Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Добрый день, коллеги.
Сегодня у нас очередная видеоконференция по исполнению поручений Президента. Такой формат работы зарекомендовал себя как вполне разумный, результативный и позволяющий мне, непосредственно общаясь с ответственными людьми, с теми, кто исполняет поручения, получать информацию, что называется, из первых уст. Я, кстати, считаю, что нам вообще эту работу нужно ставить на более системную основу. Контрольное управление, насколько я знаю, сейчас готовит специальную программу, которая позволяет в режиме реального времени видеть всю картину исполнения поручений Президента, а также информацию о нарушении сроков и о должностных лицах, которые виновны в неисполнении поручений Президента.
Сегодня мы рассмотрим наиболее значимые поручения, срок исполнения которых уже наступил, истёк или наступает в самое ближайшее время. Несколько слов по одной из самых, может быть, важных, особенных тем для этого года – это обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Этот вопрос, как мы и договаривались, я держу на персональном контроле, на особом контроле. Вы помните нормы, которые действуют. Все ветераны, которые встали на учёт до 1 марта 2005 года, жильё получили. Но по итогам заседания Оргкомитета «Победа», которое было в этом году в апреле, я дал задание выделить квартиры ветеранам, которые встали на учёт позже – после 1 марта 2005 года. Это поручение должно быть исполнено до 1 октября следующего года. Тема достаточно обширная, сложная. Я недавно разговаривал с губернаторами – там не у всех есть для этого свой ресурс. Они просят увеличения доли софинансирования, но в любом случае всё должно быть сделано.
Обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны – этот вопрос, как мы и договаривались, я держу на персональном контроле, на особом контроле.
Ещё одна традиционная тема для нашей страны – это подготовка к зимнему сезону. Эта тема затрагивает интересы миллионов наших граждан. Мы и в прошлом году разбирали случаи необоснованного увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального сектора, случаи срывов отопительного сезона. Мною также были даны поручения по работе жилищно-коммунальных служб, модернизации оборудования, сетей. В настоящий момент Федеральная служба по тарифам проводит ежемесячный мониторинг платежей за коммунальные услуги. И вообще, как я уже сказал, этот месяц я намерен целиком и полностью посвятить работе нашего жилищно-коммунального сектора. Это вполне своевременно с учётом перехода к зимнему сезону и особой резонансности этой темы, особой обеспокоенности наших людей в связи с ростом тарифов, пределом этого роста и прозрачности образования новых тарифов.
Это две темы, которые я хотел обозначить в начале. Давайте начнём работать. Сначала доклад начальника Контрольного управления. Константин Анатольевич [Чуйченко], пожалуйста.
К.Чуйченко: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Позвольте представить вам итоги работы за третий квартал 2010 года по выполнению поручений главы государства. Сравнить основные показатели этой работы как поквартально, так и с аналогичным периодом 2009 года.
В январе–сентябре количество контролируемых нами поручений увеличилось по сравнению с 2009 годом на 39 процентов и составило 3311. В целом необходимо отметить положительную динамику их исполнения. Так, за девять месяцев 2010 года выполнено 1261 поручение. Рост по сравнению с соответствующим периодом 2009 года составил более 57 процентов. Количество поручений, выполненных в первоначально установленный срок, выросло в 2010 году более чем в два раза: со 121 в 2009-м – до 259 в 2010 году. По результатам исполнения поручений в текущем году внесено в Госдуму 63 проекта федеральных законов, принято 178 постановлений и распоряжений Правительства. В прошлом году – соответственно 61 закон и 170 актов Правительства.
По тематической направленности по‑прежнему в центре внимания остаётся экономическая и социальная политика: 47 процентов от общего количества контролируемых поручений, вопросы внешней политики и международных отношений – 25 процентов, обороны государственной и общественной безопасности – 13 процентов.
До 1 октября нами рассмотрено 3773 доклада о ходе исполнения поручений, что на 69 процентов больше, чем за девять месяцев 2009 года. При этом снижается количество докладов, представленных с нарушением установленных сроков. Так, по сравнению с первым кварталом в третьем – количество таких докладов снизилось в 3,5 раза: с 14 до 4 процентов. В целом по сравнению с предыдущим годом – в 2 раза: с 17 до 8 процентов.
Улучшается показатель работы по исполнению Ваших поручений Правительством. С июньского совещания количество нарушений сроков представления министерствами и ведомствами в Правительство материалов с проектами докладов Президенту сократилось почти в пять раз – с 8,8 процента в июне до 1,9 процента в сентябре.
За три квартала 2010 года было поставлено на контроль 1515 новых поручений, что на 29 процентов больше, чем в 2009 году. При этом сокращается разрыв между количеством вновь изданных и количеством выполненных поручений. В январе–сентябре 2009 года было выполнено 68 процентов по отношению к количеству вновь изданных поручений, в 2010 году этот показатель составляет уже 83 процента.
В настоящее время нами дорабатывается механизм оценки обоснованности продления сроков исполнения поручений. В полном объёме этот механизм мы планируем запустить до конца года.
На прошлой видеоконференции, Дмитрий Анатольевич, Вы поддержали наши предложения о разработке программного продукта, который позволит Вам в режиме онлайн видеть ход исполнения поручений. Мы над этим плотно работали. За основу были взяты действующие программные продукты, но в отличие от действующих – в новых мы предусматриваем возможность просмотра основных нарушений как по каждому исполнителю, так и общих данных, группы поручений, усовершенствования средств визуализации, создана возможность быстрого просмотра основных документов, введена качественная оценка исполнения поручений.
На слайде, представляющем стартовую страницу, слева можно увидеть общую картину по количеству поручений, находящихся на контроле, какое количество поручений не было исполнено в первоначальный срок, сколько продлено со статусом «необоснованно». С правой стороны – сами поручения. Для удобства можно раскрыть под каждым поручением его содержание; первоначальный срок исполнения; если имеет место просрочка, то на сколько дней.
Д.Медведев: Константин Анатольевич, для удобства визуализации, как Вы сказали, каким образом будет выделена просрочка – это что будет: цвет, сигнал?
К.Чуйченко: В левой части стоит рубрикатор, соответственно там это всё и идёт. То есть нажимаете, и сразу выскакивают те поручения, которые просрочены. Далее нажимаете на поручение – и уже соответственно видно, на сколько дней оно просрочено. Дополнительный показатель – соотношение времени просрочки к периоду исполнения. Условно говоря, если бы срок поручения был два года, а доклад представлен с нарушением в два дня, то мы считаем, что это не совсем существенно. В то же время если срок – неделя, а просрочка – три недели, то этот показатель уже составит треть. Есть возможность соответственно посмотреть первоначальный доклад, последующий доклад и плюс наше заключение с оценкой: если было продление – продлено обоснованно или необоснованно.
Д.Медведев: А кто отвечает за исполнение поручения, там написано?
К.Чуйченко: Там всё есть, да. Видите, в углу строка «Министерство». Там указано.
Д.Медведев: Понятно, это пока модель. То есть там министерство. А в министерстве кто отвечает, там будет понятно?
