Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет об интернет-конференции с представителями общеобразовательных учреждений Чувашии, Чечни, Калининградской и Белгородской областей

12 сентября 2007 года, Чувашия, деревня Тренькасы

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Надеюсь, что вы нас хорошо видите и слышите. Давайте мы спросим тогда Полесск – прямо напротив нас.

Т.Алексеева: Очень хорошо видно.

В.Путин: Добрый день!

Т.Алексеева: Добрый день!

В.Путин: Здравствуйте!

Мы, будучи здесь, в этой школе, познакомились с тем, как работает национальный проект в области образования: посмотрели и на вновь оборудованные классы, посмотрели на методики, которые используют преподаватели.

Как, по вашему мнению, идет работа по этому национальному проекту? Что Вы чувствуете, чувствуете ли что‑нибудь положительное в том, что происходит? И какие есть у вас соображения, замечания и предложения по поводу того, как нужно строить эту работу дальше, имея в виду, что завтра мы будем обсуждать это с коллегами на государственном уровне, на Совете по национальным проектам, в том числе и опираясь на ваши рекомендации. Нужно ли внести какие‑то изменения, дополнения или как‑то скорректировать ту работу, которую мы проводим в последнее время? Это, кстати говоря, вопрос не только к нашим коллегам, которые сейчас передо мной на экране в Полесске, но и ко всем другим, кто подключился к нашей сегодняшней работе.

Пожалуйста.

Т.Алексеева: Все понятно. Я с удовольствием отвечу на все вопросы. Я учитель английского языка Алексеева Татьяна Ивановна. Я работаю в школе уже 30 лет. Работаю в замечательном коллективе, в котором опыт работы учителей гораздо больше, чем мой. И только за последние три года мы ощутили по‑настоящему реальные изменения в школьной жизни. Во‑первых, вырос социальный статус учителя, и благодаря тому, что зарплата повышается. И особенно она повысится в этом году в нашей школе. Мы перешли с 1 сентября на новую систему оплаты труда.

Если коротко, на моем личном опыте, – у меня учебная нагрузка сократилась на 6 часов, а я буду получать зарплату больше. И это только базовая часть, только начало. Есть еще стимулирующая часть. И благодаря этой стимулирующей части я получу еще одну зарплату за добросовестный и ответственный труд. Точно такую же зарплату получит и молодой специалист. И мы думаем, что школа привлечет гораздо больше молодежи в связи с этим, и даже пойдут в школу мужчины.

Новая система оплаты труда – это очень здорово. Наконец‑то работа учителя будет оцениваться не по количеству проведенных уроков, а работа учителя будет оцениваться – долгожданно – по результатам, по конечным результатам, по качеству знаний учащихся. И это очень радует. Здесь у нас великолепные возможности, широкое поле для активной и творческой работы.

Еще мне очень хочется сказать, что мы недавно перешли на подушевое финансирование, и благодаря национальным проектам очень сильно возросла материальная база школы. Я горжусь, что в нашей школе два замечательных кабинета информатики. В 2005 году мы получили доступ к Интернету, вышли на новый информационный уровень. У нас в школе четыре оборудованных предметных кабинета с интерактивным оборудованием. У нас одинаковые стартовые возможности, несмотря на то что мы – небольшой городок и мы – на западе России, у нас у всех одинаковые стартовые возможности: и у учителей, и у наших ребят.

Также я очень хочу сказать, что мы в прошлом году выиграли 1 миллион, и благодаря этому миллиону у нас есть отличная спортивная площадка. Эта спортивная площадка стала центром досуга молодежи. Она занята ребятами с утра до ночи: вся молодежь играет в футбол, в волейбол, в баскетбол.

И я так думаю, что мы будем включаться в любой эксперимент. Мы рады всем начинаниям и благодарим наше Правительство за такие национальные проекты.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Вы затронули вопрос с финансированием и с оплатой труда. Это, по сути, первый шаг в переходе к отраслевому финансированию – так называемое подушевое финансирование в школах. Мы к этому еще вернемся. Очень надеюсь, что коллеги в других школах, которые подключены сейчас к нашей видеоконференции, тоже об этом несколько слов скажут, в том числе и Викентий Геннадьевич Фомин, директор той школы, где мы сейчас находимся, в Чувашской Республике. Но я бы сейчас попросил включить гимназию №5 в Урус-Мартане Чеченской Республики.

