Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые дамы и господа, дорогие друзья!
Я хотел бы, конечно, поприветствовать всех гостей нашей страны и тех, кто приехал из других регионов нашей Родины, в столице – на Международном форуме нанотехнологий. Он проходит уже во второй раз, и я надеюсь, что он стал уже неплохим местом для проведения дискуссий, для того, чтобы заниматься не только обсуждением будущего, но и заниматься вполне практическими вопросами, заниматься коммерциализацией научных идей, продвигать свои разработки. В общем, надеюсь, что форум стал уже не просто общественной, но научно-практической площадкой.
Известно, что нанотехнологии находятся на границе между прорывными достижениями и не менее серьёзными, большими ожиданиями этих достижений.
В мире уже имеется большое количество материалов и технологий, которые относятся к категории «нано». Они как будто бы способны решить самые масштабные задачи, осуществить революцию в производственной сфере. В то же время отсутствуют конкурентные и серьёзные технологии их поточного производства – во всяком случае, по очень многим компонентам. Это означает, что мы всё‑таки пока ещё находимся в самом начале пути.
Нынешний объём рынка, который связан с производством на основе нанотехнологий, по‑разному определяется экспертами. У меня, во всяком случае, есть цифра, которая оценивает этот рынок в 250 миллиардов долларов. Но в любом случае это растущий рынок. И по оценкам экспертов, к 2015 году он уже будет составлять от двух до трёх триллионов долларов. Это гигантская сумма, абсолютно сопоставимая с тем рынком, который образуют, скажем, энергоносители. И я не думаю, что кого‑то поражу этой мыслью: в ближайшие годы совершенно очевидно, что развитие нанотехнологий способно изменить облик человечества, изменить нашу жизнь. У нас есть своя нескромная задача в этой сфере: мы хотим стать лидерами в этом процессе, – и для этого у нас есть и интеллектуальный потенциал, и организационные возможности, и финансовые возможности. Мы всё время говорим об этом, но это на самом деле правда, это всё так.
Наша посткризисная экономика должна базироваться на знаниях, должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были.
Для России главный и пока ещё не до конца выученный урок – это уход от нашей сырьевой зависимости. Конечно, годы, которые предшествовали кризису, создали для нас относительное экономическое благополучие. Но наша посткризисная экономика должна базироваться на знаниях, должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были. Скажу, кстати, что пока изменений в этой сфере у нас нет, и, несмотря на то что кризис по всем больно ударил, меняться никто особенно не хочет. Это печальный вывод, и я вынужден его сделать с этой трибуны: пока наш бизнес не меняется, и государство меняется не так, как хотелось бы.
Мною были сформулированы пять приоритетов технологического развития. Ещё раз их обозначу, потому что, на мой взгляд, это действительно важно: это энергетика, в том числе энергоэффективность, энергосбережение, новые виды топлива; это ядерные технологии; информационные технологии; наземная космическая инфраструктура передачи информации; медицина, прежде всего диагностика и фармацевтика. Для продуктивного движения по этим вопросам я специально создал комиссию, которая сейчас работает. Надеюсь, что оправдает ожидания.
Очевидно, что успешное развитие нанотехнологий возможно только в русле качественных преобразований нашей жизни. Россия в этом плане хотя бы с точки зрения организационного потенциала выглядит пока очень неплохо. Мы имеем крупнейшую в мире государственную инвестиционную программу в сфере нанотехнологий – подчёркиваю, именно государственную. До 2015 года на эти цели будет выделено 318 миллиардов рублей, объём продаж продукции российской наноиндустрии к этому времени, по нашим ожиданиям, должен достичь около 900 миллиардов рублей. Из них четверть где‑то должна пойти на экспорт. Чтобы эти прогнозы осуществились, мы намерены использовать самые разные разработки и возможности нашей науки и те предложения, которые существуют в мире, но наша задача – не только заимствование опыта и привлечение иностранных инвесторов: главным образом мы должны заниматься трансфером высоких технологий, их адаптацией на российских производствах. Сразу скажу, что это, конечно, самая сложная задача, и в этом плане мы пока абсолютно не преуспели.
Большие надежды мы возлагаем на интеллектуальный потенциал страны, а также на интеллектуальный потенциал наших соотечественников, которые по разным причинам оказались за границей. Пренебрегать таким богатством было бы просто непростительно, поэтому наша задача заключается в том, чтобы заинтересовать таких людей, предложив соответствующие условия труда в нашей стране и соответствующие проекты для работы.
Изучение мирового опыта необходимо, но большую часть работы нам придётся пройти самим. Несколько слов о наших преимуществах – так, как они нам видятся.
Во‑первых, это вполне конкурентоспособная научная школа и качественная система высшего образования. Конечно, мы её периодически ругаем, и ту, и другую, но всё‑таки надо признаться, что пока это наш потенциал.
Второе – это огромная ёмкость внутреннего рынка: от производства товаров народного потребления – до масштабных проектов в области энергетики. Здесь действительно очень много что можно сделать.
И, наконец, третье – это активная поддержка со стороны государства и частного бизнеса. Но пока эта поддержка, на мой взгляд, носит несколько безалаберный характер, потому что вроде бы и роль государства очевидна, и все решения приняты, и корпорация создана, но тем не менее пока, на мой взгляд, мы всё‑таки не смогли ухватить самую суть этой работы. Мы этим занимаемся, много занимаемся, но нам необходимо эту работу ещё раз как следует наладить.