К.Чуйченко: Министр. Если есть необходимость, если другой исполнитель, то мы ставим фамилию конкретного исполнителя.
Д.Медведев: То есть если в поручении указан министр, то указана его фамилия; губернатор – соответственно его фамилия.
К.Чуйченко: Да. Если поручение Правительству, то мы также указываем, есть возможность, конкретного члена Правительства, который ответственен за это поручение, данное Правительству.
Д.Медведев: Понятно.
К.Чуйченко: Дополнительно к концу года мы планируем включить возможность просмотра статистики исполнения поручений отдельно по каждому исполнителю, общей статистики по исполнению поручений, наглядную картину по ключевым направлениям, например таким, как модернизация противодействия коррупции.
Совместно с Аппаратом Правительства мы прорабатываем возможность предоставления информации не только по исполнению поручений Правительством в целом, но и по непосредственным исполнителям в Правительстве. Это позволит более объективно оценивать работу министерств. Планируем установить, как Вам и обещали, рабочую версию программы до конца этого года.
И ещё один момент, уважаемый Дмитрий Анатольевич, на котором мне бы хотелось остановиться. Поручение Президента является одной из важнейших форм отправления им своих полномочий в качестве главы государства. В качестве факта, порождающего права и обязанности для третьих лиц, поручение упоминается во многих правовых актах различного уровня. Данная картина представлена на слайде. Дайте, пожалуйста, слайд №7.
В частности, в соответствии с действующим законодательством поручение Президента является основанием для бюджетных проектировок и последующего производства бюджетных расходов. Между тем в данный момент в законодательстве отсутствует понятие поручения как правового института. Лишь в инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации, являющейся по своей сути локальным актом, содержатся отдельные моменты, которые можно отнести к понятию «поручение Президента».
Ныне действующий Указ Президента от 6 ноября 1996 года «О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Федерации» не решает указанной проблемы. В своей основе он является декларативным. Кроме того, его многие положения устарели. В этой связи, мы полагаем, необходимо подготовить новый Указ Президента, который бы определил понятие поручения, общий порядок его подготовки, детали которого уже должны определяться инструкцией по делопроизводству, порядок исполнения поручений, включая требования к докладу исполнителя, порядок контроля, принятие решения о снятии поручения с контроля и продлении в случае необходимости сроков его исполнения, другие моменты, которые обеспечивали бы безусловное и неукоснительное исполнение Ваших поручений, в том числе меры ответственности за их ненадлежащее исполнение. В случае Вашего согласия мы подготовим проект данного указа и представим его Вам до конца этого года.
У меня всё, уважаемый Дмитрий Анатольевич. Благодарю за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Константин Анатольевич.
В отношении системы контроля. Мне кажется, что её нужно доработать и установить на мои компьютеры, чтобы можно было в режиме одного нажатия клавиши посмотреть, что происходит с документом, кто за него отвечает.
В отношении системы контроля, мне кажется, что это вещь неплохая. Нужно доработать её и установить уже на мои компьютеры для того, чтобы можно было непосредственно самому в режиме одного нажатия клавиши посмотреть, что происходит с документом, кто за него отвечает, если там допущена просрочка или ещё какое‑то нарушение исполнительской дисциплины.
Кстати, если говорить об упорядочении работы по поручениям Президента, Вашей идее специального указа (мы с Вами это коротко обсуждали), в принципе я считаю, что эта идея правильная. Поручение – это действительно одна из важнейших форм осуществления деятельности Президента. Поручение должно иметь подобающий статус и должно для всех, на кого оно распространяется, влечь вполне очевидные последствия. Поручение – это не просто резолюция на каком‑то документе, а это целая совокупность отношений, которые связаны с тем, что Президент дал соответствующую инструкцию своим подчинённым. Поэтому и ответственность за неисполнение поручения должна быть другой, не такой, как сейчас: «Мы просрочили – извините». Она должна быть другой. Но в этом случае вам необходимо, видимо, дифференцировать поручения с другими формами осуществления Президентом своих полномочий.
В общем, подготовьте соответствующий документ, и я буду готов его подписать.
К.Чуйченко: Есть, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Договорились.
Теперь давайте начнём собственно по отдельным поручениям, которые наиболее важны и, может быть, наиболее резонансны. Начнём с жилищно-коммунальных услуг и мер по исключению необоснованного роста по такого рода платежам, ну и о готовности жилищно-коммунального комплекса к зиме.
Давайте переключимся на ситуационный центр Правительства. Сначала слово Министру регионального развития Виктору Фёдоровичу Басаргину. Пожалуйста.
В.Басаргин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В начале года по Вашему поручению был проведён анализ причин повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги. На основании проведённого анализа был предпринят ряд последовательных шагов. На уровень регионов сегодня переданы полномочия по тарифному регулированию и установлению нормативов потребления коммунальных услуг, внесены изменения в Жилищный кодекс, перенесены предельные сроки установления тарифов без учёта перекрёстного субсидирования до 1 января 2012 года, тоже приняты поправки в федеральный закон. Мы приказом Министерства регионального развития утвердили методику расчёта предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги. Согласно ему в основу формирования платежей населения положено определение критерия доступности сегодня для граждан стоимости коммунальных услуг.
В этом году по Вашему поручению мы вплотную занимаемся работой по управляющим компаниям. Принято постановление Правительства о стандарте раскрытия информации управляющих компаний. Внесли в Государственную Думу проект закона, устанавливающий требования и стандарты деятельности управляющих компаний. А до принятия этого закона регламентироваться требования и стандарты деятельности управляющих компаний будут по приказу Министерства регионального развития.
В целом Министерством совместно с Федеральной службой по тарифам, Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития России проведён анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения в 2011 году. В среднем по стране предельные индексы установлены на уровне 13–14 процентов, то есть ни в одном регионе платёж не увеличится более чем на 15 процентов, что было установлено Правительством Российской Федерации.
Какие есть опасения, Дмитрий Анатольевич: в ряде субъектов предельные индексы сегодня установлены на грани допустимого. Так, в Рязанской области сегодня предельные индексы допускают рост стоимости услуг по теплоснабжению до 16,6 процента, в сфере водоснабжения – до 20 процентов. Причём начальные предложения направлены органам региональной власти в федеральные службы по тарифам, предусматривающие рост на 30 процентов. Но и в этом случае мы считаем, что предельные платежи населения не могут превышать 15 процентов.
Ещё одним фактором, влияющим на рост платежей, зачастую становятся неурегулированные отношения органов власти генерирующих компаний. Такая ситуация сегодня сложилась в Архангельской области, где неконструктивная позиция ТГК-2 не даёт возможности сдерживать рост тарифов. В этом же субъекте задолженность коммунальных предприятий за топливно-энергетические ресурсы достигла 1,7 миллиарда рублей, что ведёт к росту затрат на её обслуживание и сказывается на размере платежей населения. Схожая ситуация в Тверской области.
