Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о встрече с преподавателями и студентами Сибирского и Южного федеральных университетов

13 ноября 2007 года, Красноярск

В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья!

Мы собрались сегодня здесь, в Красноярске, для того чтобы поговорить о проекте создания двух федеральных университетов – Сибирского и Южного.

Мне бы хотелось услышать от руководителей федеральных ведомств, от руководителей этих вузов, от губернаторов, от студентов, как вы ощущаете ход реализации этого проекта. Не скрою, что считаю его важным не только потому, что рождаются два крупных федеральных учебных заведения. Главным образом потому, что эти два университета должны стать прообразом формирования новой образовательной системы страны, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, сегодняшней жизни, сегодняшней и завтрашней экономики. И здесь, и в Ростове эти учебные заведения создавались на базе нескольких учебных заведений. В Красноярске – на базе четырех учебных заведений.

Вместе с тем, хотел бы подчеркнуть это особо, целью создания этих университетов не является простое механическое укрупнение. Целью является повышение качества образовательных услуг, качества образования, создание новой инновационной среды. Целью является создание необходимых условий для того, чтобы интегрировать науку, образование и экономику, для того, чтобы создать так называемую синергию из всех этих направлений деятельности. Целью является качественный образовательный продукт, который позволил бы решить главную задачу развития страны, придать нашей экономике инновационный характер, и, конечно, нашей задачей является приблизить крупные образовательные центры к перспективным территориям Российской Федерации, к тем, за которыми будущее. Сделать так, чтобы кадры, которые готовятся в стенах этих учебных заведений, соответствовали потребностям экономики региона и экономики страны. Сделать так, чтобы эти учебные заведения гибко реагировали на изменения на рынке труда, поставляли нужных специалистов в нужное время.

Если отталкиваться от того региона, в котором мы сегодня находимся, – от Сибири, от Красноярска, – это, конечно, огромные масштабные проекты в реализации, прежде всего в сфере добычи минеральных ресурсов, в сфере высоких технологий. И эти масштабные, огромные проекты не могут быть реализованы поспешно, без людей, которые адекватно реагируют на поставленные задачи. В этом главная цель. Нужно обеспечить собственную экономику собственными национальными высокопрофессиональными кадрами. И если мы сможем это сделать, а у меня в этом нет никаких сомнений, то это значит, что эти вузы будут не только ведущими в Российской Федерации, это значит, что они займут достойное место в международной образовательной системе.

Здесь, в Сибири, намечено минимум пять точек взаимодействия с нашими партнерами за границей, в Ростове это еще большее количество партнеров. И это тоже важная составляющая, потому что сегодняшний образовательный, научный процесс не может быть замкнут в рамках национальных границ. В условиях глобализации эти задачи можно эффективно решать, только сопоставляя свои возможности с другими образовательными научными мировыми центрами, обмениваясь с ними и кадрами, и информацией. Очень рассчитываю на то, что к нам не только будут возвращаться специалисты, которые когда‑то покинули Советский Союз либо Российскую Федерацию, но и мы будем привлекать лучших иностранных специалистов, создавая им необходимые условия.

Но, прежде чем создать необходимые условия для иностранной рабочей силы, в том числе для преподавателей, нужно, конечно, подумать о том, чтобы создать условия для себя, для своих собственных студентов, для преподавательского, научного состава. Это тоже одна из задач создания крупных федеральных учебных заведений в Сибири и на юге страны, потому что, только оптимизируя расходы, можно добиться эффективного их вложения.

Напомню, что в этом году выделяется почти пять с половиной миллиардов рублей на два университета, а в следующем году– 4,7 миллиарда рублей. И мы, конечно, должны и сегодня, и после формирования нового состава парламента – после 2 декабря текущего года – подумать о том, как это финансирование организовать дальше, потому что не только бизнес (бизнес тоже, как вы знаете, привлекается к созданию условий для работы этих университетов), но прежде всего, конечно, федеральный бюджет, региональные бюджеты должны четко и ясно нарисовать картину того, что будет происходить с финансированием этих учебных заведений.

Хочу вас поблагодарить за внимание. Это все, что я хотел бы сказать вначале. Передаю слово Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который у нас курирует оба этих проекта, так же как и другие национальные проекты. Хочу ему передать слово и рассчитываю на активное ваше участие в сегодняшней дискуссии.

Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич.

Д.Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

По сути, действительно, за прошедший первый год работы и Сибирского, и Южного федеральных университетов был в основном завершен этап их становления. Заложены правовая, экономическая и организационная базы, и университеты приступили к работе: началось существенное обновление учебных и научно-исследовательских программ, модернизация материально-технических и информационных ресурсов.

Только что об этом говорил ректор, в порядке примера можно привести тот самый суперкомпьютер, который в ближайшие дни поступит уже на вооружение Сибирского университета, и тем самым создается очень мощный вычислительный кластер. Этот компьютер производит 14,6 терафлоп (триллиона операций в секунду) и позволяет моделировать наиболее сложные процессы. Ничего подобного в других образовательных центрах в нашей стране нет, и отрадно, что такой компьютер появится в Сибири.

Прежним учебным заведениям такие инвестиции были недоступны. И вообще, мы сейчас только что разговаривали с ректорами, по объемам финансирования федеральные университеты являются самыми крупными объектами финансирования в рамках той работы, которая идет по национальным проектам. По объемам – самые большие.

И здесь, Владимир Владимирович уже сказал об этом, с самого начала было подчеркнуто, что образование университетов не является просто объединением региональных вузов или объединением ресурсов, а должно привести к качественным изменениям в системе их работы.

Принципиально важно, что все эти процессы начаты, но необходимо предпринять и ряд дополнительных мер. Какие это меры? Во‑первых, необходимо разработать специальную подпрограмму переподготовки преподавателей, они должны уметь работать на этом новом, современном оборудовании, которое приходит в вузы, а их профессиональная подготовка должна отвечать самым высоким требованиям. Об этом, вероятно, мы сможем поговорить на заседании попечительских советов, которое состоится в декабре.

Во‑вторых, университеты должны научиться проводить активную межрегиональную и международную образовательную, научную и культурную деятельность; должны включаться в программы совместных исследований и научно-образовательных обменов. Мы должны достичь вот той самой образовательной мобильности, о которой сейчас принято говорить. И это крайне важно. И надо признаться откровенно, мы это не очень пока умеем.

Отсюда, кстати, и крайне невысокие рейтинги наших ведущих университетов в мировой табели о рангах, потому что мы все находимся даже не в первой сотне. Только один Московский университет, и то это не очень понятная для нас вещь. То есть на деле вот такого рода работа должна привести к повышению престижа всей высшей школы в целом.

Далее. Абсолютно необходимо для нас решить те задачи, которые касаются организационной составляющей студенческой жизни. Вот только что ректор показывал кампус, который будет строиться. Это одна из его версий. И, конечно, такой большой университет, как университет Сибирский или Южный, не может возникнуть на базе разрозненных зданий, на базе разрозненных учебных корпусов. Это должна быть принципиально новая, такая большая пространственная структура.

Этим вопросам пока мы не уделяли достаточно внимания, а ведь коллективы университетов – огромные по численности. И в том, и в другом университете работают и учатся около 50 тысяч человек. И это, конечно, само по себе представляет очень значительную силу.

Несколько слов о взаимодействии с бизнесом. Созданы попечительские советы, созданы наблюдательные советы. Попечительские советы проведут свои заседания, наблюдательные уже приступили к работе. Однако нужно использовать и другие формы работы. Мы договаривались о том, что новые формы организации капитала, такие как целевой капитал, будут созданы при этих новых университетах. Нужно научиться пользоваться их нормативными преимуществами. Мы специально для этого приняли отдельный закон. И я надеюсь, что в конечном счете в наших региональных федеральных университетах и в Сибири, и на Юге будут полноценные целевые капиталы, сопоставимые по объему с целевыми капиталами, с эндаументами основных университетов мира.

