Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Пресс-конференция Дмитрия Медведева по окончании встречи глав государств и правительств «Группы восьми»

9 июля 2008 года, Тояко

Д.Медведев: Уважаемые дамы и господа!

Несколько слов перед активной частью пресс-конференции. Прежде всего хотел бы поблагодарить наших японских коллег за прекрасную организацию встречи, за подготовку и очень удачное проведение саммита. На мой взгляд, это немало способствовало и результативности самого саммита, самих переговоров, которые проходили здесь, на Хоккайдо. Сразу хотел бы сказать, что итоги нашей работы я оцениваю весьма удовлетворительно, просто высоко.

Повестка дня была весьма насыщенной, и мы действительно обсудили актуальные вопросы, которые имеют значение для самого широкого круга людей – не только для государств, но и для огромного количества людей, живущих на нашей планете.

Прежде всего, вы это хорошо знаете, речь шла о состоянии мировой экономики, где наибольшую обеспокоенность у всех вызывает резкий рост цен на продовольствие. Главы стран группы «восьми» здесь были едины в том, что для стабилизации ситуации нужны комплексные меры по укреплению продовольственной безопасности в мире. Речь идёт и об экстренной продовольственной помощи, и о долгосрочном пакете антикризисных мер. Кстати сказать, долгосрочный вклад нашей страны в решение этой проблемы будет состоять, прежде всего, в существенном наращивании сельхозпроизводства и его поставок не только внутри страны, но и на мировые рынки. Вообще, основная проблема сегодня – это всё‑таки общий недостаток продовольствия.

Мы должны работать над состоянием энергоэффективности нашей экономики, что будет в конечном счёте способствовать и решению глобальной задачи, связанной с изменением климата и уменьшением количества эмиссии парникового газа.

Одобрены наши инициативы по проведению встреч министров сельского хозяйства и в последующем проведению так называемого зернового саммита. Мы продемонстрировали достаточно аккуратный и взвешенный подход и к производству биотоплива – как, с одной стороны, позитивному треку развития энергетических событий, но в то же время, безусловно, влияющему на состояние продовольственной безопасности, так и к развитию генномодифицированных продуктов, которые решают, естественно, ряд продовольственных задач, но в отношении которых у человечества нет пока единых оценок.

Серьёзное внимание было уделено глобальной энергетической безопасности. В условиях резкого роста цен на энергоносители ситуация на сырьевых рынках остаётся весьма непростой, и это подтверждает актуальность тех решений, которые вырабатывались ещё два года назад в Санкт-Петербурге в ходе проведения аналогичного саммита «восьмёрки». Я имею в виду прежде всего взаимозависимость между производителями энергии, потребителями энергии и государствами-транзитёрами. На саммите были представлены национальные доклады о реализации этих принципов, и мы полагаем, что на их основе могут быть выработаны дополнительные меры по дальнейшему развитию сотрудничества в энергетической сфере.

Речь идёт о развитии новых энергетических технологий, развитие которых будет строиться на модели энергоэффективности. Россия будет энергично работать по этим направлениям, потому как для нас вопрос энергетики – это, в значительной мере, вопрос энергоэффективности. У нас очень большие запасы энергетических источников, прежде всего ископаемых энергетических источников, но в то же время мы должны работать над состоянием энергоэффективности нашей экономики, что будет в конечном счёте способствовать и решению глобальной задачи, связанной с изменением климата и уменьшением количества эмиссии парникового газа.

Таким образом, ещё одной темой, которую мы обсуждали, было противодействие изменению климата. Сегодня обсуждение продолжилось с подключением других государств. Состоялась очень продуктивная дискуссия. Как мне кажется – во всяком случае, я могу сделать уже вывод на основе собственных впечатлений, – государства сегодня понимают опасность происходящих процессов, и от общих разговоров на тему, что неплохо бы заняться климатом, начинают переходить к выработке вполне конкретных решений. Естественно, у каждого государства своя ситуация и своё экономическое развитие, но тем не менее эта тема никого сегодня не оставила равнодушным.

Мы поддерживаем активизацию усилий мирового сообщества по достижению Целей развития тысячелетия и оказанию содействия экономическому развитию Африки. Африканская тема уже традиционно входит в число основных на саммитах. И в этот раз в развитие принятых ранее решений мы рассмотрели дополнительные меры по поддержанию мира и стабильности в Африке и в развивающихся странах на других континентах. Россия готова укреплять свое участие по этому направлению и увеличивать помощь африканским государствам, в частности участвовать в укреплении миротворческого потенциала, в развитии систем здравоохранения и образования. Тем более что две последние задачи отвечают и нашим национальным приоритетам.

