Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Заявления для прессы по итогам российско-узбекистанских переговоров

20 апреля 2010 года, Москва, Кремль

Д.Медведев: Уважаемые представители средств массовой информации! Несколько слов по итогам визита Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова.

Прежде всего хотел бы сказать, что те переговоры, которые состоялись у нас и вчера вечером, и сегодня, продемонстрировали наше желание развивать сотрудничество по всем направлениям, наше понимание того, какие приоритеты у этого сотрудничества существуют, и, конечно, нашу общую оценку нашего сотрудничества как стратегического и взаимополезного.

Вообще хотел бы сказать, что углубление такого рода стратегического партнёрства действительно относится к долгосрочным интересам и России, и Узбекистана. И мы договорились твёрдо придерживаться и далее этой линии. Причём хотел бы специально отметить, что визит, который сегодня проходит, – это плановое мероприятие, мы заранее договаривались с Исламом Абдуганиевичем.

Переговоры, которые состоялись, продемонстрировали наше желание развивать сотрудничество по всем направлениям, наше понимание того, какие приоритеты у этого сотрудничества существуют, и, конечно, общую оценку нашего сотрудничества как стратегического и взаимополезного. Углубление такого рода стратегического партнёрства действительно относится к долгосрочным интересам и России, и Узбекистана.

Речь идёт не о каких‑то экстраординарных встречах, а именно о плановом мероприятии, которое достаточно долго готовилось и которое сопровождается и подписанием целого ряда документов (только что эта церемония была проведена), и, конечно, – это, может быть, не менее важно – таким полноценным, продуктивным, абсолютно доверительным и абсолютно прямым общением между президентами.

И я поддерживаю то, что было сказано некоторое время назад Исламом Абдуганиевичем, что от качества и степени прямоты, доверительности таких отношений между президентами России и Узбекистана зависит и характер нашего партнёрства, это очень немаловажный фактор.

Чем мы занимались? Естественно, мы занимались экономикой, потому что экономика – основа всего, это основа экономического сотрудничества. Мы говорили о том, каким образом насытить это сотрудничество новыми программами. Я приводил во время встречи в узком составе цифры по товарообороту.

По нашим данным, товарооборот несколько снизился из‑за кризиса, но сейчас, в ходе разговора в широком составе, Ислам Абдуганиевич сказал, что, по данным узбекской стороны, мы как будто бы практически никакого снижения не допустили. Если это так, то это совсем хорошо. В любом случае, если смотреть в будущее, у нас есть все основания для того, чтобы стараться товарооборот между Россией и Узбекистаном насыщать и новыми проектами, и новыми торговыми сделками.

Важна и диверсификация производственной кооперации, мы тоже об этом говорили. На узбекском рынке уже давно и достаточно успешно работает целый ряд крупных российских компаний, таких как ЛУКОЙЛ, «Газпром», Аэрофлот, МТС, но, конечно, у нас есть и существенный задел по целому ряду направлений, новых проектов в области энергетики, авиастроения, машиностроения, перерабатывающей и химической промышленности, телекоммуникаций, транспортной инфраструктуры.

По всем этим направлениям мы договорились продолжить работу, и дать инструкции нашим министерствам и ведомствам, и, естественно, стимулировать к этому наш бизнес. Весьма важным является сотрудничество в сфере борьбы с миграцией, легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Мы намерены укреплять координацию действий между правоохранительными и миграционными органами России и Узбекистана. Я упомянул о том, что в соответствии с теми договорённостями, которые были достигнуты в ходе моего прошлогоднего государственного визита в Узбекистан, мы выполнили ратификационные процедуры по Межправсоглашению, и с прошлого года этот документ вступил в силу.

Мы говорили также об укреплении гуманитарных контактов. Только что была подписана Программа сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на период с 2010 по 2012 годы и план мероприятий к этой Программе. Ценю позицию руководства Узбекистана в отношении русского языка (сейчас как раз мы говорили об этом), который широко преподается и в школах, и в вузах страны.

Такой подход позволяет нашим узбекским друзьям свободно ориентироваться в информационном пространстве России и стран СНГ, а также, естественно, получать образование, реализовывать целый ряд программ, сближает наши народы. В свою очередь, считаю, что и мы должны предпринимать усилия в этой сфере, имею в виду Российскую Федерацию. В этом контексте я как раз приглашаю к сотрудничеству в информационном плане, в том числе и путём использования наших спутниковых возможностей, для того чтобы узбекские партнёры могли осуществлять вещание узбекского канала на территории Российской Федерации, так, как мы это делаем для других наших партнёров.

Естественно, мы находимся в преддверии 65-летия Победы. Это общая Победа и Великая Победа, наши народы вместе боролись с фашизмом. Конечно, сегодня очень важно хранить память о тех событиях, о тех подвигах, которые были совершены нашими отцами, нашими дедами, для того, чтобы сделать возможной жизнь современных поколений.

