Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Умная, рациональная политика, государственный прагматизм должны вытеснить из политической сферы всё неразумное: опасные иллюзии национализма, с одной стороны, или архаичные предрассудки классовой борьбы, с другой стороны.
Д.Медведев: Дамы и господа! Уважаемые участники конференции!
Я хотел бы поприветствовать вас в Ярославле, в городе с тысячелетней историей. Его основатель князь Ярослав Мудрый прославился, как известно, изданием «Русской правды». Это был первый наш кодекс, первый свод законов, который стал правовой основой для развития российской государственности на многие годы вперёд. Князь, будучи хорошим законодателем, стремился утвердить в политике методы права и правды в понятных условиях и на уровне задач и представлений той самой далёкой эпохи.
На гербе Ярославля изображено самое известное российское животное – медведь, символ, который символизирует, с одной стороны, силу, а с другой стороны, предусмотрительность. Думаю, что два этих качества точно являются нелишними для нас сегодня, для формирования справедливого, сбалансированного, устойчивого миропорядка, создания условий для достойной жизни миллионов людей.
Социальные и экономические условия нашей жизни, системы, в которых мы живём, очень сложны, и с каждым годом эти организмы становятся всё более и более сложными. То же самое происходит и с политической, и правовой теорией. Для принятия политических программ и даже для оперативных решений всё чаще требуется мобилизация лучших интеллектуальных сил. Это очень сложный процесс. Политика, по сути, становится всё более сложным, наукоёмким вопросом. Умная, рациональная политика, государственный прагматизм должны вытеснить из политической сферы всё неразумное: опасные иллюзии национализма, с одной стороны, или архаичные предрассудки классовой борьбы, с другой стороны. Утопические проекты глобального господства, как бы они ни назывались – «всемирный халифат» или «благожелательная гегемония», высокопарное оправдание военных авантюр, подавление прав и свобод людей, любые незаконные действия – всё это, конечно, было бы желательно оставить в прошлом, хотя я понимаю, что это всё проще произнести, чем сделать.
Уверен, что будущее за политикой, направленной через открытое обсуждение, исследование и всесторонний анализ проблем к выработке продуманных, согласованных методов осуществления этой политики. Будущее – за умной политикой.
Поэтому сегодня в этом зале собрались интеллектуалы, учёные, аналитики, эксперты, практические специалисты, политики, государственные деятели многих стран мира, а также молодые государственные и муниципальные служащие из нашей страны, те, кто в своё время будет полностью определять развитие нашего государства. Нам всем есть, что сказать друг другу, и нам всем есть, чему поучиться.
Хотел бы отдельно поблагодарить Премьер-министра Испании господина Сапатеро и Премьер-министра Франции господина Фийона за участие. Ваше участие придаёт этой конференции особую значимость. Думаю, что и о духе сегодняшней дискуссии можно сказать по‑разному. Вот я приведу слова моего коллеги господина Сапатеро, который сказал: «Нам требуется международный порядок, где бы звучали разные голоса, но в то же время они были бы созвучны».
Тема нашей конференции – «Современное государство и глобальная безопасность», созвучие, согласие, сотрудничество разных культур, сообществ, государств ради всеобщей безопасности.
Мы всё чаще видим, как проблемы, возникающие на территории одного или нескольких государств, приобретают глобальный характер, причём происходит это моментально, а некомпетентность или просто иногда нежелание решать собственные проблемы наносят ущерб не только своей стране, но и огромному количеству других стран. Неэффективность государственных институтов порождает международные конфликты.
В прошлом году мы все увидели, как непродуманная, можно и жёстче, конечно, сказать, финансовая политика правительства одной страны стала причиной мирового экономического кризиса, последствия которого затронули практически все государства, представленные в этом зале. Есть и другие примеры.
На планете происходят климатические изменения, и происходят они далеко по вине не всех государств в равной степени, причём в этих изменениях прежде всего бывают виноваты государства, которые являются просвещёнными и экологически образованными. О чём это говорит? О том, что мы и по этому вопросу должны договариваться.
