которую Вы поставили для регионов России – к 2010 году удвоить валовый региональный продукт, – в 2009 году мы выполним. Так что социально-экономическая ситуация в городе нормальная, стабильная.

В.Путин: Юрий Михайлович, что Вы считаете наиболее острыми проблемами для города, требующими особого внимания и городских властей, и, может быть, даже Правительства России?

Ю.Лужков: Владимир Владимирович, я думаю, все‑таки Вы знаете мою позицию. Я начал бы ответ на Ваш вопрос с реального сектора экономики. В государстве – и в Москве особенно – нужно развивать производство, нужно поднимать машиностроение, авиационную промышленность, химическую промышленность. Особую тревогу у меня вызывают наши научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Ибо просто покупать технологии за рубежом – значит покупать разработки десятилетней давности, а Россия не может базироваться только на том, чтобы приобретать прошлое.

У нас большие сложности с работой прикладных институтов, прикладных КБ. Я об этом говорю с особой тревогой, потому что примерно 80 процентов этого потенциала сосредоточено в двух столицах – в Москве и Санкт-Петербурге, немножечко в Новосибирске, в Екатеринбурге, и так уже все остальное – только единицы. И недружественное поглощение, которое сейчас мы вместе с правоохранительными органами здорово поубавили, все‑таки принесло свои отрицательные плоды. А базировать наше развитие, высокие технологии, оборонную промышленность мы можем только на наших разработках. И в этом плане, мне кажется, серьезная государственная задача – не только поддержать реальное производство, производство, которое дает прямой продукт, но и поддержать тех, кто нам может обеспечить отечественные разработки высокотехнологичных процессов.

Если говорить о социальных проблемах, то, конечно, они в Москве выглядят поспокойнее.

В.Путин: Как приживаются новые формы управления жилищным фондом?

Ю.Лужков: Сейчас я с удовольствием доложу Вам об этом. Если мы говорим о такой самой крупной из систем реформирования всех предыдущих периодов жилищно-коммунальной реформы, то в городе она идет. Но ее движение все‑таки не осуществляется такими темпами, которые устроили бы нас. Стержнем жилищно-коммунальной реформы являются товарищества собственников жилья. Это один, так сказать, блок. И второй блок – это управляющие компании.

В.Путин: Мы активно обсуждали это, помните, в Казани.

Ю.Лужков: Да. Вот когда Вы нас собрали в Казани, я, выступая, приводил цифры о том, что у нас уже сейчас под 80 процентов собственников жилья. То есть уже сформировался фундамент того, к чему мы уже много-много лет стремились, – к тому, чтобы жилье принадлежало гражданам. Но количество товариществ даже в стране, количество товариществ собственников жилья охватывает всего семь процентов от необходимого. В Москве примерно такие же показатели. И вся беда заключается не в том, что кто‑то не хочет или кто‑то сопротивляется, а в том, что мы – на государственном и на городском уровне – не создали стимулов для того, чтобы люди захотели пойти в товарищества собственников жилья, в ТСЖ.

Смотрите, Владимир Владимирович, я Вам назову такие вещи, которые выглядят просто абсурдно. Товарищества собственников жилья отнесены к разряду некоммерческих организаций. То есть был закон о некоммерческих организациях, и этот закон правильно сориентировал политику государства в отношении этих организаций – неправительственных, некоммерческих, которые были созданы во многом зарубежными интересами. И товарищества собственников отнесли к некоммерческим организациям с обязательной регистрацией в Минюсте. Регистрация в Минюсте – это около года. Это первый вопрос. И он очень и очень осложняет темп работы по формированию ТСЖ.

