Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Начало рабочей встречи с Главой Республики Коми Вячеславом Гайзером

23 ноября 2010 года, Сыктывкар

Д.Медведев: Вячеслав Михайлович, Вы сегодня принимаете Президиум Госсовета, он посвящён жилищно-коммунальному хозяйству. Тема сверхсложная в нашей стране, потому что наше ЖКХ очень запущено. Ёмкое наследство – от прежних времён достался целый набор проблем.

К сожалению, в 90-е годы у нас ЖКХ практически нигде нормально не развивалось. Это привело к деградации самой системы: к тому, что трубы старые, лопаются, электричество никто не экономит, горячее и холодное водоснабжение в безобразном состоянии, счётчиков учёта нет.

Но есть и положительные примеры. Мы с Вами только что смотрели ТСЖ «Перекрёсток», я даже пригласил председателя ТСЖ поучаствовать в нашем президиуме. Обычный дом, кстати, ничего особенного, но есть порядок, есть хозяин, есть учёт. И за счёт этого экономятся деньги, экономятся, естественно, калории, и потом соответственно деньги экономятся. Это передовой опыт.

Понятно, что у Вас далеко не всё одинаково. Я посмотрел, ветхий фонд, конечно, очень большой в Сыктывкаре, надо этим заниматься. Хотел бы узнать, что сделано, что Вы предполагаете делать, какие есть программы на эту тему? И несколько слов о текущей социально-экономической ситуации с учётом того, что прошлый год был сложным у нас в стране, как Республика Коми пережила этот период и как дела сейчас?

В.Гайзер: Дмитрий Анатольевич, действительно для нашей республики как для северной территории вопросы ЖКХ – это не просто вопросы обеспечения людей необходимыми условиями. Это вопрос жизнеобеспечения в северных условиях. И, конечно, с учётом того, что, Вы абсолютно правильно заметили, состояние в сегодняшнем ЖКХ достаточно сложное с точки зрения износа в первую очередь, и труднодоступности очень многих населённых пунктов республики, поэтому мы особое внимание уделяем как вопросам подготовки к очередному отопительному сезону, и в этой связи у нас работа строится на уровне и региональных, и муниципальных штабов, на уровне тех организаций, которые участвуют напрямую в этой работе (имеются в виду и энергетики, и сами тепловики, и жилищно-коммунальные предприятия), так и, соответственно, вся работа, которая направлена на создание нормативных запасов топлива: вовремя завезти соответствующие объёмы и так далее.

В этом году в общей сложности республика потратила на подготовку к новому отопительному сезону почти 1 миллиард 300 миллионов рублей. Вовремя закончились все ремонтно-восстановительные работы, включились в отопительный сезон. Все необходимые запасы топлива были созданы, завезены.

Параллельно, естественно, это текущая работа, мы занимаемся на сегодняшний день программами модернизации нашего жилищно-коммунального хозяйства. Мы разбили это по направлениям, то есть отдельно выделено село (в первую очередь теплоснабжение), город. И, соответственно, в зависимости от специфики той проблемы, которая складывается в каждом направлении, выработали свои программы.

Мы сегодня с Вами посетили котельную, которую мы экспериментально сделали, чтобы посмотреть, насколько будет эффект от того, что мы уйдём от повсеместного центрального теплоснабжения, перейдём на локальные «кусты» даже в условиях города.

Действительно, эффект очень значимый. На селе это вообще отдельная тема. И там эффект от такого рода решения при переводе на индивидуальное отопление ещё выше, чем в городе. С учётом того, что износ сетей (и тепловых, и водяных) у нас больше 60 процентов, это становится наиболее актуальной темой.

Поэтому те программы модернизации, которые у нас предусмотрены, допустим, для села (я уже сегодня Вам рассказывал о том, что это отдельная программа по нашей государственной компании, которая сегодня объединяет в своем управлении всё тепловое хозяйство республики на селе), подразумевают под собой в ближайшие три года закрытие почти 130 нерентабельных котельных на селе и перевод на индивидуальное отопление объектов как частного жилого фонда, многоквартирных домов, так и объектов бюджетной сферы.

