Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчёт о совещании в режиме видеоконференции о ходе восстановления жилья и социальной инфраструктуры в пострадавших от лесных пожаров регионах

13 октября 2010 года

Д.Медведев: Мы договаривались в тот период, когда у нас была самая сложная ситуация, связанная с пожарами, о том, чтобы по окончании, собственно, и работы, которая велась (хотя есть ещё до сих пор сложности, но это уже совсем маленькие очаги), а также в ходе восстановления жилья поговорить о ликвидации последствий природных пожаров в режиме видеоконференции с включением всех территорий, где были наиболее масштабные бедствия.

Я напомню неутешительную статистику, которой мы располагаем по итогам этого лета. Огонь затронул 180 поселений. Некоторые из них, к сожалению, выгорели дотла, и самое печальное, что погибло 62 человека, тысячи людей остались без крова. Вы помните, что в соответствии с моим Указом в ряде регионов, в девяти регионах России, было введено чрезвычайное положение. Справиться с этой проблемой удалось не сразу, но удалось в результате консолидированной работы Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Министерства внутренних дел и конечно, благодаря большой работе, которая велась добровольными формированиями, пожарными дружинами, при поддержке зарубежных спасателей.

Сегодня, как я уже сказал, на видеосвязи федеральные округа, субъекты нашей страны, муниципальные образования, которые пострадали от природных пожаров. Предлагаю в ходе нашего видеосовещания рассмотреть три основных блока вопросов.

Первый блок касается исполнения моих поручений Правительством, силовыми структурами, полномочными представителями Президента и губернаторами – поручений об оказании помощи пострадавшим. Необходимо как можно быстрее вернуть людей к нормальной жизни: эта задача ставилась изначально, и на это были направлены все наши усилия. И не только в ускоренном темпе, как мы и договаривались, потому что зима уже практически наступает, но и качественно восстановить то, что пострадало, построить новые дома, школы, детские сады, поликлиники.

Также я хотел бы услышать о том, обеспечены ли дети, которые остались без крова и у которых возникли проблемы с посещением детских дошкольных учреждений, местами в этих детских дошкольных учреждениях, в новых учреждениях, а также в школах, которые тоже у нас пострадали либо частично, либо полностью. Что сделано для поддержки пожилых людей, особенно одиноких стариков и инвалидов, для оказания им своевременной медицинской помощи.

Поэтому прежде всего я хотел бы, чтобы мне доложили о графиках ввода новых объектов, новых домов, о сроках сдачи инфраструктурных объектов, о восстановлении инженерных коммуникаций. Также я хотел бы услышать о том, обеспечены ли дети, которые остались без крова и у которых возникли проблемы с посещением детских дошкольных учреждений, местами в этих детских дошкольных учреждениях, в новых учреждениях, а также в школах, которые тоже у нас пострадали либо частично, либо полностью. Что сделано для поддержки пожилых людей, особенно одиноких стариков и инвалидов, для оказания им своевременной медицинской помощи. Хотел бы узнать, как идёт выплата компенсаций, как обстоят дела с трудоустройством людей, которые из‑за стихийного бедствия остались без работы. И – конечно, это формальная вещь, но не менее важная для жизни в нашей стране – власти должны были помочь нашим людям в восстановлении утраченных в огне документов для того, чтобы они могли вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Второе. Пожары, и об этом я уже проводил совещание, обнажили несовершенство нашего законодательства, прежде всего лесного законодательства, которое регламентирует охрану и защиту лесов; неспособность исполнительной власти, в том числе и на уровне министерств и ведомств, регионов, муниципалитетов, контролировать эту ситуацию, выполнять свои полномочия также проявились в ходе этого лета. Когда нужно было принимать быстрые решения, оперативные решения, ряд механизмов, включая механизмы обнаружения и тушения пожаров, не сработали. Мы должны об этом прямо говорить, из этого должны быть сделаны выводы. Поручения на эту тему я уже давал. Я обратился к Правительству с предложением провести инвентаризацию лесного законодательства. Рассчитываю услышать уже конкретные предложения по дальнейшей корректировке. Работа ещё не закончена, но тем не менее определённые сроки уже истекли.

Кроме того, Генеральная прокуратура должна была проверить расходы бюджетных средств, которые выделялись на тушение пожаров, на оказание помощи пострадавшим. Эта работа также не заканчивается, но промежуточные итоги, Юрий Яковлевич, можно было бы осветить.

Профилактика пожаров, сохранение лесов, безусловно, входят в перечень функций по управлению лесным фондом. И сегодня нужно заниматься техническим оснащением специализированных пожарных служб – служб, которые работают в лесах, увеличивая и объём лесовосстановления.

Третье. Профилактика пожаров, сохранение лесов, безусловно, входят в перечень функций по управлению лесным фондом. И сегодня нужно заниматься техническим оснащением специализированных пожарных служб – служб, которые работают в лесах, увеличивая и объём лесовосстановления.

Особое внимание должно быть уделено теме экологического воспитания, мы об этом говорили, а также развитию системы страхования и страховой культуры. Напомню ещё раз те цифры, которые выявились в ходе этой непростой ситуации. У нас только 16 процентов домов, которые пострадали от огня, были застрахованы. Я давал поручение подумать об изменении законодательства в этой сфере. И только 20 процентов посевов, которые сгорели от действий аномальных температур, также были застрахованы.

Совещания на эту тему были проведены, поручения даны. Нужно работать в этом направлении. Наши граждане и наши товаропроизводители должны быть уверены, что они смогут получить возмещение по схемам, которые, по сути, адаптированы во всём мире. Я хотел бы сказать, что мы вынуждены были принимать оперативные решения, серьёзные решения, решения, которые связаны с довольно значительными затратами для бюджета. Естественно, что другого варианта и быть не могло. Все эти решения должны быть досконально исполнены. Но в то же время мы должны думать о будущем. Совершенно очевидно, что такой оперативный метод решения этих проблем не является цивилизованным. Нам необходимо создать современные защитные механизмы, по которым при возникновении подобных ситуаций, а от них, конечно, никто не застрахован: и от природных аномалий, и от изменений в погоде, – будут работать уже подготовленные современные, основанные на законе принципы возмещения, а не оперативные решения, которые лихорадочно принимаются в определённой ситуации.

Это нужно было сделать один раз. Больше к этому возврата быть не должно. И конечно, наши граждане, это самое главное, должны быть уверены, что они получат реальные возмещение убытков при наступлении всех подобных случаев, которые, по всей вероятности, должны относиться к страховым случаям.

Наши люди проявили свои лучшие качества, отзывчивость и желание помочь при возникновении таких трагических ситуаций, собирались деньги. Общественной палатой было собрано 286 миллионов рублей. Я специально тогда обращался к Общественной палате, после проведения совместных консультаций с палатой мною рекомендовано принять решение о выделении по 30 тысяч рублей каждому пострадавшему собственнику и нанимателю жилых помещений.

Последнее, о чём хотел сказать: хотел бы ещё раз поблагодарить всех наших граждан, общественные организации, предпринимательское сообщество, которые помогают обустроить жизнь в пострадавших от пожара населённых пунктах, сделать эту жизнь более современной, сделать её просто лучше. Строятся не только дома, но и школы, строятся больницы, фельдшерские пункты, строятся клубы, реализуются долгосрочные проекты поддержки территорий, которые пережили пожары. Наши люди проявили свои лучшие качества, отзывчивость и желание помочь при возникновении таких трагических ситуаций, собирались деньги. Общественной палатой было собрано 286 миллионов рублей. Я специально тогда обращался к Общественной палате, после проведения совместных консультаций с палатой мною рекомендовано принять решение о выделении по 30 тысяч рублей каждому пострадавшему собственнику и нанимателю жилых помещений. Это дополнительные деньги, которые собраны за счёт пожертвований наших граждан и предпринимателей в рамках той деятельности, которую вела Общественная палата. А остальные деньги из этой суммы направить на софинансирование строительства и восстановление объектов социальной инфраструктуры в тех случаях, когда это ещё необходимо. Ну а отдельные предпринимательские группы, отдельные компании ведут свою работу в некоторых населённых пунктах, я с ними встречался. Там многое делается, хотел бы ещё раз их поблагодарить за эту работу.

Приступаем к совещанию. Давайте сначала послушаем министров. Сначала сообщение Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергея Кужугетовича Шойгу.

Сергей Кужугетович, пожалуйста, Вам слово.

С.Шойгу: Добрый день, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Разрешите доложить о результатах работы по ликвидации последствий природных пожаров в 2010 году и выполнении Ваших поручений.

