Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выдержки из стенографического отчета о заседании Государственного совета

22 ноября 2000 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поздравить вас с началом работы Государственного совета России. Это, безусловно, важное событие политической жизни страны.

Прошедшие полгода были для всех нас непростым и одновременно динамичным периодом. Мы вместе многое успели сделать, продвинулись в решении вопросов федеративных отношений, обновили принципы работы Совета Федерации. Именно из ваших предложений, из того, что еще совсем недавно было только идеей, родился новый механизм. Новый для нас, но хорошо известный по прежним временам. Государственный совет, на мой взгляд, как политический орган абсолютно необходим и важен для центра и субъектов Федерации.

Чтобы Госсовет был создан и начал работать, понадобилось наше общее понимание необходимости этого шага. Понадобилась общая политическая воля. Конечно, мы не сразу пришли к этому решению. Но мы подробно и открыто, откровенно обсуждали роль этого принципиально нового органа в политической системе России.

Повестка нашей сегодняшней работы сформирована по предложениям президиума Госсовета, который, как вы знаете, будет работать по ротационному принципу. Практически все предложенные темы оказались важными и интересными. Наиболее востребованным сегодня и наиболее подготовленным стал вопрос о стратегии социально-экономического развития страны, причем с акцентом на региональный аспект. Я очень надеюсь на то, что разговор получится интересным, содержательным и полезным.

Прежде чем перейти к повестке дня, позвольте сделать несколько замечаний.

Здесь, в Государственном совете, нам предстоит вырабатывать консолидированную позицию по ключевым вопросам развития государства. Конечно, мы не сможем и не должны уходить от текущих вопросов. Не удастся это сделать. Но мне представляется, что Госсовет должен работать прежде всего как политический орган стратегического назначения. В этом его отличие от других властных и консультативных институтов. Госсовет может задать вектор движения страны и не должен подменять в своей работе парламент или Правительство. Нам всем еще предстоит выработать нужные подходы и учиться работать в этом ключе. Учиться смотреть на проблемы с общегосударственных, общенациональных позиций. Иногда не мешает остановиться, подняться над текучкой, над ежедневной административной суетой. Над сугубо региональными или сугубо федеральными проблемами. Есть ведь общие задачи, без решения которых эффективного движения страны вперед не будет.

Разумеется, за стратегическую политику отвечает вся федеральная власть в целом. Правительство уже многое делает в этом направлении. Но здесь, в рамках Госсовета, мы будем иметь возможность не только согласовывать наши позиции, но и более подробно знакомиться с опытом в регионах, совмещать позиции Федерации в целом и интересы разных территорий страны в частности.

У вас есть свой опыт и свои подходы и в политических делах, и в формировании экономических программ развития в региональном аспекте. Надо прямо сказать, что региональные лидеры тоньше чувствуют нужды и запросы людей на местах, несут на себе бремя ответственности, которое возложено на них избирателями, и знают, как решения в Москве отражаются на жизни простого человека. Но чтобы претворить наработанные идеи в жизнь, мы обязаны рассматривать стратегию как общенациональную директиву. Наша общая задача – обеспечить правовое, экономическое и политическое единство страны с учетом местных особенностей.

Важнейшая часть нашей общей работы – это укрепление властной вертикали, о чем мы с вами многократно говорили и что так активно и бурно обсуждалось в обществе. Это подразумевает и контроль со стороны федерального центра, и эффективно работающую обратную связь. Уверен, что Госсовет может быть отличным инструментом такой взаимосвязи.

И еще одно принципиальное замечание. Исполнительная власть и центра, и регионов конституционно объединена в единую систему. У нас с вами много предметов совместного ведения. Как раз руководитель одной из групп, которая была образована у нас в президиуме, Президент Татарстана, будет сегодня об этом говорить. И в этой связи мы не можем забывать о положениях статьи 77-й Конституции России, которая говорит о единстве системы исполнительной власти в Российской Федерации. Нам важно вместе не только вырабатывать решения, но и исполнять их. Именно руководствуясь этим соображением, в конечном итоге мы и приняли решение именно о таком составе Государственного совета.

Уважаемые коллеги! У нашего Государственного совета есть богатые исторические корни. В России почти всегда властные органы принимали важнейшие стратегические решения. Но готовых решений, готовых рецептов успешной работы, конечно, никто не даст. Это работа кропотливая, очень сложная и ответственная.

Сегодня с докладами выступят Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Касьянов и глава администрации Хабаровского края Владимир Ишаев. Но одним докладом, одним заседанием стратегию государственного развития, конечно же, не выработаешь. Она конкретизируется в программах, документах Правительства, Федерального Собрания, местных органов власти, действиях полномочных представителей Президента в федеральных округах.

И, наконец, хотел бы обратить внимание на то, что стратегия не сводится только к экономическим вопросам, которые будут положены во главу угла сегодняшних выступлений. Нам нужна выработка стратегии в гуманитарной, образовательной, научной областях, в здравоохранении и национальной безопасности. И в области международных отношений, конечно. Мы должны знать, каково место России в мире. Обсуждать эти направления работы также будем в специальных группах и комиссиях. Я прошу вас находить необходимое время, не передавать свои полномочия и функции помощникам, экспертам, которые должны выполнять свою тяжелую и очень важную работу. Политическую ответственность за принятие решений должны нести мы с вами.

Хочу поблагодарить вас за внимание и предлагаю начать работу.

М.Касьянов: Уважаемый Президент Российской Федерации!

Уважаемые члены Государственного совета!

