Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчёт о встрече с представителями «первой сотни» резерва управленческих кадров

4 марта 2009 года, Москва, Кремль

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые друзья, уважаемые коллеги!

Вы первые, кто вошёл в систему резерва управленческих кадров. Для чего создавался такой резерв, вы хорошо знаете: для того, чтобы работа и в государственном аппарате, и в бизнесе, в других общественных структурах была более эффективной, чем она является сегодня.

И надо признаться, что мы не занимались созданием такого рода резервов уже достаточно долгое время. Но, вернее говоря, не занимались никогда, потому что кадровый резерв создавался при советской власти – сами знаете, по каким принципам. Я не буду оценивать сейчас то, что в тот период было. Наверное, были какие‑то положительные моменты в деятельности кадрового отбора, который тогда существовал. Но в целом то, чем мы занялись сегодня, – это принципиально другая ситуация.

Все, кто здесь присутствует, – это люди профессионально состоявшиеся, в значительной степени являющиеся лидерами в своих областях, что, конечно, меня как Президента страны очень радует, потому как мы хотели, чтобы первые, кто попадут в кадровый резерв, резерв Президента, были людьми в известной мере знаковыми. Отбор проходил в соответствии с теми правилами, которые были разработаны Правительством и Администрацией, по принципу «лучшие отбирают лучших». Собственно говоря, самые лучшие сегодня сидят в этом зале.

Формирование резерва управленческих кадров – это действительно мероприятие общенационального масштаба. Мы только начинаем этим заниматься, но дальше без такого рода резерва мы двигаться не можем, потому что все мы прекрасно понимаем: обновление кадров, обновление потенциала человеческого, появление новых людей на соответствующих должностях в нашей стране идёт очень медленно. Мы всё время топчемся на месте, и, как принято говорить об этом достаточно часто, скамейка запасных у нас чрезвычайно короткая: всё время передёргиваем одну и ту же колоду. Собственно, с этим и связано появление такого рода резерва.

Я надеюсь, что уже с самого начала этот кадровый резерв будет востребован, потому что мы создаём подобного рода списки не ради того, чтобы просто где‑то их повесить в красивом месте и сказать, что это хорошие ребята, приглядитесь к ним. Уже даже на момент нашей встречи несколько человек из президентского списка получили новые назначения на должности. Надеюсь, что это будет происходить и дальше с весьма завидной регулярностью.

Ещё один важный момент. Хотел бы отметить, что резерв должен стать отлаженной и открытой для всех системой. Это была моя принципиальная позиция, потому что, когда мы занимались формированием резерва, раздавались голоса о том, что, может быть, не надо «светить» народ, а то мало ли кого‑нибудь не назначим на какую‑нибудь должность в будущем, и получится, что кадровый резерв этот «для мебели», а на самом деле решения принимают совершенно по другому принципу. Я думаю, что это был неправильный подход. Я считаю, что мы должны открыто говорить о тех, кто может быть назначен на соответствующие позиции. Может – это не значит, конечно, что должен, потому что жизнь многообразная штука, но тем не менее я считаю, что открытый доступ к резерву, публичный характер резерва – это гарантия того, что мы всё‑таки будем двигаться в правильном направлении, и те люди, которые попали в этот резерв, рано или поздно займут достойные позиции в государственном управлении, государственных учреждениях, в бизнесе – в общем, получат новые карьерные назначения.

Резерв должен стать отлаженной и открытой для всех системой. Мы должны открыто говорить о тех, кто может быть назначен на соответствующие позиции. Открытый доступ к резерву, публичный характер резерва – это гарантия того, что мы всё‑таки будем двигаться в правильном направлении.

Это, в общем, наверное, всё, что я хотел бы сказать для начала разговора. Я бы хотел послушать вас, какие у вас планы. Хотел бы, чтобы вы мне рассказали, изменилось ли что‑нибудь в вашей жизни после того, как ваши фамилии оказались опубликованы; если изменилось, то в лучшую сторону или вы подверглись гонениям и репрессиям со стороны конкурентов и вышестоящих начальников. И если это так, то это повод для того, чтобы провести соответствующие замены этих начальников на вас. Ладно, это, конечно, шутка пока, хотя, как вы понимаете, не до конца.

Пожалуйста, коллеги, давайте начнём обмениваться мнениями.

Сначала дадим слово нашим коллегам из Государственной Думы.

Константин Косачёв. Пожалуйста, Константин Иосифович.

К.Косачёв: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Раз уж мне выпала честь начинать наш разговор, я бы хотел от имени всех присутствующих на этой встрече высказать благодарность и за внимание к нашему труду, и за доверие к нашим возможностям на будущее, раз уж мы говорим о резерве.

Мы до начала этой встречи обменивались мнениями. И мне показалось, что общим было понимание того, что наше попадание в этот список – это не столько признание заслуг, сколько чёткая фиксация того, что мы и такие, как мы, можем и должны сделать гораздо больше для нашей страны, для решения тех проблем, с которыми сейчас сталкивается наше общество.

Сама идея кадрового резерва представляется мне абсолютно своевременной и оправданной. Весь мировой опыт показывает, что при любых природных, географических, каких‑либо ещё преимуществах успешной становится та нация, которая в первую очередь делает ставку на интеллектуальный ресурс, на интеллектуальный потенциал. И в этом смысле правильная, как Вы сказали, отлаженная кадровая политика – это и есть тот самый прямой путь к повышению коэффициента полезного действия любого государства. То, что сейчас этот резерв стал публичным, безусловно, работает, если хотите, против образа недосягаемости власти и даёт каждому гражданину Российской Федерации нормальное ощущение того, что этот гражданин может и сам претендовать на то, чтобы в конечном итоге быть востребованным государством.

