Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Я очень рад побывать на нашем гвардейском крейсере «Варяг».
Мы с вами встречаемся не дома, а встречаемся за пределами нашей страны, довольно далеко – это Сингапур, место отдалённое, но в то же время очень хорошо, что сегодня здесь находится и наш Военно-Морской Флот.
Присутствие флага нашей страны – это всегда подтверждение того, что Россия была, есть и будет морской державой, которая способна выполнять самые разные задачи на море и задачи, связанные с обеспечением безопасности нашей страны, защитой рубежей нашей Родины и просто поддержанием правопорядка, что на самом деле в настоящей жизни не является лишним.
Количество угроз, в том числе на море, к сожалению, не уменьшается. Что там говорить, даже последние случаи пиратства у берегов Сомали и выполнение нашими военными кораблями соответствующей миссии показывает, что даже по таким вопросам флот ещё достаточно долгое время, видимо, будет использоваться, хотя, наверное, может ещё лет 20–30 назад это казалось бы даже странным. Сейчас мы с этим столкнулись в полном объёме и вынуждены на это реагировать.
Я не знаю, может быть, кто‑то из присутствующих слышал, я сформулировал специальную идею о том, чтобы пиратов, которых вы задерживаете, предавать международному суду, потому что здесь есть тоже свои проблемы. Несмотря на то что пиратство квалифицируется в качестве международного преступления, тем не менее не существует международного суда, который бы судил пиратов, и зачастую они просто выбрасываются обратно на берег или ещё куда‑то уходят, растворяются и потом снова занимаются преступным промыслом.
Почему я об этом говорю? Потому что это, казалось бы, уже достаточно нетрадиционная миссия для Военно-Морского Флота, но даже она сегодня оказалась востребованной.
То, что мы с вами находимся в Сингапуре, – это, в общем, хороший знак, потому что это даёт возможность и вам отработать навыки, а с другой стороны, показывает, что Россия имеет возможности решать самые разные задачи – и боевые задачи, и оперативные задачи – в самых разных углах нашей планеты.
Ну а то, что мы с вами находимся в Сингапуре, – это, в общем, хороший знак, потому что это даёт возможность и вам отработать навыки, а с другой стороны, показывает, что Россия имеет возможности решать самые разные задачи – и боевые задачи, и оперативные задачи – в самых разных углах нашей планеты.
Я вас хотел поприветствовать и, естественно, поблагодарить за службу.
Пожалуйста, уважаемые товарищи, коллеги, задавайте вопросы, если они есть.
Вопрос: Главный старшина Иванов.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Вы участвовали в саммите АТЭС в Сингапуре. Скажите, пожалуйста, какие вопросы там рассматривались и какая польза от этого для России?
Д.Медведев: Правильный вопрос. Про вопросы расскажу, вы тоже должны об этом знать, потому что вы, по сути, обеспечиваете здесь наши интересы и в широком смысле этого слова безопасность Верховного Главнокомандующего. Поэтому на этот вопрос я Вам отвечу.
На саммите рассматривались вопросы, связанные с текущей международной жизнью, прежде всего в экономике. Вы знаете, что в прошлом году разразился глобальный экономический кризис, практически все страны пострадали. Наша страна тоже, к сожалению. И поэтому сегодня мы все заинтересованы в том, чтобы найти рецепты, как быстрее этот кризис преодолеть.
Сейчас ситуация улучшается благодаря принятым мерам в разных странах, и в нашей стране, в частности, ситуация стабилизировалась, падение производства остановилось, многие финансовые вопросы закрыты.
Но тем не менее то, что называется на финансовом языке рецессией, то есть падение мировой экономики, к сожалению, пока не остановлено. И задача таких международных встреч, когда встречаются лидеры разных государств, договориться о правилах игры на будущее. Вот одна из целей.
