Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о заседании XI Петербургского международного экономического форума по теме «Конкурентоспособная Евразия – пространство доверия»

10 июня 2007 года, Санкт-Петербург

К.Шваб (синхронный перевод): Президент Путин! Главы государств, главы правительств, Ваши Превосходительства! Дамы и господа! Дорогие друзья!

Добро пожаловать на заседание, которое посвящено Евразии.

Прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотел от имени всех участников форума, которые здесь присутствуют сегодня, поблагодарить от всего сердца господина Президента Путина, а также Организационный комитет XI Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, господина министра Грефа и губернатора Санкт-Петербурга Валентину Ивановну Матвиенко. От имени всех нас большое вам спасибо!

Это заседание, совершенно очевидно сейчас, после одного дня дискуссий послужит углублению понимания в России, создаст основу для диалога, для партнерских отношений и для сотрудничества. И это именно то, что нужно сегодняшнему миру.

Теперь хочу пригласить господина Путина, Президента Российской Федерации, для того, чтобы он выступил перед нами.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, дамы и господа!

Рад приветствовать вас на Петербургском экономическом форуме. Для нас большая честь принимать здесь глав государств и правительств, топ-менеджеров крупнейших корпораций мира. Все, кто собрались в этом зале сегодня, представляют, образно говоря, как сказал один из участников и организаторов сегодняшнего мероприятия, более половины ВВП мира. Хотел бы отметить, что на этой международной площадке политиков, лидеров экономики традиционно обсуждаются не только экономические темы – фактически здесь идет дискуссия и формируются позиции по важнейшим стратегическим проблемам, по вопросам, имеющим поистине глобальное значение.

Мир действительно изменяется буквально на глазах. Страны, еще вчера казавшиеся безнадежно отсталыми, сегодня становятся самыми быстрорастущими экономиками мира. И если 50 лет назад 60% мирового ВВП приходилось на страны «большой семерки», то сегодня как раз наоборот – около 60% мирового ВВП производится за ее пределами. Развивающиеся страны все активнее занимают ниши не только в торговле товарами, но и услугами. Растет конкуренция со стороны новых игроков, в том числе и в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. При этом все острее ощущается дисбаланс в развитии самой глобальной экономики, увеличивающий размер между бедными и богатыми странами. И эту тему мы не раз обсуждали с коллегами и вот только что, сейчас, с коллегами на саммите «большой восьмерки» в Хайлигендамме.

Я убежден, что общими словами о справедливом распределении ресурсов и инвестиций ничего не решить. В интересах устойчивого развития необходимо формировать новую архитектуру международных экономических отношений – отношений, построенных на доверии и взаимовыгодной интеграции. И потому, не забывая о здоровой конкуренции, мы все же должны двигаться к формированию общих взаимозависимых интересов и связей.

По такому пути, на наш взгляд, должно идти и развитие отношений в рамках Содружества Независимых Государств. Страны СНГ все больше интегрируются в мировые процессы и становятся влиятельными участниками международных экономических отношений. На первый план в международных экономических отношениях выходят вопросы взаимного доверия.

В условиях открытой экономики большинство стран зависит от международной торговли, от того, насколько устойчив экспорт и импорт товаров. И партнеры могут чувствовать себя в безопасности, если их отношения надежны и предсказуемы, а взятые продавцами и покупателями обязательства гарантированно исполняются. Подчеркну, Россия намерена активно содействовать формированию инфраструктуры доверия в глобальной и региональной экономике. И в этой связи несколько слов о тенденциях на энергетических рынках.

Сегодня здесь появляются не только новые крупные потребители, такие как Китай, Индия, но и новые производители, а на евразийском пространстве это очень значительные игроки: это Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан. Они стали уже самостоятельными поставщиками углеводородов на мировой рынок. При этом далеко не однозначна политика традиционных потребителей. Нам понятно их стремление к энергетической независимости, к диверсификации источников энергии, однако эта линия напрямую затрагивает и интересы поставщиков. Россия как один из гарантов энергобезопасности в мире не может оставаться в стороне от таких проблем, и потому мы выступаем за стратегический диалог поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов, за диалог, от которого, я уверен, выиграют все. Наши новые шаги направлены на обеспечение энергобезопасности всего Евразийского материка, это касается и проектов, которые мы планируем и которые реализуем с нашими непосредственными соседями и партнерами в этой сфере: с Туркменистаном, Казахстаном, Узбекистаном.

Прежде всего, конечно, речь идет о добыче и поставке углеводородного сырья, газа и нефти. Это касается и строительства Северо-Западного газопровода и нефтепровода Бургас–Александруполис. Уже учитывая растущие потребности в энергоресурсах в АТР, Россия увеличивает поставки и на этом направлении.

Мы будем также инициировать проекты в сфере транспорта, телекоммуникаций, логистики – проекты, фактически объединяющие страны Европы и Азии. Речь идет о модернизации существующих и создании новых международных транспортных коридоров, соединяющих Европу с Центральной Азией и Дальним Востоком. Мы уже объявили и о планах строительства второй очереди Волго-Дона, открывающей прикаспийским государствам выход в Мировой океан. Я знаю, что у моего друга и коллеги Президента Нурсултана Назарбаева есть свое видение этой проблемы, и сегодня, выступая, я уверен, он тоже скажет об этом.

Другой аспект переплетения взаимных интересов – это инвестиционная политика государств. Мы видим, как в развитых странах на смену доктрине свободных инвестиций приходят совсем другие подходы. Оказывается, уже не всегда иностранные инвестиции рассматриваются как благо, порой для иностранного участия практически закрываются такие секторы, как инфраструктура, телекоммуникации, энергетика.

Россия, напротив, намерена строить максимально благоприятный режим для иностранных инвесторов. Мы постоянно совершенствуем систему защиты прав собственности, включая права интеллектуальной собственности. И наша экономика открыта для иностранных инвестиций, в том числе и в инфраструктуре, и в электроэнергетике. Так, в этом году начались публичные размещения акций наших генерирующих компаний. Иностранные инвесторы реализуют у нас крупные проекты в промышленности, строительстве, торговле, банковской сфере.

В первом квартале этого года прямые иностранные инвестиции в российскую экономику вырасти в два с половиной раза по сравнению с прошлым годом. А сумма накопленных иностранных инвестиций превысила 150 миллиардов долларов США. Я уже многократно говорил – хочу повторить: мы, кроме всего прочего, в предыдущие годы постоянно сталкивались с проблемой оттока капитала из Российской Федерации. В прошлом году впервые чистый приток составил 41 миллиард долларов, а за первые четыре месяца текущего года он уже превысил 60 миллиардов и продолжает расти. Кстати говоря, инвестирование превратилось для нас наконец в дорогу с двусторонним движением.

Если в России накопленных инвестиций, как я сказал, мы примерно считаем – 150 миллиардов, то, по данным международных организаций, российские инвестиции за границей составили уже 138 миллиардов; по нашим данным, не менее 140 миллиардов. Мы заинтересованы в расширении российских инвестиций за рубежом и дальше, а также в обмене активами с международными партнерами на взаимовыгодных условиях. Это тот путь, по которому уже сейчас идут российские компании. И мы имеем хороший опыт такого партнерства и с нашими партнерами в Германии, и с коллегами из других европейских стран. Последний пример этому дали проекты с итальянскими коллегами.

Убежден, финансовые центры и центры принятия решений новых глобальных корпораций могут находиться в том числе и в нашей стране. В этом году мы приняли закон, который полностью освобождает от налогов дивиденды, полученные от стратегических инвестиций как внутри страны, так и за рубежом. Надеюсь, как российские, так и иностранные инвесторы воспользуются таким льготным порядком. От наших партнеров мы ждем такого же доброжелательного и понимающего либерального отношения. Там, где действительно возникают проблемы, от наших партнеров мы ждем такого же доброжелательного и понимающего либерального отношения. Там, где действительно возникают проблемы, баланс между национальными интересами государств и их потребностью в иностранных инвестициях нужно искать исключительно совместными усилиями в процессе конструктивного диалога.

Новая архитектура экономических отношений подразумевает и принципиально иной подход к работе международных организаций. В последнее время появляется все больше свидетельств того, что существующие организации не вполне справляются с регулированием глобальных международных отношений, глобального рынка. Структуры, созданные в расчете на небольшое количество активных игроков, выглядят подчас архаичными, недемократичными и неповоротливыми. Далеки они и от учета современного расклада сил. И потому старые методы принятия решений подчас не работают. Это отчетливо видно на примере Всемирной торговой организации и переговорного процесса в рамках дохийского раунда, который идет, мягко говоря, с большими трудностями.

