Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Принято 3 октября 2001 года в Брюсселе
Исходя из возможностей дальнейшего укрепления наших долгосрочных взаимоотношений в области энергетики и с целью обеспечения общеевропейской энергетической безопасности на Саммите в октябре 2000 года мы договорились начать развернутый диалог по энергетике в целях формирования энергетического партнерства между Россией и ЕС. С представлением двумя координаторами Обобщающего доклада на эту тему мы считаем, что начальная, экспертно-аналитическая стадия данного диалога завершена. Поэтому Саммит принимает к сведению данный доклад, который знаменует окончание исследовательской стадии диалога, выражает свою признательность экспертам и передает его на следующий, официальный этап энергодиалога.
Россия и Европейский союз разделяют одинаковые озабоченности в отношении стабильности рынков энергии, обеспечения надежности и роста экспорта и импорта, необходимости модернизации российского энергетического сектора, повышения экономии энергии и сокращения выбросов парниковых газов как при ее производстве, так и потреблении. Европейский союз высоко ценит конструктивную позицию Российской Федерации на недавних переговорах в Бонне в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, равно как и намерения России продолжать структурные реформы своей экономики и энергетического сектора, он признает ее роль как своего важного партнера, близкого, надежного и основного источника энергетических ресурсов и экспортера, с которым связываются надежды на увеличение его поставок энергетических товаров в Европейский союз.
Россия со своей стороны признает, что развитие внутреннего рынка ЕС создает крупнейший в мире и наиболее интегрированный рынок энергии в непосредственной близости от ее границ. По этой причине энергодиалог сторон должен рассматриваться не только в свете установления энергетического партнерства, но и как вклад в прогресс в направлении реализации концепции общего европейского экономического пространства в соответствии с решениями сторон на московском Саммите Россия–ЕС (май 2001 года). Он должен также использовать опыт и знания, приобретенные на других форумах, таких, как энергетическое сотрудничество в регионе Балтийского моря в рамках СГБМ и рабочая группа по энергетике СБЕР, а также в регионе Черного моря в рамках ЧЭС.
Начальная фаза диалога высветила как ряд тем, практические плоды от которых могут быть получены уже в ближайшем будущем, равно как и тем, где потребуется дальнейшая работа, предшествующая принятию обязательств, которые могут быть взяты на себя сторонами в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия–ЕС.
Саммит обращает внимание, в частности, на следующие выводы и рекомендации экспертов.
На краткосрочную перспективу прогресс может быть достигнут в следующих областях:
— Совершенствование законодательной базы России в отношении производства и транспортировки энергии, в частности, завершение работы над нормативными актами в отношении Соглашений о разделе продукции и механизма содействия инвестициям в энергетический сектор, направленного прежде всего на упрощение административных и лицензионных процедур, которые создают важную предпосылку роста европейских инвестиций в энергетический сектор;
— Обеспечение технической безопасности транспортных сетей. В этой связи ЕС выражает свою готовность оказать содействие в оценке российской инфраструктуры экспорта энергии, где и когда сторонами это будет признано необходимым. Будет изучена возможность создания региональной спутниковой системы мониторинга на объектах нефтяной и газовой инфраструктуры;
— Юридическое обеспечение долгосрочных поставок топлива и энергии, с признанием той важной роли, которую играют в обеспечении энергетической безопасности долгосрочные контракты и энергетические рынки. Россия подчеркивает важность долгосрочных контрактов на поставки газа на условиях «бери или плати»;
— Признание в качестве отвечающих «взаимным интересам» ряда новых объектов транспортной инфраструктуры, таких, как стыковка электросетей обеих сторон, Северный трансъевропейский газопровод, газопровод Ямал–Европа транзитом через Белоруссию и Польшу, освоение Штокмановского месторождения. Аналогично, в части нефти, выделяются интеграция передающей системы «Дружба», проходящей через Белоруссию и Украину, с сетью «Адрия»; обеспечение транзита энерготоваров на недискриминационных условиях при увеличивающихся количествах поставок в ЕС и страны-кандидаты. Россия рассматривает в качестве приоритета сооружение соединительного газопровода Кобрин–Велке–Капушаны. За такие проекты, а также за выбор рациональных маршрутов отвечают государства и заинтересованные компании;
— В свете важности обеспечения рационального использования и сбережения энергии рекомендуется как можно быстрее реализовать головные проекты такой экономии в Архангельской и Астраханской областях России. В течение 2002 года необходимо начать подготовку подробных аналитических докладов для этих регионов по данной теме при финансовой поддержке из различных европейских источников, включая промышленность. Таким же образом будет заложена база для реализации и других подобных региональных проектов.
Европейский союз рассматривает Договор к Энергетической хартии как важный юридический и политический рамочный документ для сотрудничества между странами-производителями, транзитными странами и потребителями энергии. Европейский союз рекомендует, чтобы были решены некоторые остающиеся проблемы, препятствующие ратификации Договора к Энергетической хартии и завершению Протокола к Энергетической хартии по транзиту.
При этом ряд важных вопросов потребует дальнейших проработок и технического изучения:
— Потенциал и преимущество схемы поддержки инвестиций, которая уменьшала бы некоммерческие риски;
— Исследование перспектив, которые могли бы открыть для России механизмы гибкости Киотского протокола для привлечения инвестиций для модернизации ее энергетического сектора;
— Условия для активизации сотрудничества в области энергетической науки и техники, в частности, путем создания в Москве Центра по энергетическим технологиям ЕС–Россия. Необходимо будет изучить вопрос получения дополнительных преимуществ от взаимодействия между этим центром и другими национальными энергетическими центрами, созданными в рамках двустороннего сотрудничества между Россией и странами – членами ЕС;
— Поставки электроэнергии должны отвечать определенным предварительным условиям, таким, как достаточные установленные мощности на российском рынке и меры защиты окружающей среды, а также высокий уровень ядерной безопасности, сравнимый с тем, который действует в странах – членах Европейского союза;
— Изучение возможностей совместного осуществления проектов в области сбережения энергии и освоения ее возобновляемых источников, в частности, путем составления каталога подобных российских проектов, которые могли бы быть рассмотрены в качестве объектов финансирования в рамках механизма совместного осуществления Киотского протокола;
— Организация подготовки и переподготовки специалистов в области корпоративного управления.
В целях продвижения данных инициатив обе стороны признают важность участия в ведущемся диалоге представителей энергетического сектора экономики, включая частные компании, международные финансовые организации и экспертов.
Для достижения дальнейшего ускоренного прогресса в диалоге стороны договорились об учреждении ими Комитета высокого уровня по сотрудничеству в области топлива и энергетики. Задачи этого органа будут определены в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Первый доклад Комитета высокого уровня о проделанной работе ожидается весной следующего года.