Вторая цель. Мы находимся в Сингапуре – это одно из государств Азиатско-Тихоокеанского региона. И не следует забывать, что и Россия – государство Азиатско-Тихоокеанского региона. Потому что мы часто говорим, что мы часть Европы, часть Азии, но мы на самом деле государство именно Азиатско-Тихоокеанского региона, и в число этих государств входят другие крупнейшие страны, такие как Китай, Соединённые Штаты Америки, Канада, Сингапур, многие другие государства из этого региона. Поэтому мы рассматриваем и региональные проблемы, вопросы о том, как нам развивать сотрудничество. Здесь очень крупный рынок, очень много сейчас быстро развивающихся стран, одна из них – Сингапур. Это, по сути, сейчас мирового уровня финансовый центр. Если говорить откровенно, нам здесь есть чему поучиться.
Я сейчас только что встречался с руководством Сингапура и приехал к вам в гости, а до этого разговаривал о том, как нам развивать партнёрские связи с этой небольшой, но очень важной страной. Вот ещё одна тема.
Ну и есть ряд других вопросов, которые имеют отношение, кстати сказать, и к вашей службе, как ни странно, может быть, – это вопросы изменения климата. Отдельное наше заседание было посвящено вопросам изменения климата и тому, кто, что должен в этой ситуации делать, потому что климатические изменения, по мнению экспертов, приобрели очень серьёзный характер. Приходится принимать решения о том, чтобы выделять деньги на то, чтобы уменьшить так называемые выбросы, эмиссию парниковых газов, то есть СО2, в атмосферу. И если мы этого не будем делать совместно, то в конечном счёте последствия для нашей планеты могут быть очень и очень неприятные, и даже просто прискорбные, вплоть до того, что могут оказаться растопленными арктические и антарктические льды, измениться уровень Мирового океана, это может иметь катастрофические последствия и для атмосферы планеты, и для суши.
Вот вкратце набор тем, которые в течение нескольких дней обсуждались здесь, в Сингапуре. Встреча, на мой взгляд, была продуктивная, так что, я думаю, она получилась.
Пожалуйста.
Вопрос: Товарищ Верховный Главнокомандующий! В последнее время наши корабли всё чаще решают задачи в разных районах Мирового океана. Скажите, планируется ли расширение военно-морского присутствия нашего государства с целью демонстрации флага Российской Федерации?
Д.Медведев: Я, как и чувствовал, что Вы этот вопрос зададите, я уже на него частично ответил, но отвечу, может быть, чуть более развёрнуто, точнее, сначала скажу коротко: да, планируется. А теперь попробую развернуть это в своём ответе. Мы с вами понимаем, что Россия может считаться полноценной морской державой только в том случае, если у неё есть настоящий Военно-Морской Флот, не какой‑то виртуальный, который существует в нашем воображении, или учебный, а полноценный, решающий самые разные задачи, в том числе учебные и боевые задачи.
Вы сами хорошо знаете, что количество походов за последнее время существенно возросло. Связано это, конечно, с тем, что у России появились для этого финансовые возможности. И, с другой стороны, появилась воля и желание направлять наш Военно-Морской Флот для решения самых разных задач. Это в интересах не только нашей страны, но и других стран, и в целом мирового сообщества. Одну из таких задач я только что привёл, когда говорил о ситуации с борьбой с пиратами. На такие задачи мы, собственно говоря, тоже ориентируемся.
Но для того, чтобы мы присутствовали в мире, для того, чтобы мы присутствовали в самых разных частях планеты, нам нужно иметь боеспособный флот.
Наша задача сейчас, помимо того чтобы направлять наш флот и чтобы наш флаг появлялся в разных местах, ещё и проинвестировать как можно более значительные средства в развитие Военно-Морского Флота.
Надо признаться, что в 90-е годы ввиду общего экономического упадка произошла, конечно, и деградация многих составляющих наших Вооружённых Сил, деньги не вкладывались, старые корабли из эксплуатации выбывали. Поэтому наша задача сейчас, помимо того чтобы направлять наш флот и чтобы наш флаг появлялся в разных местах, ещё и проинвестировать как можно более значительные средства в развитие Военно-Морского Флота.
