Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности

29 января 2009 года, Москва

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые товарищи, уважаемые коллеги!

Прошедший год был насыщен очень серьёзными событиями, которые самым существенным образом оказали влияние на расстановку сил в мире. Мы столкнулись с варварской агрессией Грузии против двух не признанных тогда территорий, против российских граждан. В ряде соседних государств сохранялась нестабильная социально-политическая обстановка, не прекращались попытки расширения НАТО, в том числе и за счёт так называемого ускоренного вступления в альянс Грузии и Украины. Всё это, разумеется, потребовало чёткой и слаженной работы всех специальных силовых структур, правоохранительных органов и весьма высокого уровня координации их деятельности.

Должен сразу сказать, что Федеральная служба безопасности в целом успешно выполнила поставленные перед ней задачи. При проведении отдельных операций сотрудники службы проявили подлинное мужество и героизм. Сегодня наше государство и общество, естественно, ждут от всех нас новых и значимых результатов. ФСБ – это ключевое звено в системе обеспечения безопасности нашей страны от внешних и внутренних угроз. И от того, насколько надёжно защищены конституционные права и свободы российских граждан, прямо зависит и экономическое развитие нашего государства, его становление как правового государства, современного государства и в конечном счёте так называемое социальное самочувствие всего общества.

На Федеральную службу безопасности возложен целый ряд очень ответственных задач. Одна из важнейших – борьба с терроризмом. В этой связи хотел бы отметить, что в целом, несмотря на резкое уменьшение в 2008 году числа крупных терактов, количество террористических проявлений так и не снизилось. На это я, конечно, хотел бы обратить внимание всех присутствующих.

Теперь несколько замечаний по существу работы.

Первое. Под постоянным контролем должна находиться ситуация на Северном Кавказе: это очевидный приоритет – и, к сожалению, постоянный приоритет. Ситуация остается сложной. Как показали последние события – я не так давно был в Ингушетии, – необходимо серьёзно повышать координацию работы всех правоохранительных ведомств, в этом регионе в том числе. Это прямая задача Национального антитеррористического комитета, где ведущую роль играет Федеральная служба безопасности.

Вторая задача. В сфере антитеррора крайне важно организовать эффективную оперативно-разыскную работу. Она помогает получать информацию об идеологической и финансовой подпитке, базе террористических групп, тем самым лишая их в случаях, когда эти действия производятся эффективно и своевременно, денежной подпитки и затрудняя рекрутирование новых членов бандформирований.

Третье. Нейтрализация терроризма должна способствовать и процессам развития законодательства, и в свою очередь, наоборот, законодательство должно быть современным, помогающим бороться с террористическими проявлениями. В конце прошлого года в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы был внесен целый ряд поправок. Эти нормы призваны исключить саму возможность избежания наказания за террористическую деятельность.

От защиты наших национальных интересов и конкурентных преимуществ, особенно в условиях глобального финансового кризиса, зависит как позиция России в мире, так и её интеграция в мировую экономику.

Четвёртое. Следует повысить надежность антитеррористических мер при проведении массовых мероприятий, в том числе с высоким международным представительством. У нас впереди много достаточно серьёзных событий, таких как саммит Россия–Евросоюз, саммиты Шанхайской организации сотрудничества, саммит АТЭС, впоследствии – XXII Олимпийские игры и Паралимпийские игры. Уже сейчас нужно сделать всё необходимое для обеспечения участников и гостей соответствующих мероприятий всеми мерами безопасности.

Надо активнее развивать международное антитеррористическое сотрудничество, прежде всего, конечно, в форматах наших ближайших союзнических отношений, в рамках ОДКБ, ШОС, координировать работу и в рамках СНГ, повышать уровень совместных учений, уровень информационного обмена – в общем, то, чем, собственно говоря, мы и занимаемся, но только делать это нужно, наверное, более активно.

Необходимо выходить на более современные и перспективные формы взаимодействия не только с традиционными партнёрами, что, безусловно, всегда будет для нас приоритетом, но и с новыми крупными игроками на международной арене, такими как страны Латинской Америки. Кое с кем, кстати, у нас и раньше были неплохие отношения: это государства БРИК. Это тоже весьма важное направление сотрудничества.

Существование террористических очагов в таких государствах, как Афганистан и Пакистан, самым существенным образом затрагивает наши интересы и интересы наших союзников. В этой связи совместно с международными антитеррористическими подразделениями, международным антитеррористическим сообществом мы должны принимать меры по предупреждению и нейтрализации угроз, которые исходят из этого региона. Это тоже очень важная задача.

В числе первостепенных задач остается и жёсткое противодействие национализму и экстремизму. Любая пропаганда сепаратизма, национализма, религиозной нетерпимости – это, безусловно, вызов стабильности и единству нашего многонационального государства. Здесь уже нужна не только работа по последствиям, но и эффективная профилактическая деятельность, самое тесное взаимодействие с институтами гражданского общества.