Ещё ряд общих проблем. В регионах медленно идёт пересмотр графиков ликвидации перекрёстного субсидирования. Заявки на пересмотр готовят лишь порядка 20 субъектов, по нашим данным. Более половины регионов до сих пор не назначили органы, которые отвечают за установление нормативов, либо не направили эти данные в Федеральную службу по тарифам. И лишь 63 процента управляющих компаний предоставили сведения о раскрытии информации, хотя у регионов теперь на это есть все полномочия. Всё это сигнал о том, что нужно активизировать работу на местах. Мы ситуацию держим под контролем.
По отопительному сезону. По качеству подготовки, которое тоже сегодня влияет на рост платежей, хочу отметить, что в 76 субъектах отопительный сезон сегодня начинается в полном объёме, и по остальным субъектам тепло подано на объекты социальной сферы. Паспорта готовности все объекты получат до 20 ноября.
Мы ведём рейтинг подготовки к зиме. Лучше других работают Башкортостан, Татарстан, Красноярский край, Московская, Кемеровская, Тюменская области и Санкт-Петербург. При подготовке к зиме мы учли опыт прошлой зимы (необычайно холодной) и говорим о том, что сегодня созданы резервные запасы топлива, подготовлен жилищный комплекс. Мы впервые за последние четыре года отремонтировали и заменили более 20 процентов ветхих и аварийных муниципальных сетей.
Особо хочу отметить то, что мы в этом году впервые задействовали в диагностике работы систем ЖКХ новые технологии: это виброакустические приборы, тепловизоры используем уже второй год, на 14 процентах объектов коммунальной инфраструктуры, теплоэнергетики введены автоматизированные системы управления. Были сложности по подготовке тепловых сетей в Курской, Магаданской областях, по подготовке жилищного фонда – в Камчатском, Забайкальском краях, с созданием запасов топлива – в Тыве, в Еврейской автономной области. Меры уже приняты, и до наступления холодов, мы считаем, все проблемы будут сняты.
Одна из главных проблем, которая на сегодня остаётся, – это неплатежи. Население должно сегодня предприятиям ЖКХ более 64,9 миллиарда рублей, а кредиторская задолженность организаций ЖКХ сегодня превышает 79 миллиардов рублей.
Совместно с регионами мы занимаемся реструктуризацией этой задолженности, расшивкой неплатежей между поставщиками и потребителями ресурсов, вводим дополнительные меры повышения ответственности управляющих компаний.
И дополнительно хотим попросить подключиться к этому вопросу Генеральную прокуратуру и Росфинмониторинг с целью поиска центра формирования задолженности и пресечения работы недобросовестных плательщиков.
В целом ситуация по платежам граждан за коммунальные услуги и прохождение отопительного сезона тоже находится под нашим контролем. Активно мониторим сегодня ситуацию с подготовкой к зиме через средства массовой информации, то есть реагируем на каждый случай аварий, чрезвычайных ситуаций и используем «горячие линии», которые установлены в каждом субъекте Российской Федерации.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: То, что реагируете, это правильно. Но на самом деле основная обязанность, возложенная на регионы, на муниципалитеты, – следить за состоянием ЖКХ. Это их задача прежде всего.
В прошлом году мы с вами тоже исходили из того, что всё будет благополучно, но тем не менее наступивший год показал весьма существенный рост тарифов, и мы потом довольно долго разбирались с муниципалитетами: кого‑то наказывали, кого‑то снимали, кого‑то просто в чувство приводили. На чём основана Ваша уверенность, что в этом году регионы будут более чётко контролировать ситуацию и по отдельным видам тарифов не будет допущено необоснованного роста?
В.Басаргин: Мы проанализировали все предельные индексы по каждому субъекту Российской Федерации. Они не превышают установленных нормативов, которые сегодня предложены Федеральной службой по тарифам. Мы проанализировали, помимо собственно роста тарифов, другие факторы, которые влияют на рост платежей: это перекрёстное субсидирование, это нормативы. Мы провели анализ и влияние этих факторов на рост платежей населения и тоже говорим о том, что сегодня все субъекты эти аспекты в своей работе учли.
Д.Медведев: Понятно.
Соберите и Вы соответствующих руководителей регионов, если это потребуется. Я также обращаюсь к моим полномочным представителям, которые находятся в режиме видеосовещания: надо сделать так, чтобы потом мы никого не отлавливали (у кого‑то неожиданно тариф по воде вырос, как в прошлом году). То есть нужно провести все необходимые мероприятия загодя, объяснить, что нужно делать, и подготовить муниципалитеты к этому.
Теперь ещё одна тема, хотел от Вас услышать: я неоднократно за последнее время посещал различные регионы, слышал мнения и предложения руководителей регионов о необходимости продолжить работу Фонда жилищно-коммунального хозяйства – как Вы к этому относитесь?
В.Басаргин: Мы сейчас внесли предложение о том, чтобы продлить работу Фонда жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2013 года. И Правительством сегодня предусмотрено дополнительное финансирование фонда в объёме 25 миллиардов рублей.
Д.Медведев: Это правильно, потому что этот Фонд, который, кстати, вначале многие восприняли с определённым скепсисом, доказал свою работоспособность. И в режиме софинансирования вместе с другими регионами он позволяет всё‑таки решать неотложные проблемы, связанные с состоянием дел в ЖКХ, заниматься ветхим фондом. Поэтому этот инструмент нужно обязательно сохранить. Считайте, что моё согласие на это дано.
У нас упоминалось несколько регионов, у которых есть свои проблемы, в том числе Архангельская область. Включите Архангельскую область – губернатора.
Илья Филиппович, что у Вас с ТГК-2, с задолженностью коммунальным предприятиям? Что Вы собираетесь с этим делать?
И.Михальчук: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники видеоконференции!
Проблемы, которые были обозначены в докладе Министра регионального развития и на которых Вы сейчас заострили внимание, действительно имели место. В текущем году были допущены случаи необоснованного повышения тарифов ЖКУ в муниципальных образованиях Архангельска и Северодвинска. Но после вмешательства областных властей ситуация нормализовалась, и эти случаи исключили.
Совместно с прокуратурой, с другими федеральными структурами были проверены практически все: и генерирующая, и управляющая компании. Основное повышение произошло из‑за предполагаемого ликвидирования перекрёстного субсидирования между населением и другими потребителями, и продление всё‑таки позволило нам снизить этот прессинг на население.
Второе. Всё‑таки абсолютно правильно было принято решение на федеральном уровне о передаче полномочий в формировании тарифов по водоснабжению и водоотведению на субъектовый уровень. Так, допустим, в прошлом году по водоотведению, водоснабжению в Архангельске на 56 процентов повысился тариф, в Северодвинске – на 38. Это всё исправлено. Мы приняли решение о снижении доли платежей за коммунальные услуги в совокупном семейном бюджете с 22 до 19, ряд других мероприятий. И сегодня я хочу сказать – уверен, что [повышения] недопустим.
