Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Глава государства по видеосвязи провёл совещание с членами Правительства Российской Федерации.
Основная тема обсуждения – итоги реализации индивидуальных программ развития регионов и планы по их продлению на 2025–2030 годы.
С докладами выступили Министр экономического развития Максим Решетников и губернатор Челябинской области, председатель комиссии Государственного Совета по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер. Рассмотрен ряд текущих вопросов.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
У нас сегодня в качестве основной темы обозначены итоги реализации индивидуальных программ развития регионов и планы по их продлению на 2025–2030 годы. Но прежде всего хотел бы поздравить вас всех и Председателя Правительства с отчётом в Государственной Думе. Видел, как это происходило, достойно, на хорошем уровне, предметно. Вчера с Михаилом Владимировичем [Мишустиным] ещё вечером по этому поводу поговорили, обсудили это.
Но надо двигаться дальше, и начать я бы хотел нашу сегодняшнюю встречу с обсуждения одного из важнейших новых нацпроектов, а именно «Молодёжь и дети». Мы только что с некоторыми коллегами и молодыми людьми открывали 12 новых молодёжных центров в разных регионах страны. Давайте с этого начнём.
Татьяна Алексеевна, пожалуйста, как идёт работа по формированию этой программы?
Т.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В начале открытия 12 новых молодёжных центров Вы, Владимир Владимирович, сказали о том, что молодёжь – это движущая сила развития любого государства, и от того, как будет выстроена молодёжная политика, зависит будущее России.
Сегодня, исходя из законодательно установленного ценза 14–35 лет, эта категория в Российской Федерации составляет 37 миллионов человек – почти четверть населения страны. Две трети проживают в городах. 5,3 миллиона молодых семей, и в этих семьях растут дети – это ещё 3,9 миллиона таких семей.
В декабре 2022 года на заседании Государственного Совета были подведены первые итоги реализации основных направлений молодёжной политики и тех изменений, которые произошли в связи с принятием в 2020 году закона «О молодёжной политике». Вами были поставлены задачи по разработке стратегии реализации молодёжной политики до 2030 года и национальной программы, которая должна быть направлена на создание условий для эффективной самореализации молодёжи.
Хочу сказать, что проект стратегии разработан, прошёл широкое общественное обсуждение и сейчас находится на межведомственном согласовании с учётом тех задач, которые Вами были поставлены в Послании Федеральному Собранию.
При разработке стратегии мы исходили из того, что возрастная структура молодёжи меняется – наши второклассники уже через пять лет войдут в категорию «молодёжь», а сегодняшние студенты станут молодыми родителями и свои жизненные устои будут передавать детям.
Согласно демографическому прогнозу, до 2030 года доля молодёжи в возрасте от 14 до 24 лет увеличится на 2,7 миллиона человек. А это значит увеличение обучающихся в школе, колледже, вузе, это выход на первую работу, то есть это целостный трек молодого человека. Исходя из понимания этого процесса, мы посчитали важным учитывать специфику каждого возрастного периода, начиная с воспитания ребёнка в семье.
Поэтому как раз хочу на этом и остановиться. На этом базируется не только наша стратегия, но и новый национальный проект «Молодёжь и дети».
С целью развития молодёжной инфраструктуры мы расширяем сеть молодёжных центров. Уже действуют 257 региональных и 1786 муниципальных молодёжных центров, которые работают по единому методологическому стандарту, обеспечивая вовлечение молодёжи в социально значимую деятельность.
В 2023 году было реализовано более двух тысяч мероприятий, которые были направлены на самоопределение, профориентацию молодых людей, профилактику деструктивного поведения, воспитание патриотизма и духовно-нравственных ценностей, вовлечение в спорт и творчество. В них приняло участие более 10 миллионов молодых людей. Как Вы знаете, мы об этом тоже только что говорили, развиваем четыре федеральных круглогодичных молодёжных центра, готовимся к открытию новых, а в тех, которые работают, реализованы 363 образовательные программы для 136 тысяч слушателей.
Мы продолжаем также и дальше формировать молодёжную инфраструктуру в рамках программы «Регион для молодых», и в 2024 году государственную поддержку получат 47 регионов, 24 из них получат её впервые.
Развитие ценностно-смысловых и нравственных ориентиров мы осуществляем в соответствии с Основами государственной политики по сохранению и укреплению российских традиционно-нравственных, духовных ценностей. В вопросах воспитания мы опираемся в том числе на советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В школах и колледжах страны, включая новые регионы, сегодня работают более 37 тысяч советников. И в соответствии с Вашим, Владимир Владимирович, поручением начиная с нового учебного года советники будут получать выплаты по пять тысяч рублей. Соответствующее постановление Правительства готово.
Пересматриваем также подходы к организации форумной кампании. Молодёжные форумы должны стать полноценной обучающей и развивающей средой, которая помогает молодым людям на неформальной основе получать образование по профилю своих личных и профессиональных интересов, найти работу, сформировать команду, реализовать проект.
Сегодня действует более 25 тысяч тематических площадок разного уровня, а участниками форумов ежегодно становятся порядка миллиона человек. Хочу сказать, что есть результаты, мы проводим социологические замеры. За прошедшие пять лет возросла доля молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, с 64 до 81 процента, испытывающих чувство гордости за страну – с 58 до 92 процентов. Наметилась тенденция и к увеличению доли проактивной патриотически настроенной молодёжи. В 2022 году ВЦИОМ впервые провёл такой замер, [по результатам которого доля составила] 36 процентов, в 2023 году – уже 40 процентов. Поэтому в целях формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма мы развиваем сеть координационных центров регионов. Сегодня это девять векторных и 83 координационных центра, которые обеспечивают реализацию задач на местах.
Одна из главных задач этих центров – обучение государственных и муниципальных служащих, профессорско-преподавательского состава, а также специалистов, ответственных за профилактическую работу с молодёжью, навыкам диагностики и проведения профилактики деструктивного поведения молодёжи, а также изучение межнациональных и межконфессиональных отношений в современной России. В 2023 году такое обучение прошли более 43 тысяч специалистов, а в различных мероприятиях центров приняло участие более 600 тысяч студенческой молодёжи. Планируем эту работу продолжать.
Профессиональное развитие молодёжи – ещё одно чрезвычайно важное направление, которое связано с содействием занятости, трудоустройством, предпринимательской деятельностью. У нас сформирована сейчас система профессиональных конкурсов в рамках проектов «Россия – страна возможностей», и 70 процентов участников – это молодёжь. Но мы видим положительную тенденцию к сокращению численности молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которые, к сожалению, не учатся и не работают. Пять лет назад их было 10,6 процента, сейчас – 8,7 процента.
Мы видим позитивную тенденцию к сокращению молодёжной безработицы. Её уровень сократился с 6,8 процента в 2019 году до 5,1 процента в 2023 году. Конечно, это не может нас не тревожить, потому что мы с вами знаем: последние показатели февраля 2024 года говорят о том, что уровень безработицы по методологии Международной организации труда составляет 2,8 процента, а молодёжной, как я уже сказала, – 5,1 процента.
Мы реализуем целый набор мероприятий. В тех регионах, где высокий уровень молодёжной безработицы, отработали и буквально сегодня завершили подготовку 10 «дорожных карт» по Вашему поручению по снижению безработицы, в том числе молодёжной.
Кроме того, мы отчётливо видим тенденцию, которая свидетельствует о смещении образовательного выбора российской молодёжи в пользу среднего профессионального образования. 66 процентов выпускников девятых классов сейчас выбирают среднее профессиональное образование. Ещё в 2019 году их было 48 процентов. Выпускники колледжей имеют возможность продолжать обучение в вузах, но мы уже также видим устойчивую тенденцию к тому, что они всё-таки выбирают профессию и после окончания СПО переходят на работу. Такой процент уже увеличился на шесть пунктов.