Кроме того, есть те вопросы, которые мы должны еще обсудить. Это взаимоотношения между федеральным центром и регионом в плане обеспечения софинансирования проектов. Здесь, в общем, есть механизмы, но кое‑что здесь, видимо, придется совершенствовать.

В завершение, чтобы не отнимать много времени, хотел бы отметить следующее. Сибирский и Южный университеты стали первыми в стране федеральными университетами. Но решение реализовать крупные инвестиционные и инновационные проекты высказало намного большее число вузов. Эта работа ведется в 57 высших учебных заведениях. Это возлагает огромную ответственность на те инновационные вузы и федеральные университеты, на тех, кто взял на себя обязательства по осуществлению преобразований.

Сейчас на вас смотрит все образовательное сообщество. Опыт вашей работы, опыт нашей совместной работы будет ощутимо влиять на успех и темпы развития всей системы отечественной высшей школы, которая сегодня возрождается.

А.Фурсенко: Основные вещи уже сказаны. Три момента хотел бы, если можно, добавить.

Первое. Стоит задача достаточно существенного изменения структуры подготовки кадров, чтобы она в большей степени соответствовала требованиям экономики. Как раз одна из задач, которую решает федеральный университет, – это, во‑первых, анализ ситуации, во‑вторых, отслеживание реальных нужд.

Могу сказать, что вообще за последние три года изменения определенные произошли. В частности, мы примерно на 25 процентов уменьшили количество экономистов, которых готовят за счет бюджета. Примерно такой же объем уменьшения количества представителей гуманитарных специальностей. И началось увеличение подготовки за счет бюджета специалистов в области транспорта, геологоразведки, энергомашиностроения – то есть те специальности, которые востребованы. Но пока это решалось в таком макромасштабе, университеты начали очень серьезно анализировать требования, которые выставляют регионы.

Второе очень важное направление. Эти университеты должны стать и могут стать не только образовательными центрами, даже не столько, сколько научными центрами – лидерами по науке в своих регионах. И сегодня те деньги, которые тратятся на развитие научной инфраструктуры, на закупку новых приборов, нового оборудования, позволяют им стать реальными конкурентами, в том числе академическим институтам, отраслевым институтам. Это очень важно. И то, что сегодня сюда рвутся молодые преподаватели, они рвутся в том числе и потому, что создаются абсолютно иные условия для научной работы.

И, наконец, третья вещь. Сейчас Дмитрий Анатольевич [Медведев] сказал по поводу 57 инновационных вузов. Есть два федеральных университета. Реально претендовало на поддержку гораздо большее количество вузов. И важно то, что все они сегодня в той или иной степени реализуют заявленные ими программы – даже те вузы, которые эту поддержку не получили. То есть таким образом запущены системные изменения в высшей школе, которые ориентированы как на изменение качества образования, так и на изменение уровня научных исследований. Поэтому сейчас в том числе от двух университетов, которые мы обсуждаем, от вузов, которые взяли на себя ответственность за развитие инновационных программ, в огромной степени зависит, как будет системно меняться система профессиональной подготовки кадров и развитие научных исследований в стране.

В.Путин: Спасибо.

Давайте студентов послушаем, как студенты относятся к тому, что происходит.

Д.Шепунов: Хотел бы выразить видение студентов на происходящее сейчас в университете. Зная современную жизнь студентов не понаслышке, могу с уверенностью говорить о том, что студенты, обучающиеся в этих двух новых университетах, не просто хотят получить диплом о высшем образовании, а хотят получить те навыки и знания, с которыми могли бы уверенно и успешно реализовать себя в своей профессии, мобильно адаптируясь в современных условиях рынка труда не только на российском уровне, но и на мировом.

Недавно у нас в университете провели массовый опрос среди студентов технических специальностей, который показал, что только около 20 процентов хотят видеть свое будущее в той профессии, которую они выбрали. Более 35 процентов хотят получить дополнительные навыки в экономике, в юриспруденции и в других науках, для того чтобы успешно реализовать, организовать либо свой бизнес, либо вникнуть в уже существующий. И около 30 процентов хотят продолжать обучение в аспирантуре, магистратуре, повышать свой уровень знаний. И противоречие заключается между тем, чего хотят студенты, и существующей сейчас, считаю, достаточно жесткой программой, по которой мы обучаемся. Думаю, что это противоречие решать надо, и решить его можно, только давая большую свободу университету в определении программ образовательных. Считаю, что университет должен определять, кого он все‑таки хочет видеть при выпуске из своих стен.

В.Путин: Вы действительно считаете, что если отдать целиком университету, то он поступит наилучшим образом и будет готовить таких специалистов, которые нужны экономике, а значит, будет отвечать тем планам и чаяниям, о которых Вы сказали как студент?

Есть мнение, согласно которому учебные заведения на местах не хотят быстро и адекватно времени и требованиям экономики менять свои программы, что они привыкли работать по накатанному, что у них есть преподаватели определенного состава, и не хочется ничего менять, хочется только получать денежки на содержание этого аппарата, и все. Поэтому интересы студентов и интересы экономики – вот это точно совпадает. Потому что экономике нужны специалисты, и студент хочет себя реализовать после окончания высшего учебного заведения, хочет жить хорошо, добиться результатов, добиться успехов в жизни, заработать нормальным, честным образом денег, жить хорошо, создать свою семью, обеспечить ее. Экономика и студент по интересам полностью совпадают.

Как добиться того, чтобы система образовательная гибко реагировала на запросы студентов и самой экономики?

Яна Андреевна, Вы специалист в области управления в экономических и социальных системах, пожалуйста.

Я.Гринько: Хотела бы чуть-чуть затронуть другой вопрос, который волнует студентов. Он у меня более приземленный.

Меня волнует социальная база. У университета такого масштаба, такого уровня она должна быть достойной, то есть должны быть достойными библиотеки, общежития, спортивные клубы, студенческие клубы. Вы же, наверное, были студентом, знаете, что студенческий клуб необходим студентам, чтобы проводить различные мероприятия, дискотеки и так далее.

В январе я была на встрече с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым], и там наш губернатор (в Ростове это проходило) Владимир Федорович [Чуб] принял решение передать нам базу отдыха «Дон» на Черноморском побережье. Студенты были просто счастливы и очень рады. Мы бы хотели, чтобы подобная поддержка продолжалась с Вашей стороны. То есть это на уровне региона, области нашей, а если бы еще от Вас, было бы совсем неплохо.

То есть все эти деньги, конечно, хорошо на ближайшие два года, но, как Вы понимаете, если, допустим, не было студенческого клуба у студентов, то создать его – это глобальная проблема, по крайней мере для студентов нашего университета.

В.Путин: Думаю, что не только речь должна идти о свободном времяпрепровождении, о клубах, спортивных залах и так далее. Речь должна идти о кампусах, о среде обитания студентов. Здесь такие планы есть.

Ректор этого университета Евгений Александрович [Ваганов] мне сейчас достаточно подробно рассказывал об этом. Думаю, такие планы должны быть и в Ростове. Мы должны создавать среду в целом. Собственно говоря, для этого и выделяются федеральные деньги. Собственно говоря, мы и рассчитываем на то, что они будут потрачены эффективно и приведут к изменению среды образовательной с точки зрения материально-технической базы прежде всего. Деньги немалые, между прочим, – пять с лишним миллиардов в этом году. Здесь три с половиной миллиарда губернатор выделяет, если не ошибаюсь. Три с половиной, да? Но только на год.

Если вы посмотрите, как финансируются высшие учебные заведения страны в различных регионах, то вы обнаружите, что это на порядок больше. На порядок больше, чем в других местах. И мы как раз исходим из того, что объединение нескольких вузов позволит эффективнее тратить эти ресурсы и позволит создать новую современную среду, в которой можно будет жить, работать, учиться и заниматься наукой. И тогда, может быть, не 30 процентов, хотя 30 процентов желающих продолжить образование в аспирантуре, по‑моему, это уже неплохо. Мне кажется, что это вообще исключение. На самом деле в науку сейчас идет немного людей. А нужно хотя бы, чтобы 30 процентов везде было желающих. Вот тогда у нас и пополнение будет в научной среде молодыми кадрами.

