Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Совместная пресс-конференция с Президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер

15 апреля 2010 года, Буэнос-Айрес

К.Киршнер (как переведено): Я всем желаю доброго вечера, всем вам. Мы очень рады принимать у себя Президента Российской Федерации.

Впервые Президент России приехал в нашу страну, в Аргентинскую Республику. И этот визит осуществляется в контексте 200-летия аргентинской государственности, в год, когда исполняется 125 лет установления дипломатических отношений между нашими странами.

Мы говорим о формировании нового миропорядка, о возникновении новых глобальных игроков. И мы очень довольны тем, что в нашем регионе, в Южной Америке, эти силы растут, и расширяется присутствие глобальных игроков, которые имеют очень большое значение, в особенности таких стран, как Россия с её богатой историей.

Мы подписали важнейшие соглашения, которые реально способствуют развитию стратегического сотрудничества в технологической области.

Мы также вчера в Вашингтоне вместе с Президентом Медведевым занимались проблемой, которая затрагивает всех нас. Мы принимали активное участие в саммите по ядерной безопасности.

Я бы хотела использовать возможность общения с прессой, в том числе российской прессой, для того чтобы выразить ещё раз нашу солидарность в связи с террористическими актами, которые произошли в России в московском метро и привели к гибели многих граждан.

Это ещё больше сближает нас, поскольку наша страна также становилась жертвой очень тяжёлых терактов. Поэтому мы очень довольны, что вчера мы смогли встретиться на глобальной площадке, на саммите, где занимались борьбой с глобальным терроризмом, ядерным терроризмом.

Считаю, что сегодня особый день, я уже говорила об этом Президенту Медведеву. Это первый Президент России, который за 200 лет истории Аргентинской Республики приезжает сюда и которого принимает первая женщина – Президент Аргентинской Республики. Кроме того, идёт дождь. Поэтому всё это очень хорошие предзнаменования, которые способствуют созданию альянсов, развитию отношений в контексте такого хорошего дождя, который сегодня прошёл.

Большое спасибо.

Д.Медведев: Уважаемые представители средств массовой информации!

Мне и российской делегации очень приятно быть в Аргентине. И, как только что сказала моя коллега, госпожа Президент Кристина Фернандес де Киршнер, это первый визит Президента России в Аргентину за всю историю существования Аргентины как государства.

И я полностью согласен, что этот визит проходит при наличии целого ряда добрых признаков, к числу которых, как сказала только что госпожа Президент, относится и дождь, который идёт на улице, и то, что наши отношения уже выдержали проверку 125 годами дипломатических контактов.

Конечно, это особый год. Это год 200-летия Майской революции, но немаловажно и то, кто является Президентом. Поэтому последний знак является самым добрым.

Мы сегодня смогли обсудить то, как развиваются наши отношения с момента наших контактов, которые произошли в Москве в ходе официального визита Президента Аргентины, а также наших достаточно частых встреч на международных площадках.

И мы пришли к выводу, что всё развивается очень неплохо. Даже несмотря на кризис, торговый оборот за последние несколько лет вырос в несколько раз. И в докризисный год он уже был на уровне около двух миллиардов долларов, сейчас он на 30 процентов меньше, но я уверен, что эта брешь будет закрыта за счёт новых проектов и за счёт интенсификации торгово-экономического сотрудничества.

Только что в присутствии делегации были подписаны новые документы. Их довольно много. И это документы, которые охватывают все направления сотрудничества между Россией и Аргентиной. Это и транспорт, в частности возможность сотрудничества в области железнодорожного транспорта, и атомная энергетика.

Мы довольно долго сегодня обсуждали эту тему, потому что считаем, что развитие ядерных технологий, мирных ядерных технологий, ядерной энергетики – это путь к тому, чтобы наша планета была спокойной, была бы чистой и в то же время мы все имели бы новые серьёзные источники для энергоснабжения. Поэтому рассчитываем на то, что движение по этому проекту будет динамичным и взаимовыгодным.