Такие решения приняты. Вы знаете, есть государственная программа вооружений. В рамках этой программы будет происходить закупка военно-морских кораблей, и в следующем году будут сделаны определённые шаги в этом направлении. Я недавно в своём Послании об этом говорил, специально называл даже, какое количество мы собираемся приобрести ракет, какое количество мы собираемся приобрести другой техники, военно-морских объектов, какое количество собираемся приобрести именно в следующем году. Но это не значит, что это однократное мероприятие, – мы обязательно будем продолжать его, и эта программа будет идти по нарастающей, потому что нам нужно приобретать и вводить в эксплуатацию и подводные лодки, и надводные корабли. Это будет сделано и в следующем году, и в ближайшие годы эта программа будет развиваться.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Вы затронули тему экономического кризиса. Как экономический кризис повлияет и повлияет ли на закупку нового вооружения, на эти программы перевооружения нашей армии?
Д.Медведев: Если бы я сказал, что не повлияет вообще, я бы вам соврал, а я этого делать не имею права. Конечно, кризис влияет на всё. Наши финансовые возможности, как и возможности других стран, уменьшились, но благодаря тем решениям, которые были приняты и мною, и Правительством, всё‑таки, на мой взгляд, влияние финансового кризиса на военную составляющую, на приобретение вооружений будет абсолютно минимальным. Практически все основные позиции государственной программы закупки вооружений сохранены и по стратегической составляющей, и по другим составляющим.
Если вы посмотрите как раз Послание Федеральному Собранию, там прямо перечислено, что мы должны купить. Я сделал это абсолютно сознательно, для того чтобы все люди, не только те, кто служит в Вооружённых Силах, а все население страны нашей знало, что наше государство собирается приобрести в следующем году. Я вообще считаю, что это неплохо и в следующем Послании сказать, что, допустим, будет приобретено уже в 2011 году, чтобы было ясно, какова динамика, куда мы движемся, какие виды вооружений мы приобретаем.
А в этом плане ситуация, конечно, не идеальная, но по сравнению с 90-ми годами она просто очень хорошая, потому что там речь идёт и о приобретении подводных крейсеров, и о приобретении одного корвета, это уже кое‑что, скажем так. Но основные закупки должны пройти в период с 2011 по 2020 год. На этот период поставлена задача кардинального переоснащения технической компоненты Вооружённых Сил. Мы по основным позициям должны переоснаститься на 30, на 50, а по некоторым направлениям, не буду называть, по каким, на 85–90 процентов. Эту задачу нужно решить обязательно, иначе мы просто не сможем говорить о том, что у нас эффективные Вооружённые Силы.
Вопрос: В последнее время мы, жители Приморья и Дальнего Востока, наблюдаем увеличение внимания руководства государства к нашему региону. Это развернувшиеся стройки в связи с саммитом АТЭС в 2012 году, строительство портов, многих социальных учреждений.
Скажите, пожалуйста, какие ещё приоритетные направления развития нашего региона руководство государства рассматривает на будущее?
Для нас вообще развитие Дальнего Востока, Восточной Сибири должно быть высшим приоритетом развития государства, потому как страна наша не заканчивается за Уралом. А на Дальнем Востоке и в Сибири есть известные проблемы.
Д.Медведев: Спасибо. Важный вопрос задали. Только что, кстати, обсуждал этот вопрос с нашими сингапурскими партнёрами – у них хороший опыт. Для нас вообще развитие Дальнего Востока, Восточной Сибири должно быть высшим приоритетом развития государства, потому как страна наша не заканчивается за Уралом. А на Дальнем Востоке и в Сибири есть известные проблемы. Если в Европе у нас хватает и людей, и весьма развита инфраструктура, даже несмотря на проблемы 90-х годов, тем не менее всё‑таки там очень много объектов, которые активно функционируют, то в Сибири, в Восточной Сибири прежде всего, и на Дальнем Востоке существует несколько ключевых проблем.
