Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Меморандум Российской Федерации на Саммите по физической ядерной безопасности в 2012 году

27 марта 2012 года

Российская Федерация подтверждает свое намерение развивать атомную энергетику как одно из стратегических направлений развития страны. Мы убеждены, несмотря на тяжесть аварии на АЭС «Фукусима-1», что альтернатив атомной энергетике в обозримом будущем нет. Без нее невозможно ответить на вызов энергетического обеспечения человечества. На сегодняшний день из всех значимых источников энергии атомная энергетика не только экологичный, экономически эффективный, но и безопасный, естественно, при ответственном к ней отношении, источник энергии.

Отмечаем, что обязательным условием ее использования является обеспечение и поддержание высокого уровня безопасности. С учетом уроков аварии на АЭС «Фукусима-1» в России в 2011 году были проведены стресс-тесты на всех действующих российских АЭС, а также проведена партнерская проверка вместе с Всемирной Ассоциацией Операторов АЭС, в которой участвовали эксперты из Франции, США, Бельгии, Венгрии и Украины, а также эксперт МАГАТЭ.

Российская Федерация подтверждает свое намерение развивать атомную энергетику как одно из стратегических направлений развития страны. Мы убеждены, несмотря на тяжесть аварии на АЭС «Фукусима-1», что альтернатив атомной энергетике в обозримом будущем нет. Без нее невозможно ответить на вызов энергетического обеспечения человечества. На сегодняшний день из всех значимых источников энергии атомная энергетика не только экологичный, экономически эффективный, но и безопасный, естественно, при ответственном к ней отношении, источник энергии.

Отмечаем, что обязательным условием ее использования является обеспечение и поддержание высокого уровня безопасности. С учетом уроков аварии на АЭС «Фукусима-1» в России в 2011 году были проведены стресс-тесты на всех действующих российских АЭС, а также проведена партнерская проверка вместе с Всемирной Ассоциацией Операторов АЭС, в которой участвовали эксперты из Франции, США, Бельгии, Венгрии и Украины, а также эксперт МАГАТЭ.

Российская Федерация убеждена в необходимости дальнейшего укрепления международных правовых норм по ядерной безопасности. В июне 2011 года мы представили в МАГАТЭ проекты поправок к Конвенции о ядерной безопасности и Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, а также предложения по укреплению стандартов ядерной безопасности МАГАТЭ.

Россия полностью выполняет свои международные обязательства в области ядерного разоружения, ядерного нераспространения и ядерной безопасности. Мы подтверждаем политические обязательства, изложенные в Коммюнике Вашингтонского саммита по физической ядерной безопасности от 13 апреля 2010 года на этот счет.

Подчеркиваем, что государства, согласно их соответствующим международным обязательствам, несут всю ответственность за обеспечение эффективной физической ядерной безопасности всех ядерных материалов, включая ядерный материал в ядерном оружии, и ядерных установках под их юрисдикцией и контролем.

Подтверждаем, что физическая ядерная безопасность в России остается на должном уровне и что все ядерные материалы на ее территории и соответствующие установки обеспечиваются надежной физической защитой. Ядерных материалов и установок, уровень физической защиты которых вызывает опасения, на ее территории нет.

Постоянно совершенствуем нормы регулирования в области физической и технической ядерной и радиационной безопасности. В июле 2011 года принят Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами», в котором определены особенности новой стадии развития атомной отрасли России, регулирующие вопросы решения проблем ядерного наследия, так и в отношении формирования современных механизмов управления ядерной и радиационной безопасностью.

Россия выражает озабоченность в связи с тем, что в мире по‑прежнему сохраняется угроза ядерного терроризма, возможность нелегального оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ, не всегда достаточно эффективны меры экспортного контроля. Мы озабочены тем, что Конвенция о физической защите ядерных материалов, поправки к ней и Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма еще не стали подлинно универсальными правовыми инструментами.

Российская Федерация придает большое значение координации международных усилий по снижению рисков ядерного терроризма. Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ) является эффективным инструментом сотрудничества и обмена передовым опытом в области практического противодействия угрозе ядерного терроризма и укрепления физической ядерной безопасности в мире.

Россия поддерживает деятельность МАГАТЭ по обеспечению физической ядерной безопасности в мире. Отмечаем содействие, которое Агентство оказывает своим государствам-членам в укреплении национальных систем учета и контроля ядерных материалов, систем ядерной и физической безопасности. Поддерживаем реализацию Плана МАГАТЭ по физической ядерной безопасности на 2010–2013 годы, ориентированного на усиление координирующей роли МАГАТЭ в обеспечении физической ядерной безопасности, широкое использование информационных технологий и современных разработок и оказание помощи странам в этой области по их запросам. Поддерживаем предложение МАГАТЭ организовать международную конференцию по вопросам физической ядерной безопасности в 2013 году.

Россия также оказывает содействие в этом направлении странам, ставшим на путь мирного использования ядерной энергии. Продолжается проведение курсов по физической защите на базе Межотраслевого специального учебного центра в г.Обнинске. Российская Федерация поддерживает инициативу о развитии культуры физической ядерной безопасности. Мы намерены совместно с МАГАТЭ организовать в России летом 2012 года семинар по культуре физической ядерной безопасности, прежде всего для специалистов из стран, встающих на путь использования атомной энергетики.