Мы подписали целый ряд других проектов, которые отражают всю совокупность наших отношений на сегодняшний день. Это конкретные проекты. Это особенно приятно.

Есть и общая декларация, которую мы подписали с госпожой Президентом, – это декларация о нашем партнёрстве. И с учётом того, о чём сейчас было сказано, считаю, что наши отношения, отношения между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой, вышли на качественно новый уровень. Это отношения уже зрелые, отношения стратегического партнёрства. И, как мне представляется, это отвечает интересам двух стран и наших народов.

Мне очень приятно быть в этот момент здесь. Ещё раз хотел бы сказать, что этот визит действительно носит исторический характер хотя бы потому, что это первый визит главы Российского государства в Аргентину. Уверен, что он закончится полным успехом.

Вопрос: Господин Президент, какова позиция России в отношении намерений США ужесточить санкции в отношении Ирана? Вопрос также Президенту Аргентины. Какова эволюция и каковы последствия ядерного саммита, который прошёл вчера?

Д.Медведев: Я свою позицию уже высказывал, естественно, готов сделать это ещё раз. Санкции сами по себе редко ведут к каким‑либо положительным результатам. Санкции – это давление, это мотивация к какому‑то поведению, но в некоторых случаях санкции могут становиться неизбежными.

К сожалению, за последнее время Иран не совершил ничего, что свидетельствовало бы об изменении его позиции. А все мы заинтересованы в том, чтобы ядерные технологии использовались в мирных целях, и, собственно, ради этого мы встречались в Вашингтоне и работали интенсивно, дружно работали и достигли неплохих результатов.

Мы заинтересованы в том, чтобы ядерная программа Ирана была проверяемой. Если она непроверяемая, то тогда возникают естественные и обоснованные сомнения по поводу того, в отношении каких стран может быть использована эта технология и к чему это может привести на Ближнем Востоке.

Поэтому я не исключаю для себя возможности возникновения соответствующих санкций по решению Организации Объединённых Наций. Но эти санкции должны быть согласованы, они должны быть умные, они должны быть эффективные, и они не должны наносить ущерба гуманитарной ситуации, хотя лучше было бы обойтись без санкций. И политико-дипломатический путь урегулирования этой проблемы мне представляется гораздо более продуктивным.

К.Киршнер: Самый важный результат саммита, который прошёл вчера в Вашингтоне (кажется, я уже говорила на пресс-конференции аргентинским журналистам), – это то, что речь шла о встрече, на которой не говорилось о санкциях против какой‑либо конкретной страны. Также это не было встречей, направленной против кого бы то ни было.

Наоборот, это был саммит, направленный на улучшение безопасности, ядерной безопасности и предотвращение использования ядерной энергии террористами. Именно то, о чём говорили очень много во время ужина и во время рабочих заседаний, – это сохранить священную роль МАГАТЭ в качестве форума государств, где можно обсуждать вопросы атомной энергии, укрепить институт, согласно которому все мы являемся членами глобального мира, чтобы мы все проводили инспекции.

Аргентина также подписала соглашение о нераспространении ядерного оружия, это тоже очень важно. И важно также наметить общие правила, общие стандарты, которые должны соблюдать все страны.

Мне кажется, тот факт, что пытаются сказать, что эта встреча, которая собрала столько глав государств, направлена всего лишь на одну цель, на одно место, – это большая ошибка. Мне кажется, что мы – все государства, в том числе, естественно, и Исламская Республика Иран, – должны подпадать под контроль, под который подпадают все остальные страны. В противном случае это означает закрыть развитие атомной энергии, на которую каждая страна имеет право. Мне кажется, основной вывод был именно таким.

Мы вчера говорили о ядерной безопасности, не только о безопасности как возможности борьбы с терроризмом, но также возможности борьбы с изменениями климата и получения альтернативных источников энергии.

