Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

 

Совместное российско-иранское коммюнике

15 марта 2001 года

По официальному приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Президент Исламской Республики Иран С.М.Хатами посетил Российскую Федерацию 12–15 марта 2001 года. Помимо двух раундов переговоров Президентов России и Ирана состоялись встречи и переговоры С.М.Хатами с Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневым. С.М.Хатами принял Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова.

В обстановке доверительности и взаимопонимания главы государств провели откровенный обмен мнениями по широкому кругу двусторонних, региональных и международных вопросов. Было выражено удовлетворение достигнутым уровнем политического диалога и двусторонних контактов, а также высказано намерение придать существенный импульс развитию торгово-экономических связей. Подтверждено, что взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях, а также на международной арене отвечает национальным интересам двух стран и играет важную роль в деле поддержания мира и стабильности на региональном и глобальном уровнях. Была высказана решимость и в дальнейшем содействовать поступательному развитию многоплановых российско-иранских отношений.

В контексте обоюдной заинтересованности в расширении сотрудничества в торговле, экономике и промышленности стороны в конкретном плане рассмотрели меры, осуществление которых будет способствовать существенному прогрессу в этих областях. Были обсуждены вопросы создания механизма финансирования проектов двустороннего сотрудничества, прежде всего в области авиастроения, энергетики, нефтяной и газовой промышленности.

Были даны поручения руководителям российской и иранской частей Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству активизировать работу по выполнению Протокола ее третьего заседания. Признано необходимым продолжить действия по созданию благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для двусторонней коммерческой деятельности и совместных капиталовложений в России и Иране.

Между соответствующими российскими и иранскими организациями были подписаны соглашение о сооружении ТЭС «Табас» и обустройстве угольного месторождения «Мазино» в Иране, а также Меморандум о взаимопонимании относительно разработки, изготовления и запуска геостационарного телекоммуникационного спутника гражданского назначения «Зохре».

Президенты двух стран дали поручения Департаменту технологического сотрудничества аппарата Президента Исламской Республики Иран, Минпромнауки России и другим российским министерствам и ведомствам подготовить новое соглашение о научно-техническом сотрудничестве в дополнение к тому, которое было подписано 15 сентября 1999 года.

Стороны приветствовали подписание Межправительственного соглашения о создании транспортного коридора «Север–Юг», высказались за его скорейшую ратификацию и вступление в силу.

Было подтверждено, что сотрудничество России и Ирана в военно-технической области не направлено против третьих стран и преследует цели укрепления безопасности и стабильности в регионе.

Стороны продолжат сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. В этом контексте Россия и Иран подтвердили свою приверженность обязательствам, вытекающим из их участия в Договоре о нераспространении ядерного оружия.

Президенты двух стран, отметив важность выполнения Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 25 августа 1992 года, дали поручение соответствующим министерствам и ведомствам подготовить совместное российско-иранское Заявление о принципах сотрудничества в мирном использовании атомной энергии.

Обе стороны подтвердили намерение продолжать сотрудничество в создании стабильной, безопасной, справедливой и демократической системы международных отношений, основанной на верховенстве права, взаимовыгодном сотрудничестве и участии всех членов международного сообщества в решении глобальных мировых проблем.

Российская сторона дала высокую оценку выдвинутой Президентом Исламской Республики Иран и поддержанной ООН инициативе об объявлении 2001 года «Годом диалога между цивилизациями». Иранская сторона поддержала предложенную Россией концепцию мира в XXI веке. Учитывая важность диалога между цивилизациями в качестве парадигмы международных отношений, стороны выразили намерение развивать сотрудничество в поощрении и расширении диалога и повышении взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями.

Стороны подчеркнули ключевую роль Организации Объединенных Наций в деле сохранения международного мира и безопасности, подтвердили свою приверженность целям и принципам Устава ООН, высказались против применения силы или угрозы ее применения в нарушение Устава ООН и в обход Совета Безопасности ООН, а также против вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «гуманитарной интервенции» или «ограниченного суверенитета».

Стороны подтвердили свое намерение продолжать и углублять взаимодействие и сотрудничество по актуальным мировым проблемам в рамках Организации Объединенных Наций и других международных форумов, участниками которых они являются.

Была констатирована важность тесного взаимодействия всех государств в целях достижения всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем, особенно в сфере ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а также неукоснительного соблюдения имеющихся в этой области договоров и полного выполнения взятых обязательств.

При обсуждении региональной проблематики особое внимание было уделено перспективам двустороннего и многостороннего сотрудничества на Каспийском море. Стороны высказались за скорейшее нахождение приемлемых для всех прикаспийских государств развязок по вопросу определения правового режима Каспия. Они исходят из того, что в данном регионе все проблемы должны решаться расположенными здесь странами на основе консенсуса, без вмешательства внерегиональных сил.

Стороны подчеркнули озабоченность в связи с конфликтами в Центральной Азии и в Закавказье, препятствующими нормальному развитию государств и их тесному взаимодействию. Они высказали заинтересованность в урегулировании этих конфликтов и обеспечении безопасности и стабильности Центральной Азии и Закавказья.

Стороны приветствовали завершение процесса политического урегулирования и установления национального согласия в Таджикистане и высказались в поддержку курса руководства этой страны на решение задач постконфликтного миростроительства, включая восстановление и подъем экономики и социальной сферы, развитие демократических институтов и проведение социально-экономических преобразований.

С близких или совпадающих позиций стороны обменялись мнениями о ситуации в Афганистане и вокруг него. Было отмечено, что мирное урегулирование через межафганский политический диалог с целью формирования широкопредставительного и многоэтнического правительства является единственно возможным выходом из братоубийственной гражданской войны в этой стране.

Стороны, выражая сожаление в связи с бедственным положением афганского народа и призывая мировое сообщество оказать содействие в облегчении участи афганского народа, осудили экстремизм руководства Движения талибов, не оставляющего планов военного решения афганской проблемы, его нежелание прекратить поддержку международного терроризма и незаконной торговли наркотиками, а также осуществление талибами массовых этнических чисток и грубое нарушение норм международного гуманитарного права. Была подчеркнута важность неукоснительного выполнения резолюции №1333 Совета Безопасности ООН для создания предпосылок к мирному разрешению афганского кризиса.

При обсуждении ситуации вокруг Ирака стороны высказались за скорейший вывод иракского урегулирования из создавшегося тупика без использования силовых методов и в полном соответствии с нормами и принципами международного права. Наиболее оптимальным вариантом разблокирования ситуации вокруг Ирака является пакетный подход, предусматривающий четкие перспективы приостановки, а затем и отмены санкций, в увязке с развертыванием в этой стране международного разоруженческого мониторинга.

Стороны выразили глубокую озабоченность в связи с кризисной ситуацией вокруг палестинских территорий и высказались за окончательное урегулирование палестинской проблемы, в рамках которого народ Палестины сможет реализовать свое законное право на самоопределение и создание независимого государства.

Стороны также обсудили ряд других международных вопросов, представляющих взаимный интерес, включая ситуацию на Балканах.

В ходе визита Президентами был подписан Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который закрепляет высокий уровень взаимодействия между двумя странами и закладывает правовую основу двусторонних связей в XXI веке, а также совместное Заявление по правовому статусу Каспийского моря.

С.М.Хатами совершил ознакомительные поездки в Санкт-Петербург и Казань.

Президент Исламской Республики Иран С.М.Хатами пригласил Президента Российской Федерации В.В.Путина посетить с официальным визитом Иран. Приглашение было с благодарностью принято. Сроки визита будут согласованы по дипломатическим каналам.