Исключительно важно, что первое заседание возобновляющего свою деятельность Государственного совета, органа России, имеющего столь богатую и славную историю, посвящено обсуждению перспектив развития Российского государства в новом тысячелетии. Для меня большая честь сегодня доложить видение Правительства относительно основных стратегических вопросов, от которых зависит будущее нашей страны, и рассказать о мерах, которые Правительство предпринимает уже сегодня в рамках намеченных планов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» одной из главных задач деятельности Правительства в области экономики служит прогнозирование социально-экономического развития страны. Надо признать, что в последние годы этому важнейшему направлению работы уделялось слишком мало внимания. Причина этого очевидна: очень сложно думать о долгосрочной перспективе, когда не можешь поручиться за то, что произойдет в экономике через месяц или даже через неделю.

Однако, как мы успели убедиться на собственном опыте, тактика постоянного затыкания дыр предельно неэффективна и не сулит ничего хорошего в перспективе. В результате власти не только не помогали населению и промышленности строить свои планы, но и порой своими действиями мешали осознанию перспектив. Неисполнение обязательств вошло в привычку и у федеральных, и у региональных властей. Неудивительно, что у населения еще больше укрепился унаследованный из советских времен стереотип: если власти заговорили, к примеру, о том, что не будет девальвации, значит, она обязательно произойдет. Мы обязаны в корне переломить такое восприятие.

В этой связи на основе Послания Президента Федеральному Собранию «Государство Россия. Путь к эффективному государству» Правительством были разработаны основные направления социально-экономической политики на долгосрочную перспективу. В качестве первого шага по осуществлению своей долгосрочной стратегии Правительство разработало план действий на 2000–2001 годы, содержащий конкретные меры по повышению уровня жизни народа и модернизации экономики, и приступило к его выполнению.

Осуществляя логическую систему мероприятий по обеспечению поступательного развития экономики и социальной сферы согласно плану действий, мы воспринимаем его реализацию как часть работы по созданию в обществе атмосферы предсказуемости или, как говорили раньше, уверенности в завтрашнем дне. Только в случае успеха такой политики можно будет добиться стратегической цели – переориентации интересов бизнеса и населения с сиюминутных интересов на долгосрочный горизонт времени.

Непременным условием поступательного развития является макроэкономическая стабильность. Валовой внутренний продукт и промышленное производство в течение уже полутора лет растут. В результате оживления экономики и мер, предпринятых по выполнению собираемости налогов, доходы бюджета в отношении к ВВП достигли показателей, сопоставимых с отдельными европейскими странами.

Это позволяет не только выполнять все расходные обязательства, но и погашать задолженность государства перед населением и промышленностью за прошлые годы. В частности, Правительство в настоящее время закрывает последние долги перед военнослужащими и выработало схему погашения многолетней задолженности по государственному оборонному заказу, в соответствии с которой часть средств будет направлена предприятиям уже в этом году.

Неуклонное выполнение бюджетных обязательств и насыщение экономики деньгами привели к тому, что за последние полтора года доля неденежных расчетов сократилась в экономике вдвое. Инфляция находится под контролем, валютные резервы Банка России быстро растут. Отражая эти позитивные тенденции, рубль постепенно укрепляется.

Все это служит основой для решения поставленных в Послании Президента стратегических задач развития России, прежде всего в отношении роста благосостояния населения. Здесь необходимо сказать, что, несмотря на рост в этом году реальной заработной платы и пенсий более чем на 20 процентов, а реальных располагаемых доходов населения – почти на 10 процентов, мы все еще не достигли даже уровня докризисного 1997 года.

К сожалению, пока мы не можем делать в этой сфере большего. Главным ограничителем повышения уровня жизни населения являются наши экономические возможности. Правительство не может давать необоснованных обещаний и выступает против попыток решить все накопившиеся за 10 лет проблемы сразу, одним махом. Мы исходим из того, что никак нельзя допускать даже кратковременного ухудшения социального положения россиян. Люди уже по горло сыты призывами потуже затянуть пояса, и еще какой‑либо срыв уже приведет не просто к серьезному социальному напряжению, но и полному разочарованию населения в самой возможности властей изменить жизнь к лучшему.

Добиться коренного перелома положения в социальной сфере можно, только обеспечив неуклонный рост национальной экономики и ее международной конкурентоспособности. Сегодня структура экономики России во многом соответствует бытующим представлениям о ней как о сырьевом придатке мировой хозяйственной системы. Производственная база морально и физически изношена, энергоемкость производства на 20 процентов выше уровня 80-х годов, уровня, который в то время уже был намного выше международных стандартов.

Для того чтобы обеспечить кардинальное обновление технологической базы производства, повысить производительность труда, снизить ресурсоемкость экономики, заменить отработавшие свой срок инфраструктурные объекты советского периода, необходимы многомиллиардные инвестиции. Пассивное воспроизводство существующей экономической модели навсегда оставит Россию на задворках мировой цивилизации.

Сейчас инвестиции растут с темпом примерно 17 процентов к предыдущему году, но главным образом только за счет собственных средств предприятий. Этого источника в принципе недостаточно. Необходимо обеспечить мобилизацию на инвестиционные цели внутренних частных сбережений и привлечь инвестиции из‑за рубежа. Что для этого необходимо сделать?

Во‑первых, обеспечить четкость и предсказуемость правил игры на российском рынке. Важнейшим элементом создания атмосферы определенности служит судебная реформа. Долгое время мы жаловались на отсутствие современных законов. Теперь мы имеем неплохие законы, они приняты, но их трактовка судебными инстанциями бывает настолько неоднозначной, что хозяйствующие субъекты полностью теряют ориентацию. Наши действия должны быть направлены на обеспечение единообразного толкования нормативных актов и их недискриминационного применения в соответствии с экономической логикой этих законов.

Президентом поставлена задача навести порядок в самых разных сферах нашей жизни. И это не в последнюю очередь относится к обеспечению условий для эффективной экономической деятельности. Мы вполне способны избавить предпринимателей от множества бюрократических проволочек и согласований, которые еще и заметно отличаются от региона к региону. Однородность хозяйственного режима на всей громадной территории нашей страны при столь значительном разнообразии экономических условий является огромным конкурентным преимуществом России, которое нами пока еще никак не используется.

