Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе

16 июня 2009 года, Екатеринбург

Д.Медведев: Уважаемые главы делегаций! Уважаемые коллеги! Дамы и господа!

Приветствую всех участников заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Сегодня у нас уже второе мероприятие – пленарное заседание. Мы воспринимаем нашу встречу как кульминационное событие председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества.

Активное участие в деятельности ШОС, в развитии многопрофильного взаимодействия в рамках этого объединения уже давно является одним из ключевых приоритетов российской внешней политики. Мы видим смысл работы в совершенствовании партнёрских отношений, укреплении сплочённости организации, решении общих задач, повышении международного авторитета влияния нашей организации.

Конечно, все страны – члены ШОС, государства-наблюдатели вынуждены учитывать непростую политическую и экономическую ситуацию в мире. Об этом сегодня были основные дискуссии. Тем не менее хотел бы выразить в начале нашего пленарного заседания общую уверенность, что в результате совместной работы, в том числе реализации совместных проектов, мы сможем преодолеть все те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются наши страны.

Уважаемые коллеги, состоявшиеся вчера и сегодня дискуссии показали, что наши оценки в целом по ситуации, которая складывается в глобальном финансово-экономическом пространстве в связи с тем кризисом, который продолжается, в значительной степени близки или даже совпадают, а стало быть, близки наши ответы на те трудности, с которыми мы столкнулись.

Общим мнением является и то, что на трудности, которые возникли, необходимо реагировать системным образом – как в рамках более плотного взаимодействия нашей организации, так и с подключением других международных организаций и институтов.

Сегодня крайне важно определить порядок разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков и финансовых институтов. Об этом идут разговоры на различных площадках. Мы принимали ряд важных решений в формате «двадцатки» ведущих экономик, но этим работа не завершается, а скорее только открывается.

Считаю, что в рамках той работы, которую мы ведем в Шанхайской организации сотрудничества, могут быть развиты механизмы, которые позволят преодолеть кризис. Конечно, мы считаем, что нам нужно взаимодействовать на самых разных площадках, использовать различные инструменты.

В этой связи российская сторона предлагает провести в рамках ШОС специальную экспертную встречу с участием финансовых ведомств, представителей Делового совета и межбанковского объединения ШОС. Эта идея перекликается с теми предложениями, которые были сделаны Китайской Народной Республикой, Казахстаном и некоторыми другими нашими коллегами, о проведении встреч с участием министров финансов, председателей национальных или центральных банков. Все эти механизмы могут быть вполне актуальными.

Конечно, мы должны думать не только о преодолении текущего финансового кризиса, но и о развитии наших связей, а также об обеспечении безопасностей в других сферах, в том числе и в энергетической сфере. Необходимость подготовки новой базы сотрудничества мы уже сегодня обсуждали, но я думаю, что и в рамках ШОС мы могли бы продолжить обсуждение инициатив разных стран и инициатив Российской Федерации в том числе. Это можно делать или в рамках Энергетического клуба, или в рамках специального форума Шанхайской организации сотрудничества. Как мне представляется, мы должны обязательно продолжить эти дискуссии в том или ином виде.

Есть и другие проблемы, которые сегодня коллеги поднимали, в том числе обсуждение вопросов продовольственной безопасности, потому что, по сути, кризис в продовольственной сфере является продолжением, как справедливо было сказано, кризиса в экономической сфере. И здесь мы, думаю, тоже должны будем предпринять определённые усилия.

Мы говорили о том, чтобы продвигать ряд экономических программ, также использовать различные финансовые инструменты. Вчера начали об этом говорить, думаю, что коллеги ещё обязательно скажут об этом. Речь идёт об увеличении доли расчёта в национальных валютах, в том числе и для того, чтобы не быть зависимыми от проблем с теми или иными резервными валютами, а также о вхождении части наших валютных резервов в финансовые инструменты наших партнёров.

Думаю, что это тоже крайне важно, потому как никакая валютная система, а тем более мировая валютная система не может быть успешной, если те финансовые инструменты, которые используются, номинированы только в одной валюте. А сегодня мы понимаем, что это именно так: этой валютой является доллар.

И конечно, мы должны укреплять международную валютную систему не только за счёт укреплений позиций доллара, а в том числе и за счёт создания новых резервных валют и возможности, в конечном счёте, может быть, в определённой перспективе создания наднациональных платёжных средств и способов расчётов.

Несмотря на трудности, у нас остается в силе программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, план действий по выполнению этой программы. Вчера прозвучали интересные идеи в сфере взаимной защиты капитальных вложений. Думаю, что коллеги эту мысль разовьют. Мы можем использовать и дополнительные механизмы государственно-частного партнёрства как фактора экономического взаимодействия. Коллеги выделяют дополнительные средства на это. Думаю, что это тоже тема для обсуждения.

Хотел бы выразить искреннюю признательность всем нашим коллегам, всем партнёрам за то содействие, которое оказывалось Российской Федерации в период председательства. Всё, что мы делали, было направлено на развитие отношений дружбы и сотрудничества между нашими странами, на укрепление организации, на противодействие сложнейшим вызовам и угрозам, с которыми сталкиваемся сегодня все мы.

