Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчёт о совещании по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан пожилого возраста

20 октября 2010 года, Козельск

Д.Медведев: Добрый день!

Мы в последнее время занимаемся активно рядом проблем, которые связаны с пожилыми гражданами. Сегодня поговорим о лекарственном обеспечении пенсионеров. Тема трудная, но для пожилых людей исключительно важная. Идея встретиться здесь у меня родилась вот почему. Я был в другом месте. И в одном из небольших городов, практически таком же, как Козельск, люди жаловались на обеспечение лекарствами. Говорили, что аптека не получает полный набор препаратов.

Дело даже не в льготниках, а просто лекарств нет. И я хочу, чтобы на это обратили внимание все губернаторы, потому как нужно очень внимательно следить в таких городах, как обстоят дела с лекарствами.

Здесь конкуренция немножко другая. Количество аптечных учреждений, киосков не такое значительное. И если аптека одна, может быть, возникают просто трудности, серьёзные трудности. Правда, здесь я зашёл в аптеку, поговорил с бабушками. Они говорят, что муниципальная аптека одна, и ещё до десяти – относительно небольшие, частные аптеки. Это, в общем, какое‑то конкурентное поле создаёт. Поэтому доступность лекарств, наличие необходимых препаратов определяющим образом влияет на здоровье и продолжительность жизни людей пожилого возраста. Люди старшего поколения лекарства покупают постоянно, причём покупают их помногу. И доступность – это, наверное, главный показатель, о котором я сегодня и предлагаю поговорить.

В принципе, по данным статистики, с начала 2010 года выявлена тенденция к снижению уровня цен, но это именно статистические данные, потому что где‑то это снижение, а где‑то, к сожалению, нет. Причём это зависит от группы лекарственных препаратов. Люди, с которыми я разговаривал здесь, говорят следующее: если по нашим лекарствам ситуация более-менее выглядит нормально (либо роста цен нет, либо даже на какие‑то препараты, по сути, произошло снижение цен), то по иностранным препаратам ситуация несколько иная.

Конечно, надо заниматься импортозамещением, нужно свою промышленность возрождать, но тем не менее пока мы не можем игнорировать ситуацию на рынке иностранных препаратов. В целом ситуация в этом году стабильна, потому что ещё недавно рост цен на лекарства существенно превышал уровень инфляции. Это очень сильно беспокоило всех. Мы приложили довольно немало сил, чтобы остановить этот рост. Сейчас в большинстве регионов цены стабилизировались. Но очевидно, что эффективность государственных закупок и на федеральном уровне, и на уровне регионов, на муниципальном уровне – это предмет нашей общей обеспокоенности, в том числе и для пенсионеров, которые имеют льготы по лекарственным препаратам. Всего сейчас таких людей, насколько я понимаю, около 4 миллионов человек, это 70 процентов от общего числа льготников. Очевидно, это наиболее уязвимая группа людей.

Это инвалиды, ветераны войны и труда. Таким людям, для того чтобы получить так называемый льготный рецепт, приходится трудно. Они иногда месяцами выстаивают в очередях, для того чтобы добиться приёма в поликлинике, впоследствии добиваются, соответственно, отоваривания этого рецепта. Поэтому вопросов как минимум два.

Первый вопрос заключается в том, что нам делать со сроками действия этих рецептов. Возможно, придётся увеличивать срок действия для льготных рецептов. И второй вопрос или способ решения этой задачи – это внедрение иных форм доставки лекарственных препаратов, включая адресную или надомную доставку лекарств людям пожилого возраста. Это может быть и доставка при помощи курьеров, и через почтовые отправления в зависимости от того, что это за населённый пункт и насколько там развиты эти услуги.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что цены на лекарства – это важнейший показатель уровня жизни. Обеспечение лекарствами (и все присутствующие это хорошо знают) – это не только полномочия федерального центра, это в значительной мере полномочия регионов. Может быть, стоит рассмотреть и вопрос о формировании отдельного перечня лекарственных препаратов специально для пожилых людей, которые закупаются за счёт средств региональных и муниципальных бюджетов. Правительство в этом случае должно проработать для регионов вопрос о возможности заключения долгосрочных контрактов по фиксированным ценам.

Я уже сказал, что отдельная проблема – это обеспечение лекарствами жителей малых городов и сельских населённых пунктов. Я говорил об этом и в Курске, и здесь уже несколько слов сказал. Но помимо собственно малых городов, таких как Козельск, у нас есть ещё и просто наша деревня. И здесь нужно активно использовать тот механизм, который с 1 сентября этого года начал действовать, а именно: возможность продажи лекарств в фельдшерских, акушерских пунктах. Честно говоря, это пример того, как медленно у нас реализуются эти решения. Я работал в Правительстве ещё, помню до сих пор, как в Самарской области пришел в ФАП. Мне говорят: хорошо бы нам разрешить продавать эти лекарства. Это было четыре года назад. Только сейчас у нас начинает это действовать.

Одна из основных причин сложившейся довольно сложной ситуации – это, конечно, недостаток отечественной продукции. Я с пенсионерами только что разговаривал, с бабушками в аптеке. Они говорят: мы, конечно, с удовольствием покупали бы лекарственные препараты российские, потому что по большинству показателей, по большинству заболеваний (обычных, элементарных, конечно, заболеваний), которыми страдают лица пожилого возраста, наши препараты вполне конкурентоспособны и стоят гораздо дешевле.

Но пока у нас ситуация прямо противоположная: львиная доля лекарств – это импорт. Поэтому важнейшая задача – и это один из наших приоритетов технологической модернизации – заключается в развитии отечественной фармацевтической промышленности, в создании современных препаратов и медицинской техники. Здесь, кстати, в Калужской области, в этом плане есть неплохой опыт. Мне только что губернатор докладывал: производство работает. И вроде бы даже покупают не только у нас в стране, но и за границей. Поэтому нужно быстрее этим заниматься, нужно поднимать качество тех разработок, которые у нас создаются, и препаратов, создавать дешёвые аналоги иностранных препаратов и стимулировать внедрение новых отечественных технологий. Вопросов достаточное количество, в то же время совещание у нас вполне конкретное. Поэтому давайте, не растекаясь по темам, послушаем выступление министра и после этого обсудим с присутствующими коллегами, включая руководителей регионов.

Татьяна Алексеевна, Вам слово.

Т.Голикова: Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!

Хотела бы более подробно остановиться на тех направлениях лекарственного обеспечения, которые сегодня реализуются за счёт либо федерального бюджета, либо консолидированных бюджетов регионов Российской Федерации. И, соответственно, сказать о проблемах и возможных путях решения, часть из которых Вы уже обозначили в своём вступительном слове.

Первое, на что хочу обратить внимание: сегодня лекарственное обеспечение реализуется по шести направлениям, но я бы не стала останавливаться на всех, я бы остановилась только на тех четырёх, которые первыми перечислены на представленном вашему вниманию слайде.

Первое – это направление, которое связано с государственной социальной помощью, с реализацией закона, оно появилось у нас из натуральной меры социальной поддержки, которая существовала по 2004 год включительно, и потом была преобразована частично в денежные выплаты и частично осталась в натуральной форме. Напомню, что у нас право на льготное лекарственное обеспечение по законодательству на момент его изменения в принципе имело 16,7 миллиона человек. И в первый год реализации норм закона у нас все граждане получали натуральное обеспечение. Только со следующего года, то есть с 2006 года, мы разрешили законодательно осуществлять выбор. В результате на сегодняшний день, как Вы правильно сказали, у нас 70 процентов фактически отказались от натурального пакета, и в этой связи (слайд №2) мы сегодня пришли вот к такому результату.

Здесь представлена динамика изменения численности граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение, по четырём годам. Два года, 8-й, 9-й, – это фактические данные, 10-й и 11-й года – это прогнозные данные. Но здесь бы я хотела обратить внимание на очень важную деталь, которая имеет сущностное значение при принятии решений.

Количество граждан, которое на 2011 год у нас выбрало социальный пакет, составляет 4052 тысячи. Но в процессе года количество этих граждан прирастает в среднем на 500–600 тысяч человек. И поэтому рост финансового норматива (до 952 рублей) может несколько скорректироваться в зависимости от того, какое количество граждан прирастет в течение 11-го года. Но традиционно, и всегда это звучит в докладах губернаторов, в том числе это звучало в Курске, когда губернатор докладывал, было сказано, что норматив очень маленький. Финансовый норматив, который в рамках закона о государственной и социальной помощи, действительно 500 с небольшим рублей в месяц. Но на сегодняшний день с учётом того, что мы предоставляем регионам Российской Федерации вот эти иные межбюджетные трансферты, так называемый консолидированный норматив за счёт средств федерального бюджета в 10-м году составит 757 рублей в месяц и возрастёт на 13 процентов по сравнению с уровнем 9-го года, а в 2011 году – это 26 процентов, это 952 рубля, но он может несколько скорректироваться, как я уже сказала, в зависимости от той численности граждан, которую мы имеем.