Второй вопрос, Владимир Владимирович, который нам уже в большей степени нужно решать на государственном уровне, в меньшей степени – на городском. Смотрите: товарищество собственников жилья должно платить НДС, должно платить налог на прибыль, должно платить налог на имущество, которое является общим для дома (а часто оно бывает довольно большим по объему, и оно будет нарастать, потому что электронизация работы систем дома будет увеличиваться, и стоимость тоже будет подрастать), должно платить налог на землю, должно платить за оформление ТСЖ. И когда мы видим весь этот набор обязательных платежей, то, как неизбежный вывод из этого, в ТСЖ нужно иметь не только общественное руководство – тех, кто взял на себя эту общественную функцию, добрую, правильную, необходимую, а нужно уже в ТСЖ иметь и бухгалтерский аппарат, по крайней мере бухгалтера. И когда те, кто понимает эту простейшую экономику, начинает оценивать: ведь за все это кто должен платить? ТСЖ – это какая‑то абстрактная с точки зрения платежей структура, а платить должны владельцы квартир. И владелец квартиры говорит: «Я плачу за жилищно-коммунальные услуги – я к этому привык, все нормально. А здесь еще, когда мы войдем в ТСЖ, нужно еще все эти виды платежей делать. Это дополнительные платежи». С точки зрения государства это настолько незначительные виды поступлений, что нам, наверное, было бы правильно все это отменить и, наоборот, находить какие‑то меры, которые позвали бы человека в «семью», в товарищество собственников жилья.

В.Путин: Стимул нужен дополнительный.

Ю.Лужков: Дополнительный стимул, дополнительные приоритеты. Одним из таких приоритетов мы сейчас вводим следующее: довольно большие средства мы в городском бюджете направляем на поддержку системы жилищно-коммунального обслуживания. У нас там есть довольно большая группа малообеспеченных – тех, кто просто не в состоянии платить за жилье по своим доходам. Это пенсионеры, которые чаще всего живут…

В.Путин: У Вас на компенсацию уходит шестьдесят с половиной процентов всех средств, которые тратятся на ЖКХ.

Ю.Лужков: Уходит большая доля, согласен с Вами. Мне приятно, что Вы наши все цифры и пропорции знаете. И мы эти средства будем отдавать не ДЭЗам с нашей «постсовковой» системой обслуживания – эти средства мы будем отдавать ТСЖ.

В.Путин: Еще одна из проблем, о которой Вы тоже говорили, это то, что мы перекладываем на них сразу же все проблемы и расходы, связанные с ремонтом.

Ю.Лужков: Да. Текущий ремонт. А по капитальному ремонту я хочу свою позицию изложить, так как она очень резко отличается от позиции Кудрина, Министерства финансов. Вместо ДЭЗов, которые мы преобразовываем в акционерные общества и которые будут с управляющими компаниями конкурировать, мы какую‑то часть вот этих субсидий передаем ТСЖ. И ТСЖ уже сами будут определять, кого принять в качестве управляющей компании. Это очень важно. Это один из принципиальных элементов жилищно-коммунальной реформы.

С другой стороны, вторым блоком реформы жилищно-коммунального хозяйства является управляющая компания. Должно быть большое количество управляющих компаний. В Москве их должно быть около четырех тысяч. Вообще, сама реформа – самая масштабная и самая сложная. И к ней нужно с предельной внимательностью подходить.

Так вот. Когда мы говорим об управляющей компании, этот рынок должен быть свободным. Но мы, получив хороший урок, тяжелый урок по обманутым соинвесторам, говорим: хочешь быть управляющей компанией – получай залоговые обязательства, гарантирующие для товарищества собственников жилья компенсацию, если ты выполнишь свою работу негодным образом или ты куда‑то там, как говорится, исчезнешь.

В.Путин: Не получай, а предоставь гарантии, да?

Ю.Лужков: Да. Мы предоставляем право этим управляющим компаниям войти в конкурс и получить возможность обслуживания дома, только если или страховая компания, или банк прогарантируют возврат определенной суммы (она не такая уж громадная) при ненадлежащей работе этой управляющей компании. Эта мера защиты, которая абсолютно нам необходима.

<…>

 

 

 

 

 

 

12 апреля 2007 года, Ново-Огарево