Сегодня протекционизм, с которым и призвана бороться Всемирная торговая организация, часто исходит из развитых экономик, учредивших эту структуру. Именно в них сосредоточена большая часть мировых объемов государственной поддержки бизнеса. Не случайно, что параллельно идет формирование региональных союзов и соглашений, создающих, по сути, новую структуру глобального рынка. И процесс либерализации торговли по преимуществу также происходит в рамках таких соглашений. Для стимулирования торговли и инвестиций стоит подумать о создании региональных евразийских институтов свободной торговли. Во многом такие институты могли бы использовать и положительный опыт Всемирной торговой организации, конечно же.

В серьезной реструктуризации и модернизации нуждаются и международные финансовые организации. Они были спроектированы под совершенно другие реалии и никак не найдут свое место в условиях стабильного экономического роста в большинстве развивающихся стран и растущих рынков. Так, очевидно, что мировая финансовая система, по сути, завязанная на одну–две валюты и ограниченное число финансовых центров, уже не отражает текущие стратегические потребности глобальной экономики. Колебания курсов этих валют негативно отражаются на финансовых резервах целых стран, на развитии отдельных отраслей экономики в мире в целом.

Ответ на такой вызов только один: появление нескольких резервных мировых валют, нескольких финансовых центров. Поэтому сегодня необходимо создать предпосылки для диверсификации активов в мировой финансовой системе.

Россия продолжит проводимую нами политику, направленную на повышение привлекательности нашей национальной валюты – рубля, нашего финансового рынка и банковской системы. Своевременной будет и постановка вопроса о переходе на рублевые расчеты при экспорте товаров из России – естественно, в тех случаях, когда это выгодно и поставщикам, и покупателям.

Уважаемые дамы и господа! История не раз убедительно доказывала: от положения дел в России во многом зависит ситуация в окружающих ее странах на евразийском пространстве. Мы об этом не раз говорили с моими коллегами из стран Содружества Независимых Государств. А ее временное ослабление неизбежно отзывалось нестабильностью в регионе в целом. В ХХ веке наша страна пережила череду драматических потрясений, но в то же время накопила серьезный потенциал. Наш научный, образовательный, производственный опыт работает не только на подъем самой Российской Федерации – он дал стимул развития новым государствам, усилил новых игроков в мировой экономике. Мы этому только рады и всячески готовы поддерживать этот процесс. В прошлом году здесь, на форуме, прозвучал тезис о так называемых странах-идеях. Россия именно такая страна. Страна, которая стремится к построению справедливого общества, основанного, прежде всего, на моральных ценностях. Страна, которая глубоко анализирует стратегические процессы в мире и нацелена на укрепление доверия между народами и странами.

И мы глубоко убеждены, что мотором развития в нынешнем тысячелетии является человек, его культура, образование и способности. Мы выступаем за свободный обмен идеями, технологиями, новациями. Повторю, Россия открыта для реализации самых амбициозных совместных проектов. И мы рассчитываем, что совместная работа и партнерство позволят стать Евразийскому континенту действительно пространством мира, доверия и сотрудничества.

К.Шваб (синхронный перевод): Большое спасибо, господин Президент.

Прежде чем я поприветствую следующего выступающего, Президента Назарбаева, я бы хотел, чтобы члены президиума группы экспертов присоединились ко мне. На сцену хочу пригласить Премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга. Пожалуйста, пройдите на сцену. Я также хочу пригласить Его Превосходительство Дмитрия Анатольевича Медведева, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Пожалуйста, присоединяйтесь к нам, господин Паскаль Лами, Генеральный директор Всемирной торговой организации, господин Жан Лемьер, Президент Европейского банка реконструкции и развития, и Комиссар ЕС Питер Мандельсон, он является Комиссаром ЕС по внешней торговле.

А сейчас я с огромным удовольствием хочу поприветствовать Его Превосходительство Президента Нурсултана Назарбаева.

Н.Назарбаев: Уважаемые участники форума! Дамы и господа!

Рад приветствовать вас на XI Международном Санкт-Петербургском экономическом форуме. Также благодарен Президенту России за приглашение, возможность выступить на этом форуме.

Петербургский форум стал очень уважаемым представительным институтом экономической интеграции. Мы только что выслушали интересный и насыщенный доклад Президента Российской Федерации Владимира Путина, который дал глубокий анализ состояния мировой экономики и проблемных, позитивных тенденций ее развития.

Особая ценность темы нынешнего заседания, на мой взгляд, состоит в том, что она нацеливает на формирование новых экономических стратегий, расширение границ мышления, восприятия привычных геоэкономических пространств, настраивает на обсуждение многообещающих вариантов геоэкономического проектирования в масштабах всей Евразии.

Хорошо известно, что глобализация во всем мире сопровождается усилением международной региональной экономической интеграции, ростом взаимозависимости различных государств, регионов, изменением масштабов мировой торговли, стиранием границ между внутренними и внешними рынками, появлением новых глобальных рынков. Однако глобализация в ее нынешнем виде не гарантирует устойчивого развития, экономического процветания даже наиболее продвинутым странам мира. Характерно, что ключевым фактором глобального роста являются, прежде всего, развивающиеся страны. Благодаря им мировая экономика в 2006 году развивалась достаточно высокими темпами. Несмотря на это, согласно прогнозам ООН, аналитиков и МВФ, в 2007 году предполагается замедление темпов экономического роста в мире. Наиболее существенными рисками для мировой экономики остаются инфляция, рост цен на нефть, обусловленные как экономическими факторами, так и нарастанием геополитических рисков.

Столь пессимистические прогнозы в очередной раз подчеркивают важность сбалансированного экономического развития различных мирохозяйственных центров, политики открытости и выравнивания уровней экономического развития на основе взаимовыгодной экономической интеграции.

В этом контексте, несомненно, становится необходимой реализация принципа совместного продвижения на сильные позиции в глобализированном мире. К этому нас также подталкивает тенденция перехода мировой политической и экономической интеграции с межгосударственного уровня на межрегиональный. Образцом такого рационального и взвешенного принципа сегодня является, безусловно, Европейский союз. Бурно развивающиеся государства Юго-Восточной Азии играют заметную роль в мировых процессах во многом благодаря объединению своих усилий в рамках АСЕАН. Напротив, те страны, которые демонстрируют неспособность к интеграции, рискуют оказаться на обочине развития.

Казахстан исходит из того, что в долгосрочной перспективе региональному сотрудничеству альтернативы не существует. Следует сказать, что такое желание было у всех нас после распада Советского Союза, когда мы создавали Содружество Независимых Государств, чтобы строить наши отношения цивилизованно и современно между собой.

Тем не менее СНГ так и не стал эффективным объединением, которого мы хотели. Страны Содружества стали ждать помощи: одни – поддержки с Запада, другие – с Востока. Однако эти ожидания не оправдались, в дальнейшем все пошли своим путем, инерция разбегания оказалась сильнее наших усилий по интеграции, да и не было, надо прямо сказать, того взаимного доверия, которое сегодня понимается как один из главных факторов эффективной интеграции.

Уже на протяжении десятка лет СНГ как организация переживает стагнацию, вызванную отсутствием реальных достижений, множеством нерешенных проблем. В этом контексте считаю принципиально важным придерживаться прагматичного подхода при формировании повестки дня заседания Совета глав государств СНГ, о чем мы сейчас договариваемся. Необходимо вести работу только по тем вопросам, которые затрагивают интересы всех участников нашего объединения, по принципу: один год – одна тематика. К примеру, первоочередное ориентирование на результат решения таких вопросов, как миграция, касающейся всех нас, а также развитие транспортной структуры, электроэнергетической системы, станут залогом обеспечения устойчивого роста наших стран и региона в целом.

Слабость как Содружества, так и других объединений на евразийском пространстве, по моему мнению, заключается в том, что предпринимаемые нами меры ограничиваются лишь верхним уровнем государств, но в этом процессе совершенно не задействовались те силы в каждой из наших стран, которые могли бы реализоваться на практике. Любая интеграция должна подпитываться снизу, из реального сектора экономики, а дело политиков – оказывать этому процессу всяческое содействие.

В настоящее время страны нашего региона преодолели период экономического спада, в основном овладели рычагами макроэкономической и финансовой стабилизации, оживились экономика и промышленность.

Средний рост всех государств СНГ в прошлом году составил 7 процентов. Я думаю, в этом году мы превысим эту цифру. Все это говорит в пользу того, что в экономическом смысле идея интеграции нашего региона себя не исчерпала. Если страны используют все реальные возможности, то в недалеком будущем евразийское пространство вполне может стать одним из важных регионов мировой экономики. Однако для этого нужны активные совместные действия.

Реалистическая оценка происходящего позволяет сделать ряд следующих принципиальных выводов.

Первое. Интеграция всего постсоветского пространства в более конструктивное образование, нежели СНГ, в ближайшей исторической перспективе маловероятна, но и в самом Содружестве политическая динамика стран-участниц носит разнонаправленный характер. Национальные законодательства наших стран, особенно в экономике, стали значительно отличаться, правовая интеграция существенно усложнилась. В этой связи вновь стала очевидной актуальность идеи разноскоростной многоуровневой интеграции, формирования своеобразных интеграционных центров.

