Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчёт о совещании по проблемам инвестиционного климата в России

2 февраля 2010 года, Москва, Кремль

Д.Медведев: Уважаемые коллеги!

Мы договаривались встретиться и обсудить вопросы, связанные с изменением инвестиционного климата в нашей стране, меры по улучшению этого климата.

Создание комфортных условий для инвесторов является, по сути, главной задачей, которую пока мы не решили, хотя все присутствующие здесь хорошо понимают: инвестиционная активность – один из решающих факторов инновационного развития и один из решающих факторов успешной модернизации нашей экономики. А мы с вами исходим из того, что это главная задача на ближайшее время, на ближайшие годы.

В этом направлении были предприняты определённые меры. Они позволили сохранить относительную стабильность на инвестиционном поле в период мирового финансового кризиса. Тем не менее по сравнению с прошлым годом общий объём капитальных вложений в российскую экономику уменьшился на 17 процентов. Это в реальном исчислении с поправкой на инфляцию. На фоне общего падения в прошлом году объёма прямых иностранных инвестиций в мировую экономику приток инвестиционных средств в Россию снизился на 41 процент. Это, конечно, печальная цифра. В результате доля прямых иностранных инвестиций в нашей стране в прошлом году составила 3,6 процента (снижение приблизительно на один процентный пункт по отношению к 2008 году). Если сопоставить эти результаты с результатами, которых достигли другие государства БРИК, то они где‑то средние по отношению к снижению прямых инвестиций, — допустим, в Бразилии они выглядят лучше, а в Китае и в Индии – хуже: все упали по объёму прямых инвестиций, но наше падение смотрится как достаточно капитальное всё‑таки. Но при этом, и это очевидный факт, нам удалось избежать панического бегства капитала из нашей страны.

Благодаря тем антикризисным действиям, а также ранее принятым решениям нам удалось создать базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность. В целом мы имеем открытую для инвестиций экономику, это непреложный факт.

В стране создана достаточно качественная налоговая система, которая отвечает и отдельным критериям инновационной экономики, и необходимости развивать инвестиционную активность. Я не буду напоминать об основных позициях, но очевидно, что невысокие ставки налогов имеют здесь значение. В частности, ставка корпоративного налога на прибыль была снижена до 20 процентов, но налог на доходы физических лиц уже на протяжении восьми лет является одним из самых низких и стабильных в странах с развитой экономикой.

Инвестиционная активность – один из решающих факторов инновационного развития и один из решающих факторов успешной модернизации нашей экономики.

Кроме того, несколько лет назад мы провели либерализацию валютного регулирования, сняли ограничения по перемещению капитала, сократилось число лицензируемых видов деятельности. Процедуры проверки малого бизнеса (мы с вами многократно этим занимались, принимали решение) как минимум стали более чётко регламентированы. Особых успехов нет, в смысле самих процедур, но регламентация стала лучше, это очевидно.

Установлены и прозрачные правила допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли. Это то, о чём неоднократно иностранные инвесторы просили Правительство России.

Тем не менее на фоне этих положительных факторов оценка инвесторами делового климата в нашей стране пока ещё весьма нелицеприятная, она просто низкая. Более того, в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в результате того, что происходило в последнее время, ещё на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка.

Необходимо преодолеть такие негативно влияющие на инвестиционный климат факторы, как низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение и естественную нашу уже, по сути, беду под названием коррупция, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.

Задача сегодняшнего дня – качественные изменения условий по каждому из перечисленных направлений. Все государственные и местные органы обязаны последовательно заниматься этим на своём уровне. И на эту тему я тоже в ближайшее время проведу отдельное совещание. Причём мы должны понимать: каждый убитый бюрократией инвестиционный проект – это потерянные доходы и не созданные заново рабочие места.

Оживление мировой экономики после кризиса создаст благоприятные условия для возобновления роста иностранных инвестиций. Наша экономика сможет получить их в нужных объёмах только тогда, когда условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение иностранного капитала. Здесь, понятно, невозможно достичь какого‑то абсолютного уровня, раз и навсегда создать конкурентные преимущества, которые позволят приходить инвестициям в Россию и инвесторам выбирать Россию в качестве наиболее привлекательного места. Но создать относительно лучшие условия мы обязаны.

Каждый убитый бюрократией инвестиционный проект – это потерянные доходы и не созданные заново рабочие места.