И в этом смысле я считаю, что и подобного рода встречи – если позволит Ваш рабочий график, если сохранится у Вас к этому интерес, – наверное, должны быть регулярными. Может быть, стоит их на будущее делать более тематическими, посвящать каким‑то отдельным вопросам, поскольку мы представляем разные области, разные жанры, если хотите (это может в каких‑то смыслах наш диалог сковывать, а не облегчать).

Безусловно, согласен с Вами, что эта работа должна быть абсолютно системной. Уверен в том, что каждый гражданин России должен понимать, что ему надо сделать для того, чтобы попадать в такие списки. И речь, безусловно, идёт не о том, чтобы нравиться составителям этих списков, а о том, чтобы входить в систему, если хотите, кадровых кузниц. Я считаю, что такими кадровыми кузницами, безусловно, должны становиться мозговые центры, существующие и при вузах, при научных центрах. Вот сейчас создаются научно-исследовательские университеты, и, по‑моему, это было бы одной из естественных форм реализации их потенциала. Они, безусловно, эти кузницы, должны существовать и при партиях, в том числе и оппозиционных, и при неправительственных организациях, работая по формуле: «Если уж ты заявляешь о том, что власть делает что‑то так или не так, а ты знаешь, как делать надо, недостаточно это заявлять, надо быть готовым прийти и делать». И такие кузницы должны существовать, разумеется, и в рамках бизнес-структур, на региональном уровне, в органах власти, которые занимаются разработкой программных идей для этой власти. Я думаю, что такого рода центры, интеллектуальные центры, возможно объединить общим вниманием со стороны Президента.

Я буквально сегодня утром вернулся из своего избирательного округа, это Чувашская Республика. Могу сказать, что ситуация напряжённая, но я, во всяком случае, совершенно точно не почувствовал у людей какого‑то отчаяния, ощущения безнадёжности. Люди продолжают верить власти, люди ждут дальнейших последовательных решений от власти. Люди уверены в том, что нынешние кризисные явления в экономике будут успешно преодолены, прежде всего, за счёт правильных действий государства. И, собственно говоря, выборы, которые состоялись в это воскресенье, по моему убеждению, – это сохранение доверия народа к власти исчерпывающим образом подтвердили.

И в заключение я хотел бы пожелать Вам, Дмитрий Анатольевич, успешной работы на предстоящем саммите «двадцатки», потому что кризис, естественно, далеко не наш, не национальный, и здесь очень многое зависит от того, как будут взаимодействовать между собой ведущие экономики мира. Я уверен в том, что у России есть чем поделиться, есть что предложить нашим партнёрам. Мы совершенно точно не находимся в этой «двадцатке» на приставном стуле. И от того, как сработаем мы здесь, в России, во многом будет зависеть и состояние мировой экономики. Мы все вас в этом безусловно поддержим.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Константин Иосифович, знаете, я, во‑первых, хотел бы сказать, что встречаться с резервом – это, конечно, дело правильное. Но лучше, если я буду с вами встречаться – во всяком случае, со значительной частью из вас – при назначении на новые должности, потому что встреча с резервом – это не ритуальная игра: «Вот вы уже полгода в резерве – ну и как, хорошо или что произошло?»

Мне кажется, что это более правильное направление. Хотя, конечно, общаться нужно со всеми, кто образует кадровый резерв страны. Наверное, это не должны быть одни и те же люди. Это должны быть представители и президентской тысячи, и представители федерального резерва в целом, и регионального резерва. В таком измерении, наверное, это имеет смысл.

И вообще по поводу качественного состава резерва, вы знаете, мы немножко завысили, мне кажется, планку. Здесь на самом деле сидят люди, уже вполне состоявшиеся, – и если говорить об обычном восприятии, то люди, уже достигшие весьма высоких карьерных успехов. Это не означает, что ваш карьерный рост на этом должен закончиться, наоборот. Но мне просто кажется, что в дальнейшем мы, конечно, должны расширять как раз спектр тех, кто попадает в кадровый резерв, потому что мы с вами понимаем, что чем больше людей, причём молодых людей, будет в этом списке, тем лучше.

Пожалуйста, кто хотел бы продолжить?

С.Гапликов: Позвольте, Дмитрий Анатольевич? Гапликов Сергей Анатольевич, председатель правительства Чувашской Республики.

Д.Медведев: Пожалуйста.

С.Гапликов: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Хотел остановиться на ряде аспектов, но после Ваших комментариев, что частых встреч не будет, хотел бы остановиться, пользуясь случаем, в основном на профессиональной теме, если позволите, конечно.

В современной экономике – естественно, основанной на знаниях, как не раз уже подчеркивалось, – особенно в непростых финансово-экономических условиях, как никогда ранее, как Вы уже отметили, важен, конечно, творческий подход к делу.

И Вы, Дмитрий Анатольевич, задались действительно очень важной задачей – целенаправленной работой по формированию кадрового потенциала. В своём Послании Вы отметили, что экономика будет базироваться в первую очередь на ранее заявленной «концепции четырех «и»: это институты, инвестиции, инфраструктура и инновации. И для нас в регионах это крайне важно. На последних совещаниях в ряде регионов, которые Вы проводили, Дмитрий Анатольевич, Вы сказали, что, конечно, кризис не должен повлиять на общее стремление вперёд при сохранении соответствующих концептуальных принципов, которые уже заложены.

Принимая всю полноту ответственности в эти непростые моменты на местах, я хотел бы осмелиться и предложить одну тему для обсуждения. И хотел бы, если позволите, добавить к этим четырем «и» ещё одну «и», пятую: это, естественно, как уже сказал Константин Иосифович, инициатива. Инициатива деятельная, в первую очередь, и результативная.

