Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Мы с вами продолжаем практику проведения выездных заседаний президиума Государственного совета. Сегодня темой нашего разговора является один вопрос, но сложный и, естественно, очень важный для нашей страны – вопрос о задачах и состоянии допризывной подготовки, совершенствование системы допризывной подготовки молодёжи.
Я только что был в Воздушно-десантном командном училище, на областном призывном пункте. В общем и целом там всё, естественно, выглядит прилично. Училище вообще прекрасно выглядит, и на призывном пункте тоже всё хорошо. Но понятно, что подготовка к армии начинается задолго до попадания на призывной пункт и до поступления в училище. Эта подготовка начинается, собственно, в школе. И, естественно, она касается и сферы образования, и сферы здоровья, причём как физического, так и нравственного здоровья.
Известно, что есть проблема с наличием подготовленных к военной службе молодых людей. Их становится не больше, а, к сожалению, меньше. За последние 20 лет число годных к военной службе людей сократилось практически на треть. Причём у более чем 40 процентов допризывников здоровье и уровень физического развития не соответствует требованиям армейской службы.
Напомню, что согласно утверждённой военной стратегии комплектование армии и флота на период 2020 года остаётся смешанным, причём трое из четырёх военнослужащих подлежат набору на основании призыва. И именно от их физической выносливости, от уровня ответственности, уровня образования будет зависеть, смогут ли они работать на современной технике, достойно переносить трудности воинской службы и, соответственно, быть готовыми к тем угрозам, с которыми сталкивается наша страна и на которые должна отвечать армия.
Нам нужно создавать действенную современную систему допризывной подготовки молодёжи. Чтобы её создать, нужны комплексные многоплановые решения. Необходима нормальная координация деятельности федеральных ведомств, регионов, муниципалитетов, учебных заведений и общественных организаций.
Нам нужно создавать действенную современную систему допризывной подготовки молодёжи.
Знаю, что рабочая группа Госсовета тщательно проанализировала эти вопросы. С соответствующим докладом выступит Николай Кириллович Максюта, глава администрации Волгоградской области. Но я сейчас обозначу как бы рамку, цели и основные позиции.
Что нужно делать? Во‑первых, необходимо серьёзно модернизировать системы спортивной и технической подготовки допризывной молодёжи. Вы знаете, что у нас здесь есть свой собственный опыт, уникальный опыт. Он не идеальный, но он уникальный, и он действительно создавался в нашей стране.
Ещё не так давно миллионы людей занимались в секциях ДОСААФ, получая в том числе знания и навыки по военно-учётным специальностям. Именно в кружках авиамоделей и автомоделистов делали свои первые шаги многие наши прославленные лётчики, конструкторы, инженеры.
К сожалению, за последние 10 лет число молодых людей, которые занимаются спортом в РОСТО, как правопреемнике ДОСААФ, сократилось почти в 25 раз. То есть, иными словами, можно считать, эта работа вообще и не ведётся в нормальных объёмах, хотя для подготовки призывников эта организация имеет и технику, и учебные площадки. Конечно, не хватает современных средств обучения, не хватает нового оборудования, не хватает тренажёров. Но очень многое зависит и от активности тех, кто работает в этих организациях.
На грани развала оказалась спортивная авиация. Не так давно я даже на эту тему разговаривал, когда встречался с нашими женщинами, занимающимися совсем не женским трудом. В упадке находится и планёрный, и парашютный спорт. И это, конечно, упущенные возможности для страны, для нашего подрастающего поколения.
Я хотел бы обратить на это внимание Министерства обороны и Министерства по делам спорта. Ведь для многих молодых людей возможность бесплатно заниматься военно-спортивными и техническими видами спорта может стать и базой, и стимулом для занятий допризывной подготовки.
Понятно и то, что в условиях текущего финансового кризиса этими проблемами заниматься непросто, но делать это надо, нам деваться некуда. И поэтому я поручаю подготовить перечень необходимых мер государственной поддержки авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта, который должен быть утверждён Правительством Российской Федерации.
