Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Добрый день, коллеги!
Несмотря на то, что в последнее время наше внимание с вами было в основном сконцентрировано на текущих трудностях – я имею в виду и чрезвычайные ситуации, и сбор урожая в условиях этих чрезвычайных ситуаций, – тем не менее мы не должны сейчас забывать о регулярной работе, которую мы с вами ведем в последнее время. В частности, предлагаю сегодня обсудить вопросы инвестиционного климата. Известно, что на его состояние влияет целый ряд факторов: и политических, и административных, и, конечно, экономических. Но при этом инвесторы постоянно оценивают сочетание этих факторов на предмет возможных рисков, причём оценивают как существующие условия, так и те условия, которые могут возникнуть. Наша задача заключается в том, чтобы оперативно реагировать на те запросы, которые формируются рынком, формируются инвесторами на рынке.
Одним из факторов, которые определяют инвестиционный климат, стало создание Таможенного союза. Почти полтора месяца назад вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Фактически в процессах экономической интеграции России, Казахстана и Беларуси начался новый этап. Этому предшествовала большая работа не только в нормотворческой сфере, но и по усовершенствованию правоприменительной практики. С каждым из присутствующих руководителем у меня были на эту тему предварительные обсуждения.
Пока работа идёт по плану без каких‑либо существенных сбоев, но трудностей достаточно, что, в общем, естественно, потому что это очень масштабный проект. Таких задач мы никогда не решали в новейшей истории Российского государства. Конечно, это создает дополнительные проблемы. Не менее важно то, что сегодня и власть, и бизнес должны учиться работать в новых условиях, в условиях действия Таможенного союза.
Хотел бы ещё раз подчеркнуть одну абсолютно понятную и прозрачную вещь: создание инструментов, межгосударственных механизмов не является самоцелью. Это лишь средства. Эти механизмы, эти инструменты должны в конечном счёте содействовать формированию благоприятных условий для ведения бизнеса, и вот это действительно, может быть, самое главное.
Я напомню, что на долю оборота с Беларусью и Казахстаном приходится значительная часть наших внешнеторговых операций, очень значительная. И даже по этим соображениям мы должны уделить этому фактору повышенное внимание. При этом снятие избыточных административных барьеров, унификация мер тарифного и нетарифного регулирования отвечают, прежде всего, интересам самих наших предприятий.
Кроме того, Таможенный союз призван повысить устойчивость национальных экономик в условиях усиливающейся глобальной и региональной конкуренции. Мы должны вместе создать комфортные условия для работы инвесторов, в том числе инвесторов из третьих стран. С одной стороны, интерес к Таможенному союзу зарубежных торговых партнёров достаточно высок, ведь речь идёт о перспективном, динамично развивающемся и растущем рынке со значительным числом потребителей с общим населением 175 миллионов человек, это всё потенциальные потребители. И, создавая его нормативную базу, мы в первую очередь руководствовались общепринятыми правилами международной торговли.
С другой стороны – нам предстоит решить много проблем, это признают все инвесторы. Издержки, связанные, скажем, с пересечением таможенной границы, носят подчас непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств, такое тоже случается.
Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая потенциальных экспортёров высокотехнологичной продукции. Финансовое бремя экспортных процедур, сроки оформления поставок, сложность механизмов экспортного и валютного контроля – всё это ставит нас в очень сложные условия, мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам.
Я давал целый ряд поручений, сейчас о них говорить не буду, по ходу разговора вернёмся к этому. Тем не менее всем понятно, что с 1 июля началась усиленная работа таможенных служб стран – участниц Таможенного союза, причём эта работа – не просто налаживание кооперационных связей; по сути, это часть конкуренции, борьбы за экономического оператора. В случае изменения маршрутов товаропотоков, а это возможно в такой ситуации, за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство. Поэтому это новая ситуация, и запретительными мерами эту проблему не решить. Очевидно, что операторы внешнеэкономической деятельности будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны, более прозрачны и где финансовая нагрузка, связанная с их прохождением, менее обременительна. И здесь нам уже не на кого будет пенять, кроме как на самих себя, если мы под эти условия не подстроимся, потому что нас никто палкой не загонял в Таможенный союз, это был наш собственный выбор. Сложный выбор, с издержками, но мы все, в данном случае я имею в виду и Президента, и Правительство, и участников экономического рынка, сходимся на том, что это всё‑таки необходимая тема, интересная для нас, которая способна качественным образом перестроить экономическую жизнь в наших странах.
