Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России.
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Завтра День русского языка, Пушкинский день России. Поздравляю с наступающим праздником вас и всех наших филологов, русистов, славистов, преподавателей русского языка и литературы, всех, кто любит, ценит и бережёт родное слово, гордится тем, что мыслит, говорит на одном из самых образных, богатых и выразительных языков мира – языке, который объединяет многонациональный народ России, отражает наши духовно-нравственные традиции, культуру и самобытность.
На состоявшемся в ноябре прошлого года заседании Совета мы приняли решение о разработке основ государственной языковой политики. Этот документ призван обеспечить развитие и защиту русского языка как государственного языка России и как ключевой опоры, доминанты общероссийской гражданской идентичности, создать дополнительные условия для сохранения и поддержки языков всех народов России и языкового многообразия, которые являются национальным достоянием и историко-культурным наследием нашей страны.
И конечно, предстоит серьёзно работать на укрепление позиций русского языка и значимости России в мировом гуманитарном пространстве.
Знаю, что проект основ уже подготовлен. Сегодня Елена Александровна Ямпольская об этом подробно расскажет.
Подчеркну, что среди основных задач государственной языковой политики – повышение качества преподавания русского языка на всех уровнях общего и профессионального образования, а также внедрение единой сбалансированной методологии преподавания русского языка и литературы в школах, создание на её основе единой линейки школьных учебников и учебных пособий.
Принципиально важно последовательно избавляться от вульгарных и механических иностранных заимствований, которые не обогащают, а, напротив, засоряют, коверкают наш язык. Тем более если те или иные термины давно имеют аналоги в русском языке. Да и в общественном пространстве следует использовать наш исторический алфавит – кириллицу, а не «кашу» из латиницы и других символов. Наши писатели-классики ещё в ХIХ веке иронизировали над таким подражательством.
Безусловно, реализация основ должна способствовать улучшению владения русским языком и росту интереса к чтению. Книга – это неотъемлемая часть воспитательного процесса и семейных традиций. И книги для детей, которые открывают путь в мир большой, классической литературы с её высокими нравственными ценностями, должны быть доступны каждому.
В этой связи по аналогии с Пушкинской картой, которая даёт возможность школьникам посещать музеи, театры, кино, выставки, предлагаю с 2026 года запустить программу «Детская книжная карта». Такие карты с номиналом в три тысячи рублей получат семьи, в которых растут дошкольники в возрасте от трёх до шести лет. Подчеркну: карту будет получать каждый ребёнок по достижении им трёх лет – что очень важно для многодетных семей.
Давайте сегодня вместе подумаем, как эта карта могла бы называться.
Добавлю, что издания, которые можно будет приобрести с помощью детской книжной карты, должны отбираться признанными экспертами: известными литераторами, детскими психологами, специалистами дошкольного образования и воспитания. А издательствам, решившим участвовать в программе, надо будет ориентироваться на разумные ценовые параметры, чтобы номинала одной карты хватало на покупку не менее десяти книг.
Уважаемые коллеги, на прошлом заседании мы говорили о правовом обеспечении языковой политики. Было дано поручение разработать новый закон о языках народов Российской Федерации, включающий официальный, государственный реестр этих языков.
Я прошу не затягивать работу. Речь о сбережении и дальнейшем развитии языков народов России, о возможности их системной поддержки со стороны государства, о защите общего языкового пространства нашей страны.
Кроме того, предлагаю учредить День языков народов России и отмечать его ежегодно 8 сентября – в день рождения Расула Гамзатова. Автор легендарных «Журавлей», он считал родными два языка: аварский, на котором творил, и русский, благодаря которому его произведения обрели мировую славу.
Уважаемые коллеги, одним из самых действенных инструментов продвижения русского языка и литературы и у нас в стране, и в мире является широкое и содержательное празднование памятных дат, связанных с гениями отечественной словесности.
Так, прошедший, 2024 год был посвящён Пушкину. Нынешний – Сергею Есенину: в октябре исполнится 130 лет со дня его рождения. Началась подготовка и к 200-летнему юбилею Льва Николаевича Толстого, который мы отметим через три года.
А ещё в 2028 году исполнится 225 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева. Мы часто его цитируем: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» Но его наследие выходит далеко за рамки стихотворных форм. Публицист, государственный и политический деятель, дипломат, Тютчев был истинным патриотом, человеком образованным, широко мыслящим, мудрым. Обращаясь в одной из своих работ к европейцам – это была работа об отношениях России и Германии, но, по сути, он обращался ко всем европейцам, – он писал: Россия готова уважать вашу историческую законность, но и вы со своей стороны научитесь уважать нас в нашем единстве и силе.
Учитывая огромный вклад Фёдора Тютчева в нашу культуру, словесность, историю, философию, будет правильно достойно отметить его юбилей. Я прошу коллег из Администрации Президента, из Правительства подготовить проект соответствующего указа.
Уважаемые коллеги, рассчитываю, что сегодня будут представлены дополнительные предложения по продвижению и популяризации русского языка, в том числе на наших исторических территориях – на Донбассе и в Новороссии.
Кроме того, считаю необходимым продолжить обсуждение темы обновления фондов школьных и детских библиотек. И, как уже отмечал, поговорим о том, как продвигается работа по созданию единой государственной линейки учебников по русскому языку и литературе.
Пожалуйста, я передаю слово Елене Александровне Ямпольской.
Е.Ямпольская: Спасибо огромное.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В своём выступлении на параде в ознаменование 80-й годовщины Великой Победы Вы сказали: «Наши отцы, деды и прадеды спасли Отечество. И завещали нам защищать Родину, быть сплочёнными, твёрдо отстаивать свои национальные интересы, нашу тысячелетнюю историю, культуру, традиционные ценности. Всё, что нам дорого и что свято для нас».
К таким безусловным для каждого гражданина России ценностям и святыням относится и русский язык. Мы старались исходить из этого, Владимир Владимирович, работая над проектом основ государственной языковой политики.
Проект документа нами совместно с коллегами из Правительства, а также из аппарата Совета Безопасности Российской Федерации подготовлен. Он согласован со всеми профильными ведомствами. Я надеюсь, что этот документ отвечает тем высоким требованиям, о которых Вы сейчас сказали. Разрешите, уважаемый Владимир Владимирович, в ближайшее время передать Вам проект основ государственной языковой политики на Ваше решение.
Огромное спасибо за предложение учредить День языков народов России. Замечательно, что мы говорим об этом в канун Дня русского языка. Нет сомнений, что появление в государственном календаре ещё и такого праздника придаст, конечно, новый импульс развитию литератур на языках наших народов, нашей великолепной переводческой школы, будет способствовать ещё большему взаимообогащению самобытных национальных культур, которыми так богата наша Россия.
И конечно, нет слов, чтобы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, от всей души за решение о запуске социальной программы «Детская книжная карта». Это действительно событие. Я сама каждый вечер читаю дочке и знаю, как это объединяет, как благотворно воздействует на развитие ребёнка, его речи, фантазии и творческих способностей. Очень бы хотелось, чтобы тёплая русская традиция семейного чтения вернулась в каждый дом.
Я даже недавно размечталась: если бы у нас на федеральных каналах примерно в половине девятого вечера трансляция прерывалась бы буквально пятисекундным напоминанием: «Почитайте своим детям». Это же такая уникальная, тёплая картинка, когда у тебя за плечом посапывает малыш, а в полумраке комнаты разносится «У лукоморья дуб зелёный…», или «Усатый-полосатый», или народная сказка. Правда, я боюсь, что такой социальной рекламы никогда не будет, потому что некоторое количество зрителей действительно выключило бы телевизор и пошло бы читать.
Очень важно, что издания, которые могут быть приобретены на средства этой карты, останутся в семье. А на каждого последующего ребёнка, как Вы говорите, будет выдаваться такая же карта по достижении трёхлетнего возраста. И, таким образом, получится, что в семьях, особенно в многодетных семьях, постепенно сложится целая домашняя детская библиотека, побуждающая к семейному чтению.
Я уже имела честь Вам докладывать, уважаемый Владимир Владимирович, о том, что при Российском книжном союзе появился экспертный совет по детской книге. Коллеги мне предложили его возглавить. Первое рабочее заседание совета уже состоялось, и полагаю, что в том числе и этот совет – а состав его, конечно, будет расширяться – может и должен заниматься экспертизой тех книг, которые можно будет приобрести на средства детской книжной карты.
Вы абсолютно правы, когда говорите, что эти книги должны быть безупречными и с художественной, и с нравственной точки зрения. И конечно, совершенно справедливое замечание, мне кажется, о встречных обязательствах, которые следует взять на себя книгоиздателю.