Россия готова увеличивать помощь африканским государствам, в частности участвовать в укреплении миротворческого потенциала, в развитии систем здравоохранения и образования.

Ещё одна тема, которая обсуждалась, – неадекватность существующих международных институтов той реальности, которая сформировалась за последнее время, в том числе тем негативным процессам, которые имеются; и наша общая задача – дать на эти вызовы консолидированный ответ.

По‑прежнему актуальная тема – это противодействие международному терроризму. Позиции наших стран в этом вопросе остаются неизменными, что и было представлено в нашем совместном заявлении. Кроме того, вновь подчёркнута центральная роль Организации Объединенных Наций в борьбе с этим злом и новые шаги «восьмёрки» в сфере антитеррора.

Мы смогли сблизить подходы к наиболее сложным региональным и международным вопросам, говорили об этом по‑серьёзному и достаточно подробно. Я имею в виду и вопросы урегулирования ситуации в Афганистане, и ближневосточное урегулирование, и ядерные программы Ирана и Корейской Народно-Демократической Республики. По всем этим темам у нас близкие или одинаковые позиции – по поводу того, как разрешать соответствующие кризисные ситуации.

С учётом развития ситуации на Ближнем Востоке мы подтвердили наше предложение провести в Москве соответствующую конференцию в поддержку ближневосточного урегулирования.

Несколько слов о встрече руководителей «восьмёрки» и пяти крупнейших развивающихся стран. Дискуссия показала, что необходимо последовательно выводить взаимодействие с этими государствами на новый уровень, продолжать то, что было заложено в ходе хайлигендаммского процесса. Очевидно, что сегодня в мире ни одна из глобальных проблем не может решаться без учета мнения ведущих стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Подводя итоги саммита, ещё раз отмечу главное: на мой взгляд, «восьмёрка» предлагает на сегодняшний день реальные и вполне перспективные пути решения глобальных проблем безопасности и развития. Россия будет продолжать инициативное участие в совместной работе, используя и наши растущие возможности. Мы вновь убедились, что такого рода вклад, такого рода инициативы востребованы и нашими партнёрами по «большой восьмёрке», и всем мировым сообществом.

Восьмёрка» предлагает на сегодняшний день реальные и вполне перспективные пути решения глобальных проблем безопасности и развития. Россия будет продолжать инициативное участие в совместной работе, используя и наши растущие возможности.

Мне бы ещё раз хотелось поблагодарить японских коллег за оказанное гостеприимство и пожелать им успеха в работе на завершающем этапе председательства в «восьмёрке». Спасибо. Я готов ответить на ваши вопросы.

Вопрос: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Добро пожаловать в Японию. У нас было хорошее впечатление и отклики о Вашем участии в саммите. Каково Ваше мнение о нём? Насколько близки и расходятся позиции России и Японии по основным проблемам, обсуждающимся во время саммита, в том числе во время двусторонних переговоров с Японией? Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Я уже сказал, что, на мой взгляд, наши японские друзья очень хорошо подготовились к проведению саммита. Мне и, думаю, моим коллегам было очень комфортно работать, всё было сделано с японской тщательностью и пунктуальностью. В этом смысле – у меня во всяком случае – были все необходимые условия для полноценной работы, для контактов с моими коллегами по «большой восьмёрке» и в ходе, что называется, формальных мероприятий, и неформальных встреч. Потому я ещё раз хотел бы через Вас уже выразить благодарность японской стороне за очень хорошую подготовку саммита «большой восьмёрки».

Что касается наших отношений, то у меня была полноценная и достаточно большая для формата «восьмёрки» встреча с моим коллегой Премьер-министром Фукудой. Рассматриваю эту встречу как одну из важных встреч, которая прошла у меня на саммите. Она продемонстрировала, что по очень широкому кругу вопросов, в том числе тех вопросов, которые были непосредственно в сфере обсуждения на саммите, у России и Японии близкие или просто одинаковые позиции: я говорю и об экономике, и о развитии социальной сферы, и об экологических проблемах, и о регулировании сложных политических ситуаций. Поэтому я считаю, что наши отношения развиваются очень динамично, экономические связи просто за последнее время значительно укрепились. Есть ряд очень крупных проектов, под которые выделяются очень значительные суммы финансирования. В частности, под Сахалинский проект недавно было выделено больше 5 миллиардов долларов. И такие примеры можно множить. Это хорошие и очень добротные свидетельства того, как мы собираемся развивать наши отношения.

