Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на заседании Совета по реализации национальных проектов и демографической политике

1 июля 2009 года, Москва, Кремль

Д.Медведев: Уважаемые коллеги!

У нас сегодня очередное заседание Совета по национальным проектам. Оно посвящено одной, но очень важной теме – ходу реализации и дальнейшим перспективам развития жилищного проекта. Помощь гражданам в решении их жилищных проблем – это одна из главных и неизменных задач в социальной сфере, и мы ею, конечно, занимались и будем заниматься. Сегодня ситуация такова, что эта задача стала сложнее, тем не менее решить её мы всё равно обязаны, и с этим связана как раз наша встреча.

На прошлом заседании Совета (в декабре прошлого года) мы определили три основных направления реализации проекта на 2009–2010 годы. Я сейчас по ним пройдусь и прокомментирую.

Первое направление – это развитие массового жилищного строительства. За пять месяцев нынешнего года рост объёмов вводимого жилья составил около 4 процентов к прошлому году. На первый взгляд это, в общем, вполне неплохой позитивный результат. Однако мы все понимаем, что этот рост в значительной степени обусловлен, конечно, набранными в прошлом году темпами жилищного строительства, теми заделами, которые мы с вами сделали. Поэтому мне бы хотелось, чтобы сегодня мы обсудили вопрос о том, какими мерами предполагается в дальнейшем стимулировать строительство доступного для людей жилья, какие механизмы, естественно, для этого будут использоваться и что мы ожидаем.

Помощь гражданам в решении их жилищных проблем – это одна из главных и неизменных задач в социальной сфере, и мы ею, конечно, занимались и будем заниматься.

Особого внимания заслуживают экспериментальные инвестпроекты по комплексному освоению территорий. Они включают не только жильё, но и объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Наша задача на таких объектах отработать необходимые технологические, правовые и организационно-финансовые механизмы, причём с учётом именно того сложного периода, который мы переживаем, потому что до этого мы с вами, занимаясь национальными проектами, эти механизмы в целом отработали. И надо признаться, что реализация жилищного проекта при всех издержках шла всё‑таки достаточно быстро и уверенно.

Реализация жилищного проекта, естественно, потребует и внедрения новых технологий индустриального домостроения. Тоже тема, о которой мы неоднократно с вами говорили. В связи с тем, что необходима массовая замена устаревших домостроительных комбинатов, нужно объединить в этой сфере усилия частных инвесторов и государства.

Начал свою деятельность Фонд содействия развитию жилищного строительства. Правительством уже приняты решения о передаче земельных участков для жилищного строительства в этот Фонд общей площадью более 500 гектаров. Но это, конечно, самое начало.

На консолидируемых фондом участках должно строиться преимущественно жильё, отвечающее, конечно, двум условиям. Во‑первых, это жильё эконом-класса. Критерии того, что является экономическим классом, конечно, подвижные, но мы сегодня исходим из того, что это жильё стоимостью, не превышающей 30 тысяч рублей за квадратный метр в условиях 2009 года. И, во‑вторых, дома должны проектироваться в соответствии с самыми высокими требованиями к энергоэффективности и экологичности. Эти требования должны закладываться в стандарты, должны закладываться в те технологические регламенты, которые сейчас принимаются. Насколько я понимаю, сейчас как раз один из основных технологических регламентов в этой сфере проходит через Государственную Думу. И чем быстрее мы его выпустим, тем проще будет учесть эти экологические и инженерные требования.

Второе направление национального проекта было обозначено как государственная поддержка спроса на рынке жилья, включая, естественно, и использование ипотеки, и выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, тех обязательств, которые государство на себя взяло некоторое время назад.

необходима массовая замена устаревших домостроительных комбинатов, нужно объединить в этой сфере усилия частных инвесторов и государства.

Напомню, что один из моих первых указов предусматривает до 1 мая 2010 года обеспечение жильём всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, и встал на очередь до 1 марта 2005 года. Перед каждым из них, и это я хотел бы отдельно подчеркнуть, именно перед каждым все эти обязательства должны быть исполнены неукоснительно до юбилея Победы, то есть до 9 мая следующего года.

