Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Европейского Совета А.Гутерриша, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС – Верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Х.Соланы, Председателя Комиссии Европейских сообществ Р.Проди

29 мая 2000 года

Подписано 29 мая 2000 года в Москве


Мы, руководители Российской Федерации и Европейского союза, собравшись в Москве на пятую со времени вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) встречу на высшем уровне, подтверждаем важность, которую мы придаем поступательному развитию наших отношений во всех областях.

Наше партнерство и интенсивный политический диалог нацелены на дальнейшее развитие стабильной и процветающей Европы и базируются на принципах демократии, уважения прав человека, верховенства закона и рыночной экономики.

Мы приветствуем интенсификацию нашего сотрудничества на основе СПС, Стратегий развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу и Коллективной стратегии Европейского союза в отношении России. Встречи на высоком уровне, проведенные в период председательства Португалии в ЕС, внесли важный вклад в эту работу.

Президент В.В.Путин отметил важные внутриполитические события в Российской Федерации, произошедшие в последние месяцы, а именно выборы в Государственную Думу Федерального Собрания, избрание и вступление в должность Президента.

Он заявил, что новая российская экономическая программа будет нацелена на достижение устойчивого роста, поступательное решение насущных социальных проблем и дальнейшую интеграцию в мировую экономику.

Со своей стороны Европейский союз подтвердил поддержку политике реформ, проводимой новым российским руководством, и важность сотрудничества между Евросоюзом и Россией в рамках СПС на основе двух стратегий.

Российская сторона подчеркнула, что развитие событий в России, поддержанное россиянами, подтверждает ее европейское призвание и что Россия является и будет конструктивным, надежным и ответственным партнером в работе по формированию многополярной системы международных отношений, основанной на строгом соблюдении международного права.

В свою очередь, руководители Европейского союза рассказали об основных элементах процесса интеграции ЕС – укреплении его институтов, расширении, упрочении общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), а также социально-экономическом развитии. Евросоюз особо подчеркнул намерение развивать свою европейскую политику в области безопасности и обороны в качестве составной части ОВПБ. ЕС стремится содействовать еще большему сближению интересов с Россией и повышению уровня стабильности и безопасности в Европе в целом. ЕС еще раз подтвердил, что Россия может быть приглашена участвовать в будущих операциях по урегулированию кризисов.

Президент В.В.Путин выразил позитивный интерес к формирующейся политике в области безопасности и обороны ЕС. Он отметил, что существуют возможности взаимодействия в соответствии с принципами Устава ООН и при признании главной ответственности Совета Безопасности ООН, в частности в вопросах укрепления международного мира, безопасности и стабильности, а также раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

Мы согласны с тем, что СПС и встречные элементы в двух Стратегиях обеспечивают хорошую основу для ответа на новые общие вызовы. Они также создают рамки для конструктивного диалога по тем вопросам, где существует различие во мнениях или несогласие.

ЕС выразил свою известную озабоченность в отношении ситуации в Чечне и принял к сведению информацию, предоставленную Президентом В.В.Путиным, относительно последнего развития событий. Он приветствовал намерение российского руководства достичь политического урегулирования. ЕС констатировал улучшение в плане доступа для организаций, оказывающих гуманитарную помощь, и привлек внимание российской стороны к сохраняющейся необходимости улучшения условий их работы.

Нам предстоит вместе еще активнее противодействовать транснациональным угрозам, включая экстремизм и терроризм, организованную преступность, незаконный оборот наркотиков и торговлю людьми, контрабанду оружия, отмывание доходов от преступной деятельности. Мы как можно скорее приступим к имплементации Плана совместных действий по борьбе с организованной преступностью, утвержденного на заседании Совета сотрудничества в Люксембурге 10 апреля с. г.

Признавая, что сегодняшние вызовы требуют последовательной мобилизации усилий всего международного сообщества, мы приветствуем возможность, предоставленную первой трехсторонней встречей на уровне министров Россия – ЕС – США, состоявшейся в Лиссабоне 3 марта 2000 г., и считаем, что этот формат заслуживает дальнейшего развития.

Мы подтверждаем основополагающее значение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и Стратегий взаимоотношений, принятых впоследствии сторонами, для последовательного и динамичного развития сотрудничества России и ЕС в сфере экономики, финансов, науки и техники.