Мы видим отчётливый запрос на получение конкретной профессии, которая будет приносить достойный заработок. Поэтому расширяем проект «Профессионалитет» по Вашему поручению и по Вашему же поручению формируем новый национальный проект «Кадры», в рамках которого продолжим работу по профессиональному самоопределению молодёжи и преодолению структурной безработицы.
Также продолжаем создавать для молодых людей благоприятные условия, направленные на повышение рождаемости, формирование семейных ценностей, и реализуем целый комплекс мероприятий по их поддержке.
Акцент на формирование семейных ценностей будем делать уже со школьной скамьи. С 1 сентября этого года в школах вводится предмет «семьеведение» для подростков старших классов. Вводим его в рамках «Разговора о важном» или внеклассной работы. Хочу сразу отметить, что это не будет уроком в привычном понимании. Важно, чтобы это был доверительный и деликатный разговор между учителем и детьми с обратной связью, направленный в том числе на формирование позитивного отношения к созданию семьи.
Отмечу, что среди жизненных целей, которые ставит перед собой молодёжь 18–35 лет, 71 процент отдают приоритет созданию счастливой семьи, воспитанию детей, поэтому очень важно это стремление поддержать.
По Вашему поручению разрабатываем национальный проект «Семья», в рамках которого обеспечим введение новых и совершенствование действующих программ поддержки различных категорий молодых.
Особое направление, которое уже стало неотъемлемой частью нашей жизни, – добровольчество. В нашей стране один из самых высоких в мире показателей по вовлечению молодёжи в волонтёрскую деятельность – уже 15 миллионов человек.
Развиваем общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых», участниками которого уже стали 5,3 миллиона человек, из них более 700 тысяч человек – наставники. Деятельность движения выстроена по принципу преемственности от младших классов до студентов. Мы эти меры реализуем уже и в новых регионах страны.
Реализуем также меры по противодействию деструктивному поведению молодёжи, её правовому просвещению и информационной защите. В прошлом году начали реализацию комплекса мер по профилактике негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде на базе школ, колледжей, вузов. Эту работу, безусловно, продолжим и дальше.
В новых регионах мы в 2023 году открыли молодёжные центры в Луганской, Донецкой народных республиках, в Запорожской области. Вовлекли более 100 тысяч молодых людей в различные проекты.
Совершенствуем также и систему управления молодёжной политикой. С 1 апреля Росмолодёжь получила полномочия по выработке и реализации государственной молодёжной политики и её нормативно-правовому регулированию. Видим активное развитие в регионах страны молодёжных структур. Если в 2020 году их было всего 25, то сейчас это уже 68.
Сейчас, как я уже сказала, плотно приступили к разработке национального проекта «Молодёжь и дети». Должна сказать, что мы запустили такое подготовительное общественное обсуждение этого национального проекта. Свои предложения в нацпроект представили более 30 федеральных органов исполнительной власти и 15 общественных и некоммерческих организаций. Был запущен сбор предложений, две тысячи предложений мы получили. Исходим из того, что очень важно получить запрос общества на то, что они хотели бы видеть в новом национальном проекте.
Нацпроект позволит реализовать основную национальную цель развития – это возможность для самореализации и развития талантов. Мы включим в национальный проект все ключевые меры поддержки молодых людей. Он будет направлен в том числе на создание условий для самореализации молодёжи, кадровых и социальных лифтов. Сюда же войдут мероприятия по развитию современной инфраструктуры для детей и молодёжи: это молодёжные центры, капитальные ремонты школ, точечное строительство школ там, где это необходимо, – мы оцениваем это в 150 [школ]. Обновим материально-техническую базу педагогических вузов. Также по Вашему поручению создаём флагманские школы передового уровня для разработки и тиражирования лучших практик. Особое внимание будет уделено мероприятиям по выявлению талантливых детей и молодёжи.
В отдельное направление планируем выделить мероприятия, которые направлены на реализацию программ воспитания, продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе через создание просветительского контента, развитие и поддержку наставничества, добровольчества, гражданской активности молодёжи, привлечение героев и бойцов СВО к воспитательной деятельности. Продолжим также создание единой системы подготовки и переподготовки воспитателей, учителей, специалистов по работе с молодёжью.
И ещё одно мероприятие, заключительное, по продвижению российских ценностей и русского языка за рубежом. С учётом наследия Всемирного фестиваля молодёжи и поручений, которые Вы по итогам фестиваля дали, отдельным направлением будет международная молодёжная деятельность, об этом расскажет сегодня Ксения Денисовна Разуваева.
Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, надеемся, что новый нацпроект позволит выстроить единую преемственную траекторию формирования молодого поколения российских граждан.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо, Татьяна Алексеевна.
Вы уже сказали о подготовке соответствующего постановления. Что касается дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена – первое, и – второе – педагогам, классным руководителям: когда это постановление выйдет и когда люди реально получат деньги на руки?
Т.Голикова: Владимир Владимирович, по медицинским работникам постановление вышло в марте, и первые выплаты у нас уже начались. Министерство здравоохранения формирует соответствующие реестры тех, кому положены эти выплаты. Хочу сказать, что по состоянию на вечер вчерашнего дня у нас наиболее активными оказались медицинские организации, которые расположены в населённых пунктах до 50 тысяч. Там уже более чем на 13 тысяч человек представлены соответствующие реестры. Также реестры представлены и из медицинских организаций в населённых пунктах от 50 до 100 тысяч. Там мы получили реестры более чем на 700 человек, но эта работа продолжается, поскольку выплаты как раз осуществляются в течение всего апреля.
Что касается дополнительных выплат – пять тысяч классным руководителям, которые по Вашему решению тоже должны быть осуществлены с 1 марта 2024 года, – соответствующие решения тоже Правительством приняты, и выплаты будут в апреле за март.
В.Путин: Хорошо, спасибо большое.
Антон Олегович, что касается занятости в молодёжной среде, у нас там ситуация меняется к лучшему, я знаю, но всё-таки Ваш прогноз.
А.Котяков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Действительно, за последние три года уровень молодёжной безработицы снизился более чем в полтора раза – до уровня 5,1 [процента]. Улучшилась ситуация с трудоустройством даже в самой сложной возрастной группе – среди соискателей до 24 лет. Тут мы наблюдаем снижение безработицы более чем на треть.
По Вашему поручению, Владимир Владимирович, с 2021 года действует долгосрочная программа содействия молодёжной занятости. В продолжение этой программы в 85 субъектах Федерации были приняты свои комплексы мер. В этом году такие же программы будут приняты и в новых субъектах Российской Федерации.
Коротко остановлюсь на том, что у нас сделано.
Административные данные показали, что даже год практического опыта даёт прибавку к заработной плате молодым ребятам порядка 19 процентов и при этом ещё и существенно повышает уровень их трудоустройства. Поэтому, во-первых, мы вели работу по устранению административных барьеров при трудоустройстве на первую работу, сократили количество документов для трудоустройства несовершеннолетних. Сейчас оформление разрешения органов опеки необходимо, только если подросток воспитывается без родителей, в остальных случаях согласие могут дать мать или отец.
Кроме того, мы убрали группу демотивирующих факторов для трудоустройства молодёжи. Теперь доход от подработок несовершеннолетних у нас не учитывается при назначении единого пособия, а отдельные решения приняты и по членам российских студенческих отрядов. Теперь социальные доплаты к пенсиям по потере кормильца или пенсии по инвалидности сохраняются. Напомню, что прежде даже короткое трудоустройство переводило ребят в категорию работающих, и они тем самым лишались отдельных социальных выплат. Такой же порядок сейчас действует и по трудоустроенным по направлению службы занятости.
Сегодня каждый десятый подросток получает первый трудовой опыт до 18 лет. И в прошлом году центры занятости помогли найти подработку на каникулы для 600 тысяч молодых ребят – это вдвое больше, чем три года назад.
