Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на заседании Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России

30 января 2008 года, Москва, Кремль

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

В нашей сегодняшней повестке дня тема действительно общенационального значения. Разговор пойдёт об обеспечении экологической безопасности страны, о практических задачах, решение которых должно быть реализовано в ходе нашей совместной работы. Речь идёт о защите природы, улучшении условий жизни граждан России. Качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровья нации. В конечном итоге свидетельствует об отношении к будущему нашей страны, к сегодняшним и будущим поколениям.

Проблемы охраны окружающей среды стоят сегодня перед всеми экономически развитыми странами мира. И на саммите «восьмёрки» в 2006 году они были отнесены к числу глобальных вызовов современности. Мы не раз предметно рассматривали эти вопросы и в рамках Госсовета России, и в Правительстве Российской Федерации, и в Совете Безопасности. У нас приняты Экологическая доктрина и Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Главная задача нынешнего этапа в том, чтобы, во‑первых, последовательно и до конца реализовать уже принятые решения. Во‑вторых, создать действенную систему экологической безопасности в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере.

В условиях экономического подъёма наша промышленность, транспортные, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы. Так, по мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15–16 процентов в год, тем самым значительно опережая, как мы с вами видим, темпы роста ВВП.

Кроме того, в целом ряде регионов начата реализация крупных инвестиционных проектов, что, естественно, неплохо, даже хорошо. Мы с вами давно об этом говорили и начали их реализовывать. В реализацию этих проектов вовлечены большие по протяжённости территории России, ранее относящиеся к так называемой дикой природе. В их числе строительство газопровода «Северный поток», нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», такие программы, как освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей, развитие Приполярного Урала. В этих районах, естественно, негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности должны быть минимизированы. При этом надо восстанавливать окружающую среду, загрязнённую в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий. Её последствия ещё отмечаются в Красноярском крае, в Брянской, Челябинской, Свердловской, целом ряде других областей.

Особое внимание следует уделить экологической чистоте источников питьевого водоснабжения. Экологи считают, что в некоторых регионах от 35 до 60 процентов питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Это очень опасная цифра.

Всё ещё не удаётся остановить загрязнение целого ряда бассейнов рек в европейской части страны, в Сибири, а наиболее высокими темпами оно идёт вокруг российских мегаполисов и крупных городов.

Более эффективно должны решаться проблемы утилизации отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и в связи с ростом промышленности и объёмом транспортных перевозок. По оценкам, с 1999 по 2006 год выбросы от предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10 процентов, а от автотранспорта – более чем на 30 процентов.

Наконец, надо учиться эффективно защищать интересы России на международной арене, прежде всего парируя угрозы экологической безопасности, вызванные трансграничным загрязнением территории Российской Федерации. Так, в последнее время обострилась экологическая ситуация в регионах Балтийского, Охотского, Чёрного, Каспийского морей, в бассейнах рек Амур и Иртыш.

Подчеркну, сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

Правительство должно ускорить принятие федеральной целевой программы по химической и биологической безопасности на 2009–2013 годы и в целом создать необходимые предпосылки, чтобы в дальнейшем рост российской экономики базировался на высоких экологических стандартах. Кстати говоря, такие технологии, как правило, являются в конечном итоге более эффективными и с экономической точки зрения. Мы об этом ещё поговорим позднее. Это напрямую будет связано с ростом производительности труда в стране.

Условия для постановки и решения таких масштабных экологических задач, конечно, у нас есть. Выросли и финансово-экономические возможности стимула для внедрения в промышленность экологически чистых технологий, программ ресурсо- и энергосбережения. Сформированы правовые условия для государственно-частного партнёрства в этой сфере, и, что немаловажно, выросла общественная активность в зонах экологической политики. Всё это значимые предпосылки, чтобы совместными усилиями добиться в этой сфере реальных практических результатов, хочу это подчеркнуть. Мы в состоянии это сделать, и мы обязаны это сделать.

30 января 2008 года, Москва, Кремль