Более того, я уверена, что такая карта, детская книжная карта, станет отличным стимулом развития для наших многочисленных региональных издательств.
А что касается названия, осмелюсь предложить: может быть, «Золотой ключик»? Золотой ключик, которым открывается для ребёнка дверь в мир большой литературы. Как вариант – вот такое предложение.
Важнейшая тема – наследие Фёдора Ивановича Тютчева. Думаю, от имени коллег по Совету могу выразить нашу всеобщую радость по поводу того, что эта памятная дата не останется незамеченной на государственном уровне.
Вы справедливо напоминаете о том, как велик вклад Фёдора Ивановича не только в русскую литературу, но вообще в развитие русской мысли, а также в укрепление международных связей России.
Его жизненный путь свидетельствует о том, что можно быть одновременно и поэтом, и чиновником, и лириком, и публицистом. Он, вообще, творец, который не противопоставляет себя государству, а сам с полной ответственностью несёт тяготы государственной службы, а именно так прожил свою жизнь Фёдор Иванович Тютчев. Это очень важный, на мой взгляд, пример для творческой молодёжи сегодня. Уверена, что все исследователи и хранители наследия Тютчева, кто смотрит сейчас нашу трансляцию, уже бросились составлять предложения в план будущих юбилейных мероприятий.
Кроме этого, наверное, не надо забывать, что Фёдор Иванович был очень ярким, живым человеком, и вся его биография – от эвакуации ребёнком из осаждённой Москвы в августе 1812 года до его личной жизни, полной страстей и драматизма, – мне кажется, могла бы стать основой для очень интересного художественного фильма, возможно, многосерийного. Пока за всю историю отечественного кинематографа ни одной игровой ленты, посвящённой Тютчеву, до сих пор не снято.
Уважаемый Владимир Владимирович, позвольте кратко доложить про исполнение отдельных Ваших поручений, данных по итогам предыдущего заседания Совета.
Поручения стали для нас отличной навигацией, мы стараемся продвигаться быстро и качественно.
Полным ходом идёт работа над единой государственной линейкой учебников по русскому языку и литературе. Мы поставили перед собой два главных вопроса. Первый: для кого мы делаем учебники? Кто он, ученик, который сегодня садится за парту? Какой он? Как мы можем завоевать его доверие? Учебники, конечно, должны наследовать лучшим отечественным традициям, но при этом быть в лучшем смысле этого слова современными.
Ясно, что речь не о том, чтобы поменять «мама мыла раму» на «мама мыла «Алису». Всё гораздо сложнее и тоньше. Но когда мы в пятом классе предлагаем детям выучить поговорку «не учась и лаптя не сплетёшь», я не уверена, что подобную мотивацию к учёбе можно считать достаточной.
Мы обратились, Владимир Владимирович, к нашим современным отечественным авторам, пишущим для детей. Пусть они попробуют свои силы в текстах для учебников по русскому языку. Чтобы всё, что предлагается ученикам в качестве примеров, заданий, упражнений, несло в себе смыслы и ценности, выходящие за пределы безударных гласных.
И второй главный вопрос. Ради чего мы делаем учебники? Какого человека, какого гражданина мы надеемся вырастить при помощи родного слова? Умение отличать метафору от гиперболы, ямб от хорея – это очень важно. Но в первую очередь, нам кажется, надо научить юного человека отличать добро от зла.
Вы помните, что нам с вами когда-то преподавали классовый подход к литературе: «разбудил декабристов», «зеркало революции», «Пушкин недопонял», «Некрасов боролся с уродливыми проявлениями крепостничества»… Спора нет, крепостничество, оно, конечно, уродливо. Но, может быть, мы для целостности картины расскажем, как жили в то же самое время свободные рабочие в Англии? Тот же самый Тютчев цитировал непредвзятое мнение, что в Соединённом Королевстве существует по крайней мере миллион людей, которые много бы выиграли, если бы их сослали в Сибирь.
Наш с коллегами подход, уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Владимирович, можно назвать патриотическим. Исходим из того, что русская литература – одна из величайших в мире – скромно так говорим, хотя, наверное, в самом деле наиболее великая. Не противопоставляем русскую литературу русской истории. Изучаем зарубежных авторов – говорим о выдающейся, великой школе отечественного перевода, школе художественного перевода. То есть фокус постоянно на России задуман, он не смещается.
Разумеется, предусмотрены метапредметные связи между курсами литературы и истории. Владимир Ростиславович Мединский лично взялся нас в этом поддержать и эту часть работы курировать.
Хочу особо отметить, что литература народов России по нашему плану должна быть представлена в каждом классе. Тукай, Карим, Кугультинов, Кулиев, Джалиль, Рытхэу, тот же Гамзатов – это ещё далеко не полный список имён, и такой системности до сих пор в этом вопросе не было.
Позвольте мне ещё особо подчеркнуть накануне Пушкинского дня, что не может ученик старших классов перерасти Пушкина, остаться без Пушкина, как это происходит сейчас. Пушкин должен присутствовать в программе с первого по 11-й класс, и его духовная эволюция, как мне кажется, для растущего человека очень важна.
Мы считаем, что учебники должны быть достаточными, чтобы пробудить у ребёнка интерес и любовь к родному языку, к родной литературе. А уж вопросы, который ставит эта литература, он будет решать всю свою жизнь, тут одними учебниками, конечно, не обойдёшься.
Чтобы наша работа не была оторвана от живой школьной практики, мы при Совете решили создать экспертный орган и пригласить туда учителей русского языка и литературы из всех регионов нашей страны, чтобы они в этой работе нам помогали. Советом они, собственно, уже помогают.
Хочу, конечно, поблагодарить наше Министерство просвещения, лично Сергея Сергеевича Кравцова за понимание этих подходов и поддержку нашей работы.
С особой ответственностью, Владимир Владимирович, с особым трепетом подошли к подготовке нового букваря. Предлагаем вернуть первому учебнику название «букварь», сейчас это «азбука». [Предлагаем] установить по стране единую дату прощания с букварём, это очень трогательный праздник, и для первоклашек он чрезвычайно важен. Адресуем это тоже нашим коллегам из Министерства просвещения.
По Вашему указанию, Владимир Владимирович, при Наццентре «Россия» создан совет по новому российскому художественному стилю. И одним из множества вызовов, где лучшие дизайнерские силы могут себя проявить, стало оформление будущего букваря. Мы же не забываем, что Родина начинается «с картинки в твоём букваре».
Несколько ведущих школ отечественного дизайна на наш призыв уже откликнулись. Позвольте мне продемонстрировать, какой праздничный, нарядный и при этом строгий вариант обложки предложили нам наши коллеги из центра дизайна Университета имени Косыгина. Мне кажется, что такого красивого букваря у нас не было давно, а может быть, на самом деле и никогда не было.
Позвольте попросить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, на первой странице будущего букваря, букваря из единой государственной линейки учебников, обратиться к каждому первокласснику. 1 сентября большинству из них Ваше напутствие прочтут учителя, родители, бабушки, дедушки. Но чуть позже ребёнок перечитает Ваши слова сам. А вот эта гордость от того, что к нему, лично к нему обратился Президент страны, – она, конечно, останется и сделает начало школьной жизни, я уверена, ещё более торжественным. Если Вы сочтёте возможным, мы бы Вас очень об этом просили.
Теперь должна честно признаться, что не все Ваши поручения нам удалось выполнить в срок.
Справедливо Вы отметили, что медленно продвигается работа над новым законом о языках народов Российской Федерации. Но буквально на днях очень плотно с Валерием Николаевичем Фальковым обсуждали этот вопрос. Договорились, что форсируем работу. Совет со своей стороны уже две редакции законопроекта предложил, но тут головной исполнитель Минобрнауки, ответственным является Правительство. Безусловно, общий язык нами найден. Поэтому я думаю, что мы в ближайшее время эту работу активизируем и успешно её завершим.
Аналогичная проблема у нас с принятием законодательной инициативы, ограничивающей засилье латиницы и англицизмов. Законопроект пока принят Государственной Думой только в первом чтении.
Не скрою, что с разных сторон предпринимаются попытки вывести различные сферы из-под действия данного закона: например, рекламу, например, коммерческие обозначения, то есть всё-таки максимально латиницу вокруг нас сохранить.
Мы такую позицию считаем ошибочной, при этом свои подходы постоянно и разъясняем, и отстаиваем. С коллегами находимся в диалоге. Очень рассчитываем, что дело будет доведено до конца.