З.Гучигов: Добрый вечер!

Меня зовут Зураб Аламатович. Я – преподаватель истории и обществознания гимназии №5 города Урус-Мартан.

В.Путин: Добрый вечер.

З.Гучигов: Я приветствую всех участников сегодняшней встречи от имени учителей Чеченской Республики и хочу пожелать плодотворной работы.

Участие в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», безусловно, вне зависимости от итога, для учителя имеет огромное значение. Я поясню свою мысль.

Это прежде всего возможность систематизировать накопленный материал за долгие годы работы в школе, это возможность поделиться опытом со своими коллегами. И если победа в этом конкурсе, то тогда, конечно, и значительная финансовая помощь, которая играет не последнюю роль.

Нацпроект «Образование» в силу известных всем нам обстоятельств важен и актуален именно для Чеченской Республики. Мы с вами знаем, что на протяжении почти десяти лет республика была изолирована от общероссийского образовательного пространства.

Недавно в кругу наших учителей, учителей нашей гимназии состоялась такая небольшая беседа на тему: что такое нацпроект «Образование» для учителя, для учителя нашей гимназии?

Итогом, главным выводом нашей беседы было то, что нацпроект «Образование» – это внимание государства, оказываемое школе, конкретно учителю, внимание, которого не хватало все предыдущие годы.

Нацпроект «Образование» – это наши оборудованные кабинеты по химии, биологии, физике, иностранному языку. Нацпроект «Образование» – для нас это спортивный инвентарь, который закуплен на 7 миллионов рублей, которые выиграла наша гимназия в рамках этого нацпроекта. Аудио-, видеотехника, видеотека, специальная методическая литература, Интернет – все это способствует повышению уровня преподавания в школе и повышению уровня образования наших учащихся.

И хотелось бы еще отметить работу, которую осуществляет руководство нашей республики. За последний год (я не владею точными цифровыми данными) в республике построено общеобразовательных учреждений – больше, чем за последние 20 лет. Поэтому было бы несправедливо не отметить внимание и руководства республики к проблемам образования.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое, Зураб Аламатович. Я был в Чеченской Республике в конце 1999 года и встречался с жителями того населенного пункта, где я был, как раз в одной из школ. И я помню материально-техническое состояние учреждений образования в Чечне в то время. Детям не на чем было сидеть, просто ни стульев, ни столов не было. Судя по тому, что мы видим сейчас на картинке, ситуация изменилась. Тем не менее у меня вопрос к Вам простой: как Вы оцениваете материально-техническое состояние учреждений образования в республике?

З.Гучигов: Я бы оценил его на «удовлетворительно». Я поясню, почему. Здесь есть картинка – гимназии других регионов, и там виден конференц-зал, например. У нас пока этого нет. Я сравниваю пока с условиями сельских школ.

В Грозном есть, да, действительно, строятся прекрасные школы (последние школы – прекрасные). Хотелось бы продолжения приоритетного национального проекта «Образование», чтобы уровень оснащения становился с каждым годом все выше и выше.

В.Путин: То есть, я Вас правильно понял, что те объекты, которые сейчас возводятся либо которые сейчас реконструируются, они отвечают тем требованиям или тем ожиданиям, которые есть у учительского сообщества республики?

З.Гучигов: В полной мере.

В.Путин: Спасибо.

И теперь я попросил бы включить общеобразовательную среднюю школу №1 в Белгородской области.

Л.Харитченко: Добрый вечер, уважаемые коллеги! Вы находитесь в школьном конференц-зале. Мы гордимся тем, что мы сейчас с вами обсуждаем эту проблему и встречаемся с Вами, Владимир Владимирович.

Я хочу сказать, что мы сегодня хотели бы поделиться с Вами кусочком праздника: нашей школе сегодня 109 лет. С утра слышна музыка. Проводились малые олимпийские игры. Показывались школьные видеоклипы.

Наша школа – одна из старейших школ Святого Белогорья. Но тем не менее благодаря тому, что в нашей области не только строятся новые школы, но и реконструируются, делается капитальный ремонт старых, благодаря этому сохраняются вековые традиции. И, конечно же, благодаря победе в национальном проекте в 2006 году и капитальному ремонту школа имеет возможность реализовать инновационную часть программы развития.