Во-вторых, мы запустили группу мер для поддержки трудоустройства молодёжи. Сегодня работает программа субсидирования найма, по сути это механизм финансирования наставничества, то есть из бюджета работодатель получает дополнительно порядка 75 тысяч рублей, если нанимает молодого человека, которому требуется сопровождение на старте его карьеры. Благодаря этому механизму мы трудоустроили почти 50 тысяч молодых ребят в прошлом году, и в принципе программа зарекомендовала себя положительно.
Ещё одно решение – это бесплатное переобучение. Например, у молодой мамы после декретного отпуска возникает потребность в обновлении знаний или в дополнительных навыках для трудоустройства. Сейчас такое переобучение организуется бесплатно. В общей сложности эта программа в прошлом году помогла найти работу 60 тысячам молодых соискателей.
В-третьих, мы развиваем механизмы для усиления связки «гражданин – образовательная организация – работодатель». В публичном доступе уже с 1 июня будет доступен мониторинг трудоустройства выпускников вузов и организаций среднего профессионального образования, то есть абитуриенты смогут увидеть трудоустройство и заработные платы выпускников по каждой образовательной программе.
Безусловно, на уровень заработной платы молодого специалиста влияет целый ряд факторов: начиная от региона расположения вуза до региона трудоустройства, личных планов самого студента, – но тем не менее эти данные, на наш взгляд, и станут одними из полезных ориентиров для тех, кто сегодня делает соответствующий выбор между образовательными программами.
Ещё один инструмент укрепления трёхсторонней связки «гражданин – образовательная организация – работодатель» – это целевой приём. В этом году мы впервые будем проводить отбор по целевому приёму в открытом режиме совместно с коллегами из Минобрнауки, Минцифры, Минпросвещения и депутатами Государственной Думы. Стремились сделать процедуру максимально открытой, то есть работодатель будет формировать свои предложения в привычной среде личного кабинета на портале «Работа в России», а абитуриенты смогут подавать заявления через портал госуслуг, где им будут предоставлены все имеющиеся возможности целевого приёма.
Подготовка по целевому приёму привязана к предприятию и конкретному рабочему месту. Компании смогут формировать свои предложения по целевому обучению уже начиная с 1 мая текущего года, а абитуриенты подавать документы на целевой приём с началом приёмной кампании с 20 июня. Вместе с коллегами мы будем сопровождать этот процесс на каждом этапе и внимательно следить за обратной связью относительно абитуриентов и работодателей.
В-четвёртых, это организация адресной работы с отдельными категориями соискателей. Здесь речь идёт о так называемом карьерном сопровождении граждан с инвалидностью, молодых людей, которые росли без родителей, и тех, кто вернулся из мест лишения свободы. Набор жизненных ситуаций достаточно широкий, и в прошлом году 163 тысячи молодых соискателей получили адресное сопровождение при трудоустройстве.
Ещё важный вопрос в контексте молодёжной занятости – это профессиональный образовательный выбор молодых людей. Сейчас по Вашему поручению ведётся подготовка пятилетнего прогноза кадровой потребности. На текущий день уже изучена перспективная кадровая потребность более 83 тысяч предприятий, в которых заняты почти 12 миллионов сотрудников. Ежегодный расчёт и обновление пятилетнего прогноза станут частью национального проекта «Кадры», а сами данные, как Вы и поручали, Владимир Владимирович, – основой для распределения контрольных цифр приёма в учебные заведения. Сейчас мы с коллегами отрабатываем этот механизм.
Чтобы наши ребята узнавали о современном производстве, становились инженерами, учёными, рабочими, была произведена работа по перезагрузке вместе с коллегами системы профориентации. Это отдельный большой блок в долгосрочной программе содействия молодёжной занятости. У нас сейчас внедряются современные форматы знакомства ребят с промышленными компаниями. С 1 сентября Минпросвещения России во всех школах реализует единую модель профориентации «Билет в будущее», и к этой программе уже подключились более девяти тысяч компаний. Профориентационные мероприятия развёрнуты также Росмолодёжью: это программа «Больше, чем работа», это программа «ГосСтарт», программа «Работа на селе». В нашем профориентационном треке участвует Агентство стратегических инициатив, а также крупные работодатели. Большой вклад вносят в профориентацию и российские студенческие отряды.
Необходимо также отметить, что у нас внедряются и новые форматы событийной профориентации. Прямо сейчас на выставке «Россия» впервые проходит фестиваль профессий. Он посвящён каждой интересной профессии. Целый день на выставке вся информация относительно именно этого направления.
Ежегодными по Вашему поручению стали всероссийские ярмарки трудоустройства.
Всё это позволяет на доступном для самой юной аудитории языке показывать современный рынок труда. Эти усилия сегодня дают свои результаты.
В прошлом году, по данным ВЦИОМ, рабочие профессии впервые вошли в топ-5 наиболее востребованных, наиболее престижных [профессий]. Также, согласно опросу портала «Работа России», мы видим, что 47 процентов соискателей рассматривают для себя производственную сферу как желаемую для трудоустройства.
Уважаемый Владимир Владимирович, с учётом складывающейся ситуации на рынке труда понимаем особую роль, которую играют в экономике и развитии нашей страны молодые ребята. Продолжаем работу над тем, чтобы каждый смог найти своё призвание, реализовать себя и свои таланты.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Валерий Николаевич, что у нас происходит в сфере подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования?
В.Фальков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Укрепление технологического суверенитета и подготовка кадров по ключевым направлениям развития страны – это фундаментальные и взаимосвязанные задачи. В Вашем программном Послании им было уделено особое внимание.
Наш безусловный приоритет – это выявление и воспитание талантливой молодёжи, помощь в самореализации, в построении карьеры, конечно, в первую очередь в области науки, технологий и технологического предпринимательства, как и предписывает обновлённая стратегия научно-технологического развития страны.
На протяжении 20 лет во многом благодаря Вашей поддержке в нашей стране последовательно реализовывался комплекс мер, обеспечивающий приток молодых кадров в науку. С одной стороны, поэтапно улучшались и улучшаются условия труда учёных. С другой стороны, большой вклад в популяризацию науки и профессии исследователя вносят инициативы объявленного Вами Десятилетия науки и технологий. Мы видим, что принятые меры приносят результат.
Сегодня отечественная наука – одна из самых молодых в мире, практически каждый второй исследователь сегодня моложе 39 лет (44 процента). При этом в прошлом году зафиксирован прирост количества учёных в возрасте до 39 лет, что позволяет говорить о переломе многолетней тенденции.
Чтобы приток талантливой молодёжи в науку не снижался, строятся современные кампусы – мы совсем недавно об этом докладывали, – ежегодно создаются новые лаборатории под руководством молодых, перспективных исследователей. За прошедшие шесть лет их создано 940 при плане 900 [лабораторий]. Конкурс на создание таких лабораторий очень высокий – пять-десять заявок на место.
Серьёзный вклад в поддержку передовых научных школ вносит программа «Мегагранты», которая реализуется по Вашей инициативе. В этом году соответствующий конкурс проводится в десятый раз.
По Вашему поручению условия этого конкурса были скорректированы, и ощутимую поддержку теперь могут получить не только научные проекты под руководством ведущих учёных, привлекаемых в российские университеты и научные организации, но и впервые в рамках этого конкурса молодые и перспективные исследователи, так называемые постдоки. Отмечу, что в этом сезоне конкурс показал серьёзную востребованность. Отбор среди научных проектов, возглавляемых ведущими учёными, составил 12 заявок на место.
По условиям конкурса доля учёных в возрасте до 35 лет – а речь идёт о студентах, аспирантах и молодых специалистах – в составе коллектива должна быть не менее 50 процентов. Одновременно с этим увеличилась сумма мегагрантов – в рамках основного конкурса она выросла до 100 миллионов рублей в год. Соответственно, конкурс пятилетний – это 500 миллионов с возможностью продления [субсидии] по решению совета, 50 миллионов [рублей] в год на срок до трёх лет. Таким образом, общая грантовая поддержка может распространяться на восемь лет и составлять 650 миллионов рублей, это значимый грант.