Почему я обращаю внимание на эти цифры? Я обращаю внимание на эти цифры, потому что количество граждан, которое выбирает соцпакет, уменьшается, но при этом за счёт того, что мы зафиксировали предельные цены по жизненно важным и необходимым лекарственным препаратам, у нас всё‑таки наметилась тенденция к снижению цен, в том числе и в рознице, и в закупке. И количество граждан, которых мы способны за этот финансовый норматив обеспечить, оно либо больше получается, либо мы можем приобрести большее количество лекарственных препаратов.

Почему об этом говорю? Потому что на сегодняшний день, и мы уже такую информацию представляли на совещании в Курске. Но я напомню, у нас наиболее частыми и значимыми патологиями среди пожилых граждан являются болезни сердечно-сосудистой системы. Их 36 процентов. Начиная с 2005 года отмечается тенденция к повышению доли заболеваний органов зрения с 7,1 в 5-м году до 7,4 в 9-м году, и злокачественных новообразований – с 3,5 до 4,2 процента. По другим заболеваниям тенденции тоже представлены.

И если вот эту заболеваемость наложить на структуру дополнительного лекарственного обеспечения, которое осуществляется за счёт средств федерального бюджета, то мы увидим, что из 44 миллиардов рублей, которые мы выделяли в 2009 году из федерального бюджета на эти цели, и той численности населения, которая выбрала социальный пакет, у нас 70 процентов из этой численности были пожилые люди. Стоимость отпущенных лекарственных препаратов этим гражданам составила из суммы 44 миллиарда почти 24 миллиарда рублей, или 54 процента. То есть 70 процентов – это граждане, если брать численность, и 54 процента – это деньги.

Структура, если смотреть по заболеваемости, выглядит таким образом, как представлено на слайде: сердечно-сосудистые, ненаркотические анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, и дальше – препараты, влияющие на центральную нервную систему, и так далее.

Если мы посмотрим следующий слайд, по деньгам, то мы увидим, что по деньгам у нас на первом месте стоят лекарственные препараты, которые выписываются с разрешения врачебной комиссии. Это практически все дорогостоящие лекарственные препараты. На втором месте стоят гормоны и препараты, влияющие на эндокринную систему, крайне востребованы, и крайне недостаточное обеспечение больных сахарным диабетом. И третье место занимают препараты, влияющие на сердечно-сосудистую систему, хотя в структуре заболеваемости и смертности они занимают первое место. И дальше Вы можете посмотреть, как это располагается по иерархии.

Здесь на протяжении того периода, в течение которого мы работали, по новой системе, когда стали с 2008 года предоставлять субвенции и иные межбюджетные трансферты регионам, выявились какие проблемы? Первая проблема – это проблема, которая связана в ряде регионов с недостаточным учётом, который осуществляется в рамках региональных полномочий: учётом заболеваний, заявками от лечащего врача к органу управления здравоохранением, а отсюда не очень качественное проведение закупок. Зачастую закупается то, что не востребовано в таком объёме в течение всего года. Но сегодня мы в этой части присутствуем в благополучном регионе. Здесь я не могу по Калужской области приводить такого примера, хотя в ряде регионов это тенденция, хотя мы уже много лет живём по этой системе, она прослеживается. И здесь, в частности, в том аптечном учреждении, где мы сегодня были, бабушки ставили вопрос о возможном рассмотрении темы, которую Вы тоже как‑то поднимали в обсуждении. У нас сегодня в рамках социального пакета лекарственное обеспечение объединено с санаторно-курортным лечением. И когда граждане по состоянию на 1 октября осуществляют свой выбор, они выбирают вот эту часть – лекарственное обеспечение плюс санаторно-курортное. Лекарственное обеспечение – пакет, будет проиндексирован с 1 апреля следующего года, и, собственно, и санаторно-курортное будет проиндексировано. Но бабушки сегодня говорили о том, что можно было бы, наверное, и они к этому созрели (раньше в том числе и это сообщество было против) разделить лекарства и разделить санаторно-курортное лечение, чтобы у многих не создавалась иллюзия, а она иногда подтверждается, что, выбирая лекарства, но не пользуясь санаторно-курортным лечением, они часть своих денег, выбирая консолидированный норматив, отдают просто на санаторно-курортное обеспечение кому‑то другому.

Д.Медведев: Кстати, ощущение явно есть.

Потому что я когда не в аптеке, а в другом месте к людям подошёл, там тоже женщина говорила: да я отказалась от всего, потому что я, говорит, всё равно не пользуюсь санаторно-курортными возможностями, потому что не получается у нас. То есть это в голове сидит – что или так, или так.

Т.Голикова: В этой связи можно было бы решать эту проблему, Дмитрий Анатольевич и уважаемые коллеги, по двум направлениям. Одно направление – оно более экономное для федерального бюджета, другое направление – оно не экономное для федерального бюджета, но в принципе решает ту задачу, о которой мы говорим. Мы в принципе можем разделить лекарства и санаторно-курортное лечение. А можем, если человек выбирает всё‑таки лекарства в консолидированном нормативе, то тот норматив, который идёт на санаторно-курортное лечение, если он им не пользуется, просто относить на лекарственное обеспечение. Но это всё счётные позиции, которые требуют дополнительного обсуждения и соответствующего принятия решения. Хотя разделение норматива на сегодняшний день, видимо, мероприятие очевидное, которое нужно будет провести.

Следующее направление – это обеспечение тоже за счёт средств федерального бюджета практически на 99 процентов граждан дорогостоящими лекарственными препаратами по так называемым 7 нозологиям. Это очень дорогостоящие полномочия. И я напомню, что мы начинали реализовывать эту программу, когда в федеральном регистре больных, страдающих этими семью нозологиями, в январе 2008 года, было всего 25,6 тысячи человек. Сейчас в федеральном регистре 77,1 тысячи человек.

Это дорогостоящее, реально дорогостоящее лечение. У нас стоимость одного рецепта на сегодняшний день составляет в 10-м году, по данным за 6 месяцев, 63,2 тысячи рублей. При этом, правда, в прошлом году это было 73,5 тысячи рублей. То есть постепенно за счёт того, что на рынке появляются отечественные препараты, отечественные дженерики, которые вполне качественны и вполне заменяют иностранные, мы сумели удешевить этот рецепт. Хочу сказать, что здесь, конечно, если касаться темы исключительно категории пожилых людей, самое большое потребление – на слайде представлено, 64,8 процента, – по болезням, связанным с онкологией. И в процентах, как я уже сказала, это составляет 64,8, а в деньгах это составляет 58 процентов от потребления дорогостоящих лекарственных препаратов. Но я бы не хотела останавливаться подробно на этой теме, потому что на сегодняшний день по ней проблем нет, и сигналов с территорий относительно того, что кого‑то мы не обеспечиваем этими лекарственными препаратами, у нас нет.

Следующее направление – следующий слайд – оно маленькое. Обеспечивается оно за счёт федерального бюджета. Это исключительно дорогие больные, страдающие так называемым туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью. Мы тратим на это 3,3 миллиарда рублей для лечения 8750 больных. В месяц потребление составляет в 10-м году 31428 рублей. Но я хочу сказать, что мы практически сейчас выходим – в 11–12-м годах – на 100-процентное лечение всех больных, которые находятся в федеральном регистре, больных с туберкулезом, имеющим множественную лекарственную устойчивость.

И не очень большие деньги – основная нагрузка ложится на регионы – у нас по сахарному диабету.

Но самое главное, о чём сегодня бы стоило поговорить, это тема регионального сегмента, который обеспечивается (следующий слайд) исключительно за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Почему поговорить особенно?

Мы заморозили эту тему, заморозили её давно. По‑прежнему на уровне регионов Российской Федерации реализуется постановление Правительства 94-го года №890. Это постановление, к сожалению, не претерпело никаких изменений в результате разграничения полномочий. Почему оно не претерпело изменений? Потому что было страшно. Было страшно, его нужно было отменить, по идее, когда вступило в силу разграничение полномочий, но его не отменили. Сегодня мы имеем огромное количество обращений от регионов, с тем чтобы мы привели в соответствие это постановление, по сути, отменили его, с тем разграничением полномочий, которое появилось с 2005 года.

Почему регионы ставят так вопрос? Они его справедливо ставят. Дело в том, что в этом постановлении работает только одно приложение. И вот об этом приложении я хотела, чтобы мы сегодня поговорили. Это приложение, которое устанавливает, с одной стороны, категории граждан, с другой стороны, категории заболеваний, которые обеспечиваются бесплатно. И вот та маленькая группа (внизу, оранжевым цветом обозначенная) – это группа населения, имеющая право на 50-процентную скидку по рецептам врача.

Первая часть, где 34 категории граждан, часть этих граждан – это наши федеральные льготники, которые должны обеспечиваться за счёт того социального пакета, который мы на сегодняшний день предоставляем в рамках субвенции, о которой я говорила вначале. При этом, в общем, можно не скрывать эту тему, на федеральном уровне выбирают денежную выплату, приходят в регионы Российской Федерации и получают 100-процентное бесплатное лекарственное обеспечение. Здесь это пересечение вызывает дополнительные расходы регионов.