В нашей школе – 20 кабинетов, оснащенных мультимедийным и общелабораторным оборудованием, прикладными программами. В нашей школе, безусловно, все кабинеты объединены в одну локальную сеть с выходом в Интернет. Мы имеем возможность использовать в преподавании всех предметов учебного плана продукт «Школа Кирилла и Мефодия» и мультимедийный ресурс Интернета.

Безусловно, благодаря национальному проекту мы смогли приобрести этот конференц-зал. Благодаря победе в национальном проекте мы смогли заменить оборудование школьного кабельного телевидения, школьной типографии. Мы издаем такие научно-методические сборники. Мы издаем газету «Мир детства». Участники (это дети) всех этих проектов и реализуют свои возможности. Благодаря тому, что школа имеет возможность функционировать как ресурсный центр, мы имеем возможность дистанционно оказывать консультации в режиме он-лайн, то есть в режиме реального времени, безусловно, дистанционное обучение и связи с высшей школой, потому что благодаря этому мы свои навыки оттачиваем в информационно-коммуникационных технологиях и, безусловно, в знаниях иностранного языка. Преподаватели высшей школы нам в этом помогают и, в частности, Белгородский государственный университет.

Восемь лет в школе реализуется программа «Одаренные дети» посредством исследовательских, общих кружков и студий. Воспитательная работа у нас тоже подчинена и реализуется через программу развития, становления духовно-нравственной личности. У нас создано свое школьное государство «Мир» со своей атрибутикой, со своей геральдикой, гимном, гербом и девизом «Дорогу осилит идущий», безусловно, со своим школьным парламентом, исполнительной и законодательной властью.

Благодаря тому что все работает в одной связке, я Вам хочу сказать, что мы достигли определенных успехов, а в принципе и по большому счету это победа в национальном проекте «Образование». Мы победили и в гранте «Управление, образование и наука» в создании ресурсного центра как модели организации профильного обучения учащихся.

В связи с этим, конечно, есть результат. Повысилось качество знаний учащихся. Учитель может себя реализовать, используя весь мультимедийный запас. И, безусловно, сельские школы, а мы, в частности, являемся одной из сельских школ, потому что сельскохозяйственный район, поселок, а мы можем принять учащихся малокомплектных школ, школ основных и использовать весь тот материально-технический запас, которым владеем мы.

Спасибо.

В.Путин: Людмила Андреевна, Вы уже упоминали о подушевом финансировании – Вы используете эту форму работы?

Л.Харитченко: Да, конечно.

В.Путин: А что она вам дает?

Л.Харитченко: Мы даже можем сказать, в сравнении, если на 1 сентября 2006 года средняя заработная плата учителя была 6000, то на 1 сентября 2007 года она возросла, и средняя заработная плата учителя – более 8,5 тысячи рублей.

В принципе на 26 процентов выросла заработная плата учителя. Это же, безусловно, обратила на себя внимание школа: что в школу можно идти, зарплата учителя возрастает, защита государства и забота государства в этом тоже значится.

И пользуясь случаем, Владимир Владимирович, я хочу к Вам обратиться с просьбой, чтобы национальный проект и в дальнейшем действовал и, безусловно, расширял поле своей деятельности, чтобы это коснулось и дошкольных образовательных учреждений. В частности, садики тоже нуждаются в оснащении. И, безусловно, чтобы и в дальнейшем национальный проект «Образование» существовал.

Мы бы тоже хотели и обновить, безусловно, свой стадион, свой спортивный зал, потому что здоровье детей – это здоровье нации.

В.Путин: Спасибо большое, спасибо, Людмила Андреевна.

Хотелось бы, конечно, послушать нашего хозяина, директора школы, где мы находимся, Фомина Викентия Геннадьевича.

Пожалуйста, Викентий Геннадьевич.

В.Фомин: Школа наша средняя. Директором школы работаю со дня ее основания, это около 20 лет. В школе 298 учащихся. Поскольку школа наша базовая, к нам подвозится определенная часть учащихся из 14 деревень. А эту школу посещают из 16 деревень. Это в переводе на цифры получается: 50 процентов учащихся нашей школы – это учащиеся отдаленных деревень, которые перевозятся на школьных автобусах.