Что касается ТГК-2, Вы правильно заметили, это проблема. Я хочу слова благодарности отнести к «Газпрому». Линейная часть газопровода пришла в Архангельск. Докладываю Вам, что зажгли мы факел на небольших, малых котельных, но, к сожалению, ТГК-2 – наш основной потребитель, Архангельская ТЭЦ не готова. Несмотря на многие усилия, проведение здесь совещания под руководством Министра энергетики фактически подача газа была сорвана.
Если бы мы в соответствии с планом синхронизации сумели дать газ 1 сентября, то мы только на топливе сэкономили бы порядка 650 миллионов рублей. Я прошу Вашей помощи…
Д.Медведев: Кому ТГК-2 принадлежит?
И.Михальчук: Группе «Синтез».
Д.Медведев: Вы с собственником общаетесь?
И.Михальчук: Да, безусловно.
Д.Медведев: Если они способны эту задачу решать, пусть решают. Не способны – пусть тогда продают и отваливают. Это же состояние города, состояние огромного количества людей, которые живут.
И.Михальчук: Полностью с Вами согласен, Дмитрий Анатольевич. Я вынужден отстаивать интересы территории, и, думаю, при поддержке федеральных структур всё‑таки задание по газификации мы выполним, а значит, тарифы спокойно можно снизить даже по основному городу Архангельску с 15 до 9 процентов. Это, естественно, очень существенно для населения.
Д.Медведев: Да, это действительно существенно. Я хотел бы просто понять. Вы как губернатор знаете, сколько будет стоить в отдельных районах, в отдельных муниципальных образованиях с 1 января следующего года горячая и холодная вода, электричество, отопление, газ? Есть эти расчёты или нет?
И.Михальчук: Да, конечно. Если взять, к примеру, трёхкомнатную квартиру или жилую площадь – исходя из трёх человек проживания, 54 квадратных метра, то если сегодня этот платёж составляет 4170 рублей 24 копейки за месяц, то в случае повышения на 15 процентов эта квартплата будет осуществляться в размере 4762 рубля 12 копеек. Рост – 114,19 процента.
Д.Медведев: Илья Филиппович, у меня какое поручение. Чтобы Вы не только этими расчётами руководствовались, но и реальной ситуацией, сделайте вот что. Когда наступит новый год и когда первые счета получат наши граждане, Вы с ними встретьтесь, и пусть они покажут Вам, что им пришло. И Вы сопоставите это с теми расчётами, которые сегодня у Вас лежат на столе. Если там будет прямое попадание, ну и хорошо, значит, всё нормально. А если там будет отличие, то это повод задуматься над тем, кто это готовит и как это реализуется. Понятно?
И.Михальчук: Есть. Хорошо.
Д.Медведев: Договорились.
Рязанская область. Олег Иванович, да, что у вас там? Какие сложности? Мне не надо докладов. Просто объясните, в чём проблема.
О.Ковалёв: Хорошо.
У нас были сложности с пуском горячей воды по этому году. Вместо августа пустили 1 октября. У нас есть монополист – Ново-Рязанская ТЭЦ, которая сегодня, наверное, единственная принадлежит частным лицам и 30 процентов – государству, то есть она не входит ни в какие генерирующие компании. Там были большие просроченные задолженности ещё с 2007 года. К сожалению, город не смог решить. В результате депутаты сняли с работы главу администрации города, и уже на областном уровне мы сейчас заключили соглашение о реструктуризации задолженностей, тепло пустили везде вовремя и в городе, и в целом по области.
Что касается тарифов, то предельные уровни у нас были действительно чуть выше. Это 16,6 по теплу. Сейчас РЭК [региональная энергетическая компания] выполнила расчёты, делала это публично с участием общественных организаций. Средний уровень тарифов будет 15 процентов. Также всё водоснабжение, водоотведение переведено на региональный уровень, и есть полная уверенность, что нигде никакое муниципальное образование за эту предельную цифру не выскочит.
По прошлому году мы в среднем имели рост 15,5 процента.
Д.Медведев: Олег Иванович, у меня такое же к Вам поручение, как и к предыдущему нашему коллеге, для того, чтобы Вы понимали, что происходит. Как только новые счета, новые жировки будут получены, надо просто съездить в муниципалитеты Вам лично, встретиться с людьми или за чашкой чая, или во дворе и просто показать, что было сделано, с одной стороны. А с другой стороны – пусть они предъявят соответствующие счета, которые они получили, и уже по факту нужно разбираться. Потому что очень часто существует разрыв между нашими предположениями и теми счетами, которые в конце концов выставляются.
Что касается Рязанской ТЭЦ. Надо разбираться. Если собственник справляется, пусть работает. Если не справляется, тогда нужно проводить необходимое расследование, в чём проблема. Мы не можем ставить под угрозу существование целого города из‑за того, что собственник не способен со своими обязанностями справляться.
Что касается Рязанской ТЭЦ. То же самое, что я сказал применительно к архангельским делам: надо разбираться. Если собственник справляется, пусть работает. Если не справляется, тогда нужно проводить необходимое расследование, в чём проблема. Потому что мы не можем ставить под угрозу существование целого города из‑за того, что собственник не способен со своими обязанностями справляться.
Так что разберитесь и внесите предложения.
О.Ковалёв: Будет сделано обязательно.
Д.Медведев: Договорились.
Дальше пойдём. Теперь по следующему поручению: это поручение от 12 ноября 2009 года и целый ряд поручений в развитие, оно касается госкорпораций. Пожалуйста, включите ситуационный центр Правительства – Министра экономического развития Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину.
Э.Набиуллина: Да, уважаемый Дмитрий Анатольевич! Готова докладывать.
Д.Медведев: Эльвира Сахипзадовна, привет. Мы Вас поздравляем с Днём рождения.
Хорошо, что Вы его проводите на боевом посту.
Э.Набиуллина: Спасибо.
Д.Медведев: Но долго не засиживайтесь.
Э.Набиуллина: Спасибо.
Дмитрий Анатольевич, Вы дали поручение по госкорпорациям – по двум направлениям: первое – преобразование госкорпораций, действующих в конкурентной сфере, и второе – изменение регулирования госкорпораций с целью повышения прозрачности и подконтрольности.
По преобразованию госкорпораций. Нами был подготовлен план преобразования с конкретными сроками и сроками подготовки законопроектов для преобразования госкорпораций. Он одобрен Правительством. И в соответствующие сроки законы и соответствующие действия по преобразованию госкорпораций будут подготовлены.
Если говорить по фактическому состоянию. В конце июля Вами подписан Закон о преобразовании корпорации «Роснано». Сейчас все процедуры осуществляются. И мы к концу года рассчитываем в соответствии с графиком это преобразование завершить вместе с компанией.
По остальным корпорациям, которые подразумевается преобразовать переходным периодом, идёт работа по тому, чтобы коммерческие активы и проекты выделять в дочерние акционерные общества. Эта работа идёт и в «Ростехнологии», и во Внешэкономбанке с тем, чтобы к завершению переходного периода уже выделить все коммерческие активы в акционерные общества и чтобы эти компании действовали в соответствии с законодательством об акционерных обществах.
