Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Проектом федерального закона № 8601–5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее – законопроект) предусматривается часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее – Закон) изложить в новой редакции, в соответствии с которой использование средств массовой информации не допускается для распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Предлагаемое дополнение полностью воспроизводит определение клеветы, содержащееся в части 1 статьи 129 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как следует из пояснительной записки, обоснованием разработки и внесения законопроекта служит стремление «вывести клевету из абстрактного понятия «уголовно наказуемых деяний», подобно тому, как это было сделано с распространением в СМИ «экстремистских материалов».
С подобными доводами согласиться нельзя.
Прежде всего необходимо отметить, что «уголовно наказуемое деяние» не является абстрактным понятием, представляя собой правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. В частности, уголовно наказуемым деянием признается клевета, ответственность за которую предусмотрена статьёй 129 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом в части второй этой статьи клевета в средствах массовой информации относится к квалифицирующим признакам.
Поскольку в части первой статьи 4 Закона уже содержится запрет в отношении использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, то неоднократное распространение средством массовой информации сведений клеветнического характера, подтверждённое вступившими в силу приговорами судов, является основанием для прекращения функционирования средства массовой информации в соответствии со статьей 16 Закона.
Внесение предлагаемого изменения способно также вызвать проблемы в правоприменительной практике, поскольку ни из текста законопроекта, ни из пояснительной записки к нему не ясно, должен ли быть факт распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, установлен судом или нет. В отношении уголовно наказуемых деяний этот вопрос не стоит, так как в соответствии с частью 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Необоснованной представляется и приведенная в пояснительной записке к законопроекту аналогия с распространением экстремистских материалов.
Противодействие экстремистской деятельности включает в себя целый набор различных правовых мер борьбы с проявлением экстремизма. Соответственно распространение экстремистских материалов может повлечь привлечение виновных лиц к административной, уголовной ответственности, а также применение иных мер охранительного характера. В связи с этим изменения, которые вносились в часть первую статьи 4 Закона, нельзя рассматривать как «выведение» распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации из‑под понятия «уголовно наказуемые деяния».
Очевидно, что положения законопроекта могут привести исключительно к созданию препятствий для нормального функционирования средств массовой информации и не способствуют достижению поставленной цели – охране интересов граждан от распространения сведений клеветнического характера.
С учетом изложенного представляется целесообразным снять представленный законопроект с дальнейшего рассмотрения.