И из этого контекста, конечно, возникает вопрос: кто должен обладать такой инициативой, и что нужно, чтобы эта инициатива проявлялась? Вы уже неоднократно, Дмитрий Анатольевич, на эту тему говорили, но хотел бы со своей точки зрения, со своим убеждением сказать, что, конечно, инициатива проявляется в особенности, когда есть мотивация, стремление действовать, в первую очередь через осознание доверия, и основа которого состоит в компетентности, гибкости, что немаловажно, и нестандартности мышления. И это подтверждается в том числе и сегодняшней нашей встречей, и работой, как уже было сказано, по формированию, конечно же, кадрового резерва во всех сферах деятельности, на всех уровнях, то есть для всей России.

Я бы хотел буквально коротко поделиться, по сути дела, своим убеждением, которое сформировано на реальных, конкретных жизненных примерах, которое касается непосредственно того, когда возникает результативная творческая активность. Она возникает в первую очередь, когда задача сложная, а результат, естественно, весомый, очень весомый. И, во‑вторых, когда основываясь на знаниях, профессионализме и высочайшей ответственности, субъект, носитель этих качеств, характеристик, имеет самостоятельный выбор использовать законные способы достижения этой цели, но не цели как таковой.

И здесь, в силу перечисленных обстоятельств хотел бы добавить в качестве предложения, Дмитрий Анатольевич, учитывая, что здесь есть коллеги из Правительства. Может быть, целесообразно оперативно отобрать с учётом предстоящего внесения изменений в федеральный бюджет Российской Федерации ряд регионов по уже сложившейся методике оценки результативности деятельности их органов исполнительной власти (к примеру, за период с начала возникновения этих кризисных явлений). И на основе этой оценки всё‑таки помочь им сформировать так называемые резервные фонды, или фонды региональной стабилизации, что даст дополнительный источник по стабилизации финансово-экономической ситуации на местах. Проекты законов, думается, могли бы быть разработаны на основе рекомендаций Правительства Российской Федерации, а сами законопроекты, уже полностью готовые, могли бы пройти согласование на правительственной комиссии по вопросам регионального развития. И этот механизм мог бы быть примерно такой же предварительный, как сегодня был сформирован механизм при рассмотрении и утверждении программ поддержки дополнительной занятости в регионах, который Правительство сформировало, и он действовал очень активно, эффективно и, по сути, являлся моделью крайне прозрачной и, что немаловажно, публичной. Это позволит при не столь значительных вливаниях эффективно диверсифицировать потоки финансовой помощи и, конечно же, усилить стабилизационный финансово-экономический эффект в регионах.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Сергей Анатольевич.

Я хотел Вам задать простой вопрос. Вы – Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики. После того как Вы в резерв попали, Вам вопросов не задавали никаких?

С.Гапликов: Знаете, как ни странно, Дмитрий Анатольевич, почему‑то все поздравляли. А я говорю: «С чем поздравлять‑то?»

Д.Медведев: То есть спокойно глава Республики отреагировал на это?

С.Гапликов: По‑моему, очень спокойно.

Д.Медведев: Хорошо.

Что касается пятого «и», то пятое «и» уже существует. Мы когда‑то добавили интеллект как пятое «и». Ваше будет шестое. Но я не возражаю против того, чтобы инициатива тоже присутствовала в числе наших приоритетов.

Идея отобрать регионы и провести анализ того, что было сделано в кризисный уже период, подвергнуть это анализу и на основе этого анализа выбрать наиболее успешные, с соответствующими предложениями по их оценке и стимулированию, я думаю, заслуживает внимания. Вопрос, конечно, в том, каким образом это делать и за счёт чего. У меня сегодня после нашей с вами встречи совещание с членами Правительства, которое, естественно, будет посвящено текущей экономической ситуации и противодействию кризису, поэтому можно будет об этом поговорить.

Сергей Семенович, Вы участвуете в этом совещании?

СОБЯНИН С.С.: Да.

Д.Медведев: Вот там об этом и расскажете. Договорились. Спасибо.

Пожалуйста, прошу.

ГУРИЕВ С.М.: Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы.

Д.Медведев: Да я вас всех почти знаю.

ГУРИЕВ С.М.: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Для меня большая честь попасть в резерв управленческих кадров, быть в таком выдающемся сообществе. Я полностью согласен с Дмитрием Анатольевичем, люди в основном состоявшиеся, действительно выдающиеся управленцы, лидеры и в государственных, и в бизнес-структурах. Я хотел бы немножко поговорить о том, что, мне кажется, нужно делать для развития потенциала резерва управленческих кадров.

Мне кажется, очень важно, чтобы участники сегодняшнего обсуждения, и участники сотни, находящейся под патронатом Президента, больше общались. Очень важно, чтобы мы встречались более регулярно, потому что мы можем многому друг друга научить, и, главное, мы можем узнать друг о друге гораздо больше. Потому что сегодняшние проекты, которые стоят перед страной, сегодняшние вызовы, с которыми нужно будет справляться участникам кадрового резерва, будь они на сегодняшних позициях, или на новых позициях в Правительстве, или бизнесе, нельзя делать в одиночку. Эти проекты можно осуществлять только при наличии команды, при наличии критической массы. И, мне кажется, мы гораздо более эффективно работали бы и на своём месте сегодня, и, если действительно кого‑то из присутствующих здесь назначат в органы государственной власти или повысят кого‑то из тех, кто там уже находится, было бы полезно, если бы мы знали, кто на что способен из тех, кто сидит в этом зале или входит в соответствующие списки. Поэтому я думаю, что было бы очень полезно организовать регулярное обсуждение для всех людей, которые здесь находятся, людей очень занятых. Эти обсуждения будут привлекательными, только если в этих обсуждениях они либо что‑то узнают друг от друга, либо от приглашённых экспертов, действительно выдающихся экспертов, потому что опять‑таки уже сами участники знают достаточно много, чтобы тратить своё время на что‑либо другое; либо если они смогут донести свою точку зрения до высших руководителей государства. И, естественно, такого рода встречи позволят сформировать по‑настоящему действенное, эффективное сообщество будущих управленческих кадров России.