Следующее направление по повышению прозрачности и подконтрольности. В соответствии с Вашим поручением подготовлен законопроект, который вводит ограничения для работников госкорпораций, аналогичные госслужащим, вводятся механизмы одобрения крупных сделок, вводится обязательность независимого аудита, система вознаграждений увязывается с результатами работы госкорпораций. Этот законопроект сейчас находится в Думе и готовится в ближайшие недели к первому чтению. Но, не дожидаясь принятия этого закона, проведена определённая работа в самих корпорациях.
Контроль за деятельностью госкорпораций должен оставаться максимально чётким, чтобы не возникало всякого рода предположений и домыслов о том, к каким последствиям приводят те или иные сделки, которые совершаются в госкорпорации.
Сейчас во всех корпорациях без исключения разработаны стратегии, установлены и контролируются краткосрочные и среднесрочные целевые показатели деятельности, приняты и внедрены системы оплаты труда, ориентированные на результат, во всех госкорпорациях приняты положения о независимом аудите. Большинство госкорпораций утвердили положение о закупках на основе конкурсов. Недавно дано поручение Правительства о том, чтобы госкорпорации шире использовали электронные площадки и электронные торги, потому что только часть госкорпораций сейчас этим пользуется.
При этом мы исходим из того, что на госкорпорации распространяются принципы 94-го закона, но не весь 94-й закон. Так как сам 94-й закон требует совершенствования, как Вы отметили совсем недавно в своём видеоблоге. Поэтому в этой части Министерство до последнего времени вносило определённые фрагментарные изменения, чтобы ликвидировать очевидные изъяны 94-го закона, но сейчас организуется работа в целом по совершенствованию этого закона. Поэтому и отношение к закупкам естественных монополий будет с учётом этой работы.
Доклад закончен.
Д.Медведев: Спасибо.
Я уже говорил и Вам, Эльвира Сахипзадовна, и другим коллегам, что государственные корпорации – это специфическая форма организации ведения государством своего бизнеса, которая должна осуществляться строго под контролем государства, с понятными целями, на прозрачных принципах и с понятными также итогами. Поэтому законопроект, о котором Вы говорите, действительно должен быть принят, причём нужно делать это быстрее, потому что эта работа затянулась. Понятно, что, не дожидаясь вступления его в силу, определённую работу Вы провели. Но тем не менее контроль за деятельностью госкорпораций должен оставаться максимально чётким, с тем чтобы не возникало всякого рода предположений и домыслов о том, что там происходит и к каким последствиям приводят те или иные сделки, которые совершаются в госкорпорации. Тем более что за последнее время Правительство приняло целый ряд решений, связанных с уменьшением государственного участия в экономике. Я имею в виду решения, касающиеся приватизации. Не должно быть так, что правая рука не знает, что делает левая, то есть, иными словами, если Правительство поддерживает курс на приватизацию, на соответствующие сделки, касающиеся государственных предприятий, которые сейчас можно было бы уже передать в частные руки, то это должно в значительной мере стимулировать к соответствующей работе и сами государственные корпорации до тех пор, пока они не выполнили своих уставных задач, пока они не преобразованы, как, скажем, «Роснано», в акционерное общество или же не избрана какая‑то другая форма ведения ими своей деятельности. Так что нужно продолжить эту работу. Надеюсь, что всё будет сделано качественно. И контроль за работой госкорпораций будет должный. Ну а что касается результатов их деятельности, то они будут позитивными.
У нас есть ещё на связи одна из госкорпораций. В принципе, Вы почти всё сказали.
Сергей Викторович [обращаясь к С.Чемезову], Вы в контакте с Правительством, естественно, по всем этим вопросам – что сделано за последнее время?
С.Чемезов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
С Правительством у нас полный контакт. И что касается акционирования нашей корпорации, то мы считаем, что это акционирование может произойти не ранее 2014 года. Прежде всего, это зависит от проблем, связанных с формированием имущественного комплекса. У нас передано 185 унитарных предприятий. И все их необходимо акционировать.
Мы столкнулись здесь с большой проблемой, связанной, прежде всего, с отсутствием у большинства этих предприятий правоустанавливающих документов на активы, недвижимые активы и земельные участки. Большинство из этих предприятий находится в сложной финансовой ситуации: нет капитальных вложений, не хватает средств на формирование даже минимального уставного капитала и оплаты тех платежей, которые необходимы при завершении приватизации.
Кроме этого, мы столкнулись ещё с одной проблемой. Она связана с незаконным отчуждением государственной собственности. По нашей инициативе совместно с прокуратурой, Следственным комитетом, МВД и ФСБ мы создали рабочую группу. В эту рабочую группу нами передано более 60 материалов по 60 фактам. По 55 уже заведёны уголовные дела, семь человек на сегодняшний день уже осуждены. Общий объём претензий, исковых требований составляет 2,4 миллиарда рублей. Мы уже вернули на сегодняшний день недвижимость и активы на сумму около 850 миллионов рублей.
Мы утвердили график. На сегодняшний день (в этом году) мы должны завершить акционирование 25 предприятий, в 2011 году – 90 и в 2012 году – 69. После этого все акции будут переданы в холдинговые компании, которые мы уже создали. Всего у нас в области в сфере ВПК существует 20 холдинговых компаний и шесть – в гражданской сфере.
Д.Медведев: Понятно. Акционируйтесь, потому что чем быстрее всё это будет происходить, тем понятнее будет ситуация, меньше будет воровства, о котором Вы говорите. Хорошо, что занимаются наведением порядка правоохранительные органы. Но в любом случае для того, чтобы более чётко контролировать ситуацию, нужно, чтобы части вашей госкорпорации действительно становились вполне эффективными юридическими лицами, а это возможно только в случае их акционирования, потому что иначе это будет чёрная дыра. И Вы постоянно будете вызывать прокуратуру и милицию для того, чтобы кого‑то сажать в тюрьму и выколачивать деньги, которые исчезли. Поэтому от быстроты работы здесь зависит эффективность тех целей, которые стоят перед «Ростехнологиями», а «Ростехнологии» – это действительно очень крупная и очень сложная корпорация, перед которой поставлены очень масштабные задачи.
Идём дальше: бюджетные средства и эффективность их использования, был целый ряд резонансных поручений и вопросов, которые возникали о том, как тратятся деньги, что с ними происходит, насколько это эффективно. Давайте, Константин Анатольевич, пару слов Вы скажите, а потом мы ещё спросим наших товарищей.
К.Чуйченко: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
10 августа по результатам проверки, проведённой нами совместно с Генеральной прокуратурой, Вами было издано поручение принять необходимые меры для исключения неэффективных бюджетных расходов в сфере закупок. Для координации проводимых проверочных мероприятий при Контрольном управлении образована межведомственная рабочая группа. Системная работа только началась, но её первые результаты свидетельствуют о том, что в данной области имеются серьёзные проблемы. Среди них основными являются: отсутствие мониторинга закупочных цен и анализа результатов исполнения контрактов. До сих пор не разработаны механизмы определения госзаказчиками начальных цен закупаемой продукции, увязанных с мировыми. Должен сказать, что у различных госзаказчиков разброс цен даже на так называемые биржевые товары доходит до 30 процентов. Например, средняя цена закупки 92-го бензина по результатам аукционов у различных госзаказчиков находилась в диапазоне от 18 до 26 рублей за литр. И соответственно зачастую это даже превышает уровень цен, по которым отпускают сегодня бензоколонки.
