Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемые члены Совета!
Сегодня у нас заседание, посвящённое двум крупным темам: подготовке к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи и к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в Казани.
Эти важнейшие для развития нашей страны и, конечно, спорта в нашей стране события пройдут практически одно за другим и потребуют от нас беспрецедентных усилий по объёму прилагаемых нами возможностей и по той ответственности, которая перед всеми нами стоит. Эта работа потребует и высокой скоординированности, чёткости выполнения тех решений, которые уже приняты и которые ещё будут приниматься. Поэтому мы с вами сегодня предельно конкретно, по существу должны обсудить ход подготовки и остановиться на тех текущих задачах, которые на сегодняшний день для проведения этих мероприятий важны.
К сегодняшнему моменту пройден начальный этап олимпийского проекта. В текущем же году мы приступаем к строительству олимпийских объектов, то есть, собственно, к основной работе. В этой связи необходимо завершить в основном все проектные работы, которые велись до сих пор, и обеспечить безусловное соблюдение того графика, который мы с вами для себя установили.
Обращаю внимание также, что, несмотря на то что у оргкомитета «Сочи-2014» сложились по‑деловому хорошие отношения с МОКом и Международный олимпийский комитет в целом удовлетворён тем, как идут дела, тем не менее этот вопрос должен находиться под постоянным контролем всех присутствующих, всех лиц, отвечающих за решение этих задач и особенно в сфере финансового обеспечения и использования средств, выделяемых на цели проведения Олимпиады.
И ещё одна тема, которая всех сегодня волнует. Мы наладили работу, она идёт. Тем не менее очень много согласований, многие вещи, которые приходится, что называется, делать «в поле», вязнут в бюрократических проблемах. Инстанции, которые отвечают за процесс, находятся в постоянных переговорах друг с другом, но нормальная работа пока ещё не налажена, имею в виду и отношения между различными ведомствами, и с «Олимпстроем», и отношения с оргкомитетом – всё это нужно собрать воедино. Для этого у нас есть вице-премьер, который отвечает за этот процесс.
Надо быстро готовить документы, которые требуются для проведения уже не проектных работ, а начала строительства, имею в виду и технические регламенты, согласовать те процедуры, которые до сих пор не согласованы, потому что в этом наша прямая ответственность.
В том, что касается Универсиады, нам ещё предстоит обеспечить строительство спортивных объектов, строительство деревни Универсиады и определить механизмы их финансирования, включая финансирование дирекции.
Далее. Нам нужно окончательно урегулировать ряд вопросов, связанных с развитием Сочи. Какие это вопросы? Во‑первых, нам следует актуализировать и в случае необходимости (хотя нормативная база свежая, новая) внести, может быть, изменения в действующее законодательство в части, касающейся системы управления и строительства инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи. Необходимо также закрепить за Минрегионом полномочия координирующего органа, которые это ведомство в настоящий момент уже фактически исполняет. Отмечу также, что аналогичные проблемы стоят и перед организаторами Универсиады. Все эти вопросы Правительство должно оперативно решить.
Важно завершить урегулирование вопросов, связанных с предоставлением земельных участков под олимпийское строительство, и вопросов, связанных с переселением граждан. Причём необходимо разобраться с каждой переселяемой семьёй. Это вопрос, во‑первых, очень существенный, а, во‑вторых, он не может решаться абстрактно. Это взаимоотношения с каждой конкретной семьей, с теми людьми, которые живут на соответствующих земельных участках. Естественно, что должны быть учтены все права, которые для таких семей, для таких граждан установлены действующим законодательством, которое мы с вами разработали и приняли.
Сейчас под олимпийские объекты требуемые площади в основном выделены, но для развития Сочи как города (здесь проблем гораздо больше) земель выделено всего где‑то около 50 процентов. Это большая серьёзная работа, и эту работу необходимо, вне всякого сомнения, максимально ускорить. У администрации города должна быть возможность сформировать и так называемый маневренный жилищный фонд для предоставления жилья взамен изъятой земли и изъятых домов.
Вторая очень важная задача для Сочи. Помимо строительства олимпийских объектов наша задача – создать в Сочи мощную спортивно-рекреационную структуру для летних и зимних видов спорта, для активного отдыха и оздоровления людей. Мы должны в конечном счёте построить современный, мирового уровня курорт с развитой инфраструктурой, но не менее развитой социальной сферой, которая, кстати сказать, должна отвечать и всем экологическим нормам. И, конечно, это должен быть город, который будет комфортным и для самих сочинцев, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Тем самым мы должны заложить стандарты доступности, которые будут использоваться во всех регионах. Особую важность в этой связи приобретает разработка и реализация комплексной программы «Сочи – гостеприимный город».
Наша задача – создать в Сочи мощную спортивно-рекреационную структуру для летних и зимних видов спорта, для активного отдыха и оздоровления людей. Мы должны в конечном счёте построить современный, мирового уровня курорт с развитой инфраструктурой, но не менее развитой социальной сферой, которая, кстати сказать, должна отвечать и всем экологическим нормам.
Третья задача, о которой хотел бы сказать. Олимпийский проект, как и Универсиада, являются общенациональными проектами, и в успехе этих мероприятий должны быть заинтересованы все субъекты Федерации, а не только те, где, собственно, эти мероприятия проводятся. Считаю, что региональные строительные организации должны принять участие в конкурсах на строительство объектов Олимпиады и Универсиады. И, кстати, также для отечественной строительной индустрии это может быть неплохой поддержкой в период финансового кризиса.
Очевидно, что в нынешних экономических условиях нужны и более энергичные меры по поиску инвесторов. И у оргкомитета уже есть определённые идеи, связанные с привлечением коммерческих партнёров. Их нужно развивать, тем более сейчас не самая простая ситуация. Мы строим перспективные объекты, которые должны быть востребованы и после проведения Олимпиады и, соответственно, Универсиады.
В этом плане заслуживает внимания ещё одна идея – идея создания в Сочи российского международного олимпийского университета. Этот университет призван готовить менеджеров и организаторов крупных спортивных мероприятий, вообще мероприятий такого порядка и для нашей страны, и для других стран.
Другая группа задач, которая стоит перед всеми нами, – это задача подготовки спортсменов. Этапными здесь станут Олимпиады в Ванкувере и Лондоне. И, естественно, что эту подготовку нужно начинать как можно раньше, предоставив нашим спортсменам и полноценную тренировочную базу, включая вновь введённые объекты. Также быстро нужно решать вопросы, связанные с кадровым, научно-методическим, медико-биологическим и антидопинговым обеспечением. Я только что беседовал с нашей сборной по лёгкой атлетике, в общем, здесь есть о чём поговорить.
Едва ли не самая главная цель – использовать спортивные игры в Сочи и в Казани как стимул для модернизации всей системы физкультуры и спорта в нашей стране, особенно среди молодёжи, среди детей и подростков. Понятно, что честь страны будут защищать опытные спортсмены, но, с другой стороны, уже подрастает то поколение, которое будет выходить на состязание Универсиады, а затем и Олимпиады. Сегодня они учатся в школах, в университетах, и у нас есть лишь несколько лет для того, чтобы успеть их подготовить.