Но то, что Вы обратили внимание на важную проблему, здесь сомнений нет.

Я.Гринько: Можно еще чуть-чуть дополнить?

В.Путин: Пожалуйста.

Я.Гринько: Да, конечно, хорошо – материально-техническая база. Но, когда абитуриент выбирает университет, в котором он будет учиться, он учитывает этот аспект – социальную базу. То есть он смотрит на то, есть ли у университета студенческий клуб, есть ли бассейн, занятия спортом. Не просто физвоспитание: уроки, подготовка, а по своим интересам. И точно так же, да, и библиотека. Библиотека же тоже должна быть достойной. Студентам‑то она нужна, они ею пользуются.

В.Путин: Да-да, полностью согласен. Поддерживаю.

Пожалуйста, Александр Александрович.

А.Гуда: Очень приятно, что Вы затронули вопрос о научной работе студентов.

Я студент физического факультета, и этот вопрос очень актуален. Хочу сказать, что благодаря созданию именно федерального университета сейчас появилась возможность стажировки (именно студентов) за границей и получения практики в тех областях, которые недоступны у нас в стране. И в этом году, например, буквально в сентябре, несколько студентов за счет средств национального проекта смогли съездить в Италию в синхротронный центр, в Германию в синхротронный центр и провести там полноценные лабораторные работы, фактически реальные научные исследования. И вот что там увидели: это крупный научно-исследовательский центр, и вокруг него – формирование промышленности и образования. Именно создание таких центров в России и поможет связать образование, науку и промышленность.

У нас в университете, в Южном федеральном университете, сейчас идут работы по созданию единого крупного центра, где смогут объединиться ученые разных специальностей и обмениваться параллельно опытом не только между собой и российскими коллегами, но и иностранными. Однако проблема создания этого крупного центра – это не только университетская проблема, и нужно внимание со стороны государства. И покупка такого оборудования, чтобы выйти на уровень промышленности, – это очень дорого, это не обычные лабораторные установки, это именно установки в масштабах всей страны.

И хотелось бы, чтобы внимание к проблемам университета со стороны государства не закончилось на первых двух годах создания университета, а продолжалось и после.

В.Путин: Вижу, что Вы хорошо подготовились. Хочу заверить Вас, что это не закончится двумя годами – первое.

Второе: если Вы обратили внимание на мое вступительное слово, то я как раз там и говорил о том, что это главная цель создания новых федеральных учебных заведений – это соединение науки, образования и требований промышленности. Вот это самое главное, ради чего это создается.

И в этой связи мне ничего не остается кроме того, чтобы Вас поддержать. Именно так я и думаю, как Вы, именно так мы ставили перед собой цель, когда приняли решение о создании этих новых учебных заведений.

И, конечно, без современного оборудования ничего не сделать. Но здесь возможно несколько путей.

Первый – это привлечение федеральных и региональных средств для приобретения этого оборудования на местах, то, что можно, и то, что нужно приобрести.

Второе – создание единых с наукой центров, которые были бы оснащены нужным, но очень дорогим оборудованием, и при понимании того, что им могли бы пользоваться сразу несколько научных либо образовательных центров. И, кстати говоря, такой пример в Академии наук России уже есть, и эффективно применяется этот способ использования оборудования.

И, наконец, можно привлекать и частные деньги, особенно тех компаний, которые заинтересованы в определенных разработках или в получении необходимого уровня специалистов. Здесь я согласен с губернатором. Здесь нужно, видимо, подумать не только над тем, чтобы привлекать средства частные в виде так называемых эндаументов, потому что их можно использовать, только получая проценты от вложенных средств, но нужно, видимо, подумать над тем, как обеспечить привлечение финансовых средств таким образом, чтобы компании могли бы через фонды либо напрямую вкладывать определенные ресурсы в развитие учебных заведений, в развитии которых они заинтересованы.

Скажем, здесь вот, если взять Сибирь, здесь, мы знаем, на Севере предусмотрены большие освоения минеральных ресурсов, металлов. И наши крупные компании, энергетические, допустим, тот же «Газпром», «Роснефть», наши частные компании с удовольствием бы, наверное, вложили средства в подготовку таких специалистов и приобретение такого оборудования, работая на котором они могли бы решать свои сегодняшние либо завтрашние производственные задачи. Ведь освоение минеральных ресурсов у нас требует применения новых технологий, новых знаний, и они у нас не всегда есть. Почему мы вынуждены прибегать к работе с иностранными компаниями? Да потому что технологий у нас не хватает своих собственных. Значит, нужно это делать, нужно это развивать. Для того чтобы это сделать, нужно вложить деньги в кадры и в оборудование при производстве определенных работ, нужно дать им такую возможность. Подумайте над этим, чтобы услышали.

М.Шкутков: Студент Южного федерального университета.

Безусловно, приятно обучаться в университете, которому уделяется столь пристальное внимание со стороны государства. Насколько я знаю, это внимание, финансирование уже сейчас повысило его рейтинг в Российской Федерации. А что это нам дает? Повышение рейтинга, значит, большее количество желающих будет поступать в наш университет, значит, и проходной балл будет значительно выше. Как следствие повышения проходного балла – позволяет нам рассчитывать на то, что университет будут заканчивать более высококвалифицированные специалисты. Все это приведет к тому, что возможно и ожидается, что наш университет будет котироваться не только на российском рынке, но и на международном.

Но тут нужно понимать, что это длительный процесс, потому что вся эта ступень, которая была запущена, это достаточно длительный процесс, и моментальный результат, наверное, нельзя получить от этого всего дела. И нужно продолжать, это внимание, которое имеется, не должно оно исчезнуть. Ведь что такое рейтинги 100 лучших университетов мира? Это большое количество показателей. Но главное – это то, чтобы и студенты, которые заканчивали, обладали хорошими знаниями, то есть у них был хороший индекс цитирования, они могли получить премии, но все это начинается с основ. Возможно, сейчас это как раз и было одним Вашим шагом уделения внимания нашим университетам в этом направлении.

В.Путин: Да, это правильно. С точки зрения рейтинга это важно, это не пустой звук. Знаете, я говорил о конкретных задачах экономики. Цитирование – это все хорошо, это все действительно замечательная, правильная и важная вещь. Представьте себе, что у нас на юге, допустим, свои задачи, там сельское хозяйство, там некоторые гуманитарные проблемы, связанные с тем, что юг страны у нас многоэтнический, многонациональный, там много есть над чем подумать в этой сфере. Но с точки зрения сельского хозяйства сейчас, допустим, просто как пример, на подъеме является тема биотоплива. Известно, что Россия – одна из энергетических стран и одна из энергетических кладовых мира, газ и нефть есть у нас в большом количестве. Но не будем забывать, что если человечество будет переходить на, скажем, биотопливо в значительном количестве, то Россия тоже имеет все шансы остаться и биоэнергетической страной, потому что таких возможностей по производству культур, необходимых для производства биотоплива, в мире не так уж и много. Это США, Канада, Бразилия, Россия. Россия и здесь может быть в числе лидеров.

Вот теперь представьте себе, что в вашем университете будут созданы группы людей, которые возьмут в качестве основной темы создание на юге страны таких производств, которые бы не наносили ущерба сельскому хозяйству и продовольственному рынку, но сделали бы нашу страну лидером по производству биотоплива и реально реализовали бы это в жизнь. И если вы это сделаете, то рейтинг вашего университета уже будет считаться не по количеству цитируемости, а по количеству того объема промышленной продукции, которая поступит на мировые рынки. Все вы будете миллиардерами законным путем, так же как Билл Гейтс, а страна останется лидером в области энергетики, несмотря на то что человечество будет переходить к другим альтернативным видам топлива. И тогда займете свою нишу в образовательной системе на десятилетия и, может быть, на столетия вперед.

Мне бы хотелось, чтобы и в сибирском случае, и в южном случае, и в том университете, и в другом университете мы вышли на результаты такого рода, чтобы они были конкретными и осязаемыми для страны, для нашей экономики, а в конечном итоге – для граждан.