Второе, что необходимо делать, на чём необходимо сконцентрироваться. Грамотных и продуманных действий требуют также вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Эта тема вечная, но очень сложная. Не секрет, что у многих школьников уже сложилось негативное представление о военной службе. Они просто зачастую боятся идти служить в армию, на флот. Конечно, такое отношение необходимо менять как, собственно, в ходе службы, что и должны делать в Вооружённых Силах, так и до неё, в том числе с использованием возможностей средств массовой информации и других возможностей. Но самое главное, конечно, мы должны менять реальную ситуацию, чтобы она не была пугающей.
Я знаю, что во многих субъектах нашей страны накоплен интересный и полезный опыт работы в этой сфере. Предлагаю разработать и принять региональные программы допризывной подготовки молодёжи с финансированием в том числе и за счёт региональных бюджетов. А эффективность деятельности исполнительной власти (мы её оцениваем, есть набор критериев) оценивать в том числе и по показателям подготовленности молодёжи к военной службе. Потому что в конечном счёте, это такой синтетический показатель, который, по сути, отражает и здоровье молодых людей.
Третья тема, на которую хотел обратить внимание, ключевой элемент допризывной подготовки, – это обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям. Тем более что из‑за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в самой армии. Базовым курсом школьной программы в текущей ситуации сегодня на это отводится всего лишь 70 часов. Опыт ряда регионов показал, что даже в столь скромных временных рамках можно достичь довольно неплохих успехов. Необходимо использовать и такой резерв, как факультативные занятия, и действовать в соответствии с учебными программами, дополняя их вот этими факультативами.
В этой связи хотел бы также сказать, что я поручаю разработать нормативы по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, которые участвуют в допризывной подготовке молодёжи, и включить их в федеральный образовательный стандарт общего образования, который существует в нашей стране.
Я обозначил общие вопросы, вопросы предстоящей работы. Конечно, создание эффективной системы военно-патриотического воспитания – это дело не нескольких дней, даже не месяцев, тем не менее надо этим заниматься. Мы все видим, как такого рода работа не формально, а, надо признаться, весьма и весьма эффективно ведётся в других странах. Мы тоже когда‑то такой опыт имели. Да, у него была, может быть, несколько иная идеологическая основа, но этот опыт был очень в целом позитивный. А служба в армии, защита Отечества, безусловно, относится к числу наших фундаментальных ценностей, которые мы должны отстаивать и защищать.
Думаю, нам нужно обсудить и вопрос концепции федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 20-го года и, наверное, подумать о создании специальной межведомственной комиссии для координации такого рода деятельности и такого рода работы.
Предложений много. Не все они, наверное, сегодня окончательно проработаны. Давайте обсудим их целесообразность. Я готов выслушать и новые идеи, а также тот региональный опыт, который имеется в целой части наших субъектов Федерации.
Давайте приступим к обсуждению. Как я уже сказал, доклад от имени президиума Госсовета делает Николай Кириллович Максюта.
Пожалуйста, Николай Кириллович.
Н.Максюта: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены президиума Государственного совета! Уважаемые коллеги!
В своём выступлении Вы, Дмитрий Анатольевич, обозначили сложность и актуальность рассматривающейся сегодня темы.
Вопросы допризывной подготовки молодёжи имеют многоуровневый и многоплановый характер, охватывают множество проблем – начиная со здоровья молодёжи, развития военно-прикладных видов спорта и заканчивая подготовкой по военно-учётным специальностям.
Очевидно, что без создания современной, отвечающей потребностям государства системы допризывной подготовки под ударом может оказаться проводимая в стране реформа Вооружённых Сил, главной целью которой является формирование новой современной российской армии.
Нами, рабочей группой, проанализирован большой объём материалов, посвящённых данной проблеме, выделены и определены основные факторы, влияющие на состояние дел в этой сфере, а также намечены конкретные предложения по изменению ситуации.
В докладе достаточно чётко сформулированы три основных принципа, которые должны быть положены в основу работы по допризывной подготовке молодёжи: это массовость, системность и единство организационной деятельности. Все это делается для достижения главной цели – повышения качества допризывной подготовки молодёжи. Это в первую очередь – здоровье, качество занятий физической культурой и спортом, качество военно-патриотического воспитания и, наконец, качество подготовки по военно-учётным специальностям. Только создав систему, объединяющую все уровни власти и обеспечивающую взаимодействие государства и общественных организаций, можно создать новый облик Вооружённых Сил.