Зато с опережением, уважаемый Владимир Владимирович, выполнено Ваше поручение по созданию мобильной игры «Скажи по-русски», которая как раз и направлена на то, чтобы молодёжь могла на практике оценить уникальные преимущества родного языка. Да, конечно, английский [язык] ёмкий, английский ёмкий и удобный, я его обычно сравниваю с лапшой быстрого приготовления: кипятком залил – вот у тебя в одном сразу масса значений. А русские слова – это натуральные ингредиенты, из которых получается сытное, вкусное и полезное блюдо, и ароматное блюдо, скажу ещё, благоуханное. Английский – он для тех, кто торопится, а русский – для тех, за кем вечность.
Благодаря Российскому обществу «Знание», социальной сети «ВКонтакте» и Институту русского языка имени Пушкина игра в тестовом режиме запущена. Максим Алексеевич Древаль сегодня об этом готов чуть подробнее доложить, рассказать, что это за игра, как и о ходе Всероссийского конкурса «Родная игрушка», который мы проводим по Вашему поручению. Только что запустили третий, уже финальный, этап игры. Среди проектов-финалистов есть и связанные с русским языком, и с языками народов России.
Очень живо и неформально начала возрождаться традиция чтецких программ для школьников – тоже в соответствии с Вашим поручением. Евгений Владимирович Князев нам хотел сегодня об этом доложить.
Очень коротко о некоторых новых предложениях. Если одобрите, мы их тоже возьмём в работу.
Первое. В нашей стране сейчас уделяется огромное внимание воспитанию подрастающего поколения. Вы 19 мая подписали распоряжение «О формировании межведомственной рабочей группы по воспитанию детей и молодежи». Мне кажется, что уважение к языку, интерес к доброй и полезной книге надо начинать воспитывать как можно раньше: начиная с детских садов, с дошкольного образования.
И вообще, мне кажется, что система дошкольного образования – это прежде всего система воспитания. Именно воспитательный компонент должен стать её краеугольным камнем. Не зря Сухомлинский говорил, что годы детства – это прежде всего воспитание сердца.
Если Вы позволите, то в рамках межведомственной рабочей группы мы соответствующие предложения подготовим.
Второе – предлагаем в Национальном центре «Россия», который создан в соответствии с Вашим указом, а равно и в его будущих филиалах предусмотреть пространства, посвящённые русскому языку.
У нас сегодня Лилиана Вячеславовна Воронова из Дальневосточного федерального университета расскажет, насколько такая площадка востребована во Владивостоке, где осенью нынешнего года должен открыться первый филиал Национального центра.
Мы посчитали, Владимир Владимирович: сейчас на всю страну не наберётся и десятка музеев русского языка, кириллицы. За исключением Музея славянской письменности в Москве на ВДНХ, все остальные – маленькие, очень скромные, школьные либо частные. Например, есть Музей русского алфавита, созданный силами энтузиастов в селе Белокуриха Алтайского края, в 100 километрах от малой родины Шукшина.
Мы, конечно, со стороны Совета постараемся таким подвижникам помогать, но я уверена, что команда Наццентра сможет сделать пространство русского языка по-настоящему увлекательным, творческим, интерактивным, интересным и для наших граждан, и для гостей страны.
И в заключение, уважаемый Владимир Владимирович, позвольте предложить провести в нашей стране конкурс песенной поэзии.
Прекрасно, что у нас столько любимых песен, которые передаются из поколения в поколение. Но ведь мы гордимся не только нашим прошлым, мы гордимся и тем временем, в котором нам выпало жить.
Наш коллега по Совету Александр Алексеевич Шаганов, замечательный поэт-песенник, готов возглавить жюри конкурса, он своим видением сегодня поделится. Я бы предложила присвоить конкурсу имя незабвенного Николая Николаевича Добронравова, а в почётные председатели жюри пригласить Александру Николаевну Пахмутову. Признаюсь, что уже проговорили с ней такую возможность и Александра Николаевна сердечно откликнулась.
Наградой победителям могут стать песни, написанные на их стихи нашими композиторами, – и известными, и молодыми. И я почему-то уверена, что среди финалистов конкурса будет немало наших воинов, участников специальной военной операции, потому что защита Родины – это, наверное, высшая форма поэзии, которая вообще человеку доступна.
Спасибо вам огромное за внимание.
Разрешите передать слово коллегам?
В.Путин: Пожалуйста.
Е.Ямпольская: Пожалуйста, коллеги. Максим Алексеевич Древаль.
М.Древаль: Уважаемый Владимир Владимирович, здравствуйте!
Разрешите доложить о статусе реализации четырёх Ваших поручений по итогам прошлого заседания Совета.
Во-первых, по Вашему поручению общество «Знание» и Движение первых запустили и реализуют Всероссийский конкурс «Родная игрушка». Елена Александровна возглавила организационный комитет. Очень рад, что именно она осуществляет общую координацию конкурса.
Благодаря конкурсу более 28 тысяч идей новых отечественных игр и игрушек было собрано. Что важно, многие из них подавались не производителями игрушек, а людьми самых разных профессий, педагогами, родителями или даже самими детьми. Более трёх тысяч идей именно ребята нам направили.
Сегодня по итогам двух этапов 62 проекта прошли в финал конкурса. Важно, что многие из них вначале были просто задумками, но благодаря наставникам, благодаря экспертам, специалистам в сфере воспитания, технологам, методистам все они превратились в полноценные подробные модели, которыми уже интересуются многие производители.
Игрушки получились разные, но все они содержат в себе историю, культуру, традиции и ценности нашей страны. Например, это конструкторы и технологические игрушки о достижениях нашей страны в космосе, атомной промышленности и других сферах, или настольные игры, погружающие нас в историю России, или, например, это куклы в традиционных народных костюмах. Конечно же, это игрушки о великих деятелях прошлого и героях современности – военнослужащих, врачах, спасателях.
Кстати, одну из таких серий игрушек, она называется «Юный герой», разработал профессиональный военнослужащий, участник специальной военной операции Константин Савельев из Мурманской области.
Конечно, многие игры и игрушки посвящены русскому языку. Например, один из таких проектов помогает знакомиться с редкими русскими словами. Но что самое интересное, этот проект придумал и реализует вместе со своей мамой семилетний Данила из Саратовской области.
Огромный путь прошли участники конкурса. Но прежде чем игрушки окажутся в руках детей, участникам предстоит пройти ещё несколько этапов, где, безусловно, им потребуется существенная поддержка. Впереди их ждёт прототипирование – ещё одно испытание, и оценка семьями-экспертами. Безусловно, производство первых тиражей, популяризация и распространение этих игр и игрушек.
Мы, кстати, считаем, что очень важно в этом контексте, чтобы победители данного конкурса, игры, которые победят, оказались в перечне средств обучения и воспитания в дошкольных, а также общеобразовательных организациях.
В целом, Владимир Владимирович, если Вы поддержите, мы готовы переходить к следующим этапам конкурса.
Второе, о чём хотел сказать, – это игра «Скажи по-русски». На прошлом Совете Елена Александровна предложила идею создания игры, которая бы повышала интерес молодого поколения к русскому языку. Вы тогда поручили разработать предложения по реализации такой игры.
Рад доложить, что общество «Знание» вместе с компанией ВК и Институтом русского языка имени Пушкина запустило пилотную версию такой игры. Цель – показать молодым людям, насколько красив и богат русский язык.
Механика очень простая: нужно заменять англицизмы на русские слова, тем самым расширяя свой словарный запас. Делая это быстро и точно, ребята зарабатывают очки, соревнуются друг с другом и повышают свой уровень. Кстати, каждый уровень в игре посвящён одному из героев русских сказок. Так, молодые люди могут пройти путь от Колобка до Ильи Муромца, а девушки – от Жихарки до Елены Премудрой.
Игра существует в пилотном режиме. Мы тестируем её, но в ней уже более ста тысяч игроков. Это говорит о том, что очень правильное время: очень высокий интерес и большой потенциал у игры. Поэтому, если Вы поддержите, Владимир Владимирович, мы готовы дальше развивать и масштабировать данную игру.
Третья часть моего доклада посвящена Вашим поручениям касательно школьных библиотекарей и школьных библиотек.
Мы вместе с Министерством просвещения готовим к запуску два конкурса: конкурс профессионального мастерства «Школьные библиотекари» и конкурс на определение самых читающих школ. Оба финала конкурсов мы планируем провести в рамках Всероссийского форума «Школьные библиотекари», который проведём уже в декабре этого года.
В завершение хочу сказать о Вашем поручении возродить практику чтецких программ. Мы вместе с Министерством просвещения хотим до конца года создать как минимум тысячу чтецких клубов. Очень рад, что практически все члены Совета активно включились в реализацию данной программы, а Евгений Владимирович Князев фактически стал идейным вдохновителем возрождения практики чтецких программ.
На этом, Владимир Владимирович, свой доклад заканчиваю.