Мне бы хотелось послушать ректора Южного университета. Владислав Георгиевич, пожалуйста.

В.Захаревич: Вузы объединились, коллективы вовлечены полностью в работу по реализации этого проекта.

В.Путин: А сколько вузов у вас там объединилось?

В.Захаревич: Четыре.

Достаточно серьезные средства тратятся, безусловно, на оборудование, которое уже упоминалось здесь, в обоих университетах. Очень серьезную работу нужно сделать по существенной переработке имеющегося методического обеспечения, потому что это наша слабость, не только двух этих университетов, но и всего российского образования. Фактически мы продолжаем работать в методическом обеспечении советских времен, когда был Госплан и распределение. И вот уже ребята хотят, вообще‑то говоря, как‑то более активно участвовать в формировании своей индивидуальной траектории обучения.

И наша задача – первыми в этих федеральных университетах, безусловно, это осуществить, разработать и внедрить совершенно иную систему с использованием и учетом мнения студентов. То есть в пределе: если у нас 50 тысяч студентов, то мы должны обучать 50 тысяч студентов по 50 индивидуальным траекториям.

Сегодня вся система, понятно, не готова это воспринять, и вот мы как раз и направлены, чтобы реализовать ту функцию, которую Вы в Белгороде упоминали, что не граждане для государства, а государство для граждан. И я считаю, это одна из тех отличительных черт нашего университета, которую мы стараемся коллективом выполнить, и направляем туда достаточно серьезные средства.

В принципе коллективы, считаю, готовы выполнять этот проект, студенты хорошие. Есть специфика юга – очень дифференцированно среднее образование, если так вот с севера на юг посмотреть, включая наши республики. Иногда выходят совершенно необычные специальности, опять же связанные со спецификой юга, – это проблемы Ирана, Грузии и так далее, то есть самолетные, аэродромные специальности появляются, мы не рассчитывали и не планировали, но они бывают. Поэтому мы делаем университет, как Вы говорили в своем вступительном слове, который может чутко реагировать на запросы по крайней мере юга России, какие есть проблемы. И уверенность в том, что мы это сделаем, у нас есть.

Проблемы. Их несколько.

Первая – это вовлечение этого коллектива в такую непростую работу, это дополнительная работа. И мы частично оплачиваем подготовку новых методических материалов, новых подходов из выделяемых средств на ведение этого проекта. Безусловно, нужна еще стимулирующая надбавка. И мы с Алексеем Леонидовичем [Кудриным] до этого говорили, что в принципе уже со следующего года можно включать эту стимулирующую надбавку тем преподавателям, которые вовлечены в эту работу, адаптированную с работодателем, с адаптацией учебного процесса для этих ребят, которые как‑то хотят приспособиться и получать повыше заработную плату. То есть эти вопросы будут решены.

Кампус – социальная сфера, особенно у нас на юге, она плохая. И Дмитрий Анатольевич [Медведев] был у нас в библиотеке, когда смотрел, ее просто нет. И та, которая есть (неприспособленное здание), ее не отремонтируешь, потому что ремонт там, где два с половиной миллиона экземпляров уникальной научной литературы, в том числе прошлого и позапрошлого веков и так далее, требует построения нового здания. Естественно, в проекте это не предусмотрено. Поэтому просьба.

Существует федеральная адресная инвестиционная программа. Понятно, что она ограничена, там уже все объекты расписаны и вузы расписаны. Но раз мы позже возникли как идея создания университета мирового уровня и у нас там есть серьезные проблемы, нужно или расширить, кого‑то убирать, наверное, будет нехорошо из‑за уже сформировавшихся, но расширить эту федеральную адресную программу под те проблемы, которые нужно решить, считаю, нужно.

Мировой опыт показывает, что в ряде зарубежных стран, если упраздняется какое‑то промышленное предприятие и освобождаются, например, какие‑то цеха завода, то, вообще‑то говоря, очень много зарубежных вузов, причем очень продвинутых вузов, используют, перепрофилируют их, ремонтируют, а у нас на это средств, к счастью, хватает. Поэтому к этому проекту, как мне представляется, нужно обязательно подключить фонд федерального имущества, который, если где‑то реализует федеральное имущество и оно находится вблизи наших интересов, то вполне может подправить наше положение по учебным площадям.

Следующая ситуация. Раз федеральный университет все‑таки это задача федеральная, то Федеральное агентство по спорту, имеющее отдельные средства на спортивные сооружения, их создание, считаю, может нас тоже рассмотреть как в том числе свой объект. Такие же проблемы в наш адрес есть у Министерства промышленности и энергетики. И мне кажется, что некоторые такие узкие вопросы, потому что не все за счет федерального бюджета нужно решать, но их можно решить за счет привлечения иных министерств и ведомств федерального уровня для более быстрого решения вопроса, чем проектирование, получение этих условий, проектирование и строительство, ввод в эксплуатацию – это, как правило, три-четыре года.

В.Путин: Спасибо.

Евгений Александрович, пожалуйста.

Е.Ваганов: На двух моментах остановлюсь. Попробую помочь ответить на вопрос, как готовить студентов по‑новому старыми кадрами. Это вопрос сложный. Естественно, он в программе развития, которую мы для себя составляем, это очень важно. Мы концентрируемся, это не только стажировки, это не только переподготовка, это не только максимальное взаимодействие с наукой, но нужно еще одну вещь учитывать. При нынешней загрузке преподавателей – «звонковой» нагрузке – очень трудно от него требовать выкладываться в науке и в производстве. То есть надо немножко изменить соотношение, чуть-чуть освободить, высвободить для него возможности для саморазвития и для занятия наукой и инновациями. Соотношение, допустим, один к четырем – это было бы одним из решений, которое есть в некоторых ведущих вузах России.

Второй вопрос по поводу прорывных технологий. Считаю, что тот путь, который мы пытаемся сейчас реализовать, во‑первых, сформулировали для себя основные, ведущие направления там, где у нас есть обеспеченные научными и научно-производственными школами, где мы формируем так называемые центры превосходства. Это не только центры коллективного пользования, это и совместные проблемные лаборатории, совместные лаборатории научно-производственного типа.

Это путь, который дает возможность действительно сделать прорыв в тех направлениях, где мы достаточно сильны, где мы чувствуем себя конкурентоспособными уже сейчас. Это надо развивать, это мы будем делать и это мы закладываем в программу развития на достаточно продолжительное время.

Считаю, в этом есть прямой прорыв на технологии, которые дадут возможность потом говорить о том, что да, мы сделали университет мирового уровня.

В.Путин: Спасибо. Теперь хотел бы дать слово губернаторам.

Владимир Федорович, пожалуйста.

В.Чуб: Уважаемый Владимир Владимирович!

Это проект, конечно, большого уровня, и говорить о том, что мы сейчас дадим какой‑то рецепт, чтобы вытянуть всю проблему, невозможно. Поэтому, наверное, и подходим с разных сторон: кто‑то говорит о соцкультбыте, кто‑то о центрах научно-технических, кто‑то говорит о проблемах науки. Думаю, что надо принять несколько таких вещей определяющих, наверное, по типу, что мы нарабатываем в ПТУ, хотя это разные уровни. Надо дать законодательно интерес промышленности, кроме государства, вкладывать в науку. Вот почему по ПТУ. Мы делаем ремонт здания, ПТУ нам передали с федерального уровня, мы делаем ремонт здания. На двоих с предприятием договариваемся о приобретении оборудования, которое есть на заводе. И потом я говорю: «А потом твоя работа – чтобы ты платил деньги специалисту на заводе, который может научить». Потому что он иначе будет больше получать на заводе, он не пойдет обучать.