Мы очень благодарны всем министерствам и ведомствам, которые принимали участие в подготовке материалов, и в первую очередь Министерству обороны Российской Федерации, откуда мы получили необходимую информацию, в том числе и по таким неудобным для ведомства вопросам, как дедовщина или качество подготовки по военно-учётным специальностям.
Уважаемые коллеги! Сразу хочу отметить, что в своём выступлении ряд вопросов, связанных с допризывной подготовкой, будет мною обозначен через важные факторы и тенденции, поскольку более детальный анализ проблемы сделают представители министерств, ведомств и общественных организаций.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, отсутствие федеральной системы подготовки к службе в армии, начинающейся с дошкольного и школьного возраста и заканчивающейся подготовкой призывников непосредственно по военно-учётным специальностям, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта, отсутствие единого органа, объединяющего координацию деятельности исполнительной власти всех уровней и общественных организаций в этом направлении.
Совершенно очевидно, необходимость создания новой общефедеральной системы допризывной подготовки молодёжи назрела. Первым шагом на этом пути должна стать разработка, как Вы уже сказали, Дмитрий Анатольевич, концепции общефедеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года. В рамках данной концепции следует разработать и определить перспективы развития системы допризывной подготовки молодёжи до 2020 года, новые программы подготовки призывников по военно-учётным специальностям, основные цели и задачи, стоящие перед государством в сфере развития допризывной подготовки с учётом качественных и количественных характеристик призывного контингента, необходимого также силовым ведомствам, систему взаимодействия федеральных, региональных органов исполнительной власти и общественных организаций, участвующих в подготовке молодёжи к службе в армии, направление развития и совершенствования базовых элементов допризывной подготовки, военно-патриотического воспитания, физической и морально-психологической подготовки молодёжи к службе в армии, развития военно-прикладных и технических видов спорта.
Как видно из представленных вам материалов и статистических данных, 2009 год стал переломным в отношении государства к вопросам допризывной подготовки. В этом году мы имеем максимум молодых людей, призванных на срочную службу. Дальнейшее развитие событий возможно по двум сценариям: либо резкий спад количества подлежащей призыву молодёжи, либо сохранение необходимого количества призывного контингента. Спад может произойти из‑за совпадения целого ряда факторов, главными из которых, без всякого сомнения, станут демография и состояние здоровья призывников.
Вы, Дмитрий Анатольевич, в своём выступлении сказали, что состояние здоровья призывников стало фактором, напрямую влияющим на обороноспособность страны. Действительно, по данным Минобороны России, здоровье и уровень физического развития свыше 40 процентов допризывников не соответствует требованиям службы. При этом в начале 90-х годов этот показатель составлял всего 5 процентов.
Анализ данной проблемы показывает, что укрепление здоровья призывников требует реализации целого комплекса мер, наиболее важными и приоритетными из которых являются: расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях; создание единой электронной базы данных о состоянии здоровья юношей призывного возраста (так называемый электронный паспорт призывника), что сегодня делается в Республике Татарстан; разработка и внедрение ежегодного мониторинга состояния детей, юношей – начиная с 10-летнего возраста. Особое внимание следует уделить такому параметру, как уровень физической активности.
Вместе с тем абсолютно очевидно, что одними медицинскими мерами данную проблему не решить. И здесь мы опять возвращаемся к проблеме занятия молодёжи массовыми видами спорта. При этом применительно к тематике заседания президиума Госсовета основной упор необходимо сделать на массовом развитии военно-прикладных и технических видов спорта.
В советское время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства наших граждан. В спортивных общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений.
Для исправления ситуации в данной сфере рабочая группа предлагает создать систему массового детского и юношеского спорта.
Ещё одним важным элементом системы допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Я остановлюсь на нескольких основополагающих моментах. Как абсолютно правильно отметил Президент России, из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания. Наша с вами общая задача вернуть понятие и сделать его неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека.
В первой половине 90-х годов, лишившись поддержки властных структур, система военно-патриотического воспитания была удалена из большинства государственных институтов, образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер. В значительной степени утратили позиции и многие общественные организации, занимавшиеся ранее воспитанием допризывной молодёжи.
На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программы патриотического воспитания занимаются органы по делам молодёжи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты. Однако только этих усилий недостаточно. Тем более на сегодняшний день претерпевают также реформы комиссариаты, сокращаются и объединяются многие территории под одним комиссариатом. Рабочая группа предлагает пересмотреть это отношение к военным комиссарам.