Отдельно, очень подробно и, на мой взгляд, весьма продуктивно мы с Исламом Абдуганиевичем обсудили международные и межрегиональные вопросы. Мы говорили и о тех сложностях, которые существуют, и о тех проблемах, с которыми сталкиваются наши страны. Конечно, основные угрозы известны, это терроризм, наркотрафик, организованная преступность.

То, что происходит в Афганистане, не может не вызывать определённого внимания с нашей стороны. Мы участвуем в различного рода процедурах по этому поводу, встречаемся и обсуждаем эти вопросы в многосторонних форматах, таких как ШОС, ОДКБ. Тем не менее проблемы остаются, это большие проблемы, и мы нацелены на то, чтобы по этому вопросу развивать полноценное сотрудничество в кооперации с другими государствами.

Отдельно мы, конечно, обменялись мнениями о драматических событиях, которые произошли в Киргизии. Сейчас главное – добиться внутриполитической стабильности: по сути, необходимо возродить государство, а государство в настоящий момент низложено, его нет. И мы рассчитываем на то, что временное руководство Киргизии будет предпринимать для этого все необходимые и достаточные усилия. Необходимые и достаточные, потому что анархия в этом случае самым жёстким образом ударит и по интересам народа Киргизии, и по интересам соседей.

В этом плане мы хотели бы, чтобы социально-экономическая ситуация стабилизировалась, государство, ещё раз подчеркну, приобрело все необходимые качества, и крайне важна легитимация всех властей – стало быть, проведение выборов, а не осуществление полномочий де-факто, и только в этом случае можно развивать полноценное экономическое сотрудничество.

Россия оказала гуманитарную помощь Киргизии, но полноценное экономическое сотрудничество, ещё раз это подчеркиваю, возможно только в случае, если будут созданы институты власти. Такой же позиции придерживается и мой коллега, Президент Узбекистана. Эта тема действительно для нас очень важная сейчас, и мы договорились продолжить контакты по всем линиям в этом направлении.

Мы обсудили вопросы взаимодействия России и Узбекистана в рамках многосторонних структур, таких как СНГ, ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества. Эта тематика особенно актуальна с учётом того, что Россия в настоящий момент председательствует в СНГ, а Узбекистан председательствует в Шанхайской организации сотрудничества.

Думаю, что по этому поводу мы контакты продолжим и, конечно, будем развивать потенциал этих организаций для того, чтобы в рамках взаимодействия в этих организациях решать и национальные задачи. Мы заинтересованы в том, чтобы роль Узбекистана в этих вопросах была прагматичной и активной, о чём я сказал Президенту Узбекистана.

Хотел бы в заключение ещё раз поблагодарить Ислама Абдуганиевича, всю узбекскую делегацию за хорошую подготовку визита, за конструктивный и заинтересованный настрой в ходе этого визита, за полноценное обсуждение самых разных вопросов. Уверен, что нынешний визит Президента Узбекистана позволит закрепить основные направления стратегического партнёрства между нашими странами, обозначив приоритеты на будущее.

И.Каримов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые представители средств массовой информации!

Прежде всего хотел бы ещё раз выразить слова искренней признательности Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву за приглашение посетить Россию, Москву, за внимание и радушный приём, который оказывается узбекской делегации.

Мы рассматриваем настоящий официальный визит как логическое продолжение доверительных переговоров, которые состоялись в прошлом году во время государственного визита Президента России в Узбекистан. Мы рассматриваем настоящий визит как возможность ещё раз критически оценить состояние и уровень наших двусторонних отношений и как возможность выработать перечень приоритетов углубления двустороннего сотрудничества наших стран на перспективу.

На узбекском рынке уже давно и достаточно успешно работает целый ряд крупных российских компаний, таких как ЛУКОЙЛ, «Газпром», Аэрофлот, МТС, но, конечно, у нас есть и существенный задел по целому ряду направлений, новых проектов в области энергетики, авиастроения, машиностроения, перерабатывающей и химической промышленности, телекоммуникаций, транспортной инфраструктуры.

Разумеется, мы видим большой смысл и востребованность обмена мнениями по вопросам, связанным с обеспечением мира и стабильности в нашем неспокойном Центрально-Азиатском регионе, тем более с учётом тех событий, которые, вы знаете, происходят на территории Киргизии.

Только что Дмитрий Анатольевич Медведев дал объективную оценку состоявшимся переговорам и обмену мнениями практически по всем обсуждённым нашими официальными делегациями вопросам. Практически мне особенно нечего добавить по этому полному обзору и оценкам, которые были даны в выступлении Президента. Я тем не менее хотел бы на двух-трёх вопросах остановиться дополнительно.