Так вот, когда мы говорим об участии, надо законодательно им давать, освобождать от налогов. Понимаю, что Алексей Леонидович [Кудрин] будет возражать, но это совершенно бесперспективный путь. Если мы не будем эти деньги, которые они, внося как соучастники получающего продукта – подготовленного специалиста, вносить так, чтобы они знали, что это у них затраты в себестоимости продукции в конечном счете, какая там – гуманитарная продукция, техническая продукция или какая, то мы ошибаемся. Тогда будет просто длительная зависимость от государства. Государство все равно это сделает, понимаю, тем более если этим вопросом занимается Президент. Но дать возможность не облагать налогом то, что финансируется в развитие таких центров, а у нас их раз-два и обчелся, может, еще добавить два существующих или вообще всю науку, я думаю, это будет очень правильно и это будет, в общем‑то, стимулировать развитие.

А то, что Вы говорите по развитию на примере биотехнологии, нам, действительно вроде как сам Бог велел. У нас же ни нефти, ни газа практически нет. Но мы, конечно, не одна страна, мы в составе России. Но биотопливо для нас совершенно интересно. Мы уже занимаемся с этим университетом и проводим уже соответствующие конкурсы. Выиграли они методику разработки. То есть как увязать обучение, науку и прикладную реализацию, вот это, думаю, самое сложное, наверное, в этом вопросе. Поэтому, думаю, каждый должен быть стимулирован, государство и мы, чтобы получить образованных специалистов и для экономики, и для государственного управления, а предприниматели любого вида деятельности должны стимулироваться тем, что они участвуют в этом процессе.

В.Путин: Спасибо. Александр Геннадиевич, пожалуйста.

А.Хлопонин: Сейчас в процессе разговора задал себе вопрос. Если бы мне как губернатору предоставили право выбора: либо инвестиционный проект «Нижнее Приангарье», либо «Авиационный хаб», либо «Университет», что бы я выбрал? Сразу скажу, что я выбрал бы, безусловно, «Сибирский федеральный университет», потому что для Красноярского края, для тех проектов, которые так или иначе будут осваиваться в Сибири, на Дальнем Востоке, помимо того что это новый уровень и это образование XXI века, для нас еще самое важное, для Сибири, и в принципе, считаю, для России – это создание очень сильного магнита, который притягивает в Сибирь молодежь, притягивает в Сибирь людей, притягивает в Сибирь научный потенциал, который даст возможность сформировать такой мощный форпост и образовательный, и миграционный на территории Российской Федерации, в центре России.

В этой связи хотел бы сказать, что мы сегодня проблему, которую будем обсуждать на президиуме Госсовета, вопросы, касающиеся развития транспортной инфраструктуры в России, и те проекты, которые сегодня уже реализуются в том числе благодаря тем решениям, которые приняты на уровне Правительства, это и проект «Нижнее Приангарье», это свыше 380 миллиардов рублей (инвестиционные проекты), и нефтяные проекты, связанные с Ванкорским и Юрубчено-Тохомской зоной, и другие проекты, проекты, связанные с цветными металлами, – этот набор проектов и решений требует кадры, в том числе они требуют совместной работы всех сегодня министерств и ведомств в Правительстве.

В этой связи при формировании института или университета федерального уровня, мне кажется, что утверждение программы стратегии и развития университета такого уровня, двух университетов – Южного и Сибирского федерального университетов, – и которая разрабатывается совместно с Министерством образования, должна проходить определенное обсуждение и утверждение на уровне Правительства Российской Федерации, потому что нужно учитывать интересы и специфику именно стратегических задач для России в целом на долгосрочную перспективу – до 2020 или 2030 годов. Это первое.

И в связи с этим отдаю себе отчет в том, что регион не может оказаться в стороне от реализации такого рода проектов. И, как было сегодня сказано, мы уже заложили в рамках трехлетней программы три с половиной миллиарда рублей. Не считаю, что это панацея, что это окончательные цифры. И если программа будет окончательно утверждена, мы готовы пойти на то, чтобы еще дополнительно вкладывать ресурсы. Мы, конечно, не можем в Черное море вложить, как Владимир Федорович. Думаю, что Владимир Федорович [Чуб] нам кусочек даст. Мы тогда поделимся Черным морем, чтобы наши студенты тоже могли на Черном море отдыхать. Но для нас это принципиально важно.

В.Путин: Он тогда потребует месторождение от вас. Я его знаю хорошо.

А.Хлопонин: Мы сегодня реально натолкнулись на проблему. Это вопрос, касаемый отсутствия легитимных инструментов финансирования региональными бюджетами федерального государственного учреждения. И получается, что деньги есть, а профинансировать не можем. И хотим, желание есть, и проект есть, а профинансировать прямых возможностей не имеем. Поэтому вот это тоже, чтобы не повторяться, очень важная проблема и задача, которую мы перед собой ставим.

В.Путин: Спасибо.

В завершение предоставлю слово федеральным министрам. Но перед этим хотел бы спросить у других участников нашей встречи: есть ли желающие что‑то сказать, добавить?

Пожалуйста, Ирина Эдуардовна.

И.Куликовская: Хотела бы остановить внимание на специфике Южного федерального университета, в состав которого вошел педагогический университет. Это то, чем мы отличаемся от Сибирского университета.

И в связи с этим у нас возникали очень многие сомнения, насколько такое гуманитарное направление будет поддержано, насколько целесообразно входить в состав этого федерального университета. И вот сегодня, когда еще год не прошел, мы уже видим первые результаты нашего верного решения, правильного выбора. Это связано с несколькими уровнями.

Во‑первых, когда мы говорим о том, что сегодня поддерживается авторитет учителя, то мы увидели на уровне школ, что сегодня люди почувствовали, что поддерживаются не только школы, но и поддерживается подготовка специалистов, которые будут работать в совершенно новых условиях. Это и новые информационные технологии, это и новая та среда, в которой сегодня проходит подготовка учащихся. И когда сегодня студенты наши думают о том, кто же будет учиться в таких федеральных университетах, то это во многом зависит от выпускников школ, которых готовят современные учителя.

На уровне Ростовской области этот проект дал очень большой результат, потому что впервые сегодня подписывается договор о сотрудничестве педагогического института, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и администрации Ростовской области по реорганизации и оптимизации педагогического образования, по поддержке семьи, потому что 2008 год – это Год семьи. И сегодня разрабатываются такие проекты, которые инициируются педагогическим институтом и поддерживаются финансово на уровне Министерства и администрации. Это впервые, никогда такого не было. И думаю, что без национального проекта это и не могло возникнуть, потому что тот всплеск к разработке инновационных проектов, который сегодня наблюдается в педагогическом институте, такого не было никогда. Это один из тех позитивных моментов, который мы отмечаем. И на уровне Федерации, и мировом уровне, конечно, впервые мы получили возможность ознакомиться с тем передовым опытом, который наработан в других университетах и на мировом уровне.

И, с другой стороны, когда мы задумываемся о том, что же явилось главным результатом такого проекта, то, видимо, это то отношение педагогов к себе, которое они почувствовали со стороны государства. Это та поддержка авторитета учителя, о которой сегодня очень много задумываются. Это тот позитивный настрой на работу ночью, в любое время суток, создание нового научного продукта. И здесь возникает вопрос внедрения тех научных разработок, которые сегодня есть. И, видимо, повышение квалификации сегодня нуждается в таком разведении – это научное повышение квалификации и педагогическое. Потому что сегодня мы имеем такое объединенное, усредненное понятие повышения квалификации, которое сложилось за многие предыдущие годы.

В.Путин: Научное? Вы имеете в виду отраслевое?

И.Куликовская: Отраслевое, да. И педагогическое, потому что мы говорим о том, что должно быть новое качество образования. И здесь, видимо, есть на уровне университета такая проблема, которая, думаю, будет решаться.

В.Путин: Владимир Исаакович, пожалуйста.

В.Минкин: Хочу затронуть вопрос, относящийся к такой важнейшей компоненте нацпроекта, как постановка научных исследований в федеральном университете.

Мировой опыт, опыт тех 100 ведущих мировых университетов однозначно свидетельствует: подлинный рейтинг университета, инновационные возможности, качество образования, качество преподавания, востребованность специалистов напрямую и в значительной мере зависят от постановки уровня и объема научных исследований в университете.