Всё то, что я сказал, требует увеличения также объёмов финансирования программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, концентрации выделенных в рамках программы финансов в основных министерствах и ведомствах, отвечающих за её реализацию, а также финансирования субъектов Российской Федерации.
Говоря о состоянии допризывной подготовки молодёжи, нельзя обойти вниманием такой важный её аспект, как обязательная подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего полного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Мы сегодня видели, как ведётся подготовка здесь, в Рязани, в одной 47-й школе. Необходимо также Министерству образования рассмотреть вопрос и о возрождении или возвращении военных кафедр в те университеты и высшие учебные заведения, где произошло сокращение.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений, как Вы сказали, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» читается всего 70 часов. Этого явно недостаточно. И здесь комиссия считает, что должны быть специалисты, которые знают все основы и прослужили в армии офицерами.
Мощнейшим ресурсом может стать развитие системы профильных образовательных учреждений соответствующей направленности, а именно увеличение числа военных лицеев, кадетских корпусов, кадетских школ-интернатов. Там, где есть казачество, – там казачьи кадетские корпуса.
Мы знаем, что сейчас Министерство образования и науки России разрабатывает предложения по развитию кадетского образования, совершенствованию его учебно-методического и кадрового обеспечения. Уверен, что эта работа получит необходимую поддержку не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Одним из перспективных направлений совершенствования допризывной подготовки молодёжи является активное внедрение в образовательных учреждениях современных компьютерных программ, например автомобильного тренажёра. Вот мы видели, как обучают стрелков в школе электронным способом.
Учитывая предложенный опыт создания и функционирования кадетских учреждений и классов, высокую степень морально-психологической и физической подготовленности их выпускников к службе в армии, считаю целесообразным продолжить эту работу во всех субъектах Российской Федерации.
Одна из основных проблем, с которой придется столкнуться при создании федеральной системы допризывной подготовки молодёжи, – трудность налаживания взаимодействия между федеральными, региональными органами власти, органами местного самоуправления и соответствующими объединениями, участвующими в допризывной подготовке молодёжи. Консолидации усилий в первую очередь мешает отсутствие чёткого распределения полномочий между ними. Кроме того, нет единых требований к регионам в вопросах организации подготовки молодёжи к военной службе. Степень готовности молодёжи к службе в Вооружённых Силах не входит сегодня в систему критериев оценки эффективности работы глав исполнительной власти субъектов Федерации и также муниципальных образований.
Ещё одно препятствие – это отсутствие единого координирующего центра, наделенного государственными полномочиями соответствующего характера. Этим частично занимались комиссариаты, но этого недостаточно.
Ситуация ещё более обострилась с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которым значительная часть полномочий в сфере допризывной подготовки молодёжи передана на региональный и муниципальный уровни.
При распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями нерешёнными осталось много вопросов. Главный из них – это финансирование занятий по основам военной службы, особенно в физкультурной их части и материальная поддержка внедрения новых форм и методов данной работы.
Сейчас мы видим, что внимание к допризывной подготовке молодёжи со стороны региональных органов власти в большей степени зависит от субъективного понимания важности этой задачи руководством субъектов Российской Федерации и исторически сложившегося на данной территории отношения к армейской службе.
В итоге за последние 10 лет были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи с 14 лет до 27 лет) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки). Это упущение сегодня не позволяет выстроить работу под единые общефедеральные задачи и стать обязательной для регионов.
Поэтому требуется создание новой системы допризывной подготовки, объединяющей разные по своему административному, правовому, организационному статусу субъекты, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и общественные организации. Эта система также должна сочетать в себе рыночные механизмы с элементами государственного регулирования и контроля.
Итак, проведенный анализ ситуации, складывающейся с допризывной подготовкой молодёжи, позволяет сделать следующие выводы.
Первое. Сложившаяся в Российской Федерации система допризывной подготовки молодёжи не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности страны, и требуют коренной модернизации.
Второе. Основным направлением данной модернизации должна стать новая федеральная система допризывной подготовки молодёжи, отдельные элементы которой необходимо внедрять начиная с дошкольного возраста.