Напомню, идея эта была заложена в проекте Евразийского союза, озвучена мною еще в 1994 году в Москве. Естественно, что появится группа государств, которая будет опережать в своем развитии другие страны. Мировая история демонстрирует, что в любом интеграционном объединении есть лидеры, ведущие за собой остальные страны. Следовательно, идея разноскоростной и многоуровневой интеграции позволяет наиболее адекватно учесть и национальные интересы, интересы Евразийского региона в целом.

Второе. Самая большая опасность, которая грозит реальной интеграции, – это призывы, а тем более попытки силовой реинтеграции. Важно, чтобы процесс интеграции был обусловлен объективными причинами, стремлением наших стран к объединению усилий для противостояния новым вызовам и угрозам. Должен сохраниться принцип добровольности.

Третье. Необходима ясная стратегия, реально достижимые цели. Интеграция не должна стать самоцелью. Мы не стараемся интегрироваться ради самой интеграции. Для меня существенна такая определенная цель – это создание общего рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, то есть всего того, что можно назвать единым экономическим пространством.

В какой степени отдельные государства готовы к общему рынку, как он отразится на конкурентоспособности национальных экономик и уровне жизни, сопрягается ли с безопасностью государства – вот на какие вопросы предстоит дать ответ.

Четвертое. Необходимо признание процесса интеграции в качестве приоритетного направления во внешней политике наших государств. Политическая воля руководителей наших стран важна. Это должно выражаться в практических мерах по выстраиванию системы объединяющих экономических, культурных, политических структур.

Знаменательно, что с учетом этих четырех основных выводов и создавалось нами Евразийское экономическое сообщество, являющееся наиболее перспективным интеграционным объединением на пространстве СНГ сегодня. Ежегодные темпы роста взаимной торговли стран ЕврАзЭС составляют 30 процентов. Средний уровень прироста ВВП в прошлом году составил более 7 процентов. Средний рост инвестиций в основной капитал вырос на 13 процентов. При этом взаимные инвестиции между странами Сообщества в прошлом году увеличились на 30 процентов. Только Казахстан, который несколько лет развивается темпами более 10 процентов, инвестировал в государства Содружества 20 миллиардов американских долларов, в том числе 8 миллиардов – в Российскую Федерацию.

Владимир Владимирович, если соотношение 1 к 10, наши 20 миллиардов – это российских 200, то есть чуть больше, чем 140 миллиардов российских.

На повестке дня – крупные межгосударственные проекты. Например, рассматривается возможность строительства гидростанции, нефте-, газотранспортных систем, ведется работа над проектом концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона. Тем самым общими усилиями решаются важнейшие вопросы для Центральной Азии.

Большие перспективы видятся и в развитии транспортно-транзитного потенциала государств – членов ЕврАзЭС. Наши страны благодаря своему географическому расположению могут стать важным связующим мостом между Европой и Азией.

На последней сессии экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, которая состоялась в Алма-Ате в прошлом месяце, так называемые «азиатские тигры» проявили большую заинтересованность в использовании транспортных путей Казахстана, России, других стран ЕврАзЭС для выхода на европейские рынки. Реализация этого потенциала может вывести наш регион на качественно новый уровень межрегионального сотрудничества в формате АСЕАН – ЕврАзЭС – Европейский союз.

В частности, необходимо продолжить начатую Казахстаном работу по строительству транспортного коридора Западный Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа другим транспортным коридором с востока на запад. Транзитный потенциал важно использовать также потому, что страны Центральной Азии не имеют, к сожалению, свободного, беспрепятственного выхода наших товаров к Мировому океану. Этот доступ, причем беспрепятственный, к Мировому океану может обеспечить нам Россия. В данном случае, естественно, отпадает необходимость поиска альтернативных экспортных маршрутов. Но если этого не будет, мы вынуждены будем искать такие пути.

Вновь подчеркну, главную роль для Центральной Азии при выборе транспортных коридоров играет экономический подход. И здесь нет никакой политики, о чем часто пишут и говорят.

Да, регион Центральной Азии, Прикаспия богат энергетическими ресурсами, о нем говорят сейчас в мире очень часто. Но эти ресурсы надо доставить на мировые рынки, и мы нуждаемся в различных маршрутах. Естественно, эти товары, нефть и газ пойдут по тем маршрутам, которые окажутся экономически выгодными для нас. Знаковым проектом в связи с этим может стать строительство нового судоходного канала «Евразия» от Каспийского моря к Черному морю. По данным экспертов, этот канал был бы на тысячу километров короче Волго-Донского и стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию. Кстати, изучение документов показывает, что еще в 1936 году Совет народных комиссаров СССР подготовил ТЭО и проект этого канала, который остался неосуществленным. Серьезно изучив, надо было бы вернуться к переброске части стока сибирских рек в район Казахстана и Средней Азии.

Такие стратегические проекты решительно сближают наши страны, и самое главное, что нам по плечу решать столь мощные интеграционные задачи сегодня. Но самое главное достижение ЕврАзЭС – это достигнутая договоренность о создании Беларусью, Казахстаном и Россией единого таможенного союза. Другие члены Сообщества могут присоединиться к этой работе по мере своей готовности к полномасштабной интеграции. Соответственно обозначены предпосылки для последующего перехода в будущем в более развитые стадии интеграции единого экономического пространства. Именно таможенный союз трех государств может стать ядром образования в перспективе Евразийского экономического союза, организации глобального масштаба, построенной на новых принципах доверия, взаимовыгодного сотрудничества. В этом контексте позвольте обратить ваше внимание на те силы, которые могли бы реализовать на практике формирование Евразийского экономического союза. Считаю необходимым их задействовать.

Во‑первых, финансовые круги наших стран, крупные банки, инвестиционные фонды, институты развития. Совместно с ними можно решать самые различные проблемы не только финансового сектора, но и крупные социально-экономические задачи, в том числе и те, о которых я выше сказал. Для того чтобы привлечь эти финансовые силы из всех стран как ЕврАзЭС, так и СНГ в целом, мы предлагаем открыть в нашей столице Астане Центр евразийского региона, Евразийский клуб банкиров. Совместными усилиями Казахстана и России уже создан Евразийский банк развития, задачей которого является поддержка совместных инициатив, взаимовыгодных проектов. Все это говорит о большом инвестиционном потенциале евразийского региона, который нужно использовать в практическом русле, реализуя крупномасштабные инвестиционные и прорывные проекты.

Во‑вторых, деловые круги реального сектора: промышленники, предприниматели – формируют основу любой национальной экономики. И сила экономик определяется не столько спекулятивной активностью на фондовом рынке, сколько реальным ростом производительности труда, наукоемкими производственными технологиями, инновационной активностью населения. Недаром в Европе создан Европейский деловой конгресс – платформа для мощной организации промышленников и предпринимателей. Уверен, если мы окажем подобное доверие нашим бизнес-сообществам, обеспечим им оптимальные соответствующие льготы, то это даст существенный импульс для развития как бизнеса, так и экономики каждой из наших стран, а в целом – нашего регионального объединения.

Я призываю деловые круги к активизации своего взаимодействия. Для консолидации же бизнеса на пространстве Евразии предлагаю провести в Астане встречу промышленников и предпринимателей наших стран, на встрече обсудить вопрос создания Евразийского делового конгресса – более действенной силы в деле практической реализации интеграционного потенциала Евразии.

В‑третьих, мы обладаем огромными человеческими ресурсами, самое главное – умами, которые могут совместными усилиями поднять на качественно новый уровень наше взаимодействие в развитии прорывных высокотехнологичных сфер экономики. Научные круги, а именно практические ученые, технократы, в лабораториях которых создается супертехнология XXI века, – таких еще много осталось в научно-исследовательских институтах наших стран, особенно в России. Только что увиденные на выставке инновации, разработки требуют мощной поддержки наших стран; только они – единственные реальные ресурсы резкого увеличения производительности труда и наших экономик. Их надо брать под свое крыло, всячески оказывать содействие для реализации ими своего потенциала. Для этого мы готовы создать в Астане Евразийский клуб ученых, Евразийский банк новых технологий.

В‑четвертых, нельзя забывать о культурно-гуманитарном сотрудничестве. Как известно, единые ценности формируются не только политиками и масс-медиа, но и творческой культурной интеллигенцией. Важным представляется проведение форума творческой интеллигенции наших стран.

В‑пятых, особое значение имеет укрепление высших духовных и нравственных ценностей. В прошлом году в Астане прошел межрелигиозный форум, который еще раз продемонстрировал актуальность и необходимость воплощения идеи диалога между последователями разных религий во имя мирной, достойной жизни людей. Мы намерены продолжить эту работу, направленную на преодоление разногласий между религиями, осознание ответственности за будущее мирное сосуществование народов планеты. Вы знаете, что для этих целей в Астане построена известная всем пирамида, то есть Дворец мира и согласия.