Мы стали победителем конкурса. Естественно, этим очень гордимся. Во‑первых, это мы считаем признанием. Во‑вторых, и поддержка все‑таки в миллион – это для нас, скажем, сумма приличная. Естественно, возникает вопрос: почему мы победили? Думаю, во‑первых, у нас очень творческий коллектив. Наши педагоги находятся в постоянном поиске, живут в инновационном режиме. Во‑вторых, содержание нашей работы. Появилась широкая возможность варьировать, вносить свое. Речь идет об авторских разработках, речь идет о выборе учебников, методик и так далее.

Далее. Школа постоянно старалась участвовать во всех проектах, во всех программах у нас в республике. Я могу перечислить очень много таких программ, потому что у нас республика в постоянном поиске нового, в постоянном поиске интересного.

С 2001 года включились в единый государственный экзамен. С 2001 года школа перешла на новый финансовый механизм. Речь идет о подушевом финансировании. Школа сегодня финансово самостоятельна. С 2002 года включились в программу реструктуризации сети общеобразовательных школ, в том числе сельских школ.

Углубленное изучение отдельных предметов позволило нам безболезненно, спокойно перейти на профильное обучение. На сегодняшний день в нашей школе в одиннадцатых классах открыты четыре профиля, в десятых классах – три профиля.

Этот перечень можно продолжить. Но главное – в другом. Новации меняли наших учителей и помогали, естественно, улучшить нашу материальную базу. Любой педагог прекрасно понимает: хорошие учителя, хорошие условия – это непосредственно сказывается на наших детях.

У нас есть определенные успехи. Они немалые.

Во‑первых, я бы отметил, что практически 100 процентов наших выпускников продолжают учебу в разных профессиональных учебных заведениях (98 процентов): в средних специальных учебных заведениях, в высших учебных заведениях продолжают учебу, последние средние показатели составляют 85–87 процентов. Наши учащиеся – победители разных олимпиад, победители разных творческих конкурсов. У нас очень много победителей – хороших спортсменов. Ежегодно мы выигрываем как в районе, так в регионе. Даже выходим на Россию для участия в разных соревнованиях, и притом наши учащиеся показывают неплохой результат.

Единые государственные экзамены в среднем в нашей школе сдаются нашими учащимися лучше, чем, скажем, по республике. Вот если взять в отдельном разрезе предмет математику, в этом году 33 ученика у нас сдали, вернее, средний показатель составляет 59 баллов.

Реализация национального проекта, конечно, изменила нашу школу. Дело не в том, что мы использовали 1 миллион для укрепления базы, для улучшения условий. Скажем, купили за счет этого миллиона мобильный компьютерный класс, современные интерактивные приборы. Часть средств, естественно, мы потратили на повышение квалификации учителей. Но в то же время реализация национального проекта позволила нам повысить свой авторитет и возможности для повышения качества образовательных услуг.

Но еще более радуются наши учителя, которые получили по 100 тысяч рублей. Их у нас в этом году два учителя. Это учитель физической культуры, очень энергичный, многие спортивные успехи связаны с этим учителем. Это учительница чувашского языка и литературы. Кстати, у нас в Чувашии среди учителей чувашского языка и литературы отбор очень и очень жесткий, конкурс очень высокий. Поэтому в том, что наша учительница сумела получить этот грант, это для нас очень радостно и очень приятно.

Особую радость у коллектива вызвало подключение широкополосного Интернета и оплата его трафика. Он нам очень нужен, потому что практически во всех кабинетах нашей школы созданы автоматизированные рабочие места учителей, в составе которых у нас обязательно должна присутствовать компьютерная техника, проекционные аппараты и так далее.

Да, сегодня у нас очень много готовых электронных материалов, но они не всегда соответствуют потребностям учителя, не всегда удовлетворяют потребности учащихся. Возможности Интернета позволяют нам оперативно, скажем, срабатывать, получать необходимый материал и переводить в цифровой вариант, накапливать вот эти материалы.

Школа в постоянном поиске, ищет, трудится, работает. Мне очень повезло, что я оказался в этой школе руководителем. У нас прекрасные учителя, прекрасные работники. И мы приглашаем всех, кто нас сейчас смотрит, к нам в гости. Если есть наши единомышленники, мы приглашаем вас к сотрудничеству.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое, Викентий Геннадьевич.

Я обращаюсь к коллегам, которые здесь. Пожалуйста, какие есть соображения? Кто‑то хочет дополнительно что‑то сказать?