Помимо того все намерения улучшить инвестиционный климат останутся пустым звуком, если нам не удастся добиться возрождения доверия к планам и действиям властей на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Во‑вторых, необходимо срочно производить структурные реформы в экономике. Говоря о структурных реформах, мы прежде всего имеем в виду преобразования в естественных монополиях. Именно они сегодня испытывают острейшую потребность в обновлении оборудования и инфраструктуры, которую даже в перспективе невозможно будет покрыть за счет государственных источников.

Поэтому создание конкуренции в этой сфере – это не самоцель, а необходимое условие для привлечения инвестиций в модернизацию и повышения эффективности работы естественных монополий, и на этой основе – обеспечения удовлетворения потребностей населения и растущей российской экономики.

Естественные монополии выступают в качестве единой кровеносной системы народного хозяйства страны, обеспечивают устойчивость ее жизнедеятельности. Их продукция потребляется всеми предприятиями и населением без исключения. Таким образом, преобразования в естественных монополиях, к которым мы приступаем, направлены не только на повышение инвестиционной привлекательности, прозрачности и эффективности их работы, но и на оптимизацию структуры издержек всей национальной экономики.

Кроме того, естественные монополии находятся в центре неплатежей и неденежных расчетов, скрывающих неэффективность и расточительность хозяйственных структур, которые продолжают паразитировать на экономике и не дают ей наращивать конкурентоспособность. Таких предприятий осталось немного, около 20 процентов, и ситуация в этой сфере улучшается. Ключ к решению этих наболевших проблем в российской экономике также лежит в сфере структурных преобразований.

Правительство уже выработало общие принципы проведения структурных преобразований в естественных монополиях. Они были заложены в недавно утвержденной концепции реформы МПС, а также будут являться основой преобразований в сфере электроэнергетики, которым будет посвящено одно из ближайших заседаний Правительства. В начале следующего года нам предстоит применить аналогичные подходы при формировании концепции преобразований в газовой отрасли.

Хочу подчеркнуть, что государство не уходит и из этих жизненно важных сфер и будет обеспечивать соблюдение порядка за счет контроля за общенациональной инфраструктурой естественных монополий и регулирования тарифов. При этом конкуренция будет внедряться в сферах деятельности, непосредственно связанных с оказанием услуг потребителям. Мы не должны забывать здесь и об определении стратегических приоритетов в развитии этих важнейших отраслей. Эта функция также будет осуществляться государством.

Подготовлена к рассмотрению энергетическая стратегия России, которая ставит целью устойчивое обеспечение экономики страны и населения, изменения в структуре энергопотребления и внедрения энергосберегающих технологий, а также создание топливно-энергетического баланса страны с учетом региональных особенностей. Наконец, управление естественными монополиями будет служить основой для смягчения социальных последствий структурных реформ, в частности, предстоящих преобразований в жилищно-коммунальной сфере.

В‑третьих, нужно ускоренными темпами развивать инвестиционную инфраструктуру. Серьезным препятствием для реализации инвестиционных программ сегодня служит состояние институтов финансового посредничества, прежде всего банковского сектора. Большинство банков в силу своей низкой капитализации и отсутствия доверия к ним со стороны населения не способны аккумулировать частные сбережения.

Получается, что отечественная банковская система по самой своей организации не приспособлена для кредитования реального сектора экономики. Укрепление в этих условиях государственных банков – это отчасти естественный процесс, а отчасти вынужденная мера с нашей стороны на переходный период. Естественно, как и в других областях, здесь необходима концентрация возможностей государства на наиболее приоритетных направлениях: это сберегательное дело, обслуживание внешней торговли, стимулирование инвестиций и кредитование сельского хозяйства. Хочу подчеркнуть, что все это непременно должно сопровождаться созданием конкурентной среды во всех сферах банковского бизнеса. В ближайшие годы частные банки постепенно восстановят свой авторитет и нарастят капитал. Банковская система будет вычищена от нежизнеспособных структур.

В свою очередь, фондовый рынок также не является реально действующим механизмом для перетока капитала, а будучи неглубоким и неликвидным рассматривается в основном как объект спекулятивных операций. Мы сможем рассчитывать на реализацию инвестиционного потенциала фондового рынка, только доведя до конца начатые нами глубокие преобразования в сферах защиты прав собственников, корпоративного управления и регулирования.

В‑четвертых, необходимо создать условия для интеграции России на равноправной основе в международное экономическое пространство. Россия является неотъемлемой частью мирового сообщества и глобальной экономической системы. Уверен, что ключ к возрождению статуса нашей державы как равноправного субъекта современного миропорядка находится внутри страны. В том, что нас воспринимают лишь в качестве источника неопределенности, сырьевого придатка и поставщика квалифицированных кадров для высокотехнологичных секторов экономики развитых стран, не виноват никто, кроме нас самих.

Текущая ситуация, когда мировые цены на энергоносители ставят все новые рекорды, в свете исторического опыта только подчеркивает тот факт, что благополучие России в долгосрочном плане не может быть основано на поставках нефти и газа на мировой рынок. Помимо всего прочего настало время принимать решения в отношении реальных механизмов демпфирования последствий неизбежного в будущем времени падения цен на энергоносители.

Вместе с тем Россия способна завоевать конкурентные преимущества, умело используя которые можно позиционировать нашу страну на международной арене в гораздо более выгодном свете.