Мною подписан федеральный закон, повышающий норму обеспечения жильём за счёт федеральных субсидий с 22 до 36 квадратных метров. Деньги на соответствующее повышение тоже были давным-давно заложены в бюджет, поэтому к его реализации нужно приступать незамедлительно, и так уже много времени потрачено.

В этом году планируется обеспечить жильём дополнительное количество военнослужащих. У меня в справке написано 28 тысяч военнослужащих, но на самом деле не так, не 28. Как мы и договаривались, нужно обеспечить 45 тысяч, то есть, по сути, в два раза больше. Мы будем строить как жильё служебное, так и жильё для военнослужащих, которые увольняются в запас. Человек, который отдал жизнь служению в армии, должен иметь гарантированное жильё к моменту увольнения на «гражданку».

Хотел бы также сегодня обсудить и то, как обстоят дела с обеспечением жильём в сельской местности. Отдельная программа реализуется здесь, кое‑что удалось сделать за последние годы. Здесь нельзя также сбавлять темпов, нужно работать, несмотря на трудности.

Что касается долгосрочных ипотечных кредитов, то здесь, конечно, ситуация непростая. Средства, предоставленные Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, должны помочь сохранению минимально необходимых объёмов кредитования по приемлемым ставкам. Государство продолжит оказывать поддержку ипотечным заёмщикам, не только потерявшим работу, но и оказавшимся в трудной жизненной ситуации по иным причинам. Хотел бы, чтобы на этом также в выступлениях коллеги остановились более подробно.

И, наконец, ещё одна сфера нашего внимания – это повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Напомню, что в ноябре 2007 года была создана госкорпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ. Задача этого фонда – развивать конкуренцию, продвигать в наших территориях тот удачный опыт, который существует, и подталкивать реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Особенно актуальны программы фонда, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Фактически это тот пример, когда кризис или позволил, или, откровенно скажем, заставил эффективно решать сразу несколько накопившихся проблем. Решая проблему аварийного жилья, мы поддерживаем застройщиков. Финансируя на 95 процентов ремонт многоквартирных домов, мы даём работу, гарантированную работу специалистам коммунального хозяйства. При этом жильцам предлагается проявить инициативу и всё‑таки научиться самостоятельно решать проблемы обустройства собственного многоквартирного дома. Подобный механизм, кстати сказать, должен всё‑таки по мере возможности внедряться и применительно к малоэтажному строительству.

Такие нестандартные подходы сегодня должны быть особенно востребованы. Мы приняли решение о досрочном направлении средств материнского капитала на погашение долга и уплату процентов по жилищным кредитам. И этим правом уже воспользовалось 56 тысяч наших граждан. Речь идёт о сумме приблизительно в 15 миллиардов рублей. Очень хорошо, что этот механизм разбронирован и начал работать. А со следующего года семейный капитал можно будет использовать для таких целей уже вообще без всяких ограничений, потому что это год вступления общего закона о материнском капитале в силу.

Важно также, чтобы в регионах семьям были вовремя предложены достойные варианты современного и доступного жилья. И я хотел бы на это специально обратить внимание руководителей регионов.

Что касается эффективности расходования федеральных средств, направляемых на строительство жилья различными ведомствами и институтами, то здесь, конечно, нужна чёткая координация как государственного спроса, так и формирования единой информационно-аналитической базы, которая увязывает и рынки жилья, и землю, и строительную индустрию. Всё это должно быть в едином варианте.

И ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Считаю, что программы отдельных категорий граждан в следующем году должны быть профинансированы в максимально возможном объёме. Во всяком случае, мы здесь не должны ничего потерять. Тем не менее государство не может быть единственным покупателем на рынке жилья, это абсолютно очевидно даже в кризисный период. Мы должны всячески стимулировать активность других игроков на рынке жилья. Поэтому имеющиеся средства нужно распределить таким образом, чтобы поддерживать ипотеку и способствовать развитию социальной, коммунальной, инженерной инфраструктуры. Это непростая задача уже для руководителей федеральных ведомств и регионов.

Вот тот набор вопросов, которые сегодня предлагаю рассмотреть. Хорошо, что мы сконцентрировались на одной теме, но крайне важной для всех наших граждан.

1 июля 2009 года, Москва, Кремль