В.Путин: Максим Алексеевич, как будут выглядеть эти чтецкие программы? Как это будет работать на практике, в жизни сегодня?
М.Древаль: Владимир Владимирович, мы хотим поддержать открытие чтецких клубов в школах. Общество «Знание» поддержит методически работу этих чтецких клубов. То есть мы поможем с рекомендованными темами, о чём поговорить, какую литературу использовать, дополнительный видеоконтент. Часто это могут быть библиотеки. И что самое важное, общество «Знание» даст возможность школам, этим клубам, пригласить к себе различных актёров, писателей, людей, которые могут вместе с ребятами провести эти поэтические чтецкие вечера.
В.Путин: Понял, хорошо. Хорошая программа, хорошая идея.
М.Древаль: Спасибо.
Е.Ямпольская: Спасибо.
В таком случае, Владимир Владимирович, может быть, разрешите дать слово Князеву Евгению Владимировичу? Мы тогда эту тему не будем разбивать, а сразу её продолжим.
Евгений Владимирович.
Е.Князев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
На прошлом заседании, уважаемый Владимир Владимирович, Вы в своём вступительном слове отметили, что ещё в недавнем прошлом были популярны, востребованы чтецкие программы, когда известные актёры и профессиональные чтецы исполняли литературный материал, и предложили возродить эту практику прежде всего в школах, колледжах, чтобы ребята слышали и знали эталонные звучания русской речи и с юных лет воспитывали в себе красоту и образное богатство русского языка.
И вот вместе с обществом «Знание» – уже Максим Алексеевич об этом сказал – мы взялись за выполнение этого поручения. Напомню, могу от самого себя сказать, что в Советском Союзе чтецкие программы доказали свою эффективность в том числе и в школах. Тогда позвольте доложить, что возрождение практики чтецких программ в образовательных организациях начнётся уже с 1 сентября 2025 года, то есть мы хотим начать в начале нового учебного года.
Возглавляемый мною Театральный институт имени Бориса Щукина стал основным из партнёров этой программы. Так, Российским обществом «Знание» совместно с Министерством просвещения России запланировано создание в школах, колледжах чтецких клубов как пространств развития читательской грамотности и интереса к литературе.
До конца нынешнего года, как сказал Максим Алексеевич, мы готовы открыть свыше тысячи таких клубов по всей стране. Причём всё это будет сопровождено методическим обеспечением.
Это могут быть как отдельно созданные клубы, так и совместно со школьными театрами. Когда на предыдущем Совете Вами было предложено продолжать работать школьным театрам, мы вместе с Движением первых, Министерством просвещения и департаментом проектов и программ в сфере воспитания детей и юношества Администрации Президента продолжили эту работу.
В каждом регионе России будут проведены литературные встречи: участники будут читать и обсуждать прозаические и поэтические произведения, приглашённые артисты, в свою очередь, проведут мастер-классы для школьников, выступят с чтением произведений. Всё это мы сделаем уже в текущем учебном году, который начнётся.
Кстати, мы закладываем ещё такой воспитательной компонент, что в лучшие чтецкие клубы, как бы далеко эти клубы ни находились, туда приедут и выступят ведущие артисты со всей страны – те, которых, может быть, они даже сами выберут и захотят, чтобы к ним приехали.
Важно, чтобы актёры наших региональных и муниципальных театров готовили программы по лучшим произведениям отечественной и мировой литературы, выезжали с ними в школы, колледжи. Это, несомненно, потребует организационной поддержки как от региональных министерств, так и от Министерства культуры Российской Федерации. Не каждая школа может позволить себе пригласить к себе актёров чтецкой программы, и было бы здорово, если бы такие выезды артистов для образовательных организаций стали бы бесплатными. Такое у нас предложение.
Давайте мы запустим эту программу, посмотрим, как она работает, всё посчитаем, и если поймём, что требуется какая-то поддержка, ещё раз, уже с Вашего позволения, мы с этим вопросом выйдем на Госсовет.
Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, хочу поздравить всех нас с наступающим Днём русского языка, Пушкинским днём.
Завтра, 6 июня, в Пушкинских горах, на Псковщине, мы проводим мероприятие в рамках Всероссийского проекта «Школьная классика». Среди прочего участники прочитают отрывки из произведений российских и зарубежных писателей. И одно из стихотворений, которое там будет, я хотел бы сейчас воспроизвести:
«Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашим есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь».
Вот такие стихи завтра в Пушкинских горах один из молодых людей будет читать.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо Вам.
Е.Ямпольская: Спасибо большое.
Пожалуйста, Лилиана Вячеславовна Воронова.
Л.Воронова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемая Елена Александровна, дорогие коллеги, добрый день!
Позвольте сердечно поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за предоставленную возможность поделиться предложениями в области продвижения, поддержки и популяризации русского языка в современном мире.
Я живу во Владивостоке, работаю в Дальневосточном федеральном университете, больше 25 лет преподаю русский язык иностранцам, обучаю российских и иностранных магистрантов методике преподавания русского языка как иностранного, занимаюсь популяризацией русского языка и русской культуры в мире.
Много мероприятий было проведено с коллегами за рубежом: фестивалей, конкурсов, олимпиад, конференций, мастер-классов. В разных странах я общалась с людьми, которые испытывают искреннюю любовь и интерес к России, и говорила я с ними только на русском языке.
На протяжении всей своей профессиональной деятельности я мечтала о создании центра, в котором можно было бы показать всю красоту нашего великого русского языка, представить русский язык через культуру и менталитет нашего народа и рассмотреть с помощью русского языка, раскрыть с помощью русского языка наши ценностные ориентиры и идеалы.
Горячо поддерживаю предложение о создании на базе Национального центра «Россия» и его филиалов в субъектах Российской Федерации многофункциональных пространств, где будет звучать русское слово – красивое, выразительное, музыкальное, вдохновляющее. Например, в филиале во Владивостоке это пространство можно было бы назвать «Русское слово на Тихом океане».
Все знают, что город Владивосток и весь Приморский край очень привлекателен для туризма среди иностранных и российских граждан в силу выгодного географического положения. Например, в Китае Владивосток называют восточной столицей России.
Сегодня туристы едут в нашу необъятную страну не столько за впечатлениями, сколько за знаниями. Иностранцы, не владеющие русским языком, посетив Россию, как правило, стремятся вернуться к себе на родину с некоторым запасом выученных русских слов и представлением о русском языке.
Поскольку я много лет работаю с иностранцами, знаю, что для иностранца знакомство с русским словом – это всегда большая работа, потому что иноязычное слово нужно понять, почувствовать, а впоследствии научиться искусно использовать, употреблять в русской речи. Такое знакомство часто становится для иностранца стимулом, мотивом к получению образования в России, а в дальнейшем, возможно, и к жизни в понравившемся российском городе.
В настоящее время в Дальневосточном федеральном университете, где я работаю, учатся около четырёх тысяч иностранных студентов, магистрантов, аспирантов. Все они изучают русский язык, в том числе через культуру. Они с удовольствием посещают музеи, театры, национальные парки.
Уверена, что пространство, посвящённое русскому языку, будет очень востребовано и российской, и иностранной молодёжью и не только. Здесь речь идёт о пространствах с интерактивными возможностями, в которых можно будет проводить мероприятия, освещать события в самых разных форматах. Это могут быть выставки, это могут быть лекции, мастер-классы. Главное, чтобы все мероприятия были интересными и прежде всего были для детей и молодёжи, потому что наш русский язык очень интересный и разнообразный.
В оформлении пространства, я думаю, следует отталкиваться от того, что есть только в русском языке в отличие от других языков. Например, в русском языке 236 окончаний, а в английском языке только три. Думаю, что очень познавательно и интересно будут смотреться концепты «род», «народ», «родина».
Хочу сказать, что очень люблю букву «ё» и считаю, что мы должны ей уделить соответствующее внимание как нашему национальному достоянию. Думаю, что этикет можно красиво подать, глаголы движения с фразой Юрия Алексеевича Гагарина «поехали!». Можно представить региональную лексику и показать особенности русского слова в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
У нас в русском языке очень интересная сочетаемость слов. Например: «облака плывут», «лёд тронулся», «книга вышла», «грибы пошли», у нас идут часы, годы, снег, дождь, поезд. И что значит «семь пятниц на неделе», «лето на носу», «руки не доходят» или, например, «ждать у моря погоды»?
Поскольку работаю с иностранцами, знаю, как тяжело иногда бывает объяснить фразы из художественных фильмов, которые мы часто используем в речи. Например, «куй железо, не отходя от кассы», «я не трус, но я боюсь» и так далее.
Это всё, Владимир Владимирович, наш сложный и увлекательный русский язык.