Общеизвестно, что наиболее выгодное положение в международном обмене занимают те страны, которые поставляют на мировой рынок не сырье, а товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости – это прежде всего наукоемкая и высокотехнологичная продукция, иными словами – идеи. Именно на основе задачи в радикальном изменении структур экспорта должны быть нацелены и предстоящие изменения таможенного тарифа, и переговорные процедуры по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Помимо всего прочего тем самым мы дадим четкий сигнал отечественной обрабатывающей промышленности. Не секрет, что сейчас Правительство поддерживает ее конкурентоспособность в значительной мере за счет удержания рубля от необоснованного укрепления. Однако всем надо осознавать, что это не продлится вечно и никаких специальных мер для поддержания неэффективных производств мы вводить не собираемся.

Параллельно мы будем разрабатывать программу поддержки технологического экспорта, в том числе за счет кредитных механизмов. Мы часто проигрываем международные тендеры только потому, что не можем обеспечить качественную, своего рода финансовую упаковку нашей продукции, удобные рассрочки платежей и кредитную подпитку для ее потребителей, поскольку спрос на продукцию за рубежом – это своеобразный знак качества. Такая государственная поддержка оправданна со всех точек зрения.

Кроме того, мы будем делать все для развития транспортной инфраструктуры, обеспечивая быстрое и безопасное прохождение международных пассажирских и грузовых потоков через российскую территорию, которая потенциально представляет собой кратчайший путь коммуникаций между Европой и Центральной Азией, между Европой и Дальним Востоком. Мы уже начали работу в этом направлении, в частности, заключено Соглашение о принципах развития транспортного коридора «Север–Юг» через территорию России, Индии, Ирана и Омана, к ним подключается Казахстан в ближайшем будущем. Выработаны подходы по совершенствованию работы московского аэроузла. Полным ходом продолжается строительство Балтийской трубопроводной системы и газопровода «Голубой поток», которые позволят России диверсифицировать варианты экспортных поставок. Мы будем, не снижая темпов, эффективности и качества работ, активно продолжать строительство и ремонт автодорог.

Многие из перечисленных мероприятий не могут быть завершены за год-два. И их позитивный эффект полностью проявится не сразу, но пока этого не произошло, мы не должны сидеть сложа руки. Государству нужно не только создавать условия для инвестиций, но и активно содействовать удлинению горизонтов планирования и устранению лишних факторов неопределенности, в частности, создавая гарантийные механизмы для страхования операций частного сектора и разделения рисков, в том числе за счет государственных инвестиций. Мы рассчитываем, что эти меры дадут реальную отдачу уже в ближайшие годы.

Наконец, главным ресурсом реализации стратегии развития России служит развитие трудовых ресурсов, человеческого капитала. Получение качественного образования вновь получает достойное место в системе ценностей молодого поколения. Если не заинтересовать молодежь в реализации этих способностей на родине, то ущерб, который будет нанесен стране в результате утечки умов, окажется невосполнимым.

Правительство разрабатывает комплекс мер для срочной поддержки системы среднего и высшего образования, содействия молодым ученым, основой которого является национальная доктрина образования в Российской Федерации. Правительство рассматривает поддержку науки и высоких технологий как один из приоритетов своей деятельности и будет наращивать бюджетные ассигнования и изыскивать дополнительные ресурсы для предотвращения утраты нами позиций в этой области.

В Послании Президента Федеральному Собранию значительный акцент сделан на тревожной демографической ситуации в стране, характерной для подавляющего большинства регионов. Задумываясь о будущем, мы должны обеспечить коренный перелом демографических тенденций. Такой перелом не только обеспечит возобновление трудовых ресурсов России в долгосрочной перспективе, но и станет лучшим индикатором правильности выбранной социально-экономической стратегии и эффективности ее реализации.

Уже в ближайшее время еще одним ограничителем экономического роста грозит стать нехватка трудовых ресурсов в целом ряде регионов и в некоторых динамично развивающихся отраслях. Правительство разработает в короткие сроки специальную программу размещения производительных сил и миграционной политики, предусматривающей, в частности, меры по стимулированию миграции квалифицированных кадров из стран СНГ. Разумеется, это будет сделано с учетом тщательного анализа всех возможных последствий данных мер.

Уважаемые члены Государственного совета!

Резюмируя сказанное, еще раз подчеркну, что задача повышения уровня жизни российского народа и решения острых социальных проблем может быть решена только за счет кардинальной модернизации, повышения эффективности национальной экономики. Этого можно достичь при условии поддержания макроэкономической стабильности в результате реализации сбалансированного комплекса мер по пяти взаимоувязанным направлениям:

1) это неуклонное обеспечение верховенства закона и единства хозяйственного пространства;

2) реализация структурных преобразований;

3) обеспечение надежной инфраструктуры инвестиционного процесса;

4) создание условий для интеграции России в мировое хозяйство;

5) обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов и повышения их качества.

Для поступательного общественного развития нужны поддержание согласия в обществе, консолидация основных политических сил и социальных слоев. Противоречий, реальных и потенциальных, сегодня в нашем обществе слишком много. Глубочайшие социально-экономические диспропорции как в отраслевом, так и в региональном разрезе чреваты не только торможением роста экономики, но и серьезной социальной напряженностью.

Ни о какой консолидации общества невозможно говорить, если мы не сможем обеспечить равного доступа граждан на всей территории страны к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. 25–30-кратный разрыв бюджетной обеспеченности регионов для единого государства недопустим.

Определенный шаг по решению этой проблемы сделан в проекте бюджета 2001 года. Наша общая задача – сделать так, чтобы при принятии любого политического решения всем было очевидно, что власть действует в интересах общества в целом, а не какой‑либо группы лиц или социального слоя. И здесь трудно переоценить роль Государственного совета, члены которого представляют волю населения всех регионов России и лучше всего понимают, какие преобразования будут отторгнуты на местах из‑за неподготовленности, а какие приведут к чрезмерным социальным издержкам. Это позволит уточнить намечаемые мероприятия и сформулировать более глубокий их график, более гибкий график, учитывающий специфику регионов.

В заключение мне хотелось бы остановиться на политико-экономическом вопросе, имеющем особую общественную значимость, – это земельный вопрос.

