Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Президент провёл расширенное заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О развитии экспорта».
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня в рамках заседания Президиума Госсовета вместе с главами субъектов Федерации, руководителями Правительства, министерств и ведомств обсудим очень важную тему – важную для наших регионов, городов, для целых отраслей экономики. Речь о дальнейших шагах по наращиванию экспортного потенциала страны.
Россия, как известно, – активный участник международной торговли. Несмотря на объективные трудности, с которыми сейчас сталкивается российский бизнес, мы развиваем внешние деловые связи, расширяем их географию, укрепляем сотрудничество с предсказуемыми, надёжными партнёрами, которые, как и Россия, понимают свои национальные интересы, ценят взаимовыгодные торговые, производственные, кооперационные связи.
Добавлю, что мировая торговля и в целом глобальная экономика сейчас активно меняются. Мы часто об этом говорим, и все это очень хорошо знают и понимают. Выстраивается новая система отношений, где на лидирующие роли выходят государства так называемого Глобального Юга, динамично растущие страны, участники перспективных интеграционных объединений, например таких, как БРИКС.
Уже сейчас вклад стран БРИКС в мировую экономику превышает долю так называемой большой семёрки и продолжает расти. Тенденция нарастает, она не меняется. Для интереса, для справки (я и сам с интересом, честно говоря, на эти цифры смотрю), «большая семёрка» в 1992 году, что она из себя представляла? 45,5 процента мирового ВВП. А в 2022 году – уже 30,5 процента. Было 45,5, а стало 30. Прогноз на 2028 год – 27,9 [процента].
А что со странами БРИКС? БРИКС (без учёта новых членов этой организации) – в 1992 году доля в мировом ВВП была 16,7 процента, а в 2022 году – 31,4 процента. А прогноз на 2028 год – 33,8 [процента]. И тенденция такая есть, она сохраняется, она никуда не денется. Это объективный процесс, не связанный с текущей конъюнктурой даже конфликтов, в том числе на известном нам всем направлении. А БРИКС с новыми членами – конечно, там и ситуация другая. Там прогноз на 2028 год – 38 процентов глобального ВВП.
Это значит, формируются настоящие рынки будущего, в основе которых – прочные, стратегические партнёрства, принципы сложения экономических потенциалов и взаимного усиления роста.
Важно не только понимать эти тенденции, но и пользоваться преимуществами, экспортными возможностями, которые открываются перед нашим бизнесом, перед предприятиями. Нужно оказывать им содействие на всех уровнях.
Как вы знаете, в текущем году завершается шестилетний национальный проект по поддержке экспорта. За это время созданы инструменты, в том числе в субъектах Федерации, которые помогают отечественным компаниям поставлять продукцию за рубеж, позволили им пройти этап пандемии, а в последние два года – перенаправить товарные потоки на перспективные, растущие рынки.
В ходе встреч с представителями деловых кругов, с предпринимателями неоднократно звучали предложения продлить нацпроект по поддержке экспорта, и мы договорились, что это будет сделано.
В следующем году стартует обновлённый национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Основой для его решений, мер и механизмов должны стать достигнутые результаты в экспортной сфере, приоритеты экономического развития, которые стоят перед нашей страной, и, конечно, объективные глобальные тенденции, о которых я только что говорил.
Что хотел бы в этой связи отметить.
Для уверенного, долгосрочного развития внешнеэкономических связей необходимо повысить эффективность финансовой и информационной поддержки экспорта, активно создавать логистическую и транспортную инфраструктуру, а также площадки для производственной кооперации.
При этом принципиально важно стимулировать выход российских компаний на рынки товаров с высокой добавленной стоимостью, увеличить так называемый несырьевой неэнергетический экспорт, в том числе поставки товаров машиностроения, продуктов питания и так далее.
Отмечу, что с 2001 по 2023 год объём несырьевого неэнергетического экспорта России вырос более чем в четыре раза. Это хороший результат, четыре раза, не какие-то проценты, а четыре раза – с 36 до 148 миллиардов долларов. Это, конечно, далеко не предел для нас, это ещё на самом деле не так уж и много.
