Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Игорь Иванович, Вы сейчас расскажете мне о той работе, которую ведете, по преодолению тех проблем, с которыми мы сталкиваемся, работе важной, в то же время рутинной, но хотел бы для начала разговора акцентировать Ваше внимание на одной теме, о которой мы с Вами говорили в ходе встречи с нашими законодателями.
Помните, на прошлой неделе с руководством законодательных органов субъектов Федерации шла речь о списке предприятий, который утвердило Правительство, и о тех последствиях, которые для этих предприятий повлекло попадание в этот список. То есть что они получили, что они не смогли получить и каким образом мы в дальнейшем будем работать по этому списку. Расскажите, пожалуйста.
И.Шувалов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, 25 декабря 2008 года мы на официальном сайте Правительства опубликовали список системообразующих предприятий, предварительно проведя консультации с субъектами Российской Федерации, с отраслевыми министерствами и с Администрацией Президента. В этот список попали 294 предприятия. Мы его называем – список 295, поскольку под единой позицией мы обозначили все предприятия оборонно-промышленного комплекса. По этому направлению у нас специальный вид работы, я сейчас Вам об этом доложу.
Д.Медведев: То есть фактически у нас не 294 плюс 1, а гораздо больше?
И.Шувалов: Свыше тысячи.
Д.Медведев: Свыше тысячи.
И.Шувалов: Итак, мы при комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики создали две межведомственные рабочие группы. Одна группа занимается списком системообразующих предприятий, вторая группа занимается предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Первую группу возглавляет заместитель Министра экономического развития Савельев, вторую группу возглавляет заместитель Министра финансов Силуанов.
К настоящему моменту по этим предприятиям в целом мы имеем следующие результаты. По системообразующим предприятиям мы рассмотрели 26 заявок, и по каждому предприятию рассматривался план финансового оздоровления, план по созданию новых рабочих мест либо по социальной поддержке тех, кто высвобождается; по обучению персонала на этих предприятиях, если такое обучение предусматривается или целесообразно его иметь; заявки на предоставление государственных гарантий, на реструктуризацию налоговой задолженности, на субсидирование процентных ставок в случае, если по таким отраслям субсидирование предусмотрено; вопросы рассрочки таможенных платежей и платежей по налогу на добавленную стоимость.
В целом к настоящему моменту по группе системообразующих предприятий мы получили заявок на предоставление государственных гарантий на сумму свыше 350 миллиардов рублей.
Д.Медведев: Это сколько приблизительно предприятий из попавших в список?
И.Шувалов: 26 предприятий.
По поводу государственных гарантий. Мы это всё придумали где‑то в октябре прошлого года, в декабре вышло соответствующее решение Правительства. У нас сегодня 16 марта, но мы, как я понимаю, пока не выдали ни одной государственной гарантии. Надо быстрее всё это делать, потому что цена вопроса – остановка производств.
Д.Медведев: Всего 26?
И.Шувалов: Да, эти 26 предприятий запросили государственные гарантии на сумму свыше 350 миллиардов рублей.
Д.Медведев: Означает ли это, что оставшиеся, но попавшие в список, не требуют таких гарантий, для них они в настоящий момент неактуальны?
И.Шувалов: Дмитрий Анатольевич, есть предприятия, которые в настоящий момент направляют заявки в Правительство и в эти межведомственные группы. Но к настоящему моменту эти заявки просто не рассмотрены, потому что существует определённая процедура. К этой процедуре надо подготовиться, в том числе проведя переговоры с крупнейшими кредиторами, и провести необходимые консультации с отраслевыми министерствами и ведомствами, они также должны свою работу провести.
Д.Медведев: То есть эти 26 предприятий подали заявок на предоставление государственных гарантий на сумму, превышающую 350 миллиардов рублей, правильно понимаю?
И.Шувалов: Поправлюсь, на общий объём поддержки свыше 350 миллиардов рублей, и запросили гарантий на сумму свыше 213 миллиардов рублей. Итак, весь объём поддержки – свыше 350 миллиардов рублей, и государственные гарантии – 213 миллиардов рублей.
Рассмотрев все представленные материалы, группа рекомендовала выделить шести предприятиям государственных гарантий на сумму 47,5 миллиарда рублей. Таким образом, должен Вам доложить, что эта работа сложная, и она не означает, что если предприятие попало в этот список, то мы всеми силами будем пытаться предоставить тот государственный ресурс, который у нас есть. И мы никогда не хотели давать таких сигналов, что предприятие, которое попало в этот список, должно при любых обстоятельствах получить меры государственной поддержки. [Такая поддержка возможна] только в том случае, если такие меры действительно необходимы, и, во‑вторых, если предприятие само подготовилось и готовится к тому, чтобы осуществить ряд средств для того, чтобы стать лучше, конкурентоспособнее.
Д.Медведев: Эти предприятия, которые получат госгарантии на 47 миллиардов, когда они смогут прибегнуть к кредитованию, когда вы им собственно гарантии‑то выдадите?
