Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Ответы на вопросы журналистов помощника Президента Аркадия Дворковича по итогам совещания по экономическим вопросам

28 декабря 2011 года

А.Дворкович: Президент провёл совещание по экономическим вопросам. Обсуждались основные итоги года с некоторыми подробностями: какие были особенности динамики развития отдельных секторов, что было с инфляцией, с банковским сектором; и какие краткосрочные перспективы, прогнозы.

В частности, обсуждалась тема оттока капитала: какие причины, какие основные версии, факторы. Обсуждалась тема ликвидности на банковском рынке, процентных ставок, валютных курсов.

В целом оценка такова, что ситуация относительно стабильна. У банков, у Центрального банка, у Правительства есть достаточные резервы для того, чтобы проводить сбалансированную макроэкономическую политику; ситуация в Европе и в мире в целом тревожная.

И обсуждалось, какие инструменты будут применяться в случае ухудшения ситуации и если европейская ситуация начнёт уже более серьёзно влиять на наш рынок, на нашу экономику.

Вот основные итоги.

Вопрос: Какие основные инструменты?

А.Дворкович: Основные инструменты находятся в руках Центрального банка и Правительства. У Центрального банка – это увеличение объёмов предоставления ликвидности через разные инструменты, они были созданы ещё в период кризиса в 2008 и 2009 годах: некоторые из них продолжают использоваться, некоторые приостановлены, они могут быть вновь введены в действие в случае необходимости. Пока на данный момент такой необходимости нет. Но ситуация постоянно будет отслеживаться и будут приниматься решения.

Правительство, как известно, в бюджете зарезервировало часть денег (не распределив их по текущим программам) на принятие решений в дальнейшем. В первом квартале Правительство будет обсуждать в постоянном режиме, нужно ли использовать деньги либо для реализации каких‑то новых программ, либо для проведения политики противодействия возможным кризисным явлениям, если они возникнут из‑за европейской рецессии.

Вопрос: Ожидаете ли Вы замедления роста ВВП в 2012 году ниже прогноза в связи с европейской рецессией? И какой Вы ожидаете средний курс рубля и, возможно ли, что дальнейшие [политические] протесты окажут на него влияние?

А.Дворкович: Что касается темпов роста экономики. Если замедление спроса на наши товары будет умеренным и цены на нефть не снизятся резко, тогда темпы роста могут остаться близкими к нынешним.

Если же рецессия будет такой, что она распространится в результате на всю мировую экономику или на её бо́льшую часть, тогда может быть более существенное замедление темпов роста. Но падения мы тем не менее не ожидаем практически ни при каком разумном сценарии развития событий.

Что касается курса рубля, то валютный коридор постепенно расширяется, у нас происходят существенные колебания на валютном рынке, но у нас нет опасений, что курс будет выходить за разумные границы, определённые Центральным банком. Повторяю, резервов достаточно, и в этом смысле ситуация стабильна.

Наибольшее влияние сейчас на курс оказывает отток капитала, и это более серьёзный фактор, чем любые политические настроения. Отток капитала связан с самыми разными явлениями: от ситуации в Европе до нашего известного фактора коррупции. Это тоже одна из причин оттока капитала. С этими факторами надо бороться по‑разному.

В любом случае мы ожидаем, что разрешение политической неопределённости постепенно приведёт к тому, что отток капитала будет меньше, а может быть, даже восстановится приток капитала через некоторое время, но не быстро.

Вопрос: Вы не считаете, что отток капитала может быть связан с предстоящими президентскими выборами?

А.Дворкович: Политическая неопределённость, безусловно, влияет на движение капитала, но это не единственный фактор и, может быть, даже не самый главный. Главный фактор, о котором не раз говорил Президент, – пока ещё плохой инвестиционный климат.

Люди не чувствуют, что их собственность в полной мере защищена. Есть неопределённость по поводу того, как будут меняться ставки налогов. Есть проблема в мировой экономике в дополнение к нашему плохому инвестиционному климату.

Политическая ситуация – это скорее третий фактор, который влияет, который мог ускорить отток капитала в этом году. И этот фактор будет тем или иным образом снят в марте следующего года.

Вопрос: Говорили на совещании о стратегии-2020?

А.Дворкович: Нет, стратегия-2020 будет рассматриваться первый раз на совещании у Президента в середине января следующего года.

Вопрос: Если всё‑таки развитие мировой экономики пойдёт, как Вы сказали, по негативному сценарию, до какого уровня Вы ожидаете снижение роста ВВП?

А.Дворкович: Даже в самом плохом, но разумном сценарии у нас всё равно будет рост экономики, но минимальный, минимальный – это ниже одного процента.

При сценарии умеренной рецессии, если цены на нефть будут, например (я буду называть условные цифры, но они показывают порядок цифр в этом сценарии) 90–100 долларов, тогда скорее всего порядка трёх процентов может быть рост экономики.

Базовый прогноз, который есть сегодня у Минэкономразвития, напоминаю, составляет 100 долларов в среднем в следующем году.

Вопрос: На фоне возможной рецессии, которая скорее всего будет, Россия планирует как‑то интенсифицировать контакты в структуре БРИКС?

А.Дворкович: Эти контакты очень активные, и лидеры в Каннах договорились об установлении ещё более тесных связей между минфинами, центральными банками, между специалистами высокого уровня, экспертами относительно экономической политики, координации действий в глобальной экономике. Сейчас такие контакты уже идут.

Вопрос: Извлекло ли Правительство уроки из истории с Банком Москвы, с многомиллиардными санациями? Какие оргвыводы можно сделать?

А.Дворкович: Всё, что касается банков, анализа отдельных сделок, в том числе сомнительных сделок, которые происходят в банковской системе (проблемы такого типа есть во многих банках, иногда сами банки не могут ничего сделать с поручениями клиентов, которые предъявляются), это тоже обсуждалось сегодня на совещании.

И есть договоренность о том, что рабочая группа, созданная ещё два или три года назад, которая должна координировать действия правоохранительных, фискальных и финансовых органов в этой сфере, активизирует свою работу и будет более внимательно следить за происходящим на стыке между банковскими операциями, оптимизацией налогов и другими подобными действиями.