Во‑первых, это нехватка трудовых ресурсов. В 90-е годы произошёл масштабный отток трудовых ресурсов, масштабный отток людей с Дальнего Востока. Сейчас мы пытаемся эту тенденцию переломить. Где‑то получается, где‑то, скажу откровенно, не получается, потому что сегодня очень трудно людей заинтересовать – иногда даже деньги не работают. Как ни странно, я об этом много думал: в начале XX века, когда происходило массовое переселение людей из центральной части Российской Федерации на Дальний Восток и в Сибирь, эти задачи решались проще в силу, может быть, даже таких ментальных, как принято говорить, проблем, то есть достаточно было дать участок земли, и люди легко ехали. Сейчас всё это немножко сложнее. Но решать эту задачу нужно. Это номер один.
Вторая задача – создание полноценной инфраструктуры. Они связанные, конечно. Это дороги, прежде всего автомобильные дороги, и железная дорога. Без этого у России никакого будущего быть не может, потому что страна огромная, а, как вы знаете, плотность железных дорог у нас одна из самых низких, особенно опять же в Сибири и на Дальнем Востоке. Но если нет коммуникаций, там и людей не будет, и развития никакого не будет. Вот это вторая задача.
Третья задача – это развитие собственно производств как в действующих городах, так и в новых местах. Если взять, допустим, Приморский край, Владивосток. Это, казалось бы, в целом развитый у нас вполне регион, но в то же время и там огромное количество проблем.
И мы, когда принимали решение о проведении саммита АТЭС, выбрали именно Владивосток. Почему? Вообще наша страна вся имеет отношение к Азиатско-Тихоокеанскому региону. У нас же можно было это провести где угодно, да хоть в Москве. Но это было бы неправильно. Во‑первых, Москва и так уже более чем развитая часть нашей страны, столица.
При помощи этого саммита АТЭС мы утвердили программу в размере более 200 миллиардов рублей только госинвестиций, которые должны использоваться для развития инфраструктуры на Дальнем Востоке. Ведь очень слабая инфраструктура, очень мало, что делалось в последнее время, да и не в последнее время. Если даже говорить о советском периоде, что там скрывать, во Владивостоке даже нормального коллектора нет – нечистоты все выбрасываются в море. XXI век всё‑таки как никак.
Поэтому для нас очень важно, чтобы при помощи вот этого саммита АТЭС мы не только продемонстрировали, что мы серьёзное государство, которое вместе с другими государствами решает международные задачи, но, что ещё важнее для нас, просто развили свои регионы. Это не наша, кстати, задумка, не наша придумка, скажем так, так и другие страны делают. Японцы так делали, развивая свои территории, и мы так сделали. Это способ сконцентрировать деньги, сконцентрировать трудовые ресурсы и направить на решение очень важных задач.
Вот поэтому я считаю, что даже при помощи таких саммитов, как саммит АТЭС в 2012 году, мы должны развивать свои территории. Но не только. Это должна быть регулярная работа. При помощи вот этих инвестиций для саммита АТЭС 2012 года мы всех задач не закроем. Поэтому у нас есть большие программы, связанные с Дальним Востоком, с Восточной Сибирью. Мы должны свои программы финансировать, исполнять их, и мы должны кооперироваться с нашими соседями, без этого не обойтись, это абсолютно нормально. Они готовы инвестировать деньги, а мы готовы эти деньги принимать для развития производств. Но, конечно, такие инвестиции должны быть под контролем нашей страны, потому что это наша территория, это наша земля, и мы должны сами определять, где у нас должны быть точки роста, куда мы хотели бы позвать наших иностранных партнёров, а где мы сами справимся.
И всё это должно происходить параллельно с укреплением Вооружённых Сил, расквартированных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, я имею в виду, естественно, и наши Сухопутные войска, и Военно-Морской Флот, в общем, все виды и рода Вооружённых Сил Российской Федерации. Мы базы должны укреплять свои, мы должны создавать там современные условия не только военной службы, но и жизни, иными словами, строить жильё, должны строить социальную инфраструктуру, открывать детские сады, спортивные комплексы. Кое‑что в этом смысле на Дальнем Востоке удалось сделать за последние 10 лет. Пока ещё недостаточно, но кое‑что удалось сделать. И дальше будем эти программы тоже продолжать. Потому что для того, чтобы люди хотели работать или служить на Дальнем Востоке и в Сибири, условия жизни там должны быть не хуже, чем в центральной части России. Вот это задача-максимум.