Пожалуйста.

И.Исаева: Можно, в продолжение.

Председатель ассоциации директоров Чувашской Республики, действующий директор гимназии №5, школы новой формации, очень интересной школы, центра толерантности и центра большого информационного пространства.

Если говорить о том, нужен ли национальный проект, – конечно, обязательно, потому что он интересен именно системными преобразованиями. Если, работая с 2001 года в рамках подушевого финансирования, мы уже стояли в конкурентной среде и мы за ребенка боролись, а значит уже находились не в режиме функционирования, а в режиме развития, но национальный проект дал со всех сторон такую поддержку, что поднялся кадровый ресурс, мы увидели лидеров. И в нашей республике это 66 школ, которые сегодня действительно образец результативности. Это 224 учителя, которые сегодня смело дают мастер-классы и на уровне России. И 30 школ – это поддержка президента Чувашской Республики. И нужно сказать, что это поддержка лидеров. А их, наверное, еще много в России.

Что касается подключения к Интернету – это доступность к той информационной среде, которая сегодня важна для детей. А для детей она важна, потому что в образовании есть лозунг сегодня «Образование на всю жизнь». И мы должны просто направлять детей на умение добывать эту информацию. Учителя же повышают свое самообразование. В нашей гимназии мы пошли дальше, потому что мы подключили еще и родителей. В локальной сети сегодня существуют электронные журналы, и сегодня есть СМС-сообщения, и очень интересное общение в этом информационном формате. Очень важна поддержка классных руководителей, потому что процесс воспитания сегодня очень ответственен.

И еще очень хотелось бы сказать, многие сегодня говорили в регионах, что это и современное оборудование. Вообще оборудование – это образовательная среда, которая или интересна ребенку, или не интересна. И это оборудование мы использовали не только для того, чтобы закупить компьютеры. Это и спортивное оборудование, и открытие спортивных площадок. И в нашей республике огромное количество школ, которые просто радуются сегодня тем возможностям, которые оздоравливают наших детей.

Ну и вершина – это новая система оплаты труда. Вы знаете, есть огромный положительный фактор и в моей гимназии, потому что был конкурс. У нас 30 процентов – мужчины. Да, Владимир Владимирович, 30, а в России – 13. Я с гордостью говорю: двое здесь как раз, и учитель физкультуры, и учитель истории; в каждой кафедре у нас по мужчине. А если мы говорим сегодня о гендерном обучении, а у нас в гимназии это есть, то мальчишкам просто повезло, потому что мы будем формировать – и, наверное, уже нужно как бы поддерживать менталитет мужчин.

Молодые специалисты, которые сегодня тоже приходят в школу, и здесь это тоже очень важно.

И, конечно же, есть некая опасность в новой системе оплаты труда, наверное, это формирование еще менталитета. Дифференцированная оплата – это и проблема, потому что немножко будут споры, наверное, а за что и как. И здесь перед управленцами стоит очень большая задача, и мы сейчас в рамках того же совета директоров работаем, а как бы сделать прозрачные критерии и показатели, чтобы люди понимали, за что их стимулируют и что вообще является результатом.

Вообще вопрос результативности – это вопрос открытый: а что считается результатом – академические знания, компетентностный подход? И вот мы как бы говорим между собой, спрашиваем родителей, потому что они являются социальными заказчиками. Ну и вообще нужно сказать, что вот этот системный подход, он очень важен, потому что и наше Правительство, оно тоже системно подходит к строительству и школ, у нас очень много строится, и вообще, наверное, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Владимир Владимирович, мы Вас приглашаем в гимназию №5. Я думаю, что вы найдете сегодня пять минут заглянуть и просто увидеть, как национальный проект может реализоваться, для того чтобы потом кадровая политика легла на республику.

В.Путин: Спасибо. Вы знаете, меня как‑то задело то, что Вы сказали. Или я Вас неправильно понял, или мы должны что‑то уточнить. Вы сказали: «Мы работаем так, чтобы образование было получено на всю жизнь».

И.Исаева: Да.

В.Путин: Я исхожу из того, что мы с вами должны научить детей учиться всю жизнь.

И.Исаева: Да, Владимир Владимирович, я, может быть, оговорилась. Действительно, «Образование через всю жизнь». Именно задача – направить ребенка на умение работать с информацией, работать.