И в рамках конкурса для молодых – здесь условия иные, срок до двух лет – 15 миллионов в год с возможностью пролонгации ещё на два года. Не менее важно, что благодаря конкурсу мегагрантов у перспективных молодых исследователей появляется возможность поработать в России на наших уникальных научных установках класса мегасайенс.
Отдельно хотел бы упомянуть о том, что по всей стране продолжается обновление научного оборудования, от качества которого напрямую зависят результаты каждодневной деятельности исследователей.
В 2018 году Вами была поставлена задача обновить к концу текущего года не менее 50 процентов приборной базы наших ведущих научных организаций, университетов. Докладываю, что уже в конце прошлого года доля обновлённого оборудования превысила 50 процентов, а до конца этого года составит порядка 60 процентов. Получателями соответствующих грантов на текущий год стали 195 организаций, при этом не менее четверти приобретаемого оборудования по условиям конкурса должно быть отечественного производства, и долю отечественного производства оборудования мы ежегодно увеличиваем.
В соответствии с Вашим поручением были существенно обновлены подходы к подготовке инженерно-технических кадров: сфокусировались на задаче кадрового обеспечения, технологического суверенитета, совместно с Минпромторгом России детально проработали запросы отраслей.
Очень важно, что в каждом проекте технологического суверенитета предусмотрен теперь кадровый раздел. К примеру, в утверждённом нацпроекте «Беспилотные авиационные системы» есть федеральный проект «Кадры», и до 2030 года для этой отрасли будет подготовлено порядка миллиона специалистов: от операторов БПЛА до инженеров-разработчиков.
Формируем и нацпроект «Экономика данных». Будет включать в себя задачу по подготовке 15,5 тысячи профессиональных программистов и более 800 тысяч специалистов, владеющих отраслевыми технологиями искусственного интеллекта.
То же самое касается и большого проекта по станкостроению – производство средств производства, радиоэлектроники. Мы везде с коллегами из Минпромторга, с компаниями сверили часы, посмотрели, сколько им надо в горизонте до 2030 года и далее.
Конечно, хотелось бы сказать, что нашим флагманским проектом остаётся развитие передовых инженерных школ, где готовят квалифицированных специалистов под запросы ведущих высокотехнологичных компаний. Вы знаете, что 50 таких школ создано, а к 2030 году по Вашему поручению их количество увеличится до ста.
И в завершение я хотел бы обратить внимание на ещё один проект. Способствовать применению научных разработок на практике и выстраивать производственные процессы с привлечением инженерных кадров помогут технологические предприниматели. Согласно недавнему опросу платформы «Россия – страна возможностей», восемь из десяти молодых россиян хотели бы попробовать себя в бизнесе. Для того чтобы дать такой шанс всем студентам, мы запустили три года назад большой федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».
На сегодняшний день это действительно масштабный проект, который охватывает всю страну, в него вовлечены уже порядка 482 тысяч студентов, которыми разработано свыше 23 тысяч стартапов. Гранты на развитие своих проектов получили 2,5 тысячи студентов, а до конца этого года такую же поддержку получат дополнительно две тысячи человек. Рассчитываем, что все эти меры в совокупности позволят нашей стране надёжно обеспечить потребности национальной экономики в молодых профессиональных кадрах и, безусловно, укрепят технологический суверенитет России.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
Сергей Сергеевич, есть что добавить?
С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Хотел бы несколько слов сказать по поводу подготовки молодых кадров в системе среднего профессионального образования, отдельно поблагодарить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, за помощь по развитию системы среднего профессионального образования. С учётом развития экономики России, наших грандиозных проектов – это действительно одна из ключевых задач.
В системе среднего профессионального образования страны действуют 3190 колледжей. За последние три года мощный стимул к их развитию дал инициированный Вами проект «Профессионалитет». В нём участвуют уже более 900 колледжей, из них полностью модернизировано 220, а к 1 сентября таких будет 370 колледжей. Фактически это новые, современные колледжи с самым современным высокотехнологичным оборудованием под запросы экономики. Конечно, это привлекает молодых ребят, в том числе для поступления в колледжи.
В «Профессионалитет» уже вовлечены 1600 предприятий, а в перспективе мы планируем, что будет [вовлечено] более пяти тысяч предприятий. По сути, мы переходим от регионального принципа управления системой СПО к регионально-отраслевому принципу. То, о чём Вы неоднократно говорили, что нужно готовить специалистов непосредственно под задачи рынка труда конкретных предприятий. Это стало стержнем проекта «Профессионалитет». Сегодня он охватывает 79 регионов, в том числе наши новые регионы – Луганскую Народную Республику, Донецкую Народную Республику, а к 2026 году в него войдут все субъекты Российской Федерации.
«Профессионалитет» является передовым проектом. Его принципы помогают нацелить всю систему среднего профессионального образования на решение главных, наиболее актуальных задач развития экономики России, на укрепление нашего технологического суверенитета, на преодоление дефицита кадров по наиболее востребованным направлениям, здесь мы с Антоном Олеговичем [Котяковым] плотно работаем. Так, только за последние два года на рынок труда вышли 30 тысяч молодых специалистов по информационным технологиям и программированию, 28 тысяч молодых специалистов по строительству, 35 тысяч сварщиков, около 33 тысяч воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Поставленную Вами задачу по подготовке к 2028 году одного миллиона квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена мы, безусловно, выполним, более того, наверняка превысим эту планку.
В целом хочу сказать, что в системе СПО произошли глубокие, во многом кардинальные изменения.
Первое – доля практического обучения [в колледжах] сегодня составляет порядка 80 процентов.
Второе – мы серьёзно обновили образовательные стандарты, особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса, инженерных специальностей под конкретные задачи предприятий. 55 процентов [студентов колледжей] обучаются сегодня по инженерно-техническим специальностям. Раньше, пять-шесть лет назад, было много юристов, экономистов. Это хорошие специальности, но сегодня нам нужно развивать инженерное образование, в том числе мы это делаем в структуре СПО.
Оборудовали полторы тысячи лабораторий в колледжах, и их оснащение – 80 процентов – это российское производство. Эту работу ведём вместе с Минпромторгом.
И четвёртое – наши колледжи уже могут открывать свои предприятия, учебно-производительные комбинаты. Это тоже очень важно для молодых ребят – попробовать себя в бизнесе, в малом предпринимательстве. У нас уже создано при колледжах порядка тысячи предприятий, и эту работу мы будем продолжать. Здесь ребята участвуют в разработке уникальных изделий, товары оборонной продукции предприятиями при колледжах создаются. Это очень важно и очень востребованно.
Хочу отметить, что качество образовательного процесса в колледжах зависит во многом от мастеров производственного обучения. В прошлом году Вы впервые открыли в Калуге центр-технопарк по подготовке мастеров производственного обучения. Сегодня это очень востребованно. Молодые ребята, в том числе победители конкурса «Профессионалы», идут преподавать в колледжи.
Такой же центр мы в этом году откроем и в Нижнем Новгороде и будем создавать сеть именно подготовки, переподготовки мастеров производственного обучения. Это крайне востребованно.
В СПО сегодня идут перспективные и талантливые ребята. Сделать свой выбор помогает профориентация. Антон Олегович сказал, по Вашему поручению с 1 сентября во всех школах с 6-го по 11-й класс проводятся уроки «Россия – мои горизонты», в том числе ориентированные на поступление в колледж. И то, о чём Татьяна Алексеевна [Голикова] сказала, 66 процентов после 9-го класса поступают в колледжи и потом идут на производство. Это тоже очень важно.