В своих выступлениях, Владимир Владимирович, Вы не раз подчёркивали, что русский язык как средство цивилизационной идентичности формирует, поддерживает и обеспечивает национальную безопасность Российской Федерации. Уверена, что центры русского языка в регионах будут этому способствовать.
Благодарю Вас, уважаемый Владимир Владимирович.
В.Путин: Спасибо Вам. Очень интересно Вы рассказывали. И направление очень важное, согласен. Сделаем всё, чтобы Вас поддержать. Хорошая идея.
Л.Воронова: Спасибо.
Е.Ямпольская: Спасибо большое.
Уважаемый Владимир Владимирович, Вы отдельно коснулись направления поддержки русского языка на наших исторических воссоединённых территориях. Позвольте сейчас предоставлю слово Александру Николаевичу Рудякову.
Пожалуйста, Александр Николаевич.
А.Рудяков: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
Хочу вначале реализовать свою давнюю мечту и выразить Вам свою личную благодарность за март 2014 года и за возможность жить в родной стране и говорить на родном русском языке беспрепятственно и без каких-то препонов.
Мне кажется, что идеально это чувство – и моё, и всех крымчан – описал поэт-патриот Анатолий Пшеничный. У него есть стихи «Работа над ошибками», там есть такие строки:
Нам вопрос этот не на засыпку –
За отцов отвечают сыны.
Мы сумели исправить ошибку:
В слове «Крым» снова пишется «Ы»!
Отдавая себе отчёт, насколько важен русский язык для самого существования нашей страны, и благодаря Вас за то, какое огромное внимание Вы уделяете этому вопросу, хочу рассказать Вам о съезде русистов Республики Крым, который мы начали проводить в 2015 году с целью объединения и поддержки тех учителей русского языка, которые, скажем так, в чёрные для русистики украинские времена не изменили своему предназначению и остались русистами и по призванию, и по своей основной деятельности.
Этот съезд проходит с 2015 года, уже 10-й съезд в этом году у нас будет. Поддерживает нас в этом отношении Сергей Аксёнов, говорю это не просто для проформы, он действительно нас очень поддерживает. Спасибо ему за это.
Сегодня наш съезд стал без преувеличения авторитетным событием, на котором мы обсуждаем проблемы преподавания русского языка в Крыму, его функционирования и который способствует развитию борьбы за русский язык в том отношении, о котором Вы сказали – борьбы заимствований и так далее.
Я приглашаю на этот съезд очень известных учёных, специалистов в разных областях: и лингвистики, и литературоведения. Особое внимание уделяем ЕГЭ, каждый год он очень интересует наших учителей.
Очень горжусь тем, что в работе первого съезда принимала участие, благословила нас выдающийся русист Людмила Алексеевна Вербицкая. Очень ей за это благодарен и думаю, что это дало хороший толчок для нашей дальнейшей работы.
В последние годы география наших участников расширяется за счёт наших исторических территорий, к нам присоединившихся. В прошлом году у нас были херсонцы. Наш институт [Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования] очень активно сейчас занимается повышением квалификации херсонских учителей.
В этой связи мне кажется, что пришла пора внести необходимые коррективы в проведение этого мероприятия, которое всё-таки доказало, с моей точки зрения, свою состоятельность и своё значение. И мы обращаемся к Вам с просьбой поддержать идею масштабирования нашего съезда и с 2026 года провести не съезд русистов Республики Крым, а съезд русистов наших освобождённых исторических территорий.
Учителя русского языка и литературы сегодня, думаю, играют особо важную роль в Донецкой и в Луганской народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях. Те проблемы, которые у них сегодня возникают, мы в 2014 году узнали и научились их преодолевать.
Мне кажется, что в программу съезда должна в обязательном порядке войти насыщенная и обширная экскурсионная программа. В одном из своих выступлений Вы когда-то сказали, что есть жители Украины, которые не верят в существование Крымского моста. Думаю, что как можно большее количество людей должны увидеть реальность Крымского моста, «Нового Херсонеса», «Тавриды» и всех тех позитивных изменений, которые произошли в нашем Крыму с Вашей поддержкой.
Очень верю, что борьба за право говорить на русском языке и использовать его в своей повседневной жизни объединяет нас с теми людьми, которые сегодня живут на наших исторических территориях. Уверен и положу на это все свои усилия, чтобы наш съезд в новом формате стал работать на эту великую и очень плодотворную идею.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
А у нас из Херсонского технического университета есть Татьяна Игоревна Андреюк. Поддерживаете?
Т.Андреюк: Да, поддерживаем.
Е.Ямпольская: Уважаемый Владимир Владимирович, к очень важному вопросу, который Вы затронули, – детские и школьные библиотеки. Разрешите, Марии Александровне Веденяпиной слово передам, – сеть детских библиотек.
Пожалуйста, Мария Александровна.
М.Веденяпина: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Позволю проинформировать Вас о реализации некоторых поручений, которые Вы дали по итогам проведённого 5 ноября заседания Совета. И одно из этих поручений было оказывать содействие в организации и проведении книжных фестивалей, ярмарок, включая ежегодное проведение Всероссийской недели детской книги.
Хочу доложить Вам, что в этом году Всероссийская неделя детской книги была проведена в конце марта, была приурочена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и к Году защитника Отечества.
Благодаря Вашему поручению в нынешнем году этой старейшей просветительской акции удалось придать поистине всероссийский масштаб, потому что в этой акции участвовали все 89 регионов страны под единой символикой. И это было действительно значительным событием и достижением.
Кроме этого открытие Всероссийской недели детской книги прошло 22 марта в Колонном зале Дома союзов – в том самом месте, где в первый раз «Книжкины именины» открывались в 1943 году, в далёком военном 1943 году, когда детские писатели встречались с юными читателями, и каждый ребёнок после этого замечательного концерта уходил оттуда с книгой.
В рамках Недели детской книги действительно состоялось очень много встреч с детскими поэтами, писателями и художниками-иллюстраторами, проводились мастер-классы, лекции, театрализованные чтения, были показаны фильмы, мультфильмы. Хочу сказать, что это вызвало огромный интерес и детей, и родителей. Могу сказать, что только в нашей библиотеке мы приняли 11 тысяч посетителей, а 870 тысяч присоединились к нам в режиме онлайн.
Уважаемый Владимир Владимирович, ещё одно поручение, которое Вы давали, касалось мониторинга состояния библиотек, детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей. Совместно с Министерством культуры мы такой мониторинг провели и опросили практически все библиотеки Российской Федерации во всех субъектах. Я бы сказала, что это не мониторинг, а некое исследование, потому что анкета для каждой библиотеки содержала 93 пункта, на которые библиотеки отвечали. И касались они всего: состояние библиотек, материально-техническая база, фонды, кадры.
Мы получили такую картину, в которой, конечно, определённые сложности имеются. В основном эти сложности связаны с библиотеками в малых городах и сельских поселениях. Хотя 82 процента всех библиотек находится именно в таких маленьких поселениях или малых городах.
Что касается фондов библиотек, то, конечно, благодаря опять же Вашей поддержке и возвращённым государственным трансфертам на комплектование библиотек только за прошлый год детские библиотеки получили пять миллионов новых книг, 46 процентов – отличная цифра. Именно благодаря Министерству культуры, которое выпустило такое распоряжение, что не менее 40 процентов из приобретаемой литературы должно быть детской, детские книги составили такой большой процент в пополнении фондов.
Хочу сказать, опять же возвращаясь к предыдущей своей проблеме, что эти книги получают далеко не все. То есть трансферты идут в субъект, но те самые маленькие библиотеки в малых городах и сельских поселениях эти книги не получают. По нашему исследованию получилось, что практически пятая часть сельских библиотек не получили ни одной книги за прошлый год.
Хочу в этой связи попросить предпринимать дальнейшие шаги по обеспечению стабильного комплектования и ввести определённую систему контроля за использованием трансфертов и региональных денег на комплектование библиотек, для того чтобы дети в самых отдалённых территориях, в самых маленьких городах и сельских поселениях имели доступ к качественной литературе.
И тут ещё бы подчеркнула, что необходимо ввести систему контроля за тем, что покупается на государственные деньги, потому что не важно количество экземпляров, приобретённых библиотекой иногда, а важно то качество книг, которые библиотеки покупают.
В заключение хотела бы от всех детских библиотек, которые обслуживают детей, поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за то, что Вы уделяете этому вопросу внимание. Я бы сказала, что ситуация коренным образом меняется.
Думаю, что кто-то из членов Совета может обратиться к Вам с аналогичным предложением относительно школьных библиотек, потому что и фонды школьных библиотек нужно пополнять, необходимо пополнять. Поэтому, если будет такое поручение, может быть, можно объединить необходимости как публичных библиотек, так и школьных библиотек.