И.Шувалов: Гарантии на сумму меньше пяти миллиардов рублей уже оформляются Министерством финансов. По гарантии свыше 10 миллиардов рублей или на сумму 10 миллиардов рублей – это то, что мы рассматриваем на заседании комиссии. Мы этот вопрос уже дважды смотрели, по предприятию ГАЗ, и мы приняли решение, что такие гарантии должны иметь условный характер – в том случае, если кредиторы договорятся о единых условиях предоставления кредитного ресурса на новых условиях. Поэтому мы с банками с госучастием и с частными банками работаем, и Министр экономического развития доложила в конце прошлой недели, что такие согласования получились.
Д.Медведев: То есть это выполнимые условия о том, чтобы кредиторы договорились?
И.Шувалов: Это выполнимые условия.
Д.Медведев: Это не способ отказать в предоставлении гарантий фактически?
И.Шувалов: Мы не имеем такой цели – отказывать в предоставлении гарантий. Больше того, все эксперты, которые анализировали программу финансового оздоровления в том числе этого предприятия, считают, что это одна из самых лучших программ, и предприятие имеет возможности выжить. Но мы считаем неправильным в настоящих условиях предоставлять кому‑то из кредиторов более льготные условия при реструктуризации кредиторской задолженности. Поэтому мы эту работу проводим совместно с банками. Мы надеемся, что в ближайшее время все необходимые решения будут приняты.
Д.Медведев: Я просто думаю о том, что в этой ситуации, конечно, не знаю тонкостей, о которых Вы говорите, но любой кредитор может заблокировать даже самое маленькое, допустим, такого рода соглашение.
И.Шувалов: Вы правы, Дмитрий Анатольевич. Действительно, мы столкнулись с такими сложностями. Некоторые частные банки в настоящий момент проявляют крайне жёсткую позицию. Но мы считаем, что это в том числе одно из направлений нашей работы в комиссии. Нам необходимо со всеми кредиторами работать, организовывая их в целом в некий клуб, для того чтобы предприятие могло видеть для себя перспективы выживания и становления совершенно другой экономики предприятия. Но при этом и кредитные организации могли также видеть, что кредиты, которые в настоящий момент для них являются проблемными, будут возвращены в определённые сроки. Предприятия исходят из того, что в настоящий момент они в полном объёме кредитную массу обслуживать не могут, но имеют чёткий план, когда эти долги погашать, и дают обязательства, что они это сделают обязательно.
Д.Медведев: В этой связи хотел бы вернуться к тому, о чём говорил в Иркутске на расширенном заседании Государственного совета. Во‑первых, по поводу самих государственных гарантий. Я напомнил историю их возникновения. Мы это всё придумали где‑то в октябре прошлого года, в декабре вышло соответствующее решение Правительства. У нас сегодня 16 марта, но мы, как я понимаю, пока не выдали ни одной государственной гарантии. Надо быстрее всё это делать, потому что цена вопроса – остановка производств. Имею в виду в данном случае те предприятия, по которым вы уже определились.
Я не говорю о том, что нужно эти госгарантии раздавать – упаси Бог, это не надо делать, потому что действительно нужно помогать тем, кто готов эффективным образом перестраивать свою работу, кто готов договариваться, и так далее. Тем не менее по таким компаниям нужно двигаться быстрее. Это первое.
И второе – то, о чем я только что сказал, по поводу того, как те или иные участники кредитного рынка, кредиторы, банковские организации влияют на ситуацию в промышленности, в производстве. Я уже сказал об этом и Вам ещё раз хотел бы повторить: недопустима ситуация, когда та или иная организация, пусть даже имеющая правомерный набор требований, больших или не очень больших, способна остановить работу крупного холдинга. Я тогда об этом говорил и предложил применять силу государственного принуждения в этом случае.
Хотите – законодательство меняйте, хотите – в индивидуальном порядке работайте, но мы не можем жертвовать судьбой целых предприятий, работой многотысячных коллективов для удовлетворения амбиций отдельных кредитных учреждений. На это нужно обращать внимание, пора прекращать корпоративный эгоизм, коллегам нашим подскажите. Если они это не понимают – значит, тогда будем смотреть на эту проблему с другой точки зрения. Напоминаю, что говорил об этом в Иркутске, теперь надо действовать.
И.Шувалов: Дмитрий Анатольевич, мы и будем так действовать исходя из Ваших указаний. И могу только Вам дать такие пояснения, что мы с банками, когда ведём такие переговоры, говорим им в том числе о предоставлении поддержки банковскому сектору, которая носит беспрецедентный характер в нашей стране.
Д.Медведев: Абсолютно.
И.Шувалов: И мы исходим из того, что, с одной стороны, мы понимаем те сложности, с которыми банки сталкиваются, но ответственно принимаем все необходимые меры, для того чтобы банковский сектор это сложное время пережил без каких‑либо потрясений. И рассчитываем со своей стороны на то, что эти банки будут предоставлять кредитные ресурсы на новых условиях этим заёмщикам, тем более если у них есть чёткий план, как выйти из ситуации.