Государства, с моей точки зрения, должны знать друг о друге как можно больше и вправе критически оценивать не только внешнюю, но и внутреннюю политику друг друга, может быть, и указывать на недостатки этой политики, если она может привести к проблемам международного масштаба или игнорирует общепринятые этические нормы, принципы гуманизма.
Эпидемии, техногенные катастрофы, социальная нестабильность, экстремизм и терроризм, незаконная миграция, пиратство, организованная преступность – все эти явления возникают в том случае, если государство в силу каких‑то своих причин не справляется со своими функциями, не справляется со своими обязанностями. А угрожают эти явления всем, абсолютно всем. Поэтому государства, с моей точки зрения, должны знать друг о друге как можно больше и вправе критически оценивать не только внешнюю, но и внутреннюю политику друг друга, может быть, и указывать на недостатки этой политики, если она может привести к проблемам международного масштаба или игнорирует общепринятые этические нормы, принципы гуманизма.
Но критерии, стандарты и правила такого рода оценок и мониторинга не могут никому навязываться. Это тоже абсолютно очевидно. Никто не должен диктовать эти правила в одностороннем порядке, даже самые сильные, самые мощные государства, самые уважаемые государства. Чтобы они воспринимались, чтобы они были действенные, их нужно вырабатывать общими усилиями в ходе свободной дискуссии всех участников мировой политики. Здесь вполне уместен известный латинский принцип: «то, что в равной мере затрагивает всех, требует и одобрения со стороны всех».
При этом права наций не должны использоваться для создания изолированных, непрозрачных, закрытых политических режимов, всякого рода «железных занавесов», которые скрывают неурядицы и, как правило, злоупотребления.
Каким должно быть современное государство? Какой должна быть его правовая и организационная структура? Как должны развивать себя сами государства? Как должны развиваться их собственные институты, чтобы эти государства были эффективными, чтобы они были комфортными для собственных граждан и безопасными для соседей, чтобы государство не только не становилось источником угроз для других стран, но и было достаточно сильным, устойчивым и при необходимости могло и помогать своим соседям?
Для меня, может быть, здесь не все со мной согласятся, всё‑таки современное государство – это прежде всего демократическое государство. Поэтому я бы сформулировал главный вопрос нашей конференции так: каковы должны быть стандарты современной демократии, чтобы обеспечивать глобальную безопасность и устойчивое развитие?
Мой вариант ответа на этот вопрос был не так давно, на прошлой неделе, опубликован в ряде российских изданий. Я не буду повторяться, но хотел бы ещё раз подчеркнуть. Институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели общественного развития достигались преимущественно ненасильственным путём, не принуждением и подавлением, не запугиванием и противопоставлением друг другу. В основе этих методов регулирования должны лежать толерантность, спокойствие, культура диалога, раскрытие творческого потенциала любого человека, сближение интересов личности, общества и государства, а также интересов различных обществ и различных государств. Современные политические системы здесь должны быть открытыми, гибкими и достаточно сложными, чтобы они соответствовали нынешнему времени, соответствовали характеру и скорости непрерывно меняющихся социальных и культурных процессов. Они должны защищать человека, должны защищать суверенитет государства, поддерживать структуры гражданского общества.
Конечно, это самые общие, может быть, фундаментальные принципы, но именно ими, на мой взгляд, следует руководствоваться при выработке стандартов демократической политики. Безусловно, что утверждение таких стандартов не означает унификацию и обезличивание. Наоборот, согласованные критерии, согласованные подходы к вопросам государственного строительства помогут сохранить всё многообразие политических культур, управленческих моделей и социальных традиций (мы все разные), представлений о будущем и демократического опыта. Ещё Гёте когда‑то писал, что не может быть и речи о единомыслии разных наций, но все нации должны знать друг о друге, понимать друг друга.
Стандарты современной демократии могут обсуждаться в самых разных форматах, на самых разных форумах. Одной из таких дискуссионных площадок, я надеюсь, станет и Ярославль, который в этом году впервые принимает такой форум.
