Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Заявление для прессы и ответы на вопросы на пресс-конференции по итогам российско-испанских переговоров

14 июня 2000 года, Мадрид

В.Путин: Большое спасибо, уважаемый господин Председатель Правительства, уважаемые дамы и господа. Мне прежде всего хотелось бы и от своего имени, и от всех членов нашей делегации, от российского руководства сердечно поблагодарить Короля Испании, Председателя Правительства за приглашение посетить вашу страну.

Мой коллега сейчас очень облегчил мою задачу, потому что практически все рассказал. Это нечестно, потому что он мне почти ничего не оставил. Но должен вам сказать, что, когда мы сюда ехали, наши эксперты по Испании – а у нас много хороших экспертов – мне говорили: «Это будет, наверное, сложная поездка, потому что Ваш основной партнер по переговорам, Председатель Правительства Испании, – это человек, который не уделяет особого внимания внешним эффектам и публичной стороне своей деятельности. Он человек прагматичный и несколько сухой, с ним будет сложно вести диалог».

Должен вам сказать, что, к моей радости, все эти ожидания не оправдались, и, может быть, в первый раз могу констатировать, что наши эксперты допустили существенную ошибку. Если вы обратили внимание, мы даже изменили формат наших переговоров: отказались от так называемого заседания в расширенном формате. Предоставили возможность, с одной стороны, больше поработать специалистам, экспертам, министрам, представителям парламента друг с другом, и то время, которое было отведено нам для работы, мы фактически провели вдвоем.

Я бы хотел поблагодарить и Короля Испании за очень откровенную, очень хорошую деловую атмосферу, которая была создана вчера, и хотел бы поблагодарить Председателя Правительства за то же самое. Вчера, когда мы после приема были у Короля, у нас фактически продолжалось рабочее время, большое количество деловых людей было приглашено на эту встречу. Мне лично удалось со многими переговорить. И сегодня, когда мы встречались с представителями испанского бизнеса утром, то по существу это было как бы продолжением того диалога, который был начат еще вчера.

Мы действительно обсудили очень широкий круг вопросов, которые интересуют и Испанию, и Россию. Эти проблемы касались и двусторонних отношений, координации наших усилий в международных организациях, оценок тех ситуаций, которые сложились в Европе и в мире в целом. У меня была возможность проинформировать наших испанских коллег о внутриполитической ситуации в России и об экономическом развитии страны. Показать, как мы видим пути расширения нашего сотрудничества.

Очень интересная беседа была сегодня и в парламенте Испании. По инициативе председателя парламента – и я думаю, что наверняка эта инициатива будет поддержана и Государственной Думой, – было решено создать совместную группу, состоящую из депутатов Государственной Думы и парламента Испании для регулярных встреч, обмена мнениями по интересующим обе стороны вопросам. Отрадно отметить, что наметился существенный сдвиг координации усилий как в области правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью – и в этом плане мы будем приветствовать, будем готовить визит министра внутренних дел Испании в Россию, – так и военной сфере. Мы ждем в гости с рабочим визитом начальника генерального штаба испанской армии.

Господин Председатель уже отметил, что совсем недавно перед вылетом в Мадрид я подписал закон, принятый Государственной Думой, об избежании двойного налогообложения. Наши эксперты договорились об интенсификации совместных усилий по подготовке соглашений в области защиты инвестиций. На мой взгляд, это очень важные концептуальные документы, которые, без всяких сомнений, создадут очень хорошую базу для развития двусторонних отношений в экономической сфере.

Мне очень отрадно отметить, что мы договорились с господином Председателем не только о том, что возобновим и интенсифицируем работу межправительственной комиссии по развитию двусторонних отношений. И очередная встреча этой комиссии, а с нашей стороны эту комиссию будет возглавлять один из руководителей правительства – вице-премьер российского Правительства господин Христенко, состоится осенью текущего года в Москве.

Отрадно отметить также и то – я бы хотел это подчеркнуть, – что мы договорились с господином Председателем, что мы в неформальном режиме сохраним с ним рабочий контакт, регулярно будем встречаться по крайней мере один раз в год либо в Испании, либо в России. Будем поддерживать наши контакты, используя современные средства связи. Я думаю, что такой режим постоянного рабочего общения будет способствовать не только повышению доверия, но и будет способствовать продвижению конкретных проектов, о которых господин Председатель уже упомянул.