Сегодня по ряду специальностей занятость и поступление на предприятия [составляет] от 80 до 90 процентов, пять лет назад было порядка 55 процентов. После завершения колледжа ребята идут на предприятия и, в принципе, [получают] неплохую зарплату, особенно в оборонно-промышленном комплексе. Колледжи очень популярны.
Какие проблемы и какие вопросы мы на ближайшую перспективу ставим?
Первое – нам необходимо продолжить работу по внедрению практического экзамена, то есть, завершив программу обучения, нужно показать свои умения. У нас это уже реализовано в «Профессионалитете». Мы предполагаем распространить это на всю систему СПО. Также мы предполагаем за два года включить 50 процентов колледжей в «Профессионалитет».
Второе – Ваше поручение в Послании о капитальном ремонте колледжей. Давно ждали, Владимир Владимирович, это решение. Как Вы сказали, по школам очень успешно идёт программа, её принципы мы переносим и на детские сады, и на колледжи. Совместно с «Единой Россией» со следующего года вовлечём те колледжи, которые участвуют в «Профессионалитете», в ремонт учебных корпусов, общежитий, спортзалов, то есть сделаем современные колледжи. Такая проблема есть, и мы её обязательно решим и приведём все колледжи «Профессионалитета» в нормативное состояние, будут прекрасные образовательные учреждения.
Третье – сегодня студенты колледжей могут обучаться в одном регионе, а запрос на вакансию возникает в другом. Нам необходимо сделать обучение мобильным, чтобы по одной и той же специальности можно было пройти какой-то модуль в соседнем регионе. Заодно посмотреть опыт другого колледжа, обучение другого региона. Это позволит повысить качество образования.
И четвёртое – нам, конечно, необходимо законодательно закрепить программы «Профессионалитета» в системе профессионального образования. Сейчас этот федеральный проект в законе не отражён. У нас есть соответствующее поручение по итогам стратегической сессии, которую проводил Михаил Владимирович [Мишустин] по этим предложениям. Мы сейчас работаем и обязательно их реализуем.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Ксения Денисовна, два слова, пожалуйста, об итогах Всемирного фестиваля молодёжи и о так называемом наследии. Мы говорили об этом, и Вы сегодня при открытии молодёжных центров тоже об этом упоминали. Пожалуйста.
К.Разуваева: Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо большое.
Как сказала сегодня Татьяна Алексеевна [Голикова], в числе прочего важное место в сфере работы с молодёжью занимает международное молодёжное сотрудничество. И конечно, огромный импульс этой теме дал Всемирный фестиваль молодёжи. Вы не так давно говорили о том, что у нас есть недружественные элиты стран, но недружественных стран у нас нет. И на самом деле Всемирный фестиваль молодёжи тому очень хорошее подтверждение, потому что в процессе подготовки и проведения фестиваля мы получили 319 тысяч заявок. Колоссальный интерес к России, беспрецедентный конкурс, 16 человек на место, и, несмотря на все, казалось бы, ограничения, к нам приехали молодые люди со всего мира, из 190 стран. Многие из них уже сегодня, как ни крути, оказывают значимое влияние на формирование общественного мнения в своих странах. Мы своими глазами могли увидеть, какое количество друзей на самом деле у России есть за рубежом. Они разделяют наши ценности, разделяют наши взгляды и, что немаловажно, готовы говорить об этом публично и транслировать это в своих странах.
Не могу не отметить российских участников и волонтёров, которые стали не просто участниками, а были полноценными организаторами, гостеприимными хозяевами на Всемирном фестивале. Например, благодаря реализованной вместе с регионами России программе культурного шефства за каждой иностранной делегацией были закреплены наши, российские делегаты. Ещё до приезда иностранцев они вели с ними работу, погружали их в нашу культуру, историю и, конечно же, сопровождали ребят на самом фестивале. Таким образом, мы ещё сильнее укрепили неформальные связи между молодёжью наших стран. Эту систему культурного шефства как раз в качестве наследия мы будем расширять через создание постоянных клубов международной дружбы. Россияне, по сути, продолжат системное общение с иностранцами из закреплённых стран и расширят практику регулярных международных обменов.
Второе – фестиваль стал, конечно, местом консолидации всех достижений в сфере работы с молодёжью в нашей стране. На площадке фестиваля помимо широкой образовательной, культурной, спортивной программы была развёрнута большая выставочная программа. Здесь, конечно, мы ориентировались на опыт дирекции выставки «Россия». Особое место в выставке фестиваля заняли именно наши, российские регионы, российские участники, масштабные павильоны городов, презентация возможностей, которые открыты для наших ребят в России. Иностранцы, видя такой масштаб, даже нам по-доброму завидовали и говорили, что действительно у вас, у россиян, есть такие возможности, которых в наших странах нет.
Ну и, конечно, у нас также были представлены крупнейшие российские компании на выставке.
Отмечу также, что по завершении фестиваля иностранные участники отправились в 30 регионов России – от Дальнего Востока до Калининграда. Мы знакомили их с нашими предприятиями, вузами, культурными объектами, природой. К слову, иностранцы сами вызвались посетить в том числе и наши новые освобождённые регионы, общались с ребятами с Донбасса. И также многие иностранцы сами изъявили желание и стали международными наблюдателями на президентских выборах. Это тоже достаточно важный для ребят был шаг.
Благодаря всему этому, конечно, зародилась дружба, зародилась сильная эмоциональная связь иностранцев с нами. Мы видим, что эта связь не прерывается, и по возвращении в свои страны ребята рассказывают о России публично, говорят, что транслируемая в СМИ [информация] на самом деле правдой не является и, в общем, продвигают настоящий образ нашей страны.
Причём хочу отметить, что эта эмоциональная связь, как говорится, она и в радости, и в горе, к сожалению. Мы, например, совершенно не ожидали получить такой колоссальный отклик от иностранцев в связи с трагедией, которая произошла в «Крокусе». Мы приняли тысячи писем поддержки, видео со всего мира. Это было подлинное единение с нами. И конечно, нам важно сейчас этих ребят не потерять и сформировать устойчивое международное сообщество друзей России за рубежом. Мы здесь видим много возможностей для организации этой работы.
Во-первых, спасибо ещё раз огромное за принятие главного решения – о проведении Всемирного фестиваля молодёжи на регулярной основе в нашей стране раз в шесть лет, а также о проведении ежегодных международных тематических слётов.
Уже этим летом мы встретим часть иностранных участников Всемирного фестиваля в России на первом слёте Международной ассоциации детских организаций, которая, кстати, была инициирована детьми на самом фестивале, на международном слёте лидеров молодёжных сообществ на выставке «Россия», а также в рамках международных смен наших федеральных молодёжных образовательных летних форумов. И, собственно, во всех 16 молодёжных центрах будут запущены программы, через которые смогут пройти обучение иностранцы. Серьёзным подспорьем для нас в этой работе становится расширение программы «Россотрудничество. Новое поколение», благодаря которой системно мы сможем приглашать в Россию наиболее значимых для совместной работы, активных иностранцев.
Также, Владимир Владимирович, иностранцы, говоря о возможностях для молодёжи в нашей стране, помимо инфраструктуры, качества нашего образования, кадровых лифтов отдельно отмечали систему грантовой поддержки проектов в России, потому что опять-таки мало у кого есть аналоги. У нас есть и Фонд президентских грантов, и Институт развития интернета, есть наши гранты – Росмолодёжи. В соответствии с Вашим решением о расширении этой системы появляется возможность поддерживать социально значимые проекты, продвигающие наши ценности, с участием иностранных граждан. Для нас это тоже очень большой шаг. Такой опыт у нас уже на самом деле есть при проведении Международной премии «Мы вместе».
У нас сегодня десятки значимых, масштабных гуманитарных проектов за рубежом стали нашими партнёрами. Как уже было сказано, конечно, мы рассчитываем, что всё это наследие войдёт в новый национальный проект «Молодёжь и дети».