Вопрос: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Все мы здесь являемся наследниками великой победы советского народа над фашистской Германией. В последнее время стало очень обидно и больно смотреть на то, как многие страны заживо переписывают ход Второй мировой войны, заведомо занижая наш вклад в эту победу.
Как лично Вы к этому относитесь? У нас в государстве, в нашей стране, на государственном уровне принимаются какие‑либо меры по восстановлению исторической справедливости? Всё‑таки эта победа нам далась очень тяжело.
Д.Медведев: Да, Вы абсолютно правы, эта победа нам далась очень тяжело. По современным данным, во всяком случае, по тем, которые сегодня используют эксперты, в ходе Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов жителей нашей страны. Это колоссальная цифра. Никто большей цены за победу не заплатил.
Поэтому, безусловно, мы должны следить за тем, чтобы эта победа не обесценивалась, чтобы не происходило того, что принято называть ревизией итогов Великой Отечественной войны, Второй мировой войны. Почему это не должно происходить? На мой взгляд, по нескольким причинам. Во‑первых, всё‑таки это событие не тысячелетней давности, среди нас до сих пор есть ветераны, которые служили в тот период, которые проливали кровь за Родину. Мы все являемся, по сути, свидетелями тех событий. Часть людей участвовала в них, а мы росли просто на соответствующих фильмах, книгах и так далее. Это не дальняя какая‑то история, мы знаем, что происходило, поэтому, когда нам начинают «впаривать» что‑нибудь на эту тему, это не нам нужно рассказывать, это пусть рассказывают кому‑то другому. Наша страна этого нахлебалась по полной программе. Первое.
Второе. Помимо собственно исторической правды, недопустима ревизия итогов Второй мировой войны и, соответственно, того вклада, который был сделан Советским Союзом и Красной Армией, по геополитическим причинам, потому что если дать вскрыть этот ящик, то мы можем получить просто реальные проблемы уже государственного порядка.
Если дать возможность заняться перелицеванием истории, дать реальную власть вот этим фальсификаторам, которые пытаются сегодня эту историю переписывать, так мы дойдём до чего угодно: и до предъявления каких‑то требований, и до компенсаций и так далее. Это просто опасно для государства.
Вы знаете, что у нас существует и ряд спорных моментов, связанных с историей Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, ряд вопросов не закрыт, мы по ним ведём переговоры, очень сложные переговоры, с японцами ведём переговоры, например. Но это отдельные моменты, и, если дать возможность заняться вот этим перелицеванием истории, дать реальную власть вот этим фальсификаторам, которые пытаются сегодня эту историю переписывать, так мы дойдём до чего угодно: и до предъявления каких‑то требований, и до компенсаций и так далее. Это просто опасно для государства. Это вторая причина.
Наконец, третий момент, помимо исторической памяти, помимо интересов нашего государства, защиты интересов нашего государства, есть ещё наши обязанности по отношению к будущим поколениям. Мы должны им передать сильную страну, страну, в которой помнят о том, что происходило, в которой чтут традиции, потому что без этих традиций мы не состоимся как народ единый, как государство будем абсолютно неуспешными. Это в конечном счёте повлечёт очень тяжёлые последствия для нашего народа, для нашей страны.
Поэтому мы этим занимаемся по‑серьёзному. Была даже создана специальная комиссия при Администрации, комиссия, по сути, президентская, которой занимается Администрация Президента, с целью не допустить изменения, манипулирования историей.
Потому что, ещё раз повторяю, это не вопрос вкуса, это не вопрос тех или иных оценок, в конце концов оценки могут быть разные, и историки могут по‑разному интерпретировать те или иные события – бороться с этим бессмысленно. Вопрос в последствиях такого рода оценок. Если речь идёт о том, что эти оценки даются просто учёными в ходе споров, – пожалуйста, никто против этого не возражает. Хотя, ещё раз повторяю, события Великой Отечественной войны были совсем недавно. По многим вопросам спорить не о чем, по многим вопросам есть государственные или международные решения.