Пять перечисленных выше вопросов решают единую задачу, как пять пальцев одной руки. Казахстан готов взяться за их организацию при поддержке правительств наших стран.

Еще один вопрос. Думаю, что процесс участия стран СНГ в глобальных региональных интеграционных процессах находится на той стадии, когда необходимо рассмотреть возможность создания институтов координации наших интересов и развития совместного диалога с третьими странами и, прежде всего, с Евросоюзом. Организационной основой для реализации этого нового подхода мог бы стать форум «Европейский союз – СНГ». Цель создания подобного форума – обеспечить механизм для многостороннего диалога, эффективной координации интеграционных процессов на пространстве СНГ и Европейского союза.

Уважаемые коллеги! Я сторонник реалистического подхода к интеграции, но реализм не означает пессимизма – нужны политическая воля, взгляд на годы вперед. Все хорошо знают, что интеграция в Европе складывалась непросто. Французский министр иностранных дел Роберт Шуман предложил создать франко-германское объединение угля и стали в мае 1950 года. Понадобилось семь лет после этого, чтобы заключить Римский договор о создании Европейского экономического союза. Это случилось в марте 1957 года. Маастрихтский договор о создании Европейского союза подписан спустя 35 лет – 7 февраля 1992 года. Эти даты все хорошо знают и помнят, но есть еще одна дата: 4 апреля 1951 года идейный вдохновитель Европейского сообщества Жан Моне, встречаясь с Конрадом Аденауэром, сумел убедить его в необходимости принципа равенства в сообществе. Именно за этой датой скрывается поворотный эпизод, обеспечивающий успех полувекового интеграционного процесса в Европе.

Учатся не только на чужих ошибках, но и на чужом успехе. Интеграционизм, основанный на равенстве, добровольности, прагматическом интересе, – это достойное будущее Евразии, которое только в этом случае может стать глобальным фактором мировой экономики, политики XXI века.

Желаю всем участникам этого замечательного форума успехов и плодотворной работы.

Благодарю вас за внимание.

К.Шваб (синхронный перевод): Ближний Восток является очень важным соседом и для Европы, и для Азии. Сейчас мы выслушаем пятиминутное заявление Его Величества Премьер-министра Катара шейха Хамада.

Хамад Бен Джасеим Аль Тани (синхронный перевод): Уважаемый господин Президент! Дамы и господа!

Мне очень приятно поблагодарить Вас лично и других официальных лиц нашей дружественной России за усилия, приложенные к организации данного форума, посвященного вопросам экономической и политической интеграции, обсуждению основных проблем мирового развития и поиска путей их урегулирования.

Хотел бы подчеркнуть, что Россия продвигается вперед, и в 2007 году уровень ВВП намного вырос по сравнению с 1999 годом, и что Россия стремится добиться 7-процентного роста ВВП ежегодно.

Россия добилась значительного успеха в таких отраслях промышленности, как металлургия, химическая промышленность, добыча нефти и газа.

Россия также успешно погашает внешний долг и стремится к улучшению благосостояния населения.

Многие российские компании уже вышли на мировые рынки и участвуют в мировой экономике. Очевидно, что Россия уверенными шагами идет вперед к выходу на мировые рынки и разрабатывает стратегические планы участия в мировой экономике.

Россия также активно участвует в жизни исламского и арабского мира. Как в политическом, так и в экономическом смыслах в последние годы Россия возвращает статус великой державы на политической арене благодаря тем усилиям, которые проводит руководство Российской Федерации как внутри страны, так и за ее пределами.

Руководство Российской Федерации делает все возможное для создания благоприятного климата для сотрудничества с различными странами, в том числе и арабскими.

Следует отметить, что в отношениях между Россией и арабским миром эти отношения имеют давнюю историю. Российская Федерация занимает выгодное географическое положение, является связующим звеном между Европой и Азией и исторически способствовала обеспечению мира и стабильности в данном регионе.

Мы в арабском мире также проводим политику на развитие нашего региона и повышение благосостояния наших народов. И мы понимаем, что это невозможно без активного участия России и российских компаний. Стратегическое партнерство с постоянно растущей, крепнущей Россией – неотъемлемая часть нашей экономической стратегии.

Нас радует укрепление позиций России на валютных рынках, ситуация с выплатой внешних долгов Российской Федерацией. Эти основные показатели были также высоко отмечены и руководством нашей страны, в частности шейхом Халидом бен Халифой.

Мы в Катаре также стремимся совершенствовать нашу экономическую политику и привлекаем различные слои населения к участию в экономической политике нашей страны. Деловые круги Катара активно ищут партнеров за рубежом и готовы к привлечению иностранного капитала для развития наших отраслей экономики.

Темпы экономического роста в последние годы также возросли. В соответствии с данными исследований, эффективная экономическая политика, проводимая руководством Катара, совпала с эрой открытости и делового партнерства в мире. И, несмотря на все негативные моменты, которые могут быть сопряжены с реализацией важных проектов, мы надеемся на их успешную реализацию. Мы думаем о наших будущих поколениях и смотрим в будущее с уверенностью. Мы также стремимся к развитию взаимовыгодных отношений, которые принесли бы пользу всем участникам сотрудничества. Мы надеемся на дальнейшее всеобъемлющее развитие сотрудничества со странами Европы и Азии. Мы готовы к продолжению диалога и налаживанию контактов со странами данного региона, в том числе в первую очередь с Россией. Мы не боимся различных препятствий и препон, которые могут возникнуть на этом пути. Мы стремимся к прочному, плодотворному и долговременному сотрудничеству с нашими партнерами в Европе и в Азии. Надеемся, что это сотрудничество будет взаимовыгодным.

Россия развивается качественно и быстрыми темпами. И рост бизнеса в России – это явление, которое мы приветствуем в вашей стране и призываем к поддержке этого бизнеса, с тем чтобы бизнес был успешным и надежным.

Огромное спасибо за внимание.

К.Шваб (синхронный перевод): Мы сейчас начнем заседание с участием экспертов, и во время этого заседания мы обсудим целый ряд актуальных вопросов. Мы также будем обсуждать ситуацию, развивающуюся в мире сегодня.

И у нас здесь присутствует человек, который внес большой вклад в понимание нового мира, в котором мы сейчас живем. Это доктор Фрэнсис Фукуяма, профессор международной политэкономии в Школе углубленных международных исследований имени Джона Хопкинса.

Пожалуйста, господин Фукуяма, выходите на сцену, и мы даем Вам не более семи минут на выступление.

Ф.Фукуяма (синхронный перевод): Спасибо большое. Для меня большая честь – то, что меня пригласили организаторы Санкт-Петербургского экономического форума выступить перед столь уважаемой публикой. Это огромная честь выступать вслед за двумя президентами. Я не являюсь президентом даже маленького университета – я представляю только самого себя. Но тем не менее я очень счастлив воспользоваться этой возможностью и выступить перед вами с презентацией.

Я не думаю, что в моей компетенции давать кому‑либо здесь рекомендации по экономическому и политическому устройству этого региона. Американцы сегодня дают много советов, но я бы не хотел идти по этому пути. Поэтому мне бы хотелось перевести обсуждение регионов экономической интеграции в более широкий контекст дальнейшего развития мировой политики.

Отправным пунктом моего анализа является тезис Самуэля Хантингтона, касающийся столкновения цивилизаций. Профессор Хантингтон был моим учителем в Гарвардском университете, остается моим другом, однако я не согласен с некоторыми важными моментами его тезиса.

Хантингтон считал, что после «холодной войны» на мировую политику будут влиять не конфликты между соперничающими идеологиями, а конфликты между цивилизациями и культурами, и влияние культуры превзойдет интегрирующие силы глобализации, что люди в конце концов станут единым целым.

Согласно Хантингтону, ценности западного просвещения, такие как демократия и права личности, были отражением ценностей из западного христианства. Кроме того, Россия в связи с этим отнесена к другому цивилизационному пространству, которое определяется традициями православия.

Многие считают, что последние события в мире доказали справедливость гипотезы Хантингтона: наблюдается заметный рост популярности религии, радикального исламизма, который привел к терроризму. И это наблюдается на всех континентах: в Индии, в России, в Латинской Америке, в моей собственной стране – в Соединенных Штатах, и в других странах мира вы также наблюдаете возрождение национализма, в Восточной Азии в том числе. Следовательно, поднятые тезисы о столкновении цивилизаций имеют прямое отношение к теме данного заседания.