То же самое я могу сказать и об укреплении культурных связей: и выставки проходят – прямо перед посещением Японии на одну из таких выставок, которая была посвящена истории самураев, я заглянул. Она проходит не просто где‑нибудь, а в Кремле – это символическое место для любого российского человека. Поэтому в этом смысле тоже, по‑моему, всё в порядке. Наша двусторонняя встреча показала, что у нас есть очень хорошие перспективы для развития сотрудничества.

Есть и одна проблема, которая остается в наших отношениях, я имею в виду решение пограничного вопроса, но мы договорились, что мы будем продолжать работу над решением этого вопроса в соответствии с теми принципами, которые были определены ранее.

Ещё раз хотел бы поблагодарить всех японских коллег и лично премьера Фукуду за очень тёплую, хорошую атмосферу, которая была создана в ходе нашей работы.

Вопрос: Я хочу вернуться к теме, которую Вы немного затронули – к вопросу энергетики. До приезда на Хоккайдо Вы посетили три страны, и одной из центральных тем переговоров там была энергетика. Как эта тема поднималась на саммите, к каким выводам и прогнозам вы пришли на саммите на Хоккайдо? Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Я уже сказал об этом. Очевидно, что сегодня энергетика – одна из центральных тем для всех. И, действительно, так получилось, что свое пребывание на саммите я предварил посещениями очень близких нам, я имею в виду России, государств. Я был в Азербайджане, был в Туркменистане, был в Казахстане. Каждая из этих стран связана с Россией в том числе и энергетическими узами, у нас есть довольно многоплановое энергетическое сотрудничество, поэтому, не буду скрывать, конечно, мы в ходе этих встреч обсуждали пути развития энергетического партнёрства.

Но очевидно и то, что, собственно, было отражено в документах саммита: ситуация в энергетической сфере очень непростая. Развитие происходит очень быстро, и далеко не так быстро появляются новые источники энергии, а традиционные источники энергии имеются далеко не в достаточном количестве. С этим связаны и достаточно сложные процессы в ценовых вопросах, и по нефтяной составляющей, и по газу, и по другим энергоносителям.

Поэтому в ходе работы саммита мы обсуждали эту тему. Я уже сказал о том, что ключевым является набор принципов работы, который был согласован ещё в Петербурге. И «восьмёрка» договорилась продолжать сотрудничать на основе именно той декларации, которая была принята в Санкт-Петербурге, по энергобезопасности. Но мы должны подумать и о том, как нам обеспечивать энергетическую безопасность с учётом новых вызовов. Потому что, несмотря на то, что существует набор новых источников энергии, тем не менее традиционные, так называемые ископаемые источники энергоносителей являются всё‑таки превалирующими, имеют главное значение.

Поэтому от того, как будет развиваться ситуация на нефтегазовом рынке, зависит в конечном счете и решение ряда сложных продовольственных вопросов, и, с другой стороны, вопросов, связанных с изменением климата.

Мы специально подчёркивали, что достаточно серьёзным добавлением к тем источникам, которые уже существуют, могло бы быть такое многоплановое и существенное использование атомной энергетики – и в России, и в ряде других государств, в том числе входящих в «восьмёрку», такие возможности есть. Причём с точки зрения экологии при создании электростанций и соответственно энергетических атомных мощностей нового поколения вопросы безопасности решаются хорошо. С другой стороны, атомная энергетика не создаёт проблем с парниковым газом и в этом смысле является экологически абсолютно чистой. И мы считаем, что здесь тоже есть очень хороший потенциал для сотрудничества государств. Мы, во всяком случае, готовы вносить свою лепту в рамках тех соглашений, которые на эту тему у нас имеются.

Есть, естественно, и другие энергоносители, которые находятся в центре внимания, я имею в виду, скажем, производство биотоплива. На наш взгляд, здесь ситуация более сложная, потому что, с одной стороны, это перспективное направление создания энергетических источников, с другой стороны – я вчера об этом уже говорил – по мнению ряда экспертов, биотопливо создает довольно значительные проблемы на продовольственном рынке. Потому что, по мнению ряда экспертов, 75 процентов увеличения стоимости продуктов питания было создано в результате изменения продовольственной политики и передачи части полей под производство биотоплива. Поэтому в любом случае, как бы мы ни оценивали все эти проблемы, мы договорились о том, что будем прежде всего развивать биотопливо второго поколения, которое не наносит ущерба продовольственной безопасности. Этим мы тоже занимались, и я считаю, что это тоже был важный элемент наших переговоров, и он тоже был отражен в декларации.