А вот за первые семь месяцев текущего года несырьевой неэнергетический экспорт продолжал расти и вырос ещё на пять процентов – до 89,8 миллиарда [долларов].
По некоторым направлениям – например, по поставкам продуктов питания – Россия уже вышла в число ведущих мировых экспортёров. Такой результат – это, конечно, в первую очередь заслуга специалистов, трудовых коллективов предприятий, а также институтов развития, руководителей регионов и федеральных органов власти, которые оказывают им поддержку.
В Послании Федеральному Собранию, а затем и в Указе о национальных целях развития был поставлен ориентир, а именно – к 2030 году увеличить несырьевой неэнергетический экспорт как минимум на две трети по сравнению с 2023 годом. Это амбициозная цель, особенно с учётом вызовов, с которыми столкнулись наши компании за последнее время.
Первый из них касается проведения расчётов. Разумеется, мы все об этом хорошо знаем. В отношении российских финансовых институтов и платёжных систем предприняты абсолютно враждебные действия со стороны некоторых западных элит. Стало сложней как получить оплату экспортных поставок, так и рассчитаться за импортные товары.
В определённой мере нам удалось решить эту проблему. В прошлом году доля расчётов за российский экспорт в так называемых токсичных западных валютах сократилась вдвое. При этом доля расчётов в рублях во внешнеторговых операциях приближается к сорока процентам. С 2021 по 2023 год доля рубля в расчётах за экспорт выросла почти в три раза – до 39 процентов. Доля расчётов в рублях за импорт выросла ещё на два процента, до 30 процентов в целом.
Мы продолжаем работу по этому направлению, вместе с зарубежными коллегами планируем более широко использовать национальные валюты, проводить расчёты через клиринговые платёжные системы, платформы и так далее.
Очевидно, что решение этих задач требует времени, поскольку наши ведущие торговые партнёры плотно интегрированы в действующую мировую финансовую систему.
Во всём мире сейчас прорабатываются вопросы создания так называемой наднациональной платёжной инфраструктуры – я хочу это подчеркнуть, очень многие страны и регионы мира этим занимаются вплотную – с возможностью использовать цифровые валюты центральных банков и цифровые финансовые активы. Такая система будет действовать бесперебойно и независимо от третьих стран. Я хочу это подчеркнуть: не только мы в связи с известными событиями этим занимаемся. Это во всём мире, это общая тенденция во всех регионах – и на Ближнем Востоке, и в Азии, все думают над этим, все думают и придумывают различные варианты.
Второе, на что хотелось бы обратить внимание. За последние годы выросли расходы наших экспортёров на перевалку продукции, подорожал фрахт судов, страховка и так далее. Очевидно, это прямое влияние на цену, а значит, и на конкурентоспособность отечественной продукции за рубежом.
Нужно, конечно, бороться с логистическими барьерами для российского экспорта, обеспечивать транспортную связанность, что называется, от первого до последнего километра, и прежде всего с перспективными рынками Глобального Юга, Африки, Латинской Америки – собственно говоря, на самом деле традиционно наши рынки по сбыту нашей продукции там и находились, они же там прежде всего были.
Для этого развиваются новые маршруты и международные транспортные коридоры, такие как «Север – Юг», коридоры в Азово-Черноморском и Восточном направлениях, а также Северный морской путь.
При этом вновь хочу подчеркнуть: ввод объектов транспортной инфраструктуры нужно синхронизировать с развитием логистического сервиса – складов, терминалов обработки грузов и так далее, а сроки строительства должны соответствовать планам по наращиванию поставок в дружественные страны, по выходу на новые, растущие рынки.
И в этой связи третье, на что хотелось бы обратить внимание. Мы активно действуем по линии Евразэс и расширяем зоны свободной торговли с зарубежными партнёрами.
В то же время многие государства мира сегодня устанавливают высокий уровень тарифной защиты. Несмотря на определённое движение вперёд, у наших компаний в этих странах сохраняются проблемы с поиском покупателей, с организацией деловых переговоров, с получением маркетинговой информации.
Также далеко не со всеми партнёрами отлажены механизмы защиты прав и капиталовложений российских инвесторов за рубежом.