Я подтверждаю главную мысль, которую я сегодня высказал на двусторонних переговорах, о том, что установление взаимопонимания – я бы сказал, доверительных отношений между президентами – является хорошим залогом, прекрасным фундаментом для того, чтобы эти отношения между двумя странами приобрели устойчивый характер и, самое главное, получили эффект и получили продолжение в реализации тех договорённостей, которые могут достигнуть руководители наших стран.

Пользуясь этой возможностью, я хочу сказать, что вчерашний очень содержательный и предельно, повторяю, предельно откровенный разговор, который состоялся между нами, меня вполне удовлетворяет. И считаю, что этот разговор должен был состояться, и он даёт хороший импульс для того, чтобы было установлено то доверие, которое, я ещё раз подчеркиваю, очевидно, просто необходимо для того, чтобы отношения между нашими странами развивались и укреплялись.

Мы в Узбекистане высоко ценим исторически и традиционно сложившиеся отношения дружбы и взаимоуважения, тот огромный потенциал сотрудничества, который сложился между нашими народами – Россией и Узбекистаном, то никем, подчеркиваю, не заменимое место, которое занимает Российская Федерация на мировой арене в деле сохранения стабильности во всём мире и в первую очередь нас интересующем Центрально-Азиатском регионе. Дальнейшее углубление и укрепление сотрудничества между Россией и Узбекистаном однозначно отвечает не только интересам двух стран, но и играет, на мой взгляд, важную роль в обеспечении устойчивого мира, стабильности и безопасности в Центральной Азии.

С учётом протекающих в Центральной Азии непростых и порой неоднозначных процессов мы ещё раз подчеркнули необходимость укрепления координации действий в рамках международных и региональных организаций, регулярных консультаций и постоянного обмена информацией о быстро меняющейся ситуации в регионе и в целом в мире. Мы выразили общее мнение о том, насколько сложным, непредсказуемым остаётся положение дел в Афганистане и вокруг него как потенциального источника опасности и распространения терроризма, экстремизма, наркоагрессии.

Пользуясь этой возможностью, я охарактеризовал бы положение дел в Афганистане, где война продолжается уже более 30 лет, как отсутствие света в конце коридора. То есть сегодня никто не может убедительно сказать о том, что же произойдёт в Афганистане в ближайшее время или в среднесрочной перспективе. Такая ситуация делает ещё более актуальными и значимыми тесную координацию и обмен информацией по всем возможным последствиям этого затяжного кризиса, к которому сегодня приковано внимание всего мира.

Мы также высказали откровенные взгляды и позиции относительно хода интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Мы поддерживаем предпринимаемые Россией усилия в ходе председательства в Содружестве Независимых Государств. В этом плане весьма плодотворным был визит в Узбекистан совсем недавно заместителя премьер-министра Шувалова. Мы получили те основные решения, те предпринимаемые инициативы, которые делает Россия для того, чтобы СНГ приобрело новую окраску и получило более мощные, более устойчивые импульсы для того, чтобы повысить, ещё выше поднять авторитет СНГ, о котором слишком много различных, так сказать, предположений и прогнозов на будущее.

Была подчёркнута необходимость расширения структуры двустороннего товарооборота, который в 2009 году увеличился почти на пять процентов – точнее, 4,9 процента, и составил около 4,4 миллиарда долларов. Нами подтверждена совместная заинтересованность в дальнейшем продвижении в культурно-гуманитарном сотрудничестве. Этим целям служит принятая и подписанная сегодня Программа сотрудничества на 2010–2012 годы и план действий к ней, которые будут однозначно служить делу сближения наших народов и наших стран. И убеждён, что настоящий визит и подписанные в его рамках документы по конкретным направлениям взаимодействия выведут узбекско-российское всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество на новый, более высокий уровень в интересах Узбекистана и России.

Хотел бы, пользуясь этой возможностью, присоединиться к тем замечаниям, к тем оценкам, которые были высказаны уважаемым Дмитрием Анатольевичем, в части того, что настоящий визит узбекской делегации в Россию не носит какого‑то исключительного характера или какого‑то, так сказать, спонтанного характера. Думаю – и, думаю, не ошибаюсь, – что найдутся журналисты, найдутся эксперты или политологи, которые завтра скажут, что сложившаяся ситуация в Киргизии и в целом в регионе как бы диктует Президенту Узбекистана приехать в Россию и найти ту опору, в которой сегодня нуждается Узбекистан и его Президент. Думаю, что такие оценки вполне возможны. Ну что приходится в этом случае говорить? Каждый волен думать так, как он думает, и выражаться так, как он считает нужным. Но тем не менее хотел бы, чтобы такие прогнозисты или оценщики прежде всего учли следующие обстоятельства: договорённость о визите делегации Узбекистана в Россию была достигнута ещё во время визита, успешного визита Министра иностранных дел Сергея Викторовича Лаврова в декабре прошлого года. И в этом году состоялся очень плодотворный визит правительственной делегации России во главе с Сергеем Борисовичем Ивановым. И именно тогда, ещё в январе месяце, была определена та тематика и те документы, которые сегодня мы подписали.