Надо наладить также эффективную систему отбора молодых спортсменов. Некоторые из начинающих спортсменов вполне могли бы поехать и в Ванкувер, и в Лондон для приобретения опыта. Это стало бы важным этапом для их подготовки к Олимпиаде в Сочи.
Нужно выстраивать также систему подготовки и воспроизводства спортивных кадров, в которых ключевую роль должны занять детско-юношеские спортивные школы. Только что об этом говорил и с Виталием Мутко [Министр спорта, туризма и молодёжной политики], и с нашими коллегами, которые здесь проводят тренировочные сборы. Такие школы есть во всех регионах, состояние их, мягко говоря, очень посредственное.
Кроме того, как выясняется, они ещё и разделены между различными ведомствами: за часть школ отвечают органы, которые занимаются развитием физкультуры и спорта, а за часть школ (приблизительно половина на половину) отвечают органы образования. И это не способствует укреплению самих детско-юношеских школ в целом. Вообще, забота о таких школах должна стать приоритетным проектом, заботой субъектов Федерации.
Для развития студенческого спорта необходимо укреплять молодёжные общественные организации, такие, например, как Российский спортивный союз. Результаты его деятельности, особенно с учётом последнего нашего выступления на Универсиаде в Китае, где мы очень неплохо выступили, достаточно обнадеживающие.
Думаю, что мы могли бы принять необходимое решение, в том числе и касающееся организационно-правовых форм работы. Кстати, не следует забывать и о тех общественных структурах, которые призваны заниматься развитием военно-технических видов спорта, хотя это не олимпийская тема, но тем не менее.
Одновременно с этим необходимо готовить специалистов, которые будут обеспечивать проведение соревнований в Сочи и в Казани, в том числе через формирование студенческих и иных волонтёрских отрядов, без чего не обходится ни одна Олимпиада, ни одна Универсиада. Это отдельная и, в общем, достаточно серьёзная работа. В таких формах привлечение молодёжи из всех регионов должно произойти уже в текущем году, потому нужно этим заниматься прямо сейчас. Все необходимые решения, в том числе организационные, также необходимо принимать безотлагательно.
Это набор вопросов для рассмотрения на сегодняшнем Совете. Давайте начнём работать.
Сначала по проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. Доклад Виктора Фёдоровича Басаргина – Министра регионального развития.
В.Басаргин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Совета!
Как было уже отмечено, в настоящее время олимпийский проект вышел на новый этап, всё больше объектов из стадии проектирования переходят в стадию строительства. Программой предусмотрено строительство и реконструкция 185 объектов и осуществление 28 мероприятий. Программа включает 14 спортивных олимпийских объектов и 15 объектов, обеспечивающих их функционирование, а также 156 объектов, направленных на развитие города Сочи. Главные акценты в работе сегодня делаются на ускоренный ввод объектов, без которых невозможна активная фаза строительства, то есть транспортной инфраструктуры, обеспечивающей подвоз основных строительных материалов, энергетических объектов в необходимом для полномасштабного строительства объёме.
В настоящее время начато строительство 26 объектов, в стадии проектирования 110 объектов, и 3 объекта введены в эксплуатацию. И главное – это первый пусковой комплекс железнодорожного грузового двора номер один, позволяющий поставлять на строительные площадки материалы и грузы в объёме более 5 миллионов тонн в год. Полностью грузовой двор будет введён в августе 2009 года, на 3 месяца раньше намеченного срока. Также в текущем году будут введены в эксплуатацию такие особо важные объекты, как аэропорт Сочи, второй этап и третий пусковой комплекс автомобильной дороги Джубга–Сочи, второй этап Сочинской ТЭС, подстанции и электрические сети, крайне необходимые на этапе строительства олимпийских объектов.
Ещё одна исключительно важная тема – это вопрос развития детско-юношеских спортивных школ, очень важный и очень запущенный. Нам нужно уделять финансированию детско-юношеских спортивных школ самое пристальное внимание, потому что без этого у нашего спорта нет никакого будущего.
Мероприятия по подготовке к Олимпийским играм осуществляются в соответствии с планом-графиком, в чётком соответствии с требованиями Международного олимпийского комитета. Итоги последней инспекционной поездки делегации МОК показали, что наше видение порядка и сроков подготовки олимпийских объектов полностью совпали. Отдельные замечания, конечно же, остались, но в целом позитивный настрой был очевиден.
Также важным пунктом программы является разработка концепции логистической системы. В настоящее время созданы условия и согласованы параметры олимпийской транспортной инфраструктуры для доставки строительных материалов на период строительства, а также гостей и участников Олимпийских игр. В этой связи создана транспортная дирекция, разработана первая версия имитационной модели транспортных и логистических потоков, определены ограничения логистической системы города Сочи на период строительства, проработаны схемы распределения объёмов поставок материально-технического обеспечения по кластерам строительства.
В части решения вопросов электроснабжения олимпийских объектов разработана схема электроснабжения Сочинского энергорайона с учётом реестра нагрузок как в период подготовки к проведению Олимпийских игр, так и после их окончания, рассчитанная на суммарную нагрузку в объёме 1000 мегаватт. Реализация схемы позволит гарантированно обеспечить олимпийские объекты энергетическими мощностями. Подготовлены предложения по внесению в программу строительства 24 объектов электроснабжения, необходимых для обеспечения нормативной надёжности энергоснабжения Сочинского энергорайона.
Для реализации политики государства в области обеспечения безопасности в период подготовки и проведения Олимпийских игр создана постоянная рабочая группа, в состав которой входят представители всех силовых государственных структур. Программой строительства предусмотрены мероприятия по разработке комплексной системы безопасности игр. На олимпийских объектах будет установлен особый порядок обеспечения безопасности как на этапах строительства, так и в период эксплуатации.
Министерством регионального развития, ФСБ, «Олимпстроем» совместно с силовыми государственными структурами разработан порядок обеспечения безопасности, которым регламентированы вопросы контроля материалов, оборудования, изделий и конструкций, а также специальных технических требований обеспечения безопасности при проектировании инженерно-технических систем объектов.
Вопрос реализации природоохранных мероприятий в ходе олимпийского строительства также является сегодня одним из приоритетных. В целях сохранения экологического баланса на территории Кавказского государственного биосферного заповедника принято решение об определении новых мест размещения трёх олимпийских объектов. В соответствии с требованиями заявочной Книги российского природоохранного законодательства, нормативами и регламентами Международного олимпийского комитета в программу строительства внесены мероприятия природоохранной деятельности и экологии. Проектная документация программы в обязательном порядке сегодня проходит государственную экологическую экспертизу, тем самым максимально снижается риск нарушения экологического баланса.
В отношении строительных подрядных организаций предусмотрены компенсационные мероприятия за причиняемый экологический ущерб уникальной природной среде. Актуальным остаётся изъятие, формирование и предоставление земельных участков для размещения олимпийских объектов. Их общая площадь составляет 6758 гектаров.
В настоящее время для размещения олимпийских объектов предоставлены необходимые площади в 3390 гектаров, в том числе под спортивные объекты и объекты, обеспечивающие их функционирование, 91,2 процента от необходимой площади; под объекты, под программу развития города Сочи как горноклиматического курорта – чуть более 40 процентов.