В.Путин: Разобрались. Спасибо.

Пожалуйста, кто еще хотел бы сказать?

Л.Турковская: Я хотела бы продолжить, что, конечно, замечательная школа у Инны Владиславовны. Все школы разные, они имеют свое лицо. И каждая из них стремится быть вторым домом для своих учеников. Но главное – каждая школа ценна благодаря своему учительскому коллективу.

По своей специальности я учитель физики. Но в данный момент я представляю здесь вновь созданную общественную организацию – Ассоциацию учителей Чувашской Республики, которая, как и совет директоров, появилась благодаря национальному проекту. Все члены ассоциации уже являются признанными лидерами в образовании республики.

Я, как и большинство моих коллег, никогда не чувствовала себя обделенной со стороны государства, так как неоднократно являлась лауреатом премии главы администрации города, лауреатом премии Президента Чувашской Республики, являюсь заслуженным учителем Чувашской Республики. И мне повезло, наверное. У меня всегда были, я старалась добиваться высоких результатов своей работы. У меня есть известные, замечательные ученики, которые уже нашли свой путь в жизни. Например, Игорь Аферкин – серебряный призер Международной олимпиады по физике 2005 года, ныне – студент четвертого курса физического факультета МГУ.

Если говорить о результативности моей работы, то, наверное, одним из критериев можно считать показатели единого государственного экзамена моих учеников: они всегда значительно выше, чем в среднем по республике.

Вообще я, как и многие мои коллеги, очень трудно входила в этот эксперимент по введению единого государственного экзамена. Во‑первых, из‑за новизны процедуры, из‑за несовершенства контрольно-измерительных материалов. Но сегодня опыт нашей республики показывает, что ЕГЭ доказал свою жизнеспособность благодаря прекрасным результатам поступления выпускников нашей школы в вузы и техникумы. Особенно этот единый государственный экзамен дал возможность для дальнейшего образования сельским школьникам. Для сравнения: если в 2000 году до введения ЕГЭ в вузы, и причем преимущественно в вузы республики, поступало около 33 процентов сельских учеников, то сейчас это около 50 процентов. Причем обычным явлением для наших выпускников стала возможность поступать по результатам единого государственного экзамена в ведущие вузы России, такие как МВТУ имени Баумана, Московский инженерно-физический институт, Финансовая академия.

В.Путин: А поступают ваши? Есть примеры, когда ваши ученики поступают?

Л.Турковская: Да, Вы знаете, ежегодно. Последний пример: буквально три ученика из моей школы, лицея №18 города Новочебоксарска, поступили в МФТИ, причем по результатам именно единого государственного экзамена. Для примера: один из них Саша Соловьев набрал 93 балла по физике, 96 баллов – по математике. Он легко прошел на один из самых престижных факультетов.

Премия 100 тысяч рублей, конечно, очень серьезная материальная подпитка, но вместе с тем это мощный моральный стимул. После победы в конкурсе у нас, учителей-стотысячников, появилась идея построить новое авторитетное педагогическое сообщество, которое стало бы надежным партнером всем, кто заинтересован в развитии школы. Так и появилась наша новая общественная организация – Ассоциация учителей Чувашии. Можно считать, что это тоже результат приоритетного национального проекта – появление новых общественных институтов в сфере образования, которые взаимодействуют с органами государственной власти – естественно, для обеспечения высоких результатов и для обеспечения развития системы образования.

Кроме того, я хотела бы сказать о том, что приоритетный национальный проект, по моему мнению, имеет не только образовательный, но еще и социальный статус. В течение 25 лет, которые я работаю в школе, 20 лет я являюсь классным руководителем. И поддержка классных руководителей очень важна не только для детей, но и для родителей, и для всего общества. Ведь если учитель – это призвание, то именно классный руководитель несет ответственность за все, что происходит с ребенком в стенах школы. И вот это денежное вознаграждение подняло нас, классных руководителей, не только на новый социальный статус, но еще и был назван в принципе ответственный за воспитание учащихся в школе.