С начала пожароопасного периода текущего года на территории Российской Федерации возникло более 32 тысяч очагов природных пожаров на общей площади более 1760 тысяч гектаров. В результате в 19 субъектах Российской Федерации пострадало 180 населённых пунктов, 3180 домовладений, погибли 62 человека. Для борьбы с пожарами была сформирована межведомственная группировка сил, которая составляла более 166 тысяч человек и более 25 тысяч единиц техники. В её состав вошли сотрудники МЧС, МВД, Министерства обороны России, лесничества и добровольцы. От Министерства по чрезвычайным ситуациям было задействовано более 131 тысячи человек личного состава и свыше 21 тысячи единиц техники, в том числе 27 воздушных судов. В тушении природных пожаров приняли участие формирования из 11 иностранных государств в составе 13 воздушных судов, более 100 единиц техники и более 560 человек специалистов.

В семи наиболее пострадавших субъектах Российской Федерации Вашим Указом, Дмитрий Анатольевич, был введён режим чрезвычайной ситуации. В 14 субъектах работали специальные комиссии, в составе которых были сотрудники МЧС России, Минрегиона, Минздравсоцразвития, Минсельхоза России. В районах чрезвычайных ситуаций было проложено свыше 1400 километров рукавных ходов и линий, впервые был использован метод массированного применения авиации для борьбы с лесными пожарами. Только российской авиацией совершено более 2 тысяч вылетов, произведено 8 тысяч сливов, сброшено более 78 тысяч тонн воды. В результате удалось отстоять более 4,6 тысячи населённых пунктов с населением более 500 тысяч человек, защитить критически важные для национальной безопасности объекты, федеральные ядерные центры в городах Саров и Снежинск, Нововоронежскую атомную станцию, а также объекты энергетики, транспорта, социальные учреждения.

Всем пострадавшим гражданам оказана необходимая медицинская помощь, реализованы меры социальной и материальной поддержки. Как единовременная финансовая помощь из федерального и регионального бюджетов для 7237 пострадавшим для восстановления утраченного имущества оказана помощь – по 200 тысяч рублей и на первоочередные нужды по 10 тысяч рублей. Семьям погибших оказана помощь в размере 1 миллиона рублей на каждую семью.

Организованы работы по строительству 2147 жилых домов взамен утраченных. Всего из федерального бюджета на оказание помощи пострадавшим на восстановление жилья были выделены более 10 миллиардов рублей.

Комплексная помощь была оказана нашими зарубежными партнёрами. Из 11 стран мы получили в качестве гуманитарной помощи около 30 тысяч единиц противопожарного оборудования, средств защиты, в том числе дыхательные аппараты, противодымные фильтры, огнезащитные комплекты пожарных, насосы, мотопомпы и другое технологическое оборудование. Также зарубежными странами по Вашей договорённости, в частности с руководством Германии, уже сейчас проводится приём наших пожарников и спасателей на реабилитацию – в Германию, Италию, и, скорее всего, это будет происходить и в Испании.

В соответствии с Вашими поручениями МЧС России проведён анализ ситуации, связанной с природными пожарами, и осуществляется комплекс мер, направленных на повышение эффективности борьбы с ними. В настоящее время подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о добровольной пожарной охране, изменения в федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части совершенствования правового регулирования, оказания гражданам социальной поддержки при возникновении чрезвычайных ситуаций. Подготовлены и проходят межведомственное согласование проекты федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожаров. Потребовалось дополнительное согласование после Вашего поручения о страховании недвижимого имущества. Изменения Кодекса об административных правонарушениях в части увеличения штрафов за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и установления особого состава правонарушения, нарушения правил пожарной безопасности в лесах и условиях особого противопожарного режима. Здесь фактически кратно увеличиваются суммы штрафов.

Изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, регламентирующие принятие крупного ущерба и разграничивающие ответственность между такими составами преступления, как поджог, неосторожное обращение с огнём и именно источниками повышенной опасности.

Изменения в технический регламент требований пожарной безопасности, предусматривающие увеличение противопожарного расстояния от границ застройки территории населённых пунктов до лесных массивов, а также дополнительные требования по обязательному наличию в подразделениях пожарной охраны на взрывопожароопасных объектах.

Решением Правительства Российской Федерации дополнительно выделены бюджетные ассигнования в размере 2,42 милларда рублей для восстановления готовности сил и средств МЧС России.

К настоящему моменту уже восстановлено более 600 единиц пожарной техники, завершено техническое обслуживание авиации. Приняты серьёзные меры по техническому перевооружению сил и средств МЧС России. В течение трёх лет планируется поставить на вооружение 8 самолётов «БЕ-200 ЧС», 8 вертолётов «Ми-8», 10 вертолётов «К-32», два многоцелевых самолёта «Ан-148».

Разработан порядок привлечения авиации для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций и природных пожаров и обеспечения её выливными авиационными приборами. Планируется дооснастить современными средствами пожаротушения 75 вертолётов, 14 самолётов и тяжёлых танкеров «Ил-76», 10 тяжёлых вертолётов «Ми-26» Министерства обороны, МВД России и ФСБ. Это позволит увеличить общую группировку воздушных судов, привлекаемых для тушения лесных пожаров, на 99 единиц. Таким образом, суммарная группировка у нас будет по России 135 воздушных судов.

В соответствии с Вашим поручением разработана программа по оснащению федеральной противопожарной службы МЧС России современными образцами техники и оборудования на 2010–2013 годы общим объёмом 54 миллиарда рублей. Правительством Российской Федерации уже принято решение о выделении из федерального бюджета в рамках этой программы 8,2 миллиарда рублей в 2011 году.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Данные мероприятия существенно повысят уровень защищённости населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, а также готовность сил и средств, привлекаемых к борьбе с ними.

Доклад закончен.

Д.Медведев: Спасибо. Сергей Кужугетович, у нас закон о добровольных пожарных формированиях в каком состоянии, когда он будет рассматриваться?

С.Шойгу: Закон прошёл второй круг согласований со всеми субъектами Российской Федерации, со всеми ведомствами, получил заключение в Государственно-правовом управлении, сейчас находится на вторичном рассмотрении в Правительстве. Думаю, что в ближайшее время будет рассмотрен и в этом году внесен в Государственную Думу. Мы очень надеемся на то, что уже в этом году будет принят в первом чтении.

Д.Медведев: Да, надо быстрее это делать. Доведите до сведения всех лиц, принимающих участие в обсуждении этого документа, я обращаю внимание Правительства и Администрации Президента. Спасибо.

Теперь выступление Министра регионального развития. Как у нас идет восстановление жилья прежде всего и тех объектов, которые должны быть восстановлены вместе с жильём?

В.Басаргин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в рамках реализации Ваших поручений в Министерстве регионального развития действует оперативный штаб. Мы в режиме «через день» проводим видеоконференции, и в каждом субъекте Российской Федерации сегодня находится представитель Министерства регионального развития, который контролирует ход восстановительных работ. Здесь цифры звучали, я непосредственно перейду к вопросам, которые касаются строительства жилья.

Правительством в регионы было направлено 10 933 миллиона рублей, первым направлением – здесь уже прозвучало – было выплата компенсаций, социальные выплаты. Скажу, что все практически жители, это 7237 человек, получили компенсации, о которых сегодня здесь уже говорилось.

Д.Медведев: 7237 человек – это цифра окончательная, больше у нас никто не обращался, список закрыт или нет?

В.Басаргин: Есть несколько судебных дел, то есть те люди, которые не были прописаны, не подтверждается их проживание в домах, но тем не менее они говорят о том, что они должны получить право на выплату компенсаций. Поэтому есть несколько дел, то есть этот список может пополниться.

Д.Медведев: Но если и пополнится, то не существенно.

В.Басаргин: Не существенно, это буквально несколько человек.

Отмечу, что треть потерявших жильё – 1061 семья – изъявили желание сегодня получить денежную компенсацию, и 998 семей эту денежную компенсацию уже получили.

Д.Медведев: Напомните, денежная компенсация в каком размере?

В.Басаргин: В размере стоимости потерянного жилья, это от количества квадратных метров на норматив, который установлен Министерством регионального развития, и каждый субъект вводит определённый свой порядок исходя из базовых установок.

139 семей захотели приобрести уже готовое жильё, и 108 семей получили такое жильё, 31 семья – в основном это жители Рязанской и Волгоградской областей – получат такое жильё до 1 ноября.