Основной акцент в этой работе делается на соблюдение прав и законных интересов граждан. Вами, Дмитрий Анатольевич, 8 января текущего года здесь, в Сочи, было дано поручение Краснодарскому краю, администрации города Сочи провести инвентаризацию объектов изъятия, затрагивающего интересы граждан. Это поручение сегодня выполнено. На участках, необходимых для изъятия, расположено 409 частных домов, 37 многоквартирных домов с общим числом квартир 273. Количество незастроенных земельных участков граждан, подлежащих изъятию, составляет 736 единиц. В целях защиты интересов граждан олимпийский закон дополнен нормами, определяющими порядок предоставления нового жилья гражданам, переселяемым из сносимых в целях строительства олимпийских объектов домов. Кроме того, детализирован порядок предоставления гражданам земельных участков и иного недвижимого имущества взамен изъятого.
Администрацией Краснодарского края совместно с администрацией города Сочи выбраны земельные участки, которых достаточно для строительства жилья в целях переселения граждан, а также предоставления земельных участков взамен изымаемых. Подготовка необходимых документов на земли, подлежащие включению в муниципальный, краевой и федеральный перечни земельных участков, предоставленных взамен изымаемых, и формирование перечней будет завершено до 30 мая 2009 года.
Считаю, что руководству корпорации «Олимпстрой» надо взять повышенные обязательства и уже в этом году сдать в эксплуатацию первый жилой посёлок, предоставляемый взамен изымаемого у граждан жилья, – культурно-исторический центр «Село Некрасовское» – вместо запланированного первого квартала 2010 года.
Наша работа не ограничивается сегодняшним днём, мы имеем представление о будущем олимпийских объектов. В настоящее время определены основные направления эффективного постолимпийского использования спортивных и инфраструктурных объектов с минимальным участием бюджетного финансирования. Они будут закреплены в разрабатываемой программе «Наследие», которая обеспечит устойчивый круглогодичный спрос на олимпийские объекты, максимизацию эффектов для Краснодарского края и России в целом. Все спортивные объекты проектируются с учётом продолжения их использования после Олимпиады и при необходимости без существенных затрат могут быть трансформированы под другие виды спорта или культурно-развлекательные цели. Сейчас осуществляется разработка проекта программы «Сочи – гостеприимный город», которая обеспечит выполнение требований Международного олимпийского комитета к городам – столицам Олимпийских игр в части повышения качества и уровня жизни по системе из 92 индикативных показателей экономической, социокультурной и экологической направленности.
Краснодарский край, город Сочи и в целом юг России к 2014 году получат развитую сеть современных автомобильных и железных дорог, модернизированную инженерную инфраструктуру, увеличение энергетических мощностей, телекоммуникаций, современные отели, благоустроенную береговую линию и многое другое. В целях подготовки и проведения Паралимпийских игр, как уже говорилось, ведётся работа по соблюдению требований Международного паралимпийского комитета. В частности, инициировано внесение изменений в олимпийский закон относительно нормативно-правовых положений, касающихся Паралимпийских игр. Паралимпийская специфика учитывается в оснащении транспортной инфраструктуры условиями доступа для лиц с ограниченными физическими возможностями, создании комфортных условий для людей с ограниченными возможностями при строительстве объектов различных функциональных направлений.
Стабильной и эффективной работы по указанным направлениям удалось достичь благодаря тому, что к настоящему времени заложены организационные и ресурсные основы реализации олимпийского проекта, сформирована и закреплена организационная структура управления подготовки и проведения Олимпийских игр. Подготовлена основная нормативно-правовая база, регулирующая порядок подготовки и проведения Олимпийских игр. Для обеспечения информационного обеспечения, контроля и управления утверждён регламент информационного обеспечения, во многом решены вопросы ресурсного обеспечения. Объём финансирования в 2008 году позволил выполнить мероприятия по реализации проекта в соответствии с планом-графиком. Сегодня Правительством одобрены и утверждены все параметры финансирования строительства. Планируемые затраты позволяют провести Игры в Сочи на мировом уровне, они сопоставимы с затратами на проведение летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне и зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере. Сегодня мы смотрим, как оптимизировать затраты бюджетных средств за счёт обеспечения условий привлечения дополнительных внебюджетных источников, средств инвесторов, снижения стоимости строительных материалов и применения эффективных технологий производства.
В целом можно констатировать, что строительство олимпийских объектов фактически выступает катализатором развития экономики за счёт стимулирования внутреннего спроса в силу использования тысяч единиц отечественной строительной техники, более 20 миллионов тонн стройматериалов и оборудования ежегодно, создания более 100 тысяч рабочих мест и строительства в смежных отраслях. Только на объектах госкорпорации «Олимпстрой» будет работать более 57 тысяч строителей. Дополнительным позитивным шагом является привлечение, как уже было отмечено, к работе региональных строительных организаций, и уже в этом отношении появился дополнительный опыт. Это заключение договора на выполнение строительно-монтажных работ по строительству большой ледовой арены для хоккея с шайбой МПО «Мостовик», город Омск, а также строительству ледовой арены для кёрлинга ЗАО «Стройинтернешнл», город Краснодар. Таким образом, работа по подготовке к Олимпийским играм ведётся комплексно и в соответствии с установленными сроками.
Исходя из вышесказанного, мы видим основные задачи и направления деятельности на 2009 год.
Первое. Необходимо перейти к активной стадии строительства с соответствующим обеспечением необходимой инфраструктуры.
Второе. Обеспечить строительство жилья взамен изымаемого для переселения граждан в соответствии с результатами инвентаризации.
Третье. Оргкомитету совместно с администрацией города Сочи и Краснодарского края, органами власти субъектов Федерации разработать комплекс мер по подготовке кадров, обеспечивающих проведение Олимпийских игр, привлечь кадровые ресурсы, включая развитие волонтёрского движения и формирование студенческих отрядов; включить в программу строительства дополнительные объекты электроснабжения и мероприятия по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения Олимпийских игр; также доработать программу «Сочи – гостеприимный город», усилив её в части развития санаторно-курортной зоны, социальной сферы, градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства и экологической сферы; реализовать мероприятия, направленные на охрану окружающей природной среды, создать условия для привлечения инвесторов в целях подготовки и проведения Олимпийских игр. Решение этих вопросов позволит нам максимально эффективно использовать 2009 год, который, безусловно, будет ключевым в подготовке к Олимпийским играм.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Виктор Фёдорович. Я на две вещи просто хотел бы обратить внимание, в принципе об этом уже говорилось, просто по итогам Вашего выступления.
В отношении финансирования энергетики, я только что смотрел сочинскую ТЭС, там сейчас вторая очередь сооружается. Этой темой нужно заниматься обязательно и просто в регулярном режиме, потому что общий объём мощностей, который требуется, довольно значительный, особенно с учётом того, что Сочи является энергодефицитным регионом. И, конечно, это строительство нужно держать постоянно в зоне контроля, потому как сегодня есть проблемы и с поиском инвесторов. Эти вещи относятся к первостепенным, имею в виду и будущее Сочи как города, как курорта, потому что здесь очень большой узел проблем сформировался ещё задолго до принятия решения о проведении Олимпиады.