Я хотел бы рассказать немножко о том, как мы работаем в Форуме молодых глобальных лидеров Давосского экономического форума. Даже за этим столом есть несколько участников этого Форума. И вообще, практически все российские участники Форума молодых глобальных лидеров входят в сотню кадрового резерва Президента России. Это тоже люди в своей области выдающиеся, состоявшиеся и, конечно, очень занятые. И поэтому трудно представить себе, что, находясь на сегодняшних своих руководящих должностях, они могут уделять много времени другой работе, и тем не менее этот Форум работает и делает некоторые проекты.

Что могут делать молодые люди, которые и так имеют серьёзную управленческую нагрузку на сегодняшней должности? Нужно делать две вещи, одна вещь – это размышлять и строить планы на будущее, потому что люди, которые находятся сегодня в начальной стадии своей карьеры, даже если им удалось добиться каких‑то высот, – это люди, которые знают, что они будут занимать ответственные должности в 2020, 2025 и 2030 годах. И поэтому для них жизненно важно, что будет со страной и миром в 2020, 2025 и 2030 годах. Поэтому именно эти люди обсуждают мировые тренды, долгосрочные изменения, будущее России и мира с наибольшей заинтересованностью. Именно такие обсуждения, мне кажется, и должны быть в центре нашего общения.

И второе направление деятельности, которое ведёт Форум молодых глобальных лидеров, делаем из года в год, – это разговор с молодым поколением: разговор со школьниками, студентами раз в год. Люди, которые в том числе сидят за этим столом и организовывали это прошлой осенью, мы идём в школы, в вузы и общаемся с молодым поколением, рассказываем им, как, с нашей точки зрения, развивается Россия, куда она идёт. И, мне кажется, это было бы очень полезно с точки зрения прозрачности власти, с точки зрения достижимости власти, с точки зрения демонстрации молодому поколению того, что в России – в сегодняшней России – можно многого добиться. Было бы полезно, если бы участники управленческого резерва занимались и такой деятельностью тоже.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Сергей Маратович.

Я, во‑первых, хотел бы отметить, что у нас президентский резерв – это не 100 человек, а тысяча. Мы когда‑то так определились. Просто 100 человек сейчас уже отобраны в этот резерв, и их список опубликован.

Я полностью поддерживаю Вашу идею общения между лидерами общественного мнения, между теми, кто вошёл в тот или иной резерв. Это просто взаимообогащающая вещь и, мне кажется, очень важная. Кстати сказать, я считаю, что, вообще, то, как должен жить этот кадровый резерв, как он должен развиваться, должно всё‑таки в значительной мере отличаться от того, по каким законам развивался кадровый резерв в советский период, так называемая номенклатура. Потому что, если вспомнить прежнее, в общем‑то, попав в кадровый резерв советского периода, попав в так называемую номенклатуру, человек, не прилагая никаких особых усилий, находясь в обойме, естественно, не «залетая» в какие‑то неприятные истории, двигался по карьерной лестнице достаточно свободно.

Я считаю, что этого не должно быть применительно к современному кадровому резерву. Успешность человека, который находится в современном кадровом резерве, должна проявляться в каждый конкретный момент, то есть он должен быть успешным всё время. В этом случае это, во‑первых, гарантия того, что на соответствующие должности будут назначены хорошие профессионалы, а не серые люди, случайно пробравшиеся в соответствующие списки. А во‑вторых, это всё‑таки будет стимулировать самих людей, которые находятся в данном случае в этом кадровом списке. Поэтому мне кажется, что на эти вещи нужно будет обращать внимание.

И, более того, я считаю, что нам нужно периодически публиковать информацию о том, что всё‑таки происходит с теми счастливчиками, которые в этом кадровом резерве пребывают и на уровне президентском, и на уровне федеральном, и на уровне региональном, чтобы было понятно, кого куда переместили, кого куда назначили, кто кем стал.

Пожалуйста.

Н.Никифоров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Прежде всего хотел, конечно же, поблагодарить за высокую оценку нашей работы. Для нас, конечно, это прежде всего возросшая ответственность, особенно после тех слов, которые Вы сегодня сказали. Есть такая особенность, вот Вы спросили, что изменилось с тех пор, как мы оказались в первом списке, в первой сотне. Дело в том, что, кроме перспектив личных, каких‑то карьерных, о которых мы сегодня говорим, лично для меня попадание в этот список – это возможность привлечь внимание к той работе, которую мы делаем. Для меня это особенно актуально, потому что в Республике Татарстан в последние годы мы очень системно занимались вопросом формирования электронного правительства. У нас действительно работает электронный документооборот, ежедневно ведётся работа по переходу к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Очень серьёзное внимание этому вопросу было уделено как раз на Совете по развитию информационного общества буквально некоторое время назад.

Убеждён, что именно информационные технологии способны, как и, собственно, кадровый резерв, изменить то, как мы управляем государством, то, как мы обслуживаем граждан, наших налогоплательщиков. Для меня прежде всего попадание в этот резерв – это возможность привлечь внимание к такой достаточно новой теме. Поэтому, по сути, ответ на тот вопрос (Вы спросили, есть ли репрессии, есть ли гонения): никаких репрессий и гонений, конечно же, нет, а прежде всего возросшее внимание. Я рассчитываю по максимуму использовать такую открывшуюся возможность.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Я тоже, кстати, думал об этом. Когда я принимал решение опубликовать резерв, ещё раз говорю, потому что были коллеги, которые мне говорили: «Не надо, засветим людей раньше времени, у них проблемы будут. И более того, если кого‑то не назначим, тоже будет плохо смотреться». Но, понимаете, я из чего исхожу. Каждый человек, который засветился в таком списке, – это самый высокий уровень (или немножко на другом, но тоже на высоком уровне), у него в жизни появляется несколько дополнительных опций. Во‑первых, быть назначенным на одну из государственных должностей – или на федеральном уровне, или на региональном уровне – это интересное развитие собственной карьеры, в жизни изменения.