Д.Медведев: 92-й – от 18 до 26, то есть разница практически на треть.
К.Чуйченко: Да, более 33 процентов.
Д.Медведев: И это регионы, которые находятся, как я понимаю, иногда даже рядом друг с другом. То есть это не Север, например, и Юг?
К.Чуйченко: Абсолютно так. Причём я хочу отметить, что дорогие закупки встречаются даже в Москве, где рядом есть нефтеперерабатывающий завод.
Д.Медведев: И где поставщики, по сути, одни и те же.
К.Чуйченко: Да.
Д.Медведев: Понятно.
К.Чуйченко: В этой связи мы полагаем, что в сфере госзакупок надо сформировать систему сквозного мониторинга. Она должна позволять своевременно вскрывать неэффективные закупки и служить основой для правовой оценки контрактов, заключённых на не выгодных для бюджета условиях.
Наряду с этим следует выйти на такой порядок работы, при котором все закупочные решения стали бы обоснованными и документированными. Таким образом мы персонифицируем ответственность за результаты произведённых бюджетных расходов.
Система государственных закупок должна представлять собой единый цикл: планирование с прогнозом государственных нужд, размещение госзаказа, учёт и контроль исполнения государственных контрактов. 94-й закон является только одной из стадий такого цикла, регулирующих размещение госзаказа. Поэтому целостной картины, как тратятся бюджетные деньги на госзакупки, нет ни у одного заказчика. Зарубежный опыт (в частности, США, Франции, Канады) показывает, что создание федеральной контрактной системы позволяет преодолеть озвученные проблемы.
В настоящее время работу в этом направлении очень активно ведёт Минэкономразвития. В данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 триллионов рублей бюджетных средств всех уровней. Здесь работают порядка 260 подрядчиков и поставщиков. Ежегодно с ними заключается более 10 миллионов контрактов. При таких параметрах экономический эффект от очищения порочных закупок может, по самым консервативным оценкам, составить более триллиона рублей в год.
В ближайшее время во исполнение Вашего поручения по данному вопросу Вам будет представлен детализированный и проработанный доклад.
Теперь позвольте, уважаемый Дмитрий Анатольевич, несколько слов сказать в отношении другой части Вашего поручения, касающейся медицинского оборудования. Правительством дано указание федеральным органам исполнительной власти разработать систему мониторинга цен. Также поручено подготовить изменения в законодательство о размещении государственных заказов. Принятые меры повлияли на значительное снижение цен.
Так, если до проверки 64-срезовые компьютерные томографы приобретались в среднем по цене 77 миллионов рублей, то в июле–октябре текущего года – по 49 миллионов рублей, или на 28 миллионов рублей дешевле. На 16-срезовые компьютерные томографы средняя цена составляла 32 миллиона рублей, сейчас – около 25 миллионов рублей. По нашим расчётам, экономия средств федерального бюджета по торгам, состоявшимся в июле–октябре 2010 года, только на компьютерный томограф составила более 650 миллионов рублей.
Проблемы поставок медицинской техники в Россию были обсуждены с уполномоченными представителями ведущих мировых фирм-производителей: это «Дженерал электрик», «Сименс», «Тошиба», «Филипс». Ими даны индикаторы цен, которые кратно ниже тех, по которым томографы ранее закупались у посредников. В настоящее время компании «Дженерал электрик» и «Филипс» совместно с российскими производителями создали на территории России предприятия по выпуску компьютерных томографов – в Москве и Санкт-Петербурге. Это всё должно отразиться на уровне цен, по которым будет приобретаться высокотехнологичное медицинское оборудование.
О ходе выполнения поручения мы будем Вам, как Вы и предписали, ежеквартально докладывать.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: То, что томографы подешевели, конечно, хорошо, потому что это прямая реакция на ситуацию, когда пришлось мне лично в это вмешиваться. Но проблема‑то заключается не только в этих томографах и совсем не только в медицинской технике. Только что начальник Контрольного управления сказал, что возможная экономия – по самым скромным расчётам, триллион рублей. Что это означает, если выражаться простым русским языком? Объём воровства можно снизить на триллион рублей, по самым консервативным расчётам. То есть мы уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами, которые в этой сфере работают.
Сколько у нас в год контрактов заключается?
К.Чуйченко: 10 миллионов.
Д.Медведев: 10 миллионов контрактов. И значительная часть из них содержит откаты, «спиливаются» деньги постоянно с них. Поэтому, конечно, оптимизация работы здесь необходима очень и очень системная. Медицинская техника – только лишь, может быть, капля, в которой сконцентрирована часть проблемы, хотя это достаточно показательная ситуация.
Что это такое, когда внутри одного населённого пункта по госконтрактам, подчёркиваю (это не предприниматели для себя бензин покупают или дизтопливо, а государственные структуры покупают), разница до 30 процентов? Мы же понимаем, куда эти 30 процентов идут.
То же самое везде – вот с бензином. Я обращаю внимание полномочных представителей на то, что нужно проверить, что в этой сфере происходит. Что это такое, когда внутри одного населённого пункта по госконтрактам, подчёркиваю (это не предприниматели для себя бензин покупают или дизтопливо, а государственные структуры покупают), разница до 30 процентов? Мы же понимаем, куда эти 30 процентов идут. Обращаю внимание Генерального прокурора на это.
Юрий Яковлевич, что сделано на эту тему?
Ю.Чайка: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! В соответствии с Вашим поручением Генеральной прокуратурой и Контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с правоохранительными и контролирующими органами реализуется комплекс мер по усилению борьбы с нарушениями в сфере закупок для государственных нужд. Создана межведомственная экспертная группа, разработан план необходимых мероприятий, начата его реализация, организован обмен информацией. Во всех субъектах Российской Федерации прокурорами организованы проверки по выявлению и устранению нарушений в законодательстве при осуществлении госзакупок.
Что касается закупки томографов. К настоящему времени пять уголовных дел находятся в суде и рассматриваются по существу. По обвинению в мошенничестве – Ставропольский край, Сахалинская и Ульяновская области; присвоение – Владимирская область; халатность – Астраханская область. Это те дела, которые возбуждались ещё до полномасштабной проверки, проведённой по Вашему поручению. По её же результатам, по материалам прокуратуры возбуждено 57 уголовных дел в Республике Дагестан, Калининградской, Курганской, Свердловской областях, Ненецком автономном округе и ряде других субъектов Федерации, а ещё по 22 материалам в настоящее время проводятся доследственные проверки. В ближайшее время они будут закончены.