Кстати, замечу, что наши ближайшие партнёры (Беларусь и Казахстан) занимают соответственно 58-е и 63-е места в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса, и в отличие от нас они двигаются вверх – это тоже повод призадуматься.

В чём состоит текущая задача? Задача – разработать комплекс мер, которые повысят инвестиционную активность. Я назову несколько из них. В ваших выступлениях, надеюсь, перечень этих мер может быть продолжен и расширен.

К ним следует отнести, во‑первых, снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов; во‑вторых, улучшение ситуации со своевременным возмещением налога на добавленную стоимость при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции; в‑третьих, оптимизацию механизмов администрирования расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (мы об этом, кстати, уже говорили в рамках Комиссии по модернизации); и, в‑четвертых, введение облегчённого порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию. Это, естественно, только самый предварительный набор мер.

И хотел бы напомнить также, что те преференции, которые мы создаём по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, касаются и крупных компаний.

Государство поддержало в прошлом году развитие крупных компаний, в основном в сырьевом секторе, но не только, конечно. При этом на их поддержку пришлось в значительном объёме потратить накопленные государством в докризисный период резервы. Эти компании не просто сохранили активы, но и кое‑что добавили. Поэтому государство вправе рассчитывать на то, что компании, которые получили государственную поддержку, будут заниматься инвестиционными проектами и проявят инвестиционную активность в области модернизации российской экономики, а не просто будут продолжать политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров. Пока они «спят». И я думаю, что надо обеспечить необходимый контроль за такого рода процессом со стороны Правительства.

Сегодня также было бы целесообразно обсудить предложения по привлечению в российскую экономику «длинных денег», прежде всего денег, которые накопило население. Это сложная тема, она отчасти психологическая или в значительной даже мере психологическая, потому что она связана с доверием к нашей экономике, нашим действиям. Но пока, во всяком случае на рынке инвестиций, эти деньги играют очень скромную роль. Причина – вопросы доверия, а также неразвитость инфраструктуры и неготовность самих финансовых институтов к этому.

Наконец, я хотел бы обратить внимание на избыточную активность проверяющих органов в отношении наиболее успешных предприятий-налогоплательщиков. Конечно, проверять нужно всех, и тех, кто много платит, тоже надо проверять. Но не очень хорошо выглядит ситуация, когда вал проверок увеличивается пропорционально экономическому росту: чем лучше компании работают, тем больше к ним требований, тем больше приходит проверок. Это нужно иметь в виду.

В сегодняшнем совещании поэтому принимают участие и представители правоохранительных и контрольных ведомств. Хотел бы, чтобы они проявили и профессионализм, и компетентность в расчёте на формирование благоприятного инвестиционного климата в нашей стране. Это наша общая задача, безотносительно к тому, кто чем занимается: и руководителей общеэкономических ведомств, и руководителей контрольных и правоохранительных ведомств, руководства Центрального банка, Администрации Президента. Всё это нужно именно нам всем.

Давайте приступим к обсуждению. Слово для доклада Министру экономического развития Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной.

Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.

Э.Набиуллина: Позвольте, я в своём докладе остановлюсь не столько на прогрессе, успехах, сколько на проблемных аспектах.

Д.Медведев: Про прогресс я уже всё сказал.

Э.Набиуллина: На проблемных аспектах инвестиционного климата и почему эта задача имеет принципиальное значение.

Задачи, которые поставлены по модернизации экономики и по инновациям, совершенно очевидно, невозможно решать без инвестиций, инвестиций в новые технологии, в обучение и так далее. И поэтому, по сути, наше модернизационное развитие должно быть основано на инвестиционной модели роста.

Сейчас текущий уровень инвестиций к ВВП составляет около 20 процентов и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно. По нашим оценкам, для того, чтобы выполнять все поставленные задачи, уровень инвестиций должен приближаться к 30 процентам от ВВП.

При этом вопрос улучшения инвестиционного климата является острым. Дело в том, что у нас значительная доля поступлений в бюджет, например, приходится на нефтяной сектор. На третьем слайде показана траектория и фактической, и прогнозной динамики поступлений от нефтяного сектора. В выполнении своих социальных обязательств и финансировании расходов, если говорить о бюджете, мы дальше не можем полагаться в той же мере на нефтегазовые и сырьевые отрасли.