И ещё одна тема – по гражданам. Я в своём вступительном слове уже говорил об этом: нужно вести обязательно индивидуальную работу по тем направлениям, которые вытекают из закона, касающимся участков, которые предоставляются взамен изымаемых. Нужно заниматься этим предельно тщательно и внимательно, причём в рамках действующего законодательства желательно предлагать все те варианты, которые из этого законодательства вытекают. И считаю, что нужно также, чтобы в администрации города был создан специальный механизм решения этих вопросов, включая и специальную «горячую линию», куда могли бы обращаться граждане со своими проблемами. Потому что они не могут, естественно, дозвониться в Москву, но на региональном уровне и на городском уровне эти вопросы должны всё время находиться в зоне особого внимания. Займитесь этим.
Теперь, пожалуйста, Александр Николаевич Ткачёв по этой же проблематике, губернатор Краснодарского края.
А.Ткачёв: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!
Без преувеличения скажу, что сегодня город Сочи, как и вся Кубань, живёт в режиме подготовки к Олимпиаде. Конечно, такой исторический шанс выпадает нечасто, и мы постараемся воспользоваться им максимально. Олимпиада 14-го года, безусловно, станет дополнительным мощным импульсом к развитию спорта как массового, так и спорта высших достижений. И, конечно, олимпийский проект – это не только спортивные объекты, а, конечно, это гарантированные инвестиции во все виды инфраструктуры Большого Сочи, это десятки тысяч рабочих мест.
Олимпиада придаст новые возможности развития таких отраслей экономики, как туризм, гостиничный бизнес, спортивная индустрия. Если сегодня в Сочи ежегодно отдыхает около 4 миллионов человек, то к 2014 году, мы планируем, ежегодный поток туристов вырастет в два раза и составит порядка 7 миллионов человек.
Уже сейчас в городе существует огромный неудовлетворённый спрос на качественные гостиничные услуги, современные выставочные и спортивные комплексы. Этот спрос представлен необеспеченными услугами стоимостью как минимум 7 миллиардов долларов в год. Увеличится вклад малого бизнеса в валовый региональный продукт как города, так и края. Сегодня в этой сфере занято более половины экономически активного населения города Сочи. Вокруг строящихся олимпийских объектов развернётся целая инфраструктура обслуживания, будет обеспечен гарантированный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции и изделий местной промышленности. Это особенно актуально, учитывая аграрную направленность экономики нашего региона.
Самой подготовкой к Играм мы решаем множество проблем. В этом уже сейчас можно убедиться, наблюдая за строительством объектов инфраструктуры города-курорта. При поддержке Правительства Российской Федерации в течение ближайших пяти лет будет построена новая транспортная и энергетическая инфраструктура, модернизированы инженерные коммуникации, планируется осуществление мероприятий по улучшению экологии. В планах на ближайшие годы строительство завода по хранению и сортировке твёрдых бытовых отходов. Будут закрыты старые полигоны, построены инженерные сети для защиты прибрежной зоны от загрязнения ливневыми стоками, возведены новые очистные сооружения.
Нельзя не отметить также и важность для олимпийского проекта строительного комплекса нашего края. Основные критерии, которым должны отвечать строительные компании, это профессионализм, высокая скорость и качество выполненных работ. Этим требованиям кубанские строители отвечают в полной мере. У стройкомплекса Кубани огромный потенциал, многолетний опыт работы и квалифицированные кадры.
За прошлый год сделано многое, об этом Виктор Фёдорович уже частично сказал. Конечно, основная работа велась в направлении обеспечения олимпийских объектов земельными участками. Кардинальный вопрос.
Общая площадь, необходимая для размещения олимпийских объектов, составляет порядка 7000 гектаров. Для размещения олимпийских спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование, предоставлено 1250 гектаров, или 91 процент необходимой площади; под мероприятия, предусматривающие строительство и реконструкцию объектов для развития города Сочи, – 2141 гектар, или 40 процентов. Из 187 объектов строительства в полном объёме обеспечены землей 70 олимпийских объектов. По 16 объектам обеспеченность составляет свыше 70 процентов, по остальным 97 объектам обеспеченность менее 50 процентов. Это линейные объекты, также объекты, не вошедшие в документацию по планировке территории. Здесь ситуацию мы держим под контролем.
Переселение граждан и строительство жилья для предоставления взамен, обеспечение территорий застройки объектами социально-культурного назначения – всё это является неотъемлемой частью работ по обеспечению олимпийских объектов земельными участками. Необходимо справедливо оценить стоимость изымаемой недвижимости, а также стоимость возводимого жилья и произвести равноценный обмен. Нам важно не ущемить законные интересы и справедливые требования каждого гражданина и в то же время ответственными быть за каждый потраченный рубль, то есть о чём Вы сейчас говорили. И хочу со всей ответственностью сказать, что мы понимаем степень своей ответственности и масштаб тех задач, которые стоят сегодня перед краем и перед городом.
Пример такого подхода сегодня уже существует, я имею в виду строительство культурно-исторического центра «Село Некрасовское», село так называемых староверов. Для переселения жителей деревни, старообрядцев, из прибрежной зоны олимпийского парка будет специально создан на новом месте недалеко от старого места проживания новый посёлок, новое село.
В настоящее время с большинством жителей уже подписано соглашение, которое, конечно же, требует уточнения цены изымаемого и предоставляемого имущества. Однако важно, что найдено компромиссное решение, которое устраивает обе стороны.
Второе важное направление нашей работы – реализация программы строительства олимпийских объектов. Речь идёт об объектах и мероприятиях, закреплённых за администрацией Краснодарского края. Для этого в прошлом году принята и успешно реализуется краевая целевая программа по строительству олимпийских объектов и развитию Сочи. Всего в программу включено 142 мероприятия с объёмом финансирования 34 миллиарда рублей, в том числе из консолидированного бюджета Краснодарского края – около 20 миллиардов.
Для региона это очень серьёзные суммы. Но понятно, что все эти средства в итоге прямо или косвенно будут работать на улучшение жизни людей. При этом особо хочу подчеркнуть, что, несмотря на экономические сложности, средства, предусматриваемые в бюджете края на подготовку и проведение Олимпиады, будут выделены в полном объёме. Отмечу, что все мероприятия краевой части олимпийской программы выполняются в соответствии с заданным графиком.
Полным ходом ведётся также строительство Краснополянской больницы и поликлиники. Объект будет сдан в установленный срок, то есть к концу будущего года – к началу нового, уже зимнего сезона, и будет построен на самом высоком уровне.
По нашей инициативе программа строительства олимпийских объектов дополнена новыми мероприятиями. Я уже говорил: создание культурно-исторического центра «Село Некрасовское» в Имеретинской низменности и храм святой Софии на горе Ахун.
Администрация края совместно с Минрегионразвития, оргкомитетом и администрацией города участвует в работе над программой олимпийского наследия. Это очень важный участок работы, мы понимаем. Основная её задача связана с обеспечением эффективного использования и создания инфраструктуры, возведения объектов после Олимпийских игр.
