Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
У нас сегодня очередное заседание Совета по национальным проектам. Оно посвящено одной, но очень важной теме – ходу реализации и дальнейшим перспективам развития жилищного проекта. Помощь гражданам в решении их жилищных проблем – это одна из главных и неизменных задач в социальной сфере, и мы ею, конечно, занимались и будем заниматься. Сегодня ситуация такова, что эта задача стала сложнее, тем не менее решить её мы всё равно обязаны, и с этим связана как раз наша встреча.
На прошлом заседании Совета (в декабре прошлого года) мы определили три основных направления реализации проекта на 2009–2010 годы. Я сейчас по ним пройдусь и прокомментирую.
Первое направление – это развитие массового жилищного строительства. За пять месяцев нынешнего года рост объёмов вводимого жилья составил около 4 процентов к прошлому году. На первый взгляд это, в общем, вполне неплохой позитивный результат. Однако мы все понимаем, что этот рост в значительной степени обусловлен, конечно, набранными в прошлом году темпами жилищного строительства, теми заделами, которые мы с вами сделали. Поэтому мне бы хотелось, чтобы сегодня мы обсудили вопрос о том, какими мерами предполагается в дальнейшем стимулировать строительство доступного для людей жилья, какие механизмы, естественно, для этого будут использоваться и что мы ожидаем.
Особого внимания заслуживают экспериментальные инвестпроекты по комплексному освоению территорий. Они включают не только жильё, но и объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Наша задача на таких объектах отработать необходимые технологические, правовые и организационно-финансовые механизмы, причём с учётом именно того сложного периода, который мы переживаем, потому что до этого мы с вами, занимаясь национальными проектами, эти механизмы в целом отработали. И надо признаться, что реализация жилищного проекта при всех издержках шла всё‑таки достаточно быстро и уверенно.
Помощь гражданам в решении их жилищных проблем – это одна из главных и неизменных задач в социальной сфере, и мы ею, конечно, занимались и будем заниматься.
Реализация жилищного проекта, естественно, потребует и внедрения новых технологий индустриального домостроения. Тоже тема, о которой мы неоднократно с вами говорили. В связи с тем, что необходима массовая замена устаревших домостроительных комбинатов, нужно объединить в этой сфере усилия частных инвесторов и государства.
Начал свою деятельность Фонд содействия развитию жилищного строительства. Правительством уже приняты решения о передаче земельных участков для жилищного строительства в этот Фонд общей площадью более 500 гектаров. Но это, конечно, самое начало.
На консолидируемых фондом участках должно строиться преимущественно жильё, отвечающее, конечно, двум условиям. Во‑первых, это жильё эконом-класса. Критерии того, что является экономическим классом, конечно, подвижные, но мы сегодня исходим из того, что это жильё стоимостью, не превышающей 30 тысяч рублей за квадратный метр в условиях 2009 года. И, во‑вторых, дома должны проектироваться в соответствии с самыми высокими требованиями к энергоэффективности и экологичности. Эти требования должны закладываться в стандарты, должны закладываться в те технологические регламенты, которые сейчас принимаются. Насколько я понимаю, сейчас как раз один из основных технологических регламентов в этой сфере проходит через Государственную Думу. И чем быстрее мы его выпустим, тем проще будет учесть эти экологические и инженерные требования.
Второе направление национального проекта было обозначено как государственная поддержка спроса на рынке жилья, включая, естественно, и использование ипотеки, и выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, тех обязательств, которые государство на себя взяло некоторое время назад.
Напомню, что один из моих первых указов предусматривает до 1 мая 2010 года обеспечение жильём всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, и встал на очередь до 1 марта 2005 года. Перед каждым из них, и это я хотел бы отдельно подчеркнуть, именно перед каждым все эти обязательства должны быть исполнены неукоснительно до юбилея Победы, то есть до 9 мая следующего года.
Мною подписан федеральный закон, повышающий норму обеспечения жильём за счёт федеральных субсидий с 22 до 36 квадратных метров. Деньги на соответствующее повышение тоже были давным-давно заложены в бюджет, поэтому к его реализации нужно приступать незамедлительно, и так уже много времени потрачено.
В этом году планируется обеспечить жильём дополнительное количество военнослужащих. У меня в справке написано 28 тысяч военнослужащих, но на самом деле не так, не 28. Как мы и договаривались, нужно обеспечить 45 тысяч, то есть, по сути, в два раза больше. Мы будем строить как жильё служебное, так и жильё для военнослужащих, которые увольняются в запас. Человек, который отдал жизнь служению в армии, должен иметь гарантированное жильё к моменту увольнения на «гражданку».
Хотел бы также сегодня обсудить и то, как обстоят дела с обеспечением жильём в сельской местности. Отдельная программа реализуется здесь, кое‑что удалось сделать за последние годы. Здесь нельзя также сбавлять темпов, нужно работать, несмотря на трудности.
Один из моих первых указов предусматривает до 1 мая 2010 года обеспечение жильём всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, и встал на очередь до 1 марта 2005 года.
Что касается долгосрочных ипотечных кредитов, то здесь, конечно, ситуация непростая. Средства, предоставленные Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, должны помочь сохранению минимально необходимых объёмов кредитования по приемлемым ставкам. Государство продолжит оказывать поддержку ипотечным заёмщикам, не только потерявшим работу, но и оказавшимся в трудной жизненной ситуации по иным причинам. Хотел бы, чтобы на этом также в выступлениях коллеги остановились более подробно.
И, наконец, ещё одна сфера нашего внимания – это повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Напомню, что в ноябре 2007 года была создана госкорпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ. Задача этого фонда – развивать конкуренцию, продвигать в наших территориях тот удачный опыт, который существует, и подталкивать реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Особенно актуальны программы фонда, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Фактически это тот пример, когда кризис или позволил, или, откровенно скажем, заставил эффективно решать сразу несколько накопившихся проблем. Решая проблему аварийного жилья, мы поддерживаем застройщиков. Финансируя на 95 процентов ремонт многоквартирных домов, мы даём работу, гарантированную работу специалистам коммунального хозяйства. При этом жильцам предлагается проявить инициативу и всё‑таки научиться самостоятельно решать проблемы обустройства собственного многоквартирного дома. Подобный механизм, кстати сказать, должен всё‑таки по мере возможности внедряться и применительно к малоэтажному строительству.
Такие нестандартные подходы сегодня должны быть особенно востребованы. Мы приняли решение о досрочном направлении средств материнского капитала на погашение долга и уплату процентов по жилищным кредитам. И этим правом уже воспользовалось 56 тысяч наших граждан. Речь идёт о сумме приблизительно в 15 миллиардов рублей. Очень хорошо, что этот механизм разбронирован и начал работать. А со следующего года семейный капитал можно будет использовать для таких целей уже вообще без всяких ограничений, потому что это год вступления общего закона о материнском капитале в силу.
Важно также, чтобы в регионах семьям были вовремя предложены достойные варианты современного и доступного жилья. И я хотел бы на это специально обратить внимание руководителей регионов.
Что касается эффективности расходования федеральных средств, направляемых на строительство жилья различными ведомствами и институтами, то здесь, конечно, нужна чёткая координация как государственного спроса, так и формирования единой информационно-аналитической базы, которая увязывает и рынки жилья, и землю, и строительную индустрию. Всё это должно быть в едином варианте.
И ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Считаю, что программы отдельных категорий граждан в следующем году должны быть профинансированы в максимально возможном объёме. Во всяком случае, мы здесь не должны ничего потерять. Тем не менее государство не может быть единственным покупателем на рынке жилья, это абсолютно очевидно даже в кризисный период. Мы должны всячески стимулировать активность других игроков на рынке жилья. Поэтому имеющиеся средства нужно распределить таким образом, чтобы поддерживать ипотеку и способствовать развитию социальной, коммунальной, инженерной инфраструктуры. Это непростая задача уже для руководителей федеральных ведомств и регионов.
Вот тот набор вопросов, которые сегодня предлагаю рассмотреть. Хорошо, что мы сконцентрировались на одной теме, но крайне важной для всех наших граждан.
Слово для выступления – заместителю Председателя Правительства Александру Дмитриевичу Жукову.
А.Жуков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Обеспечение граждан доступным и комфортным жильём – это безусловный и несомненный приоритет социальной политики государства. Кроме того, очевидно, что в сегодняшних условиях поддержка жилищного строительства может и должна служить также и эффективной мерой антикризисного реагирования. Здесь нельзя, конечно же, нам забывать о том мультипликативном эффекте, который создаёт этот сектор для развития других отраслей, а следовательно, и для обеспечения занятости населения. Так, по данным экспертов, каждое новое рабочее место в строительстве ведет к созданию восьми рабочих мест в 30 смежных отраслях экономики. Вот почему Правительство уделяет особое повышенное внимание данному направлению.
Мы нашли возможность не только сохранить, но и существенно увеличить в текущем году объёмы финансирования программ, связанных с реализацией государственной жилищной политики. Общий объём средств федерального бюджета и институтов развития, который направляется в этом году на эти цели, превышает 447 миллиардов рублей. В общем, цифра, конечно, не сравнимая с тем, что было в предыдущие годы.
В период с января по май текущего года общий объём строительства жилья составил 16,7 миллиона квадратных метров. Это, как Дмитрий Анатольевич подметил, на 4,1 процента больше, чем за тот же период прошлого года. То есть, несмотря на серьёзные кризисные явления, рост объёмов жилищного строительства пока сохраняется, в то время как общий объём работ в сфере строительства за пять месяцев текущего года сократился почти на 20 процентов. Вместе с тем мы хорошо понимаем, что такие показатели связаны с инерционностью в отрасли, и достигнуты они во многом за счёт введения в эксплуатацию жилья, которое начинало строиться ещё в 2007–2008 годах.
Безусловно, экономический кризис оказывает существенное влияние на сферу жилищного строительства, прежде всего за счёт падения спроса на жильё. Оно вызвано как отложенным спросом, связанным с ожиданием падения цен, так и снижением доходов населения и доступности ипотечных кредитов. Кроме того, большинство банков, к сожалению, на сегодняшний день практически прекратило кредитование нового строительства жилья. И, несмотря на то что, по нашим предварительным оценкам, ввод жилья в 2009 году будет меньше, чем в прошлом, можно, наверное, сегодня утверждать, что предпринятые нами меры позволили избежать обвала в строительной отрасли.
В этой связи хотел бы остановиться на наиболее значимых мероприятиях по развитию жилищного строительства и рынка жилья. Начну с мер по поддержанию спроса на жильё как со стороны граждан, так и государства.
Первое. Мы досрочно предоставили людям возможность направлять средства материнского капитала на погашение долга и уплату процентов по жилищным кредитам. Как справедливо отметил Дмитрий Анатольевич, такое решение оказалось крайне востребованным, скажу даже – больше, чем мы этого ожидали. С 1 января будущего года семьи получат право использовать материнский капитал для улучшения своих жилищных условий уже без каких‑либо ограничений по формам и способам. По предварительной оценке Пенсионного фонда, в 2010 году с заявлениями о распоряжении средствами материнского капитала на указанные цели намерены обратиться около 350 тысяч наших граждан. И, по самым минимальным оценкам, будет востребовано более 100 миллиардов рублей, что, на наш взгляд, станет серьёзным источником стимулирования платёжеспособного спроса на рынке жилья. При этом, конечно, важной задачей будет создание механизма, который, с одной стороны, обеспечит удовлетворение этого дополнительного спроса, а с другой – будет препятствовать возможным спекулятивным действиям на рынке. Это наша совместная с субъектами Российской Федерации задача.
Второе – о поддержке и развитии ипотеки как важнейшего инструмента решения жилищных проблем. Начиная с 2009 года мы оказываем помощь заёмщикам, которые ранее взяли ипотечные кредиты и сейчас не по своей вине оказались в трудной финансовой ситуации из‑за потери работы или существенного снижения доходов. На сегодняшний день в специально созданное Агентство по реструктуризации ипотечных кредитов уже поступило более 2,5 тысячи заявлений таких граждан. Принято решение о реструктуризации свыше тысячи ипотечных кредитов. Создана агентская сеть, позволяющая получить помощь в любом регионе России.
Несколько слов о ситуации с ипотекой, которая складывается сейчас. Падение темпов роста ипотечного жилищного кредитования наметилось уже во второй половине прошлого года. К концу I квартала текущего года объём выдаваемых ипотечных жилищных кредитов сократился более чем в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 24,4 миллиарда рублей. Оперативные данные подтверждают данную тенденцию и во II квартале этого года.
Нестабильность на финансовых рынках, удорожание ресурсов для банков привели к повышению процентных ставок за пользование кредитом. Только сейчас пошла информация о том, что в мае месяце начали эти ставки потихонечку опускаться.
Д.Медведев: А до какой величины они опускаются? Потому что у нас всё‑таки ставка рефинансирования уже три раза снижалась за последнее время.
А.Жуков: Да, Дмитрий Анатольевич. 13,6 процента (по последним данным) – средневзвешенная ставка.
Д.Медведев: Средневзвешенная ставка ипотечного кредитования.
А.Жуков: К сожалению, слишком высокая.
Д.Медведев: Высокая, да, конечно.
А.Жуков: Основной объём выдачи новых ипотечных кредитов в настоящее время поддерживается преимущественно за счёт крупных банков с государственным участием или за счёт рефинансирования со стороны АИЖК.
Поэтому в соответствии с принятым решением в уставный капитал Агентства за счёт средств федерального бюджета в дополнение к направленным в конце прошлого года 60 миллиардам рублей в текущем году дополнительно вносится 200 миллиардов. Эти средства будут направлены на рефинансирование долгосрочных ипотечных кредитов, которые коммерческие банки предоставили гражданам, что позволит обеспечить и повышение доступности кредитов, и снижение процентной ставки, да и сами банки смогут снизить свои риски и расширить ресурсную базу для кредитования населения.
Сейчас в Правительстве прорабатывается возможность дать АИЖК право предоставлять банкам целевые займы для кредитования жилищного строительства. Кроме того, есть такие резервы развития жилищного кредитования, как применение ипотечного страхования и повышение ликвидности ипотечных ценных бумаг.
В целом хотел бы ещё раз подчеркнуть, что, несмотря на сегодняшние экономические проблемы, от идеи развития системы ипотечного кредитования мы не отказываемся. Это наша долгосрочная стратегическая задача.