Из этой логики в дальнейшем должны исходить и контрольно-надзорные органы. Здесь необходима и персональная ответственность руководителей, которые уполномочены на выработку межгосударственных соглашений. Совершенно очевидно то, что новые нормы международного права не должны воссоздавать те ограничения, те барьеры, которые действовали в наших странах: и в России, и в Казахстане, и в Беларуси. Мы должны как раз совместно избавиться от этих барьеров в нашем национальном законодательстве.
Я хотел бы услышать также о том, как идет работа над улучшением нормативной базы Таможенного союза. Знаю, что эти вопросы и Министерством экономического развития, и другими коллегами, и на Правительстве, неоднократно обсуждались с нашими деловыми кругами. При принятии соответствующих решений очень важно знать их мнение. Это касается, кстати, и проекта закона о таможенном регулировании в Российской Федерации. Мы пытались действовать несколько быстрее, но, к сожалению, раньше осени его уже по понятным причинам принять не получится. Но положительный момент, как минимум один, в этом есть. Нам дано дополнительное время, которое необходимо рациональным образом использовать. Одновременно с принятием базового закона должен быть принят необходимый пакет нормативных актов Правительства. Я даже об этом сейчас специально не говорю долго, потому что это абсолютная очевидность. Мы не имеем права разделить принятие закона и принятие подзаконных актов.
Необходимо решить целый ряд задач. Во‑первых, максимально сократить нормы непрямого действия, бланкетные, отсылочные нормы в законе и общее бремя таможенной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности.
Во‑вторых, мы должны обеспечить собственно тот самый «зелёный коридор» для экспорта и импорта высокотехнологичных товаров.
В‑третьих, создать условия и механизмы для эффективного взаимодействия таможенных органов и самих участников торгового оборота.
И, в‑четвёртых, обеспечить анализ влияния таможни, других контрольных органов на увеличение торгового оборота и повышение деловой активности. Сегодня мы поговорим и о том, как в Федеральной таможенной службе внедряются современные технологии – я надеюсь, что соответствующая часть в докладе будет присутствовать. Я имею в виду электронное декларирование, так называемое предварительное информирование, что обычно очень серьёзно ускоряет таможенные процедуры. Ну и нужно поговорить о критериях эффективности оценки деятельности таможни: и нашей, и, конечно, наших партнёров.
В последние годы – и мы, кстати, об этом неоднократно и с Андреем Юрьевичем [Бельяниновым] говорили, и с другими коллегами – на первый план у нас всегда выходили какие задачи: денег побольше собрать. Это правда. И конечно, бороться с правонарушениями на таможне. Это правильно, с одной стороны. Но это ещё не всё. И как раз даже в беседах в руководителем ФТС мы затрагивали эту тему – о том, что всё‑таки задача таможни далеко не только фискальная и в значительной мере не фискальная – даже при понимании того, какие объёмы товаров проходят через таможню.
И конечно, ещё одна тема – время на таможенные формальности при пересечении границы. Оно почти не сокращается, к сожалению. Уровень взаимного доверия между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности невысокий. Об этом говорит лишь один факт: только полпроцента участников внешнеэкономической деятельности применяют в настоящий момент специальную упрощённую процедуру. Все остальные идут, что называется, по полной программе. Вот такие у меня цифры во всяком случае. Это означает, что, естественно, практически все участники обязаны совершить все те формальности, которые прямо установлены законом без каких‑либо возможных в этом случае упрощений, а это не здорово.
Вот круг вопросов для совещания, этого вполне достаточно.
<…>
16 августа 2010 года, Сочи