Третье. Для формирования новой системы в первую очередь необходимо направить усилия на улучшение состояния здоровья призывников, восстановление системы массовых, военно-прикладных и технических видов спорта, военно-патриотическое воспитание и подготовку молодёжи по военно-учётным специальностям.
Четвертое. Координировать деятельность всех элементов допризывной подготовки молодёжи должна специально созданная межведомственная комиссия, наделённая необходимыми функциями и полномочиями. Аналогичные комиссии должны появиться и в регионах.
И пятое, последнее. Представляется, что исходным и обязательным шагом совершенствования системы допризывной подготовки должно стать повышение роли и усиление контроля со стороны государства за подготовкой молодёжи к службе в армии.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Николай Кириллович.
Следующий, кто должен выступить у нас с соответствующим докладом, – это Николай Егорович Макаров, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, первый замминистра обороны.
Николай Егорович, слушаем Вас.
Н.Макаров: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Уважаемые товарищи!
Проводимые мероприятия по созданию нового облика Вооружённых Сил, переход на одногодичный срок военной службы по призыву требуют незамедлительной реализации мер, направленных на создание комплексной системы допризывной подготовки, отвечающей современным требованиям. Новой армии нужен качественно новый призывник, способный в короткие сроки освоить современные образцы вооружения и техники.
При существующих тенденциях в демографической ситуации в стране, ухудшения состояния здоровья и физического развития призывников проходить военную службу в ближайшем будущем сможет не более 40–45 процентов призывного контингента, что обеспечит потребность Вооружённых Сил лишь на 50–60 процентов. Данные обстоятельства диктуют необходимость принятия целенаправленных действий по кардинальному изменению ситуации.
Первое. Сегодня основной проблемой подготовки граждан к военной службе является слабое здоровье и низкий уровень физического развития молодёжи. Если состояние тренированности и физической подготовленности призывников характеризовать наличием спортивного разряда или спортивного звания, то ежегодно не более 3 процентов граждан из числа призванных на военную службу обладают подобными результатами. В 42 субъектах Российской Федерации не был достигнут даже такой скромный показатель. Это свидетельствует о недостаточном охвате молодёжи физической культурой, в том числе занятиями военно-прикладными и техническими видами спорта. В настоящее время большинство общественных и спортивных организаций развивают преимущественно коммерческие виды спорта или спорт высших достижений.
Министерство обороны намерено предпринять ряд конкретных мер для исправления существующего положения дел. В рамках реализации стратегии социального развития Вооружённых Сил планируется реорганизовать спортивные клубы Вооружённых Сил в физкультурно-оздоровительные центры с возложением на них задач физической подготовки допризывной и призывной молодёжи.
Для увеличения массовости физкультурных мероприятий мы планируем предоставлять военно-патриотическим объединениям объекты спортивной базы воинских частей, военно-учебных заведений и организаций Министерства обороны. Но масштабы проблем требуют вмешательства государства. На наш взгляд, серьёзным шагом могли бы стать ежегодные региональные и всероссийские смотры физической подготовленности граждан допризывного и призывного возраста к военной службе, проводимые органами исполнительной власти совместно с Минобороны.
Второе. Важным вопросом допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Необходимо констатировать, что на современном этапе, к сожалению, результативность военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи низкая. В результате одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом, является отсутствие у них осознанной мотивации в прохождении военной службы.
Перспективными мерами в этом направлении могут стать: разработка, производство и распространение среди молодёжи компьютерных игр военно-патриотической направленности, а также создание военно-патриотических медиапрограмм.
Третье. Ещё одной существенной проблемой является недостаточный охват и низкое качество подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях. Особенно это касается системы начального и среднего профессионального образования. Действующие программы по основам военной службы, не превышающие 70 часов, не могут компенсировать сокращение сроков военной службы по призыву. В этой связи целесообразно ввести в учебный процесс образовательных учреждений 140-часовую программу подготовки по основам военной службы, разработанную Минобороны. Данные предложения поддерживают все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, предлагается рассмотреть возможность обучения по военно-учётным специальностям студентов выпускных курсов вузов, имеющих схожую учебно-материальную базу и направленность обучения.
В ходе формирования нового облика Вооружённых Сил особое значение приобретает подготовка по военно-учётным специальностям вне рамок военной службы. Однако в настоящее время качество подготовки специалистов в образовательных учреждениях не выдерживает критики. С переходом на одногодичный срок военной службы по призыву такая ситуация совершенно неприемлема.