Всё это – важные направления работы по линии Правительства, Российского экспортного центра, наших торговых представительств за границей и, конечно, регионов.
Далее. Надо признать, что готовые, в том числе высокотехнологичные российские товары, известны в мире, как правило, в узких сегментах. При этом наши предприятия готовы производить большую линейку качественной, конкурентоспособной, экологичной продукции.
Важно также ответственно и профессионально её продвигать, чтобы о ней знало как можно больше потенциальных покупателей. Действовать нужно очно и дистанционно – и, как говорится, на земле, и через цифровые каналы и торговые платформы.
У Российского экспортного центра есть специальная программа «Сделано в России», которая помогает формировать позитивный образ России, отечественных брендов. Надо масштабировать эту практику, расширять её охват. Я прошу Правительство, РЭЦ подготовить план совместных действий на этот счёт.
При этом добавлю, российские товары, в первую очередь промышленные, с высокой добавленной стоимостью, должны быть не только узнаваемы, но и доступны для иностранных покупателей.
И наконец, пятое. Экспортёры – прежде всего малые и средние компании – часто говорят о том, что у них нет единой картины мер поддержки со стороны Правительства и регионов, внешнеэкономические стратегии регионов зачастую не синхронизированы с федеральной стратегией, с федеральной повесткой.
Конечно, отдельные субъекты Федерации последовательно, комплексно развивают несырьевой экспорт, в том числе некрупного бизнеса. Для этого организованы региональные центры поддержки экспортёров, работают команды профильных специалистов.
В рамках межрегионального сотрудничества выстраиваются партнёрства с дружественными странами, и это, конечно, вносит свой вклад в укрепление технологического суверенитета России, задаёт более высокий темп экономического развития субъектов Федерации, а значит и всей страны.
Мы, конечно, должны и будем поддерживать усилия субъектов Федерации в экспортной сфере. При этом хочу подчеркнуть: надо системно на всей территории России развивать экспорт, включая несырьевой, увязывать между собой региональные и федеральные инициативы в этой сфере.
И конечно, прошу Правительство и Российский экспортный центр помогать коллегам в субъектах Федерации, формулировать своевременно и направлять им соответствующие необходимые рекомендации.
Уважаемые коллеги!
Поддержка экспортёров, наращивание поставок российской продукции на внешние рынки – это общая задача и бизнеса, и федеральных и региональных властей, наших институтов развития и представителей за рубежом.
При этом подчеркну: главная цель – это, как ни странно, не просто увеличение тонн, кубометров поставок или даже сумм экспортной выручки. Главная цель в том, чтобы экспорт, конкуренция российских компаний на мировых рынках служили катализатором обновления нашей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, многих других отраслей, стимулировали рост эффективности отечественных предприятий, позволяли создавать современные, хорошо оплачиваемые рабочие места – именно у нас, в России. В этом конечная цель.
И конечно, совместная работа с зарубежными партнёрами над внешнеторговой инфраструктурой, надёжными каналами поставок, глубокой технологической кооперацией помогает установить более прочные связи между государствами и гражданами.
В ходе нашего сегодняшнего обсуждения предлагаю исходить из этих принципиальных соображений.
Знаю – мне Алексей Геннадьевич [Дюмин] рассказывал, только что рассказал, – как вчера шли дискуссии, достаточно активно, это очень хорошо. Предложения глав субъектов Федерации, которые прозвучали на семинаре, конечно, заслуживают внимания. Ряд из них мы сегодня обязательно рассмотрим.
При этом прошу коллег из Администрации Президента обобщить все эти предложения и идеи и с учётом нашего сегодняшнего обсуждения направить их для детальной проработки в Правительство.
Давайте начнём. (Обращаясь к А.Цыбульскому.) Пожалуйста, прошу Вас, Александр Витальевич.
А.Цыбульский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
У нас комиссия по международной кооперации и экспорту в рамках Государственного Совета создана, заработала, уже сформирован состав и прошло первое заседание. Интерес большой, проблем много, но начинаем их планомерно решать, и думаю, что добьёмся в этом успеха.