Приветствуем создание Центров передового опыта и других центров по подготовке и повышению квалификации в области физической ядерной безопасности после проведения Вашингтонского саммита, а также поддерживаем создание новых центров.

По предложению России в план действий международного проекта МАГАТЭ по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) на 2011–2012 годы включена задача по организации на базе НИЯУ МИФИ (г. Москва) международного учебного курса МАГАТЭ, а также учебного центра повышения квалификации молодых кадров СНГ по применению Методологии ИНПРО для проведения оценок национальных ядерно-энергетических систем. На базе специального учебного центра в г. Обнинск организован международный учебный курс для иностранных специалистов на тему «Практика эксплуатации систем физической защиты на ядерных объектах». Обучение проводится с использованием возможностей учебного полигона средств физической защиты ядерных материалов и объектов, созданного при поддержке МАГАТЭ.

Российская Федерация поддерживает деятельность МАГАТЭ по разработке методологии проверки декларируемого содержимого при перемещении ядерных и других радиоактивных материалов через границы. Россия – одна из стран мира, которая уже в течение 15 лет на практике использует эту технологию и готова оказать поддержку в ее освоении другим заинтересованным странам. В основном завершено оснащение пограничных пунктов пропуска стационарными системами для осуществления такого контроля. Проводится внедрение созданной национальной автоматизированной управляющей информационной системы за контролем перемещения ядерных материалов через государственную границу.

В Российской Федерации проводятся работы по созданию опытной системы по предотвращению незаконного оборота радиоактивных материалов в Мурманской области.

Отмечаем важность международного сотрудничества в этой сфере с соблюдением требований национального законодательства и обеспечения конфиденциальности информации и недопущения ее попадания в руки злоумышленников.

Российская Федерация поддерживает программу МАГАТЭ по созданию и поддержанию информационных баз данных по фактам незаконного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ. Активно участвуем во встречах рабочих групп по наращиванию функциональности базы данных, а также в информационном обмене и регулярно предоставляем соответствующую информацию.

Продолжаем осуществлять внутреннюю программу консолидации и конверсии ВОУ, начатую в 1999 году. За последнее время (с 2010 года) конвертировано в НОУ 1320 кг невостребованного ВОУ (по урану-235).

В России давно принято решение о переходе в поставках за рубеж топлива для исследовательских ядерных реакторов только на основе НОУ. В настоящее время, например, для исследовательских ядерных реакторов в Чехии, Венгрии, Украине, Узбекистане и других странах поставляется топливо только на основе НОУ.

Совместно с США с 2002 года осуществляется Программа по возврату в Российскую Федерацию ВОУ с ядерных исследовательских реакторов российской конструкции, как свежего, так и облученного, сопровождающаяся конверсией активных зон этих реакторов с ВОУ на НОУ. Всего за время существования программы вывезено 604 кг свежего и 986 кг облученного ВОУ из 14 стран. Планируется вывоз топлива из Вьетнама, Украины и Узбекистана.

Сейчас в России в сотрудничестве с США проводится оценка технической и экономической возможности перевода шести исследовательских ядерных реакторов в НИЦ КИ, МИФИ, НИИАР, ТПУ с ВОУ на НОУ. Решение о реальной конверсии будет принято после дополнительной оценки ее экономических последствий.

Россия поддержала разработку и присоединилась к Кодексу поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников. В настоящее время ведется национальный регистр таких источников.

В России большое внимание уделяется вопросам обеспечения физической безопасности во время транспортировки ядерных материалов.

Россия поддерживает международные усилия, направленные на обеспечение мер по защите чувствительной информации, включая меры по кибербезопасности на ядерных объектах.

Поддерживаем международные усилия в создании международной системы реагирования в чрезвычайных ситуациях, обусловленных реализацией угроз ядерного терроризма, в предоставлении помощи странам, которым она необходима на двустороннем, региональном или многостороннем уровне, в частности, в обеспечении задач противодействия ядерному терроризму на крупных международных предприятиях.

Российская Федерация привержена целям поддержания и укрепления физической ядерной безопасности. Подтверждаем готовность принимать самое активное участие в международных усилиях, направленных на их реализацию, и вести активную и субстантивную работу со всеми заинтересованными государствами, разделяющими приверженность этим целям.

* * *

Российская Федерация

Саммит по физической ядерной безопасности 2012 года

Культура физической ядерной безопасности

1. Введение

Сегодня невозможно представить, чтобы самая совершенная техническая система, в том числе физическая защита ядерного объекта или система учета и контроля ядерных материалов, функционировала идеально и без сбоев без высокопрофессионального персонала, психологически устойчивого и воспринимающего выполнение правил в области физической ядерной безопасности как внутреннюю потребность. Эффективность действенности технических мер по защите ядерных материалов зависит от осознания особой важности проблем безопасности всеми сотрудниками ядерного предприятия.

