Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
В.Путин: Добрый день!
Сегодня мы планировали провести заседание Совета Безопасности, однако днем после встречи с Секретарем Совета Безопасности и Председателем Правительства мы решили сам Совет перенести. Но тем не менее необходимо использовать свободное время для обсуждения крайне важного вопроса, по которому мы собрались. Мы посчитали возможным перенести заседание, потому что, на мой взгляд, не всё, к сожалению, готово. Потребуется еще определенное время для того, чтобы отработать формулировки и выводы, которые содержатся в решении Совета Безопасности. Знаю, что руководители практически всех ведомств имеют определенные возражения. Обращаю ваше внимание на то, что решения, которые должны быть приняты, чрезвычайно важны для военной составляющей, для военного строительства в России.
Мы готовили предыдущий Совет Безопасности по перспективам развития Вооруженных Сил свыше двух месяцев. Наверное, не меньше потребуется и на то, чтобы принять взвешенные решения по всей военной составляющей государства. Хочу обратить ваше внимание на то, что свыше 35 процентов расходной части бюджета Россия тратит на военные ведомства и министерства. 35 процентов бюджета – это, как вы понимаете, очень много, может быть, даже слишком много. При этом мы допускаем состояние, при котором существуют параллельные воинские формирования. Не можем твердо и уверенно сказать, к сожалению, что эффективно тратим деньги государства и деньги налогоплательщиков на те функции и задачи, которые стоят перед военной составляющей страны. Этого мы пока сказать не можем.
Главная проблема здесь – это неоптимальное соотношение между собственными Вооруженными Силами и так называемыми воинскими формированиями в органах и воинских подразделениях других министерств и ведомств. Кроме войск Министерства обороны воинские формирования существуют еще в 11 силовых структурах (хочу обратить на это ваше внимание). Конечно же, они выполняют важные задачи: обеспечение правопорядка, гражданской обороны, транспортные функции и так далее. Есть строительные, инженерные, дорожные соединения, промышленные и научные комплексы, в которых занят и гражданский персонал. Причем количество гражданского персонала не уменьшается, несмотря на наши постоянные призывы к сокращению гражданского персонала в воинских резервных службах, ведомствах, министерствах. К сожалению, мы плохо представляем себе реальные размеры этой машины.
Честно говоря, главными критериями этой работы всегда были и будут военный профессионализм и способность эффективно выполнять задачи, стоящие в области обороны страны прежде всего. Мы тратим на военную организацию страны колоссальные средства и при этом допускаем, чтобы военный бюджет был размазан и растаскан по периферийным вопросам, по направлениям, не имеющим прямого отношения ни к боеготовности армии, ни к ее прямому обеспечению. Мы не имеем права решать служебно-полевые задачи на голом энтузиазме и героизме людей (об этом мы говорили еще на прошлом Совете Безопасности). Мы не можем дальше просто содержать армию, отказываясь от обучения новейшим технологиям, от современной техники. Наша армия обязана быть современной, гибкой, мобильной, боеспособной. При этом, когда я говорю о том, что мы должны лучше, эффективнее организовать, – это не значит, что мы должны идти по пути механического сокращения и Вооруженных Сил, и других воинских подразделений, формирований, в иных ведомствах и министерствах. Никакого механического сокращения быть не должно. Армия должна быть армией и, как военная организация, должна быть, конечно, более компактной, но, без всяких сомнений, более эффективной. Укрепление силового компонента военной организации – одно из условий перехода к профессиональной армии. При этом мы постоянно должны иметь в виду баланс военных потребностей, с одной стороны, и экономические возможности государства – с другой.
Особое значение сегодня также приобретает планирование работы всего огромного механизма военной организации, иначе его эффективное функционирование так и останется невыполненной задачей. Меры, которые мы предлагаем, должны быть скорректированы с учетом тех предложений и тех решений по Вооруженным Силам, составляющим ядро военной организации, которые были приняты раньше. Конечно, это должен быть анализ, рассчитанный на длительную перспективу, на годы вперед. На образованную распоряжением Президента экспертную комиссию, которую возглавляет Секретарь Совета Безопасности Сергей Борисович Иванов, возлагается большая конструктивная работа. Повторяю, сегодня мы вместе с Председателем Правительства и Секретарем Совбеза решили, что пока недостаточно для того, чтобы выйти на окончательное решение.
И последнее. К сожалению, в этом реформировании, о котором мы сегодня говорим и которое организуем, пока не удается все согласовать. Ряд руководителей министерств и ведомств полагают, что следует сохранить существующий состав и структуру подчиненных им войск, ограничиться, по сути, лишь косметическими мерами.
Сегодня – хочу это подчеркнуть – мы должны понять, что сохранение параллельных воинских структур не на пользу обороноспособности страны, во вред Вооруженным Силам. Мы с вами, когда обсуждали на предыдущем Совете Безопасности проблемы, связанные с реформированием Вооруженных Сил, исходили из следующего. Да, Вооруженные Силы принимают ответственные решения, сами хотят реформироваться и сами считают, что это нужно сделать. Но мы исходим из реальных экономических возможностей государства и будем искать дополнительные резервы для поддержания Вооруженных Сил. Будем искать их в других ведомствах и министерствах, располагающих военной составляющей.
Вот то, что мы будем делать сегодня, и то, на что мы должны выйти в своих решениях через месяц. Повторяю, уже полтора месяца этот вопрос готовится, я дам на его доработку еще месяц. Но хочу сразу подчеркнуть: основные параметры, которые заложены аппаратом Совета Безопасности, будут соблюдены. Вопрос только в том, чтобы добиться наиболее оптимального использования тех финансовых ресурсов, которые будут обеспечены Правительством (надеюсь, что Правительство обеспечит эти ресурсы) и на этот год, и на ближайшие годы. Обеспечить их выполнение таким образом, чтобы вся военная машина страны функционировала гораздо более эффективно, чем это до сих пор было.
И последнее, не менее важное, последнее не по значению. Все наши реформы не должны вести к ущемлению, а, наоборот, должны способствовать, выводить на более эффективные решения социальных проблем, которые есть и в армии, и во всех других ведомствах, министерствах, располагающих воинскими формированиями. Принципиальный вопрос. Потому что, если мы заранее это не предусмотрим и не согласуем, никакой реформы мы здесь не проведем. Все забуксует и упрется в решение социальных вопросов. Кроме того, мы просто не имеем права поставить в сложное положение людей, которые верой и правдой служили своему Отечеству многие годы. Поэтому хочу подчеркнуть: никаких огульных массовых сокращений, а выверенная, спокойная, плавная работа по оптимизации деятельности, по оптимизации состава и по улучшению качества работы всей военной машины России. Вот на что мы должны с вами выйти в результате этих решений.
27 сентября 2000 года, Москва, Кремль