Основные причины низкого качества подготовки специалистов следующие.
Первое. Неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы учебных организаций, низкий уровень укомплектованности современной техникой. Существующий парк техники морально и физически изношен и характеризуется большой разномарочностью, как следствие – недостаточный объём и качество выполнения учебных программ.
Второе. Нельзя не сказать и о том, что на негативной подготовке специалистов сказалась избыточная коммерциализация учебных организаций, занимающихся допризывной подготовкой. Мы уже сейчас испытываем дефицит по ряду специальностей. В перспективе можем оказаться перед фактом, когда специалистов будут готовить только на базе Министерства обороны, а этого недостаточно.
В условиях, когда военная служба по призыву сокращена до одного года, необходима гарантированная подготовка квалифицированных специалистов – более 200 тысяч человек в год.
Назрела необходимость прямого государственного влияния на систему допризывной подготовки граждан. Одним из важных направлений, на наш взгляд, должно стать преобразование РОСТО в общественную государственную организацию. Эта позиция председателя Центрального совета РОСТО Юрия Камышанова и рабочей группы полностью поддерживается Министерством обороны Российской Федерации. Это позволит укрепить систему управления организациями в вопросах качественной подготовки молодёжи к военной службе; гарантированно обеспечить выполнение государственного заказа на подготовку специалистов, необходимых для военной организации государства; оказывать целенаправленную помощь в совершенствовании учебно-материальной базы региональных организаций, оснащение их техникой, состоящей на вооружении войск, и более эффективно её использовать; создать условия для массового развития военно-прикладных и технических видов спорта, а также военно-патриотического воспитания молодёжи. Реализация этих мер создаст надёжные механизмы взаимодействия в сфере, напрямую затрагивающей вопросы безопасности и обороноспособности страны.
В заключение отмечу, что выводы и предложения рабочей группы Министерством обороны полностью поддерживаются. Успешное решение задачи по созданию современной системы подготовки допризывной молодёжи возможно только при тесном взаимодействии органов исполнительной власти всех уровней.
Предлагаю дополнительно внести в решение предложения председателя Центрального совета РОСТО Юрия Камышанова о преобразовании общественной организации РОСТО в общественно-государственную организацию РОСТО.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Николай Егорович. Сейчас мы продолжим работу. Хотел бы сказать о двух вещах.
Во‑первых, состояние здоровья призывников. Конечно, нужно разбираться, что происходило. Мы понимаем, в какой ситуации была наша страна и, собственно, люди в 90-е годы, когда просто и качество жизни существенно ухудшилось, и рацион питания изменился. Сейчас немножко другое время, но при этом мы должны посмотреть на проблему комплексно. Почему такие цифры пугающие? Казалось бы, сейчас должна ситуация меняться в лучшую сторону, однако, этого не происходит. Наверное, есть и какие‑то другие проблемы.
Мы понимаем на самом деле, как проходили медицинские обследования, скажем, выпускников в советские годы. Формально проходили, абсолютно формально. Сейчас это делается иначе. И если раньше с государством никто не связывался, то сейчас спорят. И, в общем‑то, это неплохо.
Есть ещё одна тема, на которую не нужно закрывать глаза, – коррупция на теме здоровья. Справки покупают, мы знаем это прекрасно. Я даже сейчас говорю не о том, чтобы сделать какие‑то специальные оргвыводы, но это те факторы, которые тоже влияют на эту статистику.
И ещё одна тема по подготовке наших допризывников в рамках той деятельности, которая ведется РОСТО. Я об этом уже говорил. Ну вот, например, могу привести данные по Рязанской региональной общественной организации. Тоже пока без оргвыводов, просто информация. Административное здание, улица Электрозаводская, дом 63, – помещение сдано в аренду коммерческим организациям. Рязанская автошкола, улица Новая, дом 92, – сдана в аренду коммерческим организациям. Внутренняя территория между рязанской автошколой и административным зданием используется под платную стоянку. Часть помещений тира рязанской автошколы сданы в аренду коммерческим организациям. Здание, предназначенное для морской школы, улица Есенина, дом 2б, – вместе с земельным участком продано. Часть объектов, расположенных на аэродроме «Протасово», посёлок Листвянка, – сдано в аренду коммерческим организациям. Понятно, если всё это распродать, то и готовить [специалистов] негде будет.