Важной частью программы олимпийского наследия является разработка комплексной программы «Сочи – гостеприимный город». Отмечу, что её особенностью является значительный объём внебюджетных средств, привлекаемых на её реализацию. По предварительным расчётам, внебюджетные источники финансирования должны составлять порядка 40 миллиардов рублей, или почти половину общей стоимости программы. Причём выгода для потенциальных инвесторов очевидна: привлечённые средства будут направлены на развитие потребительского рынка, модернизацию разгрузочного комплекса, развитие транспортной инфраструктуры, то есть на те направления, которые наиболее привлекательны для бизнеса.
Нельзя не отметить, что одним из приоритетных направлений социальной политики в нашем крае является развитие физической культуры и спорта. Я бы хотел буквально несколько минут остановиться на этом направлении. На протяжении всех последних лет на Кубани формируется настоящий культ спорта и здоровья, массовой культуры. Приведу пример. Если в 2001 году систематически занималось физической культурой и спортом 400 тысяч человек, то сейчас этот показатель увеличился в 2,5 раза и составляет порядка 1 миллиона человек. Сегодня на Кубани 219 учреждений спортивной направленности, где обучается 152 тысячи человек. Только в 2008 году открыто 19 спортивных школ. Особенно радует, что спортом увлекается всё больше школьников и студентов. Быть спортивным в молодёжной среде становится модно и престижно. В прошлом году открыты спортивные клубы во всех общеобразовательных школах, а также в средних и высших учебных заведениях, причём они работают по вечерам, в выходные и праздничные дни, во время каникул. Каждый педагог учебного учреждения, в том числе и учитель физкультуры средней школы, получает за это краевую доплату в размере 2 тысяч рублей.
На Кубани ведётся масштабное строительство спортивных объектов. За последние три года финансирование этого направления выросло в 6 раз и в течение этого года составляет около 5 миллиардов рублей только на содержание, строительство, обслуживание и персонала, и всех спортивных учреждений. В течение трёх лет построено 330 спортивных игровых площадок, 24 современных футбольных поля, возводится одновременно 54 спортивных комплекса. В столице Кубани строится национальный дворец спорта площадью 117 тысяч квадратных метров, это будет мегасооружение – с девятью залами, тремя бассейнами, двумя ледовыми аренами, с баскетхоллом на 7 тысяч зрителей. Запущена масштабная реконструкция базы гребли на байдарках и каноэ, которая станет центром подготовки спортсменов национальной сборной.
Такое внимание и финансовая поддержка, конечно же, дают свои результаты и в спорте высших достижений. По сравнению с первым годом почти вдвое выросло количество подготовленных спортсменов-разрядников, увеличилось представительство кубанских спортсменов в составах национальных сборных на летних Олимпийских играх.
В заключение хочу сказать, что традиционно на Кубани делалась ставка на летние виды спорта. Но, несмотря на это, мы надеемся, что к 2014 году наши спортсмены будут не только хозяевами Олимпиады, но и достойными её участниками и даже призёрами. Ведь зимние виды в нашем южном крае уже становятся доступными и популярными.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Николаевич.
С учётом того, что у нас темы в значительной мере смежные, я предлагаю послушать и выступление, касающееся Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани, а потом уже обсудить оба эти вопроса в режиме дискуссии.
Пожалуйста, Виталий Леонтьевич Мутко – Министр спорта, туризма и молодёжной политики России.
В.Мутко: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Владимир Владимирович! Прежде чем доложить о ходе подготовки к универсиаде в Казани, мне бы хотелось несколько слов сказать о подготовке наших спортсменов к Олимпийским играм 2014 года.
На заседании президиума Совета 4 февраля 2008 года был согласован комплекс мероприятий по подготовке российских спортсменов по зимним видам спорта для участия в Играх 2014 года. Меры были разработаны с учётом ситуации, сложившейся в 14 зимних видах спорта, согласованы с Олимпийским комитетом России, с федерациями по видам спорта. Реализация комплексных мероприятий рассчитана на два этапа. Для каждого этапа определены приоритетные задачи.
На первом этапе (2008–2010 годы) – это создание современной материально-технической базы по зимним олимпийским видам спорта на основе федеральных и региональных центров подготовки спортивных сборных команд страны. Была проведена серьёзная ревизия материальной базы, определены приоритеты практически по всем видам спорта, совместно с региональными властями внесены изменения в федеральную целевую программу развития физической культуры и спорта, и с учётом корректировки бюджета до августа 2009 года будут также внесены изменения в федеральную программу, где будет уточнена адресная программа спортивных объектов по зимним видам спорта.
В 2009 году завершены разработки механизма поиска, отбора перспективного спортивного резерва, подготовки спортсменов высокого класса с учётом достижений спортивной науки, медицины. До июля 2009 года завершится и начнётся уже реализация комплексных целевых программ по зимним видам спорта до 2014 года.
На втором этапе мы приступим к осуществлению планов всей подготовки спортивных сборных команд России и кандидатов на основе уже созданной материальной базы и региональных центров развития. Для успешной реализации задач предстоит решить вопросы организационного плана, изменения системы управления спортом высших достижений, финансового обеспечения, прежде всего федераций по видам спорта, Олимпийского комитета, научно-методического, медико-биологического обеспечения, упорядочить систему соревнований, решить ряд мер социальной поддержки тренеров, спортсменов, детских спортивных школ.
Стержнем подготовки будет являться календарь спортивных соревнований, который будет направлен не только на организацию проведения соревнований, но и на проведение учебно-тренировочного процесса. Уже сегодня при формировании единого календарного плана на 2009 год в два раза увеличено финансирование мероприятий спортивных сборных команд России по зимним видам спорта. Обращено особое внимание на финансирование подготовки юниорских команд, в составе которых осуществляют подготовку потенциальные победители и призёры Игр в Сочи.
Большой поддержкой стало осуществление программ социальной поддержки спортсменов и тренеров благотворительным фондом поддержки олимпийцев и попечительским советом, Дмитрий Анатольевич, который Вы возглавляете. В 2005–2008 годах фондом реализовано 12 программ. За этот период фонд выплатил 5712 грантов на общую сумму около 3 миллиардов рублей. Принято решение о поощрении начиная с 2009 года специализированных детско-юношеских спортивных школ, осуществляется подготовка кандидатов, членов спортивной сборной команды России для участия в XXI Олимпийских играх в Ванкувере и XXII Олимпийских играх в Сочи. Сегодня мы только открыли эту программу, уже около 40 регионов представили свои предложения на участие детских школ в этой программе. Сегодня каждый член сборной команды России по зимним видам спорта на текущую подготовку ежемесячно будет получать 45 тысяч рублей, а его тренер – 40 тысяч рублей.