А вторая опция – это когда всё‑таки потенциальные работодатели из бизнеса или из каких‑то других структур тоже начинают смотреть на этого человека более внимательно. И вовсе не обязательно, что он сразу станет большим начальником на государственной службе. Но абсолютно очевидно, что к этому человеку уже будет привлечено внимание. И когда этот человек будет заполнять CV [резюме], то он там напишет: я в таком‑то кадровом резерве состою. Это, безусловно, плюс, на мой взгляд. Если бы я был работодателем, я в каком‑то смысле работодатель, но для определённого круга людей, так вот если бы я был обычным работодателем, то я бы на такого рода вещи обращал самое пристальное внимание. Для меня это было бы одним из побудительных мотивов, почему я человека могу взять на работу.

Знаете, это как с образованием. Когда я был в бизнесе и в университете работал, встречался, например, с каким‑то потенциальным молодым специалистом, который просился на работу, я смотрел на его образование. Если там было написано: такой‑то университет, я понимал: да, это уже гарантия какого‑то минимального качества. А если для меня университет непонятный, требовалось более сложное собеседование. Вот в этом смысле даже само пребывание в кадровом резерве, на мой взгляд, должно быть дополнительным аргументом для работодателя. Но, конечно, это только в том случае, если мы сможем выдержать качество кадрового резерва по всей стране. Я сейчас говорю не о присутствующих – здесь действительно люди состоявшиеся, менеджеры высокого уровня, – а вот применительно ко всем лицам, попавшим в кадровый резерв.

Пожалуйста.

Д.Медников: Хочется всё‑таки рассчитывать, Дмитрий Анатольевич, что для Вас как работодателя этот список тоже будет иметь некоторое значение. В предыдущем постулате немного опровергли это.

Спасибо большое за приглашение на эту встречу и за высокую оценку в принципе нашей работы, которую мы все делаем. И хотелось бы сказать, что в принципе доказывать эффективность и конкурентоспособность – это очень интересная вещь. Отдельно интересно доказывать и показывать это в отношении государственной компании.

Я помню, что ещё несколько лет назад и наши западные коллеги, и многие в России принципиально говорили в наш адрес, в адрес ВГТРК, что существование государственного телевидения невозможно, что государственная корпорация не может заниматься высокими технологиями, что она не может развивать интернет в принципе никогда. И с течением времени эта ситуация менялась.

Сейчас мы одна из немногих медийных общественных или государственных структур в Европе, которые не потеряли долю на национальном рынке по сравнению с частными вещателями, кабельными вещателями и так далее. Всё больше и больше наших западных коллег обращаются к нам же, что они обещали не делать, с тем чтобы перенимать тот или иной технологический опыт. В том числе высокотехнологичный, скажем, опыт получения картинки с движущихся кораблей, как это было во время учений в Венесуэле.

Достаточно многие хотели бы локализовать наши существующие и созданные интернет-сервисы. Мы, скажем, одной из первых компаний начали делать детские сервисы в интернете. Сейчас мы все понимаем, что мы живём в ситуации экономического кризиса, достаточно глобального экономического кризиса, по всей видимости, с не до конца понятными правилами игры. Я здесь осмелюсь сказать за всех, мне кажется, для всех абсолютно было бы очень важно и интересно, чтобы в каждой конкретной области, в которой каждый из нас работает, когда экономика начнёт расти, когда будет выход из этого кризиса, позиции России были бы абсолютно бесспорными.

И вот тут, мне кажется, сама по себе очень интересная задача, которую было бы здорово решить. Естественно (я здесь абсолютно согласен с Сергеем Маратовичем), очень важно, чтобы появился у этого образования определённый внутренний механизм жизненный. Возможно, вот здесь его опыт в отношении организации этого Давосского форума был бы очень важен и, может быть, даже неоценим.

Спасибо огромное.

Д.Медведев: Спасибо.

Вы знаете, я думал тоже о том, как повлияет кризис, скажем, на кадровый резерв. Мне кажется, что, как ни странно, вот на эту составляющую влияние кризиса может быть отчасти благотворным, потому что кризис обостряет конкуренцию. Сегодня много людей, которые, в общем, добились каких‑то успехов, вынуждены пересматривать свои жизненные позиции, кто‑то просто работы лишился. Возникает конкуренция, за счёт этого наш кадровый резерв может обогащаться теми людьми, которые до сих пор, допустим, считали свою жизнь уже раз и навсегда налаженной. Жизнь –штука сложная, и, мне кажется, это было бы и для резерва полезно в конечном счёте, чтобы там появлялись очень разные люди.

По поводу общения. Мне кажется, это действительно важная вещь. И Вы сейчас об этом сказали, и Ваши коллеги говорили. Дело в том, что, конечно, то, что называется таким словечком «элита», по‑разному к нему относятся, но тем не менее элита общества, она всё‑таки не может развиваться, не может расти, находясь как бы в разных местах. То есть необходимо общение, необходимо взаимопроникновение, необходимы площадки, где можно посмотреть на людей, которые имеют близкое мышление, которые успешны в жизни. В этом смысле я считаю, что, если будут созданы возможности для общения людей, попавших в кадровый резерв и в регионах, и в федеральный кадровый резерв, это будет на пользу самому резерву, и вы просто друг друга будете лучше знать это смысле, мне кажется, будет в конечном счёте способствовать становлению национальной элиты.