Мы отмечаем, что заседание Совета сотрудничества 10 апреля с. г. в Люксембурге придало нашим взаимоотношениям новый позитивный тон. Особо приветствовались договоренности о Плане совместных действий по борьбе с оргпреступностью и о Плане совместных действий по улучшению защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

Совет сотрудничества подчеркнул необходимость полного задействовования потенциала Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в частности путем развития его экономических положений. С этой целью мы согласились предпринять необходимые усилия по выполнению совместной Программы реализации СПС на 2000 г., утвержденной Советом сотрудничества,

В этом контексте мы отмечаем ключевые моменты ведущейся активной работы, например в сферах науки и техники, в области применения спутниковых систем в аэронавигации и радиокоммуникации (ГЛОНАСС-ГАЛИЛЕО), а также в сферах атомной энергетики и безопасности и транспорта. Эта широкомасштабная программа также включает работу «круглого стола» предпринимателей Россия-ЕС. Стороны также отметили полезный вклад в сотрудничество между ними Европейского Бизнес-Клуба в России.

В этом контексте мы также согласились о необходимости дальнейшего сотрудничества в развитии обменов в сферах образования и профессионального обучения кадров.

Мы определили свои приоритеты в реализации упомянутых Стратегий. Россия видит эти приоритеты в сферах обеспечения безопасности в Европе, торгового, инвестиционного, научно-технического и приграничного сотрудничества, совместных усилиях в борьбе с организованной преступностью и контактах с ЕС в сфере его общей внешней и оборонной политики. Продолжающийся процесс имплементации Европейским союзом его Коллективной стратегии нацелен прежде всего на интенсификацию политического диалога и сотрудничества в сфере нераспространения, реализацию Плана совместных действий по борьбе с организованной преступностью. Были упомянуты подготовка плана действий в рамках «Северного измерения» ЕС, а также программы породнений и студенческих обменов.

Мы отмечаем, что двусторонняя торговля и инвестиции могут быть значительно увеличены в ближайшие годы к взаимной выгоде, и согласились, что нерешенные торговые вопросы должны быть урегулированы как можно скорее в рамках СПС. Мы согласились о том, что после обнародования российской экономической программы будут изучены возможности совершенствования договоренностей в сфере финансирования и страхования в торговле, а также улучшения распространения деловой информации. ЕС отметил важность сближения законов и технических норм и стандартов. ЕС рассмотрит вопрос о завершении до конца текущего года процедуры распространения на Россию «социальных преференций» Генеральной системы преференций ЕС. Российская сторона выразила заинтересованность в урегулирований антидемпинговых процедур против российских предприятий.

Мы согласны с тем, что ключевой общей целью двух сторон является скорейшее вступление России в ВТО. Переговоры по этому вопросу должны быть продолжены, и ЕС продолжит оказание технического содействия.

Мы обменялись мнениями по новой российской экономической программе, отметив, что одной из основных ее целей будет создание благоприятного климата для инвестиций в реальный сектор экономики России. Мы согласны, что инвестиции ЕС в Россию находятся в настоящее время на довольно низком уровне и что обе стороны должны с пользой обсудить в свете новой экономической программы и в рамках органов СПС, что можно было бы предусмотреть для поощрения большего числа фирм и институтов из ЕС к реализации возможностей осуществления бизнеса и инвестиций в России.

ЕС подчеркнул важность, которую он придает роли заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, ответственного за отношения с ЕС. Хотя эта правительственная должность существует относительно короткий период времени, ее ценность для координации отношений и стимулирования их развития очевидна.

Мы подтверждаем готовность обсуждать по согласованной схеме и в рамках существующих органов СПС последствия будущего расширения ЕС для торгово-экономических интересов России, включая особые проблемы Калининградской области. Нашей совместной целью является мобилизация потенциала, создаваемого при расширении ЕС, для роста торговли как между Россией и расширяющимся Европейским Союзом, так и между нею и государствами-кандидатами на вступление в ЕС.

В центре нашего внимания будут оставаться вопросы укрепления регионального и приграничного сотрудничества. Отмечая важный вклад России в Подготовку Плана действий в рамках «Северного измерения» ЕС, мы подтвердили нашу поддержку инициативы «Северного измерения» ЕС, которая укрепит взаимовыгодное приграничное сотрудничество на севере нашего континента.