Одним из этапов подготовки к Играм в Сочи станут предстоящие XXI Олимпийские игры в 2010 году в Ванкувере. По итогам выступления спортивных сборных команд России на чемпионатах мира по олимпийским программам в сезоне 2008–2009 года (он подходит к завершению, ещё осталось три вида – это фигурное катание, кёрлинг и хоккей) наши сборные команды занимают сегодня 12-е место. В первенствах мира, на кубковых соревнованиях наши сборные занимают второе место. По‑прежнему стабильные результаты показывают такие виды спорта, как биатлон, бобслей, скелетон, хоккей. Высокие, но нестабильные результаты у нас в лыжных гонках, санном спорте, в прыжках с трамплина, конькобежном спорте. Виды спорта, где нет стабильно высоких результатов, – это горнолыжный спорт, кёрлинг, лыжное двоеборье, сноуборд, фристайл, хоккей, шорт-трек.
Правительство России создало оргкомитет по подготовке к Ванкуверу и рабочий штаб. Уже в ближайшее время мы намерены провести серьёзный анализ итогов выступлений в сезоне 2008–2009 годов, будут приняты самые серьёзные меры по корректировке комплексного плана подготовки, ряд организационных мер. Я думаю, что эти меры позволят нам очень серьёзно в течение года подготовиться к Олимпийским играм в Ванкувере и сделать хороший задел в подготовке к Олимпийским играм 2014 года.
Конечно, нельзя не остановиться и на проблемах, связанных с допингом, тем более что в последние годы эта проблема серьёзно коснулась нашего спорта: перед Пекином – в легкой атлетике, этой зимой – в биатлоне, сегодня – в лыжных гонках. В соответствии с поручением Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина, данным нам на заседании президиума Совета по спорту, уже в кратчайшие сроки должна быть принята антидопинговая стратегия Российской Федерации, в соответствии с которой будет создана чёткая система антидопингового контроля, профилактики, образовательных программ. Стержнем этой программы будет антидопинговая организация. Усилена ответственность и административная, возможно, и уголовная тренеров, врачей, руководителей федераций, обслуживающего персонала и людей, которые рядом со спортом, влияют и побуждают наших спортсменов, особенно юношей, юниоров, к употреблению запрещённых препаратов, средств и методов.
С другой стороны, будет создаваться система поддержки наших спортсменов с использованием инновационных технологий, оптимальных схем медико-фармакологической поддержки, питания и других новых современных средств и форм. Также я хотел, Дмитрий Анатольевич, сказать о том, что мы серьёзно готовимся, конечно, к Паралимпийским играм и договорились с Паралимпийским комитетом России, что уже в ближайшее время будет сделан серьёзный план подготовки к играм и в Ванкувере, и в Сочи. Мы приняли решение, чтобы во всех видах программы наша сборная принимала участие. Для этого нам придётся принять ряд серьёзных решений, связанных с развитием двух видов спорта, в которых пока мы не участвуем.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Другим важным событием в нашей стране станет проведение XXVII летней универсиады в Казани 2013 года. Проведение универсиады для нас будет стартом отработки действий по проведению крупных соревнований, тем более что по количеству команд и видов спорта универсиада не уступает Олимпийским играм. В настоящее время Правительством России, всеми заинтересованными федеральными ведомствами ведётся активная работа по всем направлениям, связанная с подготовкой и проведением универсиады.
Для целей проведения универсиады, а также в соответствии с регламентом международной студенческой спортивной организации 11 октября 2008 года в Казани был подписан договор об основных компетенциях между её президентом Джорджем Киллианом, Первым заместителем Председателя Правительства Игорем Ивановичем Шуваловым, председателем Правительства Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым и мэром Казани Ильсуром Раисовичем Метшиным. 23 декабря Вами был подписан указ о подготовке к проведению Всемирной летней универсиады 2012 года в Казани, что для нас является, во‑первых, руководством к началу нового этапа подготовки универсиады, во‑вторых, подтверждением готовности России в существующих экономических условиях взять на себя обязательства по проведению всемирных студенческих игр.
Во исполнение данного указа 12 января Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение об образовании оргкомитета по подготовке и проведению универсиады, утвердил его состав. Первое заседание оргкомитета состоялось на прошлой неделе.
В целях оптимизации мероприятий по подготовке к универсиаде проведена инвентаризация спортивных сооружений Казани, пригодных для проведения тренировочного процесса, соревнований, а также необходимой инфраструктуры на предмет их соответствия требованиям международных организаций. С учётом инвентаризации сформирован и утверждён протоколом оргкомитета перечень объектов, необходимых для проведения универсиады. В него вошли 64 спортивных сооружения, деревня универсиады, необходимая инфраструктура. Хотел бы отметить, что в перечне спортивных объектов был приоритет: они располагаются в учебных заведениях: университетах, институтах – и будут использоваться после универсиады.
По результатам проведённого анализа, с учётом уже начатых объектов подготовлены и уточнены финансово-экономические обоснования, календарный график строительства, реконструкции спортивных сооружений и деревни универсиады. В соответствии с решением оргкомитета на строительство, реконструкцию спортивных сооружений, а также на строительство универсиадной деревни предусмотрено выделение всех необходимых ассигнований федерального бюджета. В соответствии с международными требованиями все спортивные объекты должны быть готовы за один год до старта универсиады, и на них уже должны быть проведены тестовые соревнования.
Для своевременного выполнения работ по проектированию, строительству, вводу объектов универсиады уже в текущем году запланировано осуществление комплекса проектных работ и строительства спортивных объектов. Важным элементом подготовки к универсиаде является создание исполнительной дирекции универсиады как связующего звена между заинтересованными сторонами в Российской Федерации и в международных организациях. С этой целью организационным комитетом принято соответствующее решение, в том числе предусмотрено выделение необходимых средств федерального бюджета.
Для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации по организации и проведению универсиады, и учитывая масштабность данного спортивного мероприятия, оргкомитет утвердил план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением универсиады. Данный план содержит меры, направленные на нормативно-правовое регулирование и финансовое обеспечение; обеспечение работы организационного комитета, исполнительной дирекции; подготовку спортивных сооружений и объектов городской инфраструктуры, технической координации; обеспечение спортивной части; обеспечение питания участников; обеспечение правопорядка, общественной безопасности; обслуживание зрителей; разработку и обеспечение культурной программы; разработку и обеспечение маркетинговой программы; обеспечение связи с общественностью; лицензирование и защиту авторских прав; информационное, транспортное обеспечение; организацию и проведение инспекторских мероприятий; аккредитацию участия; медицинское обеспечение.
При подготовке к Олимпийским играм 2014 года в Сочи и Всемирной летней универсиаде 2013 года в Казани мы в полной мере осознаём, что тем самым решаем стратегическую цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта, обозначенную Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, утверждённой Правительством Российской Федерации. Это осознание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также на повышение конкурентоспособности российского спорта.
Хотел бы также отметить, что после завершения универсиады в Казани Казань станет одним из центров российского спорта, может быть, третьим после Москвы и Петербурга, который будет способен принимать соревнования различного уровня, способен и по спортивным объектам, и по возможности проживания.
Кроме того, в существующей ситуации, связанной с финансово-экономическим кризисом, решение поставленных задач по подготовке данных спортивных соревнований является, по сути, антикризисными мерами, так как в процессе указанной подготовки будут созданы новые рабочие места. Предприятия страны получают определённую промышленную загрузку.