Когда мы обсуждаем проблему региональной интеграции, мы устанавливаем границы сотрудничества в соответствии с культурными факторами или следуем велениям экономической реальности. Существуют естественные политические пространства доверия, и надо сказать, что я согласен и одновременно не согласен с тезисом Хантингтона о столкновении цивилизаций. Я согласен, что культурные факторы стали призмой, через которую мы видим сегодня международные отношения. Надо сказать, что было бы очень недемократичным, если бы глобализация заставила всех создать культурное единообразие. И я согласен, что каждая страна будет вынуждена найти свою собственную дорогу в современном мире. У Европы, Соединенных Штатов, Японии, России и других стран будут свои особые пути развития. Модернизация и развитие в конечном итоге определяются людьми, которые живут в данном обществе, а не чужаками. И, как я считаю, Соединенные Штаты получают болезненные уроки своего пребывания в Ираке. Но вопрос в том, приведут ли все эти различные пути к одной точке или приведут к разным направлениям.

По моему мнению, процесс модернизации сам по себе требует интеграции институтов, и с течением времени мы станем более похожими друг на друга не по культурным причинам, а по экономическим.

Теперь поговорим о тех требованиях, которые существуют в отношении экономического развития. Конечно, необходима роль государства. Немецкий социолог Макс Вебер определял государство как монополию законной власти над определенной территорией. Поэтому государство начинается с принуждения, но чудо современного государства состоит в том, что оно способно решать парадокс власти, то есть, с одной стороны, вводит законы и обеспечивает порядок, а с другой стороны – ограничивает собственную власть, чтобы добиться долговременного экономического роста.

Если посмотреть на Советский Союз после «холодной войны», то надо сказать, что на постсоветском пространстве исчез коммунизм, – и государства повсюду стали слишком, может быть, «забывчивыми». Они зашли слишком далеко в своей либерализации, в результате чего там ослабился авторитет государства. Поэтому совершенно понятно, что недостаток экономического роста во многих развивающихся странах тоже объясняется слабостью государственной власти, в результате чего на повестку дня становится необходимость усиления государственной власти. Это касается не только бывшего советского пространства, но и всего развитого мира. Необходим порядок, необходимы правительства, которые могут обеспечить такие вещи, как главенство закона и отсутствие коррупции. Но вопрос, каким образом вы обеспечиваете хорошую систему управления, это не какой‑то подарок, который дан правителями народам. Он, прежде всего, должен основываться на механизмах ответственности, которые гарантируют, что правительства действуют в интересах народа, а не только в своих собственных интересах и интересах друзей, семьи и коллег. Надо сказать, что эти механизмы изучаются самыми различными организациями, в том числе Всемирным банком, в течение нескольких десятилетий.

Каким образом обеспечить современное государство? Мы все знакомы с механизмами ответственности, такими как, например, выборы. Но существуют также и другие механизмы – горизонтальные механизмы ответственности, где различные органы государственной власти обладают своими интересами и функциями и заинтересованы в контроле за работой друг друга. Независимость парламента и суда очень важна.

Кроме того, есть механизмы и вертикальной ответственности, которые лежат вне государственной политической системы. Здесь мы говорим о независимости от государства средств массовой информации, гражданского общества, потому что если у вас нет прозрачности правительства, то в конечном счете нет и той необходимой степени ответственности. Современное государство в итоге более примечательно своими ограничениями, которые они вводят для самих себя, а не своей способностью концентрировать власть. Это, наверное, особенно важно для тех стран, которые имеют богатые природные ресурсы. Потому что совершенно очевидно, эти природные ресурсы создают определенные политические проблемы, создают вероятность конфликтов из‑за распределения природных богатств и коррупции, которой способствует ресурсная рента. Существует действительно искушение злоупотреблять всем этим. И надо сказать, что независимо от отправной культурной точки существуют требования в отношении экономического развития, потому что без долгосрочных инвестиций, без защиты прав собственности невозможно обеспечить устойчивого долгосрочного роста. Почему вот этот вопрос соответствует теме нашего заседания, посвященного вопросу пространства доверия в Евразии? Потому что доверие между местными институтами является ключевым в плане обеспечения развития государств.

В принципе в мире существует два вида доверия. Первое – это культурное доверие, которое основывается на общих ценностях, традициях истории. Это совершенно естественная форма доверия, которая задействована особенно в проблемные времена. Но с другой стороны – здесь существует ограничение, потому что «чужаки», которые не имеют соответствующих связей, не могут участвовать в процессе.

Вторая форма доверия основана на институтах.

Я считаю, что все человеческие сообщества начинают действовать с первого типа доверия. Они работают, создают доверие, основанное на культуре, ценностях, традициях и истории. Но я считаю, что доверие, которое основывается на институтах, – и надо сказать, что это гораздо более продолжительная форма, – становится более долгосрочным, и это все связано с современной модернизацией и глобализацией. Поэтому любая форма доверия, которая будет развиваться в этом регионе, в этом мире, будет создавать определенные вызовы в плане того, каким образом будет развиваться современная культура, будет ли она основываться на современном развитии, на главенстве закона и на каком фоне будут развиваться экономические отношения. Это справедливо и в отношении отдельных стран, и в отношении всего международного сообщества.

Спасибо большое за внимание.

К.Шваб (синхронный перевод): Большое спасибо, Френсис.

А сейчас позвольте мне задать вопрос Премьер-министру Столтенбергу. Как мы видели из выступлений, мир развивается в направлении многополярности. У нас есть новые центры силы – Евразия, например. В Евразии такие центры – это Китай, Индия и так далее. Господин Премьер-министр, как, Вы считаете, будут развиваться отношения между этими новыми державами и более традиционными центрами в мире? Как Вы в этом контексте видите роль тех вопросов, которые особенно Вас беспокоят, – например, энергетика, изменение климата, права человека и так далее?

Господин Премьер-министр, Вам слово.

Й.Столтенберг (синхронный перевод): Большое спасибо, профессор Шваб.

Прежде чем я отвечу на ваш вопрос, позвольте мне поблагодарить Президента Путина, Президента Назарбаева за их очень интересные вступительные речи. Мне кажется, обе эти речи указывают нам или напоминают нам об огромной важности этого региона в мировой экономике. Для Норвегии, в частности, следить за развитием событий в Евразии представляет огромный интерес, особенно в России, поскольку вы сейчас являетесь третьим по важности экспортером нефти в мире и важнейшим экспортером газа. Это все делает необходимой совместную работу, мы должны отслеживать развитие событий в странах Евразийского региона, в частности потому, что многие из них являются важными поставщиками нефти.

Россия является производителем нефти уже в течение многих лет, с 70-х годов XIX века ведется добыча нефти в России, уже 150 лет, а Норвегия – это довольно молодой производитель нефти. И мы считаем, что существует огромный потенциал для совместной работы с Россией и с другими странами Евразийского региона в области энергетики.

Президент Путин говорил о стратегических взаимоотношениях между Норвегией и Россией в области энергетики, и мы, конечно, очень хотели бы развивать эти отношения дальше, чтобы использовать этот потенциал в целях развития энергетического сотрудничества между нашими двумя странами.

Далее я хотел бы обратиться к некоторым вопросам, которые вы затронули, а также хочу сказать несколько слов о том, о чем говорил профессор Фукуяма. Мне кажется, очень интересно рассматривать взаимоотношения между нарождающимися нациями и экономиками Евразийского региона, с одной стороны, и с другой стороны – с западными ценностями демократии, такими как права человека, в частности. Но мы не говорим о западных ценностях, я хочу это подчеркнуть, – мы говорим о всеобщих ценностях демократии, о правах человека в частности. Эти ценности важны всем странам мира. Я довольно оптимистично смотрю в будущее применительно к правам человека, демократическим правам. Да, если мы сталкиваемся с проблемами и даже если мы видим недостатки в этой сфере во многих странах мира, в целом ситуация выглядит так, что демократия, права человека, право на выражение своих мыслей, право собраний – это ценности, которые в конечном счете торжествуют. Эти ценности завоевывают все большую поддержку в мире.

По сравнению с 1990 годом на миллиард человек живет больше в условиях демократии, чем тогда. Гораздо больше стало стран, которые называют себя демократическими обществами. Сейчас таких стран более 120.

Я считаю, что демократия и права человека восторжествуют. Нам необходима демократия, поскольку это сама по себе очень важная ценность. Кроме того, я считаю, что открытое демократическое общество в любой стране в конечном счете будет более продуктивным и создаст более эффективные механизмы для экономического роста по сравнению с закрытыми тоталитарными обществами.

Я хотел бы вкратце остановиться на необходимости эффективного государственного управления. Я во многом согласен с профессором Фукуямой: нам нужны государства для того, чтобы они обеспечивали существование демократического общества. Но государство также нужно для того, чтобы заставить работать рыночные силы на благо человека. Поэтому нам нужно верховенство закона, нам нужна транспарентность, нам нужна открытость. Но, кроме того, правительства должны заниматься и другими вопросами, например справедливым распределением дохода, социальным обеспечением и экологическими вопросами.

