Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало рабочей встречи с губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским

5 октября 2007 года, Новосибирск

В.Путин: С чего начнем?

В.Толоконский: Я вот сейчас еще раз разговаривал с губернаторами, с министрами и еще раз подчеркиваю большую важность приграничного сотрудничества. Для нашего региона это дало очень сильный импульс. Почти четверть товарооборота сегодня имеем, притом более 70 процентов – это экспорт, все наши машиностроительные предприятия, все оборудование (без сырьевого компонента). Очень много предприятий вовлечено в Павлодарской области и в Восточно-Казахстанской. Сейчас совместные соглашения нам дадут еще очень мощный импульс. Банки проявили большую заинтересованность к этим проектам. В экономике все более или менее нормально. Завершаем уборку урожая.

В.Путин: Не закончили?

В.Толоконский: Нет, у нас всегда это середина октября. В этом году еще была весна дождливая, много осадков, немножко сев сдвигали, поэтому урожай хороший будет – объем 3 миллиона тонн (это при среднегодовом объеме за последние годы наблюдений 1 миллион 800 тысяч). Будет 3 миллиона. Последние два года мы имели 2,2 миллиона тонн. Много получено не только за счет благоприятных природных условий, но и очень много купили новой техники. Мы после принятия решения по нацпроекту приняли свой закон области и совместили: с одной стороны, это будет практически беспроцентный кредит, а мы компенсируем 30 процентов цены из бюджета области, и также постепенно мы треть цены компенсируем.

В.Путин: Сельхозтехникой?

В.Толоконский: Да, сельхозтехникой. Все новые технологии, новое оборудование, чтобы действительно повысить эффективность. И это дало в этом году результат. Мы обычно покупали новой техники на 400 миллионов в год, в этом году – уже на 3 миллиарда. Сейчас хорошие закупочные цены на молоко, на зерно. Думаю, до конца года купим еще.

В.Путин: Зарплата средняя у вас какая?

В.Толоконский: В целом по области у нас сейчас около 11 тысяч рублей, но тут надо иметь в виду, что у нас почти нет круглосуточных производств (в основном машиностроение, работа в одну смену) и очень мало производств с вредными условиями. Это в основном обычная зарплата, в обычных условиях.

В.Путин: А рост какой по сравнению с прошлым годом?

В.Толоконский: У нас рост все последние годы по номиналу примерно 30 процентов – значит, реально получается 21–25 процентов.

В.Путин: Это почти в два раза больше, чем в среднем по стране.

В.Толоконский: Подоходный налог в этом году идет с ростом в 37 процентов. Конечно, я не могу сказать, что я этому факту однозначно рад, потому что, конечно, существует небольшой дефицит трудовых ресурсов.

В.Путин: Это как раз следующий вопрос будет: как у вас с безработицей?

В.Толоконский: Сегодня у нас вакансий огромное количество, примерно 150 тысяч.

В.Путин: Все равно безработица тоже может быть.

В.Толоконский: Она зарегистрирована, но сегодня буквально меньше одного процента. Но при этом мы против того, чтобы из‑за этой проблемы очертя голову кидаться в приглашения. Все равно есть большая категория людей, которые, не получив хорошего образования, хорошей профессиональной подготовки и стабильной занятости, не идут на регистрацию в службу занятости. Такие есть в сельской местности, есть и в большом Новосибирске.

Поэтому сейчас в корне меняем всю систему профессиональной подготовки. Я докладывал, что мы в школах перешли на ученика, а вот в профтехобразовании, в среднем специальном образовании сейчас делаем систему, когда средства бюджета закрепляются за будущими работодателями. Должны промышленное предприятие, строительная организация заказать, выбрать то училище, которое их устраивает, подписать специальный контракт, что они предоставляют рабочее место, желательно доплатить на подготовку этого либо иметь свое бюджетное финансирование подготовки, закрепленное за этим предприятием.

В.Путин: Когда вы начали это делать?

В.Толоконский: Мы перейдем к этому со следующего года.

В.Путин: То есть вы еще не начали.