Новое строительство. 2202 семьи решили построить жильё. Скажу, что на сегодня заселено 255 домов, все работы идут в соответствии с планом-графиком либо с опережением. Мы начинаем уже контролировать сейчас не план-график, который разместили на сайте Правительства, а у нас подготовлен новый график уже ввода жилья, расписанный буквально по каждому дню, по каждому субъекту и по каждому дню.

Работы ведутся сегодня на строительных площадках в три смены, задействовано более 1300 единиц техники и более 10 тысяч строителей. В Белгородской, Тамбовской, Тульской областях все семьи получили ключи от новых домов либо компенсации в полном объёме. Сегодня идёт заселение последних 10 домов в Мордовии, и за предстоящие две недели нам предстоит выдать ключи 1639 семьям.

За качеством строительных работ и соблюдением технологий следят наши экспертные группы, к контролю качества привлекаются будущие жители, они для нас сегодня лучшие контролёры. Сами дома строятся по современным технологиям, отвечают последним требованиям с точки зрения внутреннего содержания. В них есть интернет, спутниковое телевидение. Давая возможность пользоваться современными технологиями, мы не забываем о традиционном укладе. В регионах приняты дополнительные решения по созданию дворовых построек, погребов и так далее, то есть в соответствии с обращениями наших граждан. С каждым владельцем нового жилья будет проводиться обучение по пользованию современными инженерными системами и оборудованием. Это важно, поскольку почти половина заселяющихся в новое жильё – это люди преклонного возраста. Эту работу мы тоже сегодня контролируем.

Есть одна проблема. У нас порядка 150 собственников пока не найдено. В основном это Рязанская, Владимирская, Липецкая области. Но мы этой работой занимаемся. Что касается средств – средства зарезервированы, то есть у нас здесь проблем не возникнет.

Помимо жилых домов запланирован к вводу большой перечень инфраструктурных объектов. Всего будет возведено и реконструировано свыше 200 километров автодорог, более 100 километров водо- и газопроводов, сотни километров электро- и телекоммуникационных сетей. 19 населённых пунктов будут впервые газифицированы. Во всех строящихся посёлках появится центральное водоснабжение. Все работы сегодня синхронизированы, и всё увязано со сроками сдачи жилых домов.

В части социальной инфраструктуры планируется построить 16 фельдшерско-акушерских пунктов, 2 физкультурных комплекса, 15 спортплощадок, 3 дома культуры, 12 магазинов, 6 почтовых отделений, реконструировать 3 и построить ещё 4 школы на 800 мест и 13 детских дошкольных учреждений на 730 мест. Первая новая школа будет введена в Рязанской области до конца текущего года.

Особое внимание уделяется благоустройству территорий: устанавливается освещение, идёт благоустройство тротуаров. В Воронежской и Липецкой областях воссоздаются уголки воинской славы. В Нижегородской области строится церковь. Работы ведутся не только на федеральные средства, но и на средства регионов и хозяйствующих субъектов. В этой связи отмечу активное участие населения и бизнеса в помощи пострадавшим. Всего привлечено около 3 миллиардов рублей. Со стороны бизнес-сообщества помощь предложили более 40 крупных компаний. Особенно большие объёмы помощи оказали «Русал», «Северсталь», «Газпром», «Новатек», Выксунский металлургический завод. И иностранные компаний мы бы отметили – «Самсунг», представляющий сегодня 2 тысячи телевизоров, компании «Хенде Моторс» и «Киа Моторс», выделившие денежные средства.

По итогам проведённой работы хотел бы отметить ряд вопросов. Первое, мы считаем, что сегодня необходимо во всех субъектах, пострадавших от природных пожаров, и там, где строятся новые объекты, создать эксплуатационные бригады для обслуживания нового жилья, потому что есть определённые требования к эксплуатационным особенностям возводимого жилья по новым технологиям. Во‑вторых, на местах сегодня необходимо оперативно выдавать правоустанавливающие документы на новое построенное жильё. Работа тоже сегодня организуется. И сегодня нужно принять все меры, чтобы природные пожары, об этом уже Сергей Кужугетович сказал, больше не могли нанести столь масштабный урон.

И есть одна проблема, Дмитрий Анатольевич. Мы столкнулись с тем, что у нас есть часть населённых пунктов, небольших, с количеством домов менее десяти, и в рамках той работы, которую мы проводим по обустройству населённых пунктов, необходимо переселение людей во вновь возводимые другие населённые пункты. Потому что там нет ни перспективы, нет ни социальной инфраструктуры, никаких рабочих мест.

Д.Медведев: Люди‑то к этому готовы?

В.Басаргин: Люди к этому готовы. И субъекты эту тему поднимают. И, более того, есть уже примеры: во Владимирской области населённые пункты переселяются.

Д.Медведев: А что для этого нужно, чтобы перевезти?

В.Басаргин: Мы хотели бы рассмотреть это в рамках нашей программы «Жилище» и посмотреть, видимо, вопросы, связанные с переселением. В основном эти люди претендуют на переселение не в мегаполисы, а непосредственно в сельскую местность, где есть рабочие места и есть социальные услуги.

Д.Медведев: Рассмотрите.

Несколько вопросов.

Насчёт графика. Я сейчас открыл как раз план-график, который размещён на сайте Правительства. В основном ситуация такая, как я смотрю: практически везде завершено устройство фундаментов, возведение коробок жилых домов, устройство кровель. Проводятся внутренние электромонтажные, сантехнические работы. И отделка где‑то начата, где‑то уже в продвинутой фазе находится.

Как Вы оцениваете всё‑таки степень готовности и вообще соблюдение сроков, которые устанавливались изначально? В целом по стране.

В.Басаргин: Мы считаем, что срывов сроков допущено не будет. Опасения есть по отдельным субъектам, где большое количество пострадавших и большое количество объектов. Но пока видим, что срывов не будет, и все работы выполняются в соответствии с графиком, а по большинству субъектов с опережением.

Д.Медведев: Здесь у Вас довольно наглядная информация по всем областям с конкретными таблицами и с графиками. То есть это в оперативном ключе Министерством отслеживается, ежедневно?

В.Басаргин: В ежедневном режиме.

Д.Медведев: Понятно. Теперь второй вопрос. Жалобы есть со стороны наших людей, которые должны получать это жильё, и кто их рассматривает при их возникновении?

В.Басаргин: Мы выезжали в отдельные территории, где были обращения, в частности, Владимирская область, Рязанская область, в Нижний Новгород выезжали. Проблемы все решаем, в основном проблемы были как раз по дворовым постройкам, по верандам, пристройкам к жилью и по благоустройству территорий.

Д.Медведев: Договорились, что делать?

В.Басаргин: Да, в основном договорились. Есть, правда, вопросы, связанные как раз с тем, что не установлено право обладания жителя на тот или иной дом и есть какие‑то судебные решения. Но судебные инстанции решения примут, после чего мы либо обеспечим жильём, либо выплатим компенсации.

Д.Медведев: Надо, чтобы Вы ещё раз сориентировали своих работников и соответствующих подчинённых, губернаторов, региональные власти, чиновников на самое внимательное отношение к таким запросам. Даже в том случае, если у Вас нет достаточных данных о том, что было, каковы правоустанавливающие документы, нельзя это с порога отвергать, нужно разбираться в каждом конкретном случае и чиновникам самим, должностным лицам, в необходимых случаях суд использовать, но отношение должно быть максимально внимательное.

Теперь давайте послушаем о том, как расходуются деньги. Юрий Яковлевич, Вам слово.

Ю.Чайка: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Во‑первых, в соответствии с Вашим поручением мы провели проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности, в результате которых выявлено большое количество нарушений законности, причин и условий, способствующих возникновению пожаров. В частности, выявлено 15 тысяч нарушений законов, опротестовано 300 незаконных правовых актов органов власти и местного самоуправления, внесено 4300 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2600 лиц, в суды направлено 1700 заявлений об обязании немедленно устранить нарушения закона. По материалам прокурорских проверок возбуждено 1700 уголовных дел, часть из них в настоящее время уже направлена в суд для рассмотрения по существу.