В завершение я хотела бы сказать, что подготовка вообще и проведение фестиваля стало консолидирующим событием для всей нашей сферы работы с молодёжью. Пользуясь случаем, хотела бы сказать огромное спасибо и искренние слова благодарности федеральной территории «Сириус», которая превратилась в настоящий город молодёжи мира на этот период. Спасибо большое и главам субъектов, и главам федеральных органов исполнительной власти, наших крупных компаний, образовательным организациям, вузам, колледжам – в общем, всем, кто так или иначе внёс свой вклад в проведение этого значимого события. Это действительно была большая командная работа. И спасибо большое Вам за поддержку.
В.Путин: Эта работа действительно была масштабной, и командной, и результативной. Как мы и договаривались, давайте так и сделаем. Наследие этого фестиваля, конечно, имеет серьёзную ценность для нас в будущем, и не нужно упускать то, что у нас в руках сейчас находится. С этим нужно работать, это пойдёт на пользу и нашей стране, нашим молодым людям, и нашим партнёрам, нашим друзьям практически на всех континентах.
Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами так или иначе обсуждаем новый национальный проект «Молодёжь и дети». О важности его вроде как и говорить не нужно, тем не менее что хотел бы сказать? Сейчас мы с некоторыми участниками совещания – только что, уже упоминал об этом – вместе открывали молодёжные центры практически на всей территории России.
Вы знаете, что мне пришло в голову? Вспомнил, как ни странно, Евангелие. Помните, Иисус пришёл в Галилею и рядом с морем Галилейским увидел рыбаков? Кто-то рыбу ловил, кто-то сети поправлял. И он им сказал: идите за мной, и вы будете ловцами человеков, то есть человеческих душ. Они стали проповедниками, его учениками. Это было очень важно в период становления мировых религий, а это все четыре традиционные религии России – это не только христианство, но и все наши традиционные религии. Но это не менее актуальным оказалось и сейчас, когда мы вынуждены и должны защищать наши традиционные ценности, нашу культуру, наши традиции, нашу историю. Это очень важно для будущего страны.
В сегодняшнем информационном потоке это очень тяжёлая и сложная работа, но она очень интересная и очень важная. Потому что от результатов этой работы – а она касается не только тех, кто работает в профильных ведомствах, она касается всех уровней власти и управления, всех наших коллег в регионах, в муниципалитетах – в значительной степени будет зависеть, что из себя будет представлять Россия в самое ближайшее время и в отдалённой исторической перспективе и сохранится ли она как таковая, как мы её себе представляем.
Конечно, страна будет меняться и люди будут меняться. Но сохранение идентичности лежит в основе будущего страны. При этом и эта программа, о которой мы говорим, и вся работа, а она, конечно, шире, чем только эта программа, она не должна носить охранительного характера, она должна быть современной и устремлённой в будущее. Если мы будем к этому подходить именно так, то мы своей цели точно достигнем, у нас всё получится. Давайте вот таким образом и настроимся и при формировании этой программы, и при её реализации.
Теперь перейдём к основному вопросу.
Слово Максиму Геннадьевичу Решетникову – [доклад] «Об итогах реализации индивидуальных программ развития регионов». Прошу Вас.
М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Индивидуальные программы социально-экономического развития регионов были запущены в 2020 году для регионов, где уровни безработицы и бедности были выше, чем в среднем по стране, а показатели доходов населения и инвестиций – ниже.
Целью этих программ было создание новых точек роста и условий для опережающего развития. Поэтому в качестве целевых показателей программ как раз определили инвестиции в основной капитал и новые рабочие места.
Каждому региону на пять лет было выделено по пять миллиардов рублей, за каждым субъектом Российской Федерации был закреплён куратор – отраслевое ведомство, как правило, министерство. И на основе этого были разработаны в программах порядка 240 мероприятий.
На сегодня завершена почти половина всех мероприятий. Уже видно, что целевые показатели выполняются с опережением. Создано более 14 тысяч рабочих мест – это 83 процента от плана до конца года. План по инвестициям уже перевыполнен, привлечено более 100 миллиардов рублей. Это позволило субъектам развиваться темпами выше среднероссийских по ключевым социально-экономическим показателям.
В среднем по десятке регионов среднедушевые доходы росли быстрее, чем в среднем по стране. Особо здесь отмечу лидеров: Республика Тыва – плюс 23 процента, Республика Адыгея – плюс 15 процентов, Чувашия – плюс 14 процентов. Быстрее снижался уровень бедности, безработица сократилась в два раза быстрее, чем в среднем по России. Средние показатели по темпам роста инвестиций пока чуть ниже общероссийских. При этом ряд субъектов значительно нарастил динамику: Алтай – почти в три раза, Марий Эл – наполовину, Чувашия и Карелия – на треть.
Как добились результатов? Здесь сработало несколько факторов.
С приходом санкций мы вместе с регионами донастроили индивидуальные программы. Ставку сделали на проекты, которые давали максимальные эффекты для экономики, и формировали новое предложение в приоритетных отраслях. В первую очередь это было сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и туризм.
В Республике Алтай поддержали 230 проектов в сельском хозяйстве и в туризме – всего более 700 новых рабочих мест. Запустили производство по переработке молока, мяса. Закупили оборудование для переработки кедрового ореха – это специализация одной из отраслей.
В Тыве помогли открыть производство резиновой плитки, брусчатки, модернизировали производство стройматериалов. Регион считает, что это существенно ускорило сроки и уменьшило в том числе себестоимость строительства жилья. По Вашему поручению построен цех по обработке шерсти и инженерной сети к нему – это один из давних проектов в республике. Это будет новый канал для сбыта продукции для наших фермеров-овцеводов. Сейчас идёт установка оборудования. Запустить производство инвестор планирует во втором квартале.
В Марий Эл открылся новый автовокзал в Йошкар-Оле, строится терминал в аэропорту и причал для речных судов на Волге. В Карелии построены дорога и мост до археологического комплекса «Беломорские петроглифы», строится визит-центр музея, посвящённый этой точке притяжения.
Для ускорения структурных изменений экономики поддержку направили и в сектор малого и среднего бизнеса, при этом использовали здесь разные инструменты. В Калмыкии субсидировали первый взнос за оборудование и сельхозтехнику, взятую в лизинг. В Алтайском крае предприниматели получили один миллиард рублей субсидий на модернизацию производств в приоритетных отраслях. Во многих регионах докапитализировали микрофинансовые организации – в результате МСП получают кредиты по ставкам ниже рынка, и это создало оборотный фонд кредитования.
С помощью программ решали также и социальные вопросы, наиболее острые для жителей. В Адыгее были выкуплены здания для детской больницы, реабилитационного центра и стоматологии, причём коллеги это сделали весьма экономно, я бы сказал, и эффективно. В Республике Алтай ввели одиннадцать детских садов и шесть школ, в том числе коррекционную. В Калмыкии строится госпиталь для ветеранов войн.
В будущем предлагаем финансирование социальных проектов: в первую очередь, конечно, поддерживать по линии национальных проектов и учесть потребности этих субъектов сейчас, когда новые нацпроекты формируются. А средства уже индивидуальных программ, конечно, сконцентрировать на экономических вопросах.
Также мы комбинировали мероприятия программы с другими механизмами господдержки.
В Кургане, например, по национальному проекту малого и среднего бизнеса было построено три индустриальных парка, а через индивидуальную программу мы подвели инфраструктуру к ним. За счёт этого сейчас поддержали уже 12 проектов в металлургии, в производстве кузовного, энергетического оборудования, железобетонных изделий.
В Псковской области в рамках индивидуальной программы развития создали инфраструктуру для расширения особой экономической зоны. Туда пришло шесть новых резидентов. Среди их проектов: производство лакокрасочных материалов, битума, фанеры, элементов и оборудования для электробусов, лабораторных алмазов, которые в том числе используются для медицинских изделий. Самый крупный проект здесь – это «Титан-Полимер», 16 миллиардов инвестиций. Предприятие планирует стать одним из головных производителей специальной плёнки, которая нужна при изготовлении упаковки, ламината, укрытий для теплиц. В Чувашии, как недавно обсуждали у Вас на совещании, за счёт ИПР строят инженерные сети для промышленной особой экономической зоны и двух индустриальных парков.