Что же касается бизнеса, то это вообще отдельная тема. Считаю, что в этой сфере бизнес пока ведёт себя весьма и весьма инертно. Я не имею в виду государственный бизнес и поддержку со стороны государственных структур, а я имею в виду частный бизнес, либо ему просто не хватает финансовых возможностей, а если говорить о крупном бизнесе, то он просто не проявляет интереса к этой сфере. И как раз задача государства – в максимальной степени заинтересовать и крупный, и средний бизнес, и мелкий бизнес; естественно, стимулировать к тому, чтобы помещать свои средства в нанотехнологии.
Чего нам не хватает? Мне в тезисах написали, что нам не хватает, прежде всего, качественного законодательства. Это не так. Конечно, нам нужно качественное законодательство. И нам нужно вносить изменения в законодательство. Мы должны менять и налоговые режимы, должны менять таможенные режимы. Но это лишь одно из условий.
Если бы задача решалась просто подготовкой качественного нормативного материала, то мы были бы самой передовой страной в мире, потому что и законов много принимаем, да и качество этих законов уже вполне сносное. Это не начало 90-х годов, когда законы, как горячие пирожки, пекли. Сейчас всё‑таки над ними работают и грамотные юристы, и грамотные экономисты. Поэтому задача совершенствования законодательства есть, но это не главная задача.
Тем не менее первый шаг по совершенствованию законодательства сделан. Мы приняли ряд документов, в том числе документов вполне конкретных: например, закон, который даёт возможность государственным академическим институтам, вузам выступать в качестве учредителей хозяйственных обществ, которые должны заниматься в том числе нанопроектами. Посмотрим, как он будет работать. Во всяком случае, я старался сделать так, чтобы этот закон как можно быстрее вступил в силу.
Нам необходимо организовать систему государственного заказа на долгосрочные закупки инновационной продукции. Это действительно так, и эта задача – важнейшая для Правительства.
Необходимо создать также зелёный коридор для экспорта высокотехнологичной продукции, а также особые условия прохождения таможенных процедур. Вот здесь действительно законодательство, безусловно, должно меняться. Причём такого рода услуги должны быть конкурентоспособны по сравнению с теми услугами, которые предоставляют таможенные службы других стран. Это непросто сделать – с учётом того, как у нас устроена работа на таможне, но нужно сделать.
Кроме того, предстоит изменить ряд специальных законов, в том числе внести изменения, как я уже сказал, в налоговое законодательство, в корпоративное законодательство, также в ряд законов, которые касаются защиты интеллектуальной собственности. Мы должны наконец‑то отрегулировать систему технического регулирования и создать современную систему национальных стандартов, потому что с этим у нас, к сожалению, тоже проблема.
Но главный ресурс, конечно, не законы, это наше желание заниматься этими вопросами, желание заниматься в самом широком смысле этого слова. Это желание всех, кто присутствует в этом зале, потому что, если оно будет, и законы подстроятся, и даже в действующем нормативном поле кое‑что можно сделать. Мы тем более уже определённые решения провели, они реализуются, утверждена программа развития наноиндустрии на период до 2015 года. Это хорошо, что есть государственная программа, в этом смысле мы свой задел совершили. Создана госкорпорация «Роснанотех», причём в её уставной капитал внесены довольно значительные средства, и даже кризис их, в общем, насколько я понимаю, не очень сильно обкорнал. Будем надеяться, что все уставные задачи корпорация будет решать.
Тема, которую я хотел бы отдельно затронуть, – это подготовка специалистов. Понятно, что нам нужны современные, думающие, нормальные специалисты в этой сфере, которые подготовлены по новым программам. Думаю, что есть резон пересмотреть и ряд специальностей, которые утверждаются нашим Министерством образования, специальностей, которые напрямую связаны с нанотехнологиями. Здесь нужно проявлять нормальный творческий подход. И если действующая номенклатура специальностей нам не даёт таких возможностей – значит, нужно её просто поменять и готовить специалистов, которые нужны. По мнению экспертов, потребность специалистов для нашей страны будет исчисляться очень серьёзными цифрами, это 100–150 тысяч человек, и, конечно, дефицит кадров остается очень серьёзным барьером для того, чтобы Россия всерьёз занималась нанотехнологиями.
Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что, несмотря на определённые пессимистические нотки, я всё равно считаю, что кризис является огромным стимулом для обновления нашей экономики, так же как, конечно, и глобальной экономики, и эта мотивация должна быть исключительно высока. Ещё раз подчеркиваю, пока мы должного уровня мотивации не достигли. И главное, чтобы не произошло по уже хорошо известному сценарию: экономика, мировая экономика начинает расти, цены на нефть поднимаются, экспортный потенциал улучшается, можно расслабиться, никакие нанотехнологии нам не нужны, сможем и дальше заниматься поставкой энергоресурсов на экспорт и за счёт этого худо-бедно сводить концы с концами. Этот сценарий для нашей страны и для нашей экономики был бы просто губительным, и я надеюсь, что все мы сможем сделать так, чтобы нанотехнологии, наноиндустрия превратились в одну из мощнейших отраслей российской экономики, и в кооперации с нашими иностранными друзьями, с нашими иностранными партнёрами мы смогли бы диверсифицировать собственную экономику, развивать международные проекты. Именно это нам и надо. Именно к такому сценарию развития мы и должны стремиться, и я вас к этому активно призываю.
Успехов в конференции, успехов вашему бизнесу!
Всего доброго!
6 октября 2009 года, Москва