В мировой экономике происходят серьёзные изменения, это было ещё и до кризиса, кризис к этому подтолкнул. Многие компании и страны думают об альтернативных энергоресурсах, эта работа активизировалась. Кроме того, те энергоресурсы, которые мы добываем, мы также добываем в новых условиях, мы во многом уже не можем пользоваться теми наработками, которые нам достались и по инфраструктуре, и по добыче. Поэтому мы видим, как у нас будет развиваться доля необлагаемой таможенными пошлинами и НДПИ нефти. Мы делаем такие прогнозы по Восточной Сибири, эти решения приняты. Поэтому нам наряду с этими доходами, безусловно, если говорить и о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость и нужны инвестиции.

При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата. И страны жёстко конкурируют за человеческие ресурсы, за новые современные производства.

Источниками инвестиций могут быть как внутренние источники, так и иностранные инвестиции. Сегодня в мире прямые иностранные инвестиции составляют около 1 триллиона долларов США, несмотря на падение в 2009 году. И мы по показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций уступаем многим странам. На четвёртом слайде показаны данные именно по доле чистых прямых инвестиций в сравнении с Бразилией, с Китаем и Индией.

Д.Медведев: Это не абсолютному объёму, а по доле.

Э.Набиуллина: По доле в ВВП.

При этом я хотела бы сказать, что вопрос не только в количестве, не только в долях к ВВП, не только в абсолютных размерах, но и в структуре самих иностранных инвестиций. Если мы посмотрим на пятый слайд, где обозначена структура прямых инвестиций, значительная доля, например, приходится на так называемые изменения долговых обязательств перед прямыми инвесторами. Это зачастую кредитные ресурсы, которые получаются дочерними компаниями. Наши компании в прямом смысле, если мы хотим говорить о чисто прямых инвестициях, туда нельзя относить. Поэтому доля реальных прямых инвестиций, реального взноса, нового взноса в новое производство не такая большая.

Следующий вопрос связан со структурой инвестиций по странам. Основной объём инвестиций по странам, источникам происходит из так называемых оффшорных юрисдикций. Мы знаем, что часто это деньги и наших компаний, хотя не только наших компаний, многие зарубежные инвесторы оформляют в иностранных юрисдикциях, в оффшорных юрисдикциях. Точная оценка, какая доля здесь российских инвестиций, отсутствует, но тем не менее и работа правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций показывает, что большая доля здесь может быть среди конечных бенефициаров и российских лиц.

Д.Медведев: Это какая доля, есть понимание хотя бы приблизительное?

Э.Набиуллина: Около 60 процентов.

Д.Медведев: То есть не менее 50 или не менее половины – это, по сути, наши деньги.

Наш инвестиционный имидж – это на самом деле сумма инвестиционных имиджей всех здесь представленных: всех ведомств, организаций – и части, которых здесь нет, конечно. Поэтому от нашей согласованной работы в конечном счёте и будет зависеть состояние нашего инвестиционного климата и восприятие нашего государства, нашей экономики в глазах инвесторов.

Э.Набиуллина: Отраслевая структура прямых иностранных инвестиций тоже показательна. Это прежде всего сектор добычи полезных ископаемых, финансовый сектор, торговля, недвижимость. В обрабатывающих отраслях доминирует металлургия. И мы видим, что, конечно, здесь иностранные инвестиции во многом были связаны и с экспортной ориентированностью отраслей, а также в тех секторах, где быстрый оборот капитала, где есть работа на конечного потребителя. И, конечно, отраслевая структура далека от того, что нам нужно для модернизации экономики и для перестройки всей экономики.

Это то, что касается некоторых количественных показателей. Есть, кроме того, рейтинги. Эти рейтинги очень разнообразные, мерят разные составляющие инвестиционного климата. Тем не менее на слайдах приведён ряд рейтингов, которые, на наш взгляд, показывают определённую динамику, в том числе по рейтингу привлекательности развивающихся стран и регионов для фондов прямых инвестиций – для фондов прямых иностранных инвестиций у нас произошло ухудшение с 2008 по 2009 год.

Одним из базовых рейтингов, которые учитывают многие страны, является рейтинг ведения бизнеса в России Всемирного банка, и мы здесь также выглядим хуже, чем наши коллеги из БРИКа и Таможенного союза, о чём Вы уже сказали. При этом у нас есть направления, по которым мы занимаем высокие строчки. Например, выполнение обязательств по контрактам, то есть где речь идёт об отношениях компаний друг с другом. А где речь идёт об отношениях компаний с государством, у нас, к сожалению, ситуация тревожная. И, конечно, мы видим по этой таблице критически важные элементы…

Д.Медведев: Получение разрешения на строительство – 182 место из 183.