Большую роль сыграла совместная работа самих региональных команд и их кураторов. Прежде всего отметил бы коллег из Минсельхоза, Минпромторга, Минприроды, Минстроя и Минфина. В целом механизм доказал свою эффективность, и по Вашему поручению мы сформировали новые подходы по дальнейшей реализации программы.
Что предлагаем? Во-первых, предлагаем определить, что не менее 70 процентов финансирования по каждой программе должно уйти на стимулирование экономики. При этом при отборе проектов будем ориентироваться на возвратность средств, то есть приоритет отдавать тем проектам, которые принесут максимальный эффект для региональных бюджетов с точки зрения налогов.
Для эффективного контроля реализации всех десяти программ предлагаем объединить их в рамках одной программы или, быть может, даже одного национального проекта с учётом той структуры, которая будет определена. При этом программа должна стать не просто механизмом адаптации и решения накопившихся проблем, я имею в виду новые программы, а инструментом реализации стратегии развития каждого региона.
С этой точки зрения их надо будет увязать и с мастер-планами, которые сейчас будут разрабатываться по ключевым населённым пунктам, и с реализацией обновлённых национальных проектов в регионах, и с региональными стратегиями. И, как и прежде, конечно, сочетать механизм индивидуальных программ с другими инструментами поддержки. Действительно, самое эффективное, когда мы не пытаемся заместить какие-то мероприятия, а именно берём мероприятия отраслевых программ, берём мероприятия индивидуальных программ и в комплексе вместе с регионами их реализуем.
Теперь что касается перечня регионов. При формировании нового перечня регионов мы предлагаем руководствоваться четырьмя прежними показателями: безработица, бедность, доходы населения, инвестиции. А также, по предложению Министерства финансов, предлагаем добавить два новых – это объём налоговых и неналоговых доходов регионов и уровень расчётной бюджетной обеспеченности.
В перечень также предлагаем не включать те регионы, где уже реализуются другие адресные механизмы поддержки, такие как государственные программы развития Северного Кавказа, Дальнего Востока, Крыма и Севастополя, а также отдельные программы социально-экономического развития по отдельным регионам. Они у нас есть по Калининграду, по Мордовии, по Республике Коми и по Кузбассу.
С учётом таких подходов – они и в прошлый раз были применены – у нас получается следующий перечень субъектов: Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Марий Эл, Курганская область, Республика Калмыкия, Чувашия. Псковская область и Алтайский край остались пока в числе этих регионов, для которых будут разработаны программы. Адыгея и Карелия благодаря ИПР существенно улучшили свои социально-экономические показатели и вышли из десятки регионов. На замену им предлагаем включить Республику Хакасию и Кировскую область.
При этом отдельно отмечу, что для Карелии Правительство по Вашему поручению продлило федеральную целевую программу до 2030 года с соответствующим финансированием. Поэтому те проекты, которые в полном объёме ещё не завершены, мы потом сможем их завершить и доделать в рамках этой программы. Но в отношении Адыгеи у нас таких дополнительных механизмов, которые бы поддержали набранную динамику, нет, и у субъекта ещё остается ряд важных проектов, которые, конечно, надо бы завершить в полном объёме. Это вопрос, где предстоит найти решение.
Одновременно с этим мне хотелось бы призвать коллег из регионов – вне зависимости от будущих решений по продлению программы по их структуре – всё-таки максимально сконцентрироваться на завершении всех объектов, которые запланированы в рамках действующих программ и действующих мероприятий.
Правительство в целом согласовало озвученные подходы. Финансирование Министерством финансов на 2025–2026 годы заложено, 2027 год будем сейчас бюджетировать.
Поэтому, Владимир Владимирович, если Вы поддержите эти предложения, мы готовы оперативно за лето все программы с регионами доработать – у нас проекты уже есть, – с тем чтобы в сентябре Правительство их утвердило, отразило в проекте бюджета, и мы, соответственно, с 2025 года, что называется, бесшовно и немедленно приступим к дальнейшей их реализации.
Прошу поддержать эти предложения.
В.Путин: Хорошо. Мы сейчас к оценкам вернёмся ещё раз.
Давайте послушаем Текслера Алексея Леонидовича. Пожалуйста.
А.Текслер: Уважаемый Владимир Владимирович!
Механизм индивидуальных программ развития регионов, который заработал в 2020 году, безусловно, хорошо себя зарекомендовал, об этом сейчас сказал Министр. В этом большая заслуга Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития, федеральных, региональных органов власти – тех, кто участвовал в их реализации.
В своём Послании Вы поручили Правительству продлить такие программы до 2030 года. Спасибо Вам за это важное решение.
Что хочу отметить? Мы проанализировали показатели отбора регионов, взятые за основу в Минэкономразвития, и можем сказать, что уровень расчётной бюджетной обеспеченности, по сути, является интегральным показателем, который отражает ситуацию в регионе в целом. Остальные показатели имеют с ним значительную корреляцию. То есть: если РБО региона низкая, то, как правило, низким будет и уровень инвестиций, уровень доходов бюджета региона, а уровень бедности, соответственно, более высоким.
С учётом задачи, которую Вы поставили в Послании, о поэтапном снижении количества регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности мы считаем, что помимо десяти озвученных сегодня регионов для разработки индивидуальных программ было бы целесообразно посмотреть шире. Например, для регионов с низким уровнем расчётной бюджетной обеспеченности до выравнивания, по которым нет ИПР или иных специальных программ, также представить целенаправленную поддержку. За основу можно взять уровень РБО 0,65 – это первый уровень выравнивания 0,6 с небольшим, десятипроцентным запасом.
Предметно это означает следующее. На 2024 год таких регионов, у которых РБО до выравнивания меньше 0,65, 36 регионов. Из них по 20 регионам уже есть в силу различных решений специальные федеральные программы, направленные на их экономическое и социальное развитие, – это регионы Дальнего Востока, новые регионы, Крым и ряд других. Ещё девять регионов включены в предложенный сегодня перечень Минэкономразвития. Таким образом, остаётся семь регионов: Брянская, Ивановская, Костромская, Орловская, Пензенская и Тамбовская области, а также Республика Адыгея.
В этой связи, Владимир Владимирович, есть три предложения.
Первое. На примере Республики Адыгея: она раньше входила в перечень регионов с ИПР, то есть в нынешнюю программу, а теперь, показав хороший результат, в новую десятку по рейтингу не вошла. Мы неоднократно обсуждали, что надо поощрять регионы, кто старается, выходит из «красной зоны». Поэтому предлагаем сохранить федеральное финансирование Адыгеи на уровне, скажем, 50 процентов от того, что было предусмотрено базовым уровнем ИПР, – это половина от миллиарда, соответственно, 500 миллионов в год – и направить эту поддержку на реализацию конкретных проектов в регионе. Знаем, что у коллег в Адыгее есть потребность в поддержке больших туристических проектов, например.
В целом наше предложение заключается в том, чтобы сохранить в последующем такой принцип для всех регионов. Когда регион выходит из десятки, при наличии положительного эффекта от реализации программ он продолжает получать поддержку в течение ряда лет, то есть не отрезается от неё сразу.
Второе предложение – по оставшимся шести регионам, у которых нет индивидуальных или иных специальных программ, просим дать поручение Минэкономразвития совместно с нашей комиссией проработать возможности по дополнительной настройке для этих регионов различных инструментов – новых национальных проектов и программ в сфере экономики, то есть тех программ, которые обеспечивают экономический рост региона.