Ещё раз позвольте Вас поблагодарить за внимание к этой, может быть, узкой, но очень важной сфере, потому что всё начинается с детства. Особенно, конечно, я была поражена и благодарю Вас за введение и за одобрение детской книжной карты. Это очень важно, потому что, несмотря на то что все мы здесь представляем учреждения, библиотеки, школы, вузы, хочу сказать, что всё начинается с семьи, и первую книгу ребёнок берёт и слышит из уст матери, отца, бабушки и дедушки.
Спасибо Вам большое.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
А трансферты, о которых Вы сказали, по линии какого ведомства идут? По линии какого министерства?
М.Веденяпина: Министерства культуры Российской Федерации.
В.Путин: У нас Министр [культуры] на связи тоже. Ольга Борисовна, можете что-то прокомментировать из того, что было сказано?
О.Любимова: Я позволю себе прокомментировать, Владимир Владимирович, дорогие коллеги.
В своё время именно выступление Марии Александровны, посвящённое нехватке в библиотеках литературы, стало поводом для Вашего поручения, и с 2021 года у нас началась программа, было выделено 500 миллионов рублей в год, что позволило начать работать в этом направлении. Потом мы действительно определили критерий, чтобы детской литературы было не меньше 40 процентов, потому что в первые два года, конечно, руководители библиотек бросились и обращались за самым насущным, в том числе литературой для старшеклассников, внеклассного чтения и так далее, детская литература запрашивалась меньше. Сейчас это позволяет в том числе обращать внимание и решать эти проблемы. Для нас очень важно, что с 2026 года эта сумма средств увеличена и она составит 640 миллионов рублей.
Но мы, наверное, должны сказать о том, что в нашей стране самая большая в мире сеть библиотек: 42 тысячи библиотек существует в нашей стране, и буквально каждая десятая библиотека на планете Земля, она российская.
Поэтому, конечно, есть ещё библиотеки в регионах, в том числе и в новых регионах, которые остро нуждаются в детской литературе.
Мария Александровна также очень справедливо добавила о системе контроля, которая с 2025 года будет работать. Рядом сидит её коллега Вадим Валерьевич Дуда – директор Российской государственной библиотеки, легендарной Ленинки. Фактически мы будем в режиме онлайн видеть каждую российскую библиотеку: какого рода литература запрашивается руководством этой библиотеки, в чём они нуждаются.
Я надеюсь, что в течение ближайших лет острая нехватка литературы будет решена не только в новых регионах, по которым существовала отдельная программа и была проделана очень серьёзная работа в последние два года, но и, конечно, во всех остальных регионах, где детских и взрослых библиотек дожидаются ещё очень много учреждений культуры.
В.Путин: Это всё хорошо, красиво звучит, но надо всё-таки посмотреть по перераспределению трансфертов и с коллегами в регионах проработать. Здесь Мария Александровна права: нужно, чтобы эта литература доходила до небольших библиотек в малых населённых пунктах, вот что.
О.Любимова: Мы проработаем это вместе с региональными министерствами культуры, Владимир Владимирович, и обязательно отдельное внимание уделим этой проблеме.
В.Путин: Спасибо.
Е.Ямпольская: По поводу школьных библиотек хотел добавить Сергей Вадимович Степашин. Пожалуйста, Сергей Вадимович.
С.Степашин: Добрый день, Владимир Владимирович!
Что касается школьных библиотек – спасибо, Вы дважды подняли этот вопрос: в прошлом году и сейчас, и Мария Веденяпина вспомнила.
В отличие от детских библиотек со школьными у нас, мягко говоря, похуже, к сожалению. Сергей Кравцов меня слышит, недавно мы вместе собирались и работали над этой тематикой. У нас 40 тысяч школ и 40 тысяч школьных библиотек. Так вот после развала Советского Союза ими никто не занимался, практически никто не занимался. Книги устарели, программы поменялись.
Поэтому у нас есть несколько предложений.
Первое. Мы сейчас составили список проблемных регионов – примерно то, о чём говорила [Мария] Веденяпина сейчас, – то есть там, где действительно критическая ситуация, где и средств не хватает, и бюджета не хватает, и так далее.
Второе. В первую очередь должны прийти книги, которые обязательны для школьных программ. Сегодня у нас, слава богу, один учебник, Вы знаете, по литературе. Поэтому проблем здесь не вижу.
Для внеклассного чтения Российский книжный союз подготовил целую программу – Сергею Сергеевичу [Кравцову] её передал, он её видел – в форме альбома, где мы рекомендуем – готовили эксперты, специалисты, она не из воздуха взялась – то, что необходимо для внеклассного чтения. Это историческая литература, художественная, естественно, это произведения о Великой Отечественной войне, специальной военной операции – всё, что касается патриотического воспитания нашей молодёжи, о чём Вы неоднократно говорили.
В течение месяца – мы договорились с Сергеем Сергеевичем – все документы будут подготовлены в части, касающейся подготовки программы.
И последнее, о чём я хотел здесь сказать в части, касающейся школьных библиотек.
В Российский книжный союз входят крупнейшие издательства нашей страны и небольшие.
Книга для детей в школьной библиотеке с доставкой будет стоить 270 рублей. Вы поставили задачу по детской книге, помните, три тысячи рублей на десять книг. Мы даже подешевле это сделаем. Тем более, Вы знаете, у нас есть опыт. Помните, два года назад Вы нам дали один миллиард и поручили РКС этим заняться. Замечательные книги. Все дошли до школьных библиотек. Наши новые – ну не новые, какие они новые, – наши исторические освобождённые территории [тоже получили]. Опыт у нас такой есть.
Просьба, Владимир Владимирович, дать всё-таки поручение Правительству подготовить специальную программу по оснащению школьных библиотек, их фондов до 2030 года. Цена вопроса большая. Как бывший председатель Счётной палаты, не буду цифрами тут всех пугать, но, поверьте мне, это нужно. Особенно для тех регионов, где, кроме школьной-то библиотеки, ни магазина нет, ни обыкновенной библиотеки нет. У нас, увы, таких регионов достаточно много.
И последнее, коль уж Елена Александровна [Ямпольская] дала мне слово. Мы активно работаем вместе с Минцифры и Минкультом по проведению книжных фестивалей. Вы дали хорошее поручение и всколыхнули многие регионы. Сейчас идёт на Красной площади [книжный фестиваль]. Если будет время – ну я понимаю, какое у Вас время, – можно будет сходить посмотреть. Я знаю, Вы тоже любите книги.
Блестяще провели [книжный салон] в нашем родном Санкт-Петербурге, Ленинграде, на Дворцовой площади, 500 тысяч человек пришло. Уникальная цифра – я сегодня разговаривал с руководством города – 11 миллионов граждан нашей страны пришли на Дворцовую через онлайн, 11 миллионов! Такого в Питере не было ещё никогда.
Недавно был на замечательном фестивале в Уфе, он блестяще прошёл. В 29 регионах пройдут фестивали, в том числе в Белгороде и в Курске, причём в Рыльске – там, где родился Даниил Александрович Гранин, – премия, которую мы учредили. Вы его лично прекрасно знали.
Кстати, в Курск по просьбе [Александра] Хинштейна мы бесплатно направили 45 тысяч книг в те библиотеки и школы, которые нацисты, которых вы вчера «примочили» по-хорошему, уничтожили в Курской губернии.
Так что, Владимир Владимирович, будем работать и дальше. РКС всегда с Вами.
Пользуясь случаем – Владимир Мединский на меня внимательно смотрит, – спасибо за Проханова. Вы знаете, мы представили его на Героя Труда, позавчера он стал Героем Труда. Он пишет замечательные произведения на хорошем русском языке.
Спасибо, Владимир Владимирович.
В.Путин: Спасибо.
А я попрошу Сергея Сергеевича Кравцова, Министра просвещения, прокомментировать то, что было сказано Сергеем Вадимовичем. Пожалуйста.
С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Мы по Вашему поручению, Владимир Владимирович, наверное, впервые провели такой мониторинг всех школьных библиотек. Он проводился три месяца, и мы проанализировали все 39 тысяч школьных библиотек – такой глубокий анализ провели вместе с экспертами, Книжным союзом, Еленой Александровной, Советом. Действительно, есть потребность в качественной литературе. Если в целом посмотреть, литература есть в школьных библиотеках, но вопрос в её качестве.
К сожалению, Владимир Владимирович, Вы знаете, фактически каждая школа работала по своей программе, не было списка внеклассной литературы. Сегодня у нас единая программа по литературе, на основе которой делается государственный учебник, о котором Елена Александровна сказала. В течение двух лет, мы договорились, такой учебник будет создан на тех принципах, о которых только что Елена Александровна сказала.