Как показывают результаты нашей с Контрольным управлением проверки, эта ситуация волной прокатилась практически по всей стране, поэтому в ходе следствия главный акцент должен быть сделан на выявление общих взаимосвязей. Прокуроры же ориентированы на то, чтобы при утверждении обвинительных заключений оценивать всю полноту проведённого расследования и установление реального умысла, а не списывать всё на халатность.
Как показывает практика прокуратуры, в системе госзакупок существует очень много проблем. С начала 2010 года прокурорами было обращено повышенное внимание на эту сферу. За девять месяцев выявлено 26 тысяч нарушений законов (рост на две третьих), к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 7700 должностных лиц (рост в два раза), по материалам проверок возбуждено более 100 уголовных дел. Как мы считаем, одних прокурорских усилий мало – госзакупки должны постоянно находиться в поле зрения всех правоохранительных органов.
Результаты проведённого нами мониторинга и существующую проблему буквально недавно мы обсуждали на прошедшем координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации. Была дана достаточно критическая оценка складывающейся ситуации, определён комплекс первоочередных мероприятий и поставлены конкретные задачи.
На основании данных мониторинга и в соответствии с Вашим поручением сфера госзакупок определена нами как приоритетная, на которой будут сконцентрированы предметные усилия всех правоохранительных органов под руководством созданной межведомственной экспертной группы. Завершение этого года и начало следующего года будут посвящены главным образом именно этой сфере.
О результатах проводимой работы, Дмитрий Анатольевич, мы Вас своевременно проинформируем. Доклад окончен. Благодарю за внимание.
Д.Медведев: В общем, надо последовательно наводить в этой сфере порядок. Речь идёт, ещё раз подчёркиваю, не только о медицинской технике, а речь идёт практически о любой сфере, где тратятся государственные деньги. Кстати, речь идёт не только о закупках каких‑либо товаров, но и о приобретении работ и услуг. Это абсолютно то же самое. Только там ещё проконтролировать труднее, потому что оценить соответствие стоимости услуги реальным рыночным оценкам гораздо сложнее.
Но о завышении [стоимости] работ, о том, как в строительном комплексе деньги воруют, мы все неплохо знаем. Поэтому это должна быть системная работа, ещё раз подчеркиваю. И, если говорить о ситуации в регионах, надо самым внимательным образом разбираться с теми, кто причастен, и сажать в тюрьму, разбираться и сажать в тюрьму. Другого выхода нет.
У нас, в отличие от других стран, нет смертной казни за это. Иногда считают, что это помогает. Но то, что за такие правонарушения должны следовать длительные сроки заключения, ни у кого сомнений вызывать не должно, прежде всего у Генеральной прокуратуры и у Следственного комитета. Ну а для того, чтобы всё‑таки нам создавать собственную базу, и для того, чтобы мы не только от импорта, иностранной техники зависели, надо развивать российское производство. У нас в Питере вроде бы в этом плане кое‑что сделано.
Давайте подключим Питер. Сначала – завод «Электрон». Там у нас полпред находится. Пожалуйста.
И.Клебанов: Добрый день.
Мы, правда, с генеральным директором Михаилом Борисовичем Элинсоном находимся в сборочной части научно-исследовательской производственной компании «Электрон», которая уже более 20 лет занимается сложной медицинской техникой. До последнего времени они вместе с компанией «Филипс» создавали и продавали рентгеновское оборудование. Сегодня они владеют 28 процентами рынка России. С этого года они приступили к выпуску компьютерных томографов. Вот за нашей спиной собирается второй 16-срезовый сканер. Это специально разработано вместе с компанией «Филипис» инженерами компании «Электрон». После глубокого исследования необходимостей многопрофильных российских больниц сделан такой прибор, который включает в себя КТ-сканер, программно-аппаратную систему с полной обработкой, хранением, передачей информации, полным набором необходимых программ (не надо ничего заказывать дополнительно), периферийное оборудование и систему бесперебойного питания, что часто, кстати, не заказывается. Плюс компания готова предоставлять долгосрочные услуги по обслуживанию этой техники, которые существенно снизят [стоимость] её общего обслуживания в дальнейшем. Этот комплекс первым установлен и прошёл успешное испытание в госпитале ветеранов войн в Петербурге, второй – собирается для Москвы.
Д.Медведев: Понятно. Илья Иосифович, самый главный вопрос – сколько стоит по сравнению с иностранным аналогом?
И.Клебанов: Дмитрий Анатольевич, смотрите, всё, что сейчас говорится насчёт рыночных цен, – это условные понятия, потому что мы за последние годы исходили из ценового рынка в России. У нас в 11 регионах в округе – 11 уголовных дел, понимаете?
Поэтому, когда говорят, что какой‑то комплекс стоит 16, 30, 40, – это условные вещи. Вот этот комплекс абсолютно ещё не в серийном производстве, потому что серию планируют на конец года (кстати, в следующем году они планируют в серию уже 64 среза запускать): этот комплекс не в серийном производстве стоит 27 миллионов рублей, абсолютно приготовленный для любых программ, для любого использования.
Я думаю, что это абсолютно справедливая цена. Потому что, когда называют цену в 16–20 миллионов, это недоукомплектованные [аппараты], без программного обеспечения, без всего остального. В основном это сканер и системный блок, вот и всё.
Д.Медведев: Понятно.
Знаете, насчёт программного обеспечения – это вообще тема, которой сейчас не будем касаться, потому что мы понимаем, что такое программы. Их можно оценить и в миллион рублей, и в 10 миллионов рублей. И это такой неисчерпаемый источник для воровства.
Самое главное, чтобы мы вот этот продукт, действительно, сделав его качественным и перейдя к более высокой линейке, к 64-срезовым, поставили в серию. И чтобы наши закупки, которые мы осуществляем, уже действительно происходили с российских предприятий. При этом вообще к этому нужно относиться, что называется, рационально, разумно, потому что у нас сейчас наблюдается следующая тенденция: мы практически в любую ЦРБ, в самые маленькие лечебные учреждения пытаемся заткнуть самый дорогой томограф. Так не поступают даже в странах, где обеспеченность медицинской техникой существенно лучше, чем у нас. Поэтому это должен быть ещё и рациональный подход со стороны властей, приобретающих такого рода медицинскую технику.
Ладно, спасибо. Налаживайте производство.
Валентина Ивановна.
В.Матвиенко: Добрый день, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Где Вы находитесь, в госпитале?
В.Матвиенко: Мы сейчас находимся как раз в госпитале ветеранов войны.
В сентябре этого года в госпитале был установлен 16-срезовый томографический рентгеновский комплекс, который был изготовлен в нашей компании «Электрон», которая создала инновационное партнёрство полного цикла с компанией «Филипс», о чём сейчас говорил Илья Иосифович.
Я хочу сказать, что на этом томографе прошло уже 320 исследований. И, по мнению специалистов, по мнению врачей, это очень хорошее оборудование. Оно по своим техническим характеристикам нисколько не уступает аналогам оборудования известных мировых брендов. То есть оно конкурентно по своим техническим характеристикам. Что касается стоимости, то в состав стоимости входит и полноценный кабинет компьютерной томографии, и, что очень важно, я хотела бы тоже на этом акцентировать внимание, сервисное обслуживание. Сервисное обслуживание в два раза ниже, чем рыночная стоимость обслуживания такого оборудования зарубежными компаниями.