Конечно, классному руководителю одному в принципе не справиться с решением многих задач, которые на него возложены, поэтому в школах появляются попечительские управляющие советы. Вот в нашей школе таким был попечительский фонд развития лицея «Надежда», сейчас он реструктурирован в управляющий совет лицея. И родители не остаются в стороне от решения вопросов воспитания. И многие наши мероприятия проводятся именно с родителями. Я могу сказать, что как один из результатов вот такой многолетней работы классным руководителем – у меня ни одного года ни одного раза не было ни единого правонарушителя. И все мои дети, я считаю, нашли свое место в обществе.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Пожалуйста, есть еще?

В.Волков: Я представляю сельскую школу, Аликовскую школу. Хотелось бы сказать о подушевом финансировании. Это очень сильно сказалось на сельских школах. И вот в сельской местности, мне кажется, возникла реально именно конкурентная среда среди образовательных учреждений, когда школы вступают в серьезную борьбу за завоевание рынка образовательных услуг. Особенно эта борьба обостряется в последние годы, когда у нас снижается число учащихся. Демографическая ситуация весьма неблагополучная в сельских школах. И некоторые школы даже могут оказаться в роли банкротов в современных условиях, когда дети буквально уходят в те школы, которые побеждают и участвуют в национальных проектах, которые имеют более мощный кадровый потенциал, более современное оборудование, где роль учителя уже несколько меняется.

Если буквально пять-шесть лет назад я себя ощущал транслятором знаний (я в 1992 году пришел в школу, даже учебника обществознания у меня не было, был я и ученик и все, больше ничего). И даже программ не было тогда, в переломный период. Сейчас даже учебник уходит на вторую роль, когда у каждого ученика уже есть свои электронные учебники. Я добился того, чтобы, кроме бумажного носителя учебника, у ученика был еще и по обществознанию на двух дисках учебник для 10–11-х классов электронный: на уроках можно пользоваться, дома – у кого есть компьютер.

На сегодня уже 60 процентов учащихся даже в сельских школах дома имеют компьютеры. И процентов пять имеют уже доступ в Интернет с домашних компьютеров.

В.Путин: А у вас большая школа? Сколько у вас?

В.Волков: У нас на сегодняшний день 872 ученика, достаточно большая школа.

В.Путин: То есть, по сути, у вас образовательный центр.

В.Волков: …Нет, 792 ученика. Да, образовательный центр. Большая школа.

В.Путин: И наверняка из соседних населенных пунктов, из деревень и поселков, многие хотят попасть именно к вам.

В.Волков: Да. Мы по прошлому году посчитали: у нас было 330 из территорий, которые не входят именно в нашу зону обслуживания. Из них мы где‑то 150 подвозим на школьных автобусах, часть – на двух школьных автобусах, теперь уже часть – добирается общественным транспортом (мы в центре находимся), и где‑то 60 детей родители возят на собственном транспорте попутно, так как многие работают тоже в райцентре. Вот такая картина складывается.

В.Путин: То есть ваша практика говорит о том, что создание крупных, эффективных и хорошо оборудованных образовательных центров на селе себя оправдывает?

В.Волков: Да, мы считаем, что конкурентоспособность наших учеников возросла. По результатам ЕГЭ мы сравнялись с городскими школами. Если раньше мы отставали, то мы теперь идем уже наравне с ними. И качество образовательных услуг, естественно, выросло.

В.Путин: Спасибо.

Пожалуйста, еще.

Г.Фадеева: Я тоже директор сельской школы, и я хотела бы тоже несколько слов сказать в поддержку принципа подушевого финансирования. С 2001 года наша школа тоже, как и все школы республики, перешла на подушевое финансирование. Конечно, не все сразу шло гладко, нужно было очень многому учиться. Хотя в нашей школе самостоятельная бухгалтерия существовала с 1996 года, казалось бы, но впервые хозяевами своего бюджета и своей школы мы почувствовали себя именно с внедрением принципа подушевого финансирования только в 2001 году, когда мы получили возможность, во‑первых, самостоятельно планировать свой бюджет (поскольку до этого мы получали смету расхода школы, расписанную буквально полностью по всем статьям). Сейчас планирование бюджета – это компетенция образовательного учреждения. Кроме того, сейчас, исходя из контингента планируемого, мы уже имеем возможность прогнозировать развитие своей школы.

О принципе подушевого финансирования в создании конкурентной среды уже мои коллеги много говорили. И я могу сказать, подтвердить это на примере своей школы: сегодня 53 процента детей, которые посещают нашу школу, – это учащиеся из 52 населенных пунктов нашего района и республики. И я могу сказать, что очень много примеров сегодня можно привести успешности тех детей, которые пришли из отдаленных сел и деревень.