Э.Набиуллина: 182 место из 183.

Д.Медведев: То есть хуже, чем у нас, разрешение на строительство не дают нигде, кроме, может, последней страны, не знаю, как она называется.

Э.Набиуллина: И у нас такая же сложная ситуация…

Д.Медведев: А «международная торговая операция»?

Э.Набиуллина: Это в том числе таможенные процедуры, торговые операции. 162 место из 183.

Такое же положение у нас в рейтинге по оценке рисков в странах БРИК. Есть оценка рисков в странах БРИК. Я бы здесь хотела отметить, не комментируя в целом таблицу, негативные оценки по эффективности государственной политики.

Существуют, действительно, различные опросы, причём опросы есть как российских, так и иностранных инвесторов, потому что, когда мы говорим об инвестиционном климате, мы, безусловно, говорим не только о климате для иностранных инвесторов, но в целом для инвестиций в Россию.

Надо сказать, что и те, и другие инвесторы выделяют примерно одинаковый круг проблем. Он известен. Это суды, коррупция, административные барьеры. При этом иностранные инвесторы более требовательны к прозрачности законодательной базы. Наша законодательная база им кажется совсем не прозрачной. Понятно, что наши инвесторы уже более адаптированы к нашей правовой системе.

И при этом вопрос не только в уровне проблем для инвесторов, но и в динамике. На следующем слайде, на 12 странице, показана динамика с 2002 года, 2005, 2009 годы – по основным показателям инвестклимата по опросам Российской экономической школы. И надо сказать, что кроме темы налогового администрирования, где велась системная работа на протяжении последних лет, у нас, к сожалению, наблюдается ухудшение показателей с разными темпами.

Ситуацию с инвестклиматом косвенно отражают и результаты опросов молодых людей на предмет желаемого места работы. На 13 слайде приведены последние опросы по 2009 году. И мы видим, что здесь среди лидеров наши госкорпорации и государственные органы. Открытие собственного дела в приоритеты практически не входит.

Д.Медведев: Что характерно, МВД на третьем месте, между госкорпорациями…

Э.Набиуллина: На следующем 14 слайде мы также проанализировали опросным методом и методом изучения документов, какие конкретные события или действия государства повлияли в ту или иную сторону на восприятие страны инвесторами. Потому что есть и системная политика, но есть и некоторые события, явления, которые сразу отражаются на динамике восприятия. И мы видим, есть и положительное восприятие, безусловно, связанное с улучшением макроэкономического регулирования, созданием финансовых резервов, либерализацией валютного регулирования и так далее. Но есть и негативное восприятие, оно известно, и мы также его обсуждали.

Д.Медведев: Отдельной позицией Закон об основах регулирования торговой деятельности – он настолько негативно повлиял на настроения инвесторов?

Э.Набиуллина: И сам ход обсуждения, и, к сожалению, факт принятия этого закона вызывают настороженность, большую настороженность. Мы, безусловно, будем за этим следить.

Д.Медведев: Надо следить просто за соблюдением закона.

Э.Набиуллина: Чего ждут инвесторы (это также их субъективные оценки), что ожидается с точки зрения улучшения инвестклимата? Здесь есть, безусловно, и крупные институциональные вещи, такие, как борьба с коррупцией, эффективный суд, повышение гарантий личной безопасности, но есть и конкретные вещи, которые неоднократно ставятся инвесторами, в том числе введение института омбудсменов по иностранным инвестициям. Хотела бы сказать, что мы здесь на уровне Правительства приняли решение о том, что административная комиссия будет обладать некоторыми рычагами такого рода и принимать оперативно решения по отмене административных барьеров, минуя долгие процедуры согласования.

Д.Медведев: А что такое омбудсмен по иностранным инвестициям? Я сейчас с уполномоченным по правам ребёнка встречался, и я понимаю смысл этой позиции. А что такое омбудсмен по иностранным инвестициям, у него какие полномочия могут быть?

Э.Набиуллина: В некоторых странах есть такое специально назначенное лицо, которое может по обращениям иностранных инвесторов, по их жалобам на нарушение отдельных прав принимать определённые решения, обладает определёнными полномочиями. Мы решили пойти такие образом, чтобы это делать через административные…

Д.Медведев: Это что, квазисудебные какие‑то решения, что ли?