Как организованы научные исследования в университете в настоящее время? Два типа. Прежде всего это исследования, которые ориентированы на решение конкретных программ и проектов, финансируемых Рособром, Роснаукой, Российским фондом фундаментальных исследований, международными проектами. Вы говорили о биотопливе. Хочу сказать, что такой проект реализуется по инициативе администрации Ростовской области. Наш институт выиграл соответствующий проект, выиграл и международный проект такого сорта, это использование критических технологий на базе растительного сырья Ростовской области. У нас есть свои «фишки», и они сработали. Эти исследования очень важны, и объем привлеченных средств к этим исследованиям, в общем, достаточен.

Но хочу сказать о другой компоненте научных исследований, без которой, собственно говоря, серьезная наука и наука, которая ориентирована на будущее, состояться не может. Речь идет о фундаментальных и поисковых исследованиях. Примером таких исследований являются работы, которые ведутся у нас в институте в области молекулярной электроники, и они получили одобрение. В будущем это работы, которые ориентированы на создание, скажем, молекулярного компьютера. Это компьютер, который в миллионы раз будет превосходить возможности в том числе и того суперкомпьютера, который – поздравляю сибиряков – ими получен. Но это, конечно, отдаленная перспектива. И, не работая в этой области, мы к ней не приблизимся.

Но вот здесь как раз у нас получается колоссальный диссонанс в объеме тех средств, которые выделяются, скажем, на заработную плату по линии образования и на поддержку фундаментальных исследований. Между тем именно фундаментальные исследования – это те работы, которые привлекают талантливую молодежь. Они стремятся именно туда. Но в настоящее время ни статус научного работника не определен как следует, нет возможности заполнить штатное расписание, нет возможности дать ему те привилегии, которые имеет профессорско-преподавательский состав.

Итог – это определенная эрозия научной среды, это отток научной молодежи. Если мы не вложим туда соответствующие средства или хотя бы дадим возможность в рамках нацпроекта руководству университета перераспределять в каких‑то разумных пределах средства, то мы, в общем, будем терять молодежь, а это самая неприятная вещь, которая нас ожидает.

Хочется сказать, что действительно государство выделило огромные средства на приобретение оборудования. Мы его получаем, мы его будем использовать коллективно. Но, не поддерживая ту линию, о которой я говорил, мы можем оказаться в положении, когда работать на этом оборудовании, собственно говоря, квалифицированным людям будет нечего.

И в заключение хочу сказать, что необходимо как минимум удвоение затрат на фундаментальные исследования, я бы другой коэффициент, вообще говоря, поставил. Полагаю, что необходимо привести механизмы финансирования в соответствие с уровнем задач, которые ставит этот замечательный национальный проект, который, несомненно, нужно продолжать.

И.Тихов: Две темы. Я тут присутствую от бизнеса, и, конечно, бизнес в деле подготовки кадров является прежде всего заказчиком и потребителем. Это, по сути, товар, который предлагают университеты. В этом смысле хотелось бы предложить такие темы.

Кроме совместного участия в этих фундаментальных исследованиях с использованием той великолепной техники, которую сегодня получают вузы, у нас такой техники нет, к сожалению, на предприятиях, все‑таки не забывать еще о нескольких таких приземленных вещах, как проведение практики студентов. Прежде все‑таки практически студенты имели возможность ездить не только за рубеж, но и посещать лучшие предприятия отраслевые в России, а такие наверняка есть в России. То есть, может быть, посмотреть еще все‑таки свой собственный опыт и свои предприятия поднять на какой‑то еще уровень такой, при котором они должны были бы быть обучающими.

И вторая тема, которую тоже вкратце хотел бы затронуть. Мы говорим о развитии страны, о том, что будут новые месторождения, будут новые направления развития, о новых кластерах, но мы забываем только об одном: все‑таки все это будут делать инженеры. Поскольку я инженер по первому образованию, очень бы хотел, чтобы престиж всегда такой достаточно нелегкой профессии инженера, обучаться надо долго и сложно, все‑таки бы как‑то поднимался, может быть, в средствах массовой информации, в фильмах. Потому что я на «Укрощении огня», например, воспитывался. Вот эта часть, она, наверное, очень существенна.

В.Путин: Спасибо. Вы хотите что‑то добавить? Пожалуйста.

А.Усс: Да, буквально два слова. Во‑первых, хотел бы Вас поблагодарить за в свое время принципиальное решение по Сибирскому федеральному университету, действительно историческое для нас и, как мне кажется, по меньшей мере удовлетворительную оценку нашего старта, поскольку об этом говорит сам факт проведения этого совещания здесь.

Хотел бы поддержать и несколько оттенить сказанное в части желательности утверждения программы развития университетов, в частности нашего университета, на высоком правительственном уровне. И речь идет не только о закреплении, так скажем, материальной составляющей, финансовой нашей дальнейшей работы, но, если хотите, об участии федеральных министерств и ведомств, формировании наших стратегических задач, формировании миссий Сибирского и Южного федеральных университетов. Что я имею в виду?

Сейчас существует актуальная тематика, и наши возможности, предположим, экологические проблемы развития северных территорий. Либо сейчас начинает активно развиваться сотрудничество в рамках Шанхайской организации. Почему бы университету не внести свой вклад в научное сопровождение работы Шанхайской организации сотрудничества? Вполне естественно, что если бы у нас была такая программа, то, по‑видимому, разные министерства и ведомства: начиная от МИДа, заканчивая финансовым, что называется, блоком – помогли бы нам сформулировать долговременные, стратегические не только образовательные, но и научно-исследовательские задачи.

И еще один момент. У нас исполнительная власть работает в полном согласии с законодательной, и наоборот. Но все‑таки есть определенные нюансы в понимании. Думаю, это хорошо. Поддержал бы идею создания дополнительных предпосылок для эффективного использования краевых денег на нужды университета. В то же время у меня есть определенное опасение: не зайдем ли мы слишком далеко, когда наши возможности по финансированию станут нашими обязанностями? Думаю, что пять лет разграничения полномочий как раз были направлены на то, чтобы компетенция в финансовой сфере была достаточно жестко разграничена.

В.Путин: Жадничать не нужно только.

Компетенция должна быть разграничена. Но есть же приоритеты, Вы сами сейчас о них сказали. И есть необходимость объединения усилий. Поэтому мне кажется, что нужно здесь подходить исходя из требований времени, гибко подходить к правилам, которые мы с вами пишем, для того чтобы добиться определенных результатов. И надо искать возможность для софинансирования, конечно.

В.Путин: Пожалуйста, Алексей Леонидович.

А.Кудрин: Уважаемые коллеги!

Хотел в двух словах сказать, что, во‑первых, мы поддерживаем создание и разработку таких гибких инновационных систем подготовки кадров, и последний год, может быть, полтора года у нас в России связаны с принятием целого ряда новых решений в отношении различных форм финансирования. Могу сейчас сказать о целевом капитале, который бы рекомендовал всем, в том числе этому вузу, и важно, чтобы он накапливался там, очевидно, не за один-два года, многие вузы и на Западе набирают их в течение всего своего существования, постепенно, в основном капитализируя большую часть дохода опять же в капитал, то есть накапливая его и живя только на часть от будущего дохода. Думаю, что два этих университета, как первые проекты, имеют хороший шанс собрать хороший урожай, в том числе и с участием бизнеса.

Второе. Обратил бы внимание, что все‑таки есть уже закон об автономных учреждениях, который снимает целый ряд вопросов, которые ставятся сейчас по гибкости использования средств на различные цели, в том числе будь то надбавки, которые здесь прозвучали, для преподавателей, то есть полностью снимает те жесткие ограничения, которые существуют для финансирования по смете. Мне кажется, что уж один из двух, а мне кажется, и оба университета могли бы претендовать на переход на автономные учреждения.

