Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выдержки из выступления на совещании по вопросам стабилизации ситуации в реальном секторе экономики

11 января 2009 года, Москва, ММПП «Салют»

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!

Поздравляю всех с началом работы и, естественно, с Новым годом!

Надеюсь, что кое‑кто сумел отдохнуть, хотя первая декада нового года выдалась беспокойной в силу известных проблем с Украиной. Нам нужно начинать работу и по всем другим направлениям, она, собственно говоря, и не останавливалась. Поэтому сегодня мы с вами обсудим положение дел в реальном секторе экономики, как и договаривались. Напомню, что ещё в октябре мною был дан ряд поручений Правительству, которые направлены на системную поддержку отраслей в условиях глобального финансового кризиса. Правительство работает, эти поручения исполняются, хотя, надо признаться, в настоящий момент мы не можем сказать, что сделали всё необходимое. Реализация намеченных мер идёт медленнее, чем мы на то рассчитывали, и, самое главное, медленнее, чем требуют нынешние обстоятельства. Я посмотрел сейчас данные: из того, что мы намечали, исполнено процентов 30, по части поручений произошел перенос сроков исполнения. Надо с этим всем разобраться и предпринять необходимые усилия для того, чтобы работу нашу активизировать.

Несколько слов в начале совещания. Во‑первых, сразу же могу отметить, что, конечно, ситуация весьма непростая: объёмы промышленного производства в октябре–декабре прошлого года в среднем сокращались более чем на 6 процентов в месяц по сравнению с тем же периодом 2007 года. Конечно, это было следствием снижения не только внутреннего спроса, но и довольно значительного снижения экспортных цен, в том числе по ряду позиций, по ряду видов продукции, они упали очень значительно: это и металлургия (там от 30 до 70 процентов падение цен) и продукция машиностроения (на мировом рынке было зарегистрировано падение цен от 20 до 60 процентов). Это всё, конечно, не упрощает ситуацию.

Во‑вторых, что является весьма сложным и что создаёт проблемы, большинство предприятий испытывают довольно серьёзный дефицит оборотных средств. Процентные ставки за пользование кредитами выросли, требования по обеспечению этих кредитов по тем активам, которые предоставляются в залог или поручительством или другим способом обеспечения исполнения обязательств, выросли. И всё это, конечно, привело к снижению рентабельности производства, а в ряде случаев и просто к убыточности самих предприятий.

В‑третьих, все эти факторы осложнили ситуацию в бюджетной сфере и, конечно, прежде всего в регионах. Фактически повсеместно прогнозируется сокращение бюджетных доходов. Особенно остро эта ситуация проявляется в тех населённых пунктах, где находятся предприятия, которые принято именовать градообразующими, то есть те предприятия, вокруг которых концентрируется жизнь.

В общем, ситуация непростая. Надо сказать, что всё это мы предвидели. Явления эти весьма и весьма сложные. И самое главное, о чём я хотел бы прямо сразу же сказать, – наши действия, наши ответы должны быть гораздо быстрее. Мы наладили работу по принятию нормативных актов, по выходу подзаконных актов, но даже здесь многие вещи мы делаем непростительно долго.

Вместе с тем у нынешней ситуации есть и определённые преимущества, некоторые преимущества во всяком случае, которые всегда проявляются в такой период. Какие это преимущества? Они очевидны: это снижение цен на сырье, на комплектующие, что в конечном счёте, конечно, должно дать предприятиям возможность проводить и более гибкую ценовую политику. Мы сейчас, находясь на территории нашего комплекса «Салют», рассматриваем вопрос, связанный с ценами на металлы. Конечно, это довольно серьёзная составляющая, которая в какой‑то период осложняла жизнь, осложняла работу, осложняла инвестиционные проекты, которые, скажем, на «Салюте», насколько я понимаю, замедлились с середины 2005 года.

В настоящий момент (что, конечно, для наших металлургов плохо, но, скажем, для таких предприятий, как «Салют», это всё‑таки имеет и позитивный эффект) цены на металл снижаются. Но здесь нужно просто посмотреть за тем, по каким ценам предлагается соответствующая продукция нашим потребителям. Естественно, это должно всё сопровождаться и снижением издержек производства, что тоже было бы неплохо. И, в конечном счёте, даже на фоне сокращения темпов роста в этом году это могло бы привести и к повышению производительности труда в промышленности, несмотря на очень сложную конъюнктуру.

В Правительстве создана соответствующая комиссия по повышению устойчивости развития экономики, сформирован перечень системообразующих предприятий и организаций, принят ряд важнейших решений. На основе этих решений уже принимаются и разовые решения, вносятся изменения в законодательные акты. В конце года мною был подписан не один десяток законов, которые, можно считать, носят антикризисный характер. И я хотел бы, чтобы Правительство сейчас активно занялось исполнением этого законодательства. Если требуется выход подзаконных актов, их нужно очень быстро – что называется, бегом – готовить и выпускать. Если это акты прямого действия, они должны начинать свою работу прямо с момента публикации в средствах массовой информации.