Третье важнейшее направление работы – это ускорение обеспечения жильём тех категорий граждан, перед которыми государство имеет закрепленные законом обязательства. Здесь, конечно же, присутствует и серьёзный социальный аспект.
Для решения проблемы мы используем сразу несколько возможностей, в том числе это собственно строительство жилья, его приобретение на первичном и вторичном рынке, предоставление гражданам социальных выплат. Свыше 58 миллиардов рублей в этом году заложено на строительство и покупку жилья для военнослужащих. В реальном выражении это составляет немногим меньше 2 миллионов квадратных метров. Более 48 миллиардов рублей направлено на решение жилищных проблем отдельных категорий граждан, перед которыми у государства имеются обязательства. Это и выезжающие из районов Крайнего Севера, вынужденные переселенцы, участники ликвидации последствий радиационных аварий, уволенные и увольняемые с военной службы.
В рамках данного мероприятия в текущем году запланировано улучшение жилищных условий около 21 тысячи семей. С начала 2009 года жильё уже приобрели более 4 тысяч семей, государственные жилищные сертификаты которым выданы в прошлом году. Жилищные условия ещё более 4,5 тысячи человек будут улучшены в рамках программ Минобрнауки, Минсельхоза России и других государственных заказчиков.
Особое внимание Правительство уделяет обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны. До 1 мая 2010 года жильё получат все нуждающиеся ветераны. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрены беспрецедентные для данного направления средства – около 56 миллиардов рублей. Ну и напомню, что мы дважды повышали норму, сейчас Дмитрий Анатольевич подписал, буквально на днях, закон, увеличивающий эту норму до 36 метров.
Общий объём ресурсов по всем перечисленным выше программам в текущем году составит более 218 миллиардов рублей. Часть из них формирует прямой спрос. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время государство выступает ведущим участником рынка жилья. Для повышения эффективности расходования бюджетных средств государственный спрос будет скоординирован. Мы намерены проводить единую ценовую политику при приобретении жилья для граждан за счёт государственных средств, направленную на противодействие спекулятивным продавцам.
Кроме того, координация государственного спроса позволит нам целенаправленно стимулировать развитие сегмента жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного с высокими стандартами энергоэффективности и экологичности. То есть при помощи государственного рубля в отрасли будет продвигаться применение современных передовых технологий строительства доступного жилья. Обращаю особое внимание, что стоимость одного квадратного метра данного жилья на первичном рынке не должна превышать 30 тысяч рублей.
Четвёртое. Хорошо зарекомендовали себя программы Фонда содействия реформированию ЖКХ, в том числе по расселению аварийного жилья. В этих целях часть средств фонда направляется на приобретение жилья в многоквартирных домах высокой степени готовности. Данные меры позволят не только поддержать застройщиков, помочь им завершить строительство уже начатых объектов, но, что важно, предотвратить появление второй волны обманутых дольщиков. И конечно, мы сможем серьёзно продвинуться в решении проблем аварийного жилья. Всего в рамках программ по ликвидации аварийного жилья фонда намечено построить более 1 миллиона 200 тысяч квадратных метров жилья и переселить 147 тысяч человек. Из них в новые квартиры уже переехало более 21 тысячи человек. Напомню, что речь идёт о переселении граждан из жилья, не отвечающего не только условиям комфортности, но и прежде всего безопасности.
Фонд ЖКХ также осуществляет финансирование региональных мероприятий по капремонту. Ими охвачено сейчас почти 66 тысяч домов, причём в половине из них ремонт уже завершён. Хотел бы отметить, что реализация подобной задачи является серьёзным фактором поддержки занятости, что сегодня чрезвычайно важно. По оценке Фонда ЖКХ, в названных программах задействовано более миллиона специалистов сферы строительства.
И, наконец, нельзя забывать, что сами принципы работы фонда серьёзно стимулировали процессы модернизации жилищно-коммунального хозяйства в регионах. Муниципальные образования, участвующие в программах фонда, демонстрируют существенно более высокие показатели и продвинулись гораздо дальше в реформировании ЖКХ, чем мы наблюдаем в целом по России. Сейчас в Думе рассматривается законопроект по повышению ответственности по использованию средств, выделяемых регионам, с учётом реальных результатов, которые достигаются в сфере реформирования ЖКХ.
А сейчас от проблем стимулирования спроса позвольте перейти к формированию предложений на рынке жилья. Очевидно, что нам нельзя допустить серьёзного снижения объёмов строительства. Это негативно отразится на строительной и смежных отраслях и, конечно, чревато будущим дефицитом свободного жилья, а значит, и ростом цен.
Одним из сдерживающих факторов у нас и прежде был недостаток участков под застройку. Поэтому важное значение придаём работе Фонда содействия развитию жилищного строительства. Прежде всего, это касается вовлечения в жилищное строительство земли, находящейся в федеральной собственности. Подготовлено около 50 предложений об использовании земельных участков общей площадью более 6 тысяч гектаров. Уже в текущем году фонд планирует вовлечь в оборот 1,5 тысячи гектаров, что создаст условия для строительства около 6 миллионов квадратных метров жилья.
Хотел бы также отметить, что решение задач обеспечения граждан доступным жильём зависит не только от успешной реализации федеральных мер, но и от эффективности региональных и местных властей. Сравнительный анализ динамики жилищного строительства по субъектам показывает, что ряд регионов сумел минимизировать негативное влияние кризиса на жилищное строительство, прежде всего за счёт реализации региональных инициатив. И в качестве примеров можно привести опыт Вологодской области по льготному предоставлению строительных лесоматериалов, Белгородской области – по созданию эффективного механизма выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и ещё несколько примеров.
Напомню, что более 52 процентов общего объёма строительства жилья составляет индивидуальное жилищное домостроение. И динамичное развитие данного направления напрямую зависит от результатов деятельности региональных властей. Кстати, по итогам пяти месяцев именно в этом секторе мы наблюдаем неснижение объёмов, а это, в общем‑то, не зависит от нашего государственного спроса. Поэтому просил бы коллег на местах уделить повышенное внимание разработке документов территориального планирования и, конечно же, совершенствованию процедур получения разрешений на строительство. Как показывает практика, здесь имеются значительные резервы, которые в сегодняшних экономических условиях мы просто обязаны использовать. Серьёзным стимулом для решения указанных вопросов служит реализация субъектами комплексных проектов освоения территорий, в рамках которых могут эффективно отрабатываться организационные, правовые и другие аспекты строительства.
В заключение хотел бы обратить внимание, что в условиях сегодняшней экономической ситуации реализация мероприятий приоритетного национального проекта должна получить дальнейшее развитие. В рамках отработанного проектного подхода необходима координация всей государственной жилищной политики. Второстепенных мероприятий здесь быть не может. Всё, что способствует развитию жилищного строительства и рынка жилья, мы должны отрабатывать и проводить в жизнь самым тщательным и энергичным образом. Первый шаг уже сделан: в рамках Основных направлений деятельности Правительства подготовлена карта проекта «Качественное и доступное жильё». На её базе и с учётом опыта и наработок приоритетного национального проекта в августе будет сформирована долгосрочная целевая программа «Жилище», новая, до 2015 года. Указанные программные документы должны стать действенным инструментом реализации приоритетного национального проекта в сфере жилья. В соответствии с проектами этих документов на ближайшее время акцент будет сделан на реализацию антикризисных мер, в том числе на сохранение достигнутого в 2008 году уровня доступности жилья для населения, а также создание условий для его дальнейшего повышения.