И второе, что я хочу сказать. Речь идёт о том, что мы должны говорить не о каких‑то сиюминутных проблемах, которые возникли, но, прежде всего, добиваться того, чтобы было принято решение по устойчивому обеспечению мира и стабильности в Киргизии.

И многое здесь… Я читаю, особенно «Комсомолку». Я уважаю эту газету и внимательно просматриваю, потому что она достаточно такая, будем говорить, доступная, что ли. И в этой газете иногда читаешь то, что не увидишь в очень серьёзных изданиях и средствах печати: хорошо умеют преподать материал. Но тем не менее когда я читаю некоторые, так сказать, оценки, не буду называть фамилии некоторых корреспондентов… Ворсобин и Стешин, которые сегодня работают, по‑моему, в Киргизии, их статьи читаешь с интересом, но тем не менее некоторые оценки этих хороших корреспондентов вызывают изумление, потому что нельзя судить только по событиям в Киргизии и однозначно относить их на весь регион.

В регионе живёт сегодня достаточно много людей разных национальностей, этнических направлений. Но самое главное, каждая республика сегодня представляет совершенно самостоятельное государство, у которого есть свои отличительные качества. И вообще так небрежно говорить о целом регионе, рассуждать о том, как это завтра может повториться где‑то в соседних странах или нет, и безапелляционно заявлять, делать выводы об этом, я считаю, это немножко не совсем правильный подход, а точнее сказать, я считаю, что это недостаток информации.

И самое главное, здесь нельзя по одной стране судить о целом регионе. Это слишком прямолинейный подход и достаточно, извините, примитивный подход. И было бы очень правильно в этом плане, чтобы в российской печати и на телевидении был дан грамотный, всесторонний анализ того, что происходит сегодня не только в Киргизии, но и в целом регионе. Недостаток информации, отсутствие информации порой приводит к попыткам самостоятельно заполнять некоторые тёмные пятна и таким образом создавать некоторое недопонимание, которое, в общем‑то, не способствует взаимопониманию между нашими странами и народами.

Мы находимся в преддверии 65-летия Победы. Это общая Победа и Великая Победа, наши народы вместе боролись с фашизмом. Конечно, сегодня очень важно хранить память о тех событиях, о тех подвигах, которые были совершены нашими отцами, нашими дедами, для того, чтобы сделать возможной жизнь современных поколений.

Поэтому у нас вполне совпадают точки зрения: и России, в лице Президента России Дмитрия Анатольевича, и мои оценки. Они совпадают в том, что ни для кого, в первую очередь для стран, которые граничат с Киргизией, – их интересам абсолютно не отвечает всё, что происходит сегодня в Киргизии, и достаточно серьёзная опасность, что эти процессы приобретут перманентный характер.

В 2005 году, когда это всё произошло, имел место прецедент, который носит, в общем‑то, заразительный характер, и создаётся иллюзия, что очень просто можно ниспровергать любое вполне законно избранное руководство, правительство. А этот прецедент сам по себе полностью повторился ровно через пять лет в Киргизии, и собственно вот этот повтор говорит о том, что такой подход может приобрести, в общем‑то, серьёзные последствия. Тем более что в некоторых оценках, я имею в виду «Комсомолку», говорится следующее: что руководители соседних государств с ужасом, а население с восторгом следят за действиями свободолюбивого киргизского народа. Вот делайте выводы.

Значит, руководители с ужасом наблюдают, а народы, население – с восторгом. Я бы сказал, что это такой несколько броский подход к вопросам оценки, я ничего плохого не имею против таких броских, громких заявлений, но тем не менее поверьте мне: в Узбекистане никто с восторгом не следит за действиями свободолюбивого киргизского народа, поверьте мне на слово. Если кто‑то не верит в это, я приглашаю вас всех приехать на границу в Ферганскую долину – на границу с Киргизией – и увидеть всё, как говорят, наяву. И после этого мы можем ещё раз встретиться и ещё раз оценить все наши слишком революционные суждения о том, что происходит сегодня в регионе.

Д.Медведев: Спасибо, Ислам Абдуганиевич.

Думаю, «Комсомольская правда» должна быть обязана Президенту Узбекистана за такую прекрасную рекламу её публикаций и за подробный разбор полётов.

20 апреля 2010 года, Москва, Кремль