Можно по‑разному относиться к этому слову, но в конечном счёте смысл его нам абсолютно понятен – это всё‑таки специалисты, которые обладают наиболее высокими профессиональными знаниями, которые успешны в жизни и которые способны эффективно решать для государства, для бизнеса, для общества самые разные задачи. В этом плане я считаю, что, конечно, общение внутри резерва должно происходить.

Есть ещё желающие? Пожалуйста.

К.Носков: Спасибо.

Дмитрий Анатольевич, мы все, здесь сидящие, на мой взгляд, попали в резерв, потому что находимся в активе. И каждый из нас на своём месте – и на госслужбе, и в бизнесе, в общественных, научных организациях – работает с максимальной отдачей сил.

Сейчас мир входит в эпоху кризиса, в эпоху быстрых, назревших перемен. И через несколько лет мы уже будем жить совершенно в другом мире, с другой денежной системой, страны будут по‑другому позиционированы в мировых цепочках разделения труда. Многое изменится за ближайшие несколько лет.

В этой связи, мне кажется, и резерв, и не только те, которые здесь сидят, не только сотня, но и тысяча, более широкие группы «резервистов», они должны постоянно обучаться и осваивать новые области, а не только там, где работают. Может быть, общение между нами, о котором говорили коллеги, – это один из способов обучения. Может быть, стоит подумать над тем, чтобы организовывать какие‑то форумы, может быть, курсы, какой‑то их аналог… Мы готовы учиться, расти дальше. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Пожалуйста.

В.Вербицкий: Дмитрий Анатольевич, у меня будет короткое предложение. Есть два проекта, по которым инициатором Вы выступили. Это резерв и – второй проект – это привлечение независимых директоров компаний с госучастием. Мне казалось бы, что можно было эти проекты как‑то более интенсивно объединить.

Спасибо.

Д.Медведев: Понятно. Чтобы участники кадрового резерва все расположились в креслах независимых директоров крупных компаний. Это хорошая идея, очень продуктивная и, самое главное, выгодная для самих представителей кадрового резерва.

Если серьёзно, я считаю, это нормально абсолютно, особенно когда речь идёт о специалистах в области экономики и права, которые уже имеют опыт работы в компаниях, которые способны принимать разумные корпоративные решения, это нормально абсолютно. Тем более что действительно в какой‑то момент нам стало ясно, что сами по себе государственные служащие, числящиеся в советах директоров крупных компаний, далеко не всегда являются эталонными представителями людей, которые способны принимать разумные корпоративные решения. Это всё‑таки разные вещи, не говоря уже об элементарном лоббизме, который зачастую присутствует в деятельности государственных служащих, представляющих те или иные государственные структуры. Поэтому, может быть, этим нужно заниматься более активно.

Пожалуйста.

Е.Дьякова: Дмитрий Анатольевич, безусловно, очень высокая честь и крайне приятно здесь находиться. Об этом говорили коллеги и за это первые слова благодарности. Но, я думаю, Вы абсолютно правы в том, что главное здесь не назначение и не посты, а сферы и направления деятельности. И за это Вам отдельное спасибо.

Пользуясь случаем, от души хочу Вас поблагодарить за то внимание и заботу, которые Вы обращаете к гражданскому обществу и к Общественной палате Российской Федерации, и сейчас, конечно же, и региональные палаты тоже развиваются. Мне кажется, именно общественные организации могут быть дополнительным «резервом резерва». Обычно эти люди не очень видны, но они могут стать действительно в хорошем смысле этого слова кладезем новых, эффективных не просто чиновников, а людей, которые видят это и с другой стороны – со стороны граждан.

И в связи с этим второе. Мне очень приятно, что сегодня выступал коллега, который представляет в хорошем смысле чиновника, который занимается проблемами информационного общества, – я имею в виду господина Никифорова. У нас есть позитивные примеры в России, Вы их знаете лучше меня. Но, к сожалению, на сегодня всё‑таки информационное общество, извините за нескромность, носит скорее лоскутный характер у нас в России. Зачастую даже самые хорошие чиновники делают что‑то как бы со стороны государства для граждан, а, наверное, более продуктивно, чтобы это делали они совместно.

Помните, Вы говорили и в своём обращении о том, что нужно больше общественной экспертизы? К сожалению, пока этот механизм не работает. И, может быть, здесь важно сочетание общества информационного и общества гражданского, хотя вроде бы на первый взгляд это не самые горячие вопросы во время кризиса, но, наверное, они базовые. Они, может быть, и позволят нам сделать какой‑то прорыв, если работать будет не государство для граждан, а совместно на благо страны.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Елена Григорьевна.

Я, знаете, во‑первых, хотел бы сказать, что Вы так аккуратно сказали, дали вот это «нескромное» определение применительно к информационному обществу, что оно сейчас носит лоскутный характер. Да это очень скромное как раз определение, у нас никакого информационного общества нет просто, мы только к нему стремимся. Мы говорим о том, что нам нужно это делать, развиваем современные технологии. Я, вы знаете, являюсь достаточно активным их пропагандистом. Считаю, что без этого просто у нашей страны нет будущего, но никакого информационного общества у нас нет, мы делаем только самые первые шаги. Если бы оно у нас существовало, никакой бы совет не нужен был бы по этому информационному обществу.