Э.Набиуллина: По сути, чаще всего по отмене актов, подзаконных актов, ведомственных актов, которые могут нарушать…

Д.Медведев: Он сам будет отменять, что ли? У нас есть порядок отмены.

Если это просто коммуникативное лицо, это одно, а если у него свои полномочия, то это, конечно, довольно трудно встраивается в нашу систему законодательства.

Э.Набиуллина: В некоторых странах не только коммуникативное. Хотя коммуникативная функция тоже важна. Это действительно плохо встраивается в нашу систему. Поэтому, на наш взгляд, полномочия (мы специально на Правительстве приняли такое решение) административной комиссии могут позволить оперативно снимать административные барьеры. Сейчас такая работа уже начата и ведётся для того, чтобы это делать. Это то, что ожидают инвесторы на основе этого анализа…

Д.Медведев: Лучший омбудсмен по таким инвестициям – это прокурор.

Э.Набиуллина: По сути, да.

Д.Медведев: У прокуратуры есть все полномочия реагирования на, скажем, нарушения законодательства об иностранных инвестициях. Главное, чтобы прокуратура просто пользовалась ими, возбуждала соответствующие ходатайства, предъявляла иски в судах, когда это необходимо. Ну ладно, поговорим.

Пожалуйста.

Э.Набиуллина: И требуется, безусловно, системная серьёзная работа по последовательному улучшению инвестиционного климата. Предлагается сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях. Это семь направлений, мы их структурировали. Безусловно, на инвестклимат влияют все составляющие экономической и не только экономической политики, но здесь очень важна приоритизация и, главное, доведение до конца решения некоторых вопросов. И предлагается в 2010 году сосредоточиться на нескольких направлениях. Я подробно дальше оставляюсь на каждом из них, сначала перечислю.

Это, безусловно, улучшение административных процедур с выделением приоритетов по строительству производственных объектов, то есть новых инвестиционных проектов, таможенного администрирования при экспорте и импорте высокотехнологичной продукции и сокращение отраслевых административных барьеров. Правительством подготовлен план по каждому сектору, по каждой отрасли. Идёт системная работа по выявлению административных барьеров и по их снятию.

Д.Медведев: Вы знаете, мне кажется, каждая из этих семи позиций заслуживает отдельного совещания в Правительстве, потому что это большие темы. Совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики – это в большей степени президентское дело, но все остальные позиции можно было бы раскрыть в рамках отдельных дополнительных совещаний.

Э.Набиуллина: Я коротко остановлюсь на предложениях, которые дальше есть. Они, безусловно, неполные, потому что полный объем действительно требует большого времени.

Второе направление – это миграционный режим.

Третье – это снижение роли государства.

Четвёртое – оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре, потому что, несмотря на наличие в нашей стране больших запасов энергоресурсов, у нас существуют проблемы с недоразвитостью инфраструктуры и с правилами доступа к инфраструктуре.

Налоговая политика, связанная с определёнными льготами для целей модернизации и инноваций.

Совершение правоохранительной деятельности, судебной практики.

И системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.

Уже не секрет и неоднократно говорилось, что те иностранные инвесторы, которые работают в России, лучше оценивают инвестклимат, чем те, которые не работают.

Д.Медведев: Потому что они нас уже не боятся, они уже нас знают.

Э.Набиуллина: И оценивают его хуже по многим показателям. Поэтому у нас имидж хуже, чем то, что есть…

Д.Медведев: На самом деле.

Э.Набиуллина: На самом деле. И в том числе он отражается в тех рейтингах, о которых мы говорили.

Позвольте коротко остановиться на этих направлениях.

Первое направление – снижение барьеров при строительстве производственных объектов. Здесь приведены опросные данные по нескольким городам. Со сроками получения разрешений, с количеством процедур (мы видим, что доходит до 50 с лишним), со стоимостью этих процедур. И важно отметить, что значительная часть разрешений – до 75 процентов – находится на муниципальном и региональном уровне. То есть это не федеральный уровень принятия решений, а региональный и муниципальный уровень. Поэтому нужны изменения и в законодательстве, которые будут затрагивать в том числе обязательства регионов, муниципалитетов, и чёткая скоординированная работа по этим направлениям.

На 18 слайде приведены конкретные меры. Это только часть мер. Сейчас подготовлен в Правительстве проект такого плана мер, он уже обсуждается, он затрагивает гораздо большее количество мер, но здесь отмечены одни из основных.