Не транснациональные компании, не международные организации взяли на себя ответственность за судьбы миллионов людей в мире. Антикризисные программы, стабилизационные меры, социальная защита граждан осуществляются правительствами, осуществляются самими государствами и способствуют нормализации уже, в свою очередь, глобальной экономики.
Дорогие друзья!
Мировой экономический кризис опроверг довольно модные в конце прошлого века рассуждения о снижении роли национальных государств в глобальную эпоху. И ведь не транснациональные компании, не международные организации взяли на себя ответственность за судьбы миллионов людей в мире. Антикризисные программы, стабилизационные меры, социальная защита граждан осуществляются правительствами, осуществляются самими государствами и способствуют нормализации уже, в свою очередь, глобальной экономики.
Кризис заметно обострил некоторые общественные проблемы, значительно выросла безработица практически во всех странах, которые здесь представлены. Это привело к сокращению доходов населения, по сути, ухудшило социальное положение десятков, сотен миллионов людей на планете и стало серьёзным испытанием для молодёжи, которая находится только в самом начале своего пути. Долг каждого государства, затронутого кризисом, принимать необходимые решения.
Мы только что встречались с Премьер-министром Франции, с Премьер-министром Испании и говорили о том, какие решения мы должны будем принять в самом ближайшем будущем, в том числе в Питтсбурге, где будет встреча «большой двадцатки». И для нас очевидно, что мы обязаны принимать такие решения. Это не наше право, это наша обязанность, для того чтобы через два-три года новая волна кризиса не накрыла бы наши страны ещё в более драматическом сценарии, чем сейчас. Поэтому мы должны меняться, и мы должны предлагать современные модели регулирования финансовых отношений.
Правительства, которые не способны поддерживать на должном уровне занятость и как следствие качество жизни своих граждан, ответственны за возникновение и массовой нелегальной миграции. Потоки нелегалов обычно направляются в благополучные страны, повышая, до предела повышая, по сути, социальную нагрузку в этих странах и нагрузку на их правоохранительные структуры. Сокращение безработицы и нелегальной миграции обсуждается и сегодня на нашей конференции. Я думаю, что можно было бы и создать специальные экспертные группы по этому поводу.
На повестке дня – преодоление всего комплекса последствий экономического кризиса, возобновление роста глобальной экономики, минимизация риска резких колебаний мировой конъюнктуры. Для этого, как я уже неоднократно говорил, потребуется реформирование международных финансово-экономических институтов, причём реформирование действенное, а не ради того, чтобы просто изобразить реформу, как сегодня нам в некоторых случаях это предлагают. Конечно, проведение всеми государствами более ответственной экономической политики. Я надеюсь, сегодня это все осознали.
Ответственность государств перед гражданами и друг перед другом, их эффективность в обеспечении общественной и глобальной безопасности·– вот что нам необходимо.
Ответственность государств перед гражданами и друг перед другом, их эффективность в обеспечении общественной и глобальной безопасности – вот что нам необходимо. Их приверженность ценностям демократии и прогресса, их способность создавать механизмы продуктивного сотрудничества и мирного разрешения споров. Таковы сегодня наши приоритеты.
Поэтому, я надеюсь, продолжится обсуждение одной из наших инициатив, которая была сформулирована мною в прошлом году, – Договора о европейской безопасности. Мы готовы к содержательному диалогу с нашими партнёрами по Европе. Будем и дальше продвигать это предложение, разъяснять нашу позицию. Этот документ не должен быть ни против кого направлен. Это, наоборот, документ, который должен помочь согласовать воли всех государств, живущих на европейской земле.
Завершая своё выступление, я ещё раз хотел бы поблагодарить наших гостей из Европы, Америки, Азии – всех, кто счёл возможным приехать к нам в Ярославль, выделил в своём плотном графике соответствующее место. Я надеюсь, что такого рода встречи тоже будут регулярными, потому что они должны помочь нам лучше понимать друг друга.
По своей природе все государства разные, но, с другой стороны, все государства созданы людьми. Их высшая цель – служить людям, обеспечивая право граждан на достойную жизнь, на справедливость и на безопасность. Это главное.
Спасибо.
14 сентября 2009 года, Ярославль