Сейчас в виде эксперимента уже есть постановление Правительства, начата реализация образовательных кредитов. Это тоже снимает часть нагрузки с финансирования на обеспечение просто социального положения студентов. Три недели назад я был в одном из ведущих американских колледжей, два часа езды от Нью-Йорка. Вот как раз там жизнь кампусом. Но там первое потрясение, которое я испытал, это то, что 90 процентов свободного времени студенты тратят только на учебу. Вообще, конечно, туда трудно попасть.

В.Путин: Дорог там нет? Почему туда трудно попасть?

А.Кудрин: Дело в том, что он в двух часах езды от ведущих центров. В пяти километрах, рядом, небольшой районный центр. Там у него есть и свой театр, и другие вещи.

Конкурс в этот вуз 50 человек на место. 50 процентов – иностранцы, как правило, но они без оценок, просто поступают по конкурсу заявлений и уже студенческих работ. То есть это, собственно, проверка и затем собеседование. 50 тысяч долларов – средняя стоимость обучения в год. Но некоторые студенты не платят вообще, потому что для них создается система заработка, в том числе на территории университета. Вуз заинтересован в отборе самых талантливых студентов. Не тех, кто больше платит, а самых талантливых. И 100 процентов этот вуз обеспечивается на частные средства и средства фондов, которые они каждый год получают, соответствующие гранты.

Таким образом, хотелось бы и на примере этих университетов отработать и новые системы финансирования, конечно, не снижая поддержки государства, конечно, в части ремонта зданий и подготовки зданий.

Здесь есть еще один риск. Эти вузы получили очень серьезную финансовую подпитку, и она, конечно, сохранится и на 2009-й, и на 2010 год. В ближайшее время такие решения будут проработаны и приняты. Но у нас как раз есть опасность, что мы не пилотный проект создадим для других вузов, а создадим некие исключительные условия, маяки, которые нельзя будет, по сути, повторить в ближайшие годы в других вузах и регионах.

Как пример вопрос о соотношении численности в вузах – четыре к одному – студентов и преподавателей. У нас сейчас в основном для вузов стоит показатель примерно 10 студентов на одного преподавателя. В некоторых лучших вузах, которые исторически добивались права большого финансирования – Москва, Петербург, – это примерно четыре на одного.

Помню, когда мы где‑то лет десять назад в очередной раз определяли эти нормативы в рамках жестких бюджетных ограничений, то шесть на одного. Это было для вузов, где медицина, где нужно руками показывать и учить, или художественные вузы, где тоже на каждого буквально студента нужен преподаватель. Но в экономических и юридических специальностях, конечно, такого соотношения не требуется. Поэтому четыре к одному – это очень, скажем так, льготное или очень комфортное соотношение. Понимая даже инновационную составляющую, которую нужно вносить в вуз, это тоже одно из решений, которое сейчас апробируется, все‑таки хотел, чтобы придерживались каких‑то параметров, которые мы смогли бы внедрить и в других вузах страны. Мы не сможем удвоить финансирование вузов за ближайшие два-три года всех в стране. Это, к сожалению, сложно. Поэтому сейчас бы призвал к использованию всех инструментов, которые мы предоставляем, и гибкого подхода к финансированию вузов, решая те задачи, которые были поставлены.

В.Путин: Спасибо.

Алексей Леонидович продемонстрировал любовь к образованию. Любовь и деньги несовместимы. То есть платить не хочет, но будет вынужден это сделать и согласился с тем, что на 2008 и 2009 годы мы уже предусмотрели определенное финансирование.

Хотел бы обратить внимание только на одно. В принципе, конечно, многие вещи абсолютно правильно сформулировал. Вместе с тем мы и создаем эти вузы как флагманы образования. Вместе с тем мы и создаем это как опорные точки в развитии всей системы образования. И, конечно, это спорный, может быть, но это такой сделан выбор в России, что у нас будет создаваться такая система вузов, на которую мы будем опираться в создании новой системы образования и на которую будет опираться инновационная экономика. Поэтому все‑таки мы будем подходить к ним с особой меркой.

Да, прошу прощения. Все‑таки есть совершенно конкретный вопрос. Именно Бюджетный кодекс, на что губернаторы обращают внимание. Например, Александр Хлопонин говорит: рад бы профинансировать, прямо сейчас начал бы строительство кампуса, прямо сейчас готовы это сделать. Надеюсь, что и краевое собрание поддержало, готовы выделить необходимые ресурсы, до 300 миллионов, да? Но проблема: Бюджетный кодекс не позволяет.

А.Кудрин: Действительно, Бюджетный кодекс вводит определенные ограничения, чтобы не получилось так, когда регион говорит: три миллиарда инвестирую. Но это не в отношении Красноярского края я хочу сказать, у нас есть другие случаи, когда регион говорит: готов один миллиард дать, хоть два, хоть три, но тут же по другой проблеме не хватает на зарплату, у меня не хватает на строительство клиник и школ. И тут же три миллиарда приходит получать через другое крыльцо. Вот этого не должно быть, именно это Бюджетный кодекс оговаривает.

Но тем не менее есть ограничения, которые могут помешать и таким регионам, которые могут на себя взять такую нагрузку, донорам.

В.Путин: И что в связи с этим? Какие предложения?

А.Кудрин: Думаю, что для регионов-доноров можно сделать смягчение в первую очередь, а для других сделать определенную гибкость.

В.Путин: Согласен. Как это сделать?

А.Кудрин: Включая уточнения некоторых положений Бюджетного кодекса.

В.Путин: Давайте тогда это запланируем.

А.Кудрин: Хорошо.

В.Путин: А тогда существует опасность, о которой сказал Министр финансов: вы истратите деньги на одни цели, а придете получать их на другие, которые недофинансируете. Думаю, что понимание того, что нужно сделать определенные изменения, есть, а что конкретно сделать, в какой форме…

А.Кудрин: Я сказал, что в одном случае разрешение, а в другом – большее расширение этой свободы, но может быть оговорка вот этих ситуаций, которые могут возникнуть.

В.Путин: Спасибо. Эльвира Сахипзадовна, пожалуйста.

Да, вы знаете, сразу бы хотел обратить ваше внимание на то, что здесь было сказано прежними выступавшими, а именно в содействии в решении задач по укреплению материальной базы, это связано с деятельностью федеральных органов власти, прежде всего которые распоряжаются имуществом. И вот мы здесь с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым] обменивались, и он высказал идею, согласно которой можно было бы расширить и упрочить капиталы этих высших учебных заведений за счет передачи в уставный капитал имущества. Это возможно или нет, в целевой капитал? И что дополнительно вообще можно сделать для того, чтобы этот проект усилить?

Э.Набиуллина: В принципе, наверное, возможно. Мы проработаем этот вопрос.

Думаю, прежде всего по этим двум университетам нужно будет посмотреть на то имущество, которое сейчас находится в федеральной собственности, и не нужно, может быть, для федеральных нужд, как предлагалось, о возможности внесения именно этого имущества либо в уставный капитал, либо какой‑то другой передачи, даже в оперативное управление. Думаю, что варианты нужно будет посмотреть. В принципе эта идея, конечно, правильная – о том, чтобы неиспользуемое для федеральных нужд имущество использовать для этих университетов.

Если позволите, затрону еще несколько вопросов по связи этих проектов в области образования с экономикой.

Мне кажется, очень хорошо, что вот уже в новой редакции программы Сибирского федерального университета есть ставка на конкретные приоритеты, на конкретные ниши, в которых Красноярский край видит свою конкурентоспособность. То есть такая четкая ориентация на подготовку кадров именно в связи с кластерным подходом.

И, может быть, стоит только посмотреть на то, чтобы не зацикливаться в рамках одного региона, это все‑таки федеральный университет, и нужно смотреть и на соседние регионы, на их потенциальную конкурентоспособность, на такие же кластеры и на такие же ниши.

Второе. Мне кажется, более активно надо к университету подтянуть все инструменты внедрения инноваций. То есть в университетах генерируются знания. И у нас должна быть целая сеть вокруг университета: и бизнес-инкубаторов, и тех проектов, которые уже у вас есть, центры молодежных инноваций, студенческий бизнес, студенческое предпринимательство, чтобы все эти инструменты были рядом с университетом, а не только мы делали через федеральные институты как венчурная компания. Но вот здесь, на месте, уже бы это создавали.