Первое. По доступу к земельным участкам для строительства. Предлагаем распространить опыт Фонда содействия развитию жилищного строительства на уровень субъектов и муниципалитетов. Создать такого же рода либо автономные учреждения, либо фонды, которые были бы заинтересованы в том, чтобы пускать эту землю в оборот на достаточно легальных основаниях.

Второе, что нужно делать в субъектах Федерации, – активно формировать промышленные площадки с выделением специальных зон под развитие инвестиций. Те регионы, которые начали это делать самостоятельно, отличаются гораздо лучшим климатом для инвестиций, как для иностранных, так и для российских.

Третье – это упрощение требований к документам терпланирования. Мы в своё время приняли Градостроительный кодекс, другие документы, где у нас достаточно сложная система градостроительного планирования, и не все субъекты муниципалитета осуществили эту работу. Если мы хотим, чтобы она была сделана, нужно оставить минимальные требования и в том числе к документам этого терпланирования.

Следующее. Сокращение сроков госэкспертизы. Также допуск негосударственной экспертизы. Она у нас сейчас есть, но данные негосударственной экспертизы не принимаются при получении разрешений на строительство. Поэтому негосударственная экспертиза с её аккредитацией, контролем за её деятельностью, на наш взгляд, должна быть в этой системе для того, чтобы инвесторам дать в том числе альтернативу.

Следующее направление – устранение ограничений, связанных с отнесением проектной документации к типовой. Законодательством были приняты решения о том, что типовая документация не проходит госэкспертизу, но принятые подзаконные акты, по сути дела, нивелировали эту норму, и надо срочно отменять эту подзаконную базу.

Следующее – установление ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство и при вводе объекта в эксплуатацию, потому что на обоих этих стадиях, при разрешениях и при вводе, существуют наибольше барьеры. Должны быть ответственность лиц, которые допускают этот необоснованный отказ.

И, безусловно, применение технических регламентов, в том числе стандартов Евросоюза в определённых случаях – эта тема уже также обсуждалась.

Следующее направление – улучшение таможенного администрирования. И направления, на наш взгляд, здесь очевидны. Сейчас эта работа ведётся также в рамках Таможенного союза, когда мы гармонизируем свои процедуры вместе с нашими партнёрами. Но при этом мы должны, на мой взгляд, сосредоточиться на нескольких направлениях, потому что речь идёт не только о нормах законодательства, но и о правоприменении. Это прежде всего экспорт высокотехнологичной продукции и импорт необходимых комплектующих, оборудования для модернизации.

При этом мы должны понимать, что в Беларуси и Казахстане по некоторым процедурам гораздо более удобные для бизнеса условия. У нас есть сравнения по этим процедурам, в том числе по срокам выпуска товара, по сборам. И мы сейчас будем в условиях реальной внутренней конкуренции, поэтому нам нужно сделать большой прогресс по собственному администрированию таможенных процедур.

Отраслевые барьеры на следующем слайде. Речь идёт не только об общих административных барьерах, которые существуют. Для каждой отрасли они свои. И проводится работа в рамках административной комиссии для того, чтобы проанализировать, что происходит в каждом секторе, и снять эти административные барьеры. Уже подготовлены и одобрены меры на совещании у Председателя Правительства по сельскому хозяйству, по образованию. И у нас целый набор отраслевых мер по строительству, по здравоохранению, транспорту, промышленности. Есть установленный, чёткий, очень интенсивный план, который предполагает отмену этих административных барьеров. При этом мы уже сейчас, готовя эти меры, понимаем, как сложно отменять эти барьеры и какие есть аргументы, но, наш взгляд, нужно двигаться в этом направлении. Мы понимаем все вопросы, связанные и с обеспечением безопасности, качества продукции. Тем не менее эти административные барьеры гораздо выше уже тех минимальных требований, которые нужны.

Следующее направление – введение страхования ответственности вместо разрешений и лицензирования. Мы предлагаем пока на примере нескольких видов деятельности ввести страхование ответственности и затем эту практику распространять.

Также установление уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. В этом году было принято решение по 13 видам. На наш взгляд, эта мера стала работать. Мы отслеживаем её. Но этот порядок нужно распространять и в конечном счёте перейти к тому, что все виды деятельности, кроме закрытого перечня, начинаются по уведомительному порядку, то есть когда все необходимые разрешения и согласования не требуются, а есть уведомления соответствующих контролирующих и надзорных органов.