Органами прокуратуры обеспечивается жёсткий надзор за соблюдением законодательства при ликвидации последствий пожаров. Во взаимодействии с Минрегионразвития России Генеральной прокуратурой налажен мониторинг ситуации со строительством и восстановлением жилья, созданием необходимой инфраструктуры. Мы проводим совместные выездные проверки, отслеживаем положение дел в регионах. Совместно с Контрольным управлением Президента, Счётной палатой мы разработали механизм надзора за расходованием денежных средств, выделенных из федерального бюджета на борьбу с пожарами, а также целевым и адресным оказанием помощи пострадавшим от пожаров. В постоянном режиме идёт обмен информацией по этим вопросам. На контроль взяты все вопросы, связанные с защитой законных интересов граждан. Прокуроры приняли на личном приёме более 500 человек, они отслеживают законность включения в списки пострадавших от пожаров, нуждающихся в получении жилья и материальной помощи, оказывают содействие в восстановлении утраченных документов, контролируют соблюдение нормативов при создании условий для временного размещения, медицинского и лекарственного обеспечения. Тем не менее выявлено, что не везде власти своевременно принимали меры для устранения последствий пожаров.

Для ускорения принятия необходимых нормативных актов потребовалось вмешательство прокуроров в Тульской и Ивановской областях. Мы реагировали на целый ряд нарушений при строительстве жилья и объектов инфраструктуры в Республике Мордовия, Владимирской и Волгоградской областях. В Алтайском крае, Нижегородской, Свердловской областях и некоторых других регионах пресечены факты нарушения прав граждан при включении в списки пострадавших и перечислении им выплат. В общей сложности при рассмотрении обращений выявлено 355 нарушений закона, восстановлены права 351 гражданина. Всего внесено по этим результатам наших проверок 11 представлений, 2 протеста, заявлено в суды 70 исков, в том числе в интересах граждан, направлено 4 информации в органы власти субъектов Федерации.

До 1 ноября осталось не так много времени, и прокурорами принимается весь комплекс мер реагирования, чтобы намеченные мероприятия были выполнены в полном объёме и в точном соответствии с требованиями законодательства. По результатам всей нашей работы мы готовим совместную докладную записку с Контрольным управлением Вам.

Доклад закончен.

Д.Медведев: Хорошо. Юрий Яковлевич, я хочу, чтобы по окончании этой работы (сейчас, понятно, они ещё идут и ещё многое предстоит сделать) вместе с Контрольным управлением, в случае необходимости, со Счётной палатой, вы проверили финансовый аспект, потому что деньги немалые, и, в общем и целом, надо посмотреть, насколько они рационально истрачены, что построено. Потому что понятно, что всё это делается достаточно быстро, но недопустимо, чтобы на горе кто‑то наживался. Поэтому спрос здесь будет максимально строгий. Займитесь этим.

Теперь давайте включим наши регионы. Что сделано, что ещё не сделано, в какие сроки предполагается доделать незавершённые работы? Есть ли какие‑то проблемы или вопросы в отношении решений, которые должна принимать федеральная власть, или вообще проблемы? Без длинных рапортов.

Давайте сначала Липецк.

О.Королёв: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

По первому заданному Вами вопросу докладываю. Поставленная Вами задача о том, чтобы к 1 ноября все пострадавшие люди были обеспечены жильём, будет выполнена на 11 суток раньше срока. Но, ради интереса, с удовольствием отмечу, что после пожара прошло только лишь 76 суток. И за 76 суток действиями Правительства Российской Федерации указания Президента страны выполняются чётко и так, что это соответствует Вашей задаче. Больных вопросов уже через несколько дней у нас не будет.

По пожилым людям, о чём Вы всегда, Дмитрий Анатольевич, говорите. Одинокие пожилые люди, помимо установленных норм, полностью получают и меблирование, и полное обеспечение всеми предметами, даже личной гигиены. Здесь вопросов быть не может.

По второму Вашему вопросу, если Вы позволите (по первому – всё будет выполнено, я доложил), Лесной кодекс, несовершенства. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я по первому образованию лесовод, профессиональный лесовод, проработал шесть лет лесничим, а дальше руководил целым административным районом, могу ответить профессионально. Мы постарались использовать преимущества Лесного кодекса. Я не поддерживаю огульное его обвинение. Есть одно мощное преимущество. Лесным кодексом многие регионы допущены в лесное хозяйство, чего не было раньше. И мы у себя постарались это использовать на все 100 процентов.

Первое. Мы финансируем лесное хозяйство один к одному, один рубль из федерального бюджета, один – из областного.

Д.Медведев: Олег Петрович, я просил всё‑таки без докладов. То, что финансируете, молодцы. То, что успеваете раньше срока, тоже молодцы. Есть какие‑то вопросы или предложения по совершенствованию работы?

О.Королёв: По совершенствованию работы: мы сейчас используем преимущества этого кодекса, в 10 раз увеличили рубки ухода, восстановим все пострадавшие леса в течение одного года. Сегодня резко развили питомническое хозяйство и противопожарную безопасность. При поддержке Министерства регионального развития и МЧС мы создали 24 пожарных поста, в ближайшее время создадим ещё 10 для того, чтобы не допустить впредь таких последствий.

Лесной кодекс будем менять. Может быть, там не будет сверхрадикальных решений, но целый ряд вопросов нам придётся изменить, особенно в части, касающейся статуса тех людей, которые работают в лесу, потому что здесь всё‑таки явно определённых полномочий им не хватает. И некоторые другие темы, которые возникли в ходе ликвидации стихийного бедствия, в ходе ликвидации пожаров.

Д.Медведев: Мы всё равно Лесной кодекс будем менять. Может быть, там не будет сверхрадикальных решений, но целый ряд вопросов нам придётся изменить, особенно в части, касающейся статуса тех людей, которые работают в лесу, потому что здесь всё‑таки явно определённых полномочий им не хватает. И некоторые другие темы, которые возникли в ходе ликвидации стихийного бедствия, в ходе ликвидации пожаров. Поэтому я хотел бы, чтобы и Вы, и другие губернаторы, которые живут на территориях, где много лесов, всё‑таки подготовили свои предложения по совершенствованию этого законодательства. Сейчас мы их не будем обсуждать, но очевидно, что всё‑таки Лесной кодекс, как и ряд сопряжённых с ним законов, требует совершенствования.

Спасибо.

Я сейчас хотел бы, чтобы включили один из районов – город Усмань, и нам руководитель, глава Усманьского района, доложил о том, как идут дела.

В.Мазо: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Глава Усманьского района, Мазо Владимир Михайлович.

Во‑первых, я хотел поблагодарить, сказать огромное человеческое спасибо Вам, членам Правительства, всем тем, кто принимал участие и помогал нам в ликвидации этой страшной беды. Она пришла к нам 29 июня. Самое главное, что мы не потеряли ни одного человека. Мы всех спасли, вывезли, вывели. И сейчас, в настоящее время, уже вручили ключи 68 семьям. 25 переехали в город Усмань, 20 человек получили компенсацию, а остальные получат жильё, как Олег Петрович сказал, в течение 2–3 дней.

Восстановлены все инженерные сети, произведено благоустройство. И за моими плечами, если Вы видите, это прекрасный социальный посёлок, где работают все программы, здесь у нас и переселение из аварийного ветхого жилья. Мы переселили – третий год работает эта программа – более 100 человек. Здесь у нас ветераны Великой Отечественной войны: 122 ветерана Великой Отечественной войны получат квартиры в этих благоустроенных квартирах.

Мы отремонтировали более 90 домов по капитальному ремонту. Здесь люди уже, будем говорить, старшего поколения, потому что кто помоложе, нашли квартиры и дома строят. А самое главное, что эта программа будет именно для людей старшего поколения. И поэтому я хочу от их имени выразить Вам огромное, огромное спасибо. И вообще, все программы, которые работают, они направлены для человека. Хотелось бы, чтобы, конечно, таких программ было побольше. А та задача, которую Вы перед нами поставили, выполняется и будет выполнена раньше срока.

Д.Медведев: Владимир Михайлович, вот та красота, которая за Вами, это когда построено?

В.Мазо: Это вот сейчас, вчера вручали ключи, приезжал Олег Петрович, вручали ключи. Мы вчера вручили ключи 12 ветеранам Великой Отечественной войны и 11 переселенцам из пострадавших от пожара мест. Это пустырь был.

Д.Медведев: Я понял, да. Владимир Михайлович, вот в этом посёлке, который за Вами, получают жильё и ветераны, и те, кто погорел. Правильно?

В.Мазо: Да, правильно, и ещё молодые семьи тоже здесь. В настоящее время приступили к строительству детского садика, спортивной площадки, детской площадки, и у нас получается вот такой прекрасный современный городок, где все коммуникации, и даже у нас тут интернет, телефоны.

Д.Медведев: Это хорошо, что всё есть, и интернет. А что насчёт – раз уж Вы про пожилых людей заговорили – что насчёт медицины? Есть какая‑то медицина в посёлке?

