Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Ответы на вопросы в ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума

5 июня 2009 года, Санкт-Петербург

Д.Медведев: Я, во‑первых, хотел бы поблагодарить коллегу за добрые слова, которые были сказаны в адрес России. Наверное, это всегда приятно, когда оценивают потенциал страны.

Что же касается текущего положения дел, то, что было сказано профессором Манделлом, показывает, сколь сейчас сложны оценки, что будет происходить, когда будет происходить. На мой взгляд, тем не менее очень важно то, что мы договариваемся (и я об этом говорил с этой трибуны, ещё раз хотел бы сказать) по ключевым вопросам будущей конфигурации финансово-экономических отношений, будущей международно-финансовой архитектуры. Если посмотреть на те принципы, которые обсуждаются на «двадцатке», практически по всем позициям очень разные государства, такие как Соединённые Штаты Америки, как Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Индия, масса других стран, договариваются по принципиальным моментам.

Как раз в условиях сложного кризисного пути развития мы способны выстроить и новую рамку взаимоотношений с Евросоюзом, экономических отношений с Соединёнными Штатами Америки, с нашими ближайшими соседями – государствами СНГ, государствами, которые входят в различные интеграционные объединения, потому что всё‑таки из беды необходимо выбираться совместно.

Например, все мы понимаем, что нам сегодня нужно не больше регулирования в международной финансовой сфере, нагромождение каких‑то новых правил, которые никто исполнять не будет, а создание прозрачной и эффективной системы финансового регулирования, эффективной применительно к условиям XXI века. Мы понимаем, что нам нужно заниматься и созданием более понятной системы рейтингов, и улучшением корпоративного контроля за деятельностью крупнейших мировых игроков, мировых компаний, контроля, хотя бы опосредованного, за макроэкономическими показателями ведущих стран мира. Мы говорим и о том, чтобы резервные валюты укреплялись. Мы, естественно, хотели бы, чтобы их позиции были бы стабильными и крепкими, рассчитываем на то, что и рубль когда‑то присоединится к этим валютам.

Мы говорим о том, что нам нужно создать новые правила бухгалтерского учёта и отчётности, которые будут восприниматься не только в какой‑то одной стране или группе стран, а которые будут восприниматься и в Европе, и в Азии, и в Соединённых Штатах Америки, мы говорим о протекционизме. И по всем этим вопросам у нас очень близкие позиции. И это меня всё‑таки настраивает на позитивный лад.

* * *

Вы знаете, я уже об этом говорил долго и, наверное, утомительно, по поводу того, что кризис всё‑таки открывает не только проблемы, но и новые возможности. И наша задача сейчас, всех руководителей всех стран, которые находятся под влиянием кризиса, эти возможности использовать.

Если говорить о текущей ситуации в России, для нас, конечно, основная проблема – это всё‑таки та инфляция, с которой мы безуспешно боремся последние годы. Правда, в определённый период были изменения к лучшему. К сожалению, в прошлом году инфляционные тенденции стали опять очень сильными. В этом году они развиваются, хотя за последнее время инфляция всё‑таки начала снижаться. Может быть, по итогам года она будет несколько меньше, чем мы себе представляем, но задача снижения инфляции остаётся ключевой для нашей экономики, это очевидно.

В то же время нас, откровенно говоря, беспокоят и те процессы, которые идут по основным валютам, в том числе по доллару. Конечно, для Америки и Европы сейчас инфляция менее актуальна, казалось бы, чем дефляция, о чём говорили только что мои коллеги. Но мы не можем не видеть и других процессов и не можем исключать вероятность развития по такому сценарию, когда и доллар будет подвергаться достаточно серьёзному инфляционному воздействию, а это будет влиять на весь окружающий мир. Поэтому за этими процессами нужно следить, как, кстати, следить и за процессами в американском ипотечном секторе, потому как оттуда всё, что называется, началось и там ещё всё далеко не закончилось. Процессы, которые там происходят, нас как минимум настораживают.

Что же касается будущего, то, конечно, всё то, о чём говорят мои коллеги: это и экологические инвестиции, и так называемая «зелёная» экономика, вопросы энергосбережения, а для России прежде всего переход на инновационный стиль развития, – это для нас самые главные приоритеты. Я бы упомянул ещё и климат как ту преференцию, которую мы не должны упускать из внимания.

И если говорить о тех возможностях, которые открываются, то я считаю, что как раз в условиях вот такого сложного кризисного пути развития мы способны выстроить и новую рамку взаимоотношений с Евросоюзом, экономических отношений с Соединёнными Штатами Америки, с нашими ближайшими соседями – государствами СНГ, государствами, которые входят в различные интеграционные объединения, потому что всё‑таки из беды необходимо выбираться совместно.

И ещё одна тема, которая, конечно, не является экономической, но которая нас всех волнует, о чём говорил господин Коидзуми, – я имею в виду вопросы ядерного разоружения. Конечно, за процессы в ядерной сфере ответственны прежде всего два государства – это Соединённые Штаты Америки и Российская Федерация. В настоящий момент мы работаем над новыми рамками соглашения в области ограничения стратегических ядерных вооружений. То, что происходит сейчас, это достаточно хороший толчок. Я жду через некоторое время в гости Президента Соединённых Штатов Америки, надеюсь, что мы сможем обсудить и этот вопрос, идёт довольно активная подготовка визита. Но для всех нас не менее важными являются не только те действия, которые предпринимают Россия и Америка, а мы свою ответственность сознаём, но и нерасширение «ядерного клуба», потому как неконтролируемое расползание ядерного оружия грозит, конечно, всему человечеству. И мы должны быть предельно внимательны, когда наблюдаем за теми процессами, которые происходят в государствах, относящихся к пограничным государствам, в государствах, которые занимаются созданием такого рода оружия, но которые не имеют на это соответствующих международных мандатов. Вот эта сфера является в настоящий момент исключительно важной – это сфера международной кооперации, не менее важная сфера, чем совместная борьба с экономическим кризисом.

5 июня 2009 года, Санкт-Петербург