Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Считаю нашу встречу и обсуждение этой темы – к сожалению, актуальной в весьма высокой степени в нашей стране – абсолютно своевременной.
Не буду долго рассказывать вам о природе этого зла, о том, каким образом коррупция разъедает государственные устои и чем она является сегодня. Совершенно очевидно, что коррупция в нашей стране – это реальное и системное зло, с которым нам необходимо бороться.
Совершенно очевидно, что коррупция в нашей стране – это реальное и системное зло, с которым нам необходимо бороться.
Вы знаете, 19 мая мною был подписан Указ «О мерах по противодействию коррупции», который создал определённую рабочую структуру, для того чтобы нам подготовить набор предложений. Имею в виду Совет по противодействию коррупции, президиум Совета. И была дана задача подготовить в самый короткий период национальный план противодействия коррупции. Хотел бы вас проинформировать о том, что проект такого документа подготовлен и сейчас находится у меня на рассмотрении. Определённые позиции из этого документа я вам сейчас предъявлю. Но это ещё не окончательная версия. Предлагаю обсудить и то, что будет сказано, и то, что сообщат нам наши коллеги в своих выступлениях.
В чём основной смысл национального плана? В том, чтобы подготовить целую совокупность мер, которые бы создавали полноценную, ещё раз повторю, системную основу для противодействия коррупции в нашей стране.
Что предлагается сделать? В плане несколько разделов. Один из них посвящён мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции, даётся определение коррупции, которое, строго говоря, у нас в законодательстве до сих пор не существует и по поводу которого идут уже, наверное, несколько десятилетий достаточно горячие споры; что это, каким образом соотносится антикоррупционное законодательство с уголовным законодательством и ряд других вопросов, которые только на первый взгляд кажутся сугубо юридическими. В этом же разделе содержатся предложения, касающиеся профилактики коррупции и включающие в себя специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации, должностей госслужбы, перечень которых должен определяться специальным нормативным актом.
Смысл национального плана в том, чтобы подготовить целую совокупность мер, которые бы создавали полноценную, ещё раз повторю, системную основу для противодействия коррупции в нашей стране.
Здесь же содержатся указания на необходимость полноценного развития института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, содержится ряд идей. Я не буду на всех останавливаться, потому что работа ещё идёт, но хотел бы, чтобы вы знали, что речь идёт о сокращении категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведение оперативно-разыскных мероприятий, обеспечивается справедливость и равная доступность правосудия как принцип. Соответствующая позиция раскрывается в нормативных актах, должна быть раскрыта.
Кроме того, устанавливается ряд достаточно важных и новых для нас новелл, таких как административная ответственность юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также процедура дисквалификации в качестве административного наказания. И то, и другое в нашем законодательстве в таком чистом виде отсутствует.
В принципе это те позиции, которые мы принимаем на себя после присоединения к нескольким конвенциям. Имею в виду Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Эти конвенции, как вы знаете, Россия приняла и ратифицировала, при вашем участии, естественно.
Уточняются требования к судьям, к лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных и представительных органов государственной власти, работникам Счётной палаты, служащим Центрального банка и некоторые другие позиции, которые нам ещё необходимо будет обсудить.
Есть предложение возложить определённые запреты – дополнительные запреты и ограничения – на государственных и муниципальных служащих: устанавливается запрет на приём на правоохранительную службу и службу в органах Федеральной службы безопасности граждан, имеющих судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам. Этого у нас не было. Устанавливается в качестве оперативно-разыскной задачи обнаружение имущества, подлежащего конфискации, и целый ряд других мер, которые ещё предстоит окончательно обсудить и по которым будут приняты отдельные документы: отдельные законы, в некоторых случаях отдельные указы Президента, иные подзаконные акты.
Второй раздел этого документа посвящён мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции. Здесь достаточно понятные вещи, которые требуют тем не менее нового изложения либо последовательного применения в повседневной деятельности, такие как отдельная регламентация использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование такого имущества, с тем чтобы снизить количество коррупционных актов с этим имуществом; совершенствование норм, которые регулируют осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд с целью исключения произвольного толкования, дискриминации или предоставления неоправданных преимуществ.
Предлагаются меры по передаче части федеральных полномочий регионам при одновременной оценке системы их работы и части функций государственных органов в негосударственный сектор как мера совершенствования функционирования государственного аппарата, создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества. Естественно, всё это будет развёрнуто в отдельный блок и в отдельную совокупность законов.
Мы должны минимизировать все сложности и войти в новый год с современным антикоррупционным законодательством, за которое нам не будет стыдно и которое будет эффективно применяться.
Мы также возвращаемся к известным принципам, которые были введены ещё в 2002 году, принципам служебного поведения государственных служащих, с тем чтобы принять действенные меры по предотвращению конфликта интересов и в необходимых случаях по привлечению отдельных государственных служащих к ответственности за несоблюдение соответствующих правил, ряд других мер, связанных с государственной службой.
И, наконец, третий раздел – это меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. Здесь тоже целая совокупность предложений и по использованию средств массовой информации, и по применению возможностей неправительственных организаций в целях создания соответствующих мотиваций антикоррупционного поведения; меры, связанные с улучшением преподавания юридических дисциплин, сокращением количества юридических вузов, которые не соответствуют требованиям, утверждённым в определённом порядке нашим Министерством, – в общем, всё то, о чём вы хорошо знаете.
Таким образом, после принятия этого плана – и почему я считаю крайне важной нашу встречу – нам нужно будет перейти собственно к юридической работе, заключающейся в том, чтобы этот план превратился в ближайшие полгода в набор законов, которые будут приняты как на федеральном уровне, так и на уровне соответствующих субъектов Федерации, которые вы представляете. Это большая, серьёзная работа. Просил бы к ней уже начинать прямо сейчас готовиться. Ряд этих законов может создавать и напряжение, и по‑разному толковаться. Мы должны минимизировать все сложности и войти в новый год с современным антикоррупционным законодательством, за которое нам не будет стыдно и которое будет эффективно применяться.
Вы понимаете, что в нашей стране коррупция превратилась в способ существования огромного количества людей. Это печально, но это именно так. По сути, она превратилась в норму, повседневную норму жизни. Люди, которые сталкиваются с такого рода преступлениями, просто смирились с этим. Проще заплатить, чем возбуждать какие‑то проблемы, обращаться в правоохранительные органы или в судебную систему. Те же, кто получает взятки, кто совершает коррупционные правонарушения, вообще не ощущают никаких рисков или считают эти риски пренебрежимыми. Так не должно быть.
Я предлагаю обсудить тот набор идей, который сегодня сформирован. Хотел бы выслушать ваши предложения, и будем считать, что мы начинаем с вами законодательную работу по противодействию коррупции.
Спасибо.
2 июля 2008 года, Москва