В.Мазо: Да, есть у нас больница хорошая, и строится новая, современная, реконструкция идёт поликлиники новой.

Д.Медведев: Нет, я про посёлок этот говорю.

В.Мазо: …больница здесь рядом, в городе, больница, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, здесь стоматология – всё необходимое есть.

Д.Медведев: Понятно. Ещё раз скажите, пожалуйста, сколько вот в этом посёлке погорельцев живёт?

В.Мазо: 25 семей переехали.

Д.Медведев: Понятно. А сколько стоит один дом для переселенцев?

В.Мазо: Это от квадратуры зависит, допустим, какая площадь у погорельца была. В основном дома были, Дмитрий Анатольевич, небольшие, было где‑то 40 квадратов, 45, 50. Это стоит миллион, 1200 тысяч, 1300 тысяч.

Д.Медведев: А вот тот, кто имел такой дом (у нас дома действительно небольшие деревянные – те, что сгорели), он сколько получает метров, допустим, по примеру вашего населённого пункта?

В.Мазо: Дмитрий Анатольевич, метр на метр.

А у нас ещё ветеранам войны, которым дают, многие дети старались доплачивать, чтобы получить ещё больше площади. Мы тоже идём навстречу этим пожеланиям и с удовольствием это делаем.

Д.Медведев: При предоставлении жилья должна учитываться и норма, даже если она не была в том доме соблюдена, давать нужно больше в этом случае, в соответствии с социальной нормой.

В.Мазо: Обязательно, да, меньше 33, даже если было у кого‑то 20, мы давали социальную норму.

Д.Медведев: Спасибо.

Теперь, пожалуйста, Волгоград.

А.Бровко: Добрый день, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич.

Д.Медведев: Что сделано, доложите.

А.Бровко: Вы знаете о том, что в пяти районах пострадали 10 населенных пунктов, 1148 человек, это 505 семей, и полностью уничтожены 489 домов. Из числа пострадавших – 169 детей, 69 – дошкольного возраста, 100 детей до 18 лет, 396 человек пенсионного возраста, 120 – инвалидов. Конечно же, сразу им всем были выплачены раньше обычного срока пособия. Принято решение о выплате пенсионерам пособия, материальной адресной помощи – 25 тысяч рублей на человека. Выплачены уже пособия по материнству и детству или по временной нетрудоспособности.

Что касается размещения, то в пяти пунктах временного размещения 190 человек размещены, остальные проживают у родственников, знакомых. Все люди, конечно же, обеспечены трёхразовым горячим питанием. Органы службы занятости и главы районов занимаются трудоустройством людей из числа пострадавших.

Что касается финансовой помощи – 10 тысяч, 200 тысяч, конечно, всем им фактически она уже выплачена. Кроме того, из областного бюджета произведены выплаты единовременного социального пособия пострадавшим от 10 до 20 тысяч. Гуманитарная, благотворительная помощь поступает, пришла уже из Санкт-Петербурга, Москвы, Адыгеи, Ростовской области, Астраханской области. Организовано 56 пунктов приёма и распределения гуманитарной помощи.

Предприятия региона, общественные организации, отдельные жители региона оказывают адресную помощь, и также перечисляются деньги на отдельно открытый благотворительный счёт. Уже там находится 82 миллиона. 9 миллионов по заявкам пострадавших жителей уже распределено на хозпостройки. В том числе 40 миллионов «Лукойл» перечислил на строительство нового детского садика, «Еврохим» – на 2 ФАП, «Волгофарм» оказал благотворительную помощь по лекарствам.

Что касается личных документов пострадавших и документов на собственность, то специалисты администрации взяли на себя функции решения вопросов судов. Все суды прошли, все документы восстановлены. Сегодня строительство ведётся на 8 площадках в 7 населённых пунктах, задействовано около 900 человек, 200 единиц техники, работают 5 генеральных подрядчиков, строим 277 домов.

На сегодня фундаменты залиты все, возведение коробок – 52 процента, кровель – около 30 процентов. Все работы ведутся в соответствии с графиком, утверждённым Министерством регионального развития. И будут все выполнены в срок – это до 1 декабря, то есть 1 декабря все пострадавшие жители справят новоселье.

Из 180 семей, которые заявили на денежную компенсацию, деньги фактически выплачены всем, за исключением 13 семей, дела которых находятся в суде. Я думаю, что в ближайшие дни решения будут приняты в соответствующих судах.

Сгорело 10 социальных объектов – это 1 детский сад, 2 ФАПа, баня, клуб, детская площадка. Эти все, естественно, социальные объекты будут восстановлены. И кроме них ещё 10 будут построены – это ещё 3 детских сада, одна спортивная площадка – школьная спортивная площадка, ФАП и 4 пожарных депо.

Медицинская помощь оказана всем нуждающимся. Изначально девять были госпитализированы, шесть уже выписаны. На 7 специально организованных постах оказывается психологическая и медицинская помощь. Постоянно дежурство несут 8 бригад скорой помощи и работают 3 центра передвижных – центра здоровья, в которых врачи не только обследуют жителей (а уже на сегодняшний день обследованы чуть меньше 7 тысяч жителей), но и, соответственно, ведут профилактическую работу по предотвращению инфекционных заболеваний.

В настоящее время разрабатывается областная целевая программа по пожарной безопасности в Волгоградской области до 13-го года, в рамках которой предусмотрена организация добровольных пожарных формирований. За счёт областного бюджета будет куплено 29 пожарных автомобилей. В районах области планируется создать дополнительные пожарные части, мобильные группы и, как я уже сказал, четыре новых пожарных депо. Повторюсь, до 1 декабря все работы будут выполнены.

Д.Медведев: Хорошо.

Анатолий Григорьевич, есть какие‑то претензии у людей по поводу качества строительства, сроков и так далее? Если есть, то кто их рассматривает, и как вы их устраняете?

А.Бровко: Я регулярно объезжаю все строительные площадки. Каждый день люди приходят на строительные площадки. Помимо наших, естественно, специалистов, они…

Д.Медведев: Сами контролируют просто?

А.Бровко: Сами контролируют. Вы знаете, были вопросы «нетёплые дома» – изначально боялись там замерзнуть. Но на сегодняшний день вопросов по качеству нет.

Д.Медведев: Зима покажет. Главное, чтобы здесь не ошиблись ни проектировщики, ни строители.

У нас действительно пока не очень развита культура использования новых материалов. Есть некоторые опасения, потому что люди в основном знают только два материала: это дерево и кирпич. Сейчас есть много других материалов, весьма тёплых. Но посмотрим, насколько качественно всё это будет сделано. Естественно, хотел бы, чтобы все понимали ответственность. Строителям, которые этим занимаются, передайте, что они головой отвечают за это.

У нас действительно пока не очень развита культура использования новых материалов. Есть некоторые опасения, потому что люди в основном знают только два материала: это дерево и кирпич. Сейчас есть много других материалов, весьма тёплых. Но посмотрим, насколько качественно всё это будет сделано. Естественно, хотел бы, чтобы все понимали ответственность. Строителям, которые этим занимаются, передайте, что они головой отвечают за это.

Давайте теперь включим как раз населённый пункт, который горел. Это у нас село Александровка Жирновского района и глава сельского поселения Александр Фёдорович Шевченко.

Пожалуйста, Александр Фёдорович.

А.Шевченко: Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Здесь присутствуют люди, пострадавшие от пожаров. Я думаю, они сами могут сказать о качестве и о сроках возведения жилья. Подрядчики, конечно, работают быстро, в графике, качество домов пока хорошее. Зима, правильно Вы сказали, покажет.

Д.Медведев: Давайте спросим людей тогда. Пожалуйста, прошу Вас.

Здравствуйте.

Жительница села Александровка: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич. Школа наша начала работать через два дня после пожара. В школе нашей мы разместили детский сад, который пострадал от пожара. Работаем в полном объёме. Для людей, которые размещены на пунктах временного проживания, в городе Жирновске, обеспечен подвоз…

Д.Медведев: Хорошо, что школа работает. Спасибо. А есть люди, чьи дома восстанавливаются сейчас? Скажите пару слов, как всё‑таки обстоят дела, как там строят, довольны вы качеством, нет? Пожалуйста.

Р.Алекперов: Здравствуйте.

Алекперов Руслан, житель села Александровка, отец троих детей.

Работой довольны, дома строят очень быстро. Прошёл всего лишь месяц, а у нас уже появились и дома растут, то есть в течение месяца уже поставили большое количество домов, фундаменты все залиты, 100 процентов. Дома двух технологий строятся: блочные и щитовые по финской технологии.