Третье. Говоря об участии бизнеса в деятельности университетов, конечно, это очень хорошо – попечительский совет и участие в эндаументах, и даже текущее финансирование, но ключевое направление – это участие бизнеса в подготовке требований к профессиональным квалификациям, к стандартам, с тем чтобы это активно развивать. И, думаю, те ниши, которые выбираются университетами, мы можем сделать такие стандарты, которые будут конкурентоспособны в международном смысле, с тем чтобы сюда приезжали учиться именно по этим специальностям. И такие стандарты нового поколения, требования можно уже сделать. Это задаст нашу конкурентоспособность экономики и кадров, и экспорта услуг образовательных, то есть всю цепочку.

Плюс к этому хотела бы обратить внимание, что у нас все‑таки университеты, наука и образование идут не только за потребностями в экономике, они должны опережать и создавать заделы на будущие конкурентоспособности. Это, конечно, вложение в науку, открытость университетов, мобильность научная, студенческая, доступ к литературе, библиотеки, конференции – весь набор. И сейчас это достаточно хорошо структурировано, во всяком случае, в программе Сибирского федерального университета, которую мы рассматривали. И нужно понять, как эти цели увязываются с финансами. Действительно, это, наверное, не текущее финансирование. Это требует большего финансирования. Действительно, мы создаем такие опорные университеты и должны концентрировать финансирование, а не размазывать его в целом по системе образования. Поэтому такая концентрация ресурсов совместно со структурными изменениями в университете, то есть на этих университетах можно будет отрабатывать модели и организационные, и связи с экономикой, и инновационной направленности, которые потом можно транслировать уже на другие вузы.

В.Путин: Пожалуйста, Андрей Александрович.

А.Фурсенко: Хотел поддержать Эльвиру Сахипзадовну. Речь не идет о том, что мы должны равномерно удвоить финансирование для всех университетов. Вообще, мы за последние два с небольшим года удвоили содержание каждого бюджетного места: 21 тысяча была в 2004 году, в 2006 году стало 44 тысячи, и финансирование растет.

Речь идет, когда мы говорим о соотношении один к четырем или один к шести, не о том, что мы должны обязательно подтягивать так всех, а о том, чтобы вот этот прирост распределять неравномерно и давать его в большей степени тем университетам, которые готовы взять на себя большую ответственность за подготовку кадров для экономики, за создание вот этих опорных точек. У нас есть сейчас, выделены, инновационные вузы, есть два федеральных университета, и, видимо, по каким‑то критериям все‑таки неравномерность распределения кадров будет справедлива, потому что она ставит существенно большие требования и задачи к тем, кому эти дополнительные деньги пойдут. Поэтому такие возможности все‑таки в рамках бюджета, выделенного для образования, растущего, кстати говоря, бюджета, они есть. И есть просьба такая, чтобы дали возможность нам использовать неравномерно.

В.Путин: Спасибо.

Прежде всего наша сегодняшняя дискуссия, ее ход и результаты показывают, что решения по поводу создания двух крупных федеральных образовательных центров на юге страны и в Сибири были обоснованными и правильными.

Первые шаги сделаны, и уверен, что они сделаны не только в правильном направлении, но и в соответствии с теми параметрами, которые были прописаны при формулировании этой задачи. Хочу за это поблагодарить Дмитрия Анатольевича Медведева, хочу поблагодарить за это министерства, ведомства и, разумеется, профессорско-преподавательский состав.

Это даже технологически непростая задача: объединение, создание новых целевых установок. Хочу поблагодарить руководителей регионов и прошу вас и дальше уделять этому необходимое должное внимание. Надеюсь, что и студенческое сообщество также будет вести себя активным образом, для того чтобы решать эти проблемы создания новых, инновационных по своей сути образовательных центров.

Безусловно, мы продолжим реализацию этого проекта. Поэтому в том проекте перечня поручений, который подготовлен, на первом месте стоит финансирование, обеспечение финансовой поддержи федеральных университетов на 2009 год и дальше. Разумеется, по‑другому и быть не может, мы же говорим, что это федеральные учебные заведения, значит, должно быть и федеральное финансирование.

Еще раз хочу сказать: рассчитываю на совместную работу с регионами и обращаюсь не только к губернаторам, но и к депутатскому корпусу с просьбой поддержать эту совместную работу. Почему? Потому что регионы прямо и кровно заинтересованы в эффективности осуществления этого проекта, потому что не только здесь будут создаваться крупные образовательные центры, но кадры, которые там будут готовиться, должны быть востребованы местной экономикой. Это первое.

Второе. Хочу коротко отреагировать на то, что здесь было сказано коллегами. Конечно, и спорту нужно уделить необходимое внимание, поэтому нужно подключать и другие федеральные ведомства, а не только министерства науки и образования, финансов или экономического развития. Нужно подумать об использовании имущества. Прошу министерства сделать соответствующие предложения.

Наверное, тоньше нужно подойти и к количественному соотношению между преподавательским составом и студентами: где‑то по каким‑то направлениям и «один к четырем» будет обоснованно. Надо посмотреть. Даже в рамках крупных федеральных учебных заведений, может быть, по каким‑то направлениям вполне можно «один к четырем». Здесь нужно избирательно подходить. Смотреть, что внутри происходит. И посмотреть на востребованность тех или других направлений в обеспечении кадрами профессорско-преподавательского состава учебного процесса.

Очень важным является то, на что обратил внимание Владимир Исаакович Минкин [директор Института физической и органической химии Южного федерального университета]. Конечно, фундаментальная наука в вузах очень важна, но и Владимир Исаакович, и другие коллеги знают, что вузовская наука и фундаментальная академическая наука на протяжении десятилетий были разделены. Объединить их очень сложно, но то, что Евгений Александрович Ваганов [ректор Сибирского федерального университета], насколько мне известно, из системы академии наук пришел как раз возглавлять этот вуз, уже неплохо.

Очень рассчитываю на то, на фундаментальные исследования в системе академических институтов и учебных заведений, тем более в таких образовательных центрах, как федеральный образовательный центр в Сибири и на юге страны, они будут сближаться, этот процесс будет идти совместно, совместные исследования будут возникать, и надеюсь, что это даст положительный эффект.

И, наконец, самое главное в заключение – конечно, я только в качестве примера привел возможности развития альтернативных видов топлива и привлечение Южного федерального образовательного центра, Южного университета, хотя, как сказали, вы уже работаете в этом направлении. Но это только пример. Ведь, если вы посмотрите на то, что начертано в программе ближайших действий, на среднесрочную перспективу по развитию страны, там направлений развития гораздо больше, их десятки, а может быть, и сотни.

Должны появляться новые бизнесы, новые проекты, крупные, инфраструктурные, инновационные, в сфере извлечения и переработки ресурсов минерального сырья. Их огромное количество. И мне бы очень хотелось, чтобы объединялись усилия бизнеса и образовательной системы и науки. Чтобы мы когда‑нибудь столкнулись с элементарной ситуацией, когда бизнес говорит: у нас есть мозги и деньги, но мало времени, а у вас есть и мозги, и время, пожалуйста, подготовьте для нас группу молодых специалистов, которые могли бы обосновать проект. Мы готовы обеспечить их подготовку, дадим вам возможность приобрести нужное оборудование, сделайте проект. Мы вам и в уставный капитал внесем соответствующие деньги, мы потом этих молодых ребят возьмем в бизнес, если они сделают нам хороший проект и добьются его реализации.

И чтобы у нас на основании этой синергии бизнеса, образования и науки возникли новые направления деятельности, возникли новые рабочие места, и чтобы это напрямую влияло на развитие темпов российской экономики и отражалось бы на жизни людей. Вот если мы этого добьемся, то решим ту задачу, которую поставили перед собой, создавая два новых федеральных образовательных центра.

Желаю всем успехов и благодарю вас за совместную работу.

13 ноября 2007 года, Красноярск