Категории, которые здесь не обозначены, в первой части слайдов, которые есть в этом постановлении, – это категории, которые в принципе на сегодняшний день не обеспечиваются, но право у них существует. Например, граждане, проживающие в районах Крайнего Севера. У нас в принципе практически по всем регионам, по которым мы собирали информацию, стоят нули. Следующие – это граждане, которые должны получать бесплатное лекарственное обеспечение по 31 категории заболеваний, и об этом я скажу чуть позже, на следующем слайде. Регионы Российской Федерации в 9-м году для обеспечения вот этого постановления потратили 19,1 миллиарда рублей на 8,9 миллиона человек. И если говорить о нормативе месячном, то норматив месячный составил в 2009 году 178 рублей, а я показывала, сколько мы тратим на подобные расходы за счёт средств федерального бюджета. В рамках ДЛО мы тратим в 10-м году 757 рублей в месяц, здесь – существенно меньше. При этом, когда речь идёт о заболеваниях, у нас, по данным медицинской статистики, мы попытались собрать данные с регионов, но учитывая, что регистры по этим больным скорее всего не ведут, потому что всех не обеспечивают, то, естественно, информация на 100 процентов не является достоверной, хотя практически все регионы нам представили её в преддверии сегодняшнего совещания и будущего заседания президиума Госсовета. Если Вы обратите внимание на первую строчку, сахарный диабет, увидите, что количество больных в Российской Федерации – 3178 и так далее тысяч. Количество граждан, которых обеспечивают регионы Российской Федерации – миллион 224. Число граждан пожилого возраста – 674 тысячи. И так можно дальше продолжать. И вот здесь возникает самая неприятная ситуация: обеспечивают тех, кто раньше пришёл. И, собственно, если приводить это всё к месячной потребности, то мы увидим, что очень низкие показатели обеспеченности по лекарственному обеспечению. И дальше я буду говорить – вы как раз увидите ту самую Курскую область, во время визита в которую прозвучали те самые вопросы по лекарственному обеспечению, о которых мы говорили. И вот здесь (я попрошу 13-й слайд сразу открыть), если мы соотнесём федеральный бюджет и региональный бюджет, то мы увидим исключительно ДЛО и 890-е постановление. У нас всего федеральный бюджет по 9-му году 5,5 миллиона человек, региональный – 8,9. Из нашей численности – 70 процентов пенсионеров и граждан пожилого возраста обеспечиваем, в региональном бюджете – 30. И соотношение финансового норматива. По всем льготным категориям у нас за 9-й год – 668 рублей, по региональному бюджету – 178. И по пожилым людям: у нас 515 в месяц, в регионах – 206.

Если мы откроем следующий слайд, но мы увидим, что наибольшие среднемесячные затраты у нас демонстрируют регионы (по 890-му постановлению), которые представлены в первой части слайда. А вот менее 40 рублей в месяц на человека как раз демонстрируют регионы, показанные ниже, среди них и есть Курская область. И вот эти проблемы, которые на сегодняшний день существуют, связаны, с одной стороны, с неурегулированностью вопроса относительно статуса 890-го постановления и того, как его надо реализовывать, а с другой стороны, с тем, что ввиду такой неопределённости его статуса регионы, которые имеют высокий уровень бюджетной обеспеченности, просто его не исполняют в полном объёме. Здесь напрашивается, на мой взгляд, очевидное решение: настало время нам отменять 890-е постановление, но отменять его просто так невозможно, иначе мы лишим граждан даже той минимальной возможности обеспечения лекарственными средствами, которые они имеют на сегодняшний день. В этой части регионы Российской Федерации, и многие регионы должны принять свои региональные программы по лекарственному обеспечению населения. Возможно, здесь уже разные подходы могут быть. Но это очевидно – сегодня бабушки в аптеке Вам говорили, – скорее всего это региональный сегмент, но при этом внутри этого регионального сегмента могут быть выделены отдельные направления, отдельные заболевания, которые стоят достаточно серьёзных финансовых ресурсов. Я уже говорила, что это онкология, я уже говорила, что это сердечно-сосудистые заболевания, и так далее.

Д.Медведев: Татьяна Алексеевна, извините, я хочу понять, а что сделано для того, чтобы те регионы, в которых относительно небольшие средства, наименьшие среднемесячные затраты в расчёте на одного человека, простимулировать больше денег туда помещать?

Т.Голикова: Дмитрий Анатольевич, на самом деле есть очень серьёзная проблема, мы это наблюдаем в рамках ДЛО: нет учёта. И когда мы сейчас запросили, она, кажется, техническая проблема, и она не должна представлять какой‑то особой сложности для регионов, но вот по этому 890-му постановлению в регионах, – конечно, в медицинских учреждениях, куда граждане обращаются, есть учёт, но вот этой стыковки между органами управления и здравоохранения, следом за ними с соответствующим бюджетом и медицинской организацией, – такой стыковки не происходит.

Д.Медведев: В других регионах есть эта стыковка?

Т.Голикова: Есть. Вот Калуга, например, они обеспечивают, у них уровень финансового обеспечения по 890-му постановлению в месяц почти такой же, как по федеральному бюджету. Я не говорю, что они решают все проблемы. Отнюдь нет. Но они, во всяком случае, сумели стабилизировать ситуацию с лекарственным обеспечением.

Д.Медведев: А от чего это зависит в регионах?

Т.Голикова: От желания.

Д.Медведев: Ответ откровенный. Ладно. Хорошо.

Т.Голикова: Но всё равно, я здесь Америки не открою, средств, которые идут на лекарственное обеспечение в ряде регионов, которые являются регионами дотационными, наверное, будет недостаточно. И когда мы поставим перед ними вопрос относительно того, что они должны принять свои региональные программы взамен 890-го постановления, они, конечно, скажут, что им нужно соответствующее софинансирование из федерального бюджета. Это очевидно, такая тема прозвучит.

Но сегодня сказать сколько – достаточно сложно, потому что (я ещё раз говорю) мы запросили данные и не получили от регионов исчерпывающей информации по заболеваниям и по тем категориям, которые не являются нашими. Поэтому мы считаем, что эту работу регионам всё равно нужно провести, всё равно нужно чётко очень структурировать, сколько они на это тратят сегодня, с тем чтобы и нам была понятна ситуация для принятия решения по этому поводу.

Сегодня в целом федеральный бюджет и бюджеты регионов тратят на лекарственное обеспечение 110 миллиардов рублей по 9-му году. Цифра большая. Есть многие экспертные оценки, которые говорят, что можно было бы уже сейчас среди льготных категорий населения вводить элементы лекарственного страхования, имея в виду, что 2 тысячи рублей в год на льготника было бы достаточно для того, чтобы эти средства обеспечивали вот это пока такое псевдолекарственное страхование.

Мы в этих оценках более осторожны. В какой части? И мы, абсолютно поддерживая эту тему, говорим о том, что если и двигаться, то двигаться к ней нужно поэтапно. Что мы имеем в виду? Первое – это то, что я сказала, понять, какое количество людей у нас реально претендуют на льготное лекарственное обеспечение на 100 процентов, сколько претендуют на 50 процентов, определиться с этим, определиться с социально значимыми заболеваниями, которые обеспечиваются по 100-процентной или 50-процентной льготе. И с учётом того, что в 2010 году мы зарегистрировали цены на лекарственные препараты, наверное, год придётся нам ещё отрабатывать эту схему, но я думаю, что с 12-го года мы могли бы (мы сначала думали, что это будет 11-й год, но регионы, к сожалению, не готовы) на ряде пилотных регионов попробовать тему возмещения. Не закупок лекарственных препаратов по 94-му закону, а установление на основе зарегистрированных предельных цен, так называемых референтных цен, в каждой анатомо-терапевтической группе, и с учётом тех льготных категорий денег, которые у нас есть, просто возмещать аптечным учреждениям по конкретным ценам те лекарственные препараты, которые они отпускают льготным категориям граждан. Тогда не нужны будут специальные аптеки, тогда не нужно будет проводить специальные торги и тратить на это соответствующие административные ресурсы и так далее, и на основе примера на нескольких регионах можно было бы отработать эту схему лекарственного обеспечения, и уже дальше отрабатывать схему лекарственного страхования. При этом я хочу обратить внимание и на то, что во многом лекарственное страхование предопределяется наличием отечественных лекарственных препаратов и ценовой доступностью этих лекарственных препаратов. И здесь мы, конечно, рассчитываем на ту программу, концепция по которой уже принята и сейчас находится в высокой стадии готовности для подписания уже как программы, поскольку деньги по развитию отечественной фармацевтической промышленности в бюджет уже заложены.