И, наконец, учитывая исключительное значение приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» для социального и экономического развития страны, его финансирование, существенно увеличенное в 2009 году, входит в число главных приоритетов и при формировании бюджета на 2010 и последующие годы.
Благодарю за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Дмитриевич. Два коротких замечания по тому, что Вы говорили.
Вы назвали общую сумму инвестиций в этом году – 447 миллиардов рублей. Это очень большие деньги. Не только потому, что мы в кризисной ситуации находимся, а мы никогда государственные инвестиции в таком объёме в последние годы, когда у нас уже строительство велось на рыночных принципах, не выделяли. С чем это связано – понятно. Государство сейчас основной игрок, основной инвестор на рынке. Но отсюда вытекают две задачи. Во‑первых, эти деньги нужно эффективно потратить, с тем чтобы они не растеклись в непонятных направлениях, а с другой стороны – мы перед завершением финансового года не оказались в ситуации, когда деньги большие выделены, а из них израсходована только часть. А мы понимаем, что строительство – это реальный способ, которым пользуются все государства в преодолении кризиса. Ничего нового с момента великой депрессии человечество в качестве таких простых решений не придумало и, скорее всего, не придумает. А для нас это ещё и важнейшая социальная задача, потому что у нас с жилищным вопросом, как известно, всё очень и очень плохо.
И вторая цифра, на которую хотел бы обратить внимание. Александр Дмитриевич сказал, что принято решение о выделении, точнее – подготовлены предложения о выделении 6 тысяч гектаров под строительство через фонд. В настоящий момент, я посмотрел, реально передано 570 гектаров. Но это ничего, это мизер, мы же понимаем. Даже если речь идёт о многоквартирных домах, это всё равно ничего, а если говорить об индивидуальном жилищном строительстве, то и 6,5 тысячи гектаров – это всё равно очень мало. Нам нужно быстрее этой темой заниматься как на уровне федеральных структур, так и на уровне регионов, все необходимые решения принимать. Раз механизм этот запущен, нужно насытить его землёй. И это особенно актуально в сегодняшней ситуации.
Слово для выступления директору Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александру Арнольдовичу Браверману. Он как раз об этом скажет, но я хотел бы ко всем обратиться: выступающих много, два выступления больших прозвучали уже, доклад Александра Дмитриевича – по пять минут выступления, не больше.
Александр Арнольдович, пожалуйста.
А.Браверман: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Основной целью работы фонда является формирование сегмента жилья эконом-класса, в первую очередь многоэтажного, которое отвечает требованиям экологичности и эффективности. Как уже отмечалось в первых двух выступлениях, действительно, фондом подготовлены предложения по вовлечению в оборот земельных участков, которые дадут возможность в 2009 году построить дополнительно около 6 миллионов метров квадратных жилья, а в следующем году мы планируем вовлечение в оборот земельных участков, которые создадут возможность в этой части строительства дополнительно примерно 10 миллионов квадратных метров жилья. Однако анализ поступивших предложений, а их из 73 субъектов Российской Федерации сегодня поступило более одной тысячи по земельным участкам, показывает, что наиболее высокая степень готовности находится в участке площадью примерно 10–30 гектаров. Такие участки, конечно же, поддержат действующие объёмы строительства, но того рывка, о котором сегодня говорил Дмитрий Анатольевич, дать не смогут. И рывок, в частности, по снижению цен может дать только вовлечение в оборот больших участков с выходом более 500 тысяч метров жилья каждый. И возможности для вовлечения таких участков есть. Связано это с решением двух базовых задач. Первая – это целевая направленность вовлечения земельных участков под строительство жилья эконом-класса с соответствующими экологическими и энергосберегающими характеристиками. И вторая – предоставление целевым образом земельных участков под промышленность строительных материалов и под принципиально новые технологии для строительства жилья эконом-класса.
Надо решить две базовые задачи. Первая – для целевого вовлечения участков необходимо внесение изменения в действующее законодательство, позволяющего при выставлении на аукцион данных участков руководствоваться не только показателем срока освоения участка, который действует сегодня, но и дополнительными показателями по технико-экономическим характеристикам жилья эконом-класса, плотности застройки, этажности застройки и цены материалов. Такие предложения в целом с профильными комитетами Государственной Думы подготовлены, в предварительном порядке обсуждены и с руководством Государственной Думы.
Вторая задача – ресурсное обеспечение. Значительная часть земельных участков под жильё эконом-класса, в том числе и в первую очередь под жильё эконом-класса малоэтажное, сосредоточено сегодня у небольшого количества держателей, основным из которых является Академия сельхознаук. Несмотря на тесное взаимодействие со Счётной палатой, Росимуществом, Роскадастром, другими министерствами и ведомствами, мы пока, к сожалению, встречаем по этому вопросу системное сопротивление. И мы очень надеемся здесь на помощь и поддержку Виктора Алексеевича Зубкова. Мы её на первом этапе встретили и надеемся на дальнейшее развитие этой поддержки по предоставлению участков земли Россельхозакадемией.
На слайдах, которые представлены, в частности на слайде №3, мы представляем меры по снижению затрат на строительство и одновременно рыночное ограничение маржи застройщика через установление необходимых технико-экономических показателей возводимого жилья, уже упоминавшихся этажности, плотности, энергоэффективности и экологически чистых материалов. Такие комплексные меры позволят, на наш взгляд, снизить стоимость жилья до требований эконом-класса – до требований 30 тысяч рублей за квадратный метр в действующих ценах.
Несмотря на сложную ситуацию в экономике, спрос на земельные участки продолжает сохраняться. И мы планируем вместо показателя, который нам был выставлен в проекте – 1,1 миллиарда рублей, в этом году получить всё же цифру в 2,4 миллиарда рублей, которую планируем в соответствии с решениями соответствующих органов управления израсходовать прежде всего на обеспечение инфраструктурой земельных участков для того, чтобы земельные участки предоставлялись готовыми, на содействие внедрению современных строительных материалов и технологий; прежде всего это касается легких стальных тонкостенных конструкций, несъёмной опалубки, каркасно-панельных конструкций. Их в принципе семь базовых, они известны, производители их известны. Сейчас они достаточно легко приобретаемые, и цены в целом достаточно низкие. Это в части предложения.
В части консолидации и координации спроса. Мы видим здесь две части. Первая – это государственный спрос, который сосредоточен сегодня в Минобороны, Минсельхозе, Минобрнауки, Минрегионе и у других государственных заказчиков. Зачастую в один и тот же регион различные государственные заказчики выходят с различными ценовыми предложениями, что в целом повышает цену жилья, финансируемого, хочу ещё раз подчеркнуть, из одного источника – из федерального бюджета. Координация такого спроса и консолидация его на площадке, технологической площадке единого оператора, позволит снизить, окажет понижающее давление на цены и соответственно повлияет на приобретение больших объёмов жилья.
Вторая часть спроса, который должен в кризисных условиях тоже быть консолидированным, – это коммерческий спрос. Коммерческий спрос сосредоточен прежде всего у граждан. И нам представляется возможным его концентрировать в виде жилищных кооперативов, а также более концентрированного использования материнского капитала, который достаточно легко считается и может быть использован.