Я считаю, что иногда мы недооцениваем потребность или важность того, чтобы правительства занимались этими вопросами. Свободный рынок эффективен в плане обеспечения экономического роста. Но он не может решать вопросы социального обеспечения, не может решать вопросы справедливого распределения дохода.

Я приехал из Норвегии, североевропейской страны, где мы верим в свободный рынок. Но мы также уверены в том, что необходимо равновесие между рынком и государством. И на государстве лежит огромная ответственность в таких областях, как здравоохранение, образование, справедливое распределение доходов. Мы в Северной Европе создали страны, где у нас, с одной стороны, существует свободный рынок. Кроме того, в дополнение к этому рынку существует довольно мощный государственный сектор, который позволяет нам финансировать бесплатное образование, бесплатное здравоохранение и обеспечивать относительно справедливое распределение благосостояния.

Мы считаем, что это необходимо. Мы считаем, что справедливое распределение богатства само по себе является важной ценностью. Кроме того, мы считаем, что общество, где существует свободный доступ к бесплатному образованию и здравоохранению, – это общество, где можно использовать ресурсы всех людей – членов этого общества и можно добиться более мощного экономического роста. И мы это видим в странах Северной Европы, они неплохо работают в сфере социального обеспечения, распределения доходов, но это тем не менее динамично развивающиеся в экономическом отношении государства, потому что они могут мобилизовать всех своих людей за счет предоставления им бесплатного образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Еще один вопрос, который нельзя оставить на откуп рыночных сил, – это окружающая среда. Мы считаем, что мы можем использовать рыночные силы в нашей борьбе с глобальным потеплением, например. Мы верим в эффективность киотских механизмов, механизмов совместного осуществления мер, направленных на снижение выбросов парниковых газов, мы верим в систему торговли квотами на выбросы, как это делается в Европейском союзе, но мы не считаем, что мы можем оставить окружающую среду на откуп только рыночным силам. Рынок – плохой хозяин, но хороший слуга в плане решения экологических проблем, и я считаю, что Норвегия, в частности, а также другие страны Евразийского региона должны задуматься над тем, каким образом мы можем развить наше сотрудничество в энергетической сфере, открыть эту сферу для инвестиций, для совместных проектов. Одновременно мы должны осуществлять совместные проекты в области охраны окружающей среды, принимать меры, направленные на снижение выбросов парниковых газов, на основе механизма совместного сотрудничества.

Опыт Норвегии показывает, что нам необходим баланс между государственным и частным сектором, баланс между зарубежными и внутренними собственниками. У нас мощный государственный сектор в области энергетики, в частности, но в то же время мы приглашаем зарубежные частные компании работать на норвежском континентальном шельфе, и они также очень эффективно способствуют развитию нашей энергетики. Нам необходима транспарентность, нам необходимо равное поле для всех компаний, и нам нужен баланс между государственным и частным сектором на рынке. И я думаю, что в этой области мы можем особенно эффективно работать с Россией, с евразийскими государствами для того, чтобы добиться такого баланса в интересах всех жителей этого региона.

Большое спасибо.

К.Шваб (синхронный перевод): Большое спасибо, господин Премьер-министр. Я бы хотел сейчас подчеркнуть на основе того, что Вы сказали: Вы говорили о гармонии, о социальном взаимодействии и балансе и о том, как это сочетается с экономическим ростом. Скандинавские страны, в частности Ваша страна, всегда добиваются наиболее впечатляющих результатов в экономической сфере.

И сейчас я хочу предоставить слово Первому заместителю Правительства России господину Дмитрию Медведеву. Я хочу задать Вам следующий вопрос. Мы услышали Президента Путина, а он уже дал всестороннее определение своего видения будущего России. И, как мы слышали из предыдущих выступлений, Россия, конечно, является связующим звеном между Европой и Азией и сама по себе является очень важной движущей силой, создающей новый мир, основанный на многополярности. Но если мы вернемся к вопросам экономики, господин заместитель Председателя Правительства, на Ваш взгляд, какие факторы будут играть ключевую роль в международном развитии России в будущем?

Д.Медведев: Уважаемые коллеги!

В развитие того, о чем здесь сегодня говорилось в докладах, и Вашего вопроса мне бы хотелось затронуть два фактора, которые оказывают реальное влияние на процессы перехода человечества в целом и нашей страны от индустриальной экономики к обществу, которое основано на новых подходах, а именно на знаниях.

Конечно, здесь центральной фигурой является фигура самого человека. Ни государство, ни церковь, ни корпорации сегодня сами по себе не могут претендовать на роль основных двигателей прогресса. И в этой связи я бы тоже хотел поддержать тот тезис, который используется профессором Фукуямой в одной из его работ, о том, что социальный капитал необходим как для процветания, так и для конкурентоспособности. Ведь именно культура, именно гуманитарные связи – это то, что нас объединяет, прежде всего, на пространстве СНГ, а также является основным фактором в общении между СНГ и Евросоюзом.

Отсюда основные требования к деятельности государства в социально-экономической сфере. Именно они стали основным мотивом для создания в нашей стране особых социальных программ, которые получили название национальных проектов. С их помощью мы пытаемся решить не только накопившиеся острейшие проблемы, проблемы в социальной сфере, но и в конечном счете развиваем новый образ жизни, который задает новые жизненные стандарты, создает принципиально новые человеческие ориентиры.

И в этой связи я приведу буквально два примера. Один из них касается образования. Цель здесь очевидна – кардинально повысить качество образования, привести его в соответствие с потребностями дня. И сегодня мы проводим модернизацию нашего национального образования, при этом хотим создать новую, открытую систему образования, которая впитает все те достижения, которые были у традиционной, классической, в том числе советской, системы образования, и обогатить ее ценностями мировой системы образования, хотим международной прозрачности и сопоставимости нашего образования. По этому примеру уже формируются образовательные центры как внутри страны, так и на пространстве СНГ.

И второй пример – это политика, направленная на обеспечение комфортных условий для жизни людей. Не погружаясь в подробности реализации соответствующего проекта, хотел бы осветить одну вещь, о которой мы еще специально не говорили, – это роль городских агломераций в современных условиях для жизни людей. Потому что, в отличие от многих развитых стран, в России у нас пока очень мало городов такого мирового значения – по сути, как принято говорить, раз, два и обчелся. И в этом смысле в России, для того чтобы сохраняться в тех пространствах, которые нам исторически даны, существует потребность в развитии вот таких агломераций, в создании крупных центров – причем, конечно, при понимании того, что у агломераций будет особая социальная, образовательная и культурная роль, потому как даже те населенные пункты, которые растянулись на сотни километров, при самых высоких стандартах жизни, если нам удастся их добиться, не способны создавать те цивилизационные продукты, которые создаются в агломерациях.

И еще одна тема, о которой сегодня речь шла в выступлениях, – вопрос о соотношении конкуренции между суверенными государствами и их взаимозависимости, соотношении протекционизма и взаимодействии между странами. Об этом говорил Президент Российской Федерации. И очевидно, что современные глобальные процессы характеризуются сегодня острой конкурентной борьбой, причем конкурируют уже не только корпорации, конкурируют и отдельные страны, конкурируют целые регионы. В рамках Евросоюза идет конкуренция. Идет конкуренция и во взаимоотношениях других центров.

И что здесь необходимо заметить: усиление конкуренции пока вызывает не создание новых, справедливых правил игры, на что, наверное, следовало бы ориентироваться, а на рост протекционизма, причем как на товарных, так и на инвестиционных рынках. Поэтому крупные международные образования, крупные международные организации, по сути, втянуты в разборки, которые в конечном счете не способствуют решению накопившихся международных экономических проблем.

Не остается в стороне от этого процесса и Россия, и не потому, что нам хочется закрываться – напротив, наша конкурентоспособность прямо зависит от открытости. И мы, конечно, понимаем всю пагубность такого рода процессов.

Источников для понимания здесь несколько. И, как мы понимаем, для того чтобы основные страны росли динамично, шансы их должны быть принципиальным образом иначе распределены. Мы должны создавать особую общую и открытую к разнообразию инфраструктуру общения. Это та самая инфраструктура доверия, о которой в своем выступлении говорил профессор Фукуяма. Это не только трубы, это не только торговля товарами и услугами – это в том числе информационное и интеллектуальное поле, такое пространство, которое не будет вызывать тревоги о том, что распространение каких‑либо новаций лишит ту или иную компанию преимуществ. А сегодня проблема как раз в том и состоит, что очень многие страны занимаются протекционизмом, и он направлен лишь на сохранение тех областей, которые традиционно были ими завоеваны. Для кого‑то важна защита сельского хозяйства, для кого‑то – природных ресурсов, а для кого‑то уже интеллектуальных ресурсов, интеллектуальной собственности. И при этом все понимают, что в современном глобальном мире изоляция в принципе невозможна. Более того, она просто крайне невыгодна. А неэффективный, такой дурной протекционизм просто тормозит развитие экономики XXI века. И нам всем нужно задуматься над такой системой экономических связей, в которой выгодно будет распространение самого передового опыта, новых продуктов и прогрессивных технологий, причем распространение на основе взаимного уважения и с учетом национального своеобразия, на основе открытости, на основе справедливой интеллектуальной конкуренции. При этом мы не должны забывать известного изречения древнекитайского философа Лао-Цзы, который очень образно говорил так: «То, что сжимают, – расширяется; то, что ослабляют, – укрепляется; то, что уничтожают, – расцветает; кто хочет отнять что‑нибудь у другого – непременно потеряет свое».