Понимаете, если допустить какое‑то другое развитие событий, через некоторое время вскроют решения Нюрнбергского трибунала. Скажут: да зря их судили, они никаких преступлений не совершили. Но это же абсурд, это, в свою очередь, просто выглядит безобразно.
Поэтому мы за этими всеми вещами должны следить. Не бороться с иными точками зрения, это неправильно, но отстаивать наши интересы и не допускать фальсификации истории, которая может нанести вред интересам Российского государства – вот в чём задача. Будем ею заниматься, и я надеюсь, что и все присутствующие здесь будут этим заниматься. Потому что это, между нами говоря, задача для всех. Это же не просто с трибуны там нужно что‑то вещать или ездить на какие‑то мировые мероприятия, это просто наша иногда семейная задача. У всех у вас или есть семьи, или будут семьи, и наша задача просто рассказывать о том, что было, смотреть за тем, чтобы, кстати сказать, и учебники истории были качественные – это такая всегда трудная тема, мы не хотим, чтобы они все были одинаковые, а в то же время мы должны всё‑таки давать молодёжи такие знания, которые будут давать правильные, достаточно точные представления о событиях минувших лет. Поэтому это задача для всех присутствующих здесь, и я надеюсь, вы все ею займётесь.
Самохин: Матрос Самохин.
Товарищ Верховный Главнокомандующий, после армии у меня есть желание поступить в высшее учебное заведение.
Д.Медведев: Военное или гражданское?
Самохин: Нет, гражданское.
Скажите, пожалуйста, существуют ли сейчас какие‑то льготы?
Д.Медведев: Льготы у нас сейчас существуют, они восстановлены и для тех, кто увольняется из рядов Вооружённых Сил, но при этом надо понимать, что эти льготы не гарантируют стопроцентного зачисления. Сейчас всё равно большое внимание уделяется качеству подготовки. Поэтому нужно всё‑таки заниматься, если куда‑то будете поступать. В университет или куда?
Самохин: Да, в университет.
Д.Медведев: Какой?
Самохин: Нефтегазовый.
Д.Медведев: Нефтегазовый. Это хороший выбор. Полезная для нас специализация. У нас много запасов нефти и газа. Поэтому нужно заниматься, но льготы существуют. Они дают возможность или поступить на подготовительное отделение, а в некоторых случаях предоставляют и преимущество при зачислении в высшее учебное заведение. Но, ещё раз повторяю, это не автоматическое зачисление, поэтому всё равно готовиться надо. Я думаю, что это справедливо.
А в будущем, конечно, мы понимаем, что результаты единого государственного экзамена, который сегодня сдают школьники, тоже являются определяющими при зачислении в высшее учебное заведение. Потому что, по сути, мы ушли от прежней системы, по которой когда‑то мы поступали в высшее учебное заведение, когда были вступительные экзамены. А, по сути, то, что получает выпускник в школе, является и результатом, с которым он придёт в университет. Это такая мировая практика. В общем, наверное, это неплохо, потому что сам человек уже должен доказать, что он способен учиться. Зачисление в большинство вузов происходит на основании результатов единого госэкзамена, но потом удержаться там и не вылететь – это задача самого абитуриента, самого студента.
В некоторые вузы сохраняется прежняя система зачисления, когда нужно, помимо предъявления аттестата зрелости, ещё нужно сдавать определённый тест, сдавать определённые экзамены. Это вузы, в которые повышенный спрос, скажем так, куда конкурс очень большой традиционно, и мы эти тесты ещё какое‑то время точно будем сохранять. Так что готовься.
Вопрос: Если отдыхаете, расслабляетесь, то каким образом? Как отдыхает Президент?