И последнее, упоминаемая единая информационно-аналитическая система, без которой выверенное решение невозможно, будет реализована фондом в октябре.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
По поводу земель, продолжая ту же самую тему, про земли Академии сельхознаук и некоторых других академий, применительно к сельхозземлям. Конечно, нужно сохранить те земли, которые необходимы для опытного производства, для селекции, для обучения, но здесь нужно разумный подход использовать. Как ни приедешь в какой‑нибудь регион, лучшие земли, на которых ничего нет, брошенные, – это земли либо Академии сельхознаук, либо учебных заведений. Но это нерационально, это земли вокруг городов, там должны быть дома, а опытные хозяйства, если они сейчас не работают, – значит, их тогда нужно переводить в другие места или быстрее этим заниматься. Здесь нужно все решения принять. И вообще по академиям: чем земли передавать непонятным жуликам, нужно сделать так, чтобы эти земли работали для жилищного строительства.
Слово для выступления генеральному директору Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александру Николаевичу Семеняке.
А.Семеняка: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Совета!
На 1 июня текущего года задолженность по ипотечным и жилищным кредитам составила 1,4 триллиона рублей. Качество ипотечных кредитов сегодня лучше, чем кредитов, выданных корпоративному сектору, и просрочка по ипотеке ниже. Для надёжных ипотечных кредитов Банк России намерен снизить норматив достаточности капитала и предоставляет ликвидность, постоянно расширяя возможности. Однако, несмотря на это, за последнее время произошло резкое сокращение выдачи новых кредитов. Рынок вернулся на уровень 2005 года. Доступность ипотечного кредита для населения резко сократилась, как уже было отмечено. При этом часть населения ожидает дальнейшего снижения жилищных цен и откладывает покупку жилья на будущее. В текущих условиях действия государства должны быть направлены на стимулирование массового спроса на жильё эконом-класса. При цене 30 тысяч рублей за квадратный метр и из расчёта 18 квадратных метров на человека такое типовое жильё с помощью ипотеки под 12 процентов годовых сможет приобрести половина российских семей. При этом потенциальный покупатель такого жилья не имеет больших сбережений, и роль ипотеки будет возрастать.
Следует отметить, что даже если ставка по ипотеке будет доступна для населения, то объём выдачи новых кредитов банками будет зависеть от долгосрочных источников финансирования.
Д.Медведев: Александр Николаевич, скажите нам в присутствии всех коллег и средств массовой информации, что сейчас Агентство считает доступной ставкой с учётом текущей экономической ситуации?
А.Семеняка: Учётная ставка рефинансирования плюс 2–3 процента.
Д.Медведев: Но ставка рефинансирования сейчас у нас уменьшилась, хотя она всё равно немаленькая.
А.Семеняка: Да.
Д.Медведев: Если 2–3 процента, то 11,5 плюс 3 процента – это получается 14,5.
А.Семеняка: 13–14 процентов.
Д.Медведев: Я к тому, что вряд ли с этой ставкой кто‑то справится сейчас. Мы с Вами, помните, этим занимались ещё несколько лет назад: люди начинали брать реально кредиты, когда уже сама по себе ставка плюс маржа составляла где‑то процентов 11. Вот тогда уже интерес появлялся.
А.Семеняка: Мы были на этом уровне в конце 2007 – начале 2008 года. Картой проекта, которая разработана Правительством, предусматривается восстановление рынка в 2010 году на таких объёмах. В текущем году, наверное, возможно рассмотреть программу субсидирования процентных ставок, задействовав источники, региональные бюджеты, есть возможности, которые пока не используются, субсидировать с тем, чтобы всё‑таки в текущий момент снизить ставку, но эта мера краткосрочная. Должны всё‑таки работать рыночные источники.
Для банков важно иметь долгосрочные капиталы. И сегодня, пока рыночные источники не работают, важно всё‑таки определить возможности использования средств федерального бюджета, накопительной части Пенсионного фонда, средств госбанков и, возможно, средств Фонда национального благосостояния с тем, чтобы сумма всех этих источников позволила предоставить тот объём ипотеки, который предусмотрен в программе Правительства.
Господдержка ипотеки составила 120 миллиардов рублей, из них 30 миллиардов зарезервировано на помощь заёмщикам, потерявшим платёжеспособность. Эта сумма позволит оказать помощь 100 тысячам заёмщиков.
По поручению правительственной комиссии по повышению устойчивости развития экономики мы упростили условия допуска в программу и сократили перечень предоставляемых документов.
В отношении тех заёмщиков, которые не подпадают под данную программу, либо, участвуя в программе, не восстановят свою платёжеспособность через 12 месяцев, банки имеют право подать судебные иски об обращении взыскания через 12 месяцев. Это право не должно подвергаться сомнению, иначе банки будут бояться выдавать ипотечные кредиты как таковые.
При обращении взыскания сроки составляют сегодня до двух лет. Это в каком‑то смысле ущемляет экономические интересы граждан, поскольку долг в период взыскания продолжает прирастать на сумму начисляемых процентов, а цена на жильё может продолжить снижаться. С целью обеспечения его права (заёмщика) на проживание следует предусмотреть выкуп такого жилья одним из институтов развития с целью последующего предоставления в найм. После восстановления платёжеспособности в будущем заёмщик мог бы выкупить такое жильё обратно.
Помимо помощи заёмщикам АИЖК оставшиеся 90 миллиардов направит на рефинансирование ипотечных кредитов, которые обеспечат спрос на жильё, завершенное жилищным строительством, примерно на 16 тысяч квартир. И ещё порядка 20 тысяч единиц жилья – это спрос на вторичном рынке. С целью снижения размера первоначального взноса сегодня многие регионы предоставляют субсидии молодым семьям и иным категориям граждан. Однако системным решением является, по опыту других стран, развитие ипотечного страхования, и государство всегда участвует в таких программах.
В заключение я хотел бы отметить, что задача восстановления и дальнейшего развития рынка ипотеки носит комплексный характер и не ограничивается текущим годом, поэтому мы предлагаем разработать и утвердить стратегию развития ипотеки на период до 2015 года. Принятая в 2005 году концепция оказала позитивное влияние на развитие рынка и помогла реализации национального проекта по доступному жилью.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо.
Слово председателю правления госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константину Георгиевичу Цицину.
К.Цицин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Совета!
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является механизмом инвестиций в жилищно-коммунальную сферу, обусловленным принятием регионами мер по развитию конкурентных отношений в отрасли, созданием возможностей для реализации собственниками жилья своих прав и обязанностей, а также применением энергосберегающих технологий. Отмечу, что в 2008 году оборот отрасли жилищно-коммунального хозяйства составил 2,2 триллиона рублей, увеличившись по отношению к 2007 году на 17,2 процента. При этом платежи граждан составили 56 процентов. По предварительной отчётности за I квартал, общая тенденция к увеличению оборота отрасли пока сохраняется. Правовая идея, заложенная в 185-й Закон, оказалась верной. В жилищно-коммунальном хозяйстве ускорился процесс разворачивания реально работающих рыночных структур. Ключевые показатели реформы жилищно-коммунального хозяйства выросли в разы. Сегодня в программах фонда участвуют 79 субъектов Российской Федерации, причём почти 100-процентное участие регионов обусловлено, в первую очередь, инициативой собственников жилья.