Что же касается развития студенческого спорта, о котором Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили, – вовлечение студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, – то в проекте стратегии развития физической культуры до 2020 года, разработанной по Вашему поручению, предусмотрено к 2020 году привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом до 80 процентов наших студентов. Здесь нужно будет принять ряд организационных, технических, нормотворческих мер в системе соревнований среди студентов и в развитие материально-технической базы спортивной деятельности, физического воспитания, спорта в высших учебных заведениях. Всё это положительно скажется на качестве жизни, улучшении благосостояния подрастающего поколения.
В заключение хотелось бы обратить особое внимание на масштабность поставленных задач, на необходимость в связи с этим государственного участия во всех уровнях реализации такого крупного международного спортивного мероприятия. Я уверен, что проведение универсиады и Олимпиады станет мощным импульсом для формирования здорового образа жизни молодого поколения нашей страны, развития спортивной инфраструктуры, всей системы детско-юношеского спорта, позволит усовершенствовать систему развития студенческого спорта в стране.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Виталий Леонтьевич.
Пожалуйста, Минниханов Рустам Нургалиевич – премьер-министр Республики Татарстан.
Р.Минниханов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
Хотел бы ещё раз выразить благодарность лично Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, лично Вам, уважаемый Владимир Владимирович, Правительству Российской Федерации, всем, кто оказал решительную поддержку в борьбе за право проведения универсиады 2013 года. Последний раз наша страна принимала Всемирную универсиаду в 1973 году в городе Москве, ровно через 40 лет универсиада вернется в наша страну. В соответствии с регламентом Международной федерации студенческого спорта соревнования XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года пройдут по 13 обязательным и 12 дополнительным видам спорта.
Рабочая группа в составе представителей Республики Татарстан, Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и других заинтересованных федеральных министерств провела инвентаризацию существующих спортивных объектов города Казани на соответствие нормативам ФИСУ и представила организационному комитету универсиады перечень и месторасположение 64 спортивных сооружений для проведения соревнований и организации тренировочного процесса участников. Из общего представленного списка 28 объектов существуют, ряд объектов находится в стадии строительства, и 29 необходимо построить.
Согласно контракту, подписанному с ФИСУ 11 октября 2008 года, основным объектом универсиады станет комплекс универсиадной деревни, он включает в себя жилые помещения для размещения 11 тысяч участников, комплекс питания для одновременного обслуживания 3,5 тысячи человек, культурно-досуговые, информационные и медицинские центры. Также здесь предусмотрен спортивно-тренировочный блок со стадионом и спортивными залами.
17 марта текущего года состоялся организационный комитет под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Шувалова, который рассмотрел и утвердил представленный перечень объектов универсиады, в том числе спортивные объекты и универсиадную деревню, которые будут строиться за счёт федеральных средств. Также на заседании был утверждён план основных мероприятий по подготовке и проведению Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани.
Для реализации поставленной задачи руководством республики определён головной государственный проектный институт «Татинвестгражданпроект», имеющий 75-летний опыт работы, благодаря которому подготовлена вся предпроектная документация спортивных объектов универсиады. Из 29 вновь возводимых спортивных объектов утверждённого оргкомитетом перечня шесть объектов имеют в полном объёме проектную документацию и заключения государственной экспертизы. Ещё по 10 спортивным объектам завершается государственная экспертиза и к концу апреля будет готовность к началу строительства. Также сформированы технические задания на все оставшиеся спортивные объекты.
С учётом изучения мирового опыта ведётся поиск оптимальных аналогов спортивных сооружений с целью сократить время подготовки данных объектов к строительству и оптимизировать финансовые затраты. По всем 29 возводимым спортивным объектам и универсиадной деревне мэрия города Казани безвозмездно выделила земельные участки – это 136 гектаров земли общей кадастровой стоимостью 18,2 миллиарда рублей. Также проведена работа и оформлены все технические условия для подключения объектов к инженерным сетям всех вновь возводимых спортивных сооружений и универсиадной деревни.
Таким образом, сегодня выполнен комплекс подготовительных работ, который при своевременном финансировании даст возможность завершить в текущем году проектирование всех остальных спортивных объектов с комплексом универсиадной деревни и начать строительные работы по 16 новым спортивным объектам.
Хочу кратко проинформировать о строительстве объектов универсиады, отнесённых к ответственности республики. Это спортивный комплекс на улице Мавлютова – к осени текущего года объект будет завершён. Дворец единоборств – строительство будет завершено в конце этого года. Казанская академия тенниса – объект сдаётся к концу 2010 года. Силами научно-исследовательского проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (город Санкт-Петербург) завершается разработка программы развития улично-дорожной сети и системы городского пассажирского транспорта города Казани на период до 2013 года. Результаты этих расчётов будут представлены в срок до 15 апреля текущего года.
Особое внимание мы уделяем реконструкции международного аэропорта «Казань», которая проводится полностью за счёт средств инвесторов. К этой работе привлечена международная компания, которая разрабатывала концепцию одного из крупнейших аэропортов мира в городе Франкфурте-на-Майне, подготовлен инвестпроект.
В соответствии с договором об основных компетенциях, подписанным 11 октября 2008 года, создаётся исполнительная дирекция универсиады, её учредителями являются Правительство Российской Федерации, Российский студенческий спортивный союз, кабинет министров Республики Татарстан, мэрия Казани. Республика Татарстан совместно с Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации подготовили учредительные документы и провели расчёты финансовых затрат на период до 2013 года.
Особого внимания при подготовке к универсиаде требуют вопросы транспортного обеспечения, безопасности, маркетинговые программы, организация телевизионного вещания, упрощение визовых и таможенных процедур, медицинского, культурного и инфо-коммуникационного обеспечения. Для решения этих и многих других вопросов мы надеемся на поддержку федеральных министерств.
Учитывая, что универсиада пройдёт за семь месяцев до сочинской Олимпиады, считаем возможным использовать Казань как технологический полигон для отработки и взаимодействия всех служб Олимпиады.
Татарстанцы стремятся достойно подготовиться к универсиаде и провести её на высоком уровне. Одной из форм эффективной подготовки к спортивным соревнованиям мирового уровня является проведение спортивных форумов. В связи с этим Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев обратился к Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, с инициативой проведения ежегодного всероссийского спортивного форума и предложил провести первый форум в октябре 2009 года в городе Казани. Просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.
Доклад закончен. Благодарю за внимание.
<…>
В.Путин: У меня два замечания.
Первое – по поводу сроков исполнения принимаемых решений. Действительно, проблема «забюрокраченности» у нас является всеобщей, и это серьёзный тормоз в реализации наших проектов по олимпийским планам.
Вместе с тем хотел бы обратить внимание инвесторов на то, что ни кризисные явления, ни проблемы «забюрокраченности» не должны быть поводом для срыва сроков начала строительства и возведения объектов. Соответствующие указания Дмитрий Николаевич Козак получил.
Мы должны строго следить за исполнением всего, о чём мы договариваемся. Если кто‑то из инвесторов считает, что по тем или иным причинам он не в состоянии реализовать взятые на себя обязательства, лучше своевременно об этом заявить. Это касается не только тех, кто здесь присутствует, это касается всех инвесторов по всем олимпийским объектам. У нас есть время своевременно среагировать, но это нужно сделать открыто, честно и своевременно. Это первое замечание.