И ещё хочу отреагировать на то, что Вы сказали. Мы готовы на сегодняшний день выпустить нормативный документ, который разрешал бы иметь рецепты пролонгированного действия, скажем, на три месяца. Это существенно бы разгрузило поликлиники, это существенно бы снизило хождение наших уважаемых пожилых людей и сидение их в очередях и сняло бы нагрузку со всех составляющих этого процесса. Но если ускорять этот процесс и вводить его уже прямо с 1 января 2011 года, как календарный год, чтобы отчётные периоды были нормальными, квартальными, то тогда, поскольку у нас нет полномочия, нужно Ваше поручение выпустить такой документ, который называется «приказ Министерства здравоохранения и социального развития». Если у нас появится жёстко такое поручение о необходимости выпуска приказа по рецептурному отпуску, тогда мы этот документ выпустим и зарегистрируем в Минюсте. Пока у нас таких полномочий нет, Минюст откажется регистрировать. И тогда мы уйдём в следующий, уже 12-й год, потому что нужно будет принять поправки в закон, а они, собственно, и будут ограничиваться тем, что будет написано, что разрабатывает такой приказ уполномоченный орган. Вот и всё.

Теперь ещё хотела отреагировать на один сюжет, о котором Вы сказали, это надомная доставка. В соответствии с Вашим поручением, которое Вы в преддверии 65-летия Великой Победы давали, ряд регионов для участников и ветеранов Великой Отечественной войны такую доставку организовали. Но по‑прежнему, я не буду перечислять статистику, которая на слайде, нагрузка, к сожалению, на сельскую местность по аптечным учреждениям у нас очень высокая. У нас всё равно остаётся необходимость отработки механизмов, которые мы начали обсуждать в Курске. Это мобильные социально-медицинские бригады, которые могли бы доставлять и лекарственные препараты, и предоставлять социальные услуги на селе. Мы в этом направлении соответствующие мероприятия проводим, но рассчитываем, что в процессе всех обсуждений мы конечное решение выработаем уже к заседанию президиума Государственного совета.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Татьяна Алексеевна.

Сейчас предлагаю выступить всем, кто желает по этому поводу высказаться и по своим проблемам, по своим предложениям. Пожалуйста, я обращаюсь и к губернаторам, и к руководителям компаний и других организаций.

Пожалуйста, Анатолий Дмитриевич.

А.Артамонов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Георгий Сергеевич, Татьяна Сергеевна! Уважаемые участники совещания!

В Калужской области программа дополнительного лекарственного обеспечения привела к уменьшению числа госпитализаций, это мы видим, снижению уровня смертности, улучшению демографической ситуации. Статистика есть, я её не буду зачитывать, но это действительно так. Что больше всего радует – это показатели по рождаемости, сокращению смертности. Кстати сказать, может быть, это будет интересно, мы для стимулирования рождаемости приняли ряд решений, в частности, закон недавно приняли о продлении выплаты ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми до трёх лет в заявительном порядке. Женщинам, которые не состояли в браке и всё‑таки хотят иметь детей, воспитывать ребёнка, мы будем выплачивать ежемесячное пособие в размере 5 тысяч рублей до достижения ребёнком семилетнего возраста. Таких женщин много, и мы видим, что наша статистика соотношения между рождающимися мальчиками и девочками говорит о том, что не все женщины сегодня могут выйти замуж, а детей они с удовольствием хотели бы иметь.

Размер компенсации на питание беременным женщинам у нас составляет 800 рублей в месяц с момента постановки на учёт. И также мы ещё доплачиваем кормящим матерям.

Очень важно, и сегодня об этом говорили с благодарностью, что теперь люди могут покупать лекарства в ФАПах. Это была большая проблема для сельского населения. Сегодня она разрешена. Уменьшается в итоге количество претензий населения к доступности, к качеству лекарственного обеспечения.

Я сегодня уже говорил, Дмитрий Анатольевич, мы, когда встал вопрос о том, чтобы как‑то контролировать цены на лекарственные средства, конечно же, вместе со всеми применили все возможные административные методы, но решили, что всё‑таки экономические методы более надёжные. И решили по согласованию с муниципалитетами объединить все муниципальные аптеки в единую государственную аптечную сеть, назвали её «Калугафармация». Сегодня это почти уже 20 процентов рынка. И я хочу сказать, что мы через вот такой рычаг оказываем существенное влияние на рынок.

Кроме того, в число задач «Калугафармации» входят контроль и качество лекарственных средств. У этого предприятия есть собственная лаборатория качества. И, как правило, для этого предприятия поставки осуществляются с заводов-изготовителей без посредников. В области установлен, конечно же, и контроль за ценообразованием в тех пределах, которые были установлены на государственном уровне, и мы в эти показатели укладываемся.

Что касается закупок медикаментов для социальных учреждений, для льготных категорий, для системы «Калугафармация», то этот путь осуществляется только путём электронных торгов. У нас, кстати, создано специальное министерство, которое так и называется – конкурентной политики и тарифов. Уже несколько лет назад, наверное, больше пяти лет назад, всё тарифообразование муниципалитеты по соглашению нам передали, на региональный уровень. Сейчас, я знаю, об этом идёт разговор, мы этот вопрос давно решили, и поэтому у нас вообще нет ни одного случая, чтобы там за 25 процентов выходили тарифы. В этом году у нас, например, 11 процентов средний рост. И также это же министерство осуществляет все эти закупки. Вот эта прозрачность при закупках позволяет экономить серьёзные финансовые ресурсы. Например, в прошлом году мы 75 миллионов сэкономили на закупках для ДЛО.

Мы активно участвуем в создании своей фармацевтической промышленности и объявленной программе в стране. Завод «Хемофарм», я сегодня о нём уже говорил, который входит в состав немецкого концерна «Штада», теперь российское уже предприятие, работает по GMP [Good Manufacturing Practice – надлежащая производственная практика], и на российский рынок поставляет лекарства, и в Европу, и, что очень важно, в Америку, куда вообще трудно очень пробиться.

Строится ещё несколько предприятий: «Берлин-Хеми», «Ново-Нордикс», а также российская компания «Ниармедик». Мы 1 сентября 11-го года планируем открыть в Калуге центр подготовки кадров для фармацевтической промышленности, который сможет обеспечить ими не только наши, но и другие российские предприятия. У нас такой опыт уже есть в создании учебных центров в автомобилестроении. Сейчас, я знаю, Министерство промышленности имеет программу по открытию таких учебных центров. Хотелось бы, чтобы мы, как, может быть, регион, который имеет такую промышленность и имеет опыт создания таких центров, бы были поддержаны, были бы очень благодарны. В том, что выпускники этих центров будут востребованы в стране, у нас нет никаких сомнений.

Я хотел бы несколько вопросов, может быть, Дмитрий Анатольевич, обозначить, решение которых требует участия на федеральном уровне, федеральных ведомств.

Первое. Некоторые лекарственные средства не включены ни в программу по семи высокозатратным нозологиям, ни в другие программы. В частности, у нас в области два ребёнка страдают мукополисахаридозом. Стоимость лечения ребёнка здесь обходится в 40 миллионов рублей в год.

Мы видим, что эффект от этого лечения есть. Он положительный, и, конечно же, его надо продолжать. Но, однако, на мой взгляд, логично было бы такие всё‑таки дорогостоящие случаи в какие‑то федеральные программы включить, или вот список этих семи расширить, я не знаю как.

Второе. Вот то, о чём говорила Татьяна Алексеевна, я полностью согласен, – это 890-е постановление. В принципе, я думаю, что это неправильно, и каким‑то образом надо здесь вопрос урегулировать.

Я понял из того, что говорила Татьяна Алексеевна, что там неполное совпадение, и какие‑то вещи надо всё‑таки оставлять – наша программа должна быть. Мы эту программу обязательно примем, изучим этот вопрос. И, больше того, я хотел бы, чтобы мы в число этих пилотных регионов попали. Мы добросовестно отработаем всё, что от нас будет зависеть, но вопрос здесь существует.

Третье. Я считаю, надо обратить внимание на противодействие бесконтрольному применению лекарственных препаратов под воздействием рекламы. Вообще, это, конечно, большая беда. Бабушки наслушаются, бегут, килограммами скупают «Фастум-гель» и так далее, и так далее, и никто им отказать в этом не может. Может быть, всё‑таки надо практику других государств как‑то взять нам на вооружение, запретить рекламу лекарственных средств. Потому что мы иногда так людей подводим, они ленятся идти в больницу, послушают и начинают сами себя лечить, что совершенно неправильно.

Ещё то, о чём говорила Татьяна Алексеевна, я так понимаю, пилотный проект будет предусматриваться. Как, например, в Германии делают? Выписал рецепт доктор, приходит получать лекарство, пять евро человек платит, всё равно он платит 5 евро, не важно, сколько стоит лекарство, 75, 150 евро или 1 евро. Если 1 евро или 1,5 евро, всё равно 5 евро. Тогда бабушка не побежала бы за этим «Фастум-гелем», если бы она знала, что хоть что‑нибудь да надо заплатить. Здесь какой‑то всё‑таки, мне кажется, нужен регулятор, который бы ограничивал вот этот ажиотажный спрос на эти дополнительные лекарственные средства, которые мы бесплатно даём гражданам.