Мы будем продолжать оказывать поддержку ООН и совместно с другими странами всемерно содействовать ее миссиям по поддержанию мира и безопасности, содействию развитию, предупреждению и урегулированию конфликтов. Предстоящие Саммит и Ассамблея Тысячелетия предоставляют мировому сообществу уникальную возможность укрепления центральной роли ООН в системе международных отношений в XXI веке в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

ОБСЕ, отмечающая в этом году свое 25-летие, утвердилась в качестве одной из основных организаций по раннему предупреждению, предотвращению конфликтов, регулированию кризисов и постконфликтному восстановлению. Она вносит значительный вклад в развитие безопасного, стабильного и процветающего региона, приверженного единым демократическим стандартам, высокому уровню уважения прав человека и верховенству закона. В духе Хартии европейской безопасности, принятой на саммите в Стамбуле 19 ноября 1999 г., мы будем оказывать политическую и практическую поддержку ОБСЕ в достижении этих целей.

Российская Федерация и Европейский союз напилены на укрепление долгосрочной стабильности на Балканах. Этому будет способствовать продвижение урегулирования в Косово на основе полного выполнения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН и полной поддержки Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине. Стороны поощряют использование широких возможностей Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы в интересах развития всестороннего регионального сотрудничества. Был также затронут вопрос о работе Международного Трибунала по бывшей Югославии.

Российская Федерация и Европейский союз подтверждают важность долгосрочного укрепления стабильности в закавказских государствах -Армении, Азербайджане и Грузии. Они признают важность поиска мирных и долговременных решений конфликтов в регионе. Они убеждены, что прочные отношения внутри этих стран и между ними – залог укрепления демократии, развития и процветания. Они признают, что это также будет содействовать более стабильным отношениям и на прилегающих к региону территориях.

Российская Федерация и Европейский союз намерены продолжать тесное взаимодействие с целью установления всеобъемлющего справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке согласно соответствующим резолюциями Совета Безопасности ООН, принципам Мадридской конференции и последующим соглашениям.

Европейский союз приветствует ратификацию Российской Федерацией Договора СНВ-2 и дополнительного протокола к нему, Европейский Союз призывает Россию и США как можно скорее приступить к переговорам по выработке Договора СНВ-3, предусматривающего дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений. Российская сторона еще раз подчеркнула необходимость незыблемого и строгого соблюдения Договора по ПРО, имеющего основополагающее значение для обеспечения стратегической стабильности. ЕС приветствует ратификацию Российской Федерацией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Россия и Европейский союз призывают все государства, еще не подписавшие или не ратифицировавшие его, сделать это как можно скорее.

Мы приветствуем интенсификацию сотрудничества между Россией и ЕС по проблеме нераспространения и разоружения в соответствии с планом Совместных действий ЕС, принятым в декабре 1999г., начиная с осуществления двух проектов по содействию в уничтожении химического оружия и по транспортировке, хранению и утилизации плутония.

ЕС и Российская Федерация приветствуют успешное завершение конференции 2000 года по обзору выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия и ее позитивный вклад в дело укрепления всеобщего мира и безопасности.

Поддержание ядерной безопасности и решение связанных с этим экологических проблем остается первостепенной задачей. Мы ожидаем скорейшего завершения переговоров по проекту Многостороннего соглашения по ядерно-экологической программе в Российской Федерации, призванного создать надежные правовые рамки для реализации проектов содействия в деле обращения с ядерными отходами и отработанным топливом на Северо-Западе России. Призываем всех участников этого процесса решить назревшие вопросы, в частности по налогам и ответственности.

В ходе обстоятельного обсуждения мы рассмотрели пути придания дополнительного импульса взаимодействию между Россией и ЕС с целью достижения конкретных результатов. Мы убеждены в необходимости предпринять дополнительные шаги для поощрения контактов политических, парламентских, деловых, общественных, академических кругов, между гражданскими обществами и молодежью. В этой работе, а также при развитии региональных связей будут особенно ценны инициативы по линии двустороннего сотрудничества Российской Федерации с государствами-членами Европейского союза.

Наши переговоры в Москве показали большой потенциал сотрудничества. Сегодня мы сделали важный шаг к эффективному задействованию этого потенциала в долгосрочных интересах Российской Федерации и Европейского союза, а также – народов всей Европы.