Сегодня в среднем по России товарищества собственников жилья созданы в 6 процентах многоквартирных домов. Частные управляющие компании обслуживают 30 процентов домов, доля частных организаций коммунального комплекса – 59 процентов. Лучше всех оздоровление жилищно-коммунального хозяйства идёт в Белгородской, Пензенской областях, в Бурятии, Татарстане и Тюменской области. Всего в программах фонда участвует около 2 тысяч муниципальных образований.
За полтора года работы фонда показаны следующие результаты. На проведение капитального ремонта фондом направлено в регионы
90,8 миллиарда рублей. Общий объём осваиваемых средств с учётом софинансирования субъектов Федерации составил 127,2 миллиарда рублей. Это позволит отремонтировать 67 600 домов, где проживает 9 миллионов человек.
В настоящее время выполнением региональных программ капитального ремонта охвачено 63 процента включённых в них домов, в том числе завершён ремонт в 51 проценте домов в 76 субъектах Российской Федерации.
На переселение из аварийного жилья фондом направлено 50,3 миллиарда рублей. Общий объём осваиваемых средств с учётом софинансирования регионов составил 68,3 миллиарда рублей. Это позволит расселить 8012 аварийных домов, где проживает свыше 149 тысяч человек. На сегодняшний день пока переселено чуть больше 20 тысяч человек, и полностью расселено около тысячи аварийных домов.
Отдельно следует отметить результаты совместных усилий фонда и субъектов Российской Федерации по внедрению передовых, в том числе ресурсосберегающих, технологий. В подавляющем большинстве случаев при ремонте инженерных систем и ремонте фасадов применяются энергосберегающие технологии. В итоге в разы сокращаются расходы на содержание инженерных систем, теплопотери снижаются на 30–36 процентов.
В целом, по предварительным оценкам, на выделенные фонду 240 миллиардов рублей можно будет отремонтировать около 12 процентов многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, и расселить порядка 30процентов аварийных домов, признанных таковыми на 1 января 2007 года.
Действенность заложенного в основу фонда правового решения показала и то, как быстро в условиях кризиса механизм работы фонда может быть перенастроен на поддержку ключевых отраслей отечественной экономики. Была запущена программа, позволяющая опережающими темпами по облегчённой процедуре направить до 50 миллиардов рублей на выкуп квартир в домах высокой степени готовности с обязательным условием завершения их строительства и переселения в них жителей аварийных домов. Всего в этой программе приняло участие 67 субъектов. Общая сумма с учётом софинансирования составила 40,5 миллиарда рублей, на которые будет переселено около 88 тысяч человек в более чем 32 тысяч квартир. Будет снесено 4490 аварийных домов. Уже сданы в эксплуатацию по этой программе 137 домов, а это значит, что 19 600 граждан уже в ближайшее время будут переселены из аварийных домов и, что важно, почти 27 тысяч человек избежали участи обманутых дольщиков.
К числу антикризисных мер, реализуемых через фонд, следует отнести и то, что фонд окажет поддержку федеральному бюджету, вернув 65 миллиардов рублей из имущественного взноса Российской Федерации.
Уважаемые участники заседания, считаю уместным отметить, что кризис несёт в себе не только угрозу, но и раскрытие новых возможностей. Поэтому хотелось бы предложить следующие меры, которые лежат в компетенции фонда.
Первое. В ходе работы фонда стали очевидны преимущества малоэтажного строительства в переселении из аварийного жилья. Сегодня в 67 регионах есть более 400 предприятий по производству строительных материалов и конструкций для малоэтажного строительства, значительная часть из которых работает по современным технологиям. Предлагаем направить на эти цели в 2010 году до 25 миллиардов из лимитов, которые выделены субъектам Российской Федерации.
Второе. По нашему мнению, надо устранить правовую неопределённость в вопросе регулирования деятельности частных компаний, управляющих многоквартирными домами. Сегодня нет ни одного нормативного документа, регулирующего деятельность частных управляющих компаний. Нам видится, что самое эффективное решение здесь в создании саморегулируемых организаций, действующих на основе отдельного федерального закона.
И, наконец, третье. Для того чтобы в дальнейшем капитальный ремонт проходил на основе самофинансирования, представляется необходимым развернуть в регионах механизм накопления отчислений граждан на эти цели. Причём решение второй и третьей задачи надо начать не позднее 2010 года – в тот период времени, пока фонд ещё будет работать и сможет оказать организационно-аналитическую поддержку. В целом с учётом намеченного на 2010 год возврата 65 миллиардов рублей планируется направить в 2010–2011 годах на капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья 84 миллиарда рублей. По нашим оценкам, на эти средства будет отремонтировано 75 миллионов квадратных метров жилья, переселено около 100 тысяч граждан и обеспечена занятость более 250 тысяч человек. Причём около 70 процентов этих рабочих мест находятся в сегменте малого и среднего бизнеса.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: У меня вот какой вопрос к Вам. Вы сказали о том, что в этом году в связи с известной трудной финансовой ситуацией по просьбе Министерства финансов вернули 65 миллиардов рублей. Я сейчас даже говорю не о том, как их расходовать, а о том, что фонд, как мы его задумывали и создавали, имеет конечный период своей деятельности. Я хотел бы понять – Вы считаете, вы уложитесь в достижение тех показателей, о которых говорили в своем докладе, в эти сроки, а это пятилетний срок, с учётом тех проблем, которые возникли в этом году, и других перспектив?
К.Цицин: Дмитрий Анатольевич, на сегодняшний день все программы, которые запущены в 2009 году, рассчитаны сроком исполнения 1 января 2010 года. Поэтому в случае, если 65 миллиардов эти не будут возвращены, то, конечно, мы эти программы выполним, но дальнейшее финансирование регионов, конечно, встанет, поскольку всего останется 18 миллиардов рублей.
Д.Медведев: Понятно. Но я имею в виду даже не 65 миллиардов, мы об этом поговорим, а я имею в виду – вообще за пять лет вы задачи свои уставные успеете сделать, если всё будет?
К.Цицин: Да, успеем.
Д.Медведев: Хорошо. Спасибо.
Слово для выступления Виктору Алексеевичу Зубкову, Первому заместителю Председателя Правительства.
В.Зубков: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!
Начало системного подхода государства к решению жилищных проблем на селе было заложено в федеральной целевой программе социального развития села до 2012 года. Реализация программы была начата в 2002 году. Ощутимые для селян результаты, как мы знаем, начали проявляться лишь в ходе реализации национального проекта «Развитие АПК», который был далее трансформирован в государственную программу развития сельского хозяйства на 2008 – 2012 годы.
За период с 2003 по 2008 годы в сельской местности построено 65 миллионов квадратных метров жилья, из них в рамках государственной программы было введено или приобретено более 11 миллионов квадратных метров жилья. Это позволило улучшить жилищные условия для 183 тысяч сельских семей, в том числе обеспечить жильём 48 тысяч молодых семей и специалистов.
Развитие инновационных производств невозможно без высокообразованных молодых специалистов, поэтому только в течение последних лет более половины средств государственной поддержки направляется на улучшение жилищных условий для молодых семей и специалистов.