Д.Медведев: У Вас какой будет?

Р.Алекперов: По финской технологии – щитовой.

Д.Медведев: Понял.

Ну а как по ощущениям, в сроки‑то уложатся строители?

Р.Алекперов: Я думаю, что уложатся. Дом по финской технологии, я просто вижу, собирается в течение двух дней. Если готов фундамент, в течение двух дней он собирается.

Д.Медведев: Есть ощущение, что дом будет современный, комфортабельный? Всё‑таки как у Вас личное ощущение от того, как стройка там идёт?

Р.Алекперов: Я думаю, что будет всё хорошо.

Д.Медведев: Ну ладно, хорошо. Но Вы всё равно там не слезайте со строителей, смотрите. Если что, скажите главе администрации или губернатору, чтобы сразу же разобрались с этим.

Р.Алекперов: Хорошо.

Д.Медведев: Договорились. Удачи Вам. Спасибо большое.

Есть желающие ещё что‑то сказать?

Ну ладно, спасибо, пойдём дальше.

А.Шевченко: Хочется от жителей выразить благодарность за активное реагирование. Конечно, это было активное реагирование не только местных властей. Региональные и федеральные структуры, и министры приезжают, и заместители министров, вмешиваются во все строительства. Поэтому огромное спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Я им передам от Вас благодарность. Вмешиваться нужно, но разумно, потому что если они будут сами заниматься стройками, то в этом случае, боюсь, результаты будут не лучшие, но тем не менее внимание будем уделять.

Спасибо Вам большое, и успешного завершения строительства. До связи, счастливо.

Теперь Барнаул, Алтайский край. Александр Богданович, добрый вечер.

А.Карлин: Добрый день, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

В Алтайском крае лесные пожары носили трансграничный характер, они прошли в ночь с 8 на 9 сентября – это уже для наших сибирских условий осень, отопительный сезон начинается 15 сентября. Поэтому с точки зрения сроков выполнения восстановительных работ мы находимся в очень жёстких условиях, которые предписывает нам наша природа и наш климат.

Пострадало от пожара два села в Михайловском районе – это село Николаевка и село Бостан. В Николаевке пострадало от пожаров 236 жилых домов, в которых проживало 280 семей, в селе Бостан – соответственно, три дома и три семьи.

Все вопросы по выделению средств, Дмитрий Анатольевич, решены сверхоперативно, в течение первых суток Правительством было принято решение о выделении средств из федерального бюджета, из резервного фонда, и мы их в течение трех суток получили в регион, что было для нас чрезвычайно важно с точки зрения развёртывания всех работ. Мы обеспечили оперативное привлечение к выполнению работ необходимых строительных организаций, сегодня непосредственно на площадке в Николаевке работает 1059 человек, задействовано более 90 предприятий – подрядных строительных и поставщиков стройматериалов и комплектующих для строительства жилья.

Всего у нас в Николаевке подлежит к строительству 218 домов и в Бостане – 1 дом. Все согласованные с Министерством регионального развития графики выполняются. Мы предполагаем, что в последней декаде октября мы начнём заселение первых домов, и в дальнейшем до 1 декабря мы должны каждую неделю сдавать под заселение 50 жилых домов, и таким образом обеспечить соблюдение графика. Дома выполняются из материала, который соответствует нашим климатическим условиям, из газобетона и стеновых панелей. Три типа размеров: по 45, 65 и 80 квадратных метров в зависимости от состава семьи, и сегодня уже дома находятся в достаточно высокой степени готовности. Я ещё раз повторяю, мы через две недели начнём уже их заселение.

Д.Медведев: Александр Богданович, у меня один вопрос, у вас всё‑таки уже Сибирь, холодные края, Вы сами сказали, что природа диктует определённые сроки. Во‑первых, люди, которые подлежат заселению в новые дома, они где сейчас находятся, где они размещены?

А.Карлин: Несколько схем размещения использованы. Хотя местная школа не сгорела, мы её сейчас просто взяли в реконструкцию, поскольку там часть кровли повреждена. Не просто был пожар, а ещё и ураган, Дмитрий Анатольевич, и часть домов была повреждена не от огня, а от ураганного ветра, поэтому у нас даже некоторые правовые ситуации возникают. Все школьники размещены в два детских санатория, и там организовано их обучение, необходимое количество педагогов с ними, воспитателей. Дети дошкольного возраста тоже размещаются, специально отремонтировали детский сад в соседнем селе. И те, кто посещали детский сад в Николаевке, посещают детский сад в соседнем селе.

Школа и детский сад (он будет размещён после реконструкции в здании школы) начнут свою работу с 10 января следующего года. То есть третья четверть уже будет продолжена непосредственно в школьном здании.

Все пожилые люди, в индивидуальном формате решены вопросы, часть пожилых людей размещена в стационарных учреждениях социальной защиты со всем полагающимся пансионом. Те, кто не пожелал воспользоваться такой помощью, обеспечиваются дополнительными мерами социальной поддержки непосредственно нашими структурами по месту проживания. Они живут либо в пункте размещения в самой Николаевке, либо у родственников и соседей, поскольку часть жилого фонда там сохранена, либо в соседнем селе и в райцентре. Всем лицам пенсионного возраста, инвалидам обеспечен индивидуальный подход и индивидуальное социальное сопровождение.

Д.Медведев: Понятно. Но, в общем, надо, чтобы все, кто занимаются этой проблемой, ещё раз хотел бы повторить, были максимально внимательными. Потому что вы будете порциями сдавать жильё, кто‑то раньше получит, кто‑то чуть позже – это всегда людей напрягает. Поэтому максимальная внимательность и, конечно, соблюдение сроков – это главное.

Теперь я хотел бы, чтобы включили, соответственно, сельсовет Николаевки Михайловского района. Пожалуйста.

Добрый день!

Т.Руденко: Добрый день, Дмитрий Анатольевич!

Д.Медведев: Добрый день!

Т.Руденко: Село Николаевка Михайловского района Алтайского края. Сегодня Вы видите: за мной уже строящаяся улица, рядом соседняя улица в таком же состоянии.

У нас строятся 217 домов, все они сейчас находятся в работе. Завершение всего строительства у нас планируется 25 ноября, а с 27 октября мы уже планируем вселить первых жителей.

От имени всех жителей села я хочу высказать искреннюю благодарность лично Вам и Правительству, всем строителям, которые сейчас находятся здесь, за то, что они нас не оставили в такой трудный момент, помогают нам.

Д.Медведев: Спасибо за добрые слова.

Там, я смотрю, стоят и жители. Пусть два слова скажут, если есть какие‑то вопросы или какие‑то пожелания. Пожалуйста, есть кто‑то, кто хотел бы сказать, как стройка идёт?

Не волнуйтесь, мы не кусаемся, особенно на расстоянии. Наоборот, все сидят и думают, как помочь лучше. Вот здесь министры собрались, Генеральный прокурор наблюдает за тем, как стройка идёт.

Ну, пожалуйста.

Житель села Николаевка: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, от жителей села огромная благодарность за то внимание, за ту поддержку. Сегодня уже из шока выходим, в общем‑то, понимаем всю сложность. Но уверенность приходит с каждым днём, потому что строятся прекрасные дома, строятся улицы. Теперь есть уверенность в том, что зайдёт в каждый дом водопровод, тепловые сети. В целом мы понимаем, что будет сдаваться село «под ключ». Это большая ответственность строителей. Строители работают очень оперативно и слаженно, и наши люди, в общем‑то, понимая все сложности, сегодня тоже работают в производственной сфере села, ответственно подходят ко всем моментам.

Ещё раз спасибо за то, что предпринято, за те компенсации, которые на сегодняшний день получили все семьи за утраченное жильё и за пострадавшее имущество.

Д.Медведев: Спасибо. Как Вас величать?

Ответ: Пётр Александрович.

Д.Медведев: Пётр Александрович, а по качеству нормально всё, как у Вас ощущение: то, что строится, выдержит температуры? Всё‑таки Вы в Сибири живете.

Ответ: Я как местный житель скажу, что качество, конечно, современных материалов… Многое из этого мы не видели. Действительно, как Вы сказали, покажет зима. У нас зимы суровые, но надеемся, что это материалы высокого качества, современные, с двойным утеплением. В общем‑то, надеемся, что будет хорошо. Металлосайдинг, металлочерепица и так далее.

Д.Медведев: Ладно, спасибо. В общем, проверим зимой.