Переход к электронным государственным услугам. На наш взгляд, это важно для того, чтобы снять те барьеры, которые возникают при непосредственном общении государства с бизнесом. Такая работа также идёт.

Следующий вопрос связан с миграционной политикой. Одно из важнейших направлений, связанных с инвестициями в модернизацию, – это привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Проблемы в этой сфере: это и сложный механизм квотирования, у нас сейчас существуют квоты, которые не всегда учитывают реальные потребности, и администрирование этими квотами достаточно сложное.

У нас очень небольшой перечень внеквотных должностей, причём внеквотные должности составлены не по квалификации персонала, а именно по должностям. В прошлом году во внеквотном порядке, по нашим данным, приехало в нашу страну только около 6 тысяч человек, это совсем не много. По нашим оценкам, по разным секторам нам необходимо привлекать минимум 60–70 тысяч таких высококвалифицированных специалистов в год.

Есть сложные процедуры по продлению разрешений на работу, по миграционному учёту. Мы вместе с Федеральной миграционной службой разрабатываем ряд мер, направленных на улучшение ситуации в данной сфере. Это и подходы к расширению внеквотных должностей, во всяком случае, принятие постановлений заранее и с длительном сроком их действия. Также более длительные сроки выдачи разрешений на работу. И есть уже опыт двусторонних соглашений, в том числе с Францией, в которых такой опыт отражён. И к этой системной работе надо добавлять и работу по двусторонним отношениям.

Фактором инвестиционного климата является и доля государства в отраслях экономики.

На 23 слайде приведены оценки инвестиционных компаний по доли государства в определённых секторах. Здесь не все сектора, но те из них, которые занимают значимую долю в нашей экономике. И мы видим, что доля государства и государственных компаний достаточно большая. Поэтому необходимо определение стратегии выхода из государства по определённым секторам. На 2010 год план приватизации у нас предусматривает увеличение объёма продаж государственной собственности. На наш взгляд, надо двигаться дальше в этом направлении.

Кроме того, сейчас по Вашему поручению идёт работа по анализу возможности преобразований госкорпораций. И на 24 слайде представлены предложения. Это не только по преобразование, но безусловное введение определённых правил для госкорпораций. Они перечислены. И сейчас госкорпорации почти все уже в своих внутренних документах эти нормы приняли: и распространение конкурсных процедур, и увязка систем вознаграждения с оплатой труда, и по введению ограничений для работников, и по контролю Счётной палаты, и по крупным сделкам. Сейчас подготовлены поправки в законодательство для того, чтобы отрегулировать это законодательством.

Также на слайде представлены текущие предложения по тому, какими этапами можно преобразовывать корпорации.

Д.Медведев: А где сейчас эти поправки, кстати?

Э.Набиуллина: Они уже подготовлены, они находятся в Правительстве и согласуются сейчас между ведомствами. В установленные сроки их внесём.

Д.Медведев: Хорошо.

Э.Набиуллина: Следующее направление по инвестиционному климату – подключение производств к инфраструктуре. На слайде перечислены основные вопросы, основные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы. Это и отказы в присоединении к объектам инфраструктуры, и навязывание дополнительных обязательств с предоплатой, с сооружением дополнительных объектов, нарушение сроков присоединения.

Это одна из самых сложных тем. Предлагается ряд мер. Видимо, его ещё надо будет дополнять для того, чтобы они работали. На 26 слайде они представлены. Это и принятие правил недискриминационного доступа к коммунальным услугам. Такие правила ещё не приняты, но должны быть. Типовые договоры присоединения к объектам инфраструктуры с чётким описанием прав и обязанностей. Ужесточение ответственности за нарушение требований законодательства со стороны организаций коммунального хозяйства. Также установление чётких правил, что относится к плате за подключение, что относится к тарифу, потому что сейчас у нас есть арбитраж между этими двумя источниками инвестиций.

И это действительно серьёзная работа, которая потребует ещё дополнительных мер, на наш взгляд. Те меры, которые подготовлены, они на данный момент недостаточны. Надо будет доработать.

По налоговой политике. На мой взгляд, меры, связанные с общим снижением налоговой нагрузки, практически исчерпаны. Мы приняли существенные меры по снижению налога в предыдущие годы, и этот эффект во многом сработал для инвесторов и по уровню корпоративных налогов, и налогов на доходы физических лиц. Но нам нужны точечные меры по поддержке инноваций, модернизации. Здесь на слайде перечислены предложения Минэкономразвития. Мы с Минфином вместе работаем и по поручению Председателя Правительства в феврале должны будем подготовить уже согласованные предложения по этим вопросам, по инновациям.