Повышается качество жизни на селе, выросла доля благоустроенного жилья. За 2003–2008 годы финансирование мероприятий по строительству жилья на селе составило более 74 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета – 13,7, региональных – 19,3 и внебюджетных источников – 41,2 миллиарда рублей.
Принцип софинансирования позволил на один рубль средств федерального бюджета привлечь 4,5 рубля средств из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
В целом 2008 год, первый год реализации государственной программы, стал успешным. Темпы строительства нового жилья на селе можно оценить как высокие. Целевой показатель по вводу жилья превышен на 18 процентов при плане 1,5 миллиона квадратных метров, фактически – 1,8 миллиона. Вместе с тем достигнутые объёмы жилищного строительства на селе являются крайне недостаточными, не позволяют удовлетворять потребности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Остается высокой доля ветхого и аварийного жилья. Потенциал повышения качества жизни на селе высокий, всё больше селян намерены участвовать собственными средствами в государственных программах индивидуального строительства, и ключевая задача органов власти, Правительства – в 2009 году сохранить темпы предыдущих лет сельского жилищного строительства.
На этой неделе я провел селекторное совещание с регионами по вопросу строительства жилья на селе, мы обсудили перспективы реализации целевых показателей государственной программы в условиях сокращения расходов федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации, показавшие как высокие, так и скромные показатели ввода жилья в 2008 году, подтвердили своё намерение сохранить на 2009 год объём софинансирования строительства жилья в сельской местности из региональных бюджетов. Выработанные отдельными регионами меры по удешевлению строительства, а таких регионов достаточно много (это Оренбургская, Белгородская, Орловская области, Мордовия), позволяют снизить стоимость квадратного метра в среднем по России до 16 тысяч рублей, то есть почти на 40 процентов по сравнению с установленным Минрегионом России нормативом – 26,5 тысяч рублей за квадратный метр.
С учётом региональных особенностей разрабатываются проекты строительства сельских домов с использованием местных строительных материалов, внедряется практика деревянного домостроения. Удешевление строительства, применение современных технологий строительства жилья, сохранение уровня регионального софинансирования позволяют надеяться, что в 2009 году целевые показатели по объёмам и стоимости вводимого жилья на селе будут выполнены.
Снижение в текущем году федерального финансирования с 5,2 миллиарда рублей в 2008 году до 4,5 миллиарда в 2009 году (минус 14 процентов) приводит к общему снижению финансирования из региональных и внебюджетных источников. Там тоже снижаются эти суммы. Учитывая этот фактор, а также в целях значительного увеличения объёмов строительства на селе Правительством (после серии консультаций с регионами) принято постановление, которое даёт возможность сельхозпроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, независимо от организационно-правовой формы (это могут быть и крестьянские, фермерские хозяйства, сельхозпотребительские кооперативы), привлекать кредиты банков на жилищное строительство на условиях субсидирования ставки рефинансирования Центрального банка: 80 процентов – из федерального бюджета, 20 – из бюджетов субъектов.
Надо сказать, Дмитрий Анатольевич, многие регионы сегодня готовы участвовать в этой программе. И есть регионы, которые уже имеют возможность привлечь кредиты на сумму до 3 миллиардов рублей, однако, по мнению руководителей регионов, эта мера Правительства может результативно заработать, если стоимость привлекаемых ресурсов не будет превышать 14 процентов. Поэтому я думаю, что ради такого решения вопросов надо просто посмотреть Центральному банку – изыскать те объёмы ресурсов, которые подсчитают Минсельхоз вместе с регионами, чтобы ставка эта не превышала 14 процентов. Активно пойдёт строительство на селе, самым активным образом. Сегодня многие компании, акционерные общества имеют средства, и они с удовольствием вложат их в строительство жилья для своих сотрудников.
Необходимо отметить, что с 2009 года в рамках госпрограммы осуществляется реализация мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. Всего у нас 31 пилотный проект комплексной подготовки территорий, общий объём – 203 тысяч квадратных метров. Я думаю, что эти объёмы будут обеспечены.
Подготовка в Правительстве проекта федерального бюджета на 2010 год предполагает сокращение расходных обязательств федерального бюджета. Мне кажется – и сегодня, наверное, надо на Совете предусмотреть, – чтобы то, что мы обсуждаем, не подвергалось сокращению. Этот вопрос был поставлен на последнем заседании президиума, Председатель Правительства дал срок неделю министерствам и ведомствам на то, чтобы рассмотреть эти предложения.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Виктор Алексеевич.
Продолжим. Теперь слово Николаю Ивановичу Меркушкину, Главе Республики Мордовия, – как раз по строительству в сельской местности. Пожалуйста.
Н.Меркушкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Вопрос, который рассматривается сегодня, и вообще этот блок вопросов, связанных с нацпроектами, – очень важный на сегодня инструмент, который достаточно устойчив в кризисных условиях. Тот же, например, АПК, о чём сейчас говорил Виктор Алексеевич, жилищное строительство.
Дмитрий Анатольевич, идёт рост пока в сельском хозяйстве. Например, у нас за 6 месяцев предварительные данные: 11,4 процента – рост объёмов производства на селе, и пока 23 процента – рост жилищного строительства. По линии ипотечной корпорации республики, где мы строим, почти половина жилья строится через ипотеку, рост – 35 процентов. Но это закладывалось, надо сказать, тоже в предыдущие годы в рамках нацпроектов и в рамках программы развития села. Сейчас дополнительно устраиваем и людей, в том числе в сельской местности, которые остались в крупных городах без работы. И, на мой взгляд, дальнейшая поддержка, о чём сегодня идёт речь, будет иметь очень важное значение для будущего.
Что касается программы развития села и строительства жилья в рамках этой программы. На селе у нас сегодня более 70 процентов жилья строится в рамках этой программы. Если эти программы рухнут или, условно, они будут сильно секвестрированы, то будет нанесён значительно больший урон, чем, например, скажем, в других секторах экономики или там, где люди живут в крупных городах. Понятно, что доходы сельского населения более чем в два раза ниже доходов в целом по стране, доступность кредитов для сельского населения ещё ниже, и без государственных программ, конечно, увеличивать объёмы жилищного строительства или, по крайней мере, сохранить на том уровне будет крайне тяжело.
Надо сказать, что четыре года назад, когда мы начинали, на том этапе с трудом находили людей, которые бы изъявили желание строить даже в рамках программы и найти свою долю в 30 процентов. Сегодня, Дмитрий Анатольевич, очередь. Мы с Минсельхозом в начале года, даже в декабре ещё прошлого года подписали соглашение уже в рамках программы развития, сколько мы должны построить в том числе жилья и как производственные показатели в будущем должны складываться на пять лет. В рамках уже этих соглашений у нас сегодня более 600 человек готовы строить жильё (и не только готовы, но и строят), но, к сожалению, по предварительным цифрам, которые мы получили уже после секвестра по текущему году, у нас в восемь раз сокращается участие федерального бюджета в реализации этой программы. Мы сейчас ищем варианты, в том числе есть постановление, о котором сейчас Виктор Алексеевич сказал, 406-е правительственное постановление, – за счёт кредитов, которые могут взять компании сельскохозяйственные, аграрные для того, чтобы восполнить эти потери. Но хочу сказать: там большие проблемы в связи с тем, что они перекредитованы, эти крупные компании, и им нужны гарантии. Я уже не один раз говорил, что мы создали гарантийный фонд и в том числе наш «Белый дом» туда заложили для того, чтобы можно было привлечь ресурсы, но дополнительно для того, чтобы брать на строительство жилья, с гарантиями очень тяжело. Я в Кирове на совещании просил Вас тогда рассмотреть вопрос о 10 процентах госгарантий, которые определились для оборонного комплекса. Может быть, 10 процентов из них отдать селу и попытаться, в том числе этими гарантиями, поддержать развитие в целом и поддержать в том числе жилищное строительство на селе. Это поможет реально не только реализовать те цифры, которые в наших соглашениях, но и дальше двигаться вперед.