К сожалению, общественная дискуссия в этой области монополизирована крайними воззрениями, не оставляя места для более взвешенных позиций. Представляется, что четко выраженный государственный подход Государственного совета способен указать сбалансированный путь решения этой коренной проблемы, который не в последнюю очередь предопределит то, какой будет Россия в 2010 году.

Уважаемые члены Госсовета!

Постепенное и последовательное продвижение вперед, взвешенный подход, нацеленность на перспективу – те принципы, на которых должна базироваться стратегия развития государства. Постоянный обмен мнениями, согласование и консолидация позиций и, если необходимо, взаимные уступки – непременные условия реализации этой стратегии. Сегодня мы делаем только первые шаги в этом направлении.

Уверен, сегодня в России есть все предпосылки для успешной реализации наших замыслов и решения основной задачи – повышения благосостояния российского народа и заслуженного утверждения высокого авторитета и достоинства России на международной арене.

Спасибо за внимание.

В.Ишаев (руководитель рабочей группы Государственного совета по подготовке вопроса «О стратегии развития государства на период до 2010 года»): Рабочей группой, созданной по решению Президента Российской Федерации, подготовлен доклад «О стратегии развития государства на период до 2010 года». Стратегической целью, лежащей в основе концепции, является сформулированная в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию задача создания сильного и эффективного государства, которое должно создать условия для обеспечения достойной жизни граждан страны.

Разработчики исходили из того, что Государственный совет Российской Федерации оказывает содействие Президенту в реализации им своих полномочий. Поэтому предложенная работа (будучи утвержденной Президентом России) может стать инструментом для принятия главой государства решений, направленных на реализацию текущих и перспективных задач, исходя из стратегических целевых установок развития России.

Данная работа не является альтернативой каким‑либо ранее предложенным программным документам.

Хочу отметить, что залогом и необходимым условием успешного экономического развития государства является социальная консолидация.

На сегодняшний день нашему обществу присущ глубокий раскол, пролегающий по социокультурным и экономическим осям, который остается ключевым фактором, препятствующим укреплению государства. Основные сегменты общества все дальше расходятся по ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилю жизни, образу и нормам поведения.

Это «разбегание» крайне затрудняет формирование демократических институтов государства и гражданского общества, поскольку исчезает сама основа демократии – социальный консенсус по поводу базовых ценностей и принципов жизни.

При нынешнем состоянии общества только 5–7 процентов населения достигли западных стандартов потребления, в то время как слой бедности охватил почти 40 процентов населения или 60 миллионов человек, притом что более 30 млн. человек оказались на гране нищеты. В результате социальное пространство все больше приобретает черты страны «третьего мира», что с неизбежностью ведет к расколу общества и социальным конфликтам.

Социальное согласие на основе создания условий для обеспечения достойной жизни граждан может быть достигнуто лишь при условии реализации комплекса мер по обеспечению в перспективе высоких и, главное, устойчивых темпов экономического развития.

Однако если в экономической политике ставка будет сделана на «рост ради роста», то обострение социальной обстановки в государстве может похоронить и рост производства и само государство. Поэтому экономический рост должен включать достижение значимых для населения ориентиров благосостояния, успешное решение актуальных задач структурно-технологической модернизации, реализацию дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.

У нас есть фундамент – с конца 1998 года Россия вступила в полосу экономического роста благодаря импульсу, полученному экспортно ориентированными отраслями в результате девальвации рубля и благоприятной конъюнктуре на мировых рынках топливно-энергетического сырья. Однако экономический рост остается неустойчивым, с ярко выраженной цикличностью.

Поддержание роста и придание ему устойчивости должно быть гарантировано целенаправленными усилиями всех субъектов общественно-экономического процесса при ведущей роли государства.

 

Социальная консолидация и новое качество жизни

Укрепление Российского государства предполагает преодоление глубокого раскола общества. Консолидация государства, бизнеса и общества должна произойти на основе «социального контракта» для реализации важнейшей цели – общественного развития.

Успех стратегии развития государства измеряется созданием условий для повышения благосостояния большинства жителей страны. Это означает, что критерием эффективности государственного развития является формирование массового среднего класса. Он должен охватить по крайней мере 50–55 процентов населения.

Одновременно, чтобы государство смогло оказать действительно эффективную поддержку населению с доходами ниже прожиточного минимума, доля этой категории населения должна снизиться до 10–15 процентов.

Для достижения указанных показателей повышение реальных доходов населения в предстоящее десятилетие должно составить не менее 75 процентов, увеличение расходов из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении не менее чем на 60 процентов.

Становление среднего класса предполагает формирование новой модели потребления с опорой на российский стандарт благосостояния. Речь не идет о минимальной потребительской корзине. Нормативы потребления должны соответствовать достойному уровню жизни и быть достижимы для основной массы российских граждан. Только тогда они будут являться стимулами трудовой и предпринимательской активности.

Этот стандарт благосостояния, включающий качественное жилье, «второе жилище», высокую обеспеченность товарами длительного пользования (автомобилями), доступность качественных услуг здравоохранения, образования и др., должен лечь в основу долгосрочного экономического развития. Его реализация приведет к расширению потребительского спроса, породит новую специфическую схему воспроизводства и накопления богатства населения, особую культуру и стиль жизни.

Необходимость консолидации общества на основе решения социальных задач, обеспечения достаточного уровня национальной безопасности, воссоздания сильного и эффективного государства задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Его граница оказывается достаточно высокой – не ниже 5–6 процентов в среднем за год.

Но реальная экономическая ситуация такова, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе на уровне 5–7% в год по общим объемам производства и 10–15 процентов – по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности не только необходим, но и возможен. И, главное, должны быть задействованы внутренние резервы.