Мы, Дмитрий Анатольевич, понимаем нашу ответственность за эту важнейшую государственную программу лекарственного обеспечения населения, особенно это касается, конечно же, пожилой части населения, инвалидов. И со своей стороны сделаем всё от нас зависящее, для того чтобы народ был спокоен.

Д.Медведев: Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы продолжить?

Александр Петрович.

А.Козлов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я прежде всего хочу поддержать Анатолия Дмитриевича Артамонова в тех предложениях, которые он высказал. Всё целиком и полностью относится как к Калужской области, так и к любой другой территории, которая у нас в России существует. Единственное отличие здесь – это то, что есть территории, которые имеют достаточное бюджетное финансирование – деньги неплохие, а есть дотационные территории.

Безусловно, отмена 890-го постановления для дотационных территорий не даст никакой возможности за счёт своих бюджетов финансировать эти расходы. Это абсолютно точно. Даже дело не в том, что у нас учёта нет. Допустим, у нас в Орловской области мы всё это дело просчитали. То, что Вы говорите, Татьяна Алексеевна, у нас по количеству и 100-процентные льготники, и 50-процентные льготники, они все учтены. И то, что с 12-го года – не сегодня, не завтра это будет, а в качестве пилотного проекта с 12-го года – я абсолютно должен поддержать, потому что сейчас этого делать категорически нельзя. Любое, Дмитрий Анатольевич, движение приводит к тому, что любое ущемление льгот приводит сразу к взрыву, сразу приводит к тому, что люди начинают возмущаться. И мы вынуждены иногда делать обратные шаги, чтобы не доводить до серьёзных разногласий и неприятностей.

Это первое, что я хотел отметить, Дмитрий Анатольевич. И то, что сегодня система работает, абсолютно чётко и понятно уже сегодня, что она привела к положительным результатам. У нас, к примеру, по состоянию на 6-й год было отсроченных так называемых рецептов, на отсроченном обслуживании, более 12 тысяч, для такой маленькой области, как Орловская, в 7-м году – уменьшение до полутора, а сегодня нет ни одного уже два года. То есть это говорит о том, что система заработала, она даёт свои плоды.

В то же время всё‑таки то, что мы не всегда можем, у нас, кстати говоря, из 60 тысяч человек льготников – 21 тысяча пожилых людей, вообще 32 процента населения в области пенсионного возраста. Но тем не менее есть такие виды льготников, которые мы не можем до конца, так скажем, полностью обеспечить, особенно по заболеванию того же сахарного диабета. Я не буду сейчас повторяться почему, Татьяна Алексеевна всё это сказала. Просто здесь по некоторым, тем же сердечно-сосудистым заболеваниям мы 170 миллионов получили из федерального бюджета в 10-м году, а потребность только на второе полугодие более 200. Поэтому и получается, что по тому же сахарному диабету обеспечиваем на 68 процентов, по сердечно-сосудистым на 42.

Но тем не менее всё равно есть вопрос. Как только немножко появляется возможность финансового обеспечения ресурсов из собственных бюджетов, мы увеличиваем эти расходы. Без этого не обойтись, потому что люди приходят и ставят эти вопросы, так скажем, остро.

И в заключение я хотел бы ещё раз поддержать то, что говорил Анатолий Дмитриевич. Но всё‑таки проблемы есть. Например, вот в ходе монетизации льгот, в программе льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами остались наиболее затратные категории больных, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, стоимость их лечения значительно превышает размеры норматива. Поэтому, видимо, всё‑таки этот вопрос всё равно придётся решать.

Я думаю, что, может быть, Татьяна Алексеевна, целесообразно сделать: вывести в отдельную программу какие‑то категории больных хронических, я не знаю, которые почечной недостаточностью страдают, онкологическими заболеваниями, тем же сахарным диабетом, может быть, выделить их в отдельную программу? Даст ли это что – я пока не готов сказать, но эти дорогостоящие лечения – мы не можем их обеспечивать. Они приходят к нам и абсолютно справедливо требуют решения этих вопросов. По семи высокозатратным нозологиям я не буду говорить, потому что вопрос понятен, у нас граждане пожилого возраста 17, почти 20 процентов, не могут получить такую помощь, поскольку не хватает просто ресурса. Я не знаю, может быть, этот перечень нуждается в расширении. Не могу сказать как специалист, может быть, не семь должно быть, а десять, я не знаю, двенадцать. Этот вопрос, наверное, требует рассмотрения.

Отдельно хочу сказать о том, что решение вопроса о торговле лекарствами в фельдшерско-акушерских пунктах – нормальное решение. Мы 431 ФАП определили, готовим специалистов. Но обращаю внимание на то, что продажа лекарств в ФАПе – это не его, так скажем, профиль, они же торговлей не занимаются, не свойственна им эта работа. Может быть, придётся нам прежде всего решать организацию такой продажи через муниципальные аптеки, потому что иначе, я не знаю, такого механизма нет. Разрешён, а как? Привезти просто набор лекарств и поставить в ФАПе, значит, они должны ими торговать, значит, их надо торговой деятельности учить?

Д.Медведев: Нет, добивались специально этого. У них есть лицензии. Там единственное, просто я уж сразу отреагирую на это, они же добивались этого, ФАПы добивались. Я сказал, что очень долго, наоборот, эту проблему решали.

А.Козлов: Да, правильно.

Д.Медведев: Там не должно быть, конечно, широкой номенклатуры. Там можно просто какой‑то определённый сегмент выделить для торговли, который обычно пользуется популярностью в деревне в той же самой, понятен набор лекарств, и всё. У них есть лицензия на это.

А.Козлов: Их придётся лицензировать, я согласен, Дмитрий Анатольевич.

И последнее, Дмитрий Анатольевич. Вы ставили задачу неоднократно по развитию собственного производства высококачественных лекарств. Абсолютно серьёзная и правильная постановка вопроса. У нас в Орловской области функционирует первое в России предприятие по производству человеческого инсулина методом генной инженерии, правда, с помощью иностранного капитала. Ну ничего, инсулин от этого хуже не становится. Контрольный пакет акций приобрела одна из лидирующих мировых фармацевтических корпораций – Sanofi-Aventis. Мы подписали недавно новый договор о расширении производства. Будет строиться завод по производству самой субстанции, мы надеемся. И думаю, что в конечном счёте это будет способствовать и снижению цены, и полному удовлетворению потребностей людей, которых у нас, в России, достаточно, которые каждый день должны иметь инсулин. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Александр Петрович.

Коллеги, пожалуйста. Прошу вас, кто хотел?

Е.Ачкасов: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!

Мы в Общественной палате уже обсуждали подобные темы. И, конечно, мы полностью разделяем точку зрения, что необходимо пролонгировать срок действия рецептов, и уже были высказаны аргументы, мы с ними согласны.

Хотел прокомментировать по поводу запрета рекламы лекарственных средств в средствах массовой информации. Эту как раз тему мы обсуждали отдельно. И мы полагаем, что действительно это не совсем целесообразно, что в средствах массовой информации есть реклама лекарств, поскольку это приводит к самолечению, а зачастую к понуждению покупать лекарства и принимать те, которые, собственно говоря, людям не нужны.

И вторая сторона, которая может быть аргументом за запрет рекламы в средствах массовой информации: если реклама будет только в специализированных научных изданиях, то есть в изданиях для врачей, потому, что по‑любому врач назначает препарат, тогда это дополнительный источник существования медицинских профессиональных журналов и их развития. Это такой момент.

И третье, что хотелось отметить. Мы провели несколько выездных заседаний с Общественной палатой. И люди к нам обращались с таким фактом, что когда опекуны получают деньги, выбирая в пользу денег, а не лекарственных препаратов, то эти денежные средства расходуются не совсем корректно, и зачастую пожилые люди и инвалиды оказываются без адекватной помощи. И как в этой ситуации контролировать, чтобы доходило до инвалида, до пожилого человека, потому что не всегда есть такие благонадежные родственники, – как эту ситуацию контролировать, это тоже надо продумать. Такие жалобы к нам поступали.

Спасибо.

В.Дмитриев: Спасибо.

Дмитрий Анатольевич, Вы начали с того, что есть жалобы у населения по поводу дефицита дешёвых препаратов в аптеках. Я представляю российских фармпроизводителей. И ситуация сегодня такова, что дистрибутору сегодня невыгодно работать с дешёвыми препаратами, особенно если этот препарат попадает в список ЖНВЛС [жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства], потому что наценка жёстко регламентирована. И, соответственно, они просто отказываются работать с этими препаратами.

Вы затронули аптечный сектор. Но мы боялись, что будет дефицит и в госпитальном, потому что те же инфузионные растворы, они достаточно большие по объёму, но при этом мало стоят. И слава богу, что ситуации не произошло именно из‑за того, что в аптеках сейчас запрещено производить инфузионные растворы. И больницы стали расширять лоты, включая туда инфузии и плюс какие‑то дополнительные препараты. Поэтому, наверное, надо вернуться либо к этой методике, всё‑таки посмотреть на дешёвые препараты, на этот сегмент, либо же то, что предлагает Татьяна Алексеевна, поактивнее подумать насчёт вот этих мобильных медико-социальных бригад, которые бы в том числе работали с дешёвыми препаратами. Это первый момент.