Спасибо.

К.Шваб (синхронный перевод): Большое спасибо, Первый заместитель Председателя Правительства. Вы несколько раз упомянули слово «протекционизм». Это слово – ключевое слово для Вас, господин Паскаль Лами.

Позвольте мне сделать несколько вступительных замечаний. Мы сейчас говорим о Евразии, о региональных группировках, о региональных ассоциациях в области торговли. У нас существует быстрорастущая сеть двусторонних региональных договоренностей. Может быть, мы подменяем открытый мир миром взаимосвязей между различными регионами? Что мы можем сделать для того, чтобы действительно сохранить многосторонний подход, для того, чтобы решать те проблемы, которые стоят на глобальной повестке дня, особенно в области торговли? Мы видим, что нынешний дохийский раунд переговоров не очень хорошо идет.

П.Лами (синхронный перевод): Позвольте мне попробовать просто ответить на сложный вопрос. В области торговли перед нами стоят те же самые проблемы, о которых говорилось предыдущими ораторами.

Основной вопрос состоит в том, каким образом можно перейти от мира, который сейчас действительно является многополярным, в котором действуют новые действующие лица, которых не было на торговой площадке, так сказать, 10 или 20 лет назад, – как мы можем перейти к истинной многосторонности. Тут есть разница – между многополярностью и многосторонностью. И вот эта разница была очень хорошо объяснена профессором Фукуямой. Различие между многополярностью и многосторонностью лежит в области доверия. Именно доверие следует создавать.

Как можно укреплять доверие? Внутри национальных государств мы знаем, что у нас есть традиции, есть индустриальные структуры. Между национальными государствами укрепление доверия – это гораздо более сложная задача. Национальные государства традиционно жили в мире, который лучше объяснял Гоббс, а не Кант. Эти государства не верили друг другу. Национальные государства часто рассматривались как враги по отношению друг к другу. Это нужно изменять. Необходимо укреплять такое доверие на международной арене. А для этого необходимы правила, ценности, действующие лица, система урегулирования споров. То есть необходима некая система.

Мы начали создавать эту систему в области торговли, потому что стабильность в системе торговли важнее для рыночного капитализма, чем другие области. Мы начали это делать еще 50 лет назад. И сейчас у нас есть система правил урегулирования споров, посредничества при трениях, особенно в том, что касается протекционизма. Действует эта система хорошо? Да нет! Нам нужно ее менять, нам нужно ее адаптировать, нам нужно ее реформировать, потому что она была создана в то время, когда мир был другим.

Основными игроками за столом переговоров по ВТО были США, Евросоюз и еще несколько других государств. Сейчас все изменилось: основными игроками остаются Евросоюз и Штаты, но к ним присоединились Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Индонезия и так далее. Игроки изменились, и правила игры должны меняться, потому что эти новые игроки спорят между собой и оспаривают ценность предыдущих правил игры, которые, как им кажется, были разработаны не очень справедливо.

И мне кажется, они правы, нам нужно это делать. И в этом заключается цель этих многосторонних торговых переговоров, которые мы называем дохийским раундом.

Предыдущая система была довольно сложной, продвинутой системой по сравнению с другими областями взаимодействия, но тем не менее мы должны ее усовершенствовать.

Есть еще один аспект, о котором только что сказал Клаус Шваб, – это региональная интеграция. Есть много примеров тому в международной торговле. Это может быть глубокая интеграция, например Евросоюз, АСЕАН, Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Могут быть более свободные системы интеграции, как НАФТО, как система ОАПЕК или как Евразия, например.

Выбираем ли мы глубокую интеграцию или мягкую – от этого многое зависит, но тем не менее это позволяет нам укрепить доверие с соседями. А с ними легче укрепить доверие, чем с теми, кто находится дальше от вас. Это реальность, и я думаю, мы это сейчас сделаем при одном, однако, условии, которое заключается в том, что новые двусторонние региональные торговые сети должны вписываться в многостороннюю модель, которая оставляет за собой право определения основных принципов и ценностей торговли, например в том, что касается недопущения протекционизма. Вот эти два подхода абсолютно совместимы, как мне кажется. Мне кажется, что эти подходы реализуются в этом регионе. Однако многосторонняя система должна сохранить за собой ответственность за миропорядок в торговой сфере. А здесь перед нами стоят два ключевых препятствия. И о них я скажу в заключении.

Первое. Конечно, необходимо завершить переговоры, направленные на изменение системы так, чтобы она больше соответствовала развитию. Мы уже не так далеко находимся от завершения этих переговоров, но мы еще не достигли этой стадии. Для этого необходимы усилия со стороны богатых стран: ЕС, США, Японии, но и со стороны развивающихся стран, таких как Китай, Бразилия и Индия. Это первый вызов.

И есть второй вызов. Это вступление России в ВТО. Мы над этим очень много работаем. И в России очень много работают над этим. Процесс переговоров идет. И это, как мне кажется, является очень важной краткосрочной проблемой. Без России ВТО на самом деле не является многосторонней организацией, которой она хочет быть. И, не входя в ВТО, Россия не создает капитала доверия к будущему своей экономики, который необходим для ее развития.

Мне кажется, что обе эти проблемы краткосрочного характера можно решить. Для этого только нужна политическая воля со стороны участников переговоров. Они, я думаю, могут в ходе переговоров достичь этого результата. Они еще этого не сделали, но это возможно.

К.Шваб (синхронный перевод): Спасибо большое, Паскаль.

Жан Лемьер, президент Европейского банка реконструкции и развития.

Я бы хотел в развитие того, что сказал Паскаль Лами, спросить Вас о следующем. Существуют более мощные или менее мощные механизмы регионального взаимодействия. Если взять Евразию, то происходит процесс интеграции Европы и Азии. Мы говорим здесь об очень таком мягком сотрудничестве, слабом сотрудничестве по сравнению с другими регионами мира. Но тем не менее мы должны понимать, что если мы возьмем ВВП Евразии, я имею в виду Европа плюс Азия, то здесь у нас речь идет о ВВП, который уже на треть превышает ВВП всех остальных стран мира. По оценкам, ВВП Евразии в 2025 году будет в два раза больше, чем ВВП всех остальных стран мира. В этом контексте как мы можем перейти от слабых структур сотрудничества к более мощным структурам сотрудничества?

Ж.Лемьер (синхронный перевод): Я попробую ответить на этот вопрос коротко, хотя вопрос, конечно, очень сложный.

Прежде всего позвольте мне заметить, что Президент Путин и Президент Назарбаев выступили с очень интересными и важными замечаниями. Они напомнили мне о том, что 15 лет назад решение создать ЕБРР было первым шагом к ответу на Ваш вопрос. И хочу поделиться своими соображениями на этот счет, поскольку ЕБРР объединяет страны Восточной Европы, Центральной Европы, Азии, США, Канаду. Ваш вопрос 15 лет назад едва ли нашел бы ответ, но сейчас этот вопрос становится очевидным, и мы начинаем видеть, какие ответы могут быть найдены на этот вопрос. Во‑первых, потому что сотрудничество растет, развивается очень быстрыми темпами, и этот форум является хорошим тому свидетельством. Мы не должны недооценивать огромный прогресс, который был достигнут за последние 15 лет, особенно в отношениях между Европой, Россией, Центральной Азией, странами СНГ, когда было налажено сотрудничество на общих принципах демократии, рыночной экономики, диалога, взаимодействия.

Россия, Казахстан, страны СНГ играют очень важную роль, с нашей точки зрения, в поиске ответа на Ваш вопрос, а именно в том, каким образом можно усилить это сотрудничество, сделать его более успешным.

Я бы хотел сказать, что точка зрения, которой мы сейчас придерживаемся, – эти взаимоотношения становятся все более зрелыми, все более интегрированными, поэтому мы должны двигаться дальше. Делая прагматические шаги, я не хочу предлагать какие‑то грандиозные планы по созданию институтов и организаций – я хочу подчеркнуть только ряд моментов.

Во‑первых, ключевую роль играет здесь частный сектор. Торговля, трансграничные инвестиции, без всяких сомнений, являются движущей силой интеграции как в западном, так и в восточном направлениях. И это очень важный момент.