Шанхайская организация сотрудничества нацелена на то, чтобы совершенствовать наши контакты, совершенствовать нашу работу не только в сфере экономики, хотя сегодня это, действительно, для всех очень важно и, может быть, самое главное, но и в других сферах, определяющих состояние безопасности.

В противодействии терроризму, наркопреступности за последнее время были проведены мероприятия, которые, на мой взгляд, подтверждают потенциал нашей организации в решении трудных проблем. В частности, была проведена специальная конференция по Афганистану в Москве в марте текущего года. В ней участвовали представители 36 государств и международных организаций, были приняты итоговые документы, и, как мне представляется, созданы неплохие предпосылки для совместной работы на этом треке вместе с другими мероприятиями, которые идут по Афганистану, и в контакте с другими международными организациями.

Достаточно эффективно стала формироваться комплексная система по борьбе с вызовами и угрозами. У нас работает целый ряд форматов, имею в виду форматы с участием секретарей Совета Безопасности, совещаний министров обороны.

Впоследствии появились такие новые формы взаимодействия, как совещание по линии министров внутренних дел, руководителей антинаркотических ведомств. Думаю, что все эти мероприятия являются полезными и создают дополнительное пространство для координации наших совместных антитеррористических и антинаркотических усилий.

Сегодня будет принята конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, программы сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на период 2010–2012 годов, положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования организации. Это, безусловно, обогатит правовую основу нашей работы и создаст прочный фундамент для решения целого ряда очень существенных задач.

Хорошим вкладом, на мой взгляд, является и соглашение о сотрудничестве в подготовке антитеррористических кадров, обеспечении международной информационной безопасности. Эта работа обязательно будет продолжена.

Выделю также работу, которая ведется по линии ведомств, которые занимаются предотвращением чрезвычайных ситуаций: прошли встречи руководителей, совместные учения и выставки специальной техники. Полагаю, что такого рода работа также должна быть продолжена. И мы рассчитываем на скорейшую реализацию договорённости о создании специального центра ШОС по чрезвычайному реагированию.

Заслуживают также поддержки идеи по нашему взаимодействию в области медицины катастроф, что, к сожалению, актуально для любой страны, потому что катастрофы везде случаются и везде нам приходится действовать безотлагательно, быстро, и мы стараемся это делать эффективно.

Есть движение в сфере здравоохранения: в период российского председательства были проведены совещания главных санитарных врачей, международные конференции и специальные обсуждения. Думаю, что межгосударственная и межведомственная координация по противодействию различным инфекционным болезням является также крайне важным направлением.

Заслуживают поддержки также встречи и обсуждения, которые идут по линии министерств культуры, проведение совместных выставок и фестивалей. Думаю, что такого рода программы также являются весьма и весьма полезными для нашей организации.

Важно продвигать работу по учреждению сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества, и, наверное, в этом ключе нам нужно завершить отбор основных университетов. Полезными были проведенные в Москве недели образования, форум ректоров ведущих университетов наших стран. Полагаю, что этот опыт должен будет развиваться и в будущем.

Мы занимаемся укреплением авторитета нашей организации, развитием партнёрства с заинтересованными государствами, с многосторонними объединениями. Сегодня мы принимаем решения о предоставлении статуса партнёра по диалогу двум государствам – Белоруссии и Шри-Ланке. И соответственно эти решения также будут укреплять возможности нашей организации.

Одновременно – хотел бы специально сказать об этом, мы обсуждали этот вопрос, здесь мы все едины – нам необходимо ускорить подготовку проекта документа, который будет определять порядок приёма новых членов в Шанхайскую организацию сотрудничества. Такая работа уже ведется. Поручение было дано, но нам необходимо завершить эту работу и подготовить нормативную процедурную рамку того, как будет осуществляться соответствующая деятельность.

С 1 января 2010 года секретариат ШОС и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры ШОС возглавят соответственно представители Киргизии и Казахстана, и, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Болата Кабдылхамитовича Нургалиева и директора Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Мырзакана Усуркановича Субанова за энергичную работу и эффективный вклад в укрепление сотрудничества государств – членов ШОС. Думаю, что это наша общая позиция.

Сегодня функции председательства в ШОС примет Узбекистан. Хотел бы поздравить нашего коллегу, Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича [Каримова] с этой миссией, пожелать, естественно, успехов узбекским коллегам. Мы, конечно, будем активно поддерживать Узбекистан в выполнении этой работы.

В заключение хотел бы выразить искреннюю признательность всем нашим коллегам, всем партнёрам за то содействие, которое оказывалось Российской Федерации в период председательства. Всё, что мы делали, было направлено на развитие отношений дружбы и сотрудничества между нашими странами, на укрепление организации, на противодействие сложнейшим вызовам и угрозам, с которыми сталкиваемся сегодня все мы.

Уверен, что и дальше мы будем работать в таком ключе. Во всяком случае, ещё раз хотел бы подчеркнуть, что работа в ШОС останется одним из ключевых приоритетов российской внешней политики.

<…>

16 июня 2009 года, Екатеринбург