Ключевым направлением работы ФСБ остается контрразведывательная деятельность. Мы понимаем, что количество охотников за секретами, за сведениями, составляющими государственную тайну, не уменьшается. Не снижается и интерес к новейшим технологиям, военному строительству, экспорту вооружений и другой информации политического и экономического характера. В последние годы, кстати, появились и новые предметы заинтересованности – например, такие как деятельность России в Арктическом регионе, расширение нашего сотрудничества с приполярными государствами и другие.

Подчеркну ещё раз, что от защиты наших национальных интересов и конкурентных преимуществ, особенно в условиях глобального финансового кризиса, зависит как позиция России в мире, так и её интеграция в большую экономику, мировую экономику. Необходима также упреждающая информация, которая позволит принимать стратегические и долгосрочные решения. В этой связи повышенные требования предъявляются и к качеству подготовленных аналитических материалов.

Несколько слов теперь о задачах в сфере экономической безопасности. Действительно, сейчас ситуация в мире непростая, она непростая и в нашей стране. Мировой финансовый кризис, безусловно, не способствует снижению преступности, создаёт проблемы социального порядка. Нами предпринимаются все меры по поддержке ключевых отраслей национальной экономики: банковскому, промышленному, строительному сектору выделяются значительные деньги. Но выделить деньги – это ещё не всё, мы прекрасно понимаем. Во‑первых, нужно, чтобы они дошли до реальных потребителей, во‑вторых, нужно добиться того, чтобы эти деньги были эффективно израсходованы.

Наша цель, естественно, состоит в том, чтобы стабилизировать производственную деятельность, сохранить по максимуму рабочие места, обеспечить выполнение основных социальных обязательств и программ. Эти деньги, ещё раз подчеркну, должны расходоваться по назначению. В этой связи необходимо выявлять и пресекать любые коррупционные проявления в этой сфере. Наживаться на кризисе вдвойне преступно.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции, который был утверждён мною в прошлом году, уже принят соответствующий пакет законов. Рассчитываю, что вы будете квалифицированно применять эти нормы – достаточно новые и, может быть, в чём‑то иногда нетрадиционные – в своей оперативно-следственной практике. Это требует ещё и повышенного внимания.

Отдельно остановлюсь на вопросах пограничной безопасности. В завершившемся году была продолжена работа по формированию современного облика госграницы и совершенствованию системы её защиты. Недавно в ходе посещения Уральского федерального округа, в декабре прошлого года, на российско-казахстанской границе я сам познакомился с теми подходами к охране наших рубежей, которые сегодня существуют, с техническим оснащением, с социально-бытовыми условиями, в которых сегодня живут наши пограничники. В целом это производит вполне благоприятное впечатление, хотя работы, конечно, предстоит много.

В текущем году был опыт обустройства участков границы с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. Надо распространять этот опыт и на другие направления.

Кроме того, надо продолжить и строительство современных служебно-технических комплексов в Арктике, а также сосредоточить наши усилия на создании современной линии береговой охраны, необходимой для эффективного пресечения контрабанды морских и биологических ресурсов.

Напомню, что инфраструктура российской границы должна служить не только для выполнения охранных функций (это очевидная вещь), но и для расширения экономических и гуманитарных связей между сопредельными государствами – в тех случаях, конечно, когда эти отношения носят дружественный характер.

Несколько слов о вопросах материально-технического обеспечения ФСБ. За последние годы финансирование службы стабильно росло, и в большинство подразделений поступало специальное вооружение, современное вооружение, современные средства связи, транспорт, увеличилось и денежное довольствие сотрудников ФСБ: по итогам прошлого года практически на 20 процентов. Многое было сделано и для решения жилищных проблем. Хотел бы сразу сказать, что эта работа будет продолжена. Материальное обеспечение личного состава ФСБ, как и других силовых и специальных ведомств, должно оставаться на достойном уровне.

Уважаемые коллеги! Потенциал Службы, конечно, складывается, прежде всего, из людей, из личных, профессиональных, человеческих качеств, из компетентности, ответственности, профессионального подхода каждого сотрудника, каждого звена и подразделения ФСБ и, конечно, из преданного, самоотверженного отношения к службе. Прошедший год показал, что все эти качества абсолютно востребованы. Именно в прошедшем году многие наши прежние заделы, подходы – если хотите, концепция, курс государства – прошли свою проверку. Надо признаться, что и этот год, не являясь простым, эту проверку на прочность всей государственной машины, в том числе и Федеральной службы безопасности, продолжит.

Хочу вас поблагодарить за службу. Уверен, что вы и впредь будете выполнять все поставленные задачи с высокими результатами.

Успехов вам и всего самого доброго!

29 января 2009 года, Москва