Это, например, Орешкин Руслан, который стал лауреатом, в прошлом году получил денежное поощрение, которое как раз в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получала талантливая молодежь. Это наши выпускники из отдаленных сельских населенных пунктов, которые сегодня обучаются и в Высшей школе экономики, и в МФТИ, и в этом году в МВТУ имени Баумана поступили наши выпускники, не говоря уже о вузах нашей республики.

Естественно, этот принцип подушевого финансирования, когда деньги идут за учеником, заставил нас всех думать о том, чтобы создать комфортную среду для учащихся прежде всего, работать над повышением квалификации своих работников педагогических и очень много внимания уделять материальной базе. И как раз в укрепление материальной базы, я думаю, приоритетный национальный проект нам очень сильно помог: в рамках проекта мы получили, вот только наша школа получила около 4 миллионов рублей.

И очень кстати оказались нам два автобуса, которые были получены тоже в рамках республиканской программы «Школьный автобус». Кстати, 273 школьных автобуса у нас сегодня в республике, 49 из них получены в рамках национального проекта «Образование». С 1 сентября 2007 года наша школа также реализует по полной модели новую систему оплаты труда. И я уверена, что это станет мощнейшим стимулом к повышению качества образования, к повышению мотивации работников на повышение качества образования.

В.Путин: То есть, используя эту систему, найти ломоносовых нам будет легче?

Г.Фадеева: Я уверена в этом.

В.Путин: Ясно. Спасибо большое.

Пожалуйста.

Е.Бардышева: Можно я добавлю как учитель, что мне лично дал национальный проект?

В.Путин: Пожалуйста.

Е.Бардышева: Я тоже являюсь получателем 100 тысяч рублей. Кроме этого, в этом году, в январе по национальному проекту в нашу школу, Цивильскую среднюю школу №2, поступила интерактивная доска. И с того момента мой кабинет из биологического кабинета превратился в кабинет интерактивного обучения.

Директор нашла возможность сделать ремонт. У меня, кроме интерактивной доски, есть проектор, у меня есть компьютер. Мне закупили мебель не только для учеников, но еще дополнительно для десяти компьютеров. И теперь летом к моему компьютеру подвели высокоскоростной Интернет. И 1 сентября мы начали урок с того, что познакомились с новым оборудованием, и мы свободно вошли в сеть. Мы нашли всю ту информацию, которая нас интересовала и по национальному проекту, и биологическую информацию. То есть сейчас в обычной сельской школе мы имеем возможность общаться со всем миром. И на себе почувствовали, что такое национальный проект.

В.Путин: Слава Богу.

Прежде всего целью этого национального проекта [«Образование»] было обратить внимание общества, государства, регионов Российской Федерации, муниципалитетов на образование, морально поддержать учительское сообщество, подчеркнуть особый статус и значение их деятельности для страны, создать условия и обеспечить повышение уровня оплаты труда, улучшить материально-техническую базу и обеспечить современное развитие отрасли в целом, повысить качество подготовки самих учителей, адаптировать школу к запросам современной жизни, к новым образовательным стандартам и новым образовательным технологиям.

Конечно, очень важен новый способ, новая модель финансирования. Мне очень приятно было слышать вашу положительную оценку. Но, разумеется, эта новая методика, она хороша сегодня – для старта неплохо, но, разумеется, это потребует от государства постоянного ежегодного повышения бюджетов учебных заведений вообще и тех, которые перешли на эту систему, в частности. Потому что на первом этапе произошла оптимизация расходов, которая позволила повысить доходы учителей, потом все равно потребуется увеличение бюджетов, и государство обязано будет это исполнить.

Но самое главное – это то, что внедрение такой системы позволяет нам решить одну из главных задач, которая у нас в образовании в качестве проблемной образовалась на протяжении предыдущих лет: не объем нагрузки должен определять уровень заработной платы учителя, а качество образования, внимание к ученику, основанное на новейших знаниях детской психологии и на бережном отношении к ребенку.

Что касается продолжения национальной программы в сфере образования, то мы, конечно, должны сделать все, чтобы обеспечить работу в будущем, и обещаю вам, что так оно и будет.

12 сентября 2007 года, Чувашия, деревня Тренькасы