Частный сектор, действующий на рынке товаров, инвестиций, должен иметь возможность работать открыто и эффективно. Наверное, в прошлом этого не было, но это должно быть обеспечено в будущем. Так что – частный сектор, при условии того, что еще один ключевой элемент тут должен быть обеспечен, а именно – этот процесс должен быть двусторонним. Не может быть совершенствования сотрудничества в одном направлении, и здесь предстоит еще многое сделать. Мы видим перемены, мы видели перемены в 2006 году, в начале 2007 года. Я полагаю, что эти процессы будут нарастать. Они приводят к целому ряду проблем, с которыми нужно справляться на основе справедливости, на основе навыков, на основе торговли, которая опять же должна быть справедливой. И тут возникает масса вопросов относительно взаимодействия стран СНГ, России, Европы, и их нужно решать. Так что «частный сектор» – это ключевые слова.

Правительство также должно сыграть очень важную роль, конечно. Я хочу подчеркнуть то, о чем говорили президенты Путин и Назарбаев. Инфраструктура играет ключевую роль, инфраструктуры недостаточно на сегодняшний день, и мы должны настаивать на этом. И я могу сказать, что мы договорились с министром Грефом усилить сотрудничество с Россией, и мы это сделаем с Казахстаном. Мы будем больше вкладывать средств в инфраструктуру. Не будет интеграции, не будет эффективной торговли без инфраструктуры, которая бы связывала эти различные регионы мира. Здесь лежит огромный потенциал, но мы должны использовать ресурсы не только государственного, но и частного сектора в инфраструктурной области. И в этой сфере мы также делаем очень большую работу.

Я вижу три ключевых элемента, по которым должен быть достигнут прогресс. Первый элемент – взаимодействие между Россией, странами СНГ и ЕС. Я уверен, что комиссар Мандельсон об этом будет говорить, это очень важный момент. Очень важно, чтобы эти взаимоотношения были мощными, хорошо сбалансированными и взаимовыгодными.

Второе – это вступление в ВТО стран СНГ, России и Казахстана, это очень важный момент. Паскаль Лами уже сказал о том, что переговоры должны двигаться вперед, и это было бы очень здорово.

Я хочу упомянуть и третий элемент, который очень важен, но о котором еще не говорилось, – это намерение России вступить в ОЭСР, и решение, принятое странами ОЭСР, о том, чтобы начать переговоры на этот счет. Это создаст гораздо более эффективный механизм, как мне кажется.

И в заключение хочу сказать о людях. Мы во многих странах осуществляем крупные инвестиции, мы проводим опросы, пытаясь разобраться, что люди думают о процессах экономического перехода. Мне кажется, этот процесс будет взаимовыгодным, если люди будут заинтересованы в нем. В прошлом у меня могли бы быть сомнения по этому поводу, поскольку переходный период сложен для людей, и нам нужно обеспечить успешность этого процесса для людей, иначе у них будут сомнения, а это приведет к трудностям. Конечно, нужно создавать рабочие места, мы это видим сегодня, но есть еще два источника озабоченности. Один из них связан со здравоохранением, второй – со сферой образования.

Создание эффективной системы здравоохранения, системы образования, создание рабочих мест – все это позволит двигать вперед процессы миграции; политические лидеры должны справиться с этими сложными задачами.

И последнее, что я хочу сказать. В ЕБРР 15 лет назад мы думали, что политика – это штука простая, экономика и бизнес – посложнее. А сейчас мне кажется, что история – тоже штука непростая, и мы должны уделять внимание истории, мы должны думать о том, как люди воспринимают различные процессы. Это не только с культурой связано – это связано с открытыми дискуссиями, которые основаны на уважении того, каких взглядов придерживаются разные люди. Вот, наверное, тот наилучший ответ, который я могу дать Вам, профессор Шваб. Мы должны бороться с изоляцией, и мы должны обеспечивать успешность этого процесса для человека.

К.Шваб (синхронный перевод): Спасибо, Жан Лемьер.

Теперь Питер Мандельсон, комиссар ЕС по торговле. Мы от Вас хотели бы услышать, каково же позиционирование Евросоюза в том контексте проблем, которые мы сегодня обсуждаем, особенно в том мире, где Европейский союз часто рассматривается как союз, который смотрит внутрь себя, а не выходящий, так сказать, ни широкую арену. И здесь мы говорим особенно о выходе в Азию.

П.Мандельсон (синхронный перевод): Я бы хотел четыре момента осветить до перерыва.

Первое. В экономическом смысле мы все нуждаемся друг в друге. Это совершенно очевидное утверждение. Мы не можем жить на этом континенте изолированно. При этом я говорю не только о нефти и газе, а о доступе к рынкам друг друга. Нам нужно торговать своими природными ресурсами, другими товарами и инвестировать друг в друга.

Я считаю, что Европейский союз должен играть ключевую роль в политике, которая обеспечивает стабильность в Евразии. И эта стабильность обеспечивается расширением интеграции и сотрудничества. Это не означает, что мы хотим создать сферы влияния, – мы хотим, чтобы этот континент жил в общей сфере разделяемых интересов.

Глобализация не признает традиционных сфер влияния, которые наблюдаются в регионе и в мире. Мы все взаимосвязаны. Когда мы принимаем и укрепляем взаимозависимость, я думаю, что мы углубляем свою стабильность и укрепляем свою мощь.

Второе касается энергии. Нам нужны правила не политики, а правила, которые обеспечивают предсказуемость и определенность для сторон, которые находятся на стороне спроса и на стороне предложения. Безопасность предложения означает безопасность спроса. И в результате здесь должны вкладывать свои ресурсы как производители, так и потребители, как вверх по течению, так и вниз по течению. Я думаю, что в этом смысле такая зависимость является очень положительной. Мы должны договориться о правилах, которые могут быть осуществлены на практике.

Россия хочет иметь определенные стандарты, но они не могут различаться для Украины, Казахстана и других стран. И, конечно, Европа тоже должна обеспечить единообразие стандартов.

Третий момент, который я хочу затронуть, – это торговля. Мы наращиваем свою мощь за счет членства в коллективных торговых системах, основанных на доверии и на правилах, которые подлежат строгому контролю, а не произволу. Я считаю, что это применимо в отношении всех евразийских государств, потому что четкие, предсказуемые правила привлекают инвестиции, укрепляют доверие, позволяют странам диверсифицировать свою экономику.

И что касается вопроса членства в ВТО, это не связано с удовлетворением международного мнения или организацией уступок в отношении остального мира. Членство в ВТО – это своего рода билет к системе, основанной на правилах и доверии, которые необходимы для обеспечения экономического роста. Это гарантия против дискриминации в торговых отношениях и также наилучший инструмент в проведении внутренних экономических реформ. И по этой причине я буду работать и в будущем для обеспечения России, Украины и Казахстана того, чтобы они стали членами ВТО, как только это будет возможно.

И, наконец, региональная политика. Я думаю, иногда люди в этом регионе считают: расширение Европейского союза и участие Европейского союза – это ущемление их прав. Пожалуйста, не интерпретируйте неправильно наши мотивы с точки зрения расширения. Мы все заинтересованы в стабильных демократических странах, где идет справедливая конкуренция как в политическом плане, так и в экономическом. Я знаю, что вопросы защиты прав человека являются серьезным вызовом для нас в этом контексте. Тем не менее я не думаю, что мы должны отходить от наших ключевых аргументов, связанных с правами человека, даже если мы проявляем особую чувствительность в этом вопросе. Это не вопрос о том, что мы говорим, а вопрос о том, как нас воспринимают, когда мы что‑то говорим. Я объяснил, что есть некое таинственное наблюдение, таинственное замечание в моей речи в Болонском университете по взаимоотношениям России и Евросоюза. К сожалению, я не могу подробно говорить об этом, но те, кто заинтересован в подробных деталях, могут загрузить эту речь с веб-сайта Европейской комиссии.

Спасибо большое.

К.Шваб (синхронный перевод): Большое спасибо, Питер.

Мы подошли к заключению нашего пленарного заседания. Я покину этот зал в очень оптимистичном настроении. Мне кажется, мы в этом зале обрисовали вопросы, которые стоят перед нами в будущем. Эта дискуссия показала, что существует воля к тому, чтобы двигаться вперед. У нас есть силы для того, чтобы справиться с препятствиями. Самое важное, мне кажется, что все готовы к тому, чтобы укреплять доверие, а доверие является фундаментом партнерства.

Еще раз хочу поблагодарить господина Президента Путина, Президента Назарбаева. Я хотел бы поблагодарить Премьер-министра Катара. И, конечно, я хотел бы поблагодарить от имени вас всех наших экспертов, которые находятся в президиуме. Они работали под давлением очень жестких временных рамок, но тем не менее смогли, как мне кажется, поделиться своими мыслями с нами.

Спасибо большое.

10 июня 2007 года, Санкт-Петербург