Если говорить откровенно, то такого полноценного информационного общества нет нигде ещё. Есть страны, которые гораздо более сильно, чем мы, продвинулись именно в пользовательском плане. Есть государства, где реально работает электронное правительство, это правда, к этому нам нужно стремиться. Но мир пока только переходит в эту фазу, и нам нужно просчитывать все последствия этого и, естественно, использовать хороших кадровых «резервистов» для того, чтобы укреплять эти позиции, в том числе и из общественных объединений, здесь я с Вами полностью согласен.

И ещё одна вещь. Я вчера был в Испании, разговаривал с коллегами из испанского правительства. Они заметили, что у нас очень мало женщин в органах управления. Мне на это нечего было возразить, они правы. Я хотел бы отметить, что даже в том списке, который есть, женщин только 12 процентов – это очень мало.

Я хотел бы обратиться в этой связи к моим коллегам, которые в Администрации Президента и в Правительстве этим занимаются: эту цифру надо менять. И не ради соблюдения гендерных пропорций, а по существу.

Ну что, давайте я ещё предоставлю одному коллеге слово, и после этого будем завершать. Прошу.

М.Акимов: Спасибо большое. Акимов Максим, вице-губернатор Калужской области.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Я позволю себе заметить, что, наверное, не меньшее значение, чем для присутствующих в зале, сегодняшняя встреча имеет для тех, кто находится вне стен сердца России, для тех, кто сегодня будет смотреть эту встречу по телевидению. Это десятки тысяч молодых людей в России, для которых сам факт и формирования резерва, и сегодняшней встречи, и Вашего внимания – это колоссальная мотивация, это колоссальный мотивационный скачок, колоссальный вызов, колоссальный стимул. Потому что историей движут не только материальные структуры, но и формирующиеся ценности. И это, безусловно, важно.

У нас, в Калужской области, работает молодёжное правительство, и самая позитивная, и самая активная реакция на этот факт была, конечно, со стороны именно членов молодёжного правительства, нашего актива. Помимо ценности горизонтальных коммуникаций, которые нужны, о которых Сергей Маратович говорил, я бы хотел всё‑таки внутри формирующегося резерва выделить, наверное, группу, которая нам очень всем пригодится в ближайшие годы, особенно в следующей фазе роста, исходя из того, что мы натолкнулись на это ограничение, прирастая быстрыми темпами в прежний период. Мы лидеры по темпам промышленного роста, я имею в виду Калужскую область, и самое серьёзное ограничение – это, конечно, кадры, прежде всего кадры инженерных специальностей. Поэтому, пользуясь случаем, я бы хотел обратить внимание на эту проблему, и очень приятно, что значительная часть наших коллег – это представители образования, науки. Хочется верить (говорю это абсолютно открыто и незаинтересованно, потому что я гуманитарий по своему первому образованию), что вот эта первая часть, она будет у нас прирастать, и появится больше мотивации именно для инженерных специальностей, технических, для наших инноваторов, не только для тех, кто формирует новое поле идей, но и для тех, кто воплощает их в жизнь, потому что помимо инфраструктуры, электроэнергетики, коммунальных систем, транспорта, логистики, конечно, отсутствие этих людей, старение кадров в этой отрасли – это самое серьёзное ограничение для следующей фазы роста. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Максим Алексеевич. Я с последними Вашими замечаниями абсолютно согласен, мне здесь добавить даже нечего в отношении ограничений, которые мы можем получить, если не будем вкладывать в соответствующие специальности, если не будем развивать соответствующие уровни знаний. Ещё о чём бы хотел сказать.

Здесь сидят, конечно, люди, уже в целом состоявшиеся. И Вы только что сказали, на нас будут смотреть другие молодые люди по телевизору, они скажут: «Ну какой это резерв? Тут начальники все собрались, серьёзные начальники уже или находящиеся на высоких должностях на государственной службе, или состоявшиеся в бизнесе и работающие в крупнейших компаниях, руководящие большими коллективами людей, получающие за это соответствующее вознаграждение». Это всё и так, и не так.

Конечно, верхний уровень резерва – это та копилка, из которой потенциально Президент может черпать кадры для назначения на самые высокие должности. А на самые высокие должности всё‑таки просто так люди не попадают. Но, на мой взгляд, должен быть механизм, позволяющий, скажем, на уровне муниципального и регионального резервов любому активному молодому человеку попытать счастья, что называется. То есть просто прийти и сказать: «Вы знаете, я хочу попасть в кадровый резерв. Мне интересно было бы заниматься этим, этим и этим». Это не значит, что его автоматически включат. Но у него всё‑таки должна быть возможность просто прийти и сказать: «Я хочу вот этим заниматься». И ему не должны отказывать в том, чтобы как минимум зачислить его в соискатели и потом посмотреть на его подготовленность, ещё на что‑то.

То есть, иными словами, мы должны объяснить молодым людям, молодым специалистам, тем, кто хочет попасть в кадровый резерв, каковы механизмы, чтобы добиться этого. Чтобы у наших коллег не сложилось мнение, что это такой кадровый резерв, который просто Президент утвердил один раз, и всё, и на этом, так сказать, этот круг замкнулся, и опять будет вот такое развитие внутри самих себя с передвижением людей, которые счастливым образом попали в эту сотню, тысячу или даже 10 тысяч человек, внутри списка. Хотя, если говорить предельно откровенно, даже то, что здесь у нас есть 100 человек, сегодня опубликованных, и потенциально уже существует тысяча человек – это уже огромный, колоссальный шаг вперёд по сравнению с тем, что мы имели всего лишь несколько лет назад, потому что здесь хотя бы есть возможность открыть список и посмотреть.

Я думаю, не открою здесь каких‑то сверхъестественных секретов, когда происходит назначение на должность, сразу начинает болеть голова у огромного количества людей, лихорадочно там что‑то придумывают, звонят на соответствующий уровень, сообщают свои предложения, и я сам думаю, ещё кто‑то думает. Наличие списка – это уже большой шаг вперёд, надо этим заниматься более решительно.

