Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление во время представления полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе

2 июня 2000 года, Москва, Кремль

В.Путин: Знаю, что у многих с Сергеем Владиленовичем [Кириенко] сложились хорошие личные отношения. Ему за последнее время доставалось с разных сторон и за 1998 год, и за деятельность фракции СПС в Думе. В общем, он человек у нас в стране известный, но, во всяком случае, понятный. И я думаю, что это самое главное преимущество. Будучи человеком понятным, он всегда занимает внятную позицию. А если человек предсказуем, то, значит, это человек, с которым можно говорить, объяснять позицию и убеждать его в своей правоте.

Я предлагаю так же, как и было на предыдущих встречах, разделить нашу сегодняшнюю беседу на две части: поговорить о тех вопросах и проблемах, которые наверняка есть или будут возникать в процессе совместной работы руководителей регионов с Сергеем Владиленовичем – это первое, и второе: воспользоваться сегодняшней встречей для того, чтобы обсудить тот пакет законопроектов, который внесен в Государственную Думу.

Вы знаете, и Сергей Владиленович тоже это знает, что в том числе и сидящим в этом зале работа в том качестве, на которое согласился Сергей Владиленович, тоже предлагалась. Но Минтимер Шарипович [Шаймиев], например, не захотел уехать из своего родного Татарстана. Это понятно, наверное. Как он сказал: «Прикипел к своей родине, здесь уже вариантов для меня нет других. Будем работать вместе, но я хочу остаться у себя в Казани». В этом смысле Сергею Владиленовичу больше повезло, так как он, будучи представителем в округе, будет работать и жить у себя на родине. Это такое, на мой взгляд, удачное совмещение.

Но в начале разговора я бы хотел повторить то, о чем уже многократно говорил с коллегами на предыдущих встречах. Мы все должны исходить из того, что основная, главная функция всех представителей Президента в федеральных округах и само создание федеральных округов ни в коем случае не направлено на ущемление прав регионов. У них, у представителей Президента, нет и не будет функций вмешательства в компетенцию руководителей регионов, губернаторов и президентов республик в составе Российской Федерации. У них есть только одна функция, ярко выраженная, – это создание более эффективной системы действий федеральных органов власти на местах, федеральных органов власти в регионах. Мы с вами многократно в разных местах и по разному поводу обсуждали эту проблему. Вы сами очень часто указывали на засилье федеральных чиновников в субъектах Федерации, на слабую организацию их работы. Вот этой федеральной составляющей в рамках округа и будут заниматься представители Президента.

Я хочу особо подчеркнуть, что сам с некоторой тревогой думаю о возможном разрастании функций. И думаю, что вместе с вами мы должны четко и ясно представить, до каких размеров и до какого качества должна дорасти компетенция представителей Президента в федеральных округах. Мы ни в коем случае не должны допустить и должны строго следить за тем, чтобы все образования ни в коем случае не превратились в квазигосударства, в квазиреспублики. Это моя принципиальная позиция, и я намерен проводить ее последовательно в жизнь вместе с вами.

Вместе с тем, мне кажется, это хороший повод для того, чтобы еще раз вернуться к проблеме разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, еще раз посмотреть на то, в чем нуждается Федерация, безусловно. И я думаю, что это прежде всего такие вещи, которые создают единство Российского государства, – это вопросы обороны, безопасности, внешних дел. Это вопросы единого правового пространства, это вопросы единого валютного регулирования и таможенной политики и некоторые другие сферы, которые мы с вами представляем как общегосударственные, – нечто такое, что и делает нашу страну едиными государством. Но это не значит и мы ни в коем случае не должны идти по пути ослабления регионального уровня управления. Вот это звено регионального уровня должно быть, без всяких сомнений, наделено достаточными функциями и иметь достаточно в руках инструментов, чтобы эти функции успешно и эффективно исполнять.

В этой связи мы, может быть, должны еще раз поговорить о разграничении полномочий, поговорить о том, в чем будет нуждаться Федерация в данном случае в лице представителя Президента в федеральном округе, а что, может быть, является избыточным, и, может быть, будет более эффективным, если эти функции будут у руководителей региона (президент, губернатор либо местное законодательное собрание).

Я хочу еще раз подчеркнуть и напомнить, что принципы, изложенные в Конституции, принципы федерализма, являются абсолютным приоритетом. Мы ни в коем случае не будем и не должны выстраивать наши действия таким образом, чтобы нарушить эти принципы. На мой взгляд, это, кроме проблем, ничего не принесет, а наша с вами цель заключается в том, чтобы не просто выстроить вертикаль власти (вертикаль сама по себе не самоцель), нам нужно создать условия для сохранения единства государства и в то же время сделать это государство более эффективно управляемым. Это значит, что все звенья управления должны функционировать надежно. Для того чтобы они надежно функционировали, они должны быть наделены соответствующими властными полномочиями и иметь в руках, еще раз повторяю, инструменты для исполнения этих полномочий.

2 июня 2000 года, Москва, Кремль