Этот вопрос вновь вышел на повестку дня, потому что многие страны раньше считали опасным вопрос атомной энергии, они обходили его стороной. И мне кажется, также важно то, что мы уже сделали: мы возродили атомный план Аргентины в 2006 году.

Аргентина где‑то с 90-х годов практически оставила, по крайней мере в качестве государственной политики, развитие атомной энергетики. Мы вновь начали заниматься строительством нашей третьей АЭС и готовы, кроме того, заняться вопросом и других атомных электростанций, которые будут нам необходимы для получения электроэнергии и для того, чтобы создать наш энергетический профиль, сделать его более безопасным и меньше выбросов совершать в атмосферу.

Вопрос: Добрый день! Вопрос к Президенту России. В контексте всех документов, которые были подписаны, и с намерением укрепить наши отношения в каком объёме будут исчисляться инвестиции, которые делает Россия в Аргентину? И вопрос Президенту Киршнер. Передал ли Президент России Вам свою озабоченность в связи с тем, что в этом году в связи с экспортом мяса в Россию… Вообще, поднималась ли тема экспорта мяса?

Д.Медведев: Мы много документов подписали. Теперь главное, чтобы за ними последовали реальные действия. Надеюсь, что они последуют. Но сейчас трудно калькулировать общий объём инвестиций. Могу привести вполне конкретный пример.

Если говорить, например, об атомной энергетике, то, о чём только что сказала госпожа Президент, то приход российской компании «Росатом» на рынок Аргентины в этом случае повлечёт несколько миллиардов долларов инвестиций, которые должны быть вложены собственно в создание соответствующих энергоблоков, а также в развитие инфраструктуры.

Причём такого рода проекты обычно создают так называемый мультипликативный эффект, то есть позволяют развивать не только собственно саму энергетику, но и создавать новые рабочие места, создавать новые проекты, находящиеся рядом, просто помогать развитию бизнес-среды.

По тем правилам, которые мы обсуждаем в этой сфере, речь идёт о том, чтобы значительную часть работ выполняли бы аргентинские фирмы. А это хорошо – это и дополнительный заработок для аргентинских компаний, и дополнительные рабочие места, которые можно использовать.

Подчёркиваю, что только один этот проект тянет на несколько миллиардов долларов. Если мы его реализуем, то будет очень здорово, просто классно будет. Есть другие проекты, есть железнодорожный проект, он тоже очень масштабный. Поэтому сейчас главное – перевести эти договорённости, эти юридические обязательства в плоскость реальных дел.

К.Киршнер: Хочу немного добавить к тому, что сказал Президент, а затем я отвечу на вопрос, который вы задали мне. В том, что касается атомной энергии, 50 процентов компонентов должны быть национального производства. Таким образом, вы можете понять тот охват, тот масштаб, связанный с генерацией электроэнергии, о котором сказал Президент России, в том, что касается рабочих мест. И вы также знаете, что это высокая добавленная стоимость, это высокие технологии. Поэтому данные рабочие места – это высококвалифицированные места.

Что касается второго вопроса. Нет, мы не говорили о мясе с господином Президентом, потому что я назначила других чиновников, служащих, которые специально занимаются этим. Действительно, у нас не существует проблем в том, чтобы выполнить обязательства Аргентины по продаже России мяса.

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Латинская Америка всегда считалась вотчиной Соединённых Штатов Америки, а Вы только что приехали из Вашингтона, недавно встречались с Президентом Обамой, где говорили об укреплении российско-американских отношений. Как Вы считаете, не воспримут ли в Вашингтоне это продвижение России в Латинскую Америку с некоторой опаской?

Д.Медведев: У меня создалось впечатление за последнее время, что в Белом доме сидят разумные люди. А если это разумные люди, то они не должны с опаской воспринимать дружеские визиты в страны, с которыми у нас хорошие, я бы сказал, стратегические отношения.