Регионы сегодня играют действительно одну из ключевых ролей в развитии экспорта, и экспортная деятельность для многих является бюджетообразующей и оказывает прямое влияние на социально-экономическое развитие. Для экономики регионов экспорт формирует налоговые доходы в размере 4 триллионов рублей, это почти 24 процента от совокупных налоговых доходов регионов.
Регионы находятся на постоянной, что называется, короткой связи со своими экспортёрами, особенно сейчас, когда зачастую они полностью пересматривают свои бизнес-стратегии, действуют оперативно, ищут новых потребителей своей продукции за рубежом и перестраивают логистику на новые рынки.
Для эффективности этой работы мы вместе предметно рассматривали все проблемы, принимаем необходимые решения, действуем, можно сказать, точечно, в интересах каждого конкретного регионального экспортёра, и впоследствии часть этих решений становятся системными. Поэтому новая комиссия – это как раз та площадка, на которой регионы могут делиться лучшими практиками и совместно обсуждать проблемы, предлагать варианты решений и договариваться, что очень важно, о межрегиональном сотрудничестве. В части экспорта это направление является очень нужным.
Экспорт играет важную роль в экономике России: обеспечивает прямо или косвенно порядка 31 процента доходов бюджетной системы страны, более 12 миллионов рабочих мест и почти четверть валового внутреннего продукта. Исторически большая часть несырьевого неэнергетического экспорта приходится на дружественные страны, в том числе Индию, Иран, Азербайджан, Казахстан, Беларусь, Китай. Несмотря на сложности в мировых отношениях, торговый оборот с ними продолжает расти.
Условия для ведения внешней торговли изменились, катализатором здесь выступили санкции. Но совершенно очевидно, что это был лишь вопрос времени, Вы об этом, Владимир Владимирович, очень подробно сказали, что стагнация европейских рынков в ближайшие десятилетия в любом случае неизбежно привела бы к необходимости переориентации экспортных потоков. Поэтому сложившуюся ситуацию сегодня следует воспринимать скорее как возможность стать первыми на пути и в дальнейшем определять правила игры на этих международных рынках.
Эта работа происходит в том числе благодаря тому, что наши экспортёры проявляли способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Начиная с 2022 года они активно перенастраивают свои бизнес-модели, логистические маршруты, осваивают новые рынки сбыта, выстраивают партнёрские связи со странами, ориентированными на долгосрочное, взаимовыгодное и уважительное сотрудничество.
По итогам 2023 года доля промышленного экспорта с дружественными странами возросла на 15 процентов по сравнению с 2022 годом и достигла почти 80 процентов. Но надо признать, что общий объём промышленного несырьевого неэнергетического экспорта ещё не достиг уровня 2021 года, и сегодня наша задача – этого уровня достичь и, оттолкнувшись от этой точки, идти ускоренными темпами к выполнению Вашего поручения по увеличению к 2030 году на две трети несырьевого неэнергетического экспорта по отношению к 2023 году.
Сегодня на этом пути мы выделяем ряд проблем, или вызовов. И наиболее острые из них, наверное, это логистика и проведение платежей, то, о чём Вы сказали.
Начну с логистики.
Логистические ограничения при переориентации экспортных потоков на новые рынки дружественных стран требуют сегодня выстраивания новых маршрутов и донастройки необходимой логистической и товаропроводящей инфраструктуры, «расшивку» узких мест и обеспечение сквозного логистического сервиса до целевых рынков.
Большая часть грузов для экспорта у нас зарождается в центральной части страны (в Сибири, на Урале), а точки входа на международные маршруты находятся на юге и на востоке. Поэтому необходимы, кроме уже принимаемых решений по расширению Восточного полигона РЖД, увеличению плотности автомобильных дорог в восточной части России, также и координация внутрирегиональной инфраструктуры с проектами перспективных международных транспортных коридоров, в первую очередь «Север – Юг» и Северный морской путь.
И здесь, как Вы уже сказали, Владимир Владимирович, нужно поработать над обеспечением транспортной связанности, это очень важно, от первого до последнего километра, по которому следует экспортный груз.
<…>
25 сентября 2024 года, Москва, Кремль