Поэтому энергетическая безопасность была в центре внимания, и я уверен, что она останется в центре внимания государств «Группы восьми» в ближайшие годы – именно в силу значимости этой проблемы для развития мировой экономики и, естественно, экономик отдельных стран.

Вопрос: Лидеры «Группы восьми» в документе по глобальной продовольственной безопасности отметили необходимость снижения экспортных ограничений. По Вашему мнению, в каких странах к этому вопросу наиболее протекционистский подход? И что США и ЕС должны сделать в вопросе поддержки сельского хозяйства?

И второй вопрос, если можно, относительно Зимбабве. «Восьмёрка» приняла очень критическое заявление по этому вопросу. Значит ли это, что Россия поддерживает американскую резолюцию по поводу санкций, представленную в Совете безопасности ООН?

Д.Медведев: Спасибо. Действительно, продовольственная безопасность в том числе связана и с экспортной политикой государств, которые являются основными продуцентами продовольствия в мире. И естественно, что эта тема тоже обсуждалась. Очевидно, что протекционизм сам по себе, может быть, и защищает какие‑то отдельные интересы, но в глобальных масштабах приносит вред. Я не так давно на эту тему рассуждал в ходе конференции в Петербурге, в некоторых других местах: мы, конечно, рассматриваем избыточный протекционизм как одну из форм такого экономического эгоизма. И, несмотря на то, что государства стараются защищать свои рынки, это объяснимая вещь, всё‑таки это не должно происходить абсурдно и не должно ломать существующую конфигурацию поставок продовольствия. Потому что в конечном счёте речь идет иногда просто о жизнях тысяч и миллионов людей.

Политика Российской Федерации в этом смысле достаточно гибкая. Мы своего рынка не закрываем – более того, мы активно приобретаем ряд продуктов питания на мировом рынке.

В ряде стран действительно существует довольно активная протекционистская деятельность, субсидируются продукты питания, в том числе которые производятся национальными производителями. На мой взгляд, всё это тоже должно иметь разумные рамки. Во всяком случае, я думаю, что в целом политику наиболее крупных государств в этой сфере необходимо обсуждать не только на площадке «восьмёрки», но и в других форматах, в частности на площадках ФАО, то есть площадках Организации Объединенных наций, и на других форумах. В этом контексте, кстати, я бы хотел специально ещё раз отметить наше предложение министрам сельского хозяйства государств, входящих в «восьмёрку», встретиться и обсудить эти вопросы, в том числе и вопросы экспортных пошлин, вопросы протекционизма, который иногда создает довольно серьёзные глобальные проблемы. Так что мы будем этим заниматься.

Что же касается ситуации вокруг Зимбабве, то, действительно, этот вопрос входил в общую повестку дня, которую обсуждала «Группа восьми». Те выборы, которые состоялись в Зимбабве, оставили у мирового сообщества чувство неудовлетворенности. И этот вопрос обсуждался отдельно и с участием африканских государств. Поэтому в заявлении, которое приняла «восьмёрка», специально констатируется наша озабоченность по поводу тех процессов, которые происходили и происходят в Зимбабве, а также говорится о необходимости поиска решений по выходу из сложившейся ситуации. Кроме того, даются рекомендации о том, как реагировать на эти процессы мировому сообществу.

Но никаких конкретных решений о том, как действовать Организации Объединенных Наций в этом случае, необходимо ли принимать какие‑то специальные дополнительные решения, пока нет. Но свою обеспокоенность «восьмёрка» высказала.

Вопрос: Известно, что США подписали с Чехией договор о размещении систем противоракетной обороны. Скажите, каковы будут дальнейшие шаги России в отношениях с США по этому вопросу и обсуждали ли Вы эту тему с коллегами по «восьмёрке»? И если да, то какова была их реакция? Спасибо.

Д.Медведев: Мы, конечно, обсуждали этот вопрос. Он не может не волновать Российскую Федерацию. Я обсуждал этот вопрос и в ходе двустороннего общения с моим коллегой Джорджем Бушем. Обсуждали мы это и в более широких форматах.

Совершенно очевидно, что после подписания соответствующего соглашения начался новый этап в реализации идеи создания третьего позиционного района. И нас эта ситуация крайне огорчает. Мы неоднократно подчёркивали – и до того, и в ходе нынешнего саммита я об этом говорил, – что вопросы обеспечения европейской безопасности нужно решать иначе. Мы готовы были к тому, чтобы осуществлять совместный мониторинг и с Соединенными Штатами Америки, и с другими государствами, которые входят в НАТО, для того, чтобы предотвращать соответствующие проблемы, могущие возникнуть в сложных точках планеты.