Не буду скрывать, я сегодня в ходе общения с госпожой Президентом сказал, что, на мой взгляд, в Латинской Америке должны быть представлены действительно основные, крупные, глобальные игроки, которые будут помогать развивать экономику стран Южной Америки и, с другой стороны, реализовывать собственные интересные бизнес-проекты, социальные проекты.

Россия вернулась в Южную Америку, мы это сделали достаточно энергично ещё в позапрошлом году. И сейчас мы очень активно продвигаем наши отношения с латиноамериканскими партнёрами. И в позапрошлом году я был в довольно длинном турне по Латинской Америке, потом приезжало значительное число коллег из разных стран Латинской Америки, приезжала госпожа Фернандес де Киршнер, мы провели тогда полноценные переговоры, тоже подписывали документы. Другие мои коллеги ездили в Латинскую Америку, и сейчас мой визит, который проходит в Аргентине, – всё это свидетельство того, что российская позиция по отношению к Латинской Америке изменилась.

Мы считаем, что здесь живут наши друзья, здесь живут близкие нам люди. Мы хотели бы с ними развивать самое тесное сотрудничество. Нынешняя ситуация как раз это позволяет делать. Мир глобален, и никто не имеет никакой монополии на истину. Поэтому надеюсь, это никого не трогает, а если и трогает, то нам на это наплевать.

К.Киршнер: Я также хотела бы кое‑что сказать. Мне кажется, действительно мир изменился. Это напряжение между Западом и Востоком, которое ознаменовало вторую часть ХХ века, завершилось. И думаю, как сказал Президент Российской Федерации, действительно существуют новые глобальные игроки, и также кроме новых глобальных игроков есть новые лидеры, новые руководители, в том числе в Южной Америке, которые обладают другим видением того, что такое отношения.

И эта многосторонность является знаменем, которое поднимает наша администрация и, мне кажется, остальные администрации Южной Америки. Мир изменился, регион изменился. Мы больше не являемся задним двором никаких государств. Мы хотим обладать нормальными отношениями, серьёзными отношениями со всеми странами мира, потому что этот новый мир также подразумевает различные вызовы, которых не было в прошлом веке.

Мы говорили об этом с Дмитрием Медведевым во время нашей встречи. И я говорила, что эти противостояния или эти разногласия ХХ века осуществлялись в рамках идеологии, рационализаторства. Мы переживаем в XXI веке новые вызовы, которые не связаны с рационализмом, а наоборот, они связаны с вопросами, которые пережили и Россия, и другие страны мира.

Это связано с терактами, глобальными противостояниями, где различия основываются, похоже, на религиозном принципе, на принципе вероисповедания. Поэтому я считаю, что существует какое‑то несоответствие между огромным прогрессом XXI века и международными отношениями, потому что имела место определенная задержка их, и, возможно, это происходило из‑за религиозных принципов.

Мне кажется, что от всех лидеров требуется ответственность, и даже тех, кто находится в противостоянии. И Президент Барак Обама, в частности, говорил, что Россия и США показали пример, начиная с 2006 года, когда было подписано соглашение о разоружении между обеими странами.

Как вы знаете, мир был разделён по этому принципу. И мы также страдали, являясь предметом этой доктрины национальной безопасности, когда всех тех, кого подразумевали, что они красные, преследовали. Поэтому я считаю, что мы очень удачно живём в новом мире. И, возможно, новый мир более ассиметричный и менее предсказуемый, чем был мир ХХ века. Нам необходимо быть разумными, необходимо быть открытыми, необходимо исповедовать многосторонние начала, потому что никакая страна, какой бы сильной она ни была, не может навязывать свою позицию другому миру и в одностороннем порядке принимать решения. Как уже отмечалось в предыдущем ответе, решения должны быть глобальными, должны быть многосторонними и, несмотря ни на что, они должны быть умными.

Большое спасибо. И доброй ночи всем.

15 апреля 2010 года, Буэнос-Айрес