Таким образом, один из важнейших элементов физической ядерной безопасности, напрямую связанный с человеческим фактором – совокупностью всех возможных проявлений социальной, трудовой и любой другой активности человека и всех возможных последствий деятельности на уровне личности и коллектива, рассматривается нами как культура физической ядерной безопасности.

Необходимость и актуальность повышения уровня культуры физической ядерной безопасности нашли свое отражение в Плане работы, принятом в апреле 2010 года на Саммите по физической ядерной безопасности в Вашингтоне.

В частности, в нем говорится, что государства-участники Саммита будут взаимодействовать с предприятиями ядерной промышленности с целью продвижения и поддержания прочной культуры физической ядерной безопасности и корпоративной приверженности реализации здоровой практики в сфере безопасности, включая проведение, в соответствии с правилами национального регулирования, регулярных учений и проверки показателей обеспечения физической ядерной безопасности.

2. Культура физической ядерной безопасности

Под термином «культура физической ядерной безопасности» понимается следующее определение, используемое в российско-американском сотрудничестве по совершенствованию культуры физической ядерной безопасности: «Культура физической ядерной безопасности – это совокупность качеств, принципов, отношений и поведения отдельных лиц, организаций и институтов, которая служит средством поддержания и совершенствования физической ядерной безопасности».

В ходе ее анализа рассматривается обеспечение физической ядерной безопасности во всех аспектах человеческой деятельности.

3. Деятельность в области культуры физической ядерной безопасности

Деятельность в области культуры физической ядерной безопасности и повышения надежности персонала на национальном уровне может включать:

• оценку осознанной внутренней потребности персонала в обеспечении физической ядерной безопасности объекта и ядерных материалов;

• организацию комплексного воздействия на специалистов для развития качеств личности, необходимых для обеспечения безопасности;

• формирование уверенности персонала в необходимости и действенности защитных мероприятий;

• формирование психологической устойчивости при обеспечении сохранности ядерных материалов в условиях воздействия неблагоприятных факторов.

Работа по совершенствованию культуры физической ядерной безопасности является инструментом формирования надежности персонала ядерного предприятия и снижения влияния внутреннего нарушителя на сохранность ядерных материалов и безопасность предприятия.

Суть работы по формированию надежности персонала состоит в том, чтобы, учитывая возможность человеческих ошибок и несанкционированных действий, попытаться предотвратить их совершение, а также обеспечить средства для их выявления, коррекции и компенсации их последствий.

При этом персонал следует рассматривать не только в профессиональном пространстве, но и в других психологических пространствах, а именно: индивидуальном, социальном, семейном, а также нормативном пространстве. Причины ошибочных действий персонала, хотя в большинстве случаев и происходят именно в профессиональном пространстве, могут быть в любом другом вышеперечисленном пространстве.

Формирование культуры физической ядерной безопасности, а также ее дальнейшее развитие представляют собой комплексный процесс, требующий времени и адекватных ресурсов. При этом неотъемлемыми факторами ее развития являются:

• критерии оценки уровня культуры безопасности на объекте;

• основополагающие документы, включая регламентирующие применение критериев для оценки уровня культуры безопасности.

Критерии оценки уровня культуры физической ядерной безопасности могли бы включать, например:

1) Наличие в Уставе предприятия или специальном заявлении ее руководства положения о том, что обеспечение физической ядерной безопасности относится к основному виду деятельности предприятия.

2) Наличие должностных инструкций персонала по обеспечению физической ядерной безопасности и их своевременный пересмотр.

3) Выделение ресурсов (финансовых и технических) на обеспечение физической ядерной безопасности на такой же основе, как и для основного производства.

4) Постоянное проведение анализа причин влияния человеческого фактора на эффективность работы систем обеспечения физической ядерной безопасности и т. д.

Использование таких критериев дает возможность объективно оценить уровень развития культуры физической ядерной безопасности. Наработанный инновационный, организационный, методологический и технологический опыт по развитию культуры физической ядерной безопасности и ее оценки может и должен быть использован для предотвращения ошибок, ведущих к чрезвычайным ситуациям на сложных технических системах ядерных объектов, повышения надежности персонала, снижения негативного влияния человеческого фактора и предотвращения воздействий внутреннего нарушителя на сохранность ядерных материалов и безопасность ядерного объекта.

В то же время существует озабоченность в связи с тем, что по‑прежнему в мире сохраняется ряд факторов, повышающих риск несанкционированного доступа к ядерным материалам и установкам. В частности, в отдельных государствах не только существуют пробелы в системах учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, но, что является наиболее важным, недостаточен уровень подготовки персонала и работы с ним.

4. Следующие шаги

Важным элементом в развитии культуры физической ядерной безопасности является обучение персонала и обмен, где это возможно с юридической и практической точки зрения, передовыми практиками, проводимый в форме различных курсов и семинаров. В этой связи в России принято решение о проведении семинара по культуре физической ядерной безопасности в 2012 году. Мероприятие будет проводиться в сотрудничестве с МАГАТЭ. К участию в семинаре будут приглашены специалисты заинтересованных стран, включая государства, заключившие соглашения о строительстве АЭС по российской технологии.