Мы подготовили список той дополнительной внеклассной литературы, которая должна быть в каждой библиотеке, в том числе с учётом тех предложений, о которых сказал только что Сергей Вадимович.
Поэтому нам ещё нужен месяц, Владимир Владимирович, чтобы мы Вам полностью представили разбивку вплоть до каждой школы по каждому региону, где действительно есть потребность, необходимость. Потребность большая, но её сразу не решить. До 2030 года уверен, что с Вашей поддержкой мы эту задачу решим.
Хочу сказать, что у нас все новые школы и школы после капитального ремонта по Вашему поручению оснащаются соответствующей литературой. Но есть школьные библиотеки, которые требуют обновления по нашему общему списку рекомендованной литературы, который соответствует школьной программе. Поэтому прошу дать поручение в течение месяца доработать наши предложения с Еленой Александровной, Сергеем Вадимовичем и представить их Вам на обсуждение.
В.Путин: Хорошо, договорились.
Е.Ямпольская: Спасибо большое.
Коллеги, из тех, кто просил слова, заключительным был Александр Алексеевич Шаганов. Пожалуйста.
А.Шаганов: Спасибо.
Сердечно благодарю, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, за возможность высказаться и, конечно, за прозвучавшее в начале нашей встречи предложение организовать и провести всероссийский конкурс песенной поэзии имени Николая Николаевича Добронравова.
Песни, образно говоря, это душа народа. Они сопровождают нас с колыбели, их напевали нам наши матушки, по ним иностранцы изучают русский язык. Песенная поэзия является неотъемлемой составной частью всего литературного процесса. Но при этом песня – самый доступный по восприятию и самый демократичный вид искусства. Песни зачастую эмоциональнее и точнее скажут о судьбоносных событиях, чем даже большие романы и кинематограф.
Пускать песенное искусство на самотёк нельзя, это опрометчиво. Оно требует и внимания, и поддержки.
Песня, как правило, начинается со стихов. Бывает, конечно, и обратное. Кстати, как говорил Николай Николаевич Добронравов на наших встречах, сочинить на музыку – это перевести с языка музыки на язык слов. Но чаще всё-таки вначале песни – слово, поэтическое слово.
Среди любимых нашим народом песен, переходящих из одного поколения в другое, нет ни одной с невнятными, случайными строками. «Пой песню, поэт, пой!» – восклицал Сергей Есенин. А Борис Пастернак говорил, что песня – это неслыханная простота.
Конкурс песенной поэзии, представляется мне, будет ориентирован на сегодняшний день, но при этом на продолжение и развитие тех традиций, где образность, исповедальность и искренность – всё то, чего заждался наш слушатель. Потому что так, как любят песню в России, ещё поискать по миру: будем искать и не найдём, всех-всех перепоём.
Конкурс, мне представляется, сформулирует своеобразное большое песенное «вече», заинтересованный, вдумчивый разговор всего общества. Потому что упрёков к современным песням накопилось достаточно, точнее даже, к тому, что предлагается к прослушиванию. Новых имён и новых авторов нам недостаточно.
В рамках конкурса предусмотрен и цикл образовательных программ, сродни историческим хроникам, посвящённый песням, которые составляют наш золотой запас, и их создателям.
Предыдущая плеяда выдающихся сочинителей не гнушалась, точнее, считала незазорным обозначать своё предназначение как поэт-песенник. А сегодня «поэт-песенник» звучит как-то уничижительно, как крестьянин-безлошадник, понимаете, где-то всё на задворках: все по красной дорожке шагают, а поэты-песенники – всё как-то через сени. А народ-то поёт словами этих самых поэтов-песенников.
Особое внимание конкурс, считаю, должен уделить новым патриотическим песням, которые создаются не ради конъюнктуры, не на потребу дня, а прежде всего по творческому порыву автора, обращённого к этой высокой теме. И если у молодого автора не хватает пока творческой «мускулатуры» – замысел хороший, а воплотить высокохудожественно пока не получается, – то путём наставничества поможем. Это в наших традициях – взять на буксир. Проявим себя, как говорится, и на тренерской работе.
Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемая Елена Александровна, проведение именно всероссийского конкурса песенной поэзии – надо сказать, в нашей стране впервые будет проходить такой форум – даст возможность молодым авторам со всех уголков страны представить свои работы.
Мне кажется, не будем сдерживать участников по возрасту – вот как любят, до 35 лет. Потому что Михаил Танич свою первую песню написал, когда ему было уже 39.
Наградами, поощрениями победителей, как уже сказала Елена Александровна, могут стать песни, написанные на стихи участников известными композиторами. Композиторов привлечём, рычаги имеются. Надеюсь, что Александра Николаевна Пахмутова нас тоже в этом поддержит.
Думаю, что при Вашем согласии, Владимир Владимирович, мы могли бы запустить этот конкурс уже в ближайшее время и не ждать осени. Просил бы Вас поддержать и дать соответствующее поручение.
Благодарю за внимание.
Поэт-песенник Шаганов.
В.Путин: Спасибо. Я полностью поддерживаю.
То, что Вы сказали по поводу того, чтобы не писать на потребу дня, а только по зову, так сказать, душевному, по зову сердца – но и на потребу дня тоже нужно писать талантливо.
Тот же Николай Николаевич Добронравов у меня как-то спросил: какая тема, как Вы считаете, наиболее важная для государства, для страны? Давайте мы пообсуждаем, поговорим на эту тему и подумаем. А мы потом с Александрой Николаевной [Пахмутовой] могли бы подумать, как это всё красиво, талантливо, грамотно оформить в интересах страны.
А.Шаганов: Владимир Владимирович, я имел в виду Вы знаете что: чтобы с холодным сердцем не писать на высокую тему, вот это я имел в виду.
В.Путин: Александр Алексеевич, с Вами не поспоришь.
А.Шаганов: Что автор должен подключать «сердечную мышцу». От души.
В.Путин: Спасибо.
Конечно, поддержим, конечно, сделаем именно так, как Вы предлагаете.
Е.Ямпольская: Владимир Владимирович, список тех, кто хотел выступить, у меня завершился.
В.Путин: Я хочу обратиться ко всем участникам нашей сегодняшней встречи. Если что-то есть из того, что не прозвучало, но вы считаете это важным для обсуждения, – пожалуйста. Только назовите себя, пожалуйста, даже, может быть, руку поднимите, чтобы камера Вас взяла.
Н.Гусев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Ректор Института русского языка имени Пушкина Никита Гусев.
Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за данное Вами по итогам предыдущего заседания нашего Совета поручение учредить стипендию имени Людмилы Алексеевны Вербицкой.
Правительством Российской Федерации проработано предложение об учреждении этой именной стипендии с 1 сентября 2026 года в случае выделения на эти цели средств в федеральном бюджете на следующий год. Эта мера будет способствовать формированию кадрового резерва русистов всего мира из числа перспективных молодых специалистов.
Во исполнение ещё одного Вашего поручения обеспечивается расширение практики предоставления иностранным специалистам дополнительного профессионального образования в области педагогики и филологии. В частности, речь идёт о проведении для них стажировок в ведущих образовательных организациях России.
Интерес к истории, русской литературе и нашим традициям неизменно высок среди образованного населения зарубежных стран. Кроме того, в последние годы русский язык всё чаще воспринимается за рубежом как язык больших возможностей. Это фактор конкурентоспособности специалистов на рынке труда в разных отраслях экономики, в том числе для развития контактов, межкультурных проектов и международного сотрудничества.
В связи с этим обучение русскому языку как иностранному становится всё более востребованным. По этой причине необходимо обновление учебно-методического обеспечения. Должны быть созданы соответствующие современные учебники, учебно-методические материалы высокого научно-методического уровня, которые бы вызывали искренний интерес к русскому языку и России.
В настоящее время по линии федеральных органов исполнительной власти, прежде всего МИДа России и подведомственных учреждений, развивается экосистема центров присутствия России за рубежом. Деятельность таких центров ориентирована на обучение, популяризацию и распространение русского языка в мире.
Учитывая это, хотел бы предложить создать на базе одного из вузов нашей страны единый национальный межведомственный научно-методический центр по продвижению русского языка в мире. Просил бы Вас дать поручение проработать этот вопрос, и в случае Вашего согласия к следующему заседанию нашего Совета совместно с Правительством и МИДом России подготовим и представим Вам предложения.
Спасибо.
В.Путин: Никита Владимирович, хорошее предложение, мне кажется, обязательно нужно подумать. Попрошу коллег из Администрации [Президента], из Правительства тоже проработать и поддержать это.