Д.Медведев: Вот-вот, потому что я на прошлой неделе сказал, что Правительство хорошо всё‑таки в целом смогло пройти ситуацию с напряжением в банковской сфере. Банковская система сейчас работает, работает полноценно, нормально, и она должна ценить это.
И.Шувалов: Хорошо, Дмитрий Анатольевич, так и будем действовать.
Теперь по поводу предприятий оборонно-промышленного комплекса. Рассмотрено больше предприятий, которые обращались с такими заявками: 81 предприятие прошло через межведомственную группу. И по 50 предприятиям, благодаря работе этой группы вместе с банками с госучастием, выделено кредитного ресурса свыше чем на 70 миллиардов рублей. Также рассмотрены меры государственной поддержки в виде государственных гарантий, и по восьми предприятиям уже приняты решения о выделении гарантий на сумму свыше 26 миллиардов рублей, это принятые и реализуемые решения.
В целом мы работаем как с частными банками, так и с государственными. Включение в список системообразующих означало, что банки будут очень внимательно относиться к этим предприятиям – имея в виду, что задействованы целые цепочки производителей. У некоторых холдинговых компаний в этих цепочках задействованы свыше 100 поставщиков, то есть предприятия, которые связаны с ними.
И по тем данным, которые мы получили по состоянию на 10 марта, могу Вам доложить, что кредитный ресурс, выданный Сбербанком России, оценивается только в отношении этих предприятий на сумму свыше 1 миллиарда 599 миллионов рублей. Внешторгбанк предоставил этим предприятиям кредитов за всё время: это и ранее выданные, и выданные в последнее время, – свыше 530 миллиардов рублей. Внешэкономбанк предоставил кредитного ресурса на сумму 500 миллиардов рублей, из них 47,5 миллиарда – предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Кредитный ресурс только за последний месяц со стороны Сбербанка этим организациям составил свыше 68 миллиардов рублей. То есть несмотря на то что у нас сейчас кредитное сжатие в целом в экономике наблюдается, и кредиты предоставляются на очень жёстких для предприятий, неудобных условиях (при запросе большего залогового обеспечения и при высоких процентных ставках), но объём кредитного ресурса, который предоставляется организациям из этого списка, огромен: это свыше двух триллионов рублей только по этим организациям.
По Россельхозбанку и по другим банкам в отношении сельхозпроизводителей могу доложить, что у нас в этот список входит 32 крупных сельхозпроизводителя. Они в целом оценивали все свои кредитные потребности на текущий год порядка 300 миллиардов рублей, и в настоящий момент они имеют заверения о том, что получат кредитный ресурс не меньше чем на 217 миллиардов рублей от этих банков.
Мы оцениваем в целом, что в ближайшее время эта работа будет закончена, и весь необходимый кредитный ресурс, для того чтобы обеспечить все весенне-полевые работы, потом уборочные и так далее, в полном объёме для этого направления работы будет обеспечен.
В целом могу сказать, что на предприятиях, которые обратились с этими заявками в Правительство, на протяжении последних двух месяцев ситуация меняется. Реализуются различные социальные программы, в том числе программы по профессиональному переобучению. Надеюсь, что эти меры государственной поддержки, включая государственные гарантии и тот кредитный ресурс госбанков, который предоставляется, помогут ситуацию стабилизировать.
Д.Медведев: Но раз уж Вы заговорили про оборонно-промышленные предприятия, хотел бы обратить внимание на то, что нужно быстрее в порядке государственного заказа оформлять государственные контракты. Потому что то, что государственные оборонные предприятия берут большие кредиты, – это, конечно, хорошо, но с другой стороны – мы понимаем, какова цена сегодня этих кредитов, какова кредитная ставка. Они все плачут, что это очень дорого, и, естественно, что для них было бы лучше, если бы начало поступать финансирование в рамках государственного заказа, а оно пока для многих предприятий не открыто. Это, конечно, связано и с изменениями в государственный бюджет, которые вот-вот будут приниматься, но я говорю к тому, что нужно скорее замещать кредитные деньги на собственно финансирование в рамках государственного заказа. Это важнейшая часть работы Правительства.
И.Шувалов: Будем это делать, Дмитрий Анатольевич. И на этой неделе в Правительстве уже запланировано совещание с ключевыми министрами по тому, чтобы организовать работу по контрактации в рамках бюджета 2009 года – даже имея в виду изменённые параметры бюджета, но с тем чтобы объявить необходимые тендеры там, где они необходимы, провести самым эффективным образом работу по заключению контрактов. Мы начинаем эту работу активно на этой неделе.
Д.Медведев: Это нужно срочно делать, потому что деньги на эти нужды все уже запланированы.
16 марта 2009 года, Московская область, Горки