Чтобы рост дал ожидаемые результаты, он должен основываться на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности, производстве товаров и услуг. Это предполагает технологический прогресс и восстановление возможностей научно-технического комплекса страны самостоятельно генерировать инновации. Для активного и быстрого осуществления структурных реформ в экономике страны прежде всего необходимо революционно быстрое внедрение информационных технологий, которые в ряде стран стали локомотивами развития всех отраслей экономики.

Из сказанного следует, что не существует альтернативы развитию отечественной фундаментальной и прикладной науки.

Но необходимо учитывать наличие ряда угроз экономическому росту в перспективе.

Важнейшими из них являются:

недостаточность внутреннего спроса;

внешний долг;

дело в том, что выплата в полном объеме 16 миллиардов долларов США в год на протяжении первого десятилетия XXI века приведет к новой волне стагнации производства и снижению уровня жизни;

неготовность инвестиционного комплекса для перехода к масштабным инвестициям;

в то же время возможности «самоинвестиционного» роста достаточно ограничены, и уже через 2–3 года все свободные ресурсы могут быть задействованы; поэтому необходим инвестиционный прорыв, инициаторами которого могут быть только государство и крупные корпорации;

непропорционально высокий темп роста цен на топливо и электроэнергию, который стал устойчивой тенденцией с начала 2000 года, что резко ограничивает возможности экономического роста;

рост цен на продукцию естественных монополистов должен быть ограничен инструментами государственного регулирования, учитывая, что их (естественных монополистов) задача заключается не только в извлечении прибыли, но и в создании общеэкономических условий для динамичного развития экономики;

неразвитость финансовой системы, которая препятствует мобилизации ресурсов для целей экономического роста.

Задача государства не только парировать эти угрозы, но и реализовать позитивные факторы экономического роста.

Какие факторы имеются в виду.

Во‑первых, впервые за много десятилетий российская экономика работает в условиях бездифицитности ресурсов, хотя, к сожалению, это происходит благодаря экономическому спаду. Имеются свободные производственные мощности, «мягкие» ограничения по материальным ресурсам и ищущие эффективного приложения финансовые ресурсы.

Конечно, часть производственного потенциала утеряна безвозвратно, да и сохранившийся ресурсный потенциал не вечен. Но в ближайшие 2–3 года только за счет использования уже существующих возможностей производство может быть увеличено как минимум на 25–30 процентов. Во‑вторых, современные тенденции развития российской экономики дают основания для результативных переговоров по снижению нагрузки со стороны внешнего долга.

Российская экономика реально стала платежеспособной, имея положительное сальдо платежного баланса порядка 50–60 миллиардов долларов в год. И при условии восстановления устойчивого экономического роста, сокращении утечки капитала российское государство может рассчитывать на статус платежеспособного субъекта международных отношений.

 

 

Государственное регулирование. Экономическая политика

Несомненным выводом для России, основанным на опыте ХХ века, является то, что главенствующую роль на пути России к экономическому благополучию должна сыграть рыночная экономика. Но это не означает, что основным курсом в области экономической политики является дерегулирование в экономике.

Рыночная экономика в России находится на начальном этапе строительства. Отсутствует ряд важнейших рынков, рыночных институтов и инструментов, не хватает правового и информационного обеспечения. Поэтому рыночные механизмы на данном этапе не способны самостоятельно закрепиться в российской экономике.

Из этого следует, что развитию рынка в России требуется государственная поддержка и основной задачей государства является создание условий для эффективного функционирования рынка.

Одной из иллюзий 90-х годов являлась убежденность в том, что либерализация и приватизация сами по себе служат достаточными предпосылками для развития рыночной экономики. Опыт Восточной Европы, Китая и ряда других стран показал, что новые эффективные рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое умеет управлять своей собственностью, ресурсами, отвечает по своим обязательствам и жестко контролирует соблюдение правил рыночной игры как субъектами рынка, так и государственным аппаратом.

Действительной проблемой является не дерегулирование, а дебюрократизация государственного управления.

Государственное администрирование не должно подавлять рыночные механизмы. Тем не менее еще сохраняется инерция необоснованного, ресурсно-необеспеченного, а потому вредного вмешательства государства в те процессы развития общества и экономики, которые имеют большой потенциал саморегулирования.

Реалии нынешнего этапа и среднесрочной перспективы таковы, что государство должно существенно усилить свою ответственность и повысить эффективность воздействий в таких традиционных сферах общественной жизни, как управление, военно-промышленный комплекс, социальная сфера, фундаментальная наука и образование, а также в агропромышленном комплексе.

Чрезвычайно осторожно следует подходить к проектам приватизации государственной собственности, которые должны оцениваться с точки зрения достижения комплексных общественных целей. Следует иметь в виду, что даже с чисто коммерческих позиций простое изменение формы собственности неадекватно повышению эффективности использования ресурсов.

Одной из важнейших стратегических задач государственного регулирования в предстоящем десятилетии является активизация конечного спроса. Трудно ожидать как экономического роста, так и развития стимулов к труду в условиях, когда мы предлагаем населению товары и услуги (в ряде случаев) по среднемировым ценам, мирясь с зарплатой в среднем на уровне 80 долларов в месяц, что в десятки раз меньше, чем в развитых странах.

Одним из непременных условий эффективного государственного регулирования является обеспечение реальной сбалансированности обязательств государства и его возможностей по мобилизации финансовых ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровне. Главное условие такой сбалансированности известно – бездефицитный бюджет. Но генеральным принципом достижения сбалансированного и действительно бездефицитного бюджета является не только снижение расходов, чем занимались все последние правительства, а (в большей степени) опережающий рост доходов бюджета, основой которых являются доходы, генерируемые реальным сектором в результате экономического роста.

В настоящее время бездефицитность бюджета есть не более чем фикция. В действительности дефицит федерального бюджета переместился в бюджеты субъектов Федерации.