Второй момент. Об этом уже много говорилось, и мы про это постоянно говорим. В этом году сдвинули, слава богу, проблему в пользу отечественного производителя на бюджетных торгах, но всё равно мы ещё не вышли на уровень 2005 года, когда доля отечественных была 20 процентов. По прошлому году, это данные Росздравнадзора, если бы импорт был заменён на качественные отечественные препараты, была бы экономия 3,2 миллиарда. Татьяна Алексеевна называла, на туберкулёз мы в этом году как раз фактически такую же сумму и тратим. Поэтому здесь правильно сказали, это всё‑таки желание самих регионов. Если там пожёстче спрашивать, то, наверное, ситуация будет также меняться.

Вопрос по минимальному списку в аптеках. Есть приказ, есть минимальный список, но этот минимальный список опять же не обязателен для дистрибуторов. И аптека сегодня попадает в то положение, что она не всегда может просто получить для себя этот минимальный список. Поэтому здесь надо посмотреть на ситуацию – либо выдавая лицензию, хотя сейчас будет отменено лицензирование фармдеятельности, но как‑то решить вопрос с дистрибуторами, чтобы и они обеспечивали этот минимальный ассортимент. Потому что аптека рада бы его получить, но тот же активированный уголь в капсулах дистрибутор не всегда готов везти в отдалённую аптеку.

И вопрос затрат и цен – сегодня он уже поднимался. Но тут я как бы с другой стороны хотел бы на эту проблему взглянуть. Мы буквально на прошлой неделе проводили большое совещание в Северокавказском округе, в том числе опять же смотрели данные Росздравнадзора по средним ценам на импорт, на отечественный препарат, и, соответственно, что можно было бы сэкономить, где самые высокие цены. У нас получилось, что самые высокие цены, а соответственно, и самые высокие затраты, в Ингушетии, в Северокавказском округе, а минимум – в Ставрополе. Один регион дотационный, второй нет. Поэтому здесь тоже цифры весьма лукавые и к ним бы поосторожнее подходить.

И последнее, по поводу рекламы. Вопрос болезненный. Но я категорически против того, чтобы рубить сплеча. Надо контролировать рекламу, я согласен, но отменять её полностью, я считаю, это абсолютно неправильно. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Пожалуйста.

С.Кривошеев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я представляю акционерное общество «Аптечная сеть 36,6», в которую входит аптечная сеть с соответствующим названием и российский производитель, компания «Верофарм». Сегодня мы собрались на совещание, посвящённое обеспечению лиц пожилого возраста в Российской Федерации.

Действительно, если смотреть буквально, это наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека. По сути дела, сегодня мы всех их касались. И если переходить к конкретике, хочу сказать о следующем.

Мы поднимали вопрос сегодня импортозамещения, и он не один раз прозвучал. На сегодняшний день есть ряд компаний, и здесь присутствующих – «Фармстандарт», и мы – «Верофарм», ещё ряд компаний, которые имеют в своём списке лекарств, как например, у нас, более 400 наименований препаратов, которые можно поставлять в регионы по программе ДЛО. И тем самым действительно удешевить её в прямом смысле этого слова. Мы на протяжении нескольких лет уже поставляем практически во все регионы Российской Федерации отечественные медикаменты. Но интересный случай. Это стоит на уровне 8–7–6–5 процентов регионов, то есть каждый регион покупает. Но почему‑то увеличения в сторону 11–12 или 20, о чём мы сейчас говорили, не происходит. При этом, соответственно, всем очевидно и ясно, что качество уже подтверждено как минимум пятилеткой, как минимум десятилеткой, но при этом ситуация остаётся как бы неразвивающейся. В этом отношении, конечно, действительно Минздрав здесь принимает все меры, и Вы постоянно говорите о теме импортозамещения. Мы здесь двигаемся и развиваем те продукты, которые на сегодняшний день нужны регионам. Более того, регионы на этом экономят деньги. Это первый вопрос. И здесь предложение такое, что если бы мы посмотрели именно на преференцию отечественному производителю, – всё готово, всё работает, уже закупаем почти десятилетие. Пожалуйста, все вопросы для удешевления бюджетных затрат, все вопросы, связанные с федеральным бюджетом, – вот они лежат на столе.

И вопрос второй. Как я уже сказал, сначала – производство и затем – розница. Мы в рознице ввели, пожалуй, единственные, некое мероприятие (я его анонсировал 12 марта в Центральном федеральном округе в городе Ярославле на совещании у Георгия Сергеевича Полтавченко) – это тема розничного импортозамещения. Что это такое? Это препараты парафармацевтического и косметического свойства, которые на сегодняшний день мы можем производить у себя на отечественных предприятиях, реализовывать в аптеке, экономить опять же средства – и бюджетные средства, и средства наших граждан, и выпускать эту продукцию. Мы занимаемся этим уже семь лет.

Среди социально значимых – минимум из того, что мы выпускаем по этой программе – 950 наименований, 650 наименований – это социально значимые, это салфетки, взрослые всевозможные бумажные, памперсные и так далее, всевозможные категории. На сегодняшний день это производится на 85 отечественных предприятиях, на которых задействовано 9 тысяч россиян.

Дальше вопрос заключается в том, что на сегодняшний день мы имеем более 10 процентов продаж от своей сети и пошли дальше. Мы начали реализовывать эту программу на территории Российской Федерации, в первую очередь предлагаем её для ГУПов и МУПов – именно тех, которые на сегодняшний день объединились под муниципальными и государственными предприятиями. На сегодняшний день опыт такой имеется: Брянск закупает, Красноярск закупает, Нижний Новгород закупает. Я говорю о государственных. 22-го числа уже подписывается ряд позиций по Благовещенску и Архангельску. То есть эта позиция идёт. Она опять же экономит средства. Она явно показывает качество нашего товара. Она явно поддерживает отечественного производителя. И это не первый год. Это мы делаем 8 лет.

Просьба в данном случае с точки зрения именно импортозамещения поддержать всю эту тему.

Д.Медведев: Я, честно говоря, не понял одного: а в чём специфика такого розничного импортозамещения? В чём здесь соль?

С.Кривошеев: В чём разница между розничным импортозамещением и импортозамещением? Дело в том, что именно розница и именно аптеки берут этот товар. Это самые элементарные вещи: мыло, шампуни, зубные пасты и так далее.

Д.Медведев: То есть это происходит не на уровне оптовых складов, не на уровне оптовых покупателей, а на уровне самих аптек?

С.Кривошеев: Это происходит на уровне аптек, это то, за чем мы с вами непосредственно приходим в аптеку. Плюс ко всему это не поставляется в таких количествах дистрибутором, потому что дистрибутору выгодно поставлять высокополезное хранение в больших количествах. А мы это производим на небольших предприятиях, поэтому называем розничным импортозамещением. На сегодняшний день это пользуется громадным успехом у населения через аптеки «36,6», как я сказал: Красноярский край, Нижний Новгород, Брянск и так далее. Вот этот аспект хотелось бы обозначить в том плане, что, если бы мы получили на это поддержку… Качество есть, качество проверено, все категории мы прошли – восемь лет работы. Спасибо большое.

Д.Медведев: Спасибо.

Пожалуйста.

Ю.Жулёв: В первую очередь хотел бы отметить ситуацию, которая сложилась по программе высокозатратных заболеваний, так называемых семи нозологий. Действительно, одна из программ, которая демонстрирует резкое снижение обращения с жалобами пациентов. И, мы считаем, это связано в первую очередь с очень жёстким управлением программой, в первую очередь персонифицированные регистры, заявки, чёткие персонифицированные заявки регионов и централизованная закупка. Несмотря на все кризисные ситуации, и цены снижаются, и при этом объёмы увеличиваются этих лекарственных средств. Всё то, что я говорю, за этим стоят человеческие жизни, безусловно. И Вы очень чётко отметили, не только спасённая человеческая жизнь, но и увеличение качества, повышение качества жизни.

Теперь о проблемах. Мы действительно очень благодарны, потому что это федеральная ответственность, федеральная программа, но есть и региональная часть. Это касается логистических вещей. Я хотел поговорить о доставке лекарственных средств, потому что это пожилые люди, это инвалиды. Мы видим, как по‑разному, к сожалению, в регионах реализуется одна и та же программа. Иногда, когда мы говорим с нашими коллегами по пациентским организациям, складывается ощущение, что это совершенно разные программы, разное финансирование, разные источники. В каком‑то из регионов пытаются свалить всё в одну аптеку и заставляют людей за сотни километров ездить, получать эти лекарства по льготам. В другом регионе – я не говорю обо всех, о группе – вычленяют группу наиболее социально незащищённых пациентов и доставляют на дом. Вы понимаете, а отношение пациента складывается общее, он не разделяет, где регион, где федеральная власть. Поэтому вопросы доступности этих льготных лекарств, я считаю, как раз подняты очень правильно и своевременно.