Наконец, третье предложение – в рамках исполнения Вашего поручения по списанию двух третей бюджетных кредитов для регионов с низким РБО предусмотреть специальные условия такого списания. Тут логика следующая: для финансово устойчивых регионов высвобождаемые от списания кредитов средства – это реальный источник финансирования инфраструктуры, для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью, у которых часто не хватает средств даже на первоочередные расходы, списание таким источником не является.
Поэтому, на наш взгляд, по некоторым таким регионам нужно часть бюджетных кредитов списать без допусловий. Более того, предоставить дополнительные средства на развитие – это могут быть средства ИБК [инфраструктурных бюджетных кредитов] или другие механизмы.
Таким образом, уважаемый Владимир Владимирович, если Вы поддержите, с учётом запуска новых индивидуальных программ развития регионов и всех принимаемых сегодня решений мы реально охватим поддержкой все регионы с низкой бюджетной обеспеченностью, серьёзно их поддержим дополнительными инструментами развития и обеспечим исполнение Вашего поручения в рамках Послания.
Доклад окончен. Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Андрей Рэмович, как Вы относитесь к предложениям, которые были сделаны губернатором?
А.Белоусов: Мы обсуждали эти вопросы, и я, в принципе, считаю, что мы поддерживаем. То, что сейчас предлагал Текслер, я поддерживаю эти направления. Единственное, нужно, конечно, ещё дополнительно просчитать эти последствия от списания долга и направления списания по тем позициям, о которых сейчас Алексей Леонидович говорил.
В.Путин: А Минфин как к этому относится?
А.Силуанов: Владимир Владимирович, я бы тоже поддержал Андрея Рэмовича в том, что если и списывать, то обязательно под условия, как, собственно, и была поставлена такая задача в Послании.
Что значит списание? Это те деньги, которые должны быть возвращены в федеральный бюджет. Но мы не требуем этих денег – мы говорим: направьте их на нужные и важные мероприятия по развитию инфраструктуры, будь то коммунальная инфраструктура, аварийка, предоставленные льготы по инвестиционным налоговым вычетам и так далее.
Тему можно рассматривать – на какие направления можно будет направлять для таких регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Но просто так списывать – без условий, я считаю, что это неправильно. Это первое.
Второе. У нас действительно для десяти регионов предусмотрены в очередном бюджете соответствующие ресурсы – десять миллиардов рублей ежегодно. Что предлагает коллега Текслер Алексей Леонидович? Говорит: а давайте мы дадим тем регионам, которые вышли из того уровня, который требует их включения в меры поддержки, ещё дополнительные деньги. Но у нас предусмотрено по 10 миллиардов. Мы что, будем меньше другим давать? Нет, наверное.
Поэтому для тех регионов, таких как Адыгея, Карелия, программа, значит, сработала, если их уровень бюджетной обеспеченности, если их уровень инвестиций, ВРП повысился. И слава богу. У нас много сейчас инструментов поддержки субъектов Российской Федерации, заложенных в рамках поручений Вашего Послания: это и новые нацпроекты, это и новые виды поддержки. Там можно посмотреть и помочь субъектам Российской Федерации, которые вышли из перечня регионов, которым необходима помощь, соответственно, улучшив своё финансовое положение.
Поэтому такими соображениями хотел бы поделиться тоже. Спасибо.
И вообще, можно ещё один вопрос? Минфин курирует один из таких регионов, которые входят в десятку, – Курганскую область. Чем можем поделиться? Как раз в Курганской области большая часть средств поддержки была направлена на развитие бизнеса, создание новых рабочих мест и так далее. Рубль выделенных средств принес 5,7 рубля новых инвестиций и полтора рубля новых налогов. Мне кажется, направление ресурсов именно на развитие – потому что социальные вопросы тоже важны, но мы им помогаем по другим программам и национальным проектам, – именно важность этих программ на развитие новых рабочих мест, экономики, инвестиций – вот что требуется, мне кажется. И это даёт результат по улучшению ситуации в регионе и качества жизни людей в этом регионе.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
В целом, конечно, согласен с Вашим подходом. Тем не менее у шести или у семи регионов с довольно низкой бюджетной обеспеченностью всё-таки мер поддержки практически нет. Надо тогда на них сосредоточить внимание в рамках, как Вы правильно сказали, – сейчас имею в виду то, что было сказано Министром финансов, – особое внимание уделить этим регионам при распределении ресурсов по нацпроектам. Надо посмотреть, на какие цели эти нацпроекты предусмотрены, имея в виду необходимость поддержки именно регионов с небольшой бюджетной обеспеченностью. Туда и направлять соответствующие ресурсы.
Что касается тех регионов из десяти регионов, которые добились неплохих результатов в ходе этой работы. Насколько я понимаю и как коллеги говорили перед нашей сегодняшней встречей, в Карелии тем не менее определённые инструменты остаются, в Адыгее – нет. Те, кто показал хорошие результаты, в этих регионах понятно, что они, уж извините за киношные выражения, не путают собственную шерсть с государственной, а работают достаточно эффективно. Как-то жалко выбивать у них инструменты поддержки, если они добиваются результатов.
Поэтому, соглашаясь с Антоном Германовичем, прошу тогда и Министерство экономического развития, да и вообще коллег посмотреть, что для той же Адыгеи можно было бы сделать, чтобы её всё-таки поддержать. Или, как коллега Текслер предложил, 50 процентов оставить им от того, что было раньше, или, так же как предлагается по другим регионам, в рамках имеющихся нацпроектов наделить их возможностями развивать отдельные интересные для них направления.
Алексей Текслер говорил по поводу того, что для них очень важен, скажем, туризм. Но у нас в рамках поддержки внутреннего туризма целый набор программ – может быть, оттуда взять что-то на определенный объём. Здесь я с Антоном Германовичем соглашусь. Если вы не наберёте там то, что нужно для поддержки республики, посмотрите тогда, может быть, дополнительно что-то им выделить и поддержать – поддержать тех, кто показал, что может работать эффективно.
Пожалуй, у меня тоже всё. Хочу вас поблагодарить.
Если есть кто-то, кто хотел бы что-то добавить, пожалуйста.
А.Парфенчиков: Владимир Владимирович, можно по Карелии одно предложение?
В.Путин: Да, прошу Вас.
А.Парфенчиков: Ситуация какая? Конечно, программа ИПСЭР [индивидуальная программа социально-экономического развития] – мы были активными инициаторами её создания несколько лет назад, и были мы не в десятке, а в тройке самых проблемных регионов, – очень универсальный механизм. Там есть те мероприятия, которые нам очень помогли: это и вопросы нормативного регулирования в интересах региона, и конкретные задачи конкретным министерствам и ведомствам.
Федеральная целевая программа – огромное спасибо Вам за поддержку, она продлена до 2030 года – это менее универсальный механизм. Мы бы просили всё-таки, понимая, что мы в силу понятных, объективных причин выходим из программы ИПСЭР, программу ФЦП – всё-таки с учётом геополитических задач для Карелии, приграничного региона, сегодня надо ускорять социально-экономическое развитие, это совершенно очевидно, – не связывать этими ограничениями. И тот положительный опыт, который мы наработали в рамках ИПСЭР, всё-таки применить к расширению инструментария федеральной целевой программы, чтобы мы могли её дополнить тем, что мы сейчас потеряем с точки зрения ухода из программы ИПСЭР.
В.Путин: Артур Олегович, мне к тому, что уже сказал, добавить нечего, поэтому попрошу коллег всё это проработать дополнительно, поглубже. Разумеется, вместе с руководителями регионов.
А.Парфенчиков: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста, ещё что-то? Всё?
Спасибо большое за работу, которая была проведена по этим программам. Очень рассчитываю на то, что мы доработаем наши ближайшие шаги в контексте того, что сейчас обсуждалось и предлагалось коллегами.
Спасибо большое. Всего доброго!
4 апреля 2024 года, Москва, Кремль