Это происходит из‑за того, что реально не учитываются объективно необходимые социальные обязательства регионов, которые являются государственными обязательствами. Азбучной истиной является то, что единое государство должно иметь единый государственный бюджет.

Разговор должен идти не о федеральном бюджете, а о бюджете Российской Федерации при строгом соблюдении принципов Бюджетного кодекса по распределению доходов между бюджетными уровнями. И такая практика в России существовала до 1995 года.

Чрезмерная централизация доходов государственного бюджета присуща унитарному государству не с рыночной, а с планово-распределительной экономикой и делает обязательства субъектов Федерации нереализуемыми.

 

Формирование эффективной денежно-кредитной системы, стимулирующей экономическое развитие

Экономика России формировалась как экономика, базирующаяся на банковском финансировании, и, учитывая, что финансовые рынки находятся на самом начальном этапе формирования, в перспективе доминирование банковских форм финансового перераспределения сохранится.

Сложилась ситуация, при которой ни денежно-банковская система, ни финансовые рынки России не способны организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. Вынужденное самофинансирование в реальном секторе, наблюдаемое в последние годы, ограничивает перелив капитала, одновременно способствуя его оттоку на спекулятивные рынки.

Поэтому в практическом плане основной задачей является обеспечение финансовыми ресурсами реального сектора экономики.

Для этого требуется реорганизация банковского сектора, развитие фондовых рынков в качестве механизма перераспределения финансовых ресурсов.

Основными источниками обеспечения ресурсами реального сектора в ближайшее время могут стать:

— избыточная ликвидность банковской системы, сконцентрированная на корреспондентских счетах банков (общая оценка около 100 миллиардов рублей);

— сокращение утечки капиталов за пределы государства (оценочно более одного миллиарда американских долларов в месяц);

— использование средств населения в различных формах (порядка 60 миллиардов рублей).

В подготовленном рабочей группой докладе это подробно изложено.

 

Формирование рациональной пространственной структуры экономики и эффективной региональной политики

Основным критерием государственной региональной политики, которая отсутствует и в программах и в жизни, является необходимость поддержания эффективного социального и экономического развития регионов с позиций сохранения единства экономического пространства, обеспечения социальных гарантий и свободы выбора мест проживания, укрепления геополитических и военно-стратегических позиций государства.

Необходимо создать такие общефедеральные условия, которые бы способствовали эффективному развитию региональной инициативы в области воспроизводственного, инфраструктурного и институционального строительства.

В 90-е годы государственное регулирование территориальных процессов ограничивалось только системой межбюджетного перераспределения. Конечно, эффективное использование финансовых трансфертов для подавления наиболее острых выбросов дифференциации доходов и коммунальных удорожаний по отдельным регионам (транспортные тарифы, энергетические тарифы, сельскохозяйственные дотации и др.) является чрезвычайно важной задачей. Но концентрация только на межбюджетных перераспределениях обусловила увеличение степени межрегиональной дифференциации как в области производства и экономического потенциала, так и в области доходов. Это может перерасти в существенную угрозу развитию государства и общества.

К началу либеральных реформ на первую десятку наиболее развитых субъектов Федерации приходилось 40,1 процента общего объема ВВП. Сейчас эта доля достигла 48 процентов. Денежные доходы на душу населения в десяти самых богатых субъектах превышали доходы в самых бедных в 2,86 раза, сегодня – в 3,3 раза. С учетом стоимости жизни разрыв составляет почти 600 процентов.

Чрезмерная концентрация экономического потенциала и доходов в небольшом количестве регионов в столь обширной стране, как Россия, может в перспективе превратить большую ее часть в «экономическую пустыню».

Изменение характера межрегиональных экономических взаимодействий, превращение регионов, находящихся в зоне экономического бедствия, в чистых потребителей ресурсов приведет к появлению разрывов в рыночном пространстве, прогрессирующей дезинтеграции.

Государство должно определиться с приоритетами экономического роста и структурной политики в региональном аспекте, а также с механизмом их реализации. В частности, необходимо устранить неконкурентоспособность производственно-экономических систем в ряде регионов, особенно на Севере, Дальнем Востоке и в ряде регионов Сибири.

Основной задачей региональных органов государственной власти и управления, муниципальных органов является обеспечение эффективного функционирования и развитие социальной сферы на территории. При этом федеральная власть должна быть ответственна за достижение и воспроизводство в каждом субъекте Российской Федерации средних стандартов уровня и качества жизни.

Бизнес также несет ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории и должен быть заинтересован в этом как в важнейшем элементе предпринимательского и инвестиционного климата.

В целом региональная государственная политика должна стимулировать использование регионами реальных и потенциальных преимуществ для наращивания экономического потенциала, улучшения социальных условий, достижения регионами экономической самодостаточности.

 

Реформа власти и укрепление социальной базы реформ

Развитие государства и его институтов есть творческий процесс. Государство не может и не должно быть пожарной командой, которая пытается лишь парировать уже проявившиеся вызовы, отвечать на обострившиеся в ходе предшествовавшего развития общества проблемы.

Государство должно быть способно решать стратегические задачи и упреждать возникновение острых социальных, политических, экономических, экологических, технологических проблем. Поэтому структура государственного и муниципального аппаратов должна соответствовать стратегическим задачам общественного развития.

Недостаточно просто декларировать цели и намерения в области обеспечения благополучия, безопасности и достойной жизни людей. Государство должно гарантировать эффективную выработку и реализацию соответствующих решений на основе согласованных действий федерального центра, субъектов Российской Федерации, бизнеса. Создание правового и организационного механизма, обеспечивающего эти согласованные действия, и является основой стратегии развития государства.

На основе инвентаризации задач и функций государственного и муниципального управления следует отказаться от тех из них, которые не должны или не могут быть эффективно реализованы.

В частности, очевидно, что массированная поддержка малоимущих слоев населения за счет ресурсов государства не имеет перспективы.