Д.Медведев: Если это интересно, расскажу, конечно. Действительно, нагрузка довольно приличная у любого руководителя государства, даже одни эти полёты занимают много времени. Что делать? У нас, кстати, и страна такая, что для того, чтобы решить какие‑то задачи, необходимо не просто на машине куда‑то прокатиться, а иногда лететь на самолёте почти как в Сингапур. Поэтому, когда у меня выпадает минута отдыха или какие‑то часы отдыха, скажем так, я всё‑таки стараюсь восстановить сначала физическую форму, откровенно говоря, стараюсь это делать ежедневно.
Практически каждое утро у меня начинаются занятия спортом, я в основном плаваю, перед этим как‑то разминаюсь, это первое и главное, и, кстати, обычно и завершаю тем же самым. Но помимо такой спортивной разрядки я ещё стараюсь всё‑таки иногда делать что‑то другое. Но с семьёй у меня тоже не так часто происходит общение, поэтому на выходных я стараюсь общаться со своим сыном и просто проводить время в кругу семьи, это тоже нелишне на самом деле для того, чтобы даже настроение себе поднять. Ну и по мере возможности, естественно, книги. Вот, пожалуй, такая триада отдыха, которая может быть: спорт, семья, книги. Ничего сильно выдающегося, но это иногда помогает.
Вопрос: Товарищ Верховный Главнокомандующий, у меня вопрос такого плана. Очень остро стоит вопрос обеспечения военнослужащих служебным жильём. На Вашем уровне будут ли предприниматься какие‑либо меры к тому, чтобы все категории военнослужащих обеспечить жильём?
Д.Медведев: Решения на самом деле приняты все. Вопрос теперь не в том, чтобы какие‑то решения принимать, а в том, чтобы их довести до конца. Мы их доведём до конца, можете не сомневаться, я говорю это всем здесь присутствующим: и офицерам, и матросам.
В течение наступающего, 2010 года мы должны всем офицерам предоставить постоянное жильё. Это, на мой взгляд, революционное решение, потому что никогда – ни при советской власти, ни при новой власти – этот вопрос, эта задача так комплексно не решалась, поэтому мы выделили большие деньги, даже в кризисный период.
У нас решения такие. В течение наступающего, 2010 года мы должны всем офицерам предоставить постоянное жильё. Это, на мой взгляд, революционное решение, потому что никогда – ни при советской власти, ни при новой власти – этот вопрос, эта задача так комплексно не решалась, поэтому мы выделили большие деньги, даже в кризисный период. Только в этом году будет сдано и закуплено 45 тысяч квартир – беспрецедентный объём, никогда так не покупали, никогда вообще, подчёркиваю: ни в советский период, ни в постсоветский.
К 2012 году должна быть решена задача предоставления служебного жилья. Это прежде всего касается офицеров. Но и для контрактников, соответственно, тоже должны быть реализованы программы по предоставлению и служебного, и постоянного жилья. Мы это сделаем уже во вторую очередь, но сделаем обязательно, потому что, независимо от того, как человек служит Родине – будь то служба офицером или служба по контракту, всё равно государство должно позаботиться о том, чтобы для него была реализована жилищная программа. Делается это сейчас несколькими путями, в том числе с использованием так называемой жилищной ипотечной системы, накопительной системы, но безотносительно к тому, как это делается, эта задача должна быть решена, и она будет решена, здесь сомнений у меня никаких нет, даже по тому, какой темп мы набрали.
Я вам желаю удачи, надеюсь, что обратный путь будет недолгим. Сколько сюда шли?
Ответ: Две недели. И обратно две недели.
Д.Медведев: Две недели и обратно две недели. Хороший поход такой, умеренный по времени, но дающий возможность отработать все навыки. Мне очень приятно было у вас побывать, потому что даже юридически это территория Российской Федерации. И когда руководитель страны, Верховный Главнокомандующий бывает на своей территории, это, если хотите, тоже отдых, потому что мы работали в течение нескольких дней, а к вам я приехал для того, чтобы с вами пообщаться, вас поприветствовать. И ещё раз хотел вас сердечно поблагодарить за службу, за то, что вы участвуете в выполнении столь важных для нашей страны задач.
16 ноября 2009 года, Сингапур