От стабильной работы реального сектора зависит наполнение региональных бюджетов, сохранение рабочих мест – в конечном счёте, и рост экономики нашей страны, благополучие наших граждан.

Пережив кризис 90-х годов, наша экономика достаточно успешно развивалась, и это, кстати, видно как раз на примере завода «Салют», на территории которого проходит наше совещание. Старейшее предприятие по производству авиационных двигателей диверсифицировало свою работу, диверсифицировало производство, и сейчас из того, что выпускается, практически половина – это продукция гражданского назначения. В любом случае такие крупные рентабельные предприятия должны работать невзирая на негативное влияние извне.

Кстати, в нынешних условиях нужно подумать и над тем, какие решения по реорганизации и модернизации мы принимаем; во всяком случае, наша задача сейчас – сохранить потенциал отрасли, сохранить собственно сами производства, а не отреформировать что‑то во что бы то ни стало. Я, естественно, сейчас никаких решений не принимаю, просто обращаю внимание на то, что наша главная задача – это сохранение производств, а не реформа.

Ещё одним приоритетным направлением остаётся стабилизация текущей финансовой ситуации на предприятиях. Через несколько дней мы отдельно поговорим на специальном совещании на эту тему, но тем не менее вопрос обеспечения предприятий кредитными ресурсами является исключительно сложным и важным. В текущем году в соответствии с теми решениями, которые были приняты, выделяется 300 миллиардов рублей на гарантии по кредитам, которые будут привлечены для предприятий оборонно-промышленного комплекса и других предприятий. Алексей Леонидович, 200 – на оборонную промышленность и 100 – на остальные?.. Наоборот, 100 и 200. Но к этим цифрам мы достаточно гибко относимся, можно внутри этих позиций какие‑то перетоки делать.

Это хорошо, но вынужден констатировать то, что слышу всегда от наших производственников и вообще от тех, кто работает на земле, что называется: все процедуры предоставления этих кредитов очень бюрократические, в том числе и в самих банках, длительность согласований просто запредельная. И если в обычных условиях с этим ещё как‑то можно было мириться, потому что можно было сбегать в несколько банков и получить несколько кредитов даже под одно и то же обеспечение, то сегодня это просто непростительно, если мы так долго оформляем эти документы. Региональные банки, к сожалению, до сих пор ограничены в доступе к финансовым ресурсам из центра.

И ещё один вопрос, который мы должны обсудить, – это вопрос авансирования работ по гособоронзаказу и по федеральным программам. Работа идёт крайне медленно, все жалуются.

Ещё одна тема, над которой нам следует подумать – какие дополнительные меры, механизмы нам нужны для того, чтобы повысить в целом эффективность всех шагов, которые нами предпринимаются и в финансово-бюджетной сфере, просто в сфере поддержки реального сектора.

Ну и вне зависимости от текущих сложностей мы должны продолжать работу над крупными инвестиционными проектами, мы об этом с вами договаривались. Та программа, которая Правительством была одобрена, – Концепция социально-экономического развития России на период до 2020 года – как раз нас к этому обязывает. Я имею в виду вопрос технологического прорыва в ряде ключевых для нашей страны сфер: это космическая, авиа- и судостроительная отрасли, атомная энергетика, радиоэлектронная промышленность, автомобилестроение и глубокая переработка сырья. Вот те позиции, которыми мы должны заниматься.

<…>

Две вещи хотел бы ещё раз откомментировать. По поводу корректировок существующих инвестпрограмм я полностью поддерживаю идею о том, что нам нужно сейчас больше приобретать новой техники, а не тратить бюджетные деньги или даже какие‑то иные деньги, кредитные, просто какие‑то деньги на ремонты. Мы здесь, на заводе «Салют», смотрели сейчас: в некоторых случаях предлагается приобретать старые двигатели для того, чтобы их впоследствии ставить на самолёты, я имею в виду отремонтированные двигатели. Но на новую технику, на новые самолёты ставить отремонтированные двигатели – это неправильно. Я хотел бы, чтобы Министерство обороны посмотрело ещё раз на эту проблему.

Понятно, что это дешевле. Может быть, в этом есть резон с точки зрения объёмов. Но это Вы сами договаривайтесь с производителем, договаривайтесь в том числе и с «Салютом». В принципе, если что‑то приобретать в нынешних условиях, это должна быть новая техника, тем более когда речь идёт о таких сложных технических изделиях, как авиационная техника. Посмотрите на эту проблему и потом доложите мне.