Уже сейчас социальные расходы государства, включая поддержку жилищно-коммунального хозяйства, достигают 10 процентов ВВП, что на 25 процентов больше, чем в 1990 году. А окончательного решения проблемы бедности даже не просматривается. Значит, попытка ее решения только за счет ресурсов государства приведет к новому периоду застоя российского общества. Такой застой станет не способом выживания общества и государства, а стратегическим тупиком.

Для этого необходимо на соответствующих уровнях разработать стройную систему федеральных и субфедеральных программ, систему инструментов их реализации и контроля, механизм мобилизации ресурсов и концентрации их на приоритетных направлениях государственной политики.

Рабочая группа считает, что в ближайшее время следует разработать и принять ряд законов, гарантирующих эффективную реализацию основных положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию. К ним, в частности, относятся:

1. Закон, который сформирует базовую рамочную схему взаимоотношений «государственная власть – общество – бизнес – граждане», определит основные принципы их взаимозависимости, взаимоответственности, гарантирует демократические нормы управления страной и экономикой.

2. Закон о развитии федеративных отношений, который установит разделение прав, полномочий и ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями власти по реализации целей социально-экономического развития и выполнению социальных гарантий, зафиксированных Конституцией.

3. Закон о единых социальных и экологических стандартах, поддержание которых гарантируется государством гражданам независимо от места их проживания.

4. Закон о защите северных и приграничных территорий, который создаст нормативно-правовую основу для объединения ресурсов в целях достижения стратегических целей. Этот закон станет правовой базой для защиты территорий, являющихся экономической основой безопасности государства.

5. Закон о молодежи, который сформирует нормативно-правовую основу сохранения, воспроизводства и приумножения главного ресурса страны – «человеческого капитала».

6. Новый вариант закона о безопасности, который должен стать основой консолидации деятельности силовых институтов, других элементов властной вертикали для реализации стратегических задач в вопросах внутренней политики и строительства правового государства; быть барьером на пути воспроизводства коррупции при реализации экономической стратегии.

Уважаемые коллеги, в коротком выступлении невозможно изложить весь комплекс задач и механизмов стратегического развития государства на долгосрочный период. Более объемно и подробно это изложено в Докладе, который вы получили.

Завершая свое выступление, хотел бы поблагодарить всех, кто внес предложения по обсуждаемому вопросу, и от имени моих коллег обратиться к Президенту Российской Федерации, уважаемому Владимиру Владимировичу, с просьбой своим решением определить механизм реализации внесенной концепции.

<…>

В.Путин: Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить всех за участие и позволю себе сказать несколько слов в заключение.

Вы знаете, мы сегодня собрались на первую нашу встречу, на первое рабочее заседание Государственного совета и выбрали для обсуждения действительно ключевые вопросы в развитии нашей страны. Мы обозначили их как стратегию развития государства, сосредоточили свое внимание на экономических проблемах, но не могли уйти – и правильно сделали – от проблем развития государства и строительства Федерации.

Вы знаете, эти два вопроса связаны между собой теснейшим образом. Не может быть эффективного развития государства без эффективно развивающейся экономики. Это очевидные вещи. Но экономика сама по себе не может быть эффективной, если государство не принимает нужных решений и тем более не гарантирует принимаемых решений. Это два абсолютно взаимоувязанных процесса.

Наша страна находится в процессе становления. Это очевидный факт для всех. Мы много раз повторяем это, но я скажу об этом еще раз. Россия – новое государство, это не осколок бывшего Советского Союза. Новое по своей сути, по структуре общества, по структуре экономики, абсолютно новое государство. И мы находимся в процессе становления.

Я бы сейчас не стал говорить о том, какие органы у нас менее или более эффективны: Дума занимается одним делом, Совет Федерации – другим, Правительство – третьим. Каждый занимается своим делом. И у нас, по сути, до сих пор не было, как я уже говорил неоднократно, такой площадки, где можно было бы спокойно оценить ситуацию, в которой мы находимся, посоветоваться, поспорить и выстроить наши действия на значительную историческую перспективу для страны.

Именно поэтому мы, когда вчера собирались составом президиума, договорились о том, что руководители рабочих групп – и Юрий Михайлович Лужков, и Минтимер Шарипович Шаймиев, и Леонид Юлианович Рокецкий, и Владимир Анатольевич Яковлев – обязательно выступят с информацией о том, по каким направлениям идет работа в Государственном совете и в рабочих группах.

Мы много спорили по вопросу федеративного устройства. Я думаю, что, как бы спорно ни звучали некоторые высказывания, мы все‑таки должны прислушаться к мнению тех, кто считает, что последние шаги в области государственного устройства и его совершенствования вызывают у них определенную тревогу.

Мы должны прислушаться к любому мнению, но при этом мы не должны забывать о том, что последние шаги по укреплению вертикали власти – это ответ на те реалии жизни, которые по сути своей являются не эфемерной, повторяю, не виртуальной, а реальной дезинтеграцией государства. Здесь важно не перегнуть палку, здесь важно выстроить точно и ясно взаимоотношения между федеральным центром и регионами. Именно этому в значительной степени были посвящены выступления и мэра Москвы, и Президента Татарстана.

Но давайте будем идти по пути совершенствования того, что мы уже имеем на сегодняшний день, давайте будем выстраивать наши отношения цивилизованно и таким образом, чтобы механизм, который мы сложим, был бы оптимальным и наиболее эффективным. Я уверен, что мы с вами сможем добиться этого результата.

Я хочу всех вас поблагодарить за участие и выразить надежду на то, что такую работу мы будем с вами осуществлять на постоянной, регулярной основе. Мы договариваемся о том, что будем собираться в таком составе один раз в квартал.

Большое вам спасибо. Всего хорошего.

22 ноября 2000 года, Москва, Кремль