Следующая проблема, о которой я хотел бы сказать, – это миграция, в том числе в последнее время трудовая миграция. И здесь, если мы говорим о льготных категориях, то люди очень жёстко закреплены за регионом, как минимум, на год вперёд. К сожалению, здесь возникают проблемы, и если будет возможность рассмотреть какой‑либо механизм, учитывающий возможность переезда такого льготника, было бы крайне желательно.

Следующий момент, о котором я хотел сказать. Как я сказал, я сопредседатель Всероссийского союза пациентов, и сейчас мы рассматриваем вопрос общественного контроля за реализацией программ лекарственного обеспечения, в том числе мы ведём сейчас переговоры с партией «Единая Россия» об открытии общественных приёмных для пациентов, которые позволили бы снять определённый срез проблем, в том числе работать индивидуально по обращениям граждан.

В то же время мы очень плотно взаимодействуем с Минздравсоцразвития по очень важному федеральному проекту основ законодательства об охране здоровья граждан, так как он в том числе касается вопроса лекарственного обеспечения. В нашем Союзе существует группа по редким заболеваниям, как раз одно из заболеваний было названо здесь, на этом совещании, и эта группа очень активно работает. И, конечно, все вопросы будущих изменений, 890-го постановления, жизненно важны для нас.

Последнее, что хочу сказать, мы с Вами встречались, так сложилось, год назад на открытии очень мощного лабораторного комплекса по скринингу донорской крови, я тогда, если помните, обратился от имени пациентов с вопросом, нас очень волновала наша судьба в связи с экономическим кризисом. И Вы тогда заверили как высшее лицо государства в том, что все социальные программы будут продолжаться. Я хочу сказать, передать низкий поклон Вам, Татьяне Алексеевне, потому что действительно так и произошло. Никаких уменьшений объёма лекарств, закупаемых лекарств, не произошло. Все терапии, все протоколы лечения были соблюдены. Более того, мы видим положительную динамику. И здесь огромная благодарность, потому что мы понимаем, что это очень чёткое и иногда жёсткое регулирование процесса этих программ. Спасибо.

А.Гусев: Спасибо большое.

Наша аптечная сеть входит в крупнейший фармацевтический холдинг «Протек», основой которого является дистрибуторская компания. Мы насчитываем 658 аптек в 28 регионах – в 121 городе Российской Федерации.

Я хотел бы поделиться теми наработками, которые у нас есть, именно в части обеспечения лекарственными средствами лиц пожилого возраста.

Дело в том, что отдельным направлением нашей стратегии является именно социальная составляющая, касаемая лиц пожилого возраста. И в первую очередь это затрагивает наличие ассортимента в наших аптеках, то, с чего сегодня, Дмитрий Анатольевич, Вы начали, с реплик населения: просто нет лекарств, либо цена достаточно велика. И мы эту проблему решили таким образом, что сделали особый акцент на развитии ассортимента с ценой менее 100 рублей и менее 50 рублей за упаковку. И за год развития вот такой стратегии мы получили очень хороший результат, который может удивить цифрами, но заключается в том, что мы продаём 62 процента препаратов со стоимостью [одной] упаковки менее 100 рублей и 48 процентов – менее 50 рублей. Естественно, в стоимостном выражении это гораздо меньше. Но при этом этот рост составил очень значительные доли.

Соответственно, по отечественным препаратам, так как рост в основном этих дешёвых препаратов был обеспечен за счёт ввода в ассортимент и развитие именно отечественных препаратов, доля их продаж составила почти 52 процента. Соответственно, при этом цена на препараты, как тех категорий, которые я назвал, с низкой стоимостью упаковки, так и в целом, падала, и общее снижение цен именно по общему консолидированному ценовому индексу составила в нашей сети порядка 5,5 процента с начала года.

По особым технологиям и проектам, по которым мы работаем, по обеспечению лиц пожилого возраста в приоритете лекарственными средствами. У нас работает долгосрочная программа заботы о старшем поколении, «Наша забота» она называется, в рамках которой мы выбрали 100 препаратов, сформировав некий свой отдельный номенклатурный перечень, по которому работаем без наценки в аптеке, и используем это как именно наш отдельный проект, связанный, по сути дела, именно с таким акцентом на людей пожилого возраста. Мы сегодня разговаривали с коллегами, данный проект даёт нам и коммерческую составляющую с точки зрения позиционирования и развития нашей сети.

И в заключение хотел рассказать о том проекте, который тоже мы делаем уже два года. Это, по сути дела, добровольная система лекарственного страхования, то есть это специальный коробочный продукт, приобретая который человек получает возможность с 40-процентной скидкой покупать препараты в наших аптеках, тем самым как бы 40 процентов эти компенсирует страховая компания, по сути дела, это прототип системы возмещения, которая в наших аптеках работает. Да, эта программа пока не имеет очень массового применения и, по сути, обеспечивает пока порядка 3,5 тысячи застрахованных людей в городе Москве. Но сейчас мы уже заключили со всеми крупнейшими страховыми компаниями аналогичные контракты и ведём разработки в этом направлении, по сути дела, готовясь к общей системе лекарственного страхования.

Вдобавок я хотел сказать, что по социальной стратегии именно нашей компании мы также предоставляем по всем территориям, где есть специальные социальные карты, скидку 5 процентов по социальным картам. В ряде территорий нам это настоятельно рекомендуют, мы всегда идём навстречу таким инициативам. И по такой тоже очень важной категории лиц пожилого возраста – это ветераны – мы сами разработали специальные карточки, по которым предоставляем во всех наших аптеках скидку 10 процентов на весь ассортимент, помогая и этой категории лиц пожилого возраста. Естественно, они не имеют возможности тратить большие средства.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Татьяна Алексеевна, пожалуйста, откомментируйте.

Т.Голикова: Тема – орфанные заболевания. Действительно, тема, давно стоящая на повестке дня. В настоящее время мы готовим к рассмотрению на заседании Правительства и завершаем публичное обсуждение основ законодательства в сфере здравоохранения, о которых Юрий Александрович здесь упомянул. Там впервые появляется критерий, что же такое орфанные заболевания, потому что на сегодняшний день в законодательстве российском этого нет. Следом за определением критериев и, соответственно, отнесением отдельных заболеваний к орфанным будет предложен и разработан Министерством соответствующий список лекарственных препаратов, которые употребляются для лечения больных орфанными заболеваниями. Но здесь важно принять какое решение? Следом за законом или в процессе его обсуждения нам нужно будет принимать неминуемо решение о финансовом обеспечении и лечении таких больных.

Мукополисахаридоз, о котором упомянул Анатолий Дмитриевич, (я сейчас по памяти называю, статистика двухгодичной давности), таких детей у нас было в России 278 человек. 40-миллионный курс – это правда. Некоторые препараты зарегистрированы в Российской Федерации, некоторые завозятся непосредственно либо родственниками, либо уполномоченными лицами. И мы посчитали, что, если тратить средства федерального бюджета только на мукополисахаридоз (хотя в семи затратных нозологиях, которые сейчас обеспечиваются, тоже некоторые заболевания, по сути, являются орфанными), если принимать такое решение, мы должны будем сказать: либо мы расширяем «Семь нозологий», и тогда нужно будет только для мукополисахаридоза предусмотреть ещё средства в бюджете, либо мы на паритетных началах работаем с регионами Российской Федерации, либо каким‑то иным способом. Но во всех случаях – с привлечением благотворительных организаций, поскольку они работают по этим заболеваниям во всех странах. Такой опыт есть.

Что касается рекламы. Эта тема очень бурно обсуждалась, когда шёл закон об обращении лекарственных средств, в том числе в Общественной палате, с нашими фармпроизводителями, с нашими средствами массовой информации. Хочу сказать, что было принято компромиссное решение. Смысл компромиссного решения заключался в том, что реклама лекарственных препаратов в средствах массовой информации разрешена, но только безрецептурных и только на основе инструкции по медицинскому применению. То есть в этой рекламе не может звучать ничего, кроме того, что написано в инструкции по медицинскому применению к этому препарату, как‑то: применение – в каких случаях и побочное действие – в каких случаях.

Но мы не являемся органом, который осуществляет надзор за рекламой. Очевидно, здесь нужно принимать какое‑то решение по поводу контролирующего органа в соответствующей сфере деятельности. Я думаю, что это юрисдикция Министерства по делам связи и массовых коммуникаций, у них там соответствующая надзорная служба есть, которая просто должна эту работу соответствующим образом осуществлять. Может быть, нет компетенции. Но надо её тогда в Положение включать, потому что норма закона об обращении существует.

Д.Медведев: Татьяна Алексеевна, а вообще с точки зрения международного опыта есть реклама в других странах?

Т.Голикова: Есть реклама везде. Даже есть специальные каналы выделенные, которые рекламируют лекарственные препараты.

Д.Медведев: Специальные каналы – это немножко другое. Ведь речь идёт здесь о рекламе на общедоступных каналах.

Т.Голикова: Есть.

Частный вопрос, который не имеет отношения к теме сегодняшнего обсуждения, – протезно-ортопедические средства.