Хочу сказать, мы можем и дальше по второму полугодию выполнить не только объёмы прошлого года по жилищному строительству, но и увеличить объёмы, если, конечно, будет решён ряд вопросов. То, что 200 миллиардов рублей выделяется, в основной капитал ипотечной корпорации, конечно, это будет очень серьёзным подспорьем. Но что касается ставки, Александр Дмитриевич, я не знаю, откуда эта цифра взялась, я только вчера очень подробно разбирался: предложения Сбербанка, «Возрождения», то есть всех крупных банков, которые у нас находятся, – ниже 19 процентов республиканской корпорации никто не даёт. И то 19 процентов – это только мы должны дать определённую гарантию. А так, без нашей гарантии, – 21 процент. Вот какой процент сегодня на рынке. Там, где идёт через ипотечную корпорацию федеральную, там другая цена, но нам сейчас нужно примерно 2 миллиарда, а они дают 500 миллионов, то есть нам 1,5 миллиарда рублей надо дополнительно изыскивать на свободном рынке, а там процент совсем другой. Поэтому мы идём на то, что на селе 5 процентов только сельский житель платит, остальное мы компенсируем, потому что другого варианта просто нет, они не осилят, и с самого начала мы запускали этот процент. Но в городской местности сейчас ставку мы отпустили, потому что мы уже не тянем, отпустили, там появились дополнительные сложности. Если выше 12 процентов, мы пытаемся человека поддержать, помочь.
Что касается сельской программы, я бы очень просил сохранить ее. Новые были моменты в программе: строительство домов культуры, спортсооружений и так далее, – можно пока их опустить, эту часть опустить, но жильё сохранить, а потом, если будут лучшие времена, вернуться к этим вопросам. Но обязательно сохранить: люди почувствовали желание жить там, желание работать, появились определённые стимулы. Например, я уже назвал, у нас увеличивается поголовье скота за последние 15 лет, это второй год только. И если мы сейчас эти вещи не поддержим, то и в сельском хозяйстве может получиться дальше потеря темпа или потеря того, чего добились в последние 3–4 года в рамках нацпроектов.
Что касается цены. Дмитрий Анатольевич, по ипотечной корпорации у нас цена по прошлому году сложилась 25 тысяч за квадратный метр. В принципе на этом уровне мы можем удержаться и в этом году. Если ставка будет условно ниже, а не под 20 процентов, то может даже процент чуть-чуть быть ниже.
По селу, о чём Виктор Алексеевич сказал, 16–18 тысяч – цена квадратного метра – тоже будет по силам. Вчера мы разбирались, почему мы не можем больше снизить? Это снова подключение, плата за подключение, в том числе в сельской местности. Поставил трансформатор – надо заплатить за подключение. Сейчас начали за тепло уже просить, за подключение к теплу. Раньше только электроэнергия, теперь ещё и подключение к теплу, сейчас надо разовые платежи платить. И ставка, банковская ставка, она сразу на 10 процентов увеличилась, это тоже на себестоимости жилья сказывается.
И что касается институтов, созданных по реализации этой программы. Я хочу сказать, что работают очень эффективно. Мы сотрудничаем со всеми институтами, фондами – и в том числе с ипотечными корпорациями – очень давно. И надо сказать, здесь мы хотим поддержать, потому что работать легко, есть понимание, сразу можно дозвониться и решать любые вопросы.
В решение, которое предлагается, я хотел бы предложить два, может быть, замечания. Предлагается стратегию разработать до 1 декабря. Дмитрий Анатольевич, мне кажется, это долго. Ситуация непростая. Чтобы было понятно, условно 2010 год был ясен; конечно, лучший бы вариант – разработать до 1 сентября, до того как бюджет будет представлен в Госдуму. Ну, как край – до 1 октября, для того, чтобы было ясно, с чем мы будем дальше двигаться в этом вопросе.
И там задача ставится по жилью эконом-класса. Наша ипотека практически полностью строит жильё эконом-класса, мы планировали в этом году сдать 120 тысяч квадратных метров. Планируется около миллиона квадратных метров, наша доля – более 10 процентов. Мне кажется, эта задача, так скажем, не очень амбициозная, надо ставить значительно большую, потому что жилья эконом-класса должно быть значительно больше. И доступность будет. По крайней мере, мы можем в рамках двух программ 120–130 тысяч только в республике сделать такого жилья по текущему году. По первому полугодию мы на 46 процентов программу по селу реализовали, то есть то, что было у нас по соглашениям. Поэтому во втором полугодии, я думаю, при мерах, которые сегодня в том числе были озвучены, мы сможем реализовать в полном объёме.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Николай Иванович.
Слово для выступления Министру обороны Анатолию Эдуардовичу Сердюкову.
А.Сердюков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые товарищи!
При переходе на новый облик Вооружённых Сил контингент военнослужащих, имеющих право на обеспечение постоянным жильём, увеличился за счёт увольнения прапорщиков и офицеров, которые должны были продолжать службу и могли проживать в служебном жильё, до 90,7 тысяч квартир. В результате потребность в обеспечении постоянным жильём увеличилась в 2009–2010 годах на 45,9 тысячи квартир, из которых в 2009 году дополнительно базовая потребность – 23,5 тысячи квартир, и мы должны выйти на общий объём 45,4 тысячи квартир на 2009 год.
Д.Медведев: Да, вот именно 45.
А.Сердюков: Да, 45,4.
Аналогичная картина складывается и в 2010 году. Дополнительно необходимо приобрести либо построить 22,4 тысячи. На указанную дополнительную потребность средств в федеральном бюджете не предусмотрено. Необходимость в ресурсах составляет на 2009 год 17,7 миллиарда рублей, на 2010 – 27,1 миллиарда рублей.
В целях минимизации дополнительных расходов федерального бюджета предлагается направить на приобретение постоянного жилья почти 10 миллиардов рублей за счёт перераспределения средств, запланированных в 2009 году на реализацию федеральной целевой программы «Контракт-2», это 6420 миллионов рублей, и непрограммную часть инвестиций Министерства обороны – 3530 миллионов рублей. Недостаток средств составляет 7480 миллионов, с которыми мы выйдем в Министерство финансов.
В 2010 году с аналогичными подходами при уменьшении возможности получения квартир за счёт повторного заселения, расслужебливания жилых помещений, не требующихся в новом облике, и государственных жилищных сертификатов, ранее утверждённых параметрами 2010 года, дополнительно потребуется 27,1 миллиарда рублей.
Служебное жильё мы планируем на 2011–2012 годы, и соответственно тот объём, который запланирован, мы должны исполнить.
У меня всё. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Анатолий Эдуардович.
<…>
1 июля 2009 года, Москва, Кремль