Мы занимаемся по разным каналам этим вопросом, но, если сформировать специальный центр, который будет это делать, мне кажется, это пойдёт на пользу продвижению русского языка.
И очень хорошо, что мы вместе с Вами известную работу, направление деятельности, о которой Вы сейчас упомянули, связали с именем Вербицкой Людмилы Алексеевны, потому что она была уникальным специалистом, замечательным человеком. Я имел честь и удовольствие работать с ней в университете вместе, а потом и долгое время поддерживать уже отношения в том качестве, в котором я сейчас нахожусь. Поэтому такие вещи тоже надо фиксировать и имена такие надо фиксировать. А идея сама по себе замечательная.
Пожалуйста, кто ещё?
Е.Богатырёв: Владимир Владимирович, разрешите?
Евгений Богатырёв, директор Государственного музея Пушкина.
Добрый день ещё раз, уважаемый Владимир Владимирович!
Удивительно, конечно, что сегодня, в канун дня рождения Пушкина, мы говорим об одной из самых главных проблем – о русском языке. Но это и проблема, это, в общем, та тема, которая является для пушкинских музеев России такой же важной, такой же серьёзной, как и для учебных заведений, для многих других институций.
Я хотел бы, конечно, от имени всех пушкинских музеев России, а у нас их 17, поблагодарить Вас, Владимир Владимирович. Именно на заседании Совета по русскому языку в своё время Вы поддержали нашу инициативу, и вышел Ваш Указ о праздновании в прошлом году 225-летнего юбилея [Пушкина]. Вы, кстати, об этом вспоминали сегодня. На основании этого Указа максимум того, что можно было сделать в плане создания новых экспозиций, реставрации мемориальных домов, реставрации парков, всё было сделано.
Сегодня мы можем говорить не просто о пушкинских музеях, которые расположены от Петербурга до Гурзуфа, от Калуги и Москвы до Оренбурга и Казани, мы сегодня можем говорить о пушкинской России. Уже сформировалось такое понятие, и практически каждый музей, где открыта и обновлена благодаря юбилею пушкинская экспозиция, сегодня как раз ведёт разговор и, так же как учебник, представляет и рассказывает о пушкинском русском языке, о нашей великой русской литературе и культуре. Кстати, в прошлом году, в юбилейном году, в наши пушкинские музеи пришло 3 миллиона 620 тысяч человек, а бо́льшая часть из них – детишки, которые и постигают русский язык и изучают русский язык благодаря произведениям Пушкина.
Поэтому от лица всех наших директоров и пушкинских музеев, Владимир Владимирович, огромная Вам благодарность. Мы Вас ждём, конечно, и готовы похвастаться теми результатами, которых нам удалось достичь.
И конечно, Вы сегодня тоже говорили о тех самых датах, благодаря которым в том числе и наши музеи получают государственную поддержку – то, что сегодня прозвучало так ярко и верно по отношению к будущему юбилею Фёдора Ивановича Тютчева, – это просто прекрасно.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо Вам. Обязательно будем работать по этим направлениям, сто процентов.
Но я хотел бы сейчас вернуться к Сергею Сергеевичу. А что у нас с изучением Пушкина в школе? У коллег прозвучало это.
С.Кравцов: Владимир Владимирович, у нас в единой программе по литературе – изучение Александра Сергеевича Пушкина начиная с начальной школы: и сказки Пушкина, и стихотворения Пушкина.
Дело в том, что когда была примерная программа и каждая школа фактически сама определяла, какие произведения изучать, то не всегда в школах должное внимание уделяли в том числе изучению Александра Сергеевича Пушкина.
Сегодня больша́я часть программы посвящена изучению наших отечественных поэтов, писателей. По Вашему поручению большое внимание уделено изучению произведений Великой Отечественной войны – пользуясь случаем, я тоже хочу об этом сказать, годовщина Великой Победы в этом году.
Мы рекомендуем, Владимир Владимирович, [изучать] те произведения для дополнительной литературы, для библиотек тоже в основном наших классиков, в том числе и Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому «золотой стандарт» нашей литературы отражён в программе.
О чём ещё хочу сказать, пользуясь случаем? В чём я вижу, мы видим проблему? Это в современных произведениях.
Вы поддержали сейчас конкурс песен – это очень важно. Не хватает современных песен для подростков, детей.
Мы объявили конкурс на фильмы для подростков, вдохновлённые детством, и получили 7,5 тысячи предложений. Надеемся – мы и с Кареном Георгиевичем Шахназаровым это обсуждали, – что эти фильмы будут сниматься, как раньше снимались хорошие детские фильмы, особенно для подростков.
Конечно, нам нужны произведения. Я вижу, здесь Владимир Ростиславович присутствует, председатель Союза писателей. Мы очень рассчитываем, что будут современные произведения именно для подростков – пятый, шестой, седьмой класс, когда формируется мировоззрение школьников. Современных произведений нам очень не хватает.
Спасибо.
В.Путин: Я согласен с этим.
Хочу всё-таки к Пушкину вернуться. Вы считаете, что в начальных классах и в старших классах, всё там уже выстроено по поводу изучения классики, в том числе Пушкина, да?
С.Кравцов: С учётом программы, с учётом экспертов – да, есть единая программа, которую мы утвердили и с Еленой Александровной [Ямпольской] как раз проговаривали. Все те произведения Александра Сергеевича Пушкина и других наших классиков там отражены: как в основной, так и в дополнительной программе.
Но если нужно внести какие-то изменения, мы всегда открыты, готовы поправить, что-то дополнить.
В.Путин: Да, хорошо. Как раз в этой части я хотел закончить именно этим.
Я хочу обратиться с просьбой ко всем коллегам, которые присутствуют сегодня и вместе с нами работают: если какие-то идеи возникают, какие-то мысли, вы, пожалуйста, нам направляйте. Направляйте Елене Александровне, и мы с Правительством обязательно это отработаем. Если вы видите, что где-то есть какие-то лакуны, пробелы, чего-то не хватает, – пожалуйста, сразу без всякого стеснения. Для этого, собственно, Совет существует – для того чтобы живо реагировать на всё, что вокруг нас происходит в той сфере, которой мы занимаемся, и вносить соответствующие поправочки своевременно.
Спасибо.
Пожалуйста, кто ещё, коллеги?
К.Зиганшин: Можно, Владимир Владимирович?
Зиганшин Камиль, писатель, Республика Башкортостан.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
На сегодняшнем заседании много было сказано о дополнительных мерах, направленных на сохранение и поддержку языков народов Российской Федерации и национальной литературы. Этой важной теме давно не уделялось должного внимания – так, как [уделили] на сегодняшнем Совете. Владимир Владимирович, огромное спасибо Вам за это.
Разрешите, пользуясь случаем, ещё высказать пожелания авторов, пишущих на языках народов России, а именно: передать журнал «Дружба народов» в ведение обновлённого Союза писателей, чтобы журнал в полной мере выполнял задачи, для которых он в своё время и был создан.
Спасибо.
В.Путин: Мы обязательно это посмотрим. Я сейчас прямо с голоса не могу сказать да или нет, но ничего против не имею. С удовольствием, пожалуйста.
Он сейчас где находится, в чьём ведении?
В.Мединский: В частном.
Е.Ямпольская: Скорее всего, акционерное общество.
В.Путин: Он в каком ведении находится, в чьих руках, Камиль Фарухшинович?
К.Зиганшин: В руках редакции. Но материалы, которые они публикуют, в общем-то не способствуют росту патриотизма.
В.Путин: Хорошо. Мы с этим обязательно разберёмся. Надо понять, кому он принадлежит, этот журнал, это издание, ладно? И обязательно это потом и с Вами в том числе проработаем. Договорились.
Пожалуйста, коллеги, что ещё, какие ещё замечания, предложения? Всё?
Я хочу всех поблагодарить за участие в нашей совместной работе, за ваши предложения, за идеи. Обязательно всё это обобщим, проработаем и будем учитывать в ежедневной практической деятельности по всем тем линиям, ведомства которых были представлены в ходе нашей сегодняшней работы.
Пожалуйста, Елена Александровна, есть что-то в завершение?
Е.Ямпольская: Кроме благодарности, Владимир Владимирович, я думаю, что это исчерпывающе.
С наступающим [Днём русского языка]!
В.Путин: Всем вам ещё раз большое спасибо.
Повторяю ещё раз: всё обобщим обязательно, будем иметь в виду и будем использовать в совместной работе.
И ещё раз хочу попросить вас в оперативном режиме, не дожидаясь следующей нашей встречи в таком формате, присылать свои предложения в Администрацию Президента.
Всего вам доброго!
Спасибо большое.
С праздником! Всего хорошего!
5 июня 2025 года, Московская область, Ново-Огарёво