Сергей Семёнович хотел что‑то добавить.

С.Собянин: Как раз хотел именно в продолжение этой темы несколько слов сказать – о том, что делает Правительство для того, чтобы систематизировать данную работу, ставя перед собой те же самые цели – привлечение качественных кадров из бизнеса, из субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления – чтобы обеспечить продвижение кадров. И карьерные продвижения в рамках одного федерального органа исполнительной власти, и между федеральными органами исполнительной власти, и между уровнями власти и общества.

Что в этом плане делается. Мы в январе издали распоряжение о создании федерального портала управленческих кадров, который должен быть запущен уже в марте-апреле этого года, то есть совсем скоро. Рабочий вариант его уже есть в интернете, и в скором времени он будет в полной мере работать.

Д.Медведев: Сергей Семёнович, просто чтобы я понимал. Вот этот портал когда откроется, я как, допустим, потенциальный соискатель на какую‑то должность могу туда отправить заявление или нет?

С.Собянин: Абсолютно. Это будет возможно, это одна из целей этого портала. Он предполагает возможность граждан получить информацию, во‑первых, о государственной службе, о тех должностях, на которые требуются соискатели, то есть о вакансиях. Каждый гражданин может написать соответствующее заявление и выдать свои характеристики в соответствии с предложенной анкетой.

Более того, мы предполагаем, чтобы все ведомства, федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации, государственные корпорации, акционерные общества с государственным капиталом в обязательном порядке представляли на этот портал лучшие свои управленческие кадры, по их мнению, по их версии. И такое поручение Председателем Правительства подписано буквально вчера, для того чтобы этот портал был не мёртвой оболочкой, а чтобы он наполнялся реальными кадрами. Таким образом, там будет список из кадров, которые будут предложены соответствующими органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, и список людей, которые сами «заявились» в порядке личной инициативы. «Президентская тысяча», о которой Вы говорили, она также будет фигурировать в этом портале, для того чтобы стать общедоступной. Соответственно, это даёт возможность и кадровым службам всех федеральных органов исполнительной власти работать с этой информацией, с этим порталом, с этими списками.

Помимо этого мы предполагаем возможность дальнейшего обучения граждан из этих списков, кандидатов. Я не думаю, что это будут все, это в первую очередь те, которые будут отобраны непосредственно кадровыми службами федеральных органов исполнительной власти. Для этого мы готовим на базе Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации некую программу, условно назовем её «Супер Эм-Пи-Эй», которая бы предполагала обучение на самом высшем уровне с привлечением высших должностных лиц для обучения и высококвалифицированных специалистов. Таким образом, мы предполагаем, что в рамках этой работы мы будем иметь порядка 5 тысяч человек кадрового резерва, которые не будут постоянными, они будут ежегодно обновляться, будут являться ежегодно обновляемым списком. Таким образом, мы получим достаточно серьёзную базу данных по потенциальному кадровому резерву, обеспечим их ротацию, дадим дополнительный толчок к обновлению государственной службы, и, как здесь абсолютно правильно было сказано, мы всё‑таки предполагаем с этими людьми вести диалог, получать информацию, получать предложения, получать некие новации в области государственного управления. То есть эта работа должна быть взаимной, взаимно интересной как для Правительства, так и для тех, кто будет в этих списках.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Сергей Семёнович.

Пожалуйста, Сергей Евгеньевич.

С.Нарышкин: Дмитрий Анатольевич, Вы правильно сказали, что работа по формированию резерва управленческих кадров развёрнута не только на федеральном, но и на региональном уровне. В настоящее время резерв, региональный резерв, составляет более 16 тысяч человек, и эта работа продолжается и не только по формированию, но, собственно, по назначению из числа резерва. Должен сказать, что, по данным из регионов, более ста человек из регионального резерва уже назначены на различные должности в различных сферах управления. Ну а первые три человека из так называемой «первой сотни» уже общественности известны.

Д.Медведев: Уважаемые друзья!

Я буквально несколько слов скажу в завершение разговора, тем более мы обменивались репликами всё время.

Что сейчас главное? Главное – не испортить начало, не забюрократизировать эту работу, не превратиться в «кадровое подразделение ЦК КПСС». Это сложно, но достижимо, потому что традиции формирования кадрового резерва всё‑таки у нас ещё в значительной мере опираются на прежние подходы. Я отлично это знаю как человек, который работал в Администрации Президента.

Что сегодня из себя представляет кадровый резерв? На мой взгляд, он не должен ни в коем случае быть и даже восприниматься как некий междусобойчик: это не должен быть список людей, которые лично близки и лояльны Президенту, правящей партии, то есть список любимчиков, – это должен быть эффективно работающий механизм поиска современных управленцев, вот что это такое. Но это и самое сложное.

То есть, по сути, это механизм создания эффективного государства и эффективного общества – общества, которое соответствует современной жизни. Получится или нет, зависит от самих нас – конечно, в большей степени от позиции государства, высших должностных лиц государства, это правда. Мы понимаем, насколько тонкая эта работа. Ведь каждый человек думает о себе, и, когда ему приносят (я недаром спросил у вас, нет ли проблем на работе) список людей, где фигурируют знакомые фамилии, в принципе многие начальники, естественно, начинают волноваться. Это такая тонкая человеческая вещь, как не перейти за грани нравственности в этом вопросе, но в то же время сделать этот резерв работающим. Мы будем этим заниматься.

И я очень рассчитываю на то, что вы как уже состоявшиеся специалисты, как состоявшиеся управленцы, а с другой стороны, как участники президентского кадрового резерва будете вносить в это свой вклад.

Спасибо вам.

4 марта 2009 года, Москва, Кремль