Т.Руденко: Кроме центрального отопления у нас строителями ещё предусмотрено дополнительно своё печное отопление.

Реплика: Своё печноё отопление в каждом доме предусмотрено. Это помимо центрального отопления.

Д.Медведев: Понятно. Это на всякий случай, я так понимаю, вы попросили, чтобы было. Запас карман не тянет, и на самом деле тепла много не бывает.

Хорошо, спасибо. Успехов вам и удачного вселения.

Теперь у нас ещё на связи Нижегородская область, Борский район. Там у нас восстанавливают не только жилые дома, но и социальные объекты, я так понимаю.

А.Киселёв: Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Д.Медведев: Добрый день.

А.Киселёв: На связи – город Бор Нижегородской области. Докладывает глава администрации Борского района Киселёв Александр Викторович.

Мы находимся на строительной площадке микрорайона Баталово-4. Два слова об этом микрорайоне. Мы его начали проектировать задолго до того, как случились пожары. Рассчитывали здесь продолжить строительство по 185-му Федеральному закону, по нашим областным и муниципальным программам оказания помощи молодым семьям, молодым специалистам.

На площадку мы пришли 26 августа. Сегодня 49-й день работы на данной площадке. В связи с тем, что площадка была достаточно хорошо подготовлена, правительством области было принято решение сконцентрировать строительство на этой площадке с согласия, естественно, жителей 10 сельских населённых пунктов, которые пострадали от природных пожаров летом 2010 года.

В общей сложности ведётся строительство 59 домов. На сегодняшний день кроме жилых домов на площадке построены: спортивная комплексная площадка, детская площадка, ведётся строительство детского сада на 75 мест, ведётся строительство семейного детского сада впервые на территории нашего района, ведётся строительство магазина, сквера для отдыха, также будет построен офис врача общей практики. Вся инженерная инфраструктура на площадку заведена, есть газ, электроэнергия, центральная вода, канализационные сети, заведены сети интернет, связь, всё это сделано за счёт бюджетных средств. Строительство домов осуществляется за счёт средств благотворителей, у нас их три, в том числе компания «Транснефть», они нам перечислили 25 миллионов рублей и затем, когда проверили качество выполнения работ, посмотрели, были удовлетворены и сказали: «Какие еще проблемы?» Мы обратились с проблемой строительства как раз социального объекта – офиса врача общей практики, на сегодняшний день они нам перечисляют еще 6,5 миллиона рублей, и данный объект к новому году мы обязательно введём в эксплуатацию. Следующая компания – это российское представительство немецкой компании «Кнауф», перечислили 20 миллионов рублей, и компания «Русал», о которой Вам уже докладывали, ведёт строительство 47 жилых домов и семейного детского сада на свои средства, своими строительными компаниями с полной инженерной инфраструктурой.

На сегодняшний день также решены вопросы санации домов, тоже на благотворительные средства, полностью дома обеспечиваются мебелью. Компания «Волга-Телеком» заводит сети интернета и телефона, также за счёт благотворителей оснащаются и бытовой техникой, в домах уже есть холодильники, телевизоры, стиральные машины, вплоть до посуды.

Жители стоят здесь рядом, сегодня они посмотрели часть домов, которые готовы к заселению, и вот рядом стоит прекрасная девушка, зовут её Даша, у них сегодня день венчания. После венчания они прибыли на строительную площадку и посетили свой дом. Ключи уже у них. В доме тепло. Надеюсь, в этом доме будет счастье.

Д.Медведев: Спасибо за такой оптимистический доклад.

Давайте спросим у самих жителей, как там настроение, Даша, и как Вашего супруга‑то зовут?

А.Киселёв: Сергей.

Д.Медведев: Даша и Сергей, я вас поздравляю с днем венчания и желаю, чтобы у вас был хороший дом, чтобы было хорошее настроение, несмотря на все те приключения, которые пришлось пережить в этом году.

Как там строится‑то? Как настроение?

Сергей: Буквально несколько минут назад нам вручили ключи, мы открыли двери собственного дома. Что можно сказать по поводу дома? То, что, когда мы зашли, сразу почувствовали, что в доме тепло, комфорт, уют, но самое главное, что в доме просто сказка.

Д.Медведев: Это приятно слышать. Даша с этим согласна, нет? Хозяйка‑то согласна?

Ну ладно. Я ещё раз хотел бы пожелать и вам, и всем другим жителям, которые рядом с вами стоят, чтобы вот так же тепло и комфортно было во всём новом поселке, в новой части того, что построено сейчас. А то, что рядом сейчас строятся социальные объекты, то, что строятся и ФАПы, и некоторые другие социальные объекты, это, конечно, очень хорошо. Потому что мы с самого начала ставили задачу – уж если такая беда приключилась, если мы восстанавливаем дома, то нужно, чтобы вокруг этих домов было не чистое поле, а чтобы были нормальные условия для жизни, существенно лучше, чем было до пожара, до всех этих проблем, которые у нас в этом году возникли и у вас, в Нижегородской области, и в других, к сожалению, местах России.

Поэтому я вас с этим поздравляю, но тем не менее, когда вернётесь домой, всё‑таки посмотрите на всякие разные места, всё ли сделано качественно, потому что потом будет сложнее объясняться с властями и с теми, кто строил. Ну а событие у вас сегодня очень хорошее и доброе, так что примите мои поздравления и поздравления всех, кто сидит здесь вместе со мной в Москве.

Успехов вам во всем и здоровья! До свидания.

Я хотел бы, чтобы два слова сказала Эльвира Сахипзадовна в отношении всё‑таки того, как мы будем дальше трудиться, и по поводу страхования, то, что мы обсуждали некоторое время назад, что сделано.

Но прежде чем Вы об этом скажете, я всё‑таки хотел бы привлечь внимание к одной теме. Я об этом, кстати, говорил Председателю Правительства и хотел бы, чтобы мне Министр регионального развития ситуацию прояснил.

Вот сейчас мне рассказали наши граждане о том, что они строят, ну, или получили жильё за счёт средств спонсоров. Вообще‑то мы на всё жильё выделяли деньги из федерального бюджета. Возникает вопрос, куда эти деньги, которые должны были идти из федерального бюджета, пошли? Потому что мы исходили из того, что жильё идёт за счёт средств государства, а социальная инфраструктура – там действительно могут и спонсоры постараться. Что мы с этим делаем?

В.Басаргин: Мы сейчас смотрим по всем регионам, у нас Нижний Новгород задействован, 50 домов строит «Новатек», ряд других регионов, где идёт строительство домов. Мы, естественно, подведём баланс, посмотрим, если есть экономия средств, она будет перечислена обратно в бюджет, будет возврат.

Главное, чтобы вместе с жильём приходили какие‑то удобства мало-мальские в деревню или в небольшие населённые пункты, которые пострадали. Поэтому я здесь не требую от вас это сразу же в бюджет перечислять. Нужно просто посмотреть, что происходит, и, может быть, поменять назначение этих денег, но так, чтобы это было использовано рационально.

Д.Медведев: Или нужно её перечислить обратно в бюджет, или, знаете, может быть, лучше по‑другому всё‑таки поступить, потому что, я ещё раз повторяю, мы исходили из того, что деньги предпринимателей, деньги компаний будут тратиться на социальное обустройство. И если у нас эти деньги выделены именно на строительство жилья, но жилье уже построено, используйте тогда эти деньги на социальную инфраструктуру, это достаточно важно. Главное, чтобы вместе с жильём приходили какие‑то удобства мало-мальские в деревню или в небольшие населённые пункты, которые пострадали. Поэтому я здесь не требую от вас это сразу же в бюджет перечислять. Нужно просто посмотреть, что происходит, и, может быть, поменять назначение этих денег, но так, чтобы это было использовано рационально. Договорились?

В.Басаргин: Постановлением Правительства это предусмотрено…

Д.Медведев: Возьмите это на контроль. Как раз это один из примеров, когда жильё, собственно, строится за счёт средств благотворителей.

И надо, кстати, также взять на контроль ещё одну тему, я её озвучил сегодня, это деньги, которые граждане наши собрали по линии Общественной палаты. Там по 30 тысяч рублей выделяется на одно домовладение, а остаток должен быть истрачен на цели создания инфраструктуры. Там тоже определённые деньги собраны, люди, что называется, от себя их отрывали. Там и обычные люди участвовали, и представители бизнеса. Всё это нужно обязательно проконтролировать – как это будет израсходовано.

Теперь по механизмам на будущее, то, что я говорил вначале. Прорабатывается у нас вопрос о страховании от пожара? Как дела?