Соответственно, программа энергоэффективности, которую мы утвердили на уровне республики, тоже имеет несколько направлений, начиная от модернизации бюджетной сферы учреждений, от самых элементарных вещей – это приборы учёта, перевод на энергосберегающие технологии, реконструкция тепловых узлов и так далее, и кончая вопросами, связанными с реализацией такой программы энергоэффективности на наших предприятиях.

Один из таких очень важных для нас проектов, которые наиболее показательные и эффективные с этой точки зрения, это как раз ТЭЦ нашего лесопромышленного комплекса. В процессе реализации этого проекта, модернизации теплового электрического хозяйства эффект от этого проекта – снижение энергопотребления в целом почти на 20 процентов, рост с 12 до 43 процентов в год в топливном балансе предприятия, потребление отходов самого производства: это чёрный щёлок, который образуется в процессе производства целлюлозы, это древесные отходы – кора и так далее, а это, соответственно, удешевление тепла и электроэнергии, которые производят ТЭЦ, в том числе и для нужд населения, потому что от этой ТЭЦ отапливаются районы, горячую воду получают 52 тысячи человек.

То есть мы стараемся для себя выработать решение и реализуем его комплексно постатейными программами по каждому направлению, и одно из таких направлений, очень важное для нашей республики, то, что касается работы вместе с федеральным фондом – это реформирование ЖКХ по капитальному ремонту жилого фонда и смене ветхого районного жилья.

Д.Медведев: Вы считаете, этот инструмент, который мы придумали несколько лет назад (тогда я ещё в Правительстве работал), он Вам показался эффективным?

В.Гайзер: Дмитрий Анатольевич, это очень эффективная программа, на примере нашей республики смею это утверждать.

Во‑первых, хотел поблагодарить за то, что такая программа действовала, и обратиться с просьбой, если это возможно, продлить действие этой программы, потому что это важно не только на нашем уровне. Это ощутили люди, они благодарят и Правительство Российской Федерации, и власть субъектов, муниципалитетов, потому что это то, что люди увидели, вживую пощупали своими руками. И это тысячи людей.

Д.Медведев: По стране – миллионы.

В.Гайзер: Да, по стране миллионы. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы такая программа своё действие продолжила.

Если говорить в целом о сегодняшнем состоянии республики, то в текущем году социально-экономическая ситуация остаётся достаточно стабильной. Нам удалось главное – удержать ситуацию, мы не рухнули значительно по объёмам промышленного производства, то есть остаёмся пока, правда, фактически на уровне прошлого года.

Есть и положительная динамика. Она связана с тем, что растут объёмы добычи угля. Для нас это важно. Это наши моногорода Воркута и Инта, это почти 17 процентов. Возобновили работу, и идёт рост объёмов производства в деревопереработке. Это производство фанеры, ДВП, ДСП, бумаги.

Д.Медведев: Инвестиции туда идут?

В.Гайзер: Идут. Хотя, конечно, кризис есть кризис, он внёс свои коррективы, тем не менее порядка 62 миллиардов рублей общий объём инвестиций по этому году. Это примерно 80 процентов от всех инвестиций, которые были в предыдущий период.

Почти 600 миллионов долларов у нас в этом году объём иностранных инвестиций. По северо-западу – это третий результат у нас после Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тем не менее, несмотря на кризисные явления, развитие идёт. И это нам даёт возможность удерживать ситуацию и в таких вопросах, как безработица. У нас 2,2 процента, то есть она…

Д.Медведев: Как докризисная, я так понимаю.

В.Гайзер: Да, докризисная. Идёт рост номинальной и реальной заработной платы. По номинальной заработной плате у нас рост составил в этом году, на сегодняшнюю дату, порядка 11 процентов, в реальном выражении это свыше пяти процентов.

Долгов по заработной плате у нас в целом по республике на сегодняшнюю дату нет, это мы достаточно жёстко контролируем, поэтому сказываются и эти результаты на состоянии бюджета. У нас общий рост доходов своих собственных налогов и налогов консолидированного бюджета на сегодняшний день составил почти 13 процентов, а это даёт возможность дополнительно решать вопросы, связанные с социальной защитой граждан, и по новым программам, и в области образования, и здравоохранения.

Д.Медведев: Этим надо заниматься, социальными программами в том числе. Хорошо.

<…>

23 ноября 2010 года, Сыктывкар