Но, к сожалению, реакции на это не было. С нами вели и ведут довольно вялые переговоры, которые ничем не закончились. Наоборот, подписываются соответствующие соглашения. Это означает, что эта идея будет реализована.

Ещё раз повторяю, нас это не устраивает. Я об этом напрямую сказал своим коллегам. Мы, конечно, не будем поднимать по этому поводу какой‑то истерики, но будем продумывать ответные шаги. В тоже время хотел бы ещё раз сказать, что мы, конечно, не закрыты для дальнейших переговоров и будем их продолжать, в том числе и с участием наших партнёров по «восьмёрке» и государств, входящих в Североатлантический альянс.

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, у Вас за последнее время был очень насыщенный график. В Японии Вы провели более десятка двусторонних встреч. Не могли бы Вы выделить какие‑то из них?

У «восьмёрки» очень хороший потенциал. Потому что это рабочий формат, где главы государств, которые объединяют значительную часть экономического потенциала на нашей планете, способны глаза в глаза, быстро, в неформальном ключе получить ответы на самые актуальные вопросы.

Д.Медведев: Спасибо.

Знаете, я хотел бы сказать, что все эти встречи были полезными, все они были для меня интересны. И я уверен, что они были необходимы. Поэтому никого специально, конечно, я бы выделять не стал. Но, наверное, самое главное состоит в том, что в достаточно короткое время мне, как и моим коллегам, удалось обменяться информацией по развитию двусторонних отношений. И очень часто те вопросы, которые обсуждались, рассматривались в таком конструктивном ключе. Мы говорили о перспективах развития сотрудничества, говорили о международных вызовах, о тех угрозах, на которые мы обязаны реагировать. Но были и сложные вопросы. Один из них касался противоракетной обороны. Этот вопрос тоже обсуждался.

Поэтому такого рода контакты, которые принято называть контактами на полях саммита, удобны и полезны тем, что они дают возможность быстро обменяться наиболее существенной информацией и в то же время поговорить о глобальных вопросах.

Я думаю, что каждая из этих встреч имела большой смысл и значение для нашего государства, для нашей страны. Ну а конкретные результаты – поживём – увидим.

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, накануне саммита можно было не раз услышать мнение о том, что такие встречи «большой восьмёрки» превратились в ритуальные мероприятия и совершенно нерезультативны. Учитывая, что Вы в первый раз участвуете в качестве Президента в саммите, насколько Ваш свежий взгляд это подтверждает или, наоборот, опровергает? И вообще насколько можно говорить, что лидеры «большой восьмёрки» сейчас готовы признать свою ответственность за те глобальные вызовы, которые существуют? Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Вы знаете, у меня действительно свежий взгляд, и могу Вам откровенно сказать, я был приятно удивлён уровнем и глубиной дискуссии, которая ведётся главами государств в ходе формального и неформального общения. Это не «тусовка», где встречаются руководители и рассматривают заранее заготовленные шерпами материалы. Ситуация выглядит ровно наоборот: идёт заинтересованный глубокий анализ тех предложений – и по декларациям и просто по текущей ситуации в мире, – которые представляют интерес для участников, ну и конечно, входят в повестку дня саммита.

В этом смысле я считаю, что у «восьмёрки» очень хороший потенциал. Потому что это рабочий формат, где главы государств, которые объединяют значительную часть экономического потенциала на нашей планете, способны глаза в глаза, быстро, в неформальном ключе получить ответы на самые актуальные вопросы.

И вот это, мне кажется, очень важно и очень полезно. Потому что никакие другие двусторонние переговоры и даже официальные визиты, при всей их важности зачастую неспособны привести к таким результатам. Потому что для того, чтобы решить многостороннюю задачу, мы должны позвонить сначала одному коллеге, потому второму, с кем‑то встретиться – на это могут уходить иногда месяцы. А здесь уникальная возможность за столом, без всяких посредников – я даже больше скажу: без дипломатов, несмотря на их очень позитивную роль, – обсудить самые сложные вопросы. И вот это, мне кажется, то, что «восьмёрка» дает всем ее участникам.

Поэтому у меня очень хорошие впечатления, я благодарен всем своим коллегам, с которыми мне довелось за последние три дня провести значительное число часов. Надеюсь, что от этого будет польза.

Спасибо вам большое.

До свидания!

9 июля 2008 года, Тояко