Я просто хочу проинформировать, что вчера Государственная Дума приняла в трёх чтениях (сейчас – Совет Федерации, и потом на подписание к Вам, Дмитрий Анатольевич) закон об увеличении ассигнований. Просто была задержка с поправками в Закон о бюджете. 2,7, по‑моему, миллиарда рублей идёт на эти цели.

Следующая тема. Я хочу ответить Александру Петровичу, чтобы не создалось какого‑то впечатления в процессе сегодняшнего обсуждения, что мы хотим отменить 890-е постановление. Речь идёт об упорядочении предоставления такого рода услуги со стороны государства, я сейчас не говорю, это Федерация или регионы, нашим гражданам. И нужно очень ответственно подойти к отбору заболеваний, категории у нас уже определены, а именно к отбору заболеваний, которые бы обеспечивались на льготной основе.

В этой связи то, что сказал Сергей Анатольевич в первой своей части, может быть, не очень внятно прозвучало, я прошу прощения, но насколько я смогла это резюмировать… Речь шла о том, что мы могли бы для категории пожилых граждан разработать с участием российских производителей списки наиболее востребованных лекарственных препаратов по доступным ценам, будь то сахарный диабет или какие‑то онкологические заболевания. Эти препараты в основном все воспроизведённые, они неоригинальные, они существенно дешевле и экономичнее, по качеству они не уступают иностранным препаратам. И эти списки рекомендовать регионам, не рекомендовать, а, по сути, обязать закупать для льготных категорий граждан, в том числе для них использовать трёхгодичные контракты. Тогда это будет определённо для наших производителей и для наших аптечных сетей, и здесь никаких проблем в этой части, я думаю, что возникать не будет.

Что касается ФАПов, Александр Петрович, я думаю, что надо как следует разобраться, потому что мы строго действовали в соответствии с теми пожеланиями, которые высказывались, которые давал Дмитрий Анатольевич. Речь идёт о том, что ФАПы в основной своей массе являются структурными подразделениями либо ЦРБ, либо областных больниц. И те и другие имеют лицензию на фармдеятельность, поэтому никакой проблемы здесь не существует.

Теперь то, о чём сказал Виктор Александрович относительно лицензионных требований к дистрибуторам по фармдеятельности. Мы не отменяем сейчас лицензирование фармацевтической деятельности. Лицензирование фармацевтической деятельности предполагается отменить с 13-го года. Сейчас идёт закон в Государственной Думе. Если будет решение по поводу того, что в качестве обязательного лицензионного требования для дистрибуторов мы вводим минимальный ассортимент для аптек, в этом нет проблемы, это можно ввести, и эту тему закрыть. Вот, собственно, всё, что я хотела прокомментировать.

Д.Медведев: Спасибо, Татьяна Алексеевна.

Тема, которую мы сегодня с вами подняли, конечно, и большая, и сложная, в то же время абсолютно конкретная. И от неё, как я уже сказал вначале, зависит самочувствие огромного количества людей пожилого возраста.

Я вкратце пройдусь по некоторым моментам, тем более что уже Министр откомментировала значительную часть вопросов, которые были. Хочу сказать, что по итогам сегодняшнего совещания и заседания президиума Госсовета я подпишу единый перечень поручений, касающийся обеспечения лекарственными препаратами (и не только, конечно, лекарствами) лиц пожилого возраста.

По разделению собственно санаторно-курортного обеспечения и лекарственного обеспечения. Давайте эту тему проработаем. Это я уже обращаюсь к Татьяне Алексеевне. Потому что, на удивление, меня сегодня наши граждане на эту тему как раз пытали, говорили, что это их не устраивает. Может быть, даже здесь некоторое заблуждение существует, но явно, что для кого‑то это создаёт проблемы.

По 890-му постановлению всё было сказано.

Ещё одна вещь, о которой говорила Татьяна Алексеевна и которую я хотел бы всемерно поддержать, обратив на неё внимание всех губернаторов Российской Федерации. Ситуация собственно с обеспечением лекарствами, как и с учётом, действительно очень пёстрая. Это означает, что где‑то этот процесс налажен, а где‑то он организован из рук вон плохо. И не потому, что губернатор этим не занимается, а просто потому, что, видимо, не уделяли этому внимание. Нет дееспособного подразделения, которое этим занимается. Извините, там заместитель или начальник департамента ни черта не делает. Поэтому хотел бы, чтобы и в моём поручении это прозвучало. Через полпредов надо навести порядок с учётом денег. Денег там немало.

По сроку действия рецепта. Мы это обсудили уже. По сути, я так понимаю, все практически эту идею поддерживают, и, конечно, больше всего это будут поддерживать наши пенсионеры. В поручении это будет.

Доставка по регионам через мобильные социально-медицинские бригады. Мне кажется, эта идея хорошая, её тоже все поддерживают. Поручение на эту тему я дам.

По орфанным препаратам Татьяна Алексеевна сказала. Это тема резонансная была даже в ходе работы над законопроектом и впоследствии. Будет работать дальше, посмотрим, как это окончательным образом реализовать.

Реклама. Здесь, знаете, нельзя броситься ни в одну, ни в другую крайность. Я в принципе согласен, что, наверное, какая‑то разумная, компромиссная позиция лучше всего, потому что всё‑таки мы понимаем, что реклама – убойная вещь. Но не только реклама медицинских препаратов вредит гражданам. Люди вообще рекламу смотрят и совершают иногда необдуманные, а иногда даже дурацкие поступки. Таково уж свойство рекламы. С другой стороны, реклама позволяет развивать рынок. Это довольно серьёзный инструмент рыночной политики. Но реклама должна быть действительно контролируемой. И в случае появления (а ведь специалисты далеко не всегда хорошо себя ведут в этом плане, может быть, кто‑то и не смотрит за этими процессами) рекламы, которая наносит ущерб, – может быть такое, абсолютно, – такая реклама должна прекращаться, а лица, которые к ней причастны, должны нести ответственность. Если будет баланс между собственно рекламой и ответственностью рекламодателя, а также средств массовой информации, тогда это будет нормально. Наверное, правильно, чтобы здесь поработали представители Министерства связи и коммуникаций, естественно, в кооперации с Минздравом.

Вряд ли в нашей стране пока будет популярна идея отдельного сбора, который взимается при приобретении любого лекарства, как и в любой другой стране. Подумать, конечно, можно. Здесь главное не нарушить равновесия, что называется.

По опеке и соответствующим решениям, которые принимает опекун в отношении подопечного. Вы знаете, это, собственно, касается любых действий опекуна в отношении имущества подопечного. Понятно, что когда это натуральные вещи, то это гораздо проще проконтролировать. С другой стороны, опекун несёт ответственность юридическую и перед подопечным, и перед государством. Это ещё вопрос надлежащего выбора самого опекуна. Надо нормальных людей брать заниматься этими вопросами, а не жуликов. Тем более что опекуном может быть не только родственник. Мы это понимаем. Это, кстати, ответственность органов опеки и попечительства.

Идеи, которые коллеги, занимающиеся аптечной сетью, здесь предлагали, мне в целом кажутся все интересными, разумными – по розничному импортозамещению. Давайте поработаем. И идея по 100 препаратам, которые продаются без аптечной наценки, выглядит очень красиво, потому что аптека поступает так же, как поступает вообще любая розничная структура, то есть она зарабатывает за счёт других. Это нормально абсолютно. Где‑то прибыль может быть больше. И точно так же в аптеке, как и в магазине. Кто‑то не заметит, заплатит он на 100 рублей больше или нет, ему плевать на это абсолютно, а для кого‑то 3 рубля – уже очень существенное изменение цены на лекарство. И если такие препараты выделяются, понятно, там нет дорогостоящих препаратов, но это препараты, которые составляют набор обычного пенсионера, – как правило, давление, сердце, простуда, анальгетики, естественно. Поэтому, мне кажется, это неплохая тема, как и тема, связанная с созданием различного рода новых продуктов, но пока у нас, может быть, они не получили такого распространения.

То, что Юрий Александрович говорил в отношении «семи нозологий». Я ещё раз хотел бы подтвердить, что это было важное и довольно трудное решение, которое, на мой взгляд, не просто реализовано, а реализовано неплохо. И хорошо, что Вы об этом сказали. У нас никогда этого не было. И, к сожалению, люди с соответствующими заболеваниями просто умирали. И сейчас это проблема большая, но всё‑таки сейчас это сдвинулось – это очень хорошо. Нам, конечно, нельзя это потерять.

Поэтому в целом я готов поддержать любой выбор, который будет экономически просчитан, я имею в виду, включая и расширение этих «семи нозологий». В конце концов всё равно это счётная позиция, если это будет не 7, а 8 нозологий, давайте подумаем. В общем, это консолидированное решение, которое должно помочь определённому количеству людей, лечение которых стоит больших денег.

Работу продолжим. Когда у нас там президиум Совета?

Реплика: В понедельник.

Д.Медведев: Тогда будем считать, что на президиуме Совета эту тему завершим с выходом соответствующих поручений.

Всем спасибо за участие.

20 октября 2010 года, Козельск