Второе, казалось бы, не имеет прямого отношения к подготовке к Олимпийским играм в 2014 году, но тем не менее является важным обстоятельством, на которое я также хотел бы обратить внимание. Во второй половине апреля текущего года в Сочи должны состояться выборы мэра города. Я очень надеюсь, что жители города выберут ответственного, дееспособного и профессионально состоявшегося, порядочного человека. Выберут профессионала, который будет в состоянии эффективно решать текущие задачи по развитию города, ясно формулировать перспективные цели и добиваться их реализации. Будущий мэр должен быть в состоянии приспособить, адаптировать олимпийские проекты к развитию самого города, поскольку конечной целью наших действий является создание в Сочи одного из крупнейших европейских курортов. Будущий мэр должен быть в состоянии наладить необходимые деловые отношения с корпорацией «Олимпстрой», с администрацией Краснодарского края, с федеральным центром. Напомню, что только на развитие города Сочи мы выделяем до 2014 года 17,5 миллиарда рублей дополнительно. Это деньги, которые должны пойти не на олимпийскую программу, не на олимпийские объекты, а именно на развитие города Сочи.
Мы с вами хорошо знаем, что у нас все избирательные кампании на любом уровне проходят шумно, громко. В ходе таких кампаний на поверхность всегда всплывает пена. К сожалению, часто довольно грязная.
Надеюсь, что сочинцы никому не позволят использовать олимпийский проект для реализации собственных амбиций, не имеющих ничего общего с интересами горожан. Полагаю, что и руководство края, и исполняющий обязанности мэра города должны обратить на это серьёзное внимание.
Спасибо большое.
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Владимирович.
Уважаемые коллеги, подведу итоги нашей сегодняшней работы.
Естественно, подготовлен перечень поручений. Значительная часть из этого перечня в том или ином виде озвучена либо мной, либо другими коллегами. Этот перечень показывает текущую стадию нашей подготовки, показывает и основные направления движения. Очевидно, что сделать ещё предстоит очень и очень много. Это задача Правительства, это задача региона, это наша с вами задача как членов соответствующего оргкомитета.
Теперь по некоторым нюансам, которые прозвучали в ходе выступлений. В нескольких выступлениях, и Виталий Леонтьевич Мутко говорил об этом, и Валентин Васильевич Балахничёв, некоторые другие коллеги тоже, говорили о фонде поддержки олимпийцев. Этот инструмент показал свою эффективность в достаточной степени, во всяком случае. И мы рассчитываем его сохранить. Поэтому думаю, что нужно будет в ближайшее время мне как председателю этого фонда встретиться с его учредителями, с его участниками и обсудить механизм работы на ближайшее время, календарь финансирования наших олимпийских надежд и некоторые другие вопросы. Мы, естественно, признательны всем участникам, всем членам этого фонда за осуществление финансовой поддержки.
Теперь в отношении некоторых вопросов, связанных в том числе с Универсиадой, но не только. Действительно, у нас в университетах происходит подготовка по различным спортивным специальностям. Но надо признаться, мы сегодня это обсуждали в ходе моей сегодняшней встречи с нашей сборной по лёгкой атлетике, что законодательство об университетах и вообще законодательство об образовании всё‑таки не в такой степени нацеливает на решение этих задач. Думаю, что мы должны посмотреть и наши стандарты, и общее статутное законодательство об университетах, для того чтобы соответствующее профилирование, соответствующая работа в полной степени была отражена в правилах деятельности высших учебных заведений. Только тогда мы сможем получить результат, сходный с тем, который имеет спорт в других странах, в частности, в тех странах, где очень развит университетский спорт.
Ещё одна тема, к которой в той или иной форме возвращались наши коллеги, – это тема волонтёрского движения. Это и вопрос мотивации волонтёров, и вообще, собственно, вопрос создания этого волонтёрского движения. Вы знаете, несмотря на тот опыт, который имеет Москва, который обязательно должен быть использован, и я в этом смысле благодарен тому, что было сказано Юрием Михайловичем Лужковым, всё‑таки у нас это почти новое дело. Мы этим в том виде, в котором это существует в других странах, не занимались, а опыт советского волонтёрства периода проведения Олимпиады в Москве уже очень древний и вряд ли может быть в такой степени использован.
Поэтому мы должны максимально внимательно отнестись к этому вопросу, потому что речь идёт действительно о сотнях тысяч человек и для Сочи, и для Казани. И думаю, что в значительной мере работа этих волонтёров также будет связана с общей атмосферой, которая складывается в том или ином городе – и в Сочи, и в Казани, будет связана с атмосферой вокруг Олимпиады или Универсиады. Если мы не сможем создать соответствующие настроения, эти волонтёры просто на работу не выйдут. Это большая политическая работа, и это в конечном счёте вопрос политической стабильности и в ходе проведения выборов, то, о чём только что говорил Председатель Правительства Владимир Путин, и в целом связано с политической ситуацией в стране. Об этом нужно помнить в ходе нашей практической деятельности всем здесь присутствующим.
Есть ряд вопросов, по которым, считаю, должен быть дан отдельный набор поручений. Нужно разбираться с текущими проблемами и с заявочной книгой. Нам нужно по этим вопросам наконец поставить точку, потому что мы не можем постоянно передергивать колоду и говорить сначала так, потом эдак. Мы понимаем, что это будет вызывать раздражение, в том числе и у Международного олимпийского комитета, и у других инстанций.
Ещё одна исключительно важная тема, о которой сегодня говорилось в ходе моей встречи (которая состоялась до проведения нашего Совета) с членами сборной по лёгкой атлетике и говорилось здесь, – это вопрос развития детско-юношеских спортивных школ, очень важный и очень запущенный. Я в своём вступительном слове говорил и ещё раз хотел бы к этому вернуться. Поддерживаю эту идею, которая прозвучала у Владимира Сергеевича Лисина, в отношении первенства среди таких школ. И вообще нам нужно уделять финансированию детско-юношеских спортивных школ самое пристальное внимание, потому что без этого у нашего спорта нет никакого будущего. И здесь не нужно друг друга агитировать, говорить общие слова – это очевидная вещь, только нужно этим заниматься на всех уровнях, в том числе и на федеральном, и на региональном.
И последнее, что хотел бы сказать в порядке обмена соображениями. Действительно, нам предстоит ещё очень многое сделать. От того, насколько мы будем скоординировано работать, от того, насколько будет возможно удалить те бюрократические препятствия, которые так или иначе возникают, будет зависеть и успех выступлений наших спортсменов. Потому что чем длиннее будет цикл подготовки, тем лучше будут результаты. Это банальность, но это именно так.
Уважаемые коллеги, на этом считал бы правильным основную дискуссию завершить, но у нас есть ещё один вопрос – о рабочих органах Совета. Считаю, нам нужно будет соответствующие рабочие органы Совета образовать. Нет возражений? Спасибо.
До встречи.
23 марта 2009 года, Сочи