Э.Набиуллина: У нас действительно достаточно много Ваших поручений сейчас по введению механизмов страхования. И по сельскому хозяйству мы обсуждали, и по лесным фондам, по сгоревшему лесу, и по имуществу, и по жилью. То есть сразу несколько элементов. И конечно, есть, с одной стороны, искушение – ввести этот автоматический режим через введение обязательного страхования.

Д.Медведев: Есть искушение, это правда.

Э.Набиуллина: Я почему сказала слово «искушение», потому что здесь нам нужно определённое время всё посчитать. Мы тогда просили Вас на совещании по сельскому хозяйству 2–3 месяца, чтобы посчитать, потому что у обязательного страхования есть свои издержки.

Д.Медведев: Но, строго говоря, это даже, по сути, не страхование. Давайте называть это страхование по юридической форме. Но с экономической точки зрения это по сути налог.

Э.Набиуллина: Вменённое страхование, вменённый налог, да.

Д.Медведев: Вменённое страхование – это по сути налог, да.

Э.Набиуллина: И что касается лесных фондов, у нас в этом году беда, но для того, чтобы страховщики все посчитали, они должны посмотреть динамику за много лет, для того чтобы оценить все риски и понять, какая может быть ставка и механизм обязательного страхования.

Мы ещё проработку этих вопросов не завершили. Поэтому я не готова доложить окончательные результаты.

Д.Медведев: Когда завершаете?

Э.Набиуллина: Министерство финансов там головное. 2–3 месяца нам всё‑таки нужно.

В любом случае с принятием решения о введении обязательного страхования, если мы такое решение будем принимать, не надо затягивать, потому что нам нужно выйти в новый сезон уже тогда с введённым в законную силу изменением в Гражданский кодекс и в соответствующие другие законы, с тем чтобы либо восстановить эту практику, либо всё‑таки не делать этого. Хотя пока, по моим ощущениям, всё‑таки аргументов «за» больше, чем «против».

Д.Медведев: Давайте. Но в любом случае с принятием решения о введении обязательного страхования, если мы такое решение будем принимать, не надо затягивать, потому что нам нужно выйти в новый сезон уже тогда с введённым в законную силу изменением в Гражданский кодекс и в соответствующие другие законы, с тем чтобы либо восстановить эту практику, либо всё‑таки не делать этого. Хотя пока, по моим ощущениям, всё‑таки аргументов «за» больше, чем «против». Есть юридические сомнения, есть некоторые экономические вопросы.

Э.Набиуллина: И мы этот вопрос должны рассматривать вкупе с другими изменениями, в том числе с усилением ответственности.

Д.Медведев: Безусловно.

Э.Набиуллина: Потому что эти два механизма сопряжены.

И ещё одна тема, на мой взгляд, очень важная. Действительно, по Лесному кодексу мы много полномочий передали субъектам Федерации. Есть разные мнения, работает это – не работает. На мой взгляд, мы сейчас в первую очередь должны посмотреть, как осуществляется надзор за выполнением этих полномочий, это делегированные полномочия, в том числе отзывать полномочия у тех регионов, которые их не выполняют. Должна быть нормальная система мониторинга и ответственности. Вот это надо отстроить…

Д.Медведев: Это, собственно, то, о чём мы говорили вот в этом же кабинете, когда эта идея родилась. Если полномочие дано и плохо используется, значит, тогда отзывать, но с соответствующими выводами для чиновников. Если у тебя отзывают полномочие, нужно и чиновника в этом случае отзывать тогда.

Э.Набиуллина: И это всё в совокупности с обязательным страхованием…

Д.Медведев: Договорились, проработайте тогда, я жду окончательного доклада от Правительства.

Татьяна Алексеевна, у меня к Вам также вопрос, у нас остаётся кто‑то на излечении в связи с тем, что произошло, и вообще по реабилитации, что у нас сделано по Вашей линии?

Т.Голикова: У нас все выписаны, в целом 1652 гражданам была оказана медицинская помощь в период пожаров. И всё, что касается нашей компетенции, я имею в виду восстановление пенсионных удостоверений, страховых свидетельств, полисов обязательного медицинского страхования, затем по линии медико-социальной экспертизы программы индивидуальной реабилитации и также средств реабилитации – всё это осуществлено. И если сейчас восстановление технических средств реабилитации для инвалидов и требуется кому‑то, то мы это делаем в плановом порядке. И сейчас с учётом того, что возникли такие чрезвычайные ситуации, в том числе в рамках поправок в закон о бюджете 2010 года, которые Правительство внесло, два с небольшим миллиарда рублей предусмотрено как раз на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации до конца года. Фонд социального страхования эту ситуацию отслеживает и мониторит.

Я бы хотела обратить внимание на другую ситуацию, которая связана с реагированием в чрезвычайных ситуациях, готовностью соответствующих структур на это реагировать и скоростью принятия соответствующих решений. В этой связи два момента.

Учитывая, что это было сильное задымление и были в том числе токсикологические отравления, где‑то были ожоги, это были и непосредственно пожарные, и население, готовность ожоговых и токсикологических отделений пока ещё недостаточна в регионах Российской Федерации. Хотя с учётом этого опыта мы сейчас ориентируем регионы на то, чтобы в рамках своих программ, которые они будут готовить на 11-й и 12-й годы, они обратили на это особое внимание.

Кроме того, есть определённый недостаток антидотов и марлевых повязок именно в резервах регионов Российской Федерации. Хотя должна сказать, что эпидемия конца 2009 года нас этому научила, и мы все регионы ориентировали на то, чтобы они создали и пополнили свои собственные резервы. Безусловно, это связано с работой промышленности, но тем не менее там, где это было отлажено, там проблем не было, а где недостаточно дорабатывали, там, к сожалению, эти проблемы сохранялись. При этом регионы не обращались в федеральный резерв, который был создан, но сигналы оттуда по поводу того, что такая проблема существует, всё‑таки были.

Что касается текущей ситуации, то мы совместно с коллегами её активно мониторим и с точки зрения социальных выплат, и с точки зрения оказания необходимой помощи. Поэтому здесь никаких, я думаю, проблем быть не должно.

Д.Медведев: Спасибо.

Школа у нас одна сгорела?

А.Фурсенко: У нас две сгорело школы. Частично ребята учатся, там сохранилась одна начальная школа, и частично переоборудовали под учебные классы здание лесхоза. Там с учётом демографической политики надо строить новую школу. Сейчас заканчивается согласование проектной документации, и на 132 человека школа будет построена, как я понимаю, к следующему учебному году.

Д.Медведев: Деньги на строительство новой школы есть?

А.Фурсенко: Я так понимаю, что найдены.

Д.Медведев: Школу нужно обязательно отстроить. Конечно, это уже не два-три месяца, это всё‑таки школа, более сложное сооружение, чем обычный дом, но строить нужно обязательно. К новому сезону чтобы она открылась.

А.Фурсенко: Пострадали ещё несколько школ. Помещения, спортивный зал пострадал в одной из школ, пришкольные участки. Тоже работа произведена частично, частично до конца…

Знаете что, на это нужно, мне кажется, истратить деньги, которые наш бизнес собирал, в том числе вот этот фонд, который Общественная палата вела. Это как раз дополнительная помощь, которую можно израсходовать на дооснащение каким‑то оборудованием, на строительство, может быть, каких‑то небольших объектов. Так что Вы переговорите впоследствии с губернатором и со Сбербанком, он, по‑моему, является у нас уполномоченным по соответствующему счёту, который был открыт для сбора этих средств.

Д.Медведев: Знаете что, на это нужно, мне кажется, истратить деньги, которые наш бизнес собирал, в том числе вот этот фонд, который Общественная палата вела. Это как раз дополнительная помощь, которую можно израсходовать на дооснащение каким‑то оборудованием, на строительство, может быть, каких‑то небольших объектов. Так что Вы переговорите впоследствии с губернатором и со Сбербанком, он, по‑моему, является у нас уполномоченным по соответствующему счёту, который был открыт для сбора этих средств. Договорились.

Елена Борисовна [Скрынник], и Вам просто, раз мы это сегодня также обсуждаем, хотел бы ещё раз заметить, что нам нужно окончательно взвесить все вопросы, связанные со страхованием, с тем чтобы принять разумное и оптимальное решение для всех жителей села и в части страхования посевов, сельхозурожая, и, конечно, в части страхования жилого имущества, то, о чём я говорил с Эльвирой Сахипзадовной. Посмотрите.

Спасибо всем.

13 октября 2010 года