Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Комментарий помощника Президента – начальника Государственно-правового управления Президента Ларисы Брычёвой к законопроекту

16 февраля 2012 года

Лариса Брычёва сообщила журналистам, что согласно законопроекту «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» действующая пропорциональная избирательная система сохраняется. Существенные изменения, предложенные Президентом России, направлены на обеспечение представительства в нижней палате парламента избирателей всех субъектов Российской Федерации. Избиратели каждого субъекта Федерации будут обязательно представлены в Государственной Думе. Для этого вся территория Российской Федерации разделяется на 225 территориальных единиц. Территориальные единицы образуются на основе единой нормы представительства избирателей, которая определяется путём деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на общее число территориальных единиц. После этого определяется количество территориальных единиц для каждого субъекта Российской Федерации.

На территории каждого малонаселённого субъекта РФ, где избирателей меньше единой нормы представительства, образуется одна территориальная единица.

Схема территориальных единиц устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ один раз в десять лет, то есть она рассчитана на два избирательных цикла выборов депутатов Государственной Думы. При этом каждое новое установление границ территориальных единиц проводится заблаговременно, не менее чем за год до дня голосования на очередных выборах депутатов Государственной Думы. Таким образом, у политических партий будет достаточно времени для того, чтобы решить, в каких территориальных единицах они будут выставлять свои региональные группы кандидатов. Законопроект не обязывает партии выставлять региональные группы во всех территориальных единицах. Партии будут принимать такое решение в зависимости от наличия (или отсутствия) их региональных отделений и местных подразделений в том или ином субъекте Российской Федерации.

По ныне действующим правилам федеральный список кандидатов содержит общефедеральную часть и региональные группы, которых должно было быть не менее 70. Эти региональные группы должны соответствовать субъекту Российской Федерации, части его территории или группе субъектов РФ.

Согласно законопроекту список разбивается на региональные группы, каждая из которых может соответствовать только одной территориальной единице. Выделение общефедеральной части не предусматривается. Количество региональных групп не устанавливается, так как предлагается не ограничивать в этом партию. В то же время регламентируется число кандидатов в региональной группе, которых должно быть не менее четырёх, а также общее число кандидатов в списке – не менее ста. Таким образом, минимальное число территориальных единиц, в которых партия может выдвинуть свои региональные группы, – 25.

Все политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, освобождаются от сбора подписей избирателей. Кроме того, упрощается порядок подачи документов в Центральную избирательную комиссию РФ при выдвижении списков. Если сейчас необходимо подавать большое количество сведений на бумажных носителях, то с 1 января 2015 года список кандидатов будет заполняться в машиночитаемой форме на сайте ЦИК. На этом же сайте кандидат сможет заполнить заявление о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов. Сведения о доходах и об имуществе кандидатов будут размещаться не на сайте Центральной избирательной комиссии РФ, как это предусматривается в настоящее время, а самими политическими партиями на своих сайтах, что должно повысить ответственность партий за достоверность указанных сведений.

Законопроектом также вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Требования, предъявляемые к сетевым изданиям, во многом аналогичны тем, которые предъявляются к негосударственным средствам массовой информации. В частности, речь идёт о единых для всех политических партий условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов, об опубликовании сведений о размере и условиях оплаты не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, и ряде иных требований.

Законопроектом предполагается закрепить право наблюдателей вести фото- и видеосъёмку на избирательных участках, а также гарантируется непрерывная видеотрансляция в сети Интернет хода голосования и подсчёта голосов избирателей на всей территории Российской Федерации.

Законопроект позволяет кандидату иметь свой избирательный фонд, в отличие от ныне действующих правил, по которым фонд может иметь только партия и её региональное отделение. Максимальный размер расходов из фонда кандидата не может превышать 6 миллионов рублей, при этом фонд формируется из средств партии и собственных средств кандидата. Пожертвования граждан и организаций в него запрещены.

С учётом недавних законодательных инициатив Президента России, согласно которым минимальная численность партии понижается до 500 человек, число политических партий может в ближайшем будущем сильно возрасти, и не исключено, что на ближайших выборах будет участвовать более десяти партий. В связи с этим законопроектом предусматривается, что в избирательном бюллетене помещаются только наименования политических партий и их эмблемы, поскольку комплексы обработки избирательных бюллетеней имеют технические ограничения, не позволяющие обработать бюллетень большого размера. Фамилии кандидатов, входящих в региональные группы, соответствующие определённой территориальной единице, вывешиваются в кабине для тайного голосования. При этом обозначается принадлежность каждой группы к той или иной партии.

Если в субъекте РФ у партии нет региональной группы, то в избирательном бюллетене помещаются только наименование политической партии и её эмблема, то есть у избирателя есть возможность проголосовать за партию в целом.

К распределению депутатских мандатов допускаются партии, набравшие пять и более процентов голосов избирателей.

Сначала мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой пропорционального распределения мандатов. В методике заложен компенсационный механизм, который обеспечивает представительство в Государственной Думе избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта. Даже если партии не выдвинули региональную группу, обязательно хотя бы один мандат будет выдан тому списку кандидатов, который получил наибольшее число голосов на данной территории.

Что касается других положений действующего закона о выборах депутатов, то они существенного изменения не претерпели.

В ближайшем будущем придётся вносить изменения в Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме, потому что предложенные Президентом инициативы требуют кардинального пересмотра существующей редакции этого закона.

Но поскольку внесённые в Государственную Думу законопроекты пока не приняты и, предположительно, предстоит довольно острая дискуссия во время их обсуждения в парламенте, на данный момент неизвестно, какой окончательный вид они примут в итоге, поэтому делать новую редакцию закона об основных гарантиях преждевременно.

Кроме того, представители существующих партий вчера заявили Президенту России, что и они имеют большое количество предложений по уже предложенным им инициативам. В связи с этим будет создана рабочая группа, где партии будут иметь возможность изложить все свои предложения. Рабочую группу будет возглавлять Первый Заместитель Руководителя Администрации Президента Вячеслав Володин.