Особо обращает на себя внимание реакция инвесторов, как российских, так и иностранных, на деятельность судов и правоохранительных органов. Здесь даны опросы по этим мерам. Я про конкретные меры, безусловно, говорить не буду. Это то, какая есть оценка этой системы. Безусловно, она влияет на инвестклимат. И хотела бы только обратить внимание, что по судам у нас есть положительная динамика. Здесь показаны данные, что с 8-го по 4-й есть определённая положительная динами восприятия.

Нужно принять содержательные меры по улучшению инвестиционного климата. Но нужна и информационная работа, системная работа по нашему имиджу. И на 29 слайде приведены данные по двум странам, которые резко улучшили свои позиции в рейтингах. То есть это можно сделать. И это требует специальной работы.

Также хотела бы отметить одну тему, которая может носить вспомогательный характер, но очень важна. Это всё‑таки повышение квалификации государственных служащих. Мы видим, какие есть программы в Казахстане. Здесь опыт нашей Республики приведён, Татарстана. Это должно повлиять на повышение компетентности и профессионализма государственных органов. Поэтому такие программы специально, на наш взгляд, нужно разработать.

В этой презентации были отмечены те меры и те направления, которые, на наш взгляд, важны. Они, безусловно, не покрывают всех составляющих инвестклимата, потому что инвестклимат отражает все составляющие. На наш взгляд, нужно особое внимание обратить в том числе и на интеллектуальную собственность, на то, чтобы её пускать в оборот. Если мы говорим об инвестиционном климате специально для целей модернизации, инноваций, нам эту тему надо будет решать. И, безусловно, нам нужно поддержать те элементы инвестклимата, которые были фактором привлекательности в предыдущие годы. Это и макроэкономическая стабильность, финансовые резервы. На последнем слайде показаны данные, как у нас развивается инфляция, и наложен график сроков заимствования. Мы видим, что снижение инфляции безусловно ведёт к увеличению сроков заимствования и наоборот. Снижение инфляции, макроэкономическая стабильность – это базовые вещи. Поэтому нельзя улучшать инвестклимат и делать какие‑то преобразования за счёт ухудшения макроэкономики, то есть это базовые условия.

Д.Медведев: Отсюда вывод, что не все страны, которые улучшили свой рейтинг, в этом смысле являются примерами. Я посмотрел, у них нет улучшения макроэкономических показателей, но тем не менее в рейтинге они выросли.

Э.Набиуллина: Это специальная работа.

Д.Медведев: Да, это специальная работа, абсолютно верно. Это политика, это не только экономика.

Э.Набиуллина: И второе такое же направление, которое привлекательно для инвесторов, – это, безусловно, растущий внутренний рынок и внутренний спрос. То есть поддержка секторов, которые дают больше прирост внутреннего спроса – жилищный сектор, автомобилестроение, другие сектора. Они просто очень важны для того, чтобы был ёмкий внутренний рынок.

Я здесь не останавливалась на темах, связанных с финансовой инфраструктурой. Они, безусловно, важны и по ним принимаются решения. Хотела акцентировать внимание именно на тех вопросах, по которым, на наш взгляд, важно добиться прогресса в ближайший год, это нужно сделать, и такая работа уже начата.

Д.Медведев: Что должно быть результатом нашего сегодняшнего совещания, помимо набора поручений по тем темам, которые Вы обозначили?

Э.Набиуллина: Наверное, набор поручений – самое главное. И дополнение тех мер, которые мы принимаем в области экономической политики, также действенными [мерами] с точки зрения судебной системы, правоохранительной и борьбы с коррупцией.

Д.Медведев: Но и общий сигнал о том, что мы снова вернулись к обсуждению темы инвестиционного климата, она нас заботит, это не просто фигура речи, а это именно наше очевидное желание.

И хотел бы обратиться к каждому из здесь присутствующих. Наш инвестиционный имидж – это на самом деле сумма инвестиционных имиджей всех здесь представленных: всех ведомств, организаций – и части, которых здесь нет, конечно. Поэтому от нашей согласованной работы в конечном счёте и будет зависеть состояние нашего инвестиционного климата и восприятие нашего государства, нашей экономики в глазах инвесторов. На это нужно обратить самое пристальное внимание.

<…>

2 февраля 2010 года, Москва, Кремль