Кроме того, компания «Электрон» действительно наладила широкую сеть сервисного обслуживания. В целом по России это 51 сервисный центр, что позволит обеспечить бесперебойную работу этого оборудования.
Дмитрий Анатольевич, я абсолютно поддерживаю вопрос о том, надо расширять отечественное производство. Здесь много плюсов: для Петербурга это и новые рабочие места, загрузка компаний, это налоги, это приход новых инновационных технологий, которых раньше не было в нашем городе. Правительство города поддержало этот проект и будет дальше поддерживать. Мне кажется, что это очень правильное направление.
Мы за последние три года купили 20 томографов, оснастили ими наши крупные стационары. Мы внимательно следим за ценовой политикой, и в соответствии с Вашим поручением ещё раз проанализировали, как можно повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Вы обратили внимание на очень важный момент. Потому что базовая цена компьютера – это одна цена, а врачи очень часто запрашивают избыточную комплектацию, не нужную для проведения диагностики. Это серьёзно увеличивает стоимость такого оборудования. Поэтому комитет по здравоохранению очень чётко следит за каждой позицией, чтобы не было избыточной комплектации. За счёт этого мы снижаем стоимость закупок.
Я ещё, пользуясь возможностью, хочу сказать, что коллектив госпиталя и ветераны просили Вас поблагодарить за те средства, которые были выделены из Вашего резервного фонда для госпиталя. Эти средства пошли на модернизацию оборудования. Госпиталь у нас сегодня – одно из лучших медицинских учреждений по оснащению и по условиям. Здесь лечатся ветераны, участники войны, блокадники. Поэтому мы очень внимательно следим за этим учреждением.
Д.Медведев: Ладно. Передавайте всем нашим ветеранам, людям старшего поколения, которые там лечатся, от меня привет и пожелания выздоровления.
Счастливо.
В.Матвиенко: Спасибо. Я прямо сейчас это сделаю.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
И как раз мы сейчас должны вернуться к вопросу об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Виктор Фёдорович, совсем коротко, в чём сейчас основные проблемы? Потому что ситуация нам всем известна. Я её лично мониторю, что называется; регулярно мы с Вами общаемся. В чём сегодня состоят основные проблемы?
В.Басаргин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Сегодня все субъекты Российской Федерации обеспечены финансированием. Мы за два с небольшим года уже направили в субъекты Российской Федерации свыше 156 миллиардов рублей. В ноябре (в начале ноября) мы дополнительно направим 14 миллиардов рублей. Этот вопрос как раз звучал на последнем заседании президиума Госсовета по пожилым людям. Более того, на следующий год у нас 10 миллиардов рублей зарезервировано. Поэтому вопросов по финансированию пока не возникает.
Д.Медведев: Извините. В отношении «возникает – не возникает»: Вы президиум упомянули, там был наш коллега из Брянской области, он сказал, что у него возникают проблемы с финансированием – так всё‑таки есть какие‑то сложности?
В.Басаргин: Дмитрий Анатольевич, в ноябре все кассовые разрывы, которые возникли в субъектах, будут закрыты финансированием, то есть 14,7 миллиарда рублей, – уже есть распоряжение Правительства о распределении этих средств, буквально в ближайшее время эти средства поступят в субъекты. Я не отрицаю, что возникают кассовые разрывы. У отдельных субъектов возникают проблемы, но мы их дофинансируем буквально в течение месяца после того, как эта проблема возникает.
Сегодня 13 регионов не реализуют в полном объёме планы-графики, которые восстановлены: это Республика Дагестан, Карачаево-Черкесия, Камчатский, Пермский края, Волгоградская, Омская, Оренбургская, Тульская области и ряд других.
Скажу, что сегодня уже обеспечено жильём 66 788 ветеранов, вставших на учёт после 1 марта 2005 года, и ожидают улучшения жилищных условий ещё 69 тысяч. Всего с учётом того, что мы обеспечили до 9 мая текущего года, – мы по итогам этого года обеспечим жильём 140 тысяч наших ветеранов Великой Отечественной войны.
Какие проблемы, Дмитрий Анатольевич, возникают: первое, сегодня ряд регионов затянули вопросы начала нового строительства, особенно многоквартирных домов, поэтому только сейчас мы приближаемся к сдаче. Как всегда, конец года, это характерно у нас для Волгоградской области, – четыре 3-этажных жилых дома для 96 ветеранов сейчас должны завершить, и я думаю, что войдут в график.
…К вопросу об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Наша священная обязанность – всё это доделать в сроки. Соберитесь, ищите дополнительные возможности, покрывайте кассовые разрывы. Надо, чтобы всё было сделано в срок. Никаких докладов на эту тему в оправдание я слышать не хочу. Занимайтесь.
Вторая проблема, которая сегодня возникает: часть жилья для ветеранов закупается на вторичном рынке. Причём в ряде субъектов для этого осуществляется выдача гарантийных писем, и потом ветераны уже по инстанциям ходят, приобретают это жильё. Причём это характерно для Тульской области, Дагестана, Пермского края. Но есть ещё случаи, когда субъекты и не помогают ветеранам в этот период приобрести жильё на вторичном рынке. Поэтому тоже существует такая проблема. С учётом этого затягиваются сроки исполнения графика.
Ну и, в‑третьих, это проблема обеспечения наших ветеранов в сельской местности, то есть там, где сегодня жильё не строится. Поэтому предлагается либо в центральной усадьбе получить жильё, либо переехать в город. Есть, конечно, проблемы. Не все с этим соглашаются. Поэтому мы сегодня настаиваем на том, чтобы развивалось жилищное строительство и в наших малых населённых пунктах, в том числе на селе.
Я ещё раз заверяю, что все вопросы обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны будут решены в полном объёме.
Д.Медведев: Понятно.
Виктор Фёдорович, уважаемые члены Правительства, полномочные представители и губернаторы, мы с вами понимаем, что это не только наше обещание. Это, если хотите, наша священная обязанность – всё это доделать в сроки. Поэтому, если в результате кто‑то что‑то сделать не сможет, это будет очень плохой сигнал. И я буду оценивать работу соответствующего губернатора, принимая во внимание и то, насколько он сумел справиться с этой, в общем, достаточно сложной, но тем не менее вполне решаемой задачей. Поэтому соберитесь, ищите дополнительные возможности, покрывайте кассовые разрывы. Надо, чтобы всё было сделано в срок. И по тем проблемам, о которых только что сказал Министр, чтобы также предпринимались необходимые усилия для того, чтобы помочь ветеранам. Прокуратура должна за этим следить – вместе, конечно, с Контрольным управлением. Поэтому никаких докладов на эту тему в оправдание я слышать не хочу. Занимайтесь. Каждый на своём месте имеет все необходимые полномочия.
Спасибо за участие в видеосовещании.
29 октября 2010 года, Москва