И вторая вещь, о которой я говорил и заместитель Министра сейчас сказал, – по поводу необходимости опережающего развития высокотехнологичных отраслей и решения этих задач при помощи мер производственной интеграции. Всё это, конечно, правильно. Но ещё раз хотел бы подчеркнуть: любая реорганизация, любая интеграция сегодня должна быть подчинена цели общего контроля за состоянием дел в реальном секторе, в производстве, в промышленности. Поэтому всё, что мы делаем в этом направлении, должно делаться только исходя из того, чтобы улучшить ситуацию, а не достичь каких‑то виртуальных целей.

Мы принимаем очень много решений по концентрации производства, по созданию новых форм промышленной интеграции. Наверное, это всё правильно, но если в обычных условиях у нас есть ещё право на какую‑то ошибку – что‑то не пошло, давайте тогда изменим указ, отменим постановление Правительства, – то сейчас этого быть не должно.

Поэтому и применительно к заводу «Салют», и применительно к любым формам производственной интеграции – только в том случае, если есть полная уверенность у членов Правительства, что такое решение не нанесёт вреда нынешним производствам. В противном случае придётся это дело отодвинуть на год, на два, не знаю, на какой‑то более длительный срок. Вот этим я хотел бы, чтобы все присутствующие руководствовались.

<…>

Мы с вами после новогодних праздников начали обсуждать абсолютно конкретные вещи, очень сложные вещи, без которых у нас не будет никаких шансов выплыть из той проблемы, в которую мы все сегодня попали.

Ещё раз хотел бы сказать, что, на мой взгляд, мы определённые шаги сделали, Правительство перешло в специальный режим работы. И считать, что мы капитально отстаём по каким‑то направлениям, у меня, во всяком случае, оснований нет. В то же время очевидно, что работаем медленно и работаем с использованием стандартных бюрократических технологий: переписываемся, бумажки друг другу посылаем, согласовываем подолгу. У нас теперь есть специальные координационные структуры, которые этим занимаются, и я предлагаю им все это взять под контроль, в том числе, Игорь Иванович (обращаясь к И.Сечину), естественно, я имею в виду и ту комиссию, которую Вы возглавляете, с тем чтобы здесь применять другие управленческие технологии – управленческие технологии, которые в полной мере отвечают текущему положению дел, которые в полной мере сориентированы на серьёзный финансовый кризис.

По поводу решений. Мы вами договариваемся о том, что по итогам этого совещания будут приняты специальные поручения. В частности, я хотел бы обратить внимание на ряд вещей, которые наши коллеги уже упоминали. Я считаю действительно правильным вернуться к вопросу поддержки спроса на жилье – то, о чём говорил Министр экономического развития, – и поддержки развития инфраструктуры. Все эти предложения должны быть подготовлены в самое ближайшее время.

Одновременно хотел бы, чтобы мы вернулись к обсуждению вопроса о текущем состоянии дел на кредитном рынке. Мы сегодня с вами достаточно подробно обсуждали две самые сложные проблемы. Одна из них – это проблема стоимости денег, ставки рефинансирования и реальной кредитной ставки, по которой наши предприятия могут получить деньги. Это совокупность проблем.

Эта проблема связана и с таким сложнейшим вопросом, как вопрос обеспечения исполнения кредитов, обеспечения исполнения обязательств. Я в этой связи предлагаю проработать вопрос о расширении линейки средств обеспечения, в том числе более активном использовании государственных контрактов на поставки продукции, более активном использовании облигаций, которые выпускаются предприятиями, и вопрос залога выручки от реализации соответствующей продукции. Вот эти средства обеспечения, если мы сможем их эффективно применять, всё‑таки позволят какие‑то вопросы снять.

Что же касается в целом самой темы, связанной со ставкой рефинансирования, со стоимостью денег, кредитной ставкой, я предлагаю на эту тему поработать, и в ближайшее время мы к ней вернемся в рамках совещания по экономическим вопросам, которое пройдет через несколько дней.

Совершенно очевидно, что предоставление денег по тем ставкам, по которым сейчас это происходит, для значительной части предприятий является экономически невозможным. Нам нужно об этом открыто говорить и использовать самые различные инструменты. Да, нет единого рецепта, но мы всё‑таки должны смотреть и за тем, как соответствующие проблемы решаются в других странах. Собственно, какого‑то общего подхода быть не может – я думаю, мы должны вернуться к обсуждению различных вариантов и вопросов использования средств субсидирования кредитной ставки в тех случаях, когда это является эффективным, и, может быть, каких‑то индивидуальных подходов, особенно когда речь идёт о системообразующих предприятиях, которые имеют ключевое значение для развития нашей экономики. По всем этим вопросам мы продолжим обсуждение.

Спасибо за работу, до встречи.

11 января 2009 года, Москва, ММПП «Салют»