Я имею в виду и некоторые проекты в высокотехнологичных сферах, сотрудничество в области малого и среднего бизнеса, в области пищевой промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, авиации.

Я на этом свое вступительное слово хотел бы закончить. Но, перед тем как мы перейдем к вопросам, я бы хотел отметить, что наш приезд в Испанию не случаен, мы фиксируем значительное повышение роли и веса Испании в международных делах не только в Средиземноморье, но и в мировых и в европейских делах. И поэтому нам хотелось с руководством Испании обсудить те вопросы, которые интересуют не только Россию и не только Испанию в двустороннем плане, но и интересуют всю Европу и, без преувеличения скажу, все человечество.

Речь идет о проблемах международной безопасности, сокращения вооружений и всего комплекса вопросов, который связан с этой проблематикой. Я хочу отметить, что наши позиции по этим вопросам либо совпадают, либо очень близки друг к другу. И в завершение хочу поблагодарить за такой откровенный диалог испанских руководителей, Короля Испании и Председателя Правительства.

Большое спасибо за внимание.

Вопрос: Прокурор Устинов. Почему он не был доступен?

В.Путин: Хочу обратить Ваше внимание на то, что в соответствии с российским законодательством Генеральная прокуратура никак не вмонтирована в президентские структуры власти либо в институты правительственной власти. Это абсолютно независимая ветвь. Во многих странах, мы с вами знаем, генеральная прокуратура является составной частью, скажем, министерства юстиции либо какой‑то другой структуры, подчиняющейся президенту либо председателю правительства. В России, хочу это подчеркнуть, Генеральная прокуратура – это абсолютно независимая власть. Генеральный прокурор не подчиняется ни Президенту, ни Председателю Правительства.

С юридической точки зрения любое решение и Генеральный прокурор, и следователь принимают независимо, сообразуясь только с законом. В этом смысле я не имею ни возможности, ни права влиять на решения Генеральной прокуратуры и, конечно, не отслеживаю, где находится Генеральный прокурор в данное конкретное время.

Сказать честно, да, я, конечно, обеспокоен тем, что происходит. Вчера вечером еще, после того как здесь были закончены официальные мероприятия, пытался найти Генерального прокурора, позвонил по телефону. Его в Москве не было. Где он находился и где находится сейчас, не знаю. У нас вообще здесь задача другого характера. Хотя уже говорил сегодня на встрече с деловыми людьми, могу повторить еще раз: конечно, это не пройдет мимо, конечно, я получу полную информацию о том, что там происходит.

Насколько мне известно, господину Гусинскому предъявлены претензии не как к сотруднику средств массовой информации, а как к бизнесмену. Кстати сказать, имея двойное гражданство – российское и израильское, – он не является налоговым резидентом России и большую часть времени или 50 процентов проводит вне территории Российской Федерации. Таким образом, имея легальную возможность не платить налоги. Он является налоговым резидентом близкой здесь территории Гибралтара. Вот эта сфера деятельности с учетом того, что им привлекаются огромные кредитные ресурсы – свыше миллиарда долларов привлечено за последнее время, по сообщениям наших средств массовой информации, часто не возвращаются. Последний кредит в размере 200 миллионов долларов не был возвращен и был оплачен «Газпромом», потому что был взят под гарантии «Газпрома».

Кстати сказать, почему «Газпром» занимается этой деятельностью? Куда смотрят представители государства, которые в «Газпроме» работают? Тоже непонятно. Но это другая тема, которая ничего не имеет общего с уголовно-правовой стороной этой проблематики. Если бы занялись этим, я еще понимаю. А когда Генеральная прокуратура занимается компанией «Русское видео»… Эта тема «жуется» давно, несколько лет. Я не считаю, что это такая большая проблема. Еще раз подчеркиваю: посмотрю, что там происходит. Если там действительно нарушен закон, то есть легальный путь разрешения споров подобного рода, он лежит не в аппарате Президента и не в аппарате Правительства, а в суде. Вот туда и нужно обращаться.

Спасибо за внимание.

Вопрос: Не могли бы Вы подробнее рассказать о последних предложениях России в области обеспечения международной безопасности?