В.Толоконский: Нет. Мы сейчас уже отработали эту систему на разных предприятиях, создали для нескольких предприятий специальные так называемые ресурсные центры. Вот у нас на авиационном заводе сейчас новая машина «Супер джет». Заказ получили большой, нас все поддержали, а рабочих не хватает. Поэтому сейчас два профтехучилища закрепили и факультет технического университета по специальности.

В.Путин: Эта схема очень хорошая, очень разумная, ее надо попробовать.

В.Толоконский: Да, попробуем. Почему мы в этом так уверены? Мы это делали для сельских выпускников, стали за счет областного бюджета давать контракты на обучение сельхозспециальностям выпускников сельских школ. Отработав по распределению, выпускники гасят этот образовательный кредит.

В.Путин: А в школах вы перешли стопроцентно на подушевое финансирование или это какой‑то процент?

В.Толоконский: Мы сначала защитили проект перехода на эту систему и сейчас переходим. По этому проекту у нас стопроцентный переход с 1 января, с нового календарного года. А с первого сентября мы перешли примерно в трети образовательных учреждений. И первые итоги уже есть. В разных школах – и хороших, сильных, и самых обычных – стимулы для учителей повысились. Зарплаты учителей, сейчас посчитали, уже на 1 тысячу рублей выше за счет увеличения общего фонда, за счет введения системы, что мы за качество доплачиваем, даем право перераспределить часть фонда оплаты со вспомогательного персонала на учителей. Я думаю, что это сработает. Единственная здесь сложность – конечно, еще не очень точно оцениваем качество работы. Вот это самая сложная сейчас будет проблема. Поскольку [важна] не столько справедливость в оценке, сколько правильность планирования, чтобы стимулировать то, что надо.

В.Путин: Это непростая задача – вырабатывать критерии.

Как у вас ситуация в здравоохранении?

В.Толоконский: В целом считаю, что она благоприятная. Мы уже давно – лет пять-шесть назад – переходили на полную страховую систему. Из бюджета финансируются только капитальные ремонты, развитие материальной базы, а все зарплаты идут по страховке. Притом большинство регионов вводили страховой платеж по мере возможностей бюджета, а мы считали обязательным установить этот платеж таким, какой сложился по факту. У нас, конечно, обеспеченность сегодня выше, чем в среднем по стране. В то же время на следующий год (бюджет мы сейчас уже сдали), если общие расходы по зарплате индексировать примерно от 13 до 15 процентов, то по здравоохранению заложили на 20 процентов. Поскольку я считаю, что сейчас надо уделить особое внимание больницам скорой помощи (сейчас мы там вводим специальные нормативы оплаты труда) и узким специалистам в поликлиниках, чтобы они по нацпроекту ничем не отличались от врачей общей практики.

В.Путин: Давайте помечтаем. Допустим, у вас появились деньги дополнительные на здравоохранение. Как Вы думаете, как их лучше истратить? Просто в регионы раздать для повышения количества сложных операций в крупных центрах, либо на дополнительное лекарственное обеспечение, либо на какие‑то целевые проекты, которые сразу отдачи не дадут, но зато будут развивать базу здравоохранения. Как, по‑вашему?

В.Толоконский: Мне кажется, что сегодня совершенно непродуктивно просто взять и увеличить лекарственную поддержку: сейчас в стационаре достаточно и по системе дополнительного лекарственного обеспечения. Здесь есть управленческие проблемы, а бюджетного финансирования достаточно. Требуется увеличить зарплатные нормативы: они должны быть несколько выше. Хотя эта задача, я думаю, за несколько лет решится.

И второе. Сейчас нам не хватает современного онкологического центра. Мы его будем строить в любой ситуации, готовим тендер. Хочу сделать это не по старинке (сначала здание построить, а потом насыщать его оборудованием), а прямо объявить конкурс: «под ключ» единую технологическую систему.

В.Путин: В общем, ваш выбор – в пользу развития базы здравоохранения.

В.Толоконский: Конечно.

5 октября 2007 года, Новосибирск