Я ещё раз подчеркиваю: это не значит, что всё это было нужно обязательно сохранить, но здесь должна быть какая‑то разумная государственная программа, а не усмотрение тех или иных уважаемых граждан, распоряжающихся общественной собственностью. Это в конце концов когда‑то на народные деньги создавалось.
***
У нас зачастую идут разговоры на заседании президиума Госсовета по таким вроде бы более глобальным вопросам, но, ещё раз повторяю, сегодняшняя тема очень важная, и хорошо, что мы специально сконцентрировались на ней.
Что я хотел бы сказать. Начну с некоторых комментариев к тому, что прозвучало. Идеи, которые высказывались, часть из них, во всяком случае, мне представляются разумными.
Что, в частности, я хотел бы поддержать? В отношении президентских кадетских корпусов. Я считаю, что, конечно, кадетские корпуса должны быть разные, в том числе и в субъектах Федерации должны быть свои кадетские корпуса, и очень хорошо, что это так. Но мы можем подумать о создании, скажем, в каждом федеральном округе по одному президентскому кадетскому корпусу, который тоже будет аккумулировать такого рода работу уже на окружном уровне, и, наверное, это может быть в плюс для той задачи, которая нас с вами сегодня объединила. Я такое поручение – проработать идею – дам.
Много интересных вещей было сказано Минтимером Шариповичем [Шаймиевым]. Во всяком случае, опыт сбора на военную службу, включая возможности телефона, ещё чего‑то, – это хороший опыт, который заслуживает и внимательного отношения, и тиражирования. Он и выпускников настраивает определённым образом, и призывники будут чувствовать себя, может быть, комфортнее, и родители, может быть, будут тоже к этому относиться более внимательно. Поэтому мне кажется, что было бы неплохо это проработать.
В отношении телеканала «Звезда». У нас, в принципе, действительно сейчас этот телеканал распространяется далеко не везде, хотя нельзя сказать, что он совсем уж обижен вниманием. Тем не менее если говорить о будущем, то практически решён вопрос о том, чтобы у нас «Звезда» распространялась в качестве одного из общефедеральных каналов в рамках того цифрового пакета, на который мы должны выйти в ближайшие годы. То есть она попадёт в каналы так называемого общего доступа, которые будут распространяться через новое цифровое телевидение.
<…>
В отношении РОСТО. Я думаю, что мы можем принять к сведению то, что было сказано и руководителем организации. Совершенно очевидно, эта организация требует своей модернизации и в силу того, что прошло уже много лет с момента её создания, воссоздания в новом качестве, и в силу того, что никто из нас не может быть доволен успехами в её деятельности. Поэтому я полагаю правильным начать, собственно, саму работу по её реорганизации в структуру общественно-государственного образования и провести эту работу за короткий период, чтобы мы потом не возвращались ещё раз к тому, что этот процесс реорганизации в общественно-государственное объединение затянулся на годы. Я соответствующие поручения, естественно, дам. И хотел бы обратить на это внимание всех присутствующих. Или мы это всё сделаем разумным образом за короткое время, за короткие сроки, или судьбой этой организации будут заниматься уже другие органы, в том числе правоохранительные.
Я подпишу поручение, касающееся темы нашего сегодняшнего разговора, я имею в виду и концепцию федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года, как поручение Правительству, и разработку нормативов по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, участвующих в допризывной подготовке молодёжи, и меры господдержки, включая бюджетное финансирование авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта по перечню, который утверждается Правительством. Это касается и единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности призывников, проработки вопроса о введении электронного паспорта призывника, предусматривающего учёт его физического и морально-психологического состояния. Министерство обороны должно будет внести предложения по образованию межведомственной комиссии по вопросам допризывной подготовки молодёжи к военной службе. И ряд других поручений.
С учётом того, что эта тема политическая, я хотел бы, чтобы общий контроль за всеми мероприятиями, в том числе и касающимися судьбы РОСТО и другими мероприятиями, осуществляла Администрация Президента.
Уважаемые коллеги, если будем работать, то решим и эту задачу.
Спасибо вам за участие.
22 апреля 2009 года, Рязань