Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г.Сочи

2 октября 2007 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим заседание обновленного как по своему составу, так и по структуре Совета – теперь он называется Советом по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений и по подготовке зимних Олимпийских и Параолимпийских игр 2014 года. Это первое после объявления Сочи столицей зимней Олимпиады заседание. И, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех, кто содействовал успешному продвижению нашей олимпийской заявки.

Без сомнения, успех этой Олимпиады закладывается уже сегодня, причем основные вопросы ее подготовки предстоит решить именно в рамках нашего Совета. Вы знаете, на прошлой неделе мною был подписан Указ о его функциональной и кадровой реорганизации и соответственно об изменении названия. На президиум Совета возложено решение ключевых вопросов организационно-правового обеспечения – включая координацию деятельности всех участников подготовки к Олимпиаде, (возглавлять президиум Совета будет Председатель Правительства Российской Федерации), в первую очередь – Оргкомитета «Сочи-2014» и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов. Оргкомитет создан в соответствии с Олимпийской хартией, а госкорпорация образуется в соответствии с находящимся сейчас в Госдуме Федеральным законом и должна стать единым центром по возведению всей олимпийской инфраструктуры. Повторю, эти три структуры: президиум Совета, оргкомитет и госкорпорация – возьмут на себя львиную долю всей организационной и практической работы.

Хотел бы сегодня обсудить принципиальные вопросы подготовки Олимпиады.

Вы знаете, еще задолго до решения Международного олимпийского комитета была поставлена задача стратегического развития всего Юга России, всего сочинского региона. Здесь должен быть построен спортивный центр, соответствующий самым взыскательным международным стандартам. Фактически на территории России образуется новая региональная площадка мирового класса. В то же время нам необходимо создать комфортабельный горноклиматический курорт, востребованный и гражданами нашей страны, и туристами со всего мира.

Хотел бы сразу предостеречь от иллюзий, что времени у нас много. Если сопоставить его с теми масштабными задачами, которые предстоит решить, времени в обрез. Напоминаю, что уже к 2013 году, а еще лучше – к 2012-му, все объекты должны быть не просто готовы, но и опробованы спортсменами в ходе крупных международных соревнований.

В этой связи просил бы всех присутствующих со всей ответственностью подойти к планированию и реализации этого беспрецедентного для нашей страны проекта. Мы вместе сумели завоевать для Сочи почетное звание олимпийской столицы. Теперь должны совместно исполнить все обязательства, взятые в Гватемале.

Среди первоочередных задач выделю формирование нормативно-правовой базы. До конца текущего года нужно принять необходимые «олимпийские» законы. При этом я просил Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента включить в рабочие группы по подготовке этих законов представителей города Сочи и Краснодарского края с тем, чтобы можно было учесть все интересы граждан, которые проживают на этих территориях. Я вижу здесь мэра [Сочи] и надеюсь, что Ваши специалисты или Вы лично уже к этой работе приступили.

До конца текущего года, как я сказал, нужно принять «олимпийские» законы, урегулировать все вопросы, связанные с таможенным и визовым режимом для участников и гостей Олимпиады, а также для защиты права интеллектуальной собственности. В этих целях нужно изучить и в полной мере использовать опыт других олимпийских столиц.

Одновременно с подготовкой сочинских объектов должна идти серьезная подготовка спортсменов к предстоящим олимпийским играм: и в Пекине, и в Ванкувере, и в Лондоне. Им необходимо обеспечить полноценную тренировочную базу, и это еще один довод в пользу скорейшего ввода в строй объектов Олимпиады. Еще раз напомню, вся вышеназванная деятельность должна вестись в тесном сотрудничестве с Международным олимпийским комитетом и в полном соответствии с международными стандартами.

Меры по подготовке Олимпиады надо максимально использовать для развития физической культуры и массового спорта в самой России. За последние годы здесь многое изменилось: реализуется шестилетняя федеральная целевая программа, заметно активизировались регионы, стало больше частных инвесторов и благотворителей.

Однако задача развития массового спорта в стране – это задача долгосрочная и многоплановая. И в ее решении должно участвовать все наше общество. Нельзя забывать, что речь идет о духовном, физическом здоровье российской нации, в первую очередь, конечно, молодых людей, молодежи.

Убежден, от успешного развития в стране детского и юношеского спорта прямо зависят наши достижения и в большом спорте, спорте высоких достижений, в том числе, конечно, и на Олимпиадах, и на сочинской Олимпиаде. В 2014 году за Россию выступят и те, кто сейчас еще учится в школе. В этой связи подготовка будущих олимпийцев уже сегодня должна иметь системный и прицельный характер, с расчетом на 2014 год.

Кстати, о профессиональном спорте и клубных командах (это уже так, между прочим) – командах, которые являются и центрами формирования спортсменов для национальных сборных: в последнее время они пошли по самому простому пути – и мы с Виталием Леонтьевичем [Мутко] говорили на этот счет: вместо того чтобы заниматься подготовкой молодежи, растить свои, отечественные кадры, десятки миллионов долларов тратятся на легионеров. Так проще, может быть дешевле отчасти, и результата быстрее можно достичь в клубных соревнованиях. Хочу обратить на это внимание присутствующих здесь президентов спортивных федераций. Результат нам известен: в национальных сборных некому играть.

Одновременно с этим надо повышать статус педагогов, занимающихся физическим воспитанием молодежи и подростков. К примеру, среди десяти тысяч победителей конкурса лучших учителей 2006 года (получивших денежное поощрение) учителей физической культуры оказалось меньше трех процентов.

Кроме того, уже сегодня надо вплотную заняться вопросами развития спортивной медицины, спортивной науки. Другие страны вкладывают в них сотни миллионов долларов – сотни миллионов! Мы же пока делаем для этого ничтожно мало.

И, наконец, мы просто обязаны серьезно модернизировать всю систему физического воспитания и спорта в общеобразовательных учреждениях. Напомню, на эту тему уже и поручения давались, и говорили много на эту тему, но вопрос решается крайне медленно. В школах по‑прежнему не хватает доступных детских спортивных секций, а зачастую даже элементарно оборудованных спортивных площадок, инвентаря. Да и инструкции по проведению занятий по спорту настолько устаревшие, что они препятствуют просто развитию физической культуры и спорта в школах.

В целом отношение к системе физической культуры и спорта в школах и вузах должно кардинально измениться. Еще раз обращаю на это внимание представителей Минобрнауки и Росспорта.

Это все, что я бы хотел сказать вначале. Передаю слово Жукову Александру Дмитриевичу.

2 октября 2007 года, Москва, Кремль