В.Путин: Когда я говорил, что наши позиции в области безопасности либо сходятся, либо очень близки, то я имел в виду как раз проблематику, связанную с противоракетной оборонной. Нас – и Испанию, и Россию – беспокоят возможное нарушение баланса сил, нарушения, связанные с подрывом доверия. Россия недавно сделала предложение, которое касается обеспечения безопасности европейского континента. Насколько мы понимаем, это вопросы очень сложные. Они требуют предварительной проработки и среди европейских лидеров, и с американскими партнерами, и с партнерами в лице НАТО. Я вчера перед отлетом сюда в Москве встречался с министром обороны Соединенных Штатов Коэном, и мы тоже обсуждали эту тему. Это не вызывает отторжения ни у американских партнеров, ни у европейских. Это тема, которая находится в процессе обсуждения и изучения. Мне кажется, что у нас очень много точек соприкосновения. И, на наш взгляд, нужно не упираться в тупики, которые мы не можем преодолеть, а нужно выбирать те маршруты движения, которые бы привели нас к общему решению во имя безопасности человечества. Такие пути есть.

<…>

Россия вообще никогда ничего не требует и ничего никому не навязывает. Россия может только предлагать, а наши партнеры могут только соглашаться либо не соглашаться, корректировать что‑то. Я уже многократно высказывался на этот счет. Мы исходим из того, что Россия – это европейская страна. Это территориально евроазиатское государство, но по культуре, по ментальности, Россия, конечно, – это европейская страна. Вряд ли кто‑нибудь может в России представить европейскую культуру без Веласкеса, так же как и в Европе кто‑то может представить европейскую культуру без Чайковского. Поэтому мы, конечно, в качестве одного из основных приоритетов своей внешней политики считаем и будем считать развитие наших отношений с европейским сообществом.

Мы в этом смысле исходим из того, что у России очень много возможностей. Но мы реально оцениваем ситуацию и считаем, что Россия еще очень многое должна сделать для того, чтобы быть привлекательной для наших европейских партнеров. Мы рассчитываем на то, что такое же понимание есть и у лидеров европейских стран, и у руководства комиссии европейских сообществ. Мы чувствуем это взаимопонимание и работаем вместе. Я уверен, что эта работа будет эффективной.

Вопрос: Какую роль Вы отводили в Ваших дискуссиях вопросам борьбы с международным терроризмом? Возможно ли здесь взаимодействие двух стран? И уточняющий вопрос: испанская пресса достаточно активно писала о том, что России стоит принимать политические шаги по урегулированию ситуации в Чеченской Республике. Что Вы можете сказать по этому поводу?

В.Путин: Если мы договорились о том, что в ближайшее время Россию с рабочим визитом посетит министр внутренних дел Испании, то уже по этому внешнему проявлению можно догадаться, что проблема борьбы с международной преступностью, с наркоторговлей и с терроризмом обсуждалась. Конечно, эта проблема обсуждалась. Я высказал своим испанским коллегам озабоченность тем, что мы наблюдаем сейчас в некоторых государствах мира. На наш взгляд, складывается некое подобие террористического интернационала, замешанного на религиозном фанатизме. Это одинаково опасно как для России, так и для Европы.

У меня создалось впечатление, что это находит понимание у наших партнеров по переговорам, в том числе и здесь, в Испании. Это беда: терроризм, бандитизм, наркоторговля и работорговля, которая поражает многие государства мира и Европы. Конечно, мы должны объединять свои усилия, и мы намерены это делать.

Что же касается упомянутой вам чеченской проблематики, то – хочу это подчеркнуть еще раз, сегодня мы говорили об этом в испанском парламенте – мы считаем, что нам противостоят даже не сепаратисты и не националисты. Нам противостоят там террористы, потому что националисты и сепаратисты не могут прийти в соседнюю республику, как это было с Дагестаном, под лозунгом независимости Чечни. Они пришли и напали на Дагестан под другим лозунгом – отторжения дополнительных территорий от России. Это ничего общего не имеет с независимостью Чечни.

Что касается применения политических средств, то, я думаю, не должно пройти незамеченным и то событие, которое состоялось позавчера в России. Руководителем Чеченской Республики был назначен никто другой, а именно чеченец. Мы думаем, что только чеченцы могут решить свои внутриполитические проблемы. И не просто чеченец, а духовный лидер Чеченской Республики – муфтий Чечни. И не просто духовный лидер, и не просто чеченец, а человек, который в прошлую войну с оружием в руках противостоял и воевал с федеральными силами на другой стороне, был сторонником первого чеченского президента генерала Дудаева.

Это все свидетельство того, что полным ходом идут политические процессы. Их не видит только тот, кто не хочет видеть. Мы считаем, что мы действуем в правильном направлении, осторожно. И после окончательного восстановления социальной сферы, экономики республики, после окончательного решения вопроса о борьбе с терроризмом, после уничтожения терроризма на территории России в целом и на территории Чеченской Республики в частности мы, конечно, перейдем к полномасштабным политическим процедурам, основу которых составят, конечно же, местные выборы.

<…>

Вопрос: Насколько России может быть интересен испанский опыт во взаимоотношениях властей на различных уровнях?

В.Путин: Да, эти проблемы обсуждались на встрече сегодня в испанском парламенте. Испанские коллеги знают о том, что мной внесены в Государственную Думу законопроекты о некоторой реорганизации системы власти и распределения властных полномочий между федеральным центром и региональным уровнем. Мы рассказали нашим испанским коллегам о том, чем мы руководствовались и какая сейчас дискуссия идет в российском обществе по этому вопросу. Подтвердили, что все наши намерения связаны не с тем, чтобы демонтировать демократические институты в Российском государстве и обществе, а создать более внятный, более эффективный баланс властных полномочий в стране, с одной стороны. С другой стороны, ликвидировать то явное противоречие между властями, нарушение принципа разделения властей, когда руководители регионов, являясь яркими представителями исполнительной ветви власти, будучи членами верхней палаты парламента, принимают законы, которые сами же и должны исполнять.

Это смешение двух ветвей власти и есть понимание того, что из этой ситуации нужно как‑то выходить. Но в то же время мы не хотим допустить и другой ошибки: не хотим обескровить региональный уровень управления. Не хотим уменьшить его роль и значение. Мы хотим, чтобы на региональном уровне управления были не только обязанности, но и властные полномочия. И в этом смысле опыт Испании – властных полномочий, которые давали бы возможность реализовать эти обязанности, которых там немало – для нас крайне интересен. И я думаю, что одна из ближайших дискуссий, если она состоится между нашими парламентариями, могла бы быть посвящена и этой проблеме.

Вопрос: Будьте любезны, Владимир Владимирович, у Вас в ряд несколько европейских поездок. Скажите, какая‑то внутренняя логика присутствует в этом? Это новый имидж страны, пропаганда отчасти, может быть, или это новое партнерство на международной арене?

<…>

В.Путин: Убежден, что мы, прежде всего и я лично, и Правительство, и региональные руководители, прежде всего должны заниматься проблемами внутри страны. Поменьше ездить и побольше работать на месте.

<…>

[Мы живем в стране], которая является неотъемлемой частью Европы и претендует на то, чтобы называться европейской державой. Поэтому разъяснение своих позиций нам представляется крайне важным. Тем более что и в Испании, и в России только что выборы прошли, наблюдается определенная стабилизация внутриполитической жизни. В этом смысле Испания для нас, мы считаем, – надежный и долговременный партнер. Испания является членом объединенной Европы. Я уже говорил о том, что роль, место Испании и в экономике Европы, и в политической жизни постоянно неуклонно возрастает, и именно этим и продиктовано то, что мы находимся сегодня здесь. Я уже не говорю о традиционных дружеских связях и очень добром отношении между испанским и российским народом.

А завтрашние встречи в Федеративной Республике Германия тоже объяснимы, мне кажется, здесь дополнительных комментариев не нужно. Германия – это основной наш экономический партнер. И мы очень многого ожидаем от этой поездки. Если Вы обратили внимание, кроме того, что выстраиваются какие‑то элементы доверия между Испанией и Россией, возрастает это доверие, кроме всего прочего – это очень хороший импульс для деловых людей. Мы об этом не говорили, но сейчас будет подписано и соглашение в области таможенного дела. Это совершенно конкретные вещи, которые не только облегчают бизнес-инициативы, но и создают необходимые правовые условия для того, чтобы отношения между странами, между Россией и ее партнерами развивались успешно. Мы не меньшего ожидаем и от нашего визита в Федеративную Республику Германия. Поэтому все, что делается, делается не спонтанно, а делается в